Вопросы по Исламу!
ser-3
Мастер
3/12/2007, 4:09:39 AM
Предлагаю в этой теме задавать вопросы по исламу представителям других вероисповеданий, а пользователи исповедующие ислам по возможности на них ответят...я христианин, но мне также интересен ислам и другие религии....надеюсь что встречу поддержку и понимание со стороны масульман и вы поможете мне и другим пользователям!
Итак мой первый вопрос: меня как христианина впустят в мечеть...очень завараживает архитектура и хотелось бы увидеть внутреннее убранство?
Итак мой первый вопрос: меня как христианина впустят в мечеть...очень завараживает архитектура и хотелось бы увидеть внутреннее убранство?
ValentinaValentine
Грандмастер
3/12/2007, 4:29:11 AM
А Вы прикиньтесь муслимом, копируйте их действия и заходите с ними. Надеюсь у входа конец проверять не будут?
КНЯЖНА
Мастер
3/12/2007, 6:50:55 AM
(ser-3 @ 12.03.2007 - время: 01:09)Итак мой первый вопрос: меня как христианина впустят в мечеть...очень завараживает архитектура и хотелось бы увидеть внутреннее убранство?
Указанный вопрос обсуждался в данной теме.
Указанный вопрос обсуждался в данной теме.
ser-3
Мастер
3/12/2007, 2:17:33 PM
(КНЯЖНА @ 12.03.2007 - время: 03:50) (ser-3 @ 12.03.2007 - время: 01:09)Итак мой первый вопрос: меня как христианина впустят в мечеть...очень завараживает архитектура и хотелось бы увидеть внутреннее убранство?
Указанный вопрос обсуждался в данной теме.
Спасибо!
Следующий вопрос: хотелось бы на досуге для общего развития почитать Каран, но встает вопрос есть ли признанный масульманами достоверный перевод на русский язык? ...если да то кто автор, а в идеале лучше ссылку где можно почитать или качнуть!
Указанный вопрос обсуждался в данной теме.
Спасибо!
Следующий вопрос: хотелось бы на досуге для общего развития почитать Каран, но встает вопрос есть ли признанный масульманами достоверный перевод на русский язык? ...если да то кто автор, а в идеале лучше ссылку где можно почитать или качнуть!
Шорох
Специалист
3/18/2007, 3:07:38 AM
(ser-3 @ 12.03.2007 - время: 11:17) ...есть ли признанный масульманами достоверный перевод на русский язык?
Наиболее точным считается перевод Крачковского, но он сложен для востприятия, и комментов там, чуть ли не больше, чем самого текста Кур-ана, причем половина из них технические или на арабском языке.
Поэтому, хочешь точно - читай Крачковского, хочешь понятно - Прохорову, хотя, по-моему, она еще не всё перевела.
Есть еще несколько переводов, в частности первый перевод, который был сделан с арабского на французский, а потом с французкого на русский.
Но они считаются менее точными, насколько я в курсе.
Наиболее точным считается перевод Крачковского, но он сложен для востприятия, и комментов там, чуть ли не больше, чем самого текста Кур-ана, причем половина из них технические или на арабском языке.
Поэтому, хочешь точно - читай Крачковского, хочешь понятно - Прохорову, хотя, по-моему, она еще не всё перевела.
Есть еще несколько переводов, в частности первый перевод, который был сделан с арабского на французский, а потом с французкого на русский.
Но они считаются менее точными, насколько я в курсе.
ser-3
Мастер
4/11/2007, 4:17:36 PM
(Iskandir @ 23.03.2007 - время: 18:39) Я думаю что Кулиева. Очень хорошая библиотека здесь https://www.islamsibir.ru/
Спасибо, дествительно много вариантов перевода Корана:
Перевод Корана на русский язык (Кулиев)
Перевод Корана на русский язык (Османов)
Перевод Корана на русский язык (Крачковский)
Перевод Корана на русский язык (Порохова)
...осталось определиться кого читать!
Спасибо, дествительно много вариантов перевода Корана:
Перевод Корана на русский язык (Кулиев)
Перевод Корана на русский язык (Османов)
Перевод Корана на русский язык (Крачковский)
Перевод Корана на русский язык (Порохова)
...осталось определиться кого читать!
S.T.O.P.
Новичок
4/12/2007, 10:48:46 AM
Разрешено в Исламе двоежёнство?
КНЯЖНА
Мастер
4/14/2007, 1:02:09 AM
(S.T.O.P. @ 12.04.2007 - время: 06:48)Разрешено в Исламе двоежёнство?
Ислам ограничил число жён, которое в доисламские времена не было ограничено, максимально четырьмя жёнами, как указано в Священном Коране: "Женитесь на женщинах, которые вам нравятся, - на двух, трёх, четырёх" (Сура "ан-Нисаа" (Женщины), аят 3). Но определение числа жён было ограничено очень строгим условием: необходимость установления справедливости между жёнами. Это значит, что отношение ко всем жёнам должно быть во всех делах одинаковым.
"Кто имеет двух жён и отдаёт предпочтение одной из них перед другой, тот в День воскресения подвергнется суровой каре" (Ибн Маджа передал этот хадис в "Бракосочетании").
Ислам ограничил число жён, которое в доисламские времена не было ограничено, максимально четырьмя жёнами, как указано в Священном Коране: "Женитесь на женщинах, которые вам нравятся, - на двух, трёх, четырёх" (Сура "ан-Нисаа" (Женщины), аят 3). Но определение числа жён было ограничено очень строгим условием: необходимость установления справедливости между жёнами. Это значит, что отношение ко всем жёнам должно быть во всех делах одинаковым.
"Кто имеет двух жён и отдаёт предпочтение одной из них перед другой, тот в День воскресения подвергнется суровой каре" (Ибн Маджа передал этот хадис в "Бракосочетании").
mpr
Новичок
4/18/2007, 2:40:05 AM
после посещения мечети (в ходе экскурсии в 11 классе) целых минут 15 хотела стать мусульманкой))
очень уж крутой проповедник там,цепляет.
два.
очень уж крутой проповедник там,цепляет.
два.
DELETED
Акула пера
4/18/2007, 2:37:30 PM
Меня интересует отношение ислама к наркотикам. В частности к гашишу. Практика курения гашиша в восточных странах распространена, вот и интересно узнать, является ли это чем то греховным.
Если например запрет на вино, распространяется и на крепкие алкогольные напитки, полученные после перегонки, то почему он не распространяется на другие дурманящие вещества.
Если например запрет на вино, распространяется и на крепкие алкогольные напитки, полученные после перегонки, то почему он не распространяется на другие дурманящие вещества.
ice i
Специалист
4/19/2007, 1:16:30 AM
в коране запрещен не только конкретно алкоголь ,а "вещества одурманивающие разум" так что наркотики тоже под запретом
DELETED
Акула пера
4/20/2007, 10:55:23 PM
(ice i @ 18.04.2007 - время: 21:16) в коране запрещен не только конкретно алкоголь ,а "вещества одурманивающие разум" так что наркотики тоже под запретом
вобщем то я так и думал. Хорошо, а табак запрещен, веть по сути он может быть дурманящим веществом (я не курю сигареты, а кальян очень редко, но когда курю, то чувствую легкое опьянение). Получается курение тоже должно быть запретно.
К тому же, курение приносит вред человеку, и уже по этому должно быть запретно.
Я прав?
вобщем то я так и думал. Хорошо, а табак запрещен, веть по сути он может быть дурманящим веществом (я не курю сигареты, а кальян очень редко, но когда курю, то чувствую легкое опьянение). Получается курение тоже должно быть запретно.
К тому же, курение приносит вред человеку, и уже по этому должно быть запретно.
Я прав?
ice i
Специалист
4/21/2007, 1:03:10 AM
(GOTOFF @ 20.04.2007 - время: 18:55) вобщем то я так и думал. Хорошо, а табак запрещен, веть по сути он может быть дурманящим веществом (я не курю сигареты, а кальян очень редко, но когда курю, то чувствую легкое опьянение). Получается курение тоже должно быть запретно.
К тому же, курение приносит вред человеку, и уже по этому должно быть запретно.
Я прав?
Вы правы. В Коране Аллах говорит: "Не бросайте самих себя на гибель". Табак запрещен по причине его явного вреда здоровью. Конкретно про сигареты не сказано, но разве есть необходимость перечислять все виды того, что вредит здоровью. (взято с Islam.ru)
К тому же, курение приносит вред человеку, и уже по этому должно быть запретно.
Я прав?
Вы правы. В Коране Аллах говорит: "Не бросайте самих себя на гибель". Табак запрещен по причине его явного вреда здоровью. Конкретно про сигареты не сказано, но разве есть необходимость перечислять все виды того, что вредит здоровью. (взято с Islam.ru)
DELETED
Акула пера
5/29/2007, 11:14:23 PM
(ice i @ 20.04.2007 - время: 21:03) Конкретно про сигареты не сказано, но разве есть необходимость перечислять все виды того, что вредит здоровью. (взято с Islam.ru)
Возможно и стоит. По мимо дурманящих и наркотических веществ есть много вредного.
Например в кофе да и в чае содержится кофеин. А кофеин - это алколоид, которые воздействует возбуждающи.
Жирная пища вредна для желутка.
А сладкое - вредно для зубов.
Кто устанавлет степень вреда?
---------------------------------------
Возник еще вопрос, я тут встретил упоминане, что запретным является муровьиная кислота и кармин, поскольку как я понял вырабатываются из насекомых. Но я не встречал прямого запрета на употребление в пищу насекомых мусульманами. Помогите прояснить ситуацию.
Возможно и стоит. По мимо дурманящих и наркотических веществ есть много вредного.
Например в кофе да и в чае содержится кофеин. А кофеин - это алколоид, которые воздействует возбуждающи.
Жирная пища вредна для желутка.
А сладкое - вредно для зубов.
Кто устанавлет степень вреда?
---------------------------------------
Возник еще вопрос, я тут встретил упоминане, что запретным является муровьиная кислота и кармин, поскольку как я понял вырабатываются из насекомых. Но я не встречал прямого запрета на употребление в пищу насекомых мусульманами. Помогите прояснить ситуацию.
franco77
Новичок
6/28/2007, 6:31:58 AM
Здравствуйте.Может ли не мусульманин придти к Имаму села,с просьбой его выслушать, сделать мусульманином и может помочь?
KORmAN
Новичок
9/15/2007, 11:30:02 PM
(franco77 @ 28.06.2007 - время: 02:31) Здравствуйте.Может ли не мусульманин придти к Имаму села,с просьбой его выслушать, сделать мусульманином и может помочь?
Можно задать вопросы и спросить совета.
Только в уважающей форме конечно обращаться стоит :)
Можно задать вопросы и спросить совета.
Только в уважающей форме конечно обращаться стоит :)
МилаяМила
Профессионал
11/2/2007, 10:41:35 AM
Насчет сигарет, точнее на табак запрета в Коране нет. Так что, это причисляется к МУБА, а не к ХАРАМУ. Так что, я не согласна с предыдущим ответом о табаке. МУБА означает, не запрещенное и не одобренное...то есть, об этом в КОРАНЕ просто напросто не сказано, потому и считается делом каждого.
Что касается, всех остальных ВРЕДНОСТЕЙ, опять таки запрета нет. Жирная пища или сладкое? По вашему Коран, это пособие врача по специфике "Желудочно - Кишечный тракт" или "Настольная книга Стоматолога" ...???
В Коране, конкретно и четко сказано все то, что запретно...так что, новоявленные исламисты очень многое считают запретным из - за своего фанатизма, тогда как об этом вообще ничего не сказано.
Интересно, где вы увидели запрет на табак??? Или же косвенный намек на это (про то что, не губите здоровье я знаю, но скажите ТОЧНО где и в чем вы увидели связь. Ответ - логика, не принимается, так как теология не та наука, здесь все черным по белому написано)...на основании чего, ВЫ смело говорите: "Да Вы правы, табак запрещен".
Прошу сказать конкретно (сура, аят), а не инет. ссылкой, созданной каким-то фанатом.
Насчет девушки, которая 15 минут хотела стать мусульманкой...В исламе вообще нет проповеди или миссионерства! В этом и отличие, каждый верующий сам "общается" с Всевышним.
С чего Вы взяли что, это было давлением...возможно, просто Вам такой экскурсовод попался.
И последнее...чтобы принять Ислам, надо просто сказать:
НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА И МУХАММЕД ПРОРОК ЕГО (первый столп ислама). Никаких ритуалов для принимание в ряды мусульман, нет.
Что касается, всех остальных ВРЕДНОСТЕЙ, опять таки запрета нет. Жирная пища или сладкое? По вашему Коран, это пособие врача по специфике "Желудочно - Кишечный тракт" или "Настольная книга Стоматолога" ...???
В Коране, конкретно и четко сказано все то, что запретно...так что, новоявленные исламисты очень многое считают запретным из - за своего фанатизма, тогда как об этом вообще ничего не сказано.
Интересно, где вы увидели запрет на табак??? Или же косвенный намек на это (про то что, не губите здоровье я знаю, но скажите ТОЧНО где и в чем вы увидели связь. Ответ - логика, не принимается, так как теология не та наука, здесь все черным по белому написано)...на основании чего, ВЫ смело говорите: "Да Вы правы, табак запрещен".
Прошу сказать конкретно (сура, аят), а не инет. ссылкой, созданной каким-то фанатом.
Насчет девушки, которая 15 минут хотела стать мусульманкой...В исламе вообще нет проповеди или миссионерства! В этом и отличие, каждый верующий сам "общается" с Всевышним.
С чего Вы взяли что, это было давлением...возможно, просто Вам такой экскурсовод попался.
И последнее...чтобы принять Ислам, надо просто сказать:
НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА И МУХАММЕД ПРОРОК ЕГО (первый столп ислама). Никаких ритуалов для принимание в ряды мусульман, нет.
SAMRAT
Мастер
11/7/2007, 6:43:37 AM
(GOTOFF @ 29.05.2007 - время: 18:14) Например в кофе да и в чае содержится кофеин. А кофеин - это алколоид, которые воздействует возбуждающи.
Жирная пища вредна для желутка.
А сладкое - вредно для зубов.
Кто устанавлет степень вреда?
В исламе немало пищевых предписаний, что накладывает свой отпечаток на питание мусульман. Своеобразие исламских предписаний заключается в следующем.
Во-первых, имеются продукты, употребление в пищу которых одобряется. Во-вторых, часть продуктов подпадает под категоричный и абсолютный для мусульман всего мира запрет. В-третьих, некоторые пищевые продукты можно отнести к категории условно-запретных или условно-допустимых (порицаемые или не одобряемые продукты). Такие продукты чаще всего используются мусульманами тех стран, где условия и образ жизни, а отсюда и национальные традиции в питании существенно отличаются от таковых у арабов Аравии — основателей классического ислама. Пищевые запреты в исламе включены в понятие «харам» (араб. — запретное). В харам входят: греховные, порочные, запретные поступки; семейно-брачные отношения с близкими родственниками, причем молочное родство, то есть питание некровных младенцев грудным молоком одной женщины, приравнено к кровному; азартные игры; особые запреты, налагаемые на паломников во время хаджжа — паломничества в Мекку; перечень запретных пищевых продуктов и напитков. Пищевые предписания несколько различаются в зависимости от мазхаба (араб. — путь) — богословско-правовой школы, или толка, ислама. Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата — без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец. В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку. Нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например, крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.), в одних мазхабах считают запрещенной в питании, в других — только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля — можно. Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины или мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Так же поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIII — IX вв. и отошли от обычаев питания предков.
Запрещены напитки и пища с опьяняющими и одурманивающими свойствами, но некоторыми мазхабами употребление их дозволено в количествах, не вызывающих нежелательных последствий, или как лекарство.
Следует отметить, что грехом и правонарушением в исламе считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенной пищи и питья. Если же кто-либо был принужден к этому силой или голодом и жаждой, не имея возможности удовлетворить их иначе, то этот грех мусульманину прощается. Гибкость такого подхода проявляется и в понятии «макрух» (араб. — недостойное) — категории поступков и действий, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций. В питании к макруху относится употребление некоторых видов пищи и напитков, которые в принципе должны быть запрещены: блюда из внутренностей животных, кумыс, пиво, в особых случаях — вино и т. п.
Категория «макрух» занимает важное место в исламской этике, создавая переходную зону между запрещенными (харам) и разрешенными действиями. Однако переходную зону нельзя рассматривать как вседозволенность, так как существует понятие «джанаба» (араб. — осквернение) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний, перечень которых весьма обширен. К оскверняющим предметам и веществам относятся, в частности, свинина и мясо хищных животных и птиц, трупы павших животных, вино и другие опьяняющие и одурманивающие вещества, если они употребляются не для медицинских целей, все, что имеет вид и запах скверны, например, гнилые продукты и протухшая пища. Осквернение предметов обихода может происходить, если в посуду правоверного мусульманина положили свинину или изделия из нее (колбаса, сало и т. п.) или налили вино. Если осквернение последовало в результате обстоятельств, которые не связаны с прегрешением (работа мясника и т. п.), то очищение производится простым ритуальным омовением. Если же имело место недозволенное и умышленное действие, например злоупотребление вином до состояния опьянения, то, кроме омовения, должно быть принесено специальное покаяние и совершены искупительные действия — денежные пожертвования на благочестивые цели, раздача пищи неимущим и т. д. Оскверненные предметы обихода и помещения тщательно чистятся, промываются и проветриваются. При этом произносят специальную молитву, подтверждающую намерение очиститься от осквернения. Однако и в отношении самой «пищевой джанабы» мусульманские подходы достаточно гибкие: представления об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных продуктов и напитков отличаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий жизни. Поэтому разнообразие мира ислама — мусульманских стран и народов — вносит свои коррективы в пищевые предписания и, следовательно, в питание. Приведем несколько примеров.
Как отмечено выше, к пищевым запретам ислама относится мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением. Однако в Тунисе мусульмане готовят особый продукт «кадид» — сухую баранину. Кадид приготовляют из правой лопатки барана, в том числе жертвенного, которого режут во время праздника разговенья. Кусок баранины солят, сдабривают специями и подвешивают для просушки. Сухое мясо используют только через три недели в день Нового года, который отмечается не как религиозный, а как народный праздник.
В связи с отсутствием единого мнения об употреблении в пищу мяса некоторых животных практическое решение этого вопроса зависело от особенностей питания того или иного народа. Характерным примером является использование конины. Для мусульман казахов и киргизов конина была и остается национальным видом мяса, употребляют конину и исповедующие ислам татары и башкиры России. Роль конины в питании казахов такова, что названия большинства мясных блюд связаны не с составом сырья или способом приготовления, а с наименованием частей, на которые в соответствии с традициями разделывается конская туша. И знаменитые казахские и киргизские бешбармаки делают из конины и баранины. Это положение относится и к внутренностям животных, не рекомендуемых мусульманам. Для казахской кухни типично сочетанное использование конины или баранины с внутренними органами этих животных, например, куырдан — жаркое из бараньего мяса, печени, легких и сердца. Узбеки и таджики — мусульманские соседи казахов и киргизов — конину в пищу не употребляют. Общим в питании всех четырех указанных народов Центральной Азии является абсолютное исключение свинины, что соответствует категоричному предписанию ислама. Даже у арабов Аравии, где сформировался ислам и прочны его устои, встречаются отдельные отступления от религиозных пищевых предписаний. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. Более того, бараньи почки считаются наиболее вкусными частями и ими в первую очередь угощают гостей. Бедуины так искусно умеют перерезать горло скотине, что в несколько минут выпускают всю кровь, чтобы она в соответствии с запретом не попала в пищу. Однако некоторые племена используют кровь в питании. Имеются сведения, что еще в недавние времена бедные слои кочевников ели ящериц, змей, лисиц и других хищных зверей.
В средневековой мусульманской литературе есть немало сочинений, где в современно звучащие рациональные правила питания вплетены пищевые предписания ислама. В сочинении Мухаммеда Садык-и-Кашгари «Адаб-ул-салихан» («Кодекс приличий на Востоке») сказано, что пищу следует вкушать умеренно, не допускать пресыщения и лучше не есть досыта, не следует также есть мясное постоянно, но и нельзя оставаться без мяса 40 дней подряд. Так как пророк Мухаммед не ел внутренние органы (почки, легкие, кишки, желудок и т. д.) коров и других дозволенных в пишу животных, то не должно есть эти продукты. В сочинении определен порядок употребления некоторых видов пищи, а также то, какая пища вредит здоровью. Например, после физической работы не следует пить молока, вареное мясо не надо мешать с жареным, сушеное или вяленое — со свежим. Не надо есть одно за другим два горячительных, возбуждающих кушанья, равно как и два прохладительных, холодящих, два мягких и нежных кушанья, два твердых и грубых, два блюда, которые действуют закрепляюще, и два — послабляюще. Нельзя есть продукты испорченные, издающие дурной запах, а также мясо павших животных. Не рекомендуются сырой лук и чеснок, потому что пророк Мухаммед не ел этих овощей. Отметим, что лук и чеснок не вошли в число пищевых запретов ислама.
Запрет на употребление свинины относится к непререкаемым предписаниям ислама и более древней религии — иудаизма. Любопытно, как современные мусульманские богословы трактуют этот и другие пищевые запреты. В 1994 г. имам-хатыб (глава мусульманской общины, читающий пятничную проповедь в мечети) Московской соборной мечети X. Фахретдин сказал следующее: «Аллах запрещает употреблять в пищу только то, что противопоказано человеку, вредит его здоровью. Что дурно, вредно и является харамом (грехом). Свинина — тоже харам. Известно, что в мясе свиньи порой содержатся бактерии, которые отрицательно влияют на организм человека и приводят к болезням». Не касаясь религиозной сущности мусульманского понятия «харам», отметим, что возможная обсемененность болезнетворными микробами у свиней не выше, чем у коровы. Другое дело — это возможное наличие в свинине возбудителей глистных заболеваний, прежде всего трихинеллеза. Нельзя согласиться с имамом-хатыбом, что все пищевые предписания ислама имеют медицинское и профилактическое значение. Впрочем, это положение относится и к пищевым запретам других религий.
Жирная пища вредна для желутка.
А сладкое - вредно для зубов.
Кто устанавлет степень вреда?
В исламе немало пищевых предписаний, что накладывает свой отпечаток на питание мусульман. Своеобразие исламских предписаний заключается в следующем.
Во-первых, имеются продукты, употребление в пищу которых одобряется. Во-вторых, часть продуктов подпадает под категоричный и абсолютный для мусульман всего мира запрет. В-третьих, некоторые пищевые продукты можно отнести к категории условно-запретных или условно-допустимых (порицаемые или не одобряемые продукты). Такие продукты чаще всего используются мусульманами тех стран, где условия и образ жизни, а отсюда и национальные традиции в питании существенно отличаются от таковых у арабов Аравии — основателей классического ислама. Пищевые запреты в исламе включены в понятие «харам» (араб. — запретное). В харам входят: греховные, порочные, запретные поступки; семейно-брачные отношения с близкими родственниками, причем молочное родство, то есть питание некровных младенцев грудным молоком одной женщины, приравнено к кровному; азартные игры; особые запреты, налагаемые на паломников во время хаджжа — паломничества в Мекку; перечень запретных пищевых продуктов и напитков. Пищевые предписания несколько различаются в зависимости от мазхаба (араб. — путь) — богословско-правовой школы, или толка, ислама. Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата — без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец. В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку. Нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например, крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.), в одних мазхабах считают запрещенной в питании, в других — только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля — можно. Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины или мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Так же поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIII — IX вв. и отошли от обычаев питания предков.
Запрещены напитки и пища с опьяняющими и одурманивающими свойствами, но некоторыми мазхабами употребление их дозволено в количествах, не вызывающих нежелательных последствий, или как лекарство.
Следует отметить, что грехом и правонарушением в исламе считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенной пищи и питья. Если же кто-либо был принужден к этому силой или голодом и жаждой, не имея возможности удовлетворить их иначе, то этот грех мусульманину прощается. Гибкость такого подхода проявляется и в понятии «макрух» (араб. — недостойное) — категории поступков и действий, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций. В питании к макруху относится употребление некоторых видов пищи и напитков, которые в принципе должны быть запрещены: блюда из внутренностей животных, кумыс, пиво, в особых случаях — вино и т. п.
Категория «макрух» занимает важное место в исламской этике, создавая переходную зону между запрещенными (харам) и разрешенными действиями. Однако переходную зону нельзя рассматривать как вседозволенность, так как существует понятие «джанаба» (араб. — осквернение) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний, перечень которых весьма обширен. К оскверняющим предметам и веществам относятся, в частности, свинина и мясо хищных животных и птиц, трупы павших животных, вино и другие опьяняющие и одурманивающие вещества, если они употребляются не для медицинских целей, все, что имеет вид и запах скверны, например, гнилые продукты и протухшая пища. Осквернение предметов обихода может происходить, если в посуду правоверного мусульманина положили свинину или изделия из нее (колбаса, сало и т. п.) или налили вино. Если осквернение последовало в результате обстоятельств, которые не связаны с прегрешением (работа мясника и т. п.), то очищение производится простым ритуальным омовением. Если же имело место недозволенное и умышленное действие, например злоупотребление вином до состояния опьянения, то, кроме омовения, должно быть принесено специальное покаяние и совершены искупительные действия — денежные пожертвования на благочестивые цели, раздача пищи неимущим и т. д. Оскверненные предметы обихода и помещения тщательно чистятся, промываются и проветриваются. При этом произносят специальную молитву, подтверждающую намерение очиститься от осквернения. Однако и в отношении самой «пищевой джанабы» мусульманские подходы достаточно гибкие: представления об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных продуктов и напитков отличаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий жизни. Поэтому разнообразие мира ислама — мусульманских стран и народов — вносит свои коррективы в пищевые предписания и, следовательно, в питание. Приведем несколько примеров.
Как отмечено выше, к пищевым запретам ислама относится мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением. Однако в Тунисе мусульмане готовят особый продукт «кадид» — сухую баранину. Кадид приготовляют из правой лопатки барана, в том числе жертвенного, которого режут во время праздника разговенья. Кусок баранины солят, сдабривают специями и подвешивают для просушки. Сухое мясо используют только через три недели в день Нового года, который отмечается не как религиозный, а как народный праздник.
В связи с отсутствием единого мнения об употреблении в пищу мяса некоторых животных практическое решение этого вопроса зависело от особенностей питания того или иного народа. Характерным примером является использование конины. Для мусульман казахов и киргизов конина была и остается национальным видом мяса, употребляют конину и исповедующие ислам татары и башкиры России. Роль конины в питании казахов такова, что названия большинства мясных блюд связаны не с составом сырья или способом приготовления, а с наименованием частей, на которые в соответствии с традициями разделывается конская туша. И знаменитые казахские и киргизские бешбармаки делают из конины и баранины. Это положение относится и к внутренностям животных, не рекомендуемых мусульманам. Для казахской кухни типично сочетанное использование конины или баранины с внутренними органами этих животных, например, куырдан — жаркое из бараньего мяса, печени, легких и сердца. Узбеки и таджики — мусульманские соседи казахов и киргизов — конину в пищу не употребляют. Общим в питании всех четырех указанных народов Центральной Азии является абсолютное исключение свинины, что соответствует категоричному предписанию ислама. Даже у арабов Аравии, где сформировался ислам и прочны его устои, встречаются отдельные отступления от религиозных пищевых предписаний. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. Более того, бараньи почки считаются наиболее вкусными частями и ими в первую очередь угощают гостей. Бедуины так искусно умеют перерезать горло скотине, что в несколько минут выпускают всю кровь, чтобы она в соответствии с запретом не попала в пищу. Однако некоторые племена используют кровь в питании. Имеются сведения, что еще в недавние времена бедные слои кочевников ели ящериц, змей, лисиц и других хищных зверей.
В средневековой мусульманской литературе есть немало сочинений, где в современно звучащие рациональные правила питания вплетены пищевые предписания ислама. В сочинении Мухаммеда Садык-и-Кашгари «Адаб-ул-салихан» («Кодекс приличий на Востоке») сказано, что пищу следует вкушать умеренно, не допускать пресыщения и лучше не есть досыта, не следует также есть мясное постоянно, но и нельзя оставаться без мяса 40 дней подряд. Так как пророк Мухаммед не ел внутренние органы (почки, легкие, кишки, желудок и т. д.) коров и других дозволенных в пишу животных, то не должно есть эти продукты. В сочинении определен порядок употребления некоторых видов пищи, а также то, какая пища вредит здоровью. Например, после физической работы не следует пить молока, вареное мясо не надо мешать с жареным, сушеное или вяленое — со свежим. Не надо есть одно за другим два горячительных, возбуждающих кушанья, равно как и два прохладительных, холодящих, два мягких и нежных кушанья, два твердых и грубых, два блюда, которые действуют закрепляюще, и два — послабляюще. Нельзя есть продукты испорченные, издающие дурной запах, а также мясо павших животных. Не рекомендуются сырой лук и чеснок, потому что пророк Мухаммед не ел этих овощей. Отметим, что лук и чеснок не вошли в число пищевых запретов ислама.
Запрет на употребление свинины относится к непререкаемым предписаниям ислама и более древней религии — иудаизма. Любопытно, как современные мусульманские богословы трактуют этот и другие пищевые запреты. В 1994 г. имам-хатыб (глава мусульманской общины, читающий пятничную проповедь в мечети) Московской соборной мечети X. Фахретдин сказал следующее: «Аллах запрещает употреблять в пищу только то, что противопоказано человеку, вредит его здоровью. Что дурно, вредно и является харамом (грехом). Свинина — тоже харам. Известно, что в мясе свиньи порой содержатся бактерии, которые отрицательно влияют на организм человека и приводят к болезням». Не касаясь религиозной сущности мусульманского понятия «харам», отметим, что возможная обсемененность болезнетворными микробами у свиней не выше, чем у коровы. Другое дело — это возможное наличие в свинине возбудителей глистных заболеваний, прежде всего трихинеллеза. Нельзя согласиться с имамом-хатыбом, что все пищевые предписания ислама имеют медицинское и профилактическое значение. Впрочем, это положение относится и к пищевым запретам других религий.
SONIКА
Мастер
4/7/2008, 10:06:03 PM
а расскажите мне, пожалуйста, с какого возраста женщина должна носить платок?
Хишам
Новичок
8/12/2008, 1:01:24 AM
(SONIКА @ 07.04.2008 - время: 18:06) а расскажите мне, пожалуйста, с какого возраста женщина должна носить платок?
по лунному календарю с 9-и, а по солнечному, т.е. по нашему григорианскому календарю с 8 лет и 8 месяцев. есть так же считающие, что с того момента, как у неё начнутся менструации.
по лунному календарю с 9-и, а по солнечному, т.е. по нашему григорианскому календарю с 8 лет и 8 месяцев. есть так же считающие, что с того момента, как у неё начнутся менструации.