Будущее христианства.
vegra
Грандмастер
1/20/2008, 6:21:37 PM
(Эрт @ 18.01.2008 - время: 16:34) На востоке христианского мира религиозная идея трансформируется в национальную. Ведь уже давно и в России, и в Болгарии, и в Сербии обращение "православные" подразумевает "соплеменники". Да и сейчас религиозная идея плотно сращевается именно с национальной.
Если быть точным (или по вашему пофлудить), то ни русские, ни болгары, ни сербы никогда не были племенами. Это народы.
В России много неправославных, и в том числе среди русских. Сложно представить чтобы в Польше или в Италии обращались не "поляки" или "итальянцы", а "католики" хотя там процент католиков гораздо выше.
Да и для большинства православных это ношение креста и пьянки-гулянки по поводу больших религиозных праздников, например праздик Ивана Купалы(это он не для меня, для православных христианский праздник)
Такие "идеи" только разделяют россиян. Да и вообще чего вы собрась строить согласно религиозным идеям. Может талибаны и исламские республики комму-то и нравятся, но не всем.
ЗЫ Прискорбно, что общероссийской или общерусской идеи нет. Однако лозунг "За царя за родину за веру" не особо себя оправдал.
Если быть точным (или по вашему пофлудить), то ни русские, ни болгары, ни сербы никогда не были племенами. Это народы.
В России много неправославных, и в том числе среди русских. Сложно представить чтобы в Польше или в Италии обращались не "поляки" или "итальянцы", а "католики" хотя там процент католиков гораздо выше.
Да и для большинства православных это ношение креста и пьянки-гулянки по поводу больших религиозных праздников, например праздик Ивана Купалы(это он не для меня, для православных христианский праздник)
Такие "идеи" только разделяют россиян. Да и вообще чего вы собрась строить согласно религиозным идеям. Может талибаны и исламские республики комму-то и нравятся, но не всем.
ЗЫ Прискорбно, что общероссийской или общерусской идеи нет. Однако лозунг "За царя за родину за веру" не особо себя оправдал.
DELETED
Акула пера
1/29/2008, 11:43:26 PM
Хотите или не хотите Вы христиания различных направлений, но будущего у христианства нет.
Или переделают христианство так, что не узнаете его.
В принципе, это уже и происходит.
Или переделают христианство так, что не узнаете его.
В принципе, это уже и происходит.
DELETED
Акула пера
1/30/2008, 12:42:36 AM
Будущее у христианства в реформе церкви. Заметьте, не самой веры а именно прооведения релтигиозных мероприятий любого рода. Видимо сюда необходимо будет отнести:
1. Церковь, как помещение для совместного богослужения в плане её укращений будет сведена к минимуму. Есть признаю определенный пласт живописи ,скульптуры и архитектуры выросший из идеи воплощения библейских сюжетов, особые каноны, если хотите. То же самое относится и к облачению священнослужителей, никаких драгоценностей и дорогих тканей.
2. Пересмотр Библии в части касающейся её восприятия от инеллектуала до работяги. Язык и содержание обращения священника к пастве должен быть прост. Никаких сложных богослужений в том смысле, в каком торжественность и сложность богослужения заменяет его сужность.
3. Срастание основных направлений христианства. Мне кажется это неизбежно, вопрос в том когда,и что получится в результате.
1. Церковь, как помещение для совместного богослужения в плане её укращений будет сведена к минимуму. Есть признаю определенный пласт живописи ,скульптуры и архитектуры выросший из идеи воплощения библейских сюжетов, особые каноны, если хотите. То же самое относится и к облачению священнослужителей, никаких драгоценностей и дорогих тканей.
2. Пересмотр Библии в части касающейся её восприятия от инеллектуала до работяги. Язык и содержание обращения священника к пастве должен быть прост. Никаких сложных богослужений в том смысле, в каком торжественность и сложность богослужения заменяет его сужность.
3. Срастание основных направлений христианства. Мне кажется это неизбежно, вопрос в том когда,и что получится в результате.
Bell55
Мастер
1/30/2008, 7:30:12 AM
(Эрт @ 18.01.2008 - время: 16:34) В мире, как известно, всё течёт, всё меняется.
Жёстко религиозно обусловленная жизнь Средневековья ушла в историю, не без помощи Просвещения, и в наши дни наметились две основные тенденции развития религиозной идеи.
На западе она переформировывается в социальную идею. Западный человек говорит "я христианин" и добавляет почему - "я честный человек, я плачу налоги и иногда занимаюсь благотворительностью".
На востоке христианского мира религиозная идея трансформируется в национальную. Ведь уже давно и в России, и в Болгарии, и в Сербии обращение "православные" подразумевает "соплеменники". Да и сейчас религиозная идея плотно сращевается именно с национальной.
Каковы же тенденции изменения религиозной идеи в будущем?
Определенное верное зерно в этом есть. В на фоне научных знаний XXI века собственно религиозные сказки выглядят смешно. При этом церкви пытаются найти свое место в современном мире, потому что бездельникам в рясах кушать все равно хочется, а кроме как кадилом махать они больше они ничего не умеют да и не хотят. Дальше уже начинаются мелкие подробности, как доказать свою полезность, которые зависят от общественных настроений в той или иной стране. Кому что ближе. Западные церкви часто эксплуатируют тему гуманизма, как будто бы гуманистические идеалы требут веры в бога. РПЦ часто эксплуатирует возросшие патриотические настроения в России. При этом происходит подмена служения своей стране верой в бога, которая якобы образует «духовную основу», «возрождения России через возрождение духовной жизни» и т. п.
Жёстко религиозно обусловленная жизнь Средневековья ушла в историю, не без помощи Просвещения, и в наши дни наметились две основные тенденции развития религиозной идеи.
На западе она переформировывается в социальную идею. Западный человек говорит "я христианин" и добавляет почему - "я честный человек, я плачу налоги и иногда занимаюсь благотворительностью".
На востоке христианского мира религиозная идея трансформируется в национальную. Ведь уже давно и в России, и в Болгарии, и в Сербии обращение "православные" подразумевает "соплеменники". Да и сейчас религиозная идея плотно сращевается именно с национальной.
Каковы же тенденции изменения религиозной идеи в будущем?
Определенное верное зерно в этом есть. В на фоне научных знаний XXI века собственно религиозные сказки выглядят смешно. При этом церкви пытаются найти свое место в современном мире, потому что бездельникам в рясах кушать все равно хочется, а кроме как кадилом махать они больше они ничего не умеют да и не хотят. Дальше уже начинаются мелкие подробности, как доказать свою полезность, которые зависят от общественных настроений в той или иной стране. Кому что ближе. Западные церкви часто эксплуатируют тему гуманизма, как будто бы гуманистические идеалы требут веры в бога. РПЦ часто эксплуатирует возросшие патриотические настроения в России. При этом происходит подмена служения своей стране верой в бога, которая якобы образует «духовную основу», «возрождения России через возрождение духовной жизни» и т. п.
DELETED
Акула пера
2/3/2008, 6:20:37 PM
Срастание основных направлений христианства. Мне кажется это неизбежно, вопрос в том когда,и что получится в результате.
Христианство это не огурцы-помидоры, чтобы что-то там "сращивать". Сначала надо увидеть, что нас (конфессии) разъединяет и допустимо ли ради... (а чего кстати ради?) махать рукой на эти различия.
вопрос в том когда,и что получится в результате
Получится химера - удобная кому? Я-то ответ знаю.
Это если говорить о каком-то "сращивании" при помощи человеческого мудрствования. "Объединение" христианства возможно в одном случае - если все они объединятся не тупо под общий знаменатель (что общего то и оставим, а различия выкинем), а по критерию истинности той или иной конфессии.
Истина - она одна. Не 2, не 3. И поэтому истинно м/б только одно понимание Христа - одна конфессия. Разномыслие необходимо, но не в основах, не в догматах. Крупицы истины есть и в др. конф, но одно дело крупицы, а другое дело полнота Истины - все бы наверное предпочли бы идти по карте, на которой нет дыр, разводов и др. белых пятен.
Будущее у христианства в реформе церкви
Многое из того о чем вы пишите вы найдете у протестантов, они уже дореформировались. Я не противник реформ (хотя и не сторонник), но прежде чем что-либо менять надо крепко подумать:
Почему мы это затемаем, что нами движет? Для чего? Смысл? Что будет в результате? Ну а уже потом - за дело.
Хотите или не хотите Вы христиания различных направлений, но будущего у христианства нет.
Или переделают христианство так, что не узнаете его.
В принципе, это уже и происходит.
А вы, ув. Демон, Америки не открыли - это известно уже мин. как 2000 лет (см. Откровение Иоанна Богослова) и здесь я с вами соглашусь
Исторически христианство проиграет. Люди скажут: зачем нам все это мы и без Христа хорошо устроились. Тепло, сухо и мухи не кусают. Христос нам только мешает. Или действительно подменят христианство. Вы правы, говоря "В принципе, это уже и происходит" И под аплодисменты посадят на трон антихриста, который будет строить рай на земле и пытаться выдавать себя заместо ("анти"-это еще и = "вместо") Христа. Ну а о самом конце Истории опять же см. Откровение Иоанна Богослова
Христианство это не огурцы-помидоры, чтобы что-то там "сращивать". Сначала надо увидеть, что нас (конфессии) разъединяет и допустимо ли ради... (а чего кстати ради?) махать рукой на эти различия.
вопрос в том когда,и что получится в результате
Получится химера - удобная кому? Я-то ответ знаю.
Это если говорить о каком-то "сращивании" при помощи человеческого мудрствования. "Объединение" христианства возможно в одном случае - если все они объединятся не тупо под общий знаменатель (что общего то и оставим, а различия выкинем), а по критерию истинности той или иной конфессии.
Истина - она одна. Не 2, не 3. И поэтому истинно м/б только одно понимание Христа - одна конфессия. Разномыслие необходимо, но не в основах, не в догматах. Крупицы истины есть и в др. конф, но одно дело крупицы, а другое дело полнота Истины - все бы наверное предпочли бы идти по карте, на которой нет дыр, разводов и др. белых пятен.
Будущее у христианства в реформе церкви
Многое из того о чем вы пишите вы найдете у протестантов, они уже дореформировались. Я не противник реформ (хотя и не сторонник), но прежде чем что-либо менять надо крепко подумать:
Почему мы это затемаем, что нами движет? Для чего? Смысл? Что будет в результате? Ну а уже потом - за дело.
Хотите или не хотите Вы христиания различных направлений, но будущего у христианства нет.
Или переделают христианство так, что не узнаете его.
В принципе, это уже и происходит.
А вы, ув. Демон, Америки не открыли - это известно уже мин. как 2000 лет (см. Откровение Иоанна Богослова) и здесь я с вами соглашусь
Исторически христианство проиграет. Люди скажут: зачем нам все это мы и без Христа хорошо устроились. Тепло, сухо и мухи не кусают. Христос нам только мешает. Или действительно подменят христианство. Вы правы, говоря "В принципе, это уже и происходит" И под аплодисменты посадят на трон антихриста, который будет строить рай на земле и пытаться выдавать себя заместо ("анти"-это еще и = "вместо") Христа. Ну а о самом конце Истории опять же см. Откровение Иоанна Богослова
vegra
Грандмастер
2/4/2008, 12:41:54 AM
(IgorrrOK186 @ 03.02.2008 - время: 15:20) Исторически христианство проиграет.
А что ему остаётся. Все религии зарождаются, растут становяться могучими, дряхлеют и умирают.
А что ему остаётся. Все религии зарождаются, растут становяться могучими, дряхлеют и умирают.
Bell55
Мастер
2/4/2008, 3:12:45 AM
В исторической перспективе у христианства, естественно, то же будущее, какое у древнегреческих легенд о богах-олимпийцах.
DELETED
Акула пера
2/4/2008, 9:14:52 AM
Ну я-то говорил о другом, как, надеюсь все поняли. Уверенность, что истинное христианство "проиграет" - все же напишу с кавычками - основана на Священном Писании.. "Но Сын
Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"...
А насчет могучести и дряхления всех вообще религий и всяких олимпийцев - пожалуй, мне сложно будет нехристианам и неверующим объяснить это, доказать (если сие вообще возможно) - но христиане не считают христианство одной из религий, в том смысле, что иснинная религия одна - "Я есмь путь и истина и жизнь", "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет"
И "проиграет" оно не в силу каких-то исторических законов, а в силу того, что человек, природа которого повреждена при первородном грехе, став удобопреклонной ко греху - а еще вернее человечество в целом (для целого сообщества людей это еще более явно) - к нему (греху) и тянется, искушаемая диаволом.
То есть это произойдет, но это будет не следствием духовного роста человечества, а следствием его деградации
Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"...
А насчет могучести и дряхления всех вообще религий и всяких олимпийцев - пожалуй, мне сложно будет нехристианам и неверующим объяснить это, доказать (если сие вообще возможно) - но христиане не считают христианство одной из религий, в том смысле, что иснинная религия одна - "Я есмь путь и истина и жизнь", "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет"
И "проиграет" оно не в силу каких-то исторических законов, а в силу того, что человек, природа которого повреждена при первородном грехе, став удобопреклонной ко греху - а еще вернее человечество в целом (для целого сообщества людей это еще более явно) - к нему (греху) и тянется, искушаемая диаволом.
То есть это произойдет, но это будет не следствием духовного роста человечества, а следствием его деградации
Эрт
Грандмастер
2/4/2008, 11:35:57 AM
(IgorrrOK186 @ 04.02.2008 - время: 06:14) христиане не считают христианство одной из религий, в том смысле, что иснинная религия одна - "Я есмь путь и истина и жизнь", "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет"
А как же "Бог един, но поклоняться ему можно по-разному"?
Разве можно сказать, что человек может постичь всю полноту Бога? Нет. Поэтому никакая религия не отражает полностью Его суть.
Развитие есть жизнь, догматика и схоластика - смерть. Выживет то, что растёт и развивается вместе с цивилизацией. А сидеть и ждать плачевного исхода, я считаю, не целесообразно.
А как же "Бог един, но поклоняться ему можно по-разному"?
Разве можно сказать, что человек может постичь всю полноту Бога? Нет. Поэтому никакая религия не отражает полностью Его суть.
Развитие есть жизнь, догматика и схоластика - смерть. Выживет то, что растёт и развивается вместе с цивилизацией. А сидеть и ждать плачевного исхода, я считаю, не целесообразно.
vegra
Грандмастер
2/4/2008, 1:26:16 PM
(IgorrrOK186 @ 04.02.2008 - время: 06:14) А насчет могучести и дряхления всех вообще религий и всяких олимпийцев - пожалуй, мне сложно будет нехристианам и неверующим объяснить это, доказать (если сие вообще возможно) - но христиане не считают христианство одной из религий, в том смысле, что иснинная религия одна
Какие сложности? Не выдумывайте. Сейчас у человечество есть несколько тысяч религий.Почти все адепты считают что правильна ихняя религия, а остальные ошибаются. Никаких РЕАЛЬНЫХ фактов в пользу своей религии никто привести не может. Только разговоры и насилие (угроза насилия)
Какие сложности? Не выдумывайте. Сейчас у человечество есть несколько тысяч религий.Почти все адепты считают что правильна ихняя религия, а остальные ошибаются. Никаких РЕАЛЬНЫХ фактов в пользу своей религии никто привести не может. Только разговоры и насилие (угроза насилия)
DELETED
Акула пера
2/5/2008, 8:37:12 PM
(vegra @ 04.02.2008 - время: 10:26) Какие сложности? Не выдумывайте. Сейчас у человечество есть несколько тысяч религий.
Но вот что интересно, некоторые религиозные конфессии на протяжении истории прошли путь от роста до заката ,а некоторые уж извините за термин обладают стабильно "высокой аудиторией". При этом говоря о большом количестве сторонников я подразумеваю и тех, кто искрене верит и тех для кого принадлежность к той или иной конфессии некая форма обычая, или даже моды как например ,к сожалению ,это происходит в православии.
Но вот что интересно, некоторые религиозные конфессии на протяжении истории прошли путь от роста до заката ,а некоторые уж извините за термин обладают стабильно "высокой аудиторией". При этом говоря о большом количестве сторонников я подразумеваю и тех, кто искрене верит и тех для кого принадлежность к той или иной конфессии некая форма обычая, или даже моды как например ,к сожалению ,это происходит в православии.
Bell55
Мастер
2/5/2008, 10:12:25 PM
(fydfdf11 @ 05.02.2008 - время: 17:37) Но вот что интересно, некоторые религиозные конфессии на протяжении истории прошли путь от роста до заката ,а некоторые уж извините за термин обладают стабильно "высокой аудиторией".
Естественно, перипетии исторического развития и борьбы за власть одни религии выносят наверх, а другие опускают вниз. Скажем, призыв "подставлять другую щеку" пришелся весьма по душе власть имущим в Европе, поскольку помогал держать в подчинении подведоственное население. Естественно, к самим себе они сей лозунг не очень-то применяли, и отнюдь не все веровали, но темные крестьяне -- другое дело, те действительно веровали.
При этом говоря о большом количестве сторонников я подразумеваю и тех, кто искрене верит и тех для кого принадлежность к той или иной конфессии некая форма обычая, или даже моды как например ,к сожалению ,это происходит в православии.Так и в западном мире это тоже форма моды. Сия мода заметна в Америке (всякий президент считает необходимым объявить себя верующим, не указывая во что же конкретно) и практически исчезающая в Европе. Если считать по "истово верующим", то, пожалуй, сейчас на первом месте ислам. Правда, это приводит к религиозному экстремизму и фундаментализму. Точно так же было в средние века в Европе и в России, когда было много искренне верующих. Так что пусть уж лучше религия будет модой. А еще лучше, чтобы была мода на научные знания, а не на древние суеверия.
Естественно, перипетии исторического развития и борьбы за власть одни религии выносят наверх, а другие опускают вниз. Скажем, призыв "подставлять другую щеку" пришелся весьма по душе власть имущим в Европе, поскольку помогал держать в подчинении подведоственное население. Естественно, к самим себе они сей лозунг не очень-то применяли, и отнюдь не все веровали, но темные крестьяне -- другое дело, те действительно веровали.
При этом говоря о большом количестве сторонников я подразумеваю и тех, кто искрене верит и тех для кого принадлежность к той или иной конфессии некая форма обычая, или даже моды как например ,к сожалению ,это происходит в православии.Так и в западном мире это тоже форма моды. Сия мода заметна в Америке (всякий президент считает необходимым объявить себя верующим, не указывая во что же конкретно) и практически исчезающая в Европе. Если считать по "истово верующим", то, пожалуй, сейчас на первом месте ислам. Правда, это приводит к религиозному экстремизму и фундаментализму. Точно так же было в средние века в Европе и в России, когда было много искренне верующих. Так что пусть уж лучше религия будет модой. А еще лучше, чтобы была мода на научные знания, а не на древние суеверия.
vegra
Грандмастер
2/5/2008, 10:36:25 PM
(fydfdf11 @ 05.02.2008 - время: 17:37) Но вот что интересно, некоторые религиозные конфессии на протяжении истории прошли путь от роста до заката ,а некоторые уж извините за термин обладают стабильно "высокой аудиторией".
Вполне нормальное явление. Рекомендую почитать короткий рассказ.
Герберт Уэллс. Бог Динамо. О зарожении и гибели религии.
"Так бесславно закончилось поклонение Божеству Динамо - вероятно, самое
недолговечное из всех людских верований. Но даже это божество могло
похвастаться одним мучеником и одним человеческим жертвоприношением."
Вполне нормальное явление. Рекомендую почитать короткий рассказ.
Герберт Уэллс. Бог Динамо. О зарожении и гибели религии.
"Так бесславно закончилось поклонение Божеству Динамо - вероятно, самое
недолговечное из всех людских верований. Но даже это божество могло
похвастаться одним мучеником и одним человеческим жертвоприношением."
NecroS
Мастер
2/6/2008, 12:06:32 AM
если в России будут относится к людям по принцыпу если ты православный то ты соплеменник а другие гады сволочи и нелюди, то ничего хорошего не будет, только будет способствовать распространению ксенофобии.... кстати тот же самый нацизм тоже этому способствует....
DELETED
Акула пера
2/6/2008, 5:06:59 AM
А как же "Бог един, но поклоняться ему можно по-разному"?
Э-э... Простите, а это кого вы процитировали? Я так не считаю.
Под "поклоняться" речь ведь идет о вере, верно? Не о том сколькими перстами креститься, а о том в какого Бога верить. А в разных религиях боги настолько порой разные, что мама не горюй. Следлаввтельно не все религии одинаково полезны. Всей полноты Бога человеку не понять. Тут вы правы. Однако я не считаю это аргументом в пользу того, почему религий много.
Развитие есть жизнь
Согласен
схоластика - смерть
Скажем так - недостаток схоластики в ее упрощении, некотором примитивизме и в том еще, что Сх. как таковая пошла с Запада и следовательно вобрала в себя кое какие неверные представления свойственные католикам.
догмат ... - смерть
Хм. Вы считаете, что догмат это нечто отрицательное, но это не так.
Заявление сильное, я считаю его не соответствующим истине и поэтому хотел бы остановиться подробнее. Догмат - не есть нечто отрицательное. Смотря что догматизировать. Могу предложить для ознакомления небольную статью д.А. Кураева "ДОГМАТ И ЕРЕСЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПРЕДАНИИЙ"
https://www.philosophy.ru/library/vopros/31.html
она поможет понять, что же это такое христианский догмат и почему церковь так "упирается" в некоторых вопросах. Пока позволю себе некоторое ее цитирование:
"Прежде всего догмат не является выражением истины. Скорее это ее ограждение. Догматические определения (оросы) — это именно определения, это вехи, пределы, стоящие на границах традиции, но не выражающие полноту. Православная догматика — это не истина. Это — указатель на нее. Как дорога в Иерусалим не есть сам Иерусалим, и тем более указатели на этой дороге. Дорожные указатели принадлежат шоссе, но не являются частью дороги или движения или даже двигающегося. Истина есть Христос. Путь к Нему есть Церковь и ее евхаристическое Таинство. А догмат как раз и есть своего рода дорожный знак. Поэтому, по замечательному выражению С. Л. Франка, «разница между Православием и ересью, между истиной и заблуждением не есть разница истины и лжи, но разница между путем, который ведет в гавань, и путем, который обречен на крушение»
"Православие является не системой изложения знаний; оно говорит о путях, которыми эти знания могут быть достигнуты. Поэтому и пускается Церковь в «споры о словах». «Мы стояли за один слог... Мы стояли за Бога» — излагает св. Григорий Богослов суть арианской смуты57. «Почему не будем спорить о словах? О чем же тогда спорить? На что нам даны слова, если спорить о них нельзя? Из-за чего мы предпочитаем одно слово другому? Если поэт назовет свою даму не ангелом, а обезьяной, может она придраться к слову? Да чем вы и спорить станете, если не словами? Движениями ушей? Церковь всегда боролась из-за слов, ибо только из-за них и стоит бороться»,— горячится один из героев Честертона 58.
Церковь отстаивает свою веру на ее границах. Догматы — это формулы, которыми вера старалась защитить себя от лжетолкований.
Что есть Православие само по себе — не позволяет адекватно выразить сама апофатическая природа Богочеловечества. Но невозможность однозначно выразить истину не означает невозможности определить ее. Так формулы жизни не знает никто, но формулы ядов известны и многочисленны 59.
Церковь определяет скорее не учение, разработанное во всех своих пунктах, но лишь основную онтологическую ориентацию.
Традиция — это трансляция синергии. Формы же Традиции, в том числе и догматы — это вешки, которые лицом обращены к людям и говорят: вот та «святая земля», в которую человеку надлежит войти не иначе как «иззув сапоги».
Вне пути — беспутие, а отнюдь не свобода. Поэтому разговоры о том, что «догматы сковывают свободу мысли» не очень убедительны для человека, имеющего опыт мысли и жизни в догматической системе христианства. Честертон однажды сказал, что догмат охраняет широту, как забор охраняет поле 60. Для примера можно вспомнить первое употребление слова «догмат» в христианской литературе — Деян. 16,4: «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (выделено мною.—А. К.). Определения здесь—«ta dogmata»61. Это «определение» защитило свободу христиан от иудейского закона с сотнями его предписаний и запретов. По сути, первый догмат христианства гласил: «Запрещено запрещать».
Нечто подобное мы увидим и позднее, в центральном догмате православия — халкидонском, который описывает образ соединения двух природ — Божественной и человеческой — во Христе сугубо апофатически: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Еще ранее, на протяжении IV—VIII веков («эпоха Вселенских Соборов») мы видим, как догматические определения раз за разом ограждали тайну Личности от антично-философских попыток имперсонального восприятия Бога и человека. Чтобы это было понятнее, напомню, что же именно говорят основные православные догматы.
Догмат Первого Собора (325) — выразился в знаменитом «Символе веры» (в него первой части). Здесь впервые ясно проведено различение между «природой Бога» и Его Личностью. У Отца и Сына одна и та же природа («единосущны»), но Они — различны как ипостаси, как личности. Как позднее скажет св. Григорий Богослов: в них «иной и иной, а не иное и иное».
Второй Собор (381) то же самое приложит к Св. Духу. Будет утверждено антиплатоновское учение о телесном воскресении, а не просто о бессмертии души, что заложит основу целостной христианской антропологии, в которой телесность человека перестанет восприниматься как ущербность и недостаток.
Третий Собор (431) будет отстаивать возможность для человека быть причастным Высшему Бытию — Богу. Между человеком и Богом возможен не только «нравственный» союз, но и реальное соединение. Вновь в центр дискуссий будет поставлена тайна Личности. Мария — «Богородица» или «Человекородица»? Поскольку Бог существовал прежде Марии — вроде бы нельзя сказать, что она родила Бога. Если поставить вопрос «что родила Мария» — ответ может быть один: человека, точнее, его тело. Но вопрос надо ставить: «кого она родила», то есть какое «Я» может сказать об этом теле: «это — мое, это — я сам»? И здесь ответ христианина однозначен: это «Я» Сына Божия, Вечного Логоса.
Четвертый Собор (451) принял уже цитированный нами догмат о способе соединения двух природ в единой Личности Богочеловека. «Неслитно» — это означает, что человек не растворяется в Боге (восточный имперсонализм, зовущий к растворению в нирване, таким образом, оказывается отвергнут). «Нераздельно» — это означает, что, хотя и две природы во Христе, но субъект действия (то есть Личность) — только один. «Неизменно» — это утверждено вопреки ереси Аполлинария, который полагал, что, раз Сын есть Премудрость Божия, то человеческий ум Ему как бы уже ни к чему, и природа человека воспринята Богом при воплощении в «измененном» виде, а не целиком. В ответ Аполлинарию православные не без иронии утверждали, что если во Христе воспринято лишь тело человека, без души и ума, то в этом случае Бог не вочеловечился, а вообезьянился. Четвертое определение халкидонского догмата — «Неразлучно» — означает, что человек навсегда соединен с Богом, то есть его плоть и душа не просто взяты напрокат для палестинского спектакля (как Зевс воспользовался для известных целей телом лебедя).
Пятый Собор (553). Ему предшествовал острый приступ неоплатонического ренессанса: начали активно распространяться сочинения Оригена и его вновь появившихся последователей, «обогащавших» христианскую мысль рассказами об иных планетах, зонах и переселениях душ. Достаточно посмотреть «Тайную
Доктрину» Блаватской, чтобы понять, сколь страшную оккультную угрозу отстранил Пятый Собор от рождающейся христианской цивилизации.
Шестой Собор (681). Осуждена ересь «монофелизма» и «моноэнергизма», полагавшая, что во Христе, хотя и есть две природы, но желает и действует только одна — Божественная. Собор выступил против антропологического минимализма. Если человеческая природа во Христе не действует — то Христос не был живым человеком, а был лишь трупом. Собор запретил тайну Личности отождествлять с волей. К сожалению, этот запрет не был расслышан в позднейшей европейской философии и тайну Кто вновь и вновь пытались выразить через что (волю, разум, самосознание).
Из этого догмата вытекали совершенно определенные этические следствия. Если мы не знаем, что есть богообразная личность в человеке — то у нас и нет ясного критерия для определения того, человек ли встретился нам. Точнее, у нас нет никакой возможности отказать ему в праве считаться человеком. Все природные дефиниции человека, упускающие из виду апофатический мотив христианского персонализма, неизбежно носят сегрегационный характер. Жестко устанавливая определение личности, то есть человека — они именно определяют, кто есть человек, а кто — уже (или еще) — нет. Если всерьез принять европейское определение человека как «разумного» существа — то для психически больных людей не окажется места в жизни. Попробуйте разработать концепцию прав человека, не допускающую эвтаназию или медицинские опыты на людях с разрушенной психикой, исходя из просветительской «гуманистической» философии! Даже если личность еще не вступила в обладание всей полнотой своей природы или утратила это обладание — сама личность есть. Поэтому аборты и эвтаназия — убийство.
Седьмой Собор (787). Вопрос об иконе. Изобразим ли Бог? По природе— несомненно нет. Но что общего у портрета (фотографии) человека и самим человеком? — Имя. Увидев Николая и увидев фотографию Николая, мы говорим одно и то же: «Это — Николай». Имя личности соединяет образ и личность. Поэтому в молитвенном именовании происходит соединение образа и первообраза:
«глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу». Догмат Седьмого Собора вновь спас европейское искусство — и Рублева, и Рафаэля — от восточной безликости."
- Думаю достаточно.
Выживет то, что растёт и развивается вместе с цивилизацией.
С цивилизацией растет только то, что с ней связано. Истина, Бог вне всего этого и поэтому развитие цивилизации в наших отношениях с Богом ничего (особенно хорошего) не вносит и не внесет. Да и вообще вместе с цивилизацией растет огромное коло-во проблем: кол-во и мощь оружия, новые и новые "болячки" (а старые тем временем никуда исчезли, а лишь отодвинуты), засирание окружающей среды, истощение запасов... В цивилизации нет спасения. Это наш человеческий продукт. Он несет на себе все пороки поврежденной грехом природы человека (когда несмотря даже на разум, интеллект, здравый смысл, человек вредит себе, причем не так уж редко делает это вполне осознанно - вот парадокс, правда?).
А сидеть и ждать плачевного исхода, я считаю, не целесообразно.
Я тоже так считаю. Никто и не ожидает плачевного исхода. Закончится ведь все вторым пришествием Христа. Да и важнее судеб мира для христианина должна быть собственная душа, поэтому я и не напрягаюсь особо.
Э-э... Простите, а это кого вы процитировали? Я так не считаю.
Под "поклоняться" речь ведь идет о вере, верно? Не о том сколькими перстами креститься, а о том в какого Бога верить. А в разных религиях боги настолько порой разные, что мама не горюй. Следлаввтельно не все религии одинаково полезны. Всей полноты Бога человеку не понять. Тут вы правы. Однако я не считаю это аргументом в пользу того, почему религий много.
Развитие есть жизнь
Согласен
схоластика - смерть
Скажем так - недостаток схоластики в ее упрощении, некотором примитивизме и в том еще, что Сх. как таковая пошла с Запада и следовательно вобрала в себя кое какие неверные представления свойственные католикам.
догмат ... - смерть
Хм. Вы считаете, что догмат это нечто отрицательное, но это не так.
Заявление сильное, я считаю его не соответствующим истине и поэтому хотел бы остановиться подробнее. Догмат - не есть нечто отрицательное. Смотря что догматизировать. Могу предложить для ознакомления небольную статью д.А. Кураева "ДОГМАТ И ЕРЕСЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПРЕДАНИИЙ"
https://www.philosophy.ru/library/vopros/31.html
она поможет понять, что же это такое христианский догмат и почему церковь так "упирается" в некоторых вопросах. Пока позволю себе некоторое ее цитирование:
"Прежде всего догмат не является выражением истины. Скорее это ее ограждение. Догматические определения (оросы) — это именно определения, это вехи, пределы, стоящие на границах традиции, но не выражающие полноту. Православная догматика — это не истина. Это — указатель на нее. Как дорога в Иерусалим не есть сам Иерусалим, и тем более указатели на этой дороге. Дорожные указатели принадлежат шоссе, но не являются частью дороги или движения или даже двигающегося. Истина есть Христос. Путь к Нему есть Церковь и ее евхаристическое Таинство. А догмат как раз и есть своего рода дорожный знак. Поэтому, по замечательному выражению С. Л. Франка, «разница между Православием и ересью, между истиной и заблуждением не есть разница истины и лжи, но разница между путем, который ведет в гавань, и путем, который обречен на крушение»
"Православие является не системой изложения знаний; оно говорит о путях, которыми эти знания могут быть достигнуты. Поэтому и пускается Церковь в «споры о словах». «Мы стояли за один слог... Мы стояли за Бога» — излагает св. Григорий Богослов суть арианской смуты57. «Почему не будем спорить о словах? О чем же тогда спорить? На что нам даны слова, если спорить о них нельзя? Из-за чего мы предпочитаем одно слово другому? Если поэт назовет свою даму не ангелом, а обезьяной, может она придраться к слову? Да чем вы и спорить станете, если не словами? Движениями ушей? Церковь всегда боролась из-за слов, ибо только из-за них и стоит бороться»,— горячится один из героев Честертона 58.
Церковь отстаивает свою веру на ее границах. Догматы — это формулы, которыми вера старалась защитить себя от лжетолкований.
Что есть Православие само по себе — не позволяет адекватно выразить сама апофатическая природа Богочеловечества. Но невозможность однозначно выразить истину не означает невозможности определить ее. Так формулы жизни не знает никто, но формулы ядов известны и многочисленны 59.
Церковь определяет скорее не учение, разработанное во всех своих пунктах, но лишь основную онтологическую ориентацию.
Традиция — это трансляция синергии. Формы же Традиции, в том числе и догматы — это вешки, которые лицом обращены к людям и говорят: вот та «святая земля», в которую человеку надлежит войти не иначе как «иззув сапоги».
Вне пути — беспутие, а отнюдь не свобода. Поэтому разговоры о том, что «догматы сковывают свободу мысли» не очень убедительны для человека, имеющего опыт мысли и жизни в догматической системе христианства. Честертон однажды сказал, что догмат охраняет широту, как забор охраняет поле 60. Для примера можно вспомнить первое употребление слова «догмат» в христианской литературе — Деян. 16,4: «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (выделено мною.—А. К.). Определения здесь—«ta dogmata»61. Это «определение» защитило свободу христиан от иудейского закона с сотнями его предписаний и запретов. По сути, первый догмат христианства гласил: «Запрещено запрещать».
Нечто подобное мы увидим и позднее, в центральном догмате православия — халкидонском, который описывает образ соединения двух природ — Божественной и человеческой — во Христе сугубо апофатически: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Еще ранее, на протяжении IV—VIII веков («эпоха Вселенских Соборов») мы видим, как догматические определения раз за разом ограждали тайну Личности от антично-философских попыток имперсонального восприятия Бога и человека. Чтобы это было понятнее, напомню, что же именно говорят основные православные догматы.
Догмат Первого Собора (325) — выразился в знаменитом «Символе веры» (в него первой части). Здесь впервые ясно проведено различение между «природой Бога» и Его Личностью. У Отца и Сына одна и та же природа («единосущны»), но Они — различны как ипостаси, как личности. Как позднее скажет св. Григорий Богослов: в них «иной и иной, а не иное и иное».
Второй Собор (381) то же самое приложит к Св. Духу. Будет утверждено антиплатоновское учение о телесном воскресении, а не просто о бессмертии души, что заложит основу целостной христианской антропологии, в которой телесность человека перестанет восприниматься как ущербность и недостаток.
Третий Собор (431) будет отстаивать возможность для человека быть причастным Высшему Бытию — Богу. Между человеком и Богом возможен не только «нравственный» союз, но и реальное соединение. Вновь в центр дискуссий будет поставлена тайна Личности. Мария — «Богородица» или «Человекородица»? Поскольку Бог существовал прежде Марии — вроде бы нельзя сказать, что она родила Бога. Если поставить вопрос «что родила Мария» — ответ может быть один: человека, точнее, его тело. Но вопрос надо ставить: «кого она родила», то есть какое «Я» может сказать об этом теле: «это — мое, это — я сам»? И здесь ответ христианина однозначен: это «Я» Сына Божия, Вечного Логоса.
Четвертый Собор (451) принял уже цитированный нами догмат о способе соединения двух природ в единой Личности Богочеловека. «Неслитно» — это означает, что человек не растворяется в Боге (восточный имперсонализм, зовущий к растворению в нирване, таким образом, оказывается отвергнут). «Нераздельно» — это означает, что, хотя и две природы во Христе, но субъект действия (то есть Личность) — только один. «Неизменно» — это утверждено вопреки ереси Аполлинария, который полагал, что, раз Сын есть Премудрость Божия, то человеческий ум Ему как бы уже ни к чему, и природа человека воспринята Богом при воплощении в «измененном» виде, а не целиком. В ответ Аполлинарию православные не без иронии утверждали, что если во Христе воспринято лишь тело человека, без души и ума, то в этом случае Бог не вочеловечился, а вообезьянился. Четвертое определение халкидонского догмата — «Неразлучно» — означает, что человек навсегда соединен с Богом, то есть его плоть и душа не просто взяты напрокат для палестинского спектакля (как Зевс воспользовался для известных целей телом лебедя).
Пятый Собор (553). Ему предшествовал острый приступ неоплатонического ренессанса: начали активно распространяться сочинения Оригена и его вновь появившихся последователей, «обогащавших» христианскую мысль рассказами об иных планетах, зонах и переселениях душ. Достаточно посмотреть «Тайную
Доктрину» Блаватской, чтобы понять, сколь страшную оккультную угрозу отстранил Пятый Собор от рождающейся христианской цивилизации.
Шестой Собор (681). Осуждена ересь «монофелизма» и «моноэнергизма», полагавшая, что во Христе, хотя и есть две природы, но желает и действует только одна — Божественная. Собор выступил против антропологического минимализма. Если человеческая природа во Христе не действует — то Христос не был живым человеком, а был лишь трупом. Собор запретил тайну Личности отождествлять с волей. К сожалению, этот запрет не был расслышан в позднейшей европейской философии и тайну Кто вновь и вновь пытались выразить через что (волю, разум, самосознание).
Из этого догмата вытекали совершенно определенные этические следствия. Если мы не знаем, что есть богообразная личность в человеке — то у нас и нет ясного критерия для определения того, человек ли встретился нам. Точнее, у нас нет никакой возможности отказать ему в праве считаться человеком. Все природные дефиниции человека, упускающие из виду апофатический мотив христианского персонализма, неизбежно носят сегрегационный характер. Жестко устанавливая определение личности, то есть человека — они именно определяют, кто есть человек, а кто — уже (или еще) — нет. Если всерьез принять европейское определение человека как «разумного» существа — то для психически больных людей не окажется места в жизни. Попробуйте разработать концепцию прав человека, не допускающую эвтаназию или медицинские опыты на людях с разрушенной психикой, исходя из просветительской «гуманистической» философии! Даже если личность еще не вступила в обладание всей полнотой своей природы или утратила это обладание — сама личность есть. Поэтому аборты и эвтаназия — убийство.
Седьмой Собор (787). Вопрос об иконе. Изобразим ли Бог? По природе— несомненно нет. Но что общего у портрета (фотографии) человека и самим человеком? — Имя. Увидев Николая и увидев фотографию Николая, мы говорим одно и то же: «Это — Николай». Имя личности соединяет образ и личность. Поэтому в молитвенном именовании происходит соединение образа и первообраза:
«глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу». Догмат Седьмого Собора вновь спас европейское искусство — и Рублева, и Рафаэля — от восточной безликости."
- Думаю достаточно.
Выживет то, что растёт и развивается вместе с цивилизацией.
С цивилизацией растет только то, что с ней связано. Истина, Бог вне всего этого и поэтому развитие цивилизации в наших отношениях с Богом ничего (особенно хорошего) не вносит и не внесет. Да и вообще вместе с цивилизацией растет огромное коло-во проблем: кол-во и мощь оружия, новые и новые "болячки" (а старые тем временем никуда исчезли, а лишь отодвинуты), засирание окружающей среды, истощение запасов... В цивилизации нет спасения. Это наш человеческий продукт. Он несет на себе все пороки поврежденной грехом природы человека (когда несмотря даже на разум, интеллект, здравый смысл, человек вредит себе, причем не так уж редко делает это вполне осознанно - вот парадокс, правда?).
А сидеть и ждать плачевного исхода, я считаю, не целесообразно.
Я тоже так считаю. Никто и не ожидает плачевного исхода. Закончится ведь все вторым пришествием Христа. Да и важнее судеб мира для христианина должна быть собственная душа, поэтому я и не напрягаюсь особо.
DELETED
Акула пера
2/6/2008, 5:22:43 AM
Естественно, перипетии исторического развития и борьбы за власть одни религии выносят наверх, а другие опускают вниз. Скажем, призыв "подставлять другую щеку" пришелся весьма по душе власть имущим в Европе, поскольку помогал держать в подчинении подведоственное население. Естественно, к самим себе они сей лозунг не очень-то применяли, и отнюдь не все веровали, но темные крестьяне -- другое дело, те действительно веровали.
держать население в подчинении, что до, что после приниятия христианства помогало насилие, сакральное представления о правителе (это было и до Х.), короче гос. машина изобретена до Х. и ее инструменты давно известны. Х. тут по сути ничего не прибавило. Подставление щеки на отношение к вертикали власти не сильно влияет. Это касается, прежде всего, взаимоотношения между более близкими (в социальном смысле) людьми. В дохристианских представлениях порой еще больше было мифов в пользу того, что нужно подчиняться тому или иному правителю - потомку бога - его установлениям и вообще текущему порядку вещей.
А вот интересно какими такими интригами христианство стало из религии чудаков, как правило бедных или раздающий свое состояние, готовых идти в клетку со львами и прочим пыткам, религией Рима, его правителей знати? До этого ихняя религия их во всем устраивала
держать население в подчинении, что до, что после приниятия христианства помогало насилие, сакральное представления о правителе (это было и до Х.), короче гос. машина изобретена до Х. и ее инструменты давно известны. Х. тут по сути ничего не прибавило. Подставление щеки на отношение к вертикали власти не сильно влияет. Это касается, прежде всего, взаимоотношения между более близкими (в социальном смысле) людьми. В дохристианских представлениях порой еще больше было мифов в пользу того, что нужно подчиняться тому или иному правителю - потомку бога - его установлениям и вообще текущему порядку вещей.
А вот интересно какими такими интригами христианство стало из религии чудаков, как правило бедных или раздающий свое состояние, готовых идти в клетку со львами и прочим пыткам, религией Рима, его правителей знати? До этого ихняя религия их во всем устраивала
Bell55
Мастер
2/6/2008, 9:38:52 AM
(IgorrrOK186 @ 06.02.2008 - время: 02:22) В дохристианских представлениях порой еще больше было мифов в пользу того, что нужно подчиняться тому или иному правителю - потомку бога - его установлениям и вообще текущему порядку вещей.
А вот интересно какими такими интригами христианство стало из религии чудаков, как правило бедных или раздающий свое состояние, готовых идти в клетку со львами и прочим пыткам, религией Рима, его правителей знати? До этого ихняя религия их во всем устраивала
В языческих не больше. Более того, там у каждого претендента на власть может быть свой собственный покровитель, так что там этот аргумент вообще не работает. А монотеистические, напротив, очень хорошо сочетаются с властью. Главное, со служителями культа договориться, чтобы они подтвердили, что данный правитель -- от бога. При том единственного. других мнений от других богов быть не может. Именно это сращивание церкви и государства сплошь и рядом происходило во время оно.
Правда в древнем Израиле христианство не очень-то прижилось. Там уже была своя каста жрецов монотеистического толка, им конкуренты были нафиг не нужны. Они их благополучно загнобили. А Европа и Византия -- девственное поле. Их правители быстро сообразили, что христианское "подставь другую щеку" им куда как полезнее для удержания народа в подчинении, нежли ветхозаветное-иудейское "око за око". Так христианство и стало из "религии чудаков" одной из мировых религий: оно попросту оказалось в нужное время в нужном месте.
А вот интересно какими такими интригами христианство стало из религии чудаков, как правило бедных или раздающий свое состояние, готовых идти в клетку со львами и прочим пыткам, религией Рима, его правителей знати? До этого ихняя религия их во всем устраивала
В языческих не больше. Более того, там у каждого претендента на власть может быть свой собственный покровитель, так что там этот аргумент вообще не работает. А монотеистические, напротив, очень хорошо сочетаются с властью. Главное, со служителями культа договориться, чтобы они подтвердили, что данный правитель -- от бога. При том единственного. других мнений от других богов быть не может. Именно это сращивание церкви и государства сплошь и рядом происходило во время оно.
Правда в древнем Израиле христианство не очень-то прижилось. Там уже была своя каста жрецов монотеистического толка, им конкуренты были нафиг не нужны. Они их благополучно загнобили. А Европа и Византия -- девственное поле. Их правители быстро сообразили, что христианское "подставь другую щеку" им куда как полезнее для удержания народа в подчинении, нежли ветхозаветное-иудейское "око за око". Так христианство и стало из "религии чудаков" одной из мировых религий: оно попросту оказалось в нужное время в нужном месте.
Эрт
Грандмастер
2/6/2008, 8:21:09 PM
IgorrrOK186, история становления христианства, это хорошо. Правда почему-то мимоходом проехались по Платону и Блаватской, а в их сочинениях я ничего ужасного не вижу.
Истина и Бог безусловно неизменны и постоянны. Но вот откуда мы их знаем? Вы сами выше рассказывали, как люди, заседавшие на Вселенских Соборах устанавливали догматы. Но я не об этом хочу говорить. Критиковать христианство или православие бессмысленно. Они выдержали испытание временем.
Сейчас многое изменилось. Появилось то, о чём не могли знать авторы Библии и участники Собором. И христианство должно органично влиться в эту новь (что-то я есенинским языком заговорил ). Иначе весь тот благой заряд, который оно несёт в себе, погибнет...
Истина и Бог безусловно неизменны и постоянны. Но вот откуда мы их знаем? Вы сами выше рассказывали, как люди, заседавшие на Вселенских Соборах устанавливали догматы. Но я не об этом хочу говорить. Критиковать христианство или православие бессмысленно. Они выдержали испытание временем.
Сейчас многое изменилось. Появилось то, о чём не могли знать авторы Библии и участники Собором. И христианство должно органично влиться в эту новь (что-то я есенинским языком заговорил ). Иначе весь тот благой заряд, который оно несёт в себе, погибнет...
vegra
Грандмастер
2/6/2008, 8:54:57 PM
(Эрт @ 06.02.2008 - время: 17:21) Критиковать христианство или православие бессмысленно. Они выдержали испытание временем.
Египетские боги и олимпийцы существовали дольше.
"И это пройдёт"
Египетские боги и олимпийцы существовали дольше.
"И это пройдёт"
vdamkah
Любитель
2/7/2008, 4:21:45 PM
в Докладе епископа Венского и Австрийского Илариона на конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей" ясно видно (не только из названия), что ХРИСТИАНСТВО ПОД УГРОЗОЙ
сам доклад
меня еще очень волнует то, что Русский язык под угрозой... жаль, что это не подходит по теме
сам доклад
меня еще очень волнует то, что Русский язык под угрозой... жаль, что это не подходит по теме