Почему барды могли появиться только в СССР?

Книгочей
Книгочей
Удален
7/7/2023, 1:24:08 AM
Не меня одного интересует вопрос на который есть ответ в этой статье: Почему барды могли появиться только в СССР и только в 1960-е годы: "Термин «шестидесятники» впервые использовал Станислав Рассадин в своей статье, которую опубликовали в журнале «Юность» в 1960 году. Им Рассадин обозначил прослойку русской интеллигенции, которая активно проявляла себя в период хрущёвской «оттепели». Особым явлением эпохи «шестидесятников» стала авторская песня, которая породила поколение русских бардов. Интерес к поэзии и разнообразным её направлениям стало предтечей феномена «поющих поэтов». Это были люди, которые писали и стихи, и музыку, и сами себе аккомпанировали. Авторская песня, прежде всего, ориентирована на текст, которому подчиняется мелодия и мотив. Поэтому бардов чаще всего относят к деятелям художественной литературы.
скрытый текст

Эпоха 60-х — «золотое время» Советского Союза

25 февраля 1956 года Никита Сергеевич Хрущёв выступил на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности». В нём Хрущёв развенчивал культ личности Иосифа Сталина. В докладе были обличены преступления Сталина против партии и народа, обнародованы зверства его правительства и предоставлены факты участия генералиссимуса в репрессиях 20-40-х годов.

Эту дату считают точкой отсчёта в демократизации общества, зарождении либеральных настроений и эпохе нового поколения. Исследователи называют конец 50-х — начало 60-х годов XX века «золотой эпохой» СССР, а период Хрущёвской власти — «оттепелью». Критика «культа личности», начало восстановления репрессированных, долгожданная свобода слова и достижения СССР в науке и технике вызвали подъём молодого поколения интеллигенции.

После Карибского кризиса цензура и идеологический контроль были ужесточены, и «оттепель» начала сходить на нет. В 1964 году Никита Сергеевич отошёл от власти в связи с «ухудшением здоровья». По факту же генсека отстранили от управления страной. К двадцатой годовщине победы в Великой Отечественной войне десталинизацию страны приостановили. Советский Союз вступил в следующую эпоху — брежневского «застоя».

Феномен бардов в эпоху «оттепели»

В эпоху «оттепели» родилось множество свежих идей и форм мелодий. Можно было услышать как отечественных эстрадных любимцев, таких как Марк Бернес, Муслим Магомаев и Майя Кристалинская, так и зарубежных певцов. Одним из них был всемирно известный джаз-оркестр Бенни Гудмана, концерты которого встречали бурными овациями.

Авторы-исполнители сосредоточились на текстах песен, а не на мелодии. Песни бардов были узнаваемы с первого взгляда, они не отличались большим разнообразием. Причина их популярности заключалась в том, что эти песни можно было легко играть на гитаре.

В 50-90-х годах бардовская песня — общественное движение. Пик его развития пришёлся на период «оттепели». В отличие от официальных песен СССР, «неофициальные» слушали и пели все. Это были песни, которые соответствовали духу времени, романтизма и свободы. Песни, которые, несмотря на незатейливые мелодии и простые мотивы, были наделены глубоким смыслом текстов.
Их пели у костров, в походах, геологических экспедициях, в кругу хороших друзей и где приходилось. В этой непринуждённости и заключается большое очарование бардовской песни.

Это демократизирующее явление проявилось во многом благодаря тому, что люди стали пробовать себя в качестве авторов как способ самовыражения. Авторские песни получили такое широкое распространение, что их поистине можно назвать народными.

Зарождения Грушинского фестиваля бардов

Грушинский фестиваль — это песенный фестиваль, который регулярно проводится под Самарой с 1968 года. Его официальное название — «Всероссийский фестиваль художественной песни им. Валерия Грушина». Это старейший и крупнейший фестиваль бардовской песни, который проходит в форме кемпинга. Главная концертная площадка представляет собой плавучую сцену в форме гитары. Сегодня фестиваль привлекает десятки тысяч любителей бардовской песни по всему континенту.

Грушинский ежегодный фестиваль проводится в начале июля на берегу Мастрюковских озёр. Фестиваль объединяет мастеров бардовской песни, новичков этого жанра и любителей. Его цель — приобщить молодёжь к музыке, поэзии, туризму и спорту.


Бардами-«основателями» принято считать восемь выдающихся музыкантов-стихотворцев: Михаил Анчаров, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Ким, Новелла Матвеева и Булат Окуджава. Это первое поколение «бардов-шестидесятников», каждый из которых внёс свою лепту в развитие нового движения. Как-то Владимира Высоцкого спросили: «А не боитесь, что вам запретят выступать? — он ответил: «У меня это право никто отобрать не может, потому что его никто не давал». Действительно, это были слишком свободные люди, чтобы их вставлять в какие-либо рамки.

Окуджаву называют родоначальником направления авторской песни. В традициях городского романса песни Окуджава исполнял «тихие», часто грустные, мелодичные, полные нежности, сочувствия и сострадания произведения. Поэзия Окуджавы уникальна тем, что она глубоко лирична по своему характеру. Она направлена на восприятие не одного человека, а всех сразу, выражая не только «я» поэта, но и всеобщие чувства.

Александр Городницкий (1933—наст.вр.)

Советско-российский поэт и один из основателей жанра авторской песни в России. Песня Городницкого «Атланты» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.

Александр Галич (1918—1977)

Вдохновлённый романсовой традицией и творчеством Александра Вертинского, Галич был наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни. Его песни стали очень популярными благодаря появлению магнитофона. В 60-е годы Галич исполнял собственные стихи под аккомпанемент семиструнной гитары. Его первые песни были политически безобидными, но явно противоречили официальной советской эстетике.

Владимир Высоцкий (1938—1980)

Поэзия Высоцкого отличалась разнообразием тематики (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), острым подтекстом и социально-нравственными позициями, которые подчёркивал автор. Для его работ, изображающих внутренний выбор людей в экстремальных ситуациях, характерны экзистенциальные мотивы.

У бардов 60-х годов был мотив, который объединял людей. Как будто они знали рецепт выживания в беспросветные времена. Даже после смерти их вспоминают как стойких оптимистов, способных переносить любые трудности без ущерба для своего позитивного мироощущения.
Современное поколение бардов.

Современное поколение бардов.

Появление бардовской песни как движения за свободу в перестройку заставило некоторых усомниться в её жизнеспособности. Но в 1990-х годах всё встало на свои места, и песня получила новую жизнь. Не отбрасывая принципов бардов-основателей, современное поколение ищет новые художественно-поэтические и музыкальные средства сочинения и исполнения песен. И даже если барды не так востребованы, как русские исполнители, которых слушают за рубежом, их песни продолжают греть душу."(с)

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310122/52444/
К сему: Барды это советский феномен? Барды это один из результатов "оттепели"?
Книгочей
Книгочей
Удален
7/7/2023, 1:28:48 AM

Почему барды могли появиться только в СССР и только в 1960-е годы?
Были барды в период Гласности и в Перестройку? Митьков можно назвать бардами того периода? Есть ли барды в демократической РФ, где в Конституции декларируется буржуазная свобода?
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 3:00:06 AM
А разве не был бардом, скажем, Вертинский и его последователи? Или напротив, более поздние - Калугин, Наумов?! Просто в 60-е в СССР электрогитар не было, а акустику можно было достать. Вот и пели что было возможно.
Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 3:21:27 AM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 01:00)
А разве не был бардом, скажем, Вертинский и его последователи? Или напротив, более поздние - Калугин, Наумов?! Просто в 60-е в СССР электрогитар не было, а акустику можно было достать. Вот и пели что было возможно.

Я так не думаю, а точнее не знаю, т.к. в моём понимании бард это поэт, композитор и певец в одном лице. И обычно с гитарой, на которой максимум есть звукосниматель. И то для выступлений перед большой аудиторией. А как правило, в небольших компаниях единомышленников. К сему: Если искать аналогию, то это будут кухонные посиделки в "хрущёвке", но никак не творческие вечера в гостинной в "сталинке". И уже тем более не богемные салоны в "сталинских высотках".
Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 11:43:49 AM
Вопрос о бардах поднимался не раз и даже на достаточно высоком уровне. Например, "11 марта 2010 года, на телеканале культуры российского телевидения, очередной выпуск программы "Культурная революция" назывался "Бардовская песня сегодня нужна только бардам". В качестве фигур, задающих дискуссионность темы, выступили : доктор политических наук Эраст Галумов (критика бардов) и писательница Татьяна Устинова (защитник бардов). В студийном зале, как обычно, присутствовала культурная московская публика : артисты, поэты, композиторы, писатели, ученые, ... Известные и малоизвестные люди. Содержание передачи состоит, как минимум, из двух слоев : информационно— содержательного и эмоционально-фонового. Первый слой мы покажем с помощью близкого к оригиналу текстового конспекта, а про второй только скажем, что он вполне мог вызвать раздражение у большинства любителей бардовской песни."(с) Источник: https://www.bards.ru/press/press_show.php?id=2060

К сему: И ещё есть мнение что советские барды родили русский рэп. Это к вопросу о том есть ли барды в РФ.
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 4:08:16 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 01:21)
(Мавзон @ 08-07-2023 - 01:00)
А разве не был бардом, скажем, Вертинский и его последователи? Или напротив, более поздние - Калугин, Наумов?! Просто в 60-е в СССР электрогитар не было, а акустику можно было достать. Вот и пели что было возможно.
Я так не думаю, а точнее не знаю, т.к. в моём понимании бард это поэт, композитор и певец в одном лице. И обычно с гитарой, на которой максимум есть звукосниматель. И то для выступлений перед большой аудиторией. А как правило, в небольших компаниях единомышленников. К сему: Если искать аналогию, то это будут кухонные посиделки в "хрущёвке", но никак не творческие вечера в гостинной в "сталинке". И уже тем более не богемные салоны в "сталинских высотках".

Как следует по - определению, "бард" - это еще кельтское понятие. Понятно, что в СССР явление появилось с опозданием на века :) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4
Под девизом "Поэтом можешь ты не быть, и музыкантом ты не станешь".
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 4:18:46 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 09:43)
Вопрос о бардах поднимался не раз и даже на достаточно высоком уровне...

Явление авторской песни существовало и существует вне телевизионных ток-шоу. Допустим, С. Слепакова знают и слушают многие, а мнение д.п.н. Э. Галумова напротив, мало кому интересно. Впрочем, вполне закономерно, современным бардам часто мало одной гитары. О чем я уже писал в топике "Бард - рок". И это естественно - допустим, в песнях Высоцкого под гитару один вкус, с оркестром Гараняна - другой, а с французами - пожалуй, еще интереснее. И каждый выберет своё! Кстати, вспомните случай, как В. Высоцкий обругал Кальянова за то, что тот правильно настроил ему гитару :))
Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 4:44:04 PM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 14:08)
Как следует по - определению, "бард" - это еще кельтское понятие. Понятно, что в СССР явление появилось с опозданием на века. Под девизом "Поэтом можешь ты не быть, и музыкантом ты не станешь".

Бард восходит к праиндоевропейскому gwerh — провозглашать, петь. И скорее всего, барды появились не у древних ариев, а ещё в глубокой древности. Но речь о советских бардах, как феномене причиной которого считают "оттепель". В таком случае должны быть барды в условиях буржуазной демократии! А они при ней есть?
Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 4:49:43 PM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 14:18)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 09:43)
Вопрос о бардах поднимался не раз и даже на достаточно высоком уровне...
Явление авторской песни существовало и существует вне телевизионных ток-шоу. Допустим, С. Слепакова знают и слушают многие, а мнение д.п.н. Э. Галумова напротив, мало кому интересно. Впрочем, вполне закономерно, современным бардам часто мало одной гитары. О чем я уже писал в топике "Бард - рок". И это естественно - допустим, в песнях Высоцкого под гитару один вкус, с оркестром Гараняна - другой, а с французами - пожалуй, еще интереснее. И каждый выберет своё! Кстати, вспомните случай, как В. Высоцкий обругал Кальянова за то, что тот правильно настроил ему гитару :))

Барды это инициатива снизу, но как всегда верхи хотят её присвоить. Как было с движением "Бессмертный полк". Что же касается муз.инструментов, то должен быть один, иначе это уже не бард, а человек-оркестр.
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 4:59:20 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 14:44)
(Мавзон @ 08-07-2023 - 14:08)
Как следует по - определению, "бард" - это еще кельтское понятие. Понятно, что в СССР явление появилось с опозданием на века. Под девизом "Поэтом можешь ты не быть, и музыкантом ты не станешь".
Бард восходит к праиндоевропейскому gwerh — провозглашать, петь. И скорее всего, барды появились не у древних ариев, а ещё в глубокой древности. Но речь о советских бардах, как феномене причиной которого считают "оттепель". В таком случае должны быть барды в условиях буржуазной демократии! А они при ней есть?

Конечно, есть! И были, и есть. Во множестве!

Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 5:01:12 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 14:49)
... Что же касается муз.инструментов, то должен быть один, иначе это уже не бард, а человек-оркестр.

Бард - это автор - исполнитель. А кто же запретит подпевать и подыгрывать?
Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 5:24:00 PM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 15:01)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 14:49)
... Что же касается муз.инструментов, то должен быть один, иначе это уже не бард, а человек-оркестр.
Бард - это автор - исполнитель. А кто же запретит подпевать и подыгрывать?

Я не об этом, а о выступлениях бардов на концертах в сопровождении оркестра. В этом случае теряется всё обаяние бардовской песни, которая должна быть монологом в разговоре по душам, а не шоу! К сему: Можно представить бардовскую песню с подпевками и подтанцовкой?
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 5:31:55 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 15:24)
Можно представить бардовскую песню с подпевками и подтанцовкой?

Вот видео с Грушинскогот фестиваля Бардовской Песни. Синтезатор, кстати, из дорогих :)


Книгочей
Книгочей
Удален
7/8/2023, 5:56:26 PM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 15:31)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 15:24)
Можно представить бардовскую песню с подпевками и подтанцовкой?
Вот видео с Грушинскогот фестиваля Бардовской Песни. Синтезатор, кстати, из дорогих :)
VIDEO https://www.youtube.com/watch?v=E7R7NknCGpc

IMHO, это уже профанация, и/или просто на потребу публике. Хотя, есть "указивки", типа, "Должны уметь исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле выразительно, артистично. Техника исполнения должна быть разнообразна. Исполнение должно отличаться хорошим качеством звучания и исполнения. Песни должны быть разнохарактерными."(с) Источник: https://rybcdut.ru/wp-content/uploads/2020/...0%BD%D1%8F..pdf К сему: Как в фильме "Асса", где "в эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен».(с) Википедия.
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/8/2023, 11:55:57 PM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 15:56)
...К сему: Как в фильме "Асса", где "в эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен».(с) Википедия.

Негра - музыканта я в ресторанном оркестре видел. А вот гитариста уровня Цоя - никогда. Там ведь профессионалы работают. Владимир Кузьмин, например, работал - да, а вот Цоя никто бы не взял.
Книгочей
Книгочей
Удален
7/9/2023, 12:16:41 AM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 21:55)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 15:56)
В фильме "Асса" - "в эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен».(с) Википедия.
Негра - музыканта я в ресторанном оркестре видел. А вот гитариста уровня Цоя - никогда. Там ведь профессионалы работают. Владимир Кузьмин, например, работал - да, а вот Цоя никто бы не взял.

Виктор Цой не имел муз.и лит. образования, но был бардом новой формации. К сему: 2021 г. "ВЦИОМ: Высоцкий, Окуджава, Розенбаум — главные барды России. Виктор Цой на шестом месте."(с) Подробнее: https://www.fontanka.ru/2021/07/22/70038194/
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/9/2023, 12:20:09 AM
(Книгочей @ 08-07-2023 - 22:16)
(Мавзон @ 08-07-2023 - 21:55)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 15:56)
В фильме "Асса" - "в эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен».(с) Википедия.
Негра - музыканта я в ресторанном оркестре видел. А вот гитариста уровня Цоя - никогда. Там ведь профессионалы работают. Владимир Кузьмин, например, работал - да, а вот Цоя никто бы не взял.
Виктор Цой не имел муз.и лит. образования, но был бардом новой формации. К сему: 2021 г. "ВЦИОМ: Высоцкий, Окуджава, Розенбаум — главные барды России. Виктор Цой на шестом месте."(с) Подробнее: https://www.fontanka.ru/2021/07/22/70038194/

Охренительно авторитетный источник! Тогда весь рок - клуб можно назвать бардами. А уж Гребенщикова, Шевчука и Макаревича - без малейшего сомнения. То то они удивились бы!
Книгочей
Книгочей
Удален
7/9/2023, 2:40:23 AM
(Мавзон @ 08-07-2023 - 22:20)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 22:16)
"ВЦИОМ: Высоцкий, Окуджава, Розенбаум — главные барды России. Виктор Цой на шестом месте."(с)
Охренительно авторитетный источник!

Не хуже чем традиционный рейтинг Forbes о звёздах шоу-бизнеса.
Тогда весь рок - клуб можно назвать бардами. А уж Гребенщикова, Шевчука и Макаревича - без малейшего сомнения. То то они удивились бы!
В этом и заключается феномен советских бардов!
Мавзон
Мавзон
Акула пера
7/9/2023, 4:04:03 AM
(Книгочей @ 09-07-2023 - 00:40)
(Мавзон @ 08-07-2023 - 22:20)
(Книгочей @ 08-07-2023 - 22:16)
"ВЦИОМ: Высоцкий, Окуджава, Розенбаум — главные барды России. Виктор Цой на шестом месте."(с)
Охренительно авторитетный источник!
Не хуже чем традиционный рейтинг Forbes о звёздах шоу-бизнеса.
Тогда весь рок - клуб можно назвать бардами. А уж Гребенщикова, Шевчука и Макаревича - без малейшего сомнения. То то они удивились бы!
В этом и заключается феномен советских бардов!

Это вовсе не феномен. Просто недостаток музыкальной составляющей они пытались компенсировать текстами. Ну кто в СССР в 60-е нормально мог сам сыграть свои песни? Даже в середине 70-х нормальных инструментов не было. И научиться играть - где?
Книгочей
Книгочей
Удален
7/9/2023, 5:09:21 PM
(Мавзон @ 09-07-2023 - 02:04)
(Книгочей @ 09-07-2023 - 00:40)
В этом и заключается феномен советских бардов!
Это вовсе не феномен. Просто недостаток музыкальной составляющей они пытались компенсировать текстами. Ну кто в СССР в 60-е нормально мог сам сыграть свои песни? Даже в середине 70-х нормальных инструментов не было. И научиться играть - где?

В период "оттепели" музыка была не главное, важнее было донести до общества новые идеи. Именно поэтому внимание уделялось тексту в песнях, а не музыке (саунд треку). К сему: "Термин «шестидесятники» впервые использовал Станислав Рассадин в своей статье, которую опубликовали в журнале «Юность» в 1960 году. Им Рассадин обозначил прослойку русской интеллигенции, которая активно проявляла себя в период хрущёвской «оттепели». Особым явлением эпохи «шестидесятников» стала авторская песня, которая породила поколение русских бардов. Интерес к поэзии и разнообразным её направлениям стало предтечей феномена «поющих поэтов». Это были люди, которые писали и стихи, и музыку, и сами себе аккомпанировали. Авторская песня, прежде всего, ориентирована на текст, которому подчиняется мелодия и мотив. Поэтому бардов чаще всего относят к деятелям художественной литературы."(с) Источник: https://mirap.ru/page/pochemu-bardy-mogli-p...o-v-1960-e-gody