Буддизм и Индуизм

Бестя
3/13/2007, 12:25:57 AM
В чем основные различия между буддизмом и индуизмом, и почему буддизм приводит к освобождению, а индуизм не приводит к освобождению?
Или может быть кто-то считает по-другому? Тогда объясните пожалуйста почему.

Ведь Будда же пришел к освобождению практикуя в индуистской традиции. Однако считается, что он практиковал индуистские техники, но не добился сатори. Затем отыскав Срединный Путь (это уже не индуизм) он стал Шакьямуни Буддой.

Навскидку можно сказать:
1) Мотивация практики
Буддизм: бодхичитта
Инд: стремление к личному совершенству
2) Опора воззрения
Буддизм: пустотность
Инд: милость божества
Но если брать второй пункт касаемо индуизма, то можно сказать, что только теистические направления индуизма (бхакти), например гаудия-вайшнава (кришнаиты). А в адвайта-веданте освобождение обретается благодаря собственным усилиям чере постижение тождества природы "я" (Атмана) и Абсолюта (Брахмана). Это справедливо и относительно ряда других направлений индуизма, отнюдь не все они теистичны.

M-S
3/14/2007, 5:29:22 PM
(Bestiana @ 12.03.2007 - время: 23:25) Навскидку можно сказать:
1) Мотивация практики
Буддизм: бодхичитта
Инд: стремление к личному совершенству
Надо заметить, что мотивацией для тхеравадинов тоже является собственное освобождение от Сансары.
Лисичкааааа
3/14/2007, 6:10:27 PM
А ещё общим является учение о реинкарнации души
M-S
3/14/2007, 6:14:44 PM
Только вот существования души (атмана) буддисты не признают. smile.gif
DELETED
3/14/2007, 6:31:38 PM
(M-S @ 14.03.2007 - время: 15:14) Только вот существования души (атмана) буддисты не признают. smile.gif
именно так smile.gif

как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин «сансара».
Лисичкааааа
3/15/2007, 2:54:48 AM
Что же тогда перевоплощается?
DELETED
3/16/2007, 3:20:30 AM
(Лисичка Ху Мэйер @ 14.03.2007 - время: 23:54) Что же тогда перевоплощается?
Перевоплощается (перерождается) телесная оболочка человека, существует поверье что только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
tantrik
3/17/2007, 12:20:35 AM
Как это так - индуизм не приводит к освобождению?
Приводит, совершенно спокойно. Оставь тело во Вриндаване, и ты автоматически получаешь освобождение. Причем личностное, а не нирваническое растворение.

А вообще - мне очень близка гаудия-вайшнавская точка зрения, что Сиддхартха Гаутама - особая аватара, которая ослабила авторитет Вед, чтобы прекратить практику кровавых жертвоприношений. И затем авторитет Вед был восстановлен Шанкарой, Рамануджа и Мадхва развили чисто теистическое учение, которое в полной мере развил Шри Чайтанья.
Podnozhnik
3/17/2007, 1:01:10 AM
насколько мне кажеться, отсутствие "освобождения" в буддиском понимании в индуизме обусловлен элементарной ненужностью... смысл освобождения в том, чтоб вырваться из безконечного цикла перерождений, а во многих языческих культах белых народов присутствует мысл о том, что человек счастлив только живя на земле... может в индуизме это и не столь подчеркнуто, но, думую это там тоже присутствует...
tantrik
3/17/2007, 11:01:08 AM
(Podnozhnik @ 16.03.2007 - время: 22:01) насколько мне кажеться, отсутствие "освобождения" в буддиском понимании в индуизме обусловлен элементарной ненужностью... смысл освобождения в том, чтоб вырваться из безконечного цикла перерождений, а во многих языческих культах белых народов присутствует мысл о том, что человек счастлив только живя на земле... может в индуизме это и не столь подчеркнуто, но, думую это там тоже присутствует...
Это совсем не так.
Во-первых, в индуизме существует и понятие безличностного освобождения, слияния с Парабрахманом. Но более важно понимание того, что возможно личностное освобождение, восстановление личностных отношений с Богом в виде салокья (пребывания в одном месте с Богом). То есть, цикл воплощений раз и навсегда прерывается, душа обретает свою изначальную духовную форму и вечно пребывает в духовном мире, наслаждаясь личностными отношениями с Богом.

Именно такова концепция бхакти (кстати, она характерна не только для гаудия-вайшнавизма, но в нем наиболее проработана).
Лисичкааааа
3/17/2007, 10:53:21 PM
(<Kassandra> @ 16.03.2007 - время: 01:20)Перевоплощается (перерождается) телесная оболочка человека, существует поверье что только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

А я думала душа в новом телесном воплощении wink.gif
Бестя
3/17/2007, 11:15:50 PM
(Лисичка Ху Мэйер @ 17.03.2007 - время: 20:53) А я думала душа в новом телесном воплощении wink.gif



В зависимости от своих поступков при жизни, человеческая оболочка может видоизмениться при перерождении. В большенстве случаев, если эти поступки были неблаговидны. Душа остается прежней, просто человек делает для себя выводы и либо следует им либо нет. Это как карусель до тех пор пока человек не познает себя и не избавится от внутренних ядов мира.
Ли Као
3/26/2007, 8:15:35 PM
Поскольку я не индуист и не буддист, мой ответ не значит многого. И не откроет каких-то истин. Однако, сталкиваясь с различными практиками, думаю, вижу некоторую разницу.
Различие между двумя учениями прежде всего психологическое.
Будда вывел свое учение из доктрины индусской йоги, после того как попробовал различные её варианты. Его путь заключался в выборе середины между ними и большем демократизме.
Индуизм построен на иерархии. Родившийся в определенной касте - уже не переходит в другую при этой жизни. Его путь духовного пробуждения - от жизни к жизни через постоянную реинкарнацию во все более совершенном существе, так сказать гегелевская спираль эволюции на бесконечно долгий промежуток времени.
Кстати, именно этот момент упускают многие современные йоги, когда дают определенные духовные практики в отрыве от культурно-социального контекста.
А Будда сказал, что достичь просветления может каждый. В своем пределе это трасформировалось в доктрину дзен, где сказано, что достичь просветления можно здесь и сейчас. после удара бамбуковой палкой по лбу от мастера. Буддизм, таким образом избегает физических крайностей йоги и позволяет достичь того же результата скорее и проще.

В общем, если коротко, то вот так... wub.gif
черный пес
3/30/2007, 5:25:47 PM
(<Kassandra> @ 16.03.2007 - время: 01:20) (Лисичка Ху Мэйер @ 14.03.2007 - время: 23:54) Что же тогда перевоплощается?
Перевоплощается (перерождается) телесная оболочка человека, существует поверье что только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
разве отказавшиеся от нирваны ради помощи другим существам-не архаты?
DELETED
3/30/2007, 6:14:30 PM
(черный пес @ 30.03.2007 - время: 13:25) разве отказавшиеся от нирваны ради помощи другим существам-не архаты?
Вообще то смотря с учения какой школы это рассматривать, например с позиции Махаяны тех, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ называют бодхисаттва.
Что же касается самого понятия Архат, оно свойственно буддизму Тхеварды, и в соответсвии с учением этого направления так называют человека, достигшего полного освобождения от аффектов и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающего всеведением Будды.
Обретение архатства является главной целью тхеравады, ему предшествует определенный путь и пройдя его человек становится архатом, достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому.

По воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы.
DELETED
3/30/2007, 6:25:54 PM
(-Kassandra- @ 30.03.2007 - время: 14:14) (черный пес @ 30.03.2007 - время: 13:25) разве отказавшиеся от нирваны ради помощи другим существам-не архаты?
Интересный вопрос, спасибо.

Вообще то смотря с учения какой школы это рассматривать, например с позиции Махаяны бодхисаттва — тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ.
Что же касается самого понятия Архат, оно свойственно буддизму Тхеварды,
и в соответсвии с учением этого направления так называют человека, достигшего полного освобождения от аффектов и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающего всеведением Будды.
Обретение архатства является главной целью тхеравады, ему предшествует определенный путь и пройдя его человек становится архатом, достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому.
По воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы.
Очаровательная -Kassandra- 0090.gif
Помочь некаму нельзя, можно уничтожить мразь, мир кончно станет полудше, да и то на время. Помощь выльется в пламомерном уничтожении человечества, т.к. людям не дано победить в себе - раба, лавошника и лакея. wink.gif
Бестя
3/30/2007, 6:42:29 PM
(Mangust27 @ 30.03.2007 - время: 15:25) Очаровательная -Kassandra- 0090.gif
Помочь некаму нельзя, можно уничтожить мразь, мир кончно станет полудше, да и то на время. Помощь выльется в пламомерном уничтожении человечества, т.к. людям не дано победить в себе - раба, лавошника и лакея. wink.gif
Помочь можно любому, если есть желание чтобы помогли. Что вы понимаете по "мразью"? если нет зла, люди не будут видеть добро, мир лучше мы делаем для себя, просто учимся смотреть на него другими глзами и меняем поведение.
Большинство людей не живет, а выживает, каждый по своему....а когда у них будет желание что-то изменить в себе, тогда изменится и мир вокруг них.
Архаты помогают человеку изменить себя, а не пытаюсь помочь ему изменить мир в целом.
DELETED
3/30/2007, 7:51:35 PM
(Bestiana @ 30.03.2007 - время: 14:42) Помочь можно любому, если есть желание чтобы помогли. Что вы понимаете по "мразью"? если нет зла, люди не будут видеть добро, мир лучше мы делаем для себя, просто учимся смотреть на него другими глзами и меняем поведение.
Большинство людей не живет, а выживает, каждый по своему....а когда у них будет желание что-то изменить в себе, тогда изменится и мир вокруг них.
Архаты помогают человеку изменить себя, а не пытаюсь помочь ему изменить мир в целом.
0090.gif Bestiana просто the Best wub.gif
Солнышко вы посмотрите фильм реж. Ларс Фон Триер "ДОГВИЛЬ" "МАНДЕРЛЕЙ"
Я согласен человек меняется, вопрос в какую сторону?
Что понимать под изменением?
Вы понимаете, здесь не совсем подходящее место для филосовских прений,
я очень рад услышать от вас, что вы написали, это вызывает уважение rolleyes.gif

Ли Као
3/31/2007, 7:04:17 PM
(Mangust27 @ 30.03.2007 - время: 15:51) Солнышко вы посмотрите фильм реж. Ларс Фон Триер "ДОГВИЛЬ" "МАНДЕРЛЕЙ"
Я согласен человек меняется, вопрос в какую сторону?
Что понимать под изменением?
Вопрос явно был не ко мне. И я на него не берусь ответить, но сделаю скромное личное замечание. Надеюсь, почтеннейшая публика не обидится...

Для того, чтобы увидеть "чернуху" жизни вовсе не бязательно смотреть хороший фильм хорошего режиссера. Достаточно попереключать в любой момент каналы ТВ, а то и проще, прогуляться по вечернему городу... Но то, с чем мы столкнемся или увидим, будет лишь проявлением зла, но не самим злом в чистом виде.
Буддизм как учение же имеет дело с онтологическим злом, имеющим вселенское значение, и которое проявляется по разному. В том числе так, как показано в названных фильмах. Но для буддиста - весь мир это страдание, и даже то что я пишу сюда, а кто-то читает - проявление все того же страдания. Уничтожить зло можно, только проявив в себе природу Будды, ну и заодно помогая в этом другим. Наша проблема заключается в том, что все хотят сделать это быстро и без потерь. Но Будда на самом деле никуда не торопился, и вообще процесс изменений долгая и сложная работа нескольких (скольких?) перевоплощений. Так что, куда мы торопимся? angel_hypocrite.gif

Ну а в какую сторону меняться - каждый выбирает сам. Кто ему в этом поможет и как - другой вопрос. Для буддиста изменение означает прежде всего освобождение от старых кармических узлов и несоздание новых.
А кто скажет, сколько у него этих узлов было и сколько он уже успел создать в этой жизни? devil_2.gif
DELETED
3/31/2007, 7:31:15 PM
(Ли Као @ 31.03.2007 - время: 15:04)
Вопрос явно был не ко мне. И я на него не берусь ответить, но сделаю скромное личное замечание. Надеюсь, почтеннейшая публика не обидится...

Для того, чтобы увидеть "чернуху" жизни вовсе не бязательно смотреть хороший фильм хорошего режиссера. Достаточно попереключать в любой момент каналы ТВ, а то и проще, прогуляться по вечернему городу... Но то, с чем мы столкнемся или увидим, будет лишь проявлением зла, но не самим злом в чистом виде.
Буддизм как учение же имеет дело с онтологическим злом, имеющим вселенское значение, и которое проявляется по разному.  В том числе так, как показано в названных фильмах. Но для буддиста - весь мир это страдание, и даже то что я пишу сюда, а кто-то читает - проявление все того же страдания. Уничтожить зло можно, только проявив в себе природу Будды, ну и заодно помогая в этом другим. Наша проблема заключается в том, что все хотят сделать это быстро и без потерь. Но Будда на самом деле никуда не торопился, и вообще процесс изменений долгая и сложная работа нескольких (скольких?) перевоплощений. Так что, куда мы торопимся? angel_hypocrite.gif

Ну а в какую сторону меняться - каждый выбирает сам. Кто ему в этом поможет и как - другой вопрос. Для буддиста изменение означает прежде всего освобождение от старых кармических узлов и несоздание новых.
А кто скажет, сколько у него этих узлов было и сколько он уже успел создать в этой жизни? devil_2.gif
Пофилосовствуем в отсутствии самой красивой девушки форума.

Насчет вселенского зла, согласен, боротся надо именно с ним.
" нет правды на земле, но правды нет и выше "
Пока такая расстоновка сил врядли мир не изменится.
Да я считаю, что карма не наказание, хотя все мы страдаем, может это испытание, путь к свободе, ведь чем больше мы получаем разнообразной
иформации, набираемся опыта в общении, чем больше задумываемся и делаем
выводов тем ближе к просветлению, правда это не для всех, т.е. заставь дурака богу молится, он и лоб расшибет, хорошо если свой.

Путь для всех свой, для кого долгий, для кого мгновение, ведь временная функция элюзорна, как и все в этом мире.