«Прелести» европейской цивилизации.
igore
Мастер
12/3/2007, 1:00:19 AM
Пересматривал я тут на днях «Слугу государева»... да еще супруга сегодня смотрела «Ватель» с Депардье... и зацепился мой взгляд за роскошные виды Версаля, пышные убранства кавалеров и их прекрасных дам... в общем, времена Короля-Солнце, что ни говори... и навеяло меня это на мысли... вернее сподвигло на поиски...
И вот что отыскалось:
https://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm
https://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell2.htm
Приведу только несколько цитат по Франции вообще, эпохе Людовика XIV в частности, ну и просто то, что потрясло меня особенно сильно:
одно только «разве это грязь? видели бы вы мои ноги!» чего стоит
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.
В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
«Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение».
король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.
В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Стену надстроили.
Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.
...еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!»
Плохо расходилась книга доктора медицины из Салона - магистра Мишеля Нострадамуса (Лион 1572. г., библ. Мазарини N 29289). Нострадамус в книге учил «Как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы, как бы красны и черны они ни были...» Это на фиг никому было не нужно, и разочаровавшийся в коммерческом успехе медицинских книг Нострадамус решил, что лучше заняться предсказаниями. (Отметим в скобках, что зубная паста, представляющая собой смесь вина и пемзы, была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад.)
С выливанием же нечистот из окон в Париже ничего не менялось на протяжении веков - бороться с этим славным обычаем начали лишь в 1780 году (впрочем, Робер Бюрнан указывает, что и к 1830 г. с выливанием помоев ничего не изменилось).
Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер, чей двухтомный труд «История повальных болезней «был переведен на русский и издан в С - Петербурге в 1868 году впервые обратил внимание на сифилис и другие болезни, как основу коренного изменения в поведении людей - например на то, что сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.
Не только кавалеров коснулась эта проблема, лысины появлялись тогда не только у них, но и у дам. И отнюдь не по причине мудрости последних. Но и эти лысины умело прикрывались париками.
Те, у кого еще сохранились свои волосы, их, естественно, не моют, а посыпают мукой. Или пудрой. Представьте себе, что должно было делаться в давным-давно немытых волосах, если их постоянно посыпать мукой. А прусские косы, смазываемые салом?! Не удивительно, что при описанной выше средневековой гигиене, в громадных прическах средневековых благородных дам нередко обнаруживали мышиные гнезда - дама могла месяцами не мыть голову, пока мода на прическу держалась. Ну а уж блохи на Прекрасных Дамах жили перманентно.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали что бы не повредить то сложное сооружение на голове именуемое париком. Из париков этими палочками блох и вычесывали. Со вшами было бороться сложней. Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления - для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.
Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится... ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье
Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами.
Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Помогали балдахины мало, ибо клопы чудно устраивались в складках. Средневековая антисанитария активно содействовала их размножению.
Балдахинами влияние клопов на культуру Европы не ограничилось, и повеление Людовика о применение духов было вызвано, очевидно, не только своей собственной вонью и вонью подданных, но, учитывая постоянную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имело также и другую цель. Так, с легкой руки Короля-Солнца в Европе появились духи, прямое предназначение которых - не только забивать неприятный запах, но и отгонять клопов. В книге «Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде».
Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.
«Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте» (Юрий Бирс).
Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело - на нем давили вшей.
Вот так-то вот.
Вот и смотри после этого фильмы про доблестных мушкетеров и их Прекрасных Дам... про смердящих «аки дикие псы» кавалеров, отряхивающих с широкополых шляп содержимое ночных горшков парижан и выискивающих вшей у своих возлюбленных... и их Блохастых Дам с мышиными гнездами в обсыпанных килограммами муки париках, скрывающих последствия сифилиса...
Вот и смотри после этого любовные сцены в роскошных альковах Средневековья или эпохи Возрождения... любого современного мужчину при близком контакте со средневековой красавицей или кокоткой двора Короля-Солнце просто-напросто стошнило бы прямо в вырез ее платья.. а современные девушки, мечтающие о рыцаре на белом коне, при встрече с этим самым рыцарем упали бы в обморок от вони после первого же поцелуя... хотя почему после? скорее в процессе... а особо чувствительные особы так и вовсе – до...
Бедная Пэрис Хилтон и все подражающие ей... хм... блондинки... знали бы они, каким «пискам моды» прошлого они следуют, таская с собою своих плюгавеньких собачонок...
Нет, на самом деле автор(ы?) кое-где сильно сгущают краски. В действительности подобная немытая жуть накатывала на Европу волнами, время от времени:
- сначала упадок римских водопроводных и канализационных систем в раннем Средневековье, усугубленный христианским мракобесием (скандинавы, например, в это время были еще язычниками и вполне регулярно себе мылись, что вызывало чуть ли не отвращение у англичан);
- затем острый дефицит древесины, сделавший сам процесс нагревания воды довольно дорогостоящим (в Англии, раньше других ощутившей на себе последствия «лесного кризиса» первые законы, запрещающие вырубку лесов, были приняты еще саксонских королях, а при Плантагенетах стали еще более драконовскими);
- страшный XIV век и шок от эпидемии чумы (хотя и сама эпидемия была во многом следствием антисанитарии), когда элементарно боялись скоплений большого количества людей в одном месте, что поставило крест на многих общественных банях;
- церковные гонения на бани в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, как со стороны католиков, так и со стороны протестантов...
Ну, и некоторые другие факторы.
То есть совсем уж перманентно немытой, грязной и вшивой Европа не была. И мылись европейцы. И даже бани у них были. В том числе и общественные. Только время от времени то в одной, то в другой стране по тем или иным причинам антисанитария усиливалась, и выправлялось положение вельми медленно. Хотя, имхо, главная проблема Европы все же в крахе соответствующей инфраструктуры времен Рима, полноценная замена которой появилась только спустя более чем тысячелетие – в веках XVIII – XIX.
Но в целом речь в приведенных мною ссылках идет о вполне реальных фактах, с которыми, так или иначе, сталкивался любой, кто интересуется историей. Вот только в данном случае речь идет не об одном двух фактах, а о весьма солидной подборке.
Каковы будут мнения форумчан? За? Против? Новые факты (желательно с ссылками на источниками, чего, увы, малова-то в приведенной мною подборке)? Взгляд на Русь/Россию той же эпохи?
И вот что отыскалось:
https://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm
https://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell2.htm
Приведу только несколько цитат по Франции вообще, эпохе Людовика XIV в частности, ну и просто то, что потрясло меня особенно сильно:
одно только «разве это грязь? видели бы вы мои ноги!» чего стоит
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.
В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
«Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение».
король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.
В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Стену надстроили.
Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.
...еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!»
Плохо расходилась книга доктора медицины из Салона - магистра Мишеля Нострадамуса (Лион 1572. г., библ. Мазарини N 29289). Нострадамус в книге учил «Как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы, как бы красны и черны они ни были...» Это на фиг никому было не нужно, и разочаровавшийся в коммерческом успехе медицинских книг Нострадамус решил, что лучше заняться предсказаниями. (Отметим в скобках, что зубная паста, представляющая собой смесь вина и пемзы, была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад.)
С выливанием же нечистот из окон в Париже ничего не менялось на протяжении веков - бороться с этим славным обычаем начали лишь в 1780 году (впрочем, Робер Бюрнан указывает, что и к 1830 г. с выливанием помоев ничего не изменилось).
Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер, чей двухтомный труд «История повальных болезней «был переведен на русский и издан в С - Петербурге в 1868 году впервые обратил внимание на сифилис и другие болезни, как основу коренного изменения в поведении людей - например на то, что сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.
Не только кавалеров коснулась эта проблема, лысины появлялись тогда не только у них, но и у дам. И отнюдь не по причине мудрости последних. Но и эти лысины умело прикрывались париками.
Те, у кого еще сохранились свои волосы, их, естественно, не моют, а посыпают мукой. Или пудрой. Представьте себе, что должно было делаться в давным-давно немытых волосах, если их постоянно посыпать мукой. А прусские косы, смазываемые салом?! Не удивительно, что при описанной выше средневековой гигиене, в громадных прическах средневековых благородных дам нередко обнаруживали мышиные гнезда - дама могла месяцами не мыть голову, пока мода на прическу держалась. Ну а уж блохи на Прекрасных Дамах жили перманентно.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали что бы не повредить то сложное сооружение на голове именуемое париком. Из париков этими палочками блох и вычесывали. Со вшами было бороться сложней. Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления - для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.
Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится... ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье
Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами.
Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Помогали балдахины мало, ибо клопы чудно устраивались в складках. Средневековая антисанитария активно содействовала их размножению.
Балдахинами влияние клопов на культуру Европы не ограничилось, и повеление Людовика о применение духов было вызвано, очевидно, не только своей собственной вонью и вонью подданных, но, учитывая постоянную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имело также и другую цель. Так, с легкой руки Короля-Солнца в Европе появились духи, прямое предназначение которых - не только забивать неприятный запах, но и отгонять клопов. В книге «Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде».
Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.
«Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте» (Юрий Бирс).
Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело - на нем давили вшей.
Вот так-то вот.
Вот и смотри после этого фильмы про доблестных мушкетеров и их Прекрасных Дам... про смердящих «аки дикие псы» кавалеров, отряхивающих с широкополых шляп содержимое ночных горшков парижан и выискивающих вшей у своих возлюбленных... и их Блохастых Дам с мышиными гнездами в обсыпанных килограммами муки париках, скрывающих последствия сифилиса...
Вот и смотри после этого любовные сцены в роскошных альковах Средневековья или эпохи Возрождения... любого современного мужчину при близком контакте со средневековой красавицей или кокоткой двора Короля-Солнце просто-напросто стошнило бы прямо в вырез ее платья.. а современные девушки, мечтающие о рыцаре на белом коне, при встрече с этим самым рыцарем упали бы в обморок от вони после первого же поцелуя... хотя почему после? скорее в процессе... а особо чувствительные особы так и вовсе – до...
Бедная Пэрис Хилтон и все подражающие ей... хм... блондинки... знали бы они, каким «пискам моды» прошлого они следуют, таская с собою своих плюгавеньких собачонок...
Нет, на самом деле автор(ы?) кое-где сильно сгущают краски. В действительности подобная немытая жуть накатывала на Европу волнами, время от времени:
- сначала упадок римских водопроводных и канализационных систем в раннем Средневековье, усугубленный христианским мракобесием (скандинавы, например, в это время были еще язычниками и вполне регулярно себе мылись, что вызывало чуть ли не отвращение у англичан);
- затем острый дефицит древесины, сделавший сам процесс нагревания воды довольно дорогостоящим (в Англии, раньше других ощутившей на себе последствия «лесного кризиса» первые законы, запрещающие вырубку лесов, были приняты еще саксонских королях, а при Плантагенетах стали еще более драконовскими);
- страшный XIV век и шок от эпидемии чумы (хотя и сама эпидемия была во многом следствием антисанитарии), когда элементарно боялись скоплений большого количества людей в одном месте, что поставило крест на многих общественных банях;
- церковные гонения на бани в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, как со стороны католиков, так и со стороны протестантов...
Ну, и некоторые другие факторы.
То есть совсем уж перманентно немытой, грязной и вшивой Европа не была. И мылись европейцы. И даже бани у них были. В том числе и общественные. Только время от времени то в одной, то в другой стране по тем или иным причинам антисанитария усиливалась, и выправлялось положение вельми медленно. Хотя, имхо, главная проблема Европы все же в крахе соответствующей инфраструктуры времен Рима, полноценная замена которой появилась только спустя более чем тысячелетие – в веках XVIII – XIX.
Но в целом речь в приведенных мною ссылках идет о вполне реальных фактах, с которыми, так или иначе, сталкивался любой, кто интересуется историей. Вот только в данном случае речь идет не об одном двух фактах, а о весьма солидной подборке.
Каковы будут мнения форумчан? За? Против? Новые факты (желательно с ссылками на источниками, чего, увы, малова-то в приведенной мною подборке)? Взгляд на Русь/Россию той же эпохи?
igore
Мастер
12/3/2007, 1:01:24 AM
А теперь – эмоции. Я сказал, эмоции!
И эти люди запрещают мне ковыряться в носу! (с) В смысле – и находятся же еще люди, именующие допетровскую Россию «немытой» и «варварской»?????
Конечно, куда там этим диким московитам с их повсеместными банями до просвещенной Европы...
Господи... во Пскове в эпоху Людовика XIV бани были практически на каждом городском или деревенском дворе. Кто победнее, те парились в печи. То же и с отхожими местами. В купеческих палатах туалеты устраивались и прямо в домах – что б на мороз не бегать. В городе была система канализации.
Это в то время, как дворец Короля-Солнце вовсю обсирался сливками французского общества.......
Попробовал бы какой-нить шибко просвещенный хранцуз пристроиться по малой нужде в уголке повалуши купца Поганкина или Меншикова..... дикие московиты его с балкона... пардон... с гульбища выкинули бы.
И на этих людей нас равнял Петруша Алексеевич... Пусть у наших бояр бороды лопатой, но в них хотя бы вши не водились.
Неудивительно, что Иван Грозный, по словам Поссевино, после приема иностранных послов, включавшего в том числе и целование послами руки царя, в обязательном порядке мыл руки. Наши современники после общения с европейцами того времени не то что руки мыли бы, а бегом бежали бы в душ. Хотя нет, для начала, скорее – в туалет, обнять фаянсового друга и облегчить желудок. А потом уж можно и в душ.
И эти люди запрещают мне ковыряться в носу! (с) В смысле – и находятся же еще люди, именующие допетровскую Россию «немытой» и «варварской»?????
Конечно, куда там этим диким московитам с их повсеместными банями до просвещенной Европы...
Господи... во Пскове в эпоху Людовика XIV бани были практически на каждом городском или деревенском дворе. Кто победнее, те парились в печи. То же и с отхожими местами. В купеческих палатах туалеты устраивались и прямо в домах – что б на мороз не бегать. В городе была система канализации.
Это в то время, как дворец Короля-Солнце вовсю обсирался сливками французского общества.......
Попробовал бы какой-нить шибко просвещенный хранцуз пристроиться по малой нужде в уголке повалуши купца Поганкина или Меншикова..... дикие московиты его с балкона... пардон... с гульбища выкинули бы.
И на этих людей нас равнял Петруша Алексеевич... Пусть у наших бояр бороды лопатой, но в них хотя бы вши не водились.
Неудивительно, что Иван Грозный, по словам Поссевино, после приема иностранных послов, включавшего в том числе и целование послами руки царя, в обязательном порядке мыл руки. Наши современники после общения с европейцами того времени не то что руки мыли бы, а бегом бежали бы в душ. Хотя нет, для начала, скорее – в туалет, обнять фаянсового друга и облегчить желудок. А потом уж можно и в душ.
DELETED
Акула пера
12/3/2007, 1:51:06 PM
Во-первых - могу тут порекомендовать фильм "Распутник", там эта грязища и антисанитария показана наглядно. Вообще, один из лучших фильмов и по теме топика, и как актёрская работа Джонни Деппа. Да, ещё экранизация Диккенса - "Оливер Твист" - хороша.
Во-вторых - да, всё так, но и в России "чистоту" не стОит преувеличивать, - "Очерки Бурсы" Помяловского, например. Хотя, конечно, "под себя" на Руси не было принято испражняться :-).
Позабавил пассаж про портьеры и укромные уголки, - я раньше как-то не задумывался, зачем это дело в старинных замках.
Во-вторых - да, всё так, но и в России "чистоту" не стОит преувеличивать, - "Очерки Бурсы" Помяловского, например. Хотя, конечно, "под себя" на Руси не было принято испражняться :-).
Позабавил пассаж про портьеры и укромные уголки, - я раньше как-то не задумывался, зачем это дело в старинных замках.
chips
Грандмастер
12/3/2007, 2:09:27 PM
(CryKitten @ 03.12.2007 - время: 10:51) Во-первых - могу тут порекомендовать фильм "Распутник", там эта грязища и антисанитария показана наглядно. Вообще, один из лучших фильмов и по теме топика, и как актёрская работа Джонни Деппа. Да, ещё экранизация Диккенса - "Оливер Твист" - хороша.
Во-вторых - да, всё так, но и в России "чистоту" не стОит преувеличивать, - "Очерки Бурсы" Помяловского, например. Хотя, конечно, "под себя" на Руси не было принято испражняться :-).
Позабавил пассаж про портьеры и укромные уголки, - я раньше как-то не задумывался, зачем это дело в старинных замках.
Оливер Твист - это, насколько я помню, 19 век, "Очерки бурсы" тоже... Да и в "Очерках" описывается один закрытый коллектив - на "воле" все было гораздо чище...
А вообще, я где-то читал, что в Западной Европе в Средние века, люди "зашивались" в одежду осенью и снимали ее только весной... Естественно, ни о каких "помывках" речи идти не могло...
Во-вторых - да, всё так, но и в России "чистоту" не стОит преувеличивать, - "Очерки Бурсы" Помяловского, например. Хотя, конечно, "под себя" на Руси не было принято испражняться :-).
Позабавил пассаж про портьеры и укромные уголки, - я раньше как-то не задумывался, зачем это дело в старинных замках.
Оливер Твист - это, насколько я помню, 19 век, "Очерки бурсы" тоже... Да и в "Очерках" описывается один закрытый коллектив - на "воле" все было гораздо чище...
А вообще, я где-то читал, что в Западной Европе в Средние века, люди "зашивались" в одежду осенью и снимали ее только весной... Естественно, ни о каких "помывках" речи идти не могло...
DELETED
Акула пера
12/3/2007, 2:18:35 PM
(chips @ 03.12.2007 - время: 12:09) ...
Оливер Твист - это, насколько я помню, 19 век, "Очерки бурсы" тоже... Да и в "Очерках" описывается один закрытый коллектив - на "воле" все было гораздо чище...
Начало XIX-го. Просто там довольно хорошо показан и быт "низов", и быт обеспеченных людей.
Вообще же, - а что удивительного? "Цивилизованность" - это вообще попытка судить об иных странах на основе своего мировоззрения. Мне вот запомнилось, что один из испанских (насколько помню) послов в России соответствующего времени называл нашу страну "варварской" на том основании, что у нас практически не жгли ведьм. Мол, "весь цвилизованный мир" в едином порыве сражается с бесовством, а тут - дикари-язычники нецивилизованные, не хотят никого убивать... :-)
Оливер Твист - это, насколько я помню, 19 век, "Очерки бурсы" тоже... Да и в "Очерках" описывается один закрытый коллектив - на "воле" все было гораздо чище...
Начало XIX-го. Просто там довольно хорошо показан и быт "низов", и быт обеспеченных людей.
Вообще же, - а что удивительного? "Цивилизованность" - это вообще попытка судить об иных странах на основе своего мировоззрения. Мне вот запомнилось, что один из испанских (насколько помню) послов в России соответствующего времени называл нашу страну "варварской" на том основании, что у нас практически не жгли ведьм. Мол, "весь цвилизованный мир" в едином порыве сражается с бесовством, а тут - дикари-язычники нецивилизованные, не хотят никого убивать... :-)
zhekich
Мастер
12/3/2007, 6:11:27 PM
(igore @ 02.12.2007 - время: 22:00)– в веках XVIII – XIX.
Но в целом речь в приведенных мною ссылках идет о вполне реальных фактах, с которыми, так или иначе, сталкивался любой, кто интересуется историей. Вот только в данном случае речь идет не об одном двух фактах, а о весьма солидной подборке.
Каковы будут мнения форумчан? За? Против? Новые факты (желательно с ссылками на источниками, чего, увы, малова-то в приведенной мною подборке)? Взгляд на Русь/Россию той же эпохи?
Недавно смотрел передачу про тот же период короля-солнце, то бишь Людовика 14, так только при нем в Европе была введена традиция есть за столом из отдельных тарелок, инициатором был кардинал Мазарини, до этого, как говорилось, ели по нескольку человек из одной большой общей, а уж про "обворожительные" гнило- и беззубые улыбки фрейлин его двора и говорить нечего... Ну а про отношение к чистоте в России лично для меня говорит только один факт: наличие бань в любой деревне. В городах ситуация, на мой взгляд, наверняка была похуже, учитывая большую по сравнению с деревней скученность населения и отсутствие канализации, но не наверняка не настолько плохо как в Европе.
Но в целом речь в приведенных мною ссылках идет о вполне реальных фактах, с которыми, так или иначе, сталкивался любой, кто интересуется историей. Вот только в данном случае речь идет не об одном двух фактах, а о весьма солидной подборке.
Каковы будут мнения форумчан? За? Против? Новые факты (желательно с ссылками на источниками, чего, увы, малова-то в приведенной мною подборке)? Взгляд на Русь/Россию той же эпохи?
Недавно смотрел передачу про тот же период короля-солнце, то бишь Людовика 14, так только при нем в Европе была введена традиция есть за столом из отдельных тарелок, инициатором был кардинал Мазарини, до этого, как говорилось, ели по нескольку человек из одной большой общей, а уж про "обворожительные" гнило- и беззубые улыбки фрейлин его двора и говорить нечего... Ну а про отношение к чистоте в России лично для меня говорит только один факт: наличие бань в любой деревне. В городах ситуация, на мой взгляд, наверняка была похуже, учитывая большую по сравнению с деревней скученность населения и отсутствие канализации, но не наверняка не настолько плохо как в Европе.
Маркиз
Мастер
12/3/2007, 10:46:45 PM
(igore @ 02.12.2007 - время: 22:00) Каковы будут мнения форумчан? За? Против? Новые факты (желательно с ссылками на источниками, чего, увы, малова-то в приведенной мною подборке)? Взгляд на Русь/Россию той же эпохи?
Кстати, косвенным доказательством истинности данных, изложенных в статье, является отсутствие в европейском фольклоре упоминания о банях и т.п. заведениях (в отличие от русского и восточного фольклора).
Кстати, косвенным доказательством истинности данных, изложенных в статье, является отсутствие в европейском фольклоре упоминания о банях и т.п. заведениях (в отличие от русского и восточного фольклора).
Маркиз
Мастер
12/3/2007, 10:49:08 PM
(zhekich @ 03.12.2007 - время: 15:11) В городах ситуация, на мой взгляд, наверняка была похуже, учитывая большую по сравнению с деревней скученность населения и отсутствие канализации, но не наверняка не настолько плохо как в Европе.
К Валишевский в книге "Иван Грозный" утверждает, что в Москве во времена Ивана Грозного среди высших слоев общества было принято ходить в баню как минимум несколько раз в неделю, а то и каждый день.
К Валишевский в книге "Иван Грозный" утверждает, что в Москве во времена Ивана Грозного среди высших слоев общества было принято ходить в баню как минимум несколько раз в неделю, а то и каждый день.
srg2003
supermoderator
12/4/2007, 12:08:49 AM
возможно именно антисанитария и была причиной пандемии чумы в Европе, вспомним хотя бы знаменитые европейские чумные столбы и отсутствие такой пандемии на Руси
Rambus
Грандмастер
12/4/2007, 12:16:25 AM
Столбы ставились как памятники после того, как эпидемия проходила... Ну а антисанитария-косвенная причина этих эпидемий... Развели крыс на отбросах-получили разносчиков заразы.
vegra
Грандмастер
12/4/2007, 1:02:25 AM
(Rambus @ 03.12.2007 - время: 21:16) Столбы ставились как памятники после того, как эпидемия проходила... Ну а антисанитария-косвенная причина этих эпидемий... Развели крыс на отбросах-получили разносчиков заразы.
Несколько раз видел крыс днём и вечером рядом с м. "1905 года" но чумных эпидемий давно нет.
Несколько раз видел крыс днём и вечером рядом с м. "1905 года" но чумных эпидемий давно нет.
srg2003
supermoderator
12/4/2007, 2:14:55 AM
(Rambus @ 03.12.2007 - время: 21:16) Столбы ставились как памятники после того, как эпидемия проходила... Ну а антисанитария-косвенная причина этих эпидемий... Развели крыс на отбросах-получили разносчиков заразы.
да я собственно об этом и говорил а антисанитария имхо и есть основная причина эпидемий
да я собственно об этом и говорил а антисанитария имхо и есть основная причина эпидемий
igore
Мастер
12/4/2007, 2:15:31 AM
(zhekich @ 03.12.2007 - время: 15:11) В городах ситуация, на мой взгляд, наверняка была похуже, учитывая большую по сравнению с деревней скученность населения
вообще-то, европейские и русские города позднего Средневековья – это две большие разницы
для сравнения:
площадь Москвы в пределах стен Белого города (за вычетом Кремля, как царской резиденции) на рубеже XVI – XVII вв. составляла около 600 гектар;
на этой территории проживало около 100 тыс. человек;
то есть плотность населения составляла примерно 0,017 человек на метр квадратный;
или – на одного москвича приходилось 60 квадратных метров городской площади
площадь Парижа в пределах городских укреплений (считая Лувр и Бастилию) в ту же эпоху по разным данным составляла от 430 до 500 гектар;
население города насчитывало около 300 тыс. человек (возможно и больше, но я беру наименьшее число);
плотность населения: 0,07 – 0,06 человек на квадратный метр;
следовательно, на одного парижанина приходилось лишь 14,3 – 16,7 квадратных метров
что называется – почувствуйте разницу
можно уверенно сказать, что большая часть москвичей, в отличие от парижан, жила в своих собственных домах с соответствующими хозяйственными постройками, в том числе банями, нужниками и т.д.
москвичи даже при очень большом желании не смогли бы засрать свой город до такого состояния, как это происходило в Париже
о состоянии дел во французской столице говорит хотя бы тот факт, что еще в начале XVI в. парижане употребляли в среднем 1,5 литра вина в сутки и лишь 1 литр питьевой воды
думаю, понятно, что это было вызвано вовсе не склонностью французов к пьянству, а скверным качеством воды из Сены, потребление которой поневоле приходилось ограничивать
а так же дефицитом воды в таком густонаселенном городе – колодцев и общественных бассейнов было недостаточно, а первый колесный водоподъемник был построен только при Генрихе IV
у троекратно меньшего населения российской столицы, проживавшего на заметно большей территории, такой проблемы не могло быть в принципе – колодец можно было вырыть у себя во дворе или в саду; либо ходить по воду до ближайшей реки или ручья, которые были не в пример чище и безопаснее Сены и ее притоков
другой пример, иллюстрирующий отличие европейских городов от русских:
за 75 лет, с 1530 по 1605 гг. население Лондона выросло в более чем в четыре раза – с 50 тыс. до 225 тыс. человек
однако росло лишь население города, сам Лондон практически не расширялся – уже в 1580 г. был издан первый закон, регулирующий застройку города; а законом 1592 г. новое строительство и вовсе было запрещено
почти четверть миллиона человек вынуждены были ютиться на густо застроенной территории, просто не рассчитанной на такое количество людей
последствия в плане антисанитарии понятны...
в то же время в Москве в конце XVI в. помимо Белого города, в 1591 – 1592 гг. после набега крымского хана Казы-Гирея возводится деревянная стена Скородома, охватывающая не только саму столицу, но и все московские посады
в результате общая площадь столицы увеличивается в три с лишним раза – с вышеупомянутых мною 600 (за вычетом Кремля) до 1878 гектар
к сожалению в 1611 г. Скородом был полностью сожжен поляками и немцами во время разгрома восстания москвичей – в результате Москва вновь ужалась до границ Белого города
вообще-то, европейские и русские города позднего Средневековья – это две большие разницы
для сравнения:
площадь Москвы в пределах стен Белого города (за вычетом Кремля, как царской резиденции) на рубеже XVI – XVII вв. составляла около 600 гектар;
на этой территории проживало около 100 тыс. человек;
то есть плотность населения составляла примерно 0,017 человек на метр квадратный;
или – на одного москвича приходилось 60 квадратных метров городской площади
площадь Парижа в пределах городских укреплений (считая Лувр и Бастилию) в ту же эпоху по разным данным составляла от 430 до 500 гектар;
население города насчитывало около 300 тыс. человек (возможно и больше, но я беру наименьшее число);
плотность населения: 0,07 – 0,06 человек на квадратный метр;
следовательно, на одного парижанина приходилось лишь 14,3 – 16,7 квадратных метров
что называется – почувствуйте разницу
можно уверенно сказать, что большая часть москвичей, в отличие от парижан, жила в своих собственных домах с соответствующими хозяйственными постройками, в том числе банями, нужниками и т.д.
москвичи даже при очень большом желании не смогли бы засрать свой город до такого состояния, как это происходило в Париже
о состоянии дел во французской столице говорит хотя бы тот факт, что еще в начале XVI в. парижане употребляли в среднем 1,5 литра вина в сутки и лишь 1 литр питьевой воды
думаю, понятно, что это было вызвано вовсе не склонностью французов к пьянству, а скверным качеством воды из Сены, потребление которой поневоле приходилось ограничивать
а так же дефицитом воды в таком густонаселенном городе – колодцев и общественных бассейнов было недостаточно, а первый колесный водоподъемник был построен только при Генрихе IV
у троекратно меньшего населения российской столицы, проживавшего на заметно большей территории, такой проблемы не могло быть в принципе – колодец можно было вырыть у себя во дворе или в саду; либо ходить по воду до ближайшей реки или ручья, которые были не в пример чище и безопаснее Сены и ее притоков
другой пример, иллюстрирующий отличие европейских городов от русских:
за 75 лет, с 1530 по 1605 гг. население Лондона выросло в более чем в четыре раза – с 50 тыс. до 225 тыс. человек
однако росло лишь население города, сам Лондон практически не расширялся – уже в 1580 г. был издан первый закон, регулирующий застройку города; а законом 1592 г. новое строительство и вовсе было запрещено
почти четверть миллиона человек вынуждены были ютиться на густо застроенной территории, просто не рассчитанной на такое количество людей
последствия в плане антисанитарии понятны...
в то же время в Москве в конце XVI в. помимо Белого города, в 1591 – 1592 гг. после набега крымского хана Казы-Гирея возводится деревянная стена Скородома, охватывающая не только саму столицу, но и все московские посады
в результате общая площадь столицы увеличивается в три с лишним раза – с вышеупомянутых мною 600 (за вычетом Кремля) до 1878 гектар
к сожалению в 1611 г. Скородом был полностью сожжен поляками и немцами во время разгрома восстания москвичей – в результате Москва вновь ужалась до границ Белого города
vegra
Грандмастер
12/4/2007, 2:27:50 AM
(srg2003 @ 03.12.2007 - время: 23:14) да я собственно об этом и говорил а антисанитария имхо и есть основная причина эпидемий
От эпидемии гриппа(испанки) в 1918-1920 погибло несколько миллионов человек.
Антисанитария фактор важный для переноса кишесных инфекций, но в основном успешная борьба с эпидемиями это заслуга медицины.
От эпидемии гриппа(испанки) в 1918-1920 погибло несколько миллионов человек.
Антисанитария фактор важный для переноса кишесных инфекций, но в основном успешная борьба с эпидемиями это заслуга медицины.
Rambus
Грандмастер
12/4/2007, 2:35:45 AM
А чуму разносил паразит, живущий на крысах. Сейчас ситуация с ними всё-таки не такая страшная, как тогда-они хоть и есть, но на гораздо большей площади и с людьми почти не пересекаются, если что-драпают...
chips
Грандмастер
12/4/2007, 1:05:28 PM
Зато сейчас мы
МЫ ЖИВЕМ В ТРИ РАЗА ТЕСНЕЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ
Плотность населения в Москве превышает общеевропейские показатели более чем в три раза, заявил заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог НИиПи Генплана столицы Михаил КРЕСТМЕЙН.
"Если в Париже плотность населения составляет 40 человек на 1 га территории, в Лондоне - 54 человека, то в Москве этот показатель - 161 человек на 1 га". С этим обстоятельством Михаил Крестмейн связал и постоянно усугубляющуюся транспортную проблему. По его словам, ситуация в нашем городе не стала критической лишь потому, что 75-80% населения пользуются общественным транспортом. Остро стоит и проблема парковок. Только в Центральном округе Москвы не хватает 72 тысяч парковочных мест.
Другой специалист - академик Российской академии строительных наук, профессор Юрий БОЧАРОВ видит решение проблемы перегруженности столицы в ее объединении с областью и оттоком части населения за МКАД. По его мнению, затягивание этого процесса ухудшает демографическую ситуацию во всей стране, ведь Москва - это всего 0,006% территории страны, а живут здесь 9% населения. Больше лишь в Шанхае и Гонконге. Однако об объединении пока речи нет - оба субъекта Федерации не хотят поступиться своим суверенитетом. Объединить Москву и область может лишь первое лицо страны, что вполне возможно в контексте нынешней политики Кремля по укрупнению регионов.
По данным сайта www.irn.ru, плотность населения в мировых мегаполисах такова: в Чикаго - 16, в Нью-Йорке - 40, Лондоне - 62, Париже - 88, Москве - 182, Шанхае - 286 и Гонконге - 367 человек на 1 га. При этом все западные города растут центробежно (за счет прилегающих территорий), 4/5 их населения обитают в пригородах, а потому не включаются в городскую статистику. Но у Москвы особенная стать - она развивается центростремительно и вверх.
Заметим, что обычно, говоря о той же столице Франции, имеют в виду Большой Париж - Парижскую агломерацию, занимающую площадь более 1500 квадратных километров, на которой проживает около 10 млн. человек. Собственно, Париж, радиально-кольцевое строение которого повторяет Москву, ограничен кольцом внешних бульваров. На площади в 104 кв. километра (с учетом Булонского и Венсенского лесов) живет около 3 миллионов человек, отсюда и разные показатели плотности: в Париже историческом они составляют аж 270 человек/га, тогда как в Большом Париже - 59 человек/га. То же касается и Мехико, плотность которого без учета агломераций почти в два раза больше - 57 человек/га.
Система децентрализации Большого Парижа была разработана после Второй мировой войны. Были созданы "точки притяжения", которые повлекли за собой массовую застройку. Так появился удаленный от центра деловой район Дефанс, аналог нашего Сити. Кстати, тогда французы воспользовались идеями советских архитекторов, звучавшими на конкурсах и дискуссиях 20-х и 30-х годов.
Или, например, если говорить о Вашингтоне и округе Колумбия, нельзя забывать, что и город, и округ вполне размещаются на территории в 177 кв. километров с населением чуть более полумиллиона человек. Но этого, конечно же, недостаточно, чтобы разместить все федеральные правительственные учреждения. Вот почему часть из них находится в соседних штатах и составляет так называемый Большой Вашингтон с населением 4,7 млн. человек. В Москве сегодня тоже идет подобный процесс - областные учреждения "выселяют" ближе к месту деятельности.
Владимир СТЕПАНОВ. «Вечерняя Москва», 12 апреля 2007 года
МЫ ЖИВЕМ В ТРИ РАЗА ТЕСНЕЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ
Плотность населения в Москве превышает общеевропейские показатели более чем в три раза, заявил заведующий научно-проектным отделением транспорта и дорог НИиПи Генплана столицы Михаил КРЕСТМЕЙН.
"Если в Париже плотность населения составляет 40 человек на 1 га территории, в Лондоне - 54 человека, то в Москве этот показатель - 161 человек на 1 га". С этим обстоятельством Михаил Крестмейн связал и постоянно усугубляющуюся транспортную проблему. По его словам, ситуация в нашем городе не стала критической лишь потому, что 75-80% населения пользуются общественным транспортом. Остро стоит и проблема парковок. Только в Центральном округе Москвы не хватает 72 тысяч парковочных мест.
Другой специалист - академик Российской академии строительных наук, профессор Юрий БОЧАРОВ видит решение проблемы перегруженности столицы в ее объединении с областью и оттоком части населения за МКАД. По его мнению, затягивание этого процесса ухудшает демографическую ситуацию во всей стране, ведь Москва - это всего 0,006% территории страны, а живут здесь 9% населения. Больше лишь в Шанхае и Гонконге. Однако об объединении пока речи нет - оба субъекта Федерации не хотят поступиться своим суверенитетом. Объединить Москву и область может лишь первое лицо страны, что вполне возможно в контексте нынешней политики Кремля по укрупнению регионов.
По данным сайта www.irn.ru, плотность населения в мировых мегаполисах такова: в Чикаго - 16, в Нью-Йорке - 40, Лондоне - 62, Париже - 88, Москве - 182, Шанхае - 286 и Гонконге - 367 человек на 1 га. При этом все западные города растут центробежно (за счет прилегающих территорий), 4/5 их населения обитают в пригородах, а потому не включаются в городскую статистику. Но у Москвы особенная стать - она развивается центростремительно и вверх.
Заметим, что обычно, говоря о той же столице Франции, имеют в виду Большой Париж - Парижскую агломерацию, занимающую площадь более 1500 квадратных километров, на которой проживает около 10 млн. человек. Собственно, Париж, радиально-кольцевое строение которого повторяет Москву, ограничен кольцом внешних бульваров. На площади в 104 кв. километра (с учетом Булонского и Венсенского лесов) живет около 3 миллионов человек, отсюда и разные показатели плотности: в Париже историческом они составляют аж 270 человек/га, тогда как в Большом Париже - 59 человек/га. То же касается и Мехико, плотность которого без учета агломераций почти в два раза больше - 57 человек/га.
Система децентрализации Большого Парижа была разработана после Второй мировой войны. Были созданы "точки притяжения", которые повлекли за собой массовую застройку. Так появился удаленный от центра деловой район Дефанс, аналог нашего Сити. Кстати, тогда французы воспользовались идеями советских архитекторов, звучавшими на конкурсах и дискуссиях 20-х и 30-х годов.
Или, например, если говорить о Вашингтоне и округе Колумбия, нельзя забывать, что и город, и округ вполне размещаются на территории в 177 кв. километров с населением чуть более полумиллиона человек. Но этого, конечно же, недостаточно, чтобы разместить все федеральные правительственные учреждения. Вот почему часть из них находится в соседних штатах и составляет так называемый Большой Вашингтон с населением 4,7 млн. человек. В Москве сегодня тоже идет подобный процесс - областные учреждения "выселяют" ближе к месту деятельности.
Владимир СТЕПАНОВ. «Вечерняя Москва», 12 апреля 2007 года
DELETED
Акула пера
12/9/2007, 2:15:03 AM
Ой меня чуть не стошнило, пока я все это читал...
На самом деле после прочтенного саффсем не удивляешься, почему чума истребила в свое время почти все население Европы. Треть, кажется, спаслось? "Антисанитария необыкновенная"...
Все же - удивительно. Вроде бы европейская цивиллизация жиздицца на останках Римской империи, а та своими банями известна ого-го как.. а в резульате..
На самом деле после прочтенного саффсем не удивляешься, почему чума истребила в свое время почти все население Европы. Треть, кажется, спаслось? "Антисанитария необыкновенная"...
Все же - удивительно. Вроде бы европейская цивиллизация жиздицца на останках Римской империи, а та своими банями известна ого-го как.. а в резульате..
Rambus
Грандмастер
12/9/2007, 2:20:57 AM
Ну так римляне были язычниками, так что чтобы порушить все их традиции, не пожалели и гигиену... хотя и у римлян образ жизни здоровым не назовёшь-свинца в их еде было мама не горюй.
petroff67
Профессионал
12/9/2007, 3:04:04 AM
(Rambus @ 08.12.2007 - время: 23:20) Ну так римляне были язычниками, так что чтобы порушить все их традиции, не пожалели и гигиену... хотя и у римлян образ жизни здоровым не назовёшь-свинца в их еде было мама не горюй.
Ну вот что вы говорите! Римляне уже долго были христианами к моменту падения Города. И варварство, в которое погрузилась Европа, в том числе и от неумения поддерживать техногенную среду, созданную римлянами.
Вон на востоке банная культура никак не мешала византийцам оставаться христианами. Да и русская церковь против бань никак не выступала, (только что против совместных бань баб и мужиков).
Что за привычки приписывать те или иные особенности региональной культуры христианскому вероучению.
Ну вот что вы говорите! Римляне уже долго были христианами к моменту падения Города. И варварство, в которое погрузилась Европа, в том числе и от неумения поддерживать техногенную среду, созданную римлянами.
Вон на востоке банная культура никак не мешала византийцам оставаться христианами. Да и русская церковь против бань никак не выступала, (только что против совместных бань баб и мужиков).
Что за привычки приписывать те или иные особенности региональной культуры христианскому вероучению.
Rambus
Грандмастер
12/9/2007, 3:21:36 AM
Ну не верится мне, что вот просто так взяли и разучились поддерживать работоспособность бань и водопровода и начали гадить где попало и относиться к мытью как к страшной вещи, не бывает такого без причины. Я вижу причину в этом-католичество хотело навязать свои правила, потому ломало старые. Объясните, где я неправ.