|
Давайте, я проясню. Если говорить конкретно о Талмуде, то можно провести такую аналогию: Представьте себе, что буддист, заинтересовавшийся христианством будет просить Вас объяснить "в двух словах" "Поучения Святых Отцев" и протоколы Вселенских Соборов. Вот эти книги примерно находятся на уровне Талмуда, есля я в чём-то разбираюсь |
|
http://www.sxn.today/index.php?showtopic...dpost&p=3541730 Тут мои комментарии по поводу перевода, а также непредвзятости и добросовестности. Видите, как можно без зазрения совести извратить перевод с современного английского на современный русский. Что уж тогда говорить о мёртвых и древних языках Это сообщение отредактировал Kaaakka - 07-08-2006 - 15:50 |
vlm | |||
|
Я немножко не то имею в виду. Разговор должен идти, скорее, на уровне: вот тебя ударили по правой щеке - что ты сделаешь? Или еще проще. Приходит ко мне буддист и спрашивает: вот как себя ведут христиане на войне? Можно, конечно, отослать его к соответствующим главам Библии, поскольку там все изложено более-менее доступно. А можно - дать, например, "Войну и мир" Л. Толстого или повести В.Быкова, или того же Хемингуэя, Ремарка етс., где и внутренний мир, и мотивации, и конкретные поступки людей, совершенные на основе этих мотиваций, описаны достаточно четко. Если даже буддист не согласится с такими мотивами и поступками, он все же получит возможность ПРЕДСКАЗЫВАТЬ, с достаточной вероятностью, поведение некоего абстрактного "среднестатистического христианина" на основе полученной информации. Таким образом, представитель иной культурной традиции станет для него более-менее предсказуем, а значит - не опасен, а значит - не будет вызывать ненависти. Есть ли такая информация о представителях иудейской традиции? Талмуд с Торой, насколько я понял, нам в этом вопросе не помощники... Это сообщение отредактировал vlm - 07-08-2006 - 15:50 |
|
Хорошо, Вы мне можете объяснить , например, почему изречение, уважаемого мною св. А.Невского "Кто с мечем к нам..." не противоречит изречению Христа "Ударили по щеке- подставь другую"?
|
vlm | |||
|
Зато не противоречит изречению из Ветхого завета: "око за око"... и это тоже часть христанской традиции. Я, собственно, уже выше отказался от аргументации на базе религиозных книг. С ними, вроде, по крайней мере с иудейской традицией, мне все объяснили достаточно доходчиво - там черт ногу сломит. Впрочем, как и в Библии, на самом деле - это я могу сказать и сам:). Ну и Бог с ними со всеми. Ну а художественная литература? Факты, модели поведения + эмоциональное воздействие? Существует ли в природе что-либо, о чем можно было бы сказать: "Прочти - и ты сможешь понять, как себя ведут представители иудейской культуры в инокультурной среде. И какими соображениями они при этом руководствуются". Причем такие, с которыми бОльшая часть представителей иудейской традиции - были бы, хотя бы в общем, согласны (антисемитской писанины на эту тему я могу и сам перечислить немало)? Даже шире - не только литература, художественные произведения вообще? На общественное мнение они имеют очень существенное, хотя и не всегда быстрое и явное, влияние. Это сообщение отредактировал vlm - 07-08-2006 - 17:10 |
|
Можно. Хасидские притчи, например. Или "мидрашей агада" - такие как я приводила про Раби Акиву и Рахель. |
vlm | |||||
|
А посовременнее? Что-нибудь если уж не уровня Толстого с Ремарком, то хотя бы на том же временном интервале? |
|
Временной интервал Толстого, это как раз хасидские притчи. Понимаете, у евреев не было принято писать на нерелигиозные книги. "Книга" - подразумевала некую святость. Притчи и истории передавались устно, иногда фиксировались в личной переписке, или чем-то подобным. Думаю евреев черты оседлости неплохо характеризует Шолом-Алейхем. Очень мудрый писатель. Хотя и он в общем пишет со стороны. Он описывает этот мир глядя на него из большого мира, в который он смог вырваться. Разумеется он описывает только евреев черты оседлости. Есть еще пару мелких писателей, которые в основном описывали ашкеназов в Восточной Европе. Навскидку имен не вспомню, но можно поискать. Частая тема - раскол в обществе вследствии "просвещения", конфликты детей и родителей, эмиграция в Америку. Из поэтов -Бялик. Национальный поэт. Опять же об ашкеназах. Современная проза - Башевис-Зингер. Описывает Польшу до и во время Холокоста, евреев в Америке. Отдельно израильские писатели, писавшие на иврите. Скажем из классиком Шай Агнон. Про восточных евреев наверное литературы очень мало, если она вообще есть до 20 века. |
|
Шолом-Алейхем, например, Бабель... это там, где прямо упоминаются евреи. А если непрямо - Пастернак и Бродский. Владимир(Зээв) Жаботинский.Последний,кстати, писал на русском и иврите и Горький о нём хорошо отзывался. Иерусалимский поэт Игорь Губерман с его знаменитыми четверостишиями - гариками. Издавался как минимум в Москве и Минске Это сообщение отредактировал Kaaakka - 07-08-2006 - 17:43 |
|
Извините за Амос Оз это классика?! Куда мы катимся... боже мой боже.... |
|
Ну я не говорил, что Оз- класика, но всецело положусь на Ваш литературный вкус... оЗа убрал Это сообщение отредактировал Kaaakka - 07-08-2006 - 17:44 |
|
Нет, ради Б-га. Кому что нравится... Просто я не уверенна, что он уж прямо классик. Может через лет 30... |
vlm | |
|
М-дя... небогато, а уж на предложенную тему - "иудеи в большом мире" - так и вовсе... Вот и воспитывай тут молодежь...:( А кино? |
|
Иудей в большом мире явление очень позднее. А те кто пишут сегодня, уже и не совсем иудеи в традиционном понимании. Фильмы? Ну Вуди Ален, что ли? Так он не о евреях. Спилберг? Так тут утверждают, что он вообще описывает то ЧЕГО НЕ БЫЛО. |
|
Перец Маркиш, Лев Кассиль... Но, если говорить о еврейском мировозрении - на мой взгляд, лучше Шолом-Алейхема трудно найти. Именно в местечке формировалось и сохранялось еврейское мировозрение. Повторяю - это сугубо моё личное мнение. |
|
Это если говорить о мировоззрении очень конкретных евреев. Но я бы не сказала, что они прямо таки сформировали всё глобальное еврейское мышление... |
|
Это если говорить о "еврейском мировозрении". То есть - о чём-то усреднённом. Конечно, оно не может считаться мировозрением всех евреев. Например мировозрение евреев 30-х в СССР не имеет с этим ничего общего. Но я не могу назвать мировозрение евреев 30-х - "еврейским мировозрением". Оно скорее - "советское" или "коммунистическое". И т.д. Опять таки - моё сугубо личное мнение
|
|
Есть как минимум 2 фильма, но несколько однобоких: "Попугай, говорящий на идиш" и "Искусство жить в Одессе". Кстати, из писателей могу добавить Эфраима Севелу. ------------------------------------------------------------------
http://www.lib.ru/INPROZ/SEVELA/ Моё любимое - "Зуб мудрости" Это сообщение отредактировал Kaaakka - 07-08-2006 - 20:59 |
|
Подожди, это если говорить только о евреях из черты оседлости? А как быть с евреями из Западной Европы? Я уже молчу про сефардов... Это сообщение отредактировал Melian - 07-08-2006 - 20:52 |
|
Это - если говорить о евреях России. А именно им посвящена тема. |
Плепорций | |
|
Жванецкий, Иртеньев, Вишневский - его я особено чту, фильм "Однажды в Америке", гениальный мультрежиссер Норштейн, Ицхак Башевис-Зингер (Нобелевка 1978), Дер Нистер - Семья Машбер, опубликовал в СССР в 40-е годы, где и жил. Вроде бы был еще Моше Кульбак, тоже приехал в 20-е в СССР и вроде писал по-русски.
|
|
Хм.... А я думала - международному еврейскому заговору... Тогда извините, была неправа. Стираем Башевиса-Зингера, Шая Агнона... Плепорций, Люди типа Жванецкого и Иртеньего, Вишневского - не пишут почти на еврейскую тематику. По ним вряд ли можно изучать повадки евреев, как просил vlm. Это люди полностью ассимилировавшиеся в русскую культуру, пишущие на общие темы. |
Плепорций | |||||
|
Повадки евреев хорошо просматриваются в повадках самого Жванецкого, например... |
Застебанов | |||||||
|
Прямо дневник блокадницы: "Умерли все..." Моисей умер и место его захоронения скрыто. Ему не суждено было увидеть землю, на которую он вел свой народ. Но не в этом дело. К чему вопрос? Не понятно. А вот с выбором религии - тут можно и поспорить, хотя точных сведений нет. Есть лишь легенды: так вот по легендам, выбор у Владимира был и мотивировал он его отнюдь не тем, евреи славяне или не евреи (казуистика какая-то!). В рассчет принмались разные выгоды, в том числе и политическая. Ведь тогда уже мир был разделен де факто на две большие зоны влияния. Мы тяготели к восточной и приняли православие. Хотя Хазарский каганат тогда был силен, и теоретически мы могли спокойно стать евреями, если бы остановились на полпути, не пошли дальше в Византию, а взяли пример с "братьев" хазар. Да вот только обиды, нанесенные ими, еще были свежими. |
Застебанов | |||||||
|
Пример хорошей еврейской традиции-повадки (одной из 613) - мыть руки после сна и перед едой. Боже мой, сколько в нас крови намешано! Повадки можно (и нужно) изучать. Только технически это очень сложно. Вспомните примеры того, как евреи уезжали "к себе" и возвращались обратно, "к нам". Наверное, если уж совсем схематично, можно вспомнить христовы афоризмы: Кесарю - кесарево... Есть только два различия: Бог и государство, небесное и земное. Евреи, как и русские и все другие нации, - земное, государственное, политическое, постоянно делящее, упорядочивающее, ищущее критерии, формы и т.д. А чем будем хвалиться перед Богом? Верой. Во что? В то, что еврей или русский. Нет... |
Рекомендуем почитать также топики: Чтобы вы запретили россиянам? Штраф за митинг 1 лимон круто Национализация земли. Различные политические взгляды. Абхазский фронт Второй Кавказской войны |