Гаутама Будда: жизнь и учение
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:08:23 PM
Буддизм - одно из самых притягательных духовных учений, подразделяющееся на множество направлений. На духовные основы буддизма ссылаются многие философы, учёные и религиоведы, буддийская символика активно эксплуатируется в молодёжной среде. Между тем, как это часто бывает с объектом массового интереса, в целом информация о буддизме сдобрена мифами, окружена предрассудками и подчас излишними тайнами. В нижеследующих постах мы попытаемся рассмотреть жизнь и учение Будды таким, в каком виде оно дошло до нас - без каких-либо наслоений, толкований и трактовок.
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:10:18 PM
а территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья. Главу этого рода, короля этой страны звали Шуддходана Гаутама. Его женой была прелестная Махамайя (в переводе с санскрита - "великая иллюзия"). Махамайя ожидала первых родов. Ей приснился странный сон - белый слон о шести бивнях, который бродил по золотым горам, вошел к ней в правый бок, не причинив ей боли. Проснувшись, царица рассказала о своём сне Шуддходане. Тот призвал оракула Аситу для толкования удивительного сна. Асита истолковал сон так: у царицы родится сын, который будет либо властелином мира, либо Буддой - Просветленным -- существом, которому предназначено спасти род человеческий. Царь выбирает первую судьбу: он желает видеть своего сына властелином мира. На что Асита отвечает Шуддходане - отвратить от духовного пути царевича возможно лишь в том случае, если он ничего не узнает о болезнях, старости и смерти и никогда не соприкоснётся с духовными поисками.
По традиции, когда подошло время родов, Махамайя отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка.
Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить, и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достигает целей". К сожалению, Махамайя умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати.
По традиции, когда подошло время родов, Махамайя отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка.
Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить, и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достигает целей". К сожалению, Махамайя умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати.
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:14:06 PM
омня о предсказании Аситы, царь Шуддходана тщательно изолирует юного принца от всего, что может подтолкнуть его к выбору духовного пути. Сиддхартха живёт в роскошном дворце, наслаждаясь всем земными удовольствиями. В 16 лет он женится на прекрасной принцессе Яшодхаре. За что бы ни брался молодой принц, любым ремеслом он владеет мастерски, он становится непревзойдённым воином, поражает учёных своими знаниями и мудростью. Однако, чем старше становился принц, тем больше вопросов возникало у него о том, как живёт мир за стенами его дворца. Момент выбора Сиддхартхой духовного пути замечательно описывает Х.Л. Борхес в его лекции о буддизме. Этот эпизод цитирую полностью:
"Принц живет счастливой жизнью; он не знает, что в мире есть страдания, так как от него скрывают старость, болезнь и смерть. В назначенный день он выходит к своей парадной колеснице через одну из четырех дверей прямоугольного дворца. Предположим, из Северных ворот. Он делает несколько шагов и видит существо, отличное от всех тех, которых он видел до сих пор, Это существо скрюченное, сморщенное, безволосое. Оно едва передвигается, опираясь на палку. Принц спрашивает, кто этот человек, если только это человек. Возница отвечает ему, что это -- старик и что все мы такими будем, если только будем жить.
Смущенный принц возвращается во дворец. Через шесть дней он снова выходит из дворца -- через Южные ворота. У решетки он видит человека еще более странного, с изъеденным и обескровленным проказой лицом. Он спрашивает, кто этот человек, если только это действительно человек. Это больной, отвечает ему возница; все мы будем такими, как он, если только будем жить.
Крайне встревоженный, принц возвращается во дворец. Шесть дней спустя снова выходит и видит человека, который кажется ему спящим, но цвет его кожи лишен признаков жизни. Его несут другие люди. Принц спрашивает, кто это. Возница отвечает ему, что это мертвец и что все мы будем такими, как он, если только проживем долго.
Принц в отчаянии. Три чудовищные истины открылись ему: истина старости, истина болезни, истина смерти. Он выходит в четвертый раз. Видит человека, почти нагого, чье лицо исполнено спокойствия. Спрашивает, кто это. Ему отвечают, что это -- аскет, человек, который от всего отказался и который достиг просветления.
Принц, живущий такой насыщенной жизнью, решается все бросить. Согласно буддийской доктрине, аскетизм -- один из возможных способов просветления, но сперва следует вкусить жизни. Согласно доктрине, не следует начинать, отказываясь от всего. Необходимо испить чашу жизни до дна, а затем разочароваться в жизни, но не без знания о ней.
Принц решает стать Буддой. В это мгновение ему сообщают новость: его жена, Яшодхара, родила на свет сына. Он восклицает: "Цепи накинуты". Это означает, что сын привязывает его к жизни. Поэтому ему дают имя Цепь. Сиддхартха приходит в свой гарем, смотрит на юных и прекрасных женщин и видит их уродливыми и больными проказой старухами. Принц идет в покой своей супруги. Она спит. Она держит ребенка на руках. Принц собирается поцеловать ее, но понимает, что если поцелует ее, то не сможет уйти, и уходит."
"Принц живет счастливой жизнью; он не знает, что в мире есть страдания, так как от него скрывают старость, болезнь и смерть. В назначенный день он выходит к своей парадной колеснице через одну из четырех дверей прямоугольного дворца. Предположим, из Северных ворот. Он делает несколько шагов и видит существо, отличное от всех тех, которых он видел до сих пор, Это существо скрюченное, сморщенное, безволосое. Оно едва передвигается, опираясь на палку. Принц спрашивает, кто этот человек, если только это человек. Возница отвечает ему, что это -- старик и что все мы такими будем, если только будем жить.
Смущенный принц возвращается во дворец. Через шесть дней он снова выходит из дворца -- через Южные ворота. У решетки он видит человека еще более странного, с изъеденным и обескровленным проказой лицом. Он спрашивает, кто этот человек, если только это действительно человек. Это больной, отвечает ему возница; все мы будем такими, как он, если только будем жить.
Крайне встревоженный, принц возвращается во дворец. Шесть дней спустя снова выходит и видит человека, который кажется ему спящим, но цвет его кожи лишен признаков жизни. Его несут другие люди. Принц спрашивает, кто это. Возница отвечает ему, что это мертвец и что все мы будем такими, как он, если только проживем долго.
Принц в отчаянии. Три чудовищные истины открылись ему: истина старости, истина болезни, истина смерти. Он выходит в четвертый раз. Видит человека, почти нагого, чье лицо исполнено спокойствия. Спрашивает, кто это. Ему отвечают, что это -- аскет, человек, который от всего отказался и который достиг просветления.
Принц, живущий такой насыщенной жизнью, решается все бросить. Согласно буддийской доктрине, аскетизм -- один из возможных способов просветления, но сперва следует вкусить жизни. Согласно доктрине, не следует начинать, отказываясь от всего. Необходимо испить чашу жизни до дна, а затем разочароваться в жизни, но не без знания о ней.
Принц решает стать Буддой. В это мгновение ему сообщают новость: его жена, Яшодхара, родила на свет сына. Он восклицает: "Цепи накинуты". Это означает, что сын привязывает его к жизни. Поэтому ему дают имя Цепь. Сиддхартха приходит в свой гарем, смотрит на юных и прекрасных женщин и видит их уродливыми и больными проказой старухами. Принц идет в покой своей супруги. Она спит. Она держит ребенка на руках. Принц собирается поцеловать ее, но понимает, что если поцелует ее, то не сможет уйти, и уходит."
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:16:01 PM
Итак, принц Сиддхартха покидает дворец Шуддходаны в возрасте 29 лет, оставив своё богатое одеяние своему возничему и облачившись лишь в жёлтый плащ. Следующие шесть лет своей жизни Сиддхартха посвящает духовным поискам. Сначала он становится учеником Алары Каламы, а затем Удраки (это имена знаменитых духовных учителей того времени)., вскоре он достигает невиданных результатов в аскезе. Но ответы на свои вопросы - как освободить человечество от страданий, от старости, болезнй и смерти - он так и не находит. Поинув учителей, Сиддхартха встречает пять отшельников, вместе с которыми практикует умерщвление плоти и медитацию.
После шести лет поисков принц-подвижник приходит в город Бодх и медитирует под деревом, которое родилось с ним в один день (это дерево в буддийских жизнеописаниях называют бодхи, то есть дерево познания). Он решает не вставать с места и медитировать до тех пор, пока ему не откроется Истина о спасении мира. В одну из ночей бог смерти Мара старается помешать подвижнику достигнуть своей цели, чувствуя, что дни его царства сочтены, и в мир придёт Просветлённый. Он собирает многотысячное войско, которое, окружив Сиддхартху, забрасывает его стрелами. Но стрелы падают к ногам принца, превращаясь в цветы. Разгневанный Мара изрыгает на Сиддхартху огонь, но пламя не касается принца, образуя огненный балдахин над его головой. Бог смерти прибегает к искушениям - сначала он посылает к медитирующему принцу трёх красавиц-дочерей, потом взывает к его гордости и эгоизму, суля ему власть над миром. Но всё бесполезно. Мара повержен - к утру Сиддхартхе открывается Истина, и он становится Буддой - Просветлённым.
После шести лет поисков принц-подвижник приходит в город Бодх и медитирует под деревом, которое родилось с ним в один день (это дерево в буддийских жизнеописаниях называют бодхи, то есть дерево познания). Он решает не вставать с места и медитировать до тех пор, пока ему не откроется Истина о спасении мира. В одну из ночей бог смерти Мара старается помешать подвижнику достигнуть своей цели, чувствуя, что дни его царства сочтены, и в мир придёт Просветлённый. Он собирает многотысячное войско, которое, окружив Сиддхартху, забрасывает его стрелами. Но стрелы падают к ногам принца, превращаясь в цветы. Разгневанный Мара изрыгает на Сиддхартху огонь, но пламя не касается принца, образуя огненный балдахин над его головой. Бог смерти прибегает к искушениям - сначала он посылает к медитирующему принцу трёх красавиц-дочерей, потом взывает к его гордости и эгоизму, суля ему власть над миром. Но всё бесполезно. Мара повержен - к утру Сиддхартхе открывается Истина, и он становится Буддой - Просветлённым.
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:22:25 PM
Достигнув Просветления, Будда медитирует под деревом бодхи ещё шесть недель. К концу седьмой недели он решает проповедовать открывшееся ему учение по миру. Это учение получило название Дхарма (на санскрите) или Дхамма (на языке пали) - буквально Закон. Первыми учениками Будды явились те самые пять отшельников, с которыми он провёл шесть лет в духовных поисках. Уже в первой своей проповеди (она носит название "Начало вращения колеса Закона") Будда изложил основы Дхармы, которые заключаются в следующем:
1. Срединный путь. Для поиска Истины неприемлимы ни чрезмерная подверженность мирским соблазнам, ни чрезмерный аскетизм. Срединный путь означает необходимы минимум для поддержания жизни в физическом теле - без самоистязания и жертвенности, но и без чревоугродия и распутства.
2. Четыре благородные истины:
- В мире есть страдания, например, болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми или отсутствие того, что хочется;
- Причиной страданий являются желания - страстная жажда, корень которой в алчности и себялюбии. Чем больше мы желаем, тем меньше удовлетворяет нас жизнь;
- Чтобы покончить со страданиями, надо отбросить желания. Как костер потухает, когда прогорели дрова, так кончаются и несчастья, если нет больше желаний;
- Путь к тому, чтобы покончить со страданиями, это Срединный путь.
3. Восьмеричный путь - это подробная расшифровка Четвёртой благородной истины. Он означает:
правильное усмотрение,
правильная решимость,
правильные речи,
правильные поступки,
правильный образ жизни,
правильное усилие,
правильное осознание,
правильное сосредоточение.
Пятеро отшельников, для которых была произнесена первая проповедь Будды, стали первыми его учениками. Так возникла первая буддийская община - Сангхья, которую Будда возглавлял ещё 45 лет. Вступая в Сангхью, монахи, принимая положения Закона, произносили слова, обладающие величайшей духовной силой и подтверждавшие готовность следовать по пути Просветления. Слова эти таковы (на санскрите):
Буддам шаранам гатчами
Дхармам шаранам гатчами
Сангхам шаранам гатчами
означающие - "Я склоняюсь перед Буддой, перед Законом и перед общиной святых".
1. Срединный путь. Для поиска Истины неприемлимы ни чрезмерная подверженность мирским соблазнам, ни чрезмерный аскетизм. Срединный путь означает необходимы минимум для поддержания жизни в физическом теле - без самоистязания и жертвенности, но и без чревоугродия и распутства.
2. Четыре благородные истины:
- В мире есть страдания, например, болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми или отсутствие того, что хочется;
- Причиной страданий являются желания - страстная жажда, корень которой в алчности и себялюбии. Чем больше мы желаем, тем меньше удовлетворяет нас жизнь;
- Чтобы покончить со страданиями, надо отбросить желания. Как костер потухает, когда прогорели дрова, так кончаются и несчастья, если нет больше желаний;
- Путь к тому, чтобы покончить со страданиями, это Срединный путь.
3. Восьмеричный путь - это подробная расшифровка Четвёртой благородной истины. Он означает:
правильное усмотрение,
правильная решимость,
правильные речи,
правильные поступки,
правильный образ жизни,
правильное усилие,
правильное осознание,
правильное сосредоточение.
Пятеро отшельников, для которых была произнесена первая проповедь Будды, стали первыми его учениками. Так возникла первая буддийская община - Сангхья, которую Будда возглавлял ещё 45 лет. Вступая в Сангхью, монахи, принимая положения Закона, произносили слова, обладающие величайшей духовной силой и подтверждавшие готовность следовать по пути Просветления. Слова эти таковы (на санскрите):
Буддам шаранам гатчами
Дхармам шаранам гатчами
Сангхам шаранам гатчами
означающие - "Я склоняюсь перед Буддой, перед Законом и перед общиной святых".
Unicorn
Мастер
4/19/2005, 1:40:22 PM
Постепенно монашеская община Будды разрослась до пятисот человек. В неё вошли представители практически всех сословий и каст - от бедняков до вельмож, но по статусу все были равны. Кроме того, Будда обрёл и мирских последователей. Царь Магадхи предоставил Сангхье монастырь неподалеку от Раджагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды. Вскоре после образования Сангхьи монастырь посетили родственники Просветлённого - его тётя (ставшая впоследствии первой женщиной-монахиней в Сангхье), сын и отец (последний остался также мирским последователем Будды и попросил ввести правило, по которому молодые люди могли начинать монашескую жизнь только с согласия родителей).
В общине монахи занимались совместным трудом и предавались обязательным медитациям. Какова же была цель последователей Будды? Согласно учению Просветлённого, освобождение от желаний и следование Срединному пути должно привести бхикшу (ученика) к завершению круга воплощений и достижению Нирваны. Сам Будда описывал Нирвану как освобождение от страданий, прекращение рождения в Сансаре - круге перевоплощений в нашем мире, который является лишь иллюзией.
Какова же истинная реальность согласно учению Будды? Сам просветлённый не считал нужным отвечать на этот вопрос. На все расспросы учеников о природе Бога, об устройстве небесного мира Просветлённый отвечал молчанием. Если же расспросы продолжались, то Будда рассказывал притчу о стреле.
Представьте себе человека, раненного отравленной стрелой. Вместо того, чтобы позволить лекарю вытащить стрелу и таким образом не умереть от раны, человек начинает расспрашивать врача о том, откуда прилетела эта стрела, как она выглядит, из чего она сделана, кто изготовил яд. В конце концов раненый умирает. "Но я научу вас извлекать стрелы,"- так завершал Будда эту притчу. Таким образом Просветлённый переводил внимание учеников на необходимость самосовершенствования, которое приведёт бхикшу к освобождению от оков Сансары. "Подобно тому как воды океана имеют лишь один вкус -- вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус -- вкус спасения" - говорил Будда.
В общине монахи занимались совместным трудом и предавались обязательным медитациям. Какова же была цель последователей Будды? Согласно учению Просветлённого, освобождение от желаний и следование Срединному пути должно привести бхикшу (ученика) к завершению круга воплощений и достижению Нирваны. Сам Будда описывал Нирвану как освобождение от страданий, прекращение рождения в Сансаре - круге перевоплощений в нашем мире, который является лишь иллюзией.
Какова же истинная реальность согласно учению Будды? Сам просветлённый не считал нужным отвечать на этот вопрос. На все расспросы учеников о природе Бога, об устройстве небесного мира Просветлённый отвечал молчанием. Если же расспросы продолжались, то Будда рассказывал притчу о стреле.
Представьте себе человека, раненного отравленной стрелой. Вместо того, чтобы позволить лекарю вытащить стрелу и таким образом не умереть от раны, человек начинает расспрашивать врача о том, откуда прилетела эта стрела, как она выглядит, из чего она сделана, кто изготовил яд. В конце концов раненый умирает. "Но я научу вас извлекать стрелы,"- так завершал Будда эту притчу. Таким образом Просветлённый переводил внимание учеников на необходимость самосовершенствования, которое приведёт бхикшу к освобождению от оков Сансары. "Подобно тому как воды океана имеют лишь один вкус -- вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус -- вкус спасения" - говорил Будда.
DELETED
Акула пера
4/28/2005, 9:37:25 PM
А мой пост с предложением выложить прямую проповедь Гаутамы - снесли без предупреждений???
ВЖИВР
Новичок
5/12/2005, 9:30:08 AM
Кто ответит на вопрос: был ли Будда разумным существом? Ведь останься он на царствовании и при власти не проще ли тогда ему было бы воплощать в жизнь свои прогрессивные идеи?
Unicorn
Мастер
5/12/2005, 3:10:49 PM
(иван1 @ 28.04.2005 - время: 20:37) А мой пост с предложением выложить прямую проповедь Гаутамы - снесли без предупреждений???
Вы сами можете здесь опубликовать текст проповеди Гаутамы Будды, если таковой у Вас имеется. Будет очень хорошо, если тема будет пополняться материалами, предоставленными разными пользователями.
Кто ответит на вопрос: был ли Будда разумным существом? Ведь останься он на царствовании и при власти не проще ли тогда ему было бы воплощать в жизнь свои прогрессивные идеи?
Вряд ли это было бы проще. Во-первых, любой правитель облечён серьёзными мирскими обязханностями, исполняя которые, было бы трудно проповедовать и нести Истину людям. Во-вторых, для достижения Просветления Гаутаме необходимо было пройти путь отречения от всего мирского. Познав на собственном опыте две крайности человеческого существования - жизнь в полном довольствии и полная аскеза - Будда пришёл к срединному пути. Можно предположить, что, не достанься Будде такая судьба, вряд ли бы он мог открыть людям этот путь.
Меж тем в брахманической традиции есть пример духовно просвящённого правителя - это Джанака, царь Видехи, легендарный герой Упанишад. Из его уст звучат слова о природе высшего начала - Брахмана. Однако Джанака, будучи правителем Видехи, не имел возможности пропагандировать свои идеи и ограничивался беседами с мудрецами. Гаутама Будда, как мы видим, избрал иной путь.
Вы сами можете здесь опубликовать текст проповеди Гаутамы Будды, если таковой у Вас имеется. Будет очень хорошо, если тема будет пополняться материалами, предоставленными разными пользователями.
Кто ответит на вопрос: был ли Будда разумным существом? Ведь останься он на царствовании и при власти не проще ли тогда ему было бы воплощать в жизнь свои прогрессивные идеи?
Вряд ли это было бы проще. Во-первых, любой правитель облечён серьёзными мирскими обязханностями, исполняя которые, было бы трудно проповедовать и нести Истину людям. Во-вторых, для достижения Просветления Гаутаме необходимо было пройти путь отречения от всего мирского. Познав на собственном опыте две крайности человеческого существования - жизнь в полном довольствии и полная аскеза - Будда пришёл к срединному пути. Можно предположить, что, не достанься Будде такая судьба, вряд ли бы он мог открыть людям этот путь.
Меж тем в брахманической традиции есть пример духовно просвящённого правителя - это Джанака, царь Видехи, легендарный герой Упанишад. Из его уст звучат слова о природе высшего начала - Брахмана. Однако Джанака, будучи правителем Видехи, не имел возможности пропагандировать свои идеи и ограничивался беседами с мудрецами. Гаутама Будда, как мы видим, избрал иной путь.
Бетельгейзе
Специалист
5/17/2005, 8:58:46 PM
Юникорн, а есть ли у буддистов какой-либо обряд, схожий с крещением у христиан? То есть нечто, после чего человек может о себе сказать: вот я и стал последователем Будды?
Unicorn
Мастер
5/18/2005, 12:49:34 PM
(Бетельгейзе @ 17.05.2005 - время: 19:58) Юникорн, а есть ли у буддистов какой-либо обряд, схожий с крещением у христиан? То есть нечто, после чего человек может о себе сказать: вот я и стал последователем Будды?
Дело в том, что во времена Будды (как впрочем и сейчас) наряду с монахами существовали ещё и мирские последователи, которые не жили в общине, но слушали проповеди Просветлённого и оказывали сангхье содействие. Никакого посвящения эти люди не проходили. Достаточно было принять мировоззренческие постулаты буддизма (т. е. признание Срединного пути и Четырёх благородных истин на деле), чтобы считать себя буддистом. Монахи же опять-таки не проходили никакого особого посвящения (помимо мантры "Буддам шаранам гатчами....", которую я уже приводил выше), но, в отличие от мирских последователей, медитативная практика была для них обязательной. Реальный опыт выше всяких ритуалов; человек, касающийся Абсолюта впрямую, ближе к Истине,нежели тот, кто только декларирует эту связь. Так и в буддизме - тот, кто на деле воплощает учение Будды, и есть буддист.
Со временем, когда буддизм распространился по миру, в монастырях разных стран послушники начали проходить различные ритуалы посвящения в общину. Но это скорее имеет отношение к региональным трансформациям учения, нежели к самому буддизму.
Кстати, сами буддисты не приемлют термин "буддизм". Они называют своё учение "Дхарма", то есть - Закон.
Дело в том, что во времена Будды (как впрочем и сейчас) наряду с монахами существовали ещё и мирские последователи, которые не жили в общине, но слушали проповеди Просветлённого и оказывали сангхье содействие. Никакого посвящения эти люди не проходили. Достаточно было принять мировоззренческие постулаты буддизма (т. е. признание Срединного пути и Четырёх благородных истин на деле), чтобы считать себя буддистом. Монахи же опять-таки не проходили никакого особого посвящения (помимо мантры "Буддам шаранам гатчами....", которую я уже приводил выше), но, в отличие от мирских последователей, медитативная практика была для них обязательной. Реальный опыт выше всяких ритуалов; человек, касающийся Абсолюта впрямую, ближе к Истине,нежели тот, кто только декларирует эту связь. Так и в буддизме - тот, кто на деле воплощает учение Будды, и есть буддист.
Со временем, когда буддизм распространился по миру, в монастырях разных стран послушники начали проходить различные ритуалы посвящения в общину. Но это скорее имеет отношение к региональным трансформациям учения, нежели к самому буддизму.
Кстати, сами буддисты не приемлют термин "буддизм". Они называют своё учение "Дхарма", то есть - Закон.
Бетельгейзе
Специалист
5/18/2005, 10:41:45 PM
Достаточно было принять мировоззренческие постулаты буддизма (т. е. признание Срединного пути и Четырёх благородных истин на деле), чтобы считать себя буддистом
Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
DELETED
Акула пера
5/19/2005, 1:07:55 AM
(Бетельгейзе @ 18.05.2005 - время: 18:41) Достаточно было принять мировоззренческие постулаты буддизма (т. е. признание Срединного пути и Четырёх благородных истин на деле), чтобы считать себя буддистом
Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
Вообще, если попросить выразить суть буддизма, то наилучшим ответом будет одно слово: медитация. Все остальное - способы...
Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
Вообще, если попросить выразить суть буддизма, то наилучшим ответом будет одно слово: медитация. Все остальное - способы...
DELETED
Акула пера
5/20/2005, 4:04:01 AM
(~Vist @ 19.05.2005 - время: 05:51) медитация - тоже способ... точнее - путь..
а суть несколько в другом.
согласен, суть в другом, и медитация - способ... но я думаю, что суть религиозной практики (развговор ведь был об обрядности, ритуалах и т.п.) именно в медитации, а не в обрядности... а общая, философская суть, цель - иная...
а суть несколько в другом.
согласен, суть в другом, и медитация - способ... но я думаю, что суть религиозной практики (развговор ведь был об обрядности, ритуалах и т.п.) именно в медитации, а не в обрядности... а общая, философская суть, цель - иная...
OlgaOwl
Новичок
9/22/2006, 10:18:21 PM
(Unicorn @ 18.05.2005 - время: 08:49) 1. Монахи же опять-таки не проходили никакого особого посвящения
2. Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
3. Вообще, если попросить выразить суть буддизма, то наилучшим ответом будет одно слово: медитация. Все остальное - способы...
медитация - тоже способ... точнее - путь..
а суть несколько в другом.
1. При всем моем уважению к господину Юникорну, хочется сказать, что монахи проходили обряд посвящения в монахи с самого начала буддизма как движения. Первых монахов принимал в орден Будда словами "Приди, монах". Заетм ритуал развивался, изменялся и дополнялся (при участии самого Будды). Сейчас обряд принятия в монахи отличается в зависимости от традиции. В Тибете, например, нет обряда полного посвящения в монахи для женщин, поэтому второй тибетской монахине английского происхождения Тензин Палмо пришлось эту церемонии пройти в китайской традиции.
Миряне сейчас могут пройти церемонию "Пинятия Трех Прибежищ" - Будды, Дхармы и Сангхи - в присутствии монаха и(или) своей медитационной группы. Я практикую буддистскую медитацию 4 года и еще не прошла такую церемонию - не было случая.
2. Нельзя сказать, что роль ритуалов в буддизме минимальна. Даже в такой, казалось бы, оторванной школе, как Дзен, ритуал играет важную роль. Мой дзенский учитель монах проводил две службы с пением и коленопреклонениями в день - утром и вечером. Туда включалось чтение Сутры Лотоса и перечисление всех Учителей его ветви. Кроме того, в Дзене есть также специальные дни, которые отводятся для поклонения различным божествам Махаянского пантеона, например, Манжусри.
В Тибетском Буддизме ритуалы играют огромную роль - например, ежегодная церемония демонстрации танки с изображением Будды на склоне горы, или построение песочной мандалы...
В Тхераваде есть ритуалы, и пение мантр.
Китайская буддисткая служба почти вся состоит из пения сутр в разных темпах, под барабан.
Буддизм - религия, такая же, как другие. Людям нужно удовлетворять разные потребности: духвную, прежде всего, но и эмоциональную, чувтсво принадлежности к сообществу, чувтво ртима, порядка, будней и праздников, поклонения учителям... Это нормально и я не рассматривала бы это как минус Буддизма - то, что ритуалы там все-таки есть.
3. Один тхеравадский монах сказал, что если выразить буддизм одним словом, то это mindfulness. Не знаю, как точно перевести - осознанность, что ли. Цель буддизма - уничтожение страдания и источника страдания. Сам Будда говорил, что Дхарма - это тоже способ, путь. И сравнивал свое учение с плотом. на котором можно перебраться на другой берег, но потом не обязательно тащить его с собой, раз он уже выполнил задачу.
Медитация - это практика. Медитация учит ум правильному способу быть.
Пост подредактирован.
2. Следует ли из этого, что роль ритуалов в буддизме вообще минимальна?
3. Вообще, если попросить выразить суть буддизма, то наилучшим ответом будет одно слово: медитация. Все остальное - способы...
медитация - тоже способ... точнее - путь..
а суть несколько в другом.
1. При всем моем уважению к господину Юникорну, хочется сказать, что монахи проходили обряд посвящения в монахи с самого начала буддизма как движения. Первых монахов принимал в орден Будда словами "Приди, монах". Заетм ритуал развивался, изменялся и дополнялся (при участии самого Будды). Сейчас обряд принятия в монахи отличается в зависимости от традиции. В Тибете, например, нет обряда полного посвящения в монахи для женщин, поэтому второй тибетской монахине английского происхождения Тензин Палмо пришлось эту церемонии пройти в китайской традиции.
Миряне сейчас могут пройти церемонию "Пинятия Трех Прибежищ" - Будды, Дхармы и Сангхи - в присутствии монаха и(или) своей медитационной группы. Я практикую буддистскую медитацию 4 года и еще не прошла такую церемонию - не было случая.
2. Нельзя сказать, что роль ритуалов в буддизме минимальна. Даже в такой, казалось бы, оторванной школе, как Дзен, ритуал играет важную роль. Мой дзенский учитель монах проводил две службы с пением и коленопреклонениями в день - утром и вечером. Туда включалось чтение Сутры Лотоса и перечисление всех Учителей его ветви. Кроме того, в Дзене есть также специальные дни, которые отводятся для поклонения различным божествам Махаянского пантеона, например, Манжусри.
В Тибетском Буддизме ритуалы играют огромную роль - например, ежегодная церемония демонстрации танки с изображением Будды на склоне горы, или построение песочной мандалы...
В Тхераваде есть ритуалы, и пение мантр.
Китайская буддисткая служба почти вся состоит из пения сутр в разных темпах, под барабан.
Буддизм - религия, такая же, как другие. Людям нужно удовлетворять разные потребности: духвную, прежде всего, но и эмоциональную, чувтсво принадлежности к сообществу, чувтво ртима, порядка, будней и праздников, поклонения учителям... Это нормально и я не рассматривала бы это как минус Буддизма - то, что ритуалы там все-таки есть.
3. Один тхеравадский монах сказал, что если выразить буддизм одним словом, то это mindfulness. Не знаю, как точно перевести - осознанность, что ли. Цель буддизма - уничтожение страдания и источника страдания. Сам Будда говорил, что Дхарма - это тоже способ, путь. И сравнивал свое учение с плотом. на котором можно перебраться на другой берег, но потом не обязательно тащить его с собой, раз он уже выполнил задачу.
Медитация - это практика. Медитация учит ум правильному способу быть.
Пост подредактирован.
Sergjuos
Новичок
9/28/2006, 4:18:38 PM
Разум человека изменился за 2.5 тыс. лет со времён Будды и его методы медитации уже не столь эффективны для того чтобы достичь тишины и благости современному человеку.
OlgaOwl
Новичок
9/28/2006, 6:06:42 PM
(Sergjuos @ 28.09.2006 - время: 12:18) Разум человека изменился за 2.5 тыс. лет со времён Будды и его методы медитации уже не столь эффективны для того чтобы достичь тишины и благости современному человеку.
Sergjuos, извините, пожалуйста, за личный вопрос, но пробовали ли Вы буддисткую медитацию? Хотя бы в течение трех месяцев каждый день?
Я это потому спрашиваю, что Будда в проповеди людям Калама говорил - не верьте никакому учению просто потому, что оно совпадает с вашими взглядами, не верьте, если в него верят духовные учителя, не верьте если это учение записано в древних книгах, а пробуйте, и если вы узнаете для себя что это учение работает, что оно верно - тогда верьте.
Я, после того, как начала ежедневно заниматься буддитской медитацией, в первый раз достигла в медитации какого-то "тишины и благости" месяца через три. И с тех пор это состояние не так часто приходит, и не в каждую медитацию, а медитирую я 4 года.
Но это и не важно, потому что цель медитации- не в достижении тишины и благости, а в тренировки ума, обучении ума благоприятным привычкам и навыкам, вместо тех привычек, которые скопились от взаимодействия с миром. А мир, действительно изменился за 2,5 тыс лет. Но его воздейсвие на ум не изменилось. Ум реагирует тремя заученными способами: любит (притягивает к себе, хочет оставить), не любит (отвергает, хочет избавиться) и нейтрально относится.
Медитация вместо этого всего учит ум находится здесь и сейчас и осознавать все, что происходит, не притягивая и не отталкивая ничего.
Sergjuos, извините, пожалуйста, за личный вопрос, но пробовали ли Вы буддисткую медитацию? Хотя бы в течение трех месяцев каждый день?
Я это потому спрашиваю, что Будда в проповеди людям Калама говорил - не верьте никакому учению просто потому, что оно совпадает с вашими взглядами, не верьте, если в него верят духовные учителя, не верьте если это учение записано в древних книгах, а пробуйте, и если вы узнаете для себя что это учение работает, что оно верно - тогда верьте.
Я, после того, как начала ежедневно заниматься буддитской медитацией, в первый раз достигла в медитации какого-то "тишины и благости" месяца через три. И с тех пор это состояние не так часто приходит, и не в каждую медитацию, а медитирую я 4 года.
Но это и не важно, потому что цель медитации- не в достижении тишины и благости, а в тренировки ума, обучении ума благоприятным привычкам и навыкам, вместо тех привычек, которые скопились от взаимодействия с миром. А мир, действительно изменился за 2,5 тыс лет. Но его воздейсвие на ум не изменилось. Ум реагирует тремя заученными способами: любит (притягивает к себе, хочет оставить), не любит (отвергает, хочет избавиться) и нейтрально относится.
Медитация вместо этого всего учит ум находится здесь и сейчас и осознавать все, что происходит, не притягивая и не отталкивая ничего.
Прокл
Специалист
10/25/2006, 4:14:24 AM
С радостью привожу здесь - Сутру Запуска Колеса Учения.
Прокл
Специалист
12/22/2006, 4:32:28 PM
"Будьте светом для самих себя
Рано утром Гаутама Будда сказал своим ученикам:
— Сделано больше, чем достаточно. Это тело достигло своей полноты и ему нужен отдых.
Он огляделся по сторонам и увидел два очень красивых и высоких дерева. Они стояли рядом, как близнецы.
— Я умру здесь, — сказал Будда и указал место.
Ученики не сразу поняли, что имеет в виду Мастер. Потом они столпились вокруг него и стали причитать и плакать.
Будда сказал им:
— Не надо плакать. Плакать вы сможете потом, когда меня не будет с вами. А сейчас садитесь тихо и наблюдайте, будьте осознающими. Это даст вам опыт, ибо Будды умирают редко. Прежде, чем я уйду, если у вас есть какие-либо вопросы, задайте их.
Но ученикам было не до вопросов, и они ответили:
— Больше сорока лет мы задавали тебе вопросы, этого достаточно. Ты показал нам Путь, и мы будем следовать ему.
Лишь Ананда спросил:
— При жизни ты не позволял записывать ни одного твоего слова. Но после твоей смерти разреши нам записать то, что ты говорил. Слова, произнесённые тобой — чистое золото, и их необходимо сохранить для будущих поколений.
На это Будда сказал:
— Можешь записать их, но с одним условием. Каждая запись, составленная из моих слов, должна начинаться так: "Я слышал, что Гаутама Будда говорил..." Ты просто расскажешь, что ты слышал. Никогда не начинай так: "Так говорил Будда".
После этого Ананда неожиданно спросил:
— Скажи мне, наконец, кто же я? Я прожил возле тебя 42 года, другие приходили, становились просветлёнными и уходили, а я до сих пор не просветлён. И вот ты уходишь.
Будда сказал:
— Не беспокойся, как только я оставлю тело, в течение 24 часов ты станешь просветлённым.
Ананда сказал:
— Мне непонятна такая арифметика, 42 года с тобой не принесли мне просветления, а 24 часа без тебя — и я стану просветлённым!
Будда рассмеялся и сказал:
— Ананда, из-за того, что я был так близок, ты начал считать меня чем-то само собой разумеющимся. Только разлука, только моя смерть сможет пробудить тебя. Меньше, чем это, не подействует на тебя. Я испробовал всё, но ты полагал, что я как брат твой, Позабочусь и о твоём просветлении. Много раз это могло случиться, но ты упускал...
Сказав это, Будда закрыл глаза. Видя приближение его кончины, Ананда спросил:
— Как должны мы поступить с телом Совершенного?
Будда ответил:
— Не заботьтесь, Ананда, о почестях, которые воздадутся телу Совершенного. Заботьтесь более о святости; помышляйте о ней, живите в ней неизменно, живите в святом рвении, стремясь к совершенству. Есть, Ананда, между людьми благородными, браминами и горожанами, люди мудрые, верующие в Совершенного, они и воздадут почести моему телу.
И тогда Ананда задал последний вопрос:
— Какова твоя последняя весть? Будда открыл глаза и сказал:
— Забудьте обо мне, будьте светом для самих себя. Кто обрящет свет и прибежище в истине и не станет искать их ни в чём ином, кроме самого себя, тот будет истинным учеником моим, вступившим на истинный путь.
Он закрыл глаза и, помолчав, произнес:
— Я сделал первый шаг — я больше не тело; я сделал второй шаг — я больше не ум; я сделал третий шаг — я больше не сердце; я сделал четвертый шаг — я вошёл в свое сознание!
После смерти Будды его тело сожгли, а прах был разделён между многими князьями и знатными горожанами. Каждый из них воздвиг ступу (памятник мощей) и учредил праздник. На эти праздники приносили горы цветов, совершались омовения и устраивались фейерверки. Монашескую общину это празднество не касалось.
Но буддизм был недолго религией без Бога. Богом стал сам Будда. В храмах появились его изваяния. Сидящий на цветке лотоса с неподвижным казённым лицом, как непохож стал он на того юношу, который окунулся в бездну страданий ради познания Истины и на того старца, который предостерегал: ищите Истину и не поклоняйтесь тем, кто её открыл".
Рано утром Гаутама Будда сказал своим ученикам:
— Сделано больше, чем достаточно. Это тело достигло своей полноты и ему нужен отдых.
Он огляделся по сторонам и увидел два очень красивых и высоких дерева. Они стояли рядом, как близнецы.
— Я умру здесь, — сказал Будда и указал место.
Ученики не сразу поняли, что имеет в виду Мастер. Потом они столпились вокруг него и стали причитать и плакать.
Будда сказал им:
— Не надо плакать. Плакать вы сможете потом, когда меня не будет с вами. А сейчас садитесь тихо и наблюдайте, будьте осознающими. Это даст вам опыт, ибо Будды умирают редко. Прежде, чем я уйду, если у вас есть какие-либо вопросы, задайте их.
Но ученикам было не до вопросов, и они ответили:
— Больше сорока лет мы задавали тебе вопросы, этого достаточно. Ты показал нам Путь, и мы будем следовать ему.
Лишь Ананда спросил:
— При жизни ты не позволял записывать ни одного твоего слова. Но после твоей смерти разреши нам записать то, что ты говорил. Слова, произнесённые тобой — чистое золото, и их необходимо сохранить для будущих поколений.
На это Будда сказал:
— Можешь записать их, но с одним условием. Каждая запись, составленная из моих слов, должна начинаться так: "Я слышал, что Гаутама Будда говорил..." Ты просто расскажешь, что ты слышал. Никогда не начинай так: "Так говорил Будда".
После этого Ананда неожиданно спросил:
— Скажи мне, наконец, кто же я? Я прожил возле тебя 42 года, другие приходили, становились просветлёнными и уходили, а я до сих пор не просветлён. И вот ты уходишь.
Будда сказал:
— Не беспокойся, как только я оставлю тело, в течение 24 часов ты станешь просветлённым.
Ананда сказал:
— Мне непонятна такая арифметика, 42 года с тобой не принесли мне просветления, а 24 часа без тебя — и я стану просветлённым!
Будда рассмеялся и сказал:
— Ананда, из-за того, что я был так близок, ты начал считать меня чем-то само собой разумеющимся. Только разлука, только моя смерть сможет пробудить тебя. Меньше, чем это, не подействует на тебя. Я испробовал всё, но ты полагал, что я как брат твой, Позабочусь и о твоём просветлении. Много раз это могло случиться, но ты упускал...
Сказав это, Будда закрыл глаза. Видя приближение его кончины, Ананда спросил:
— Как должны мы поступить с телом Совершенного?
Будда ответил:
— Не заботьтесь, Ананда, о почестях, которые воздадутся телу Совершенного. Заботьтесь более о святости; помышляйте о ней, живите в ней неизменно, живите в святом рвении, стремясь к совершенству. Есть, Ананда, между людьми благородными, браминами и горожанами, люди мудрые, верующие в Совершенного, они и воздадут почести моему телу.
И тогда Ананда задал последний вопрос:
— Какова твоя последняя весть? Будда открыл глаза и сказал:
— Забудьте обо мне, будьте светом для самих себя. Кто обрящет свет и прибежище в истине и не станет искать их ни в чём ином, кроме самого себя, тот будет истинным учеником моим, вступившим на истинный путь.
Он закрыл глаза и, помолчав, произнес:
— Я сделал первый шаг — я больше не тело; я сделал второй шаг — я больше не ум; я сделал третий шаг — я больше не сердце; я сделал четвертый шаг — я вошёл в свое сознание!
После смерти Будды его тело сожгли, а прах был разделён между многими князьями и знатными горожанами. Каждый из них воздвиг ступу (памятник мощей) и учредил праздник. На эти праздники приносили горы цветов, совершались омовения и устраивались фейерверки. Монашескую общину это празднество не касалось.
Но буддизм был недолго религией без Бога. Богом стал сам Будда. В храмах появились его изваяния. Сидящий на цветке лотоса с неподвижным казённым лицом, как непохож стал он на того юношу, который окунулся в бездну страданий ради познания Истины и на того старца, который предостерегал: ищите Истину и не поклоняйтесь тем, кто её открыл".
DELETED
Акула пера
3/13/2007, 11:25:02 PM
Смерть, как считают буддисты, освобождение – нирвана (или даже паринипвана, т.е. «великая нирвана»), Будды стала началом отсчёта времени существования буддизма как религиии. Кто же всё-таки Будда для буддистов – Учитель, Бог или всего лишь рядовой представитель довольно многочисленной категории будд – достигших Просветления личностей, проживающих в разных мирах вселенной?
Несомненно, что Будда – Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные религии.
Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд – в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд; есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них – того, кто стал Учителем человечества, – этот эпитет является первым и главным именем.
Несомненно, что Будда – Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные религии.
Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд – в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд; есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них – того, кто стал Учителем человечества, – этот эпитет является первым и главным именем.