Православие и раскол
ValentinaValentine
Грандмастер
1/6/2008, 7:06:37 PM
Зачем и почему произошёл раскол?Из-за амбиций церковных иерархов,из-за фанатизма?Почему единые до раскола православные,став старообрядцами наплодили множество сект?Какие же тогда они старообрядцы?Почему они не хотят признавать исправленные книги и упорствуют в ошибочных переводах?Уж не спрашиваю,кто прав.
Можно рассмотреть и другие расколы,например с зарубежной РПЦ или католичеством,но хотелось бы больше внимания к сектам.
Можно рассмотреть и другие расколы,например с зарубежной РПЦ или католичеством,но хотелось бы больше внимания к сектам.
DELETED
Акула пера
1/6/2008, 10:50:08 PM
Синодальный период охватывает более двух веков истории русской православной церкви. Его основное содержание – создание в России государственной религии и государственное регулирование церковной жизни. В этот период русская православная церковь превратилась в элемент государственного аппарата, призванного обеспечивать идеологическую поддержку правительства путём внедрения в сознание народа правительственной идеологии, далеко не всегда соответствовавшей христианской морали и народным представлениям о нравственности. Результатом такого положения стало падение авторитета церкви в глазах различных слоёв населения.
Церковная реформа Петра I
Цели преобразований церкви Петром I заключались в нейтрализации оппозиционных настроений, проявившихся во время борьбы царя за власть со своей сестрой Софьей и при заговоре царевича Алексея, и превращение духовенства в служилый класс, мобилизации его огромных материальных ресурсов (людей и земельных вотчин) на службу государству.
В 1700 г. умер патриарх Адриан. Пётр не стал созывать поместный собор для выборов нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Стефан Яворский. Выходец из Украины, один из самых молодых российских архиереев, он не пользовался авторитетом в церковной иерархии и полностью опирался на царя. Имея во главе церкви преданного себе человека, Пётр начал преобразования.
В 1701 г. управление церковными и монастырскими имуществами было передано особому Монастырскому приказу во главе со светским чиновником. В 1711 г. был создан сенат, получивший функции высшего судебного органа, превысившего по значению остальные органы государственного и церковного управления.
После раскрытия заговора царевича Алексея (1718), в котором активно участвовало оппозиционное духовенство, началась подготовка синодальной реформы. Идеологическую подготовку реформы осуществил архиепископ новгородский Феофан Прокопович. Он составил “Духовный регламент”, который стал основой церковной реформы. “Духовный регламент” вступил в силу 21 февраля 1721 г. В этот день был учреждён коллективный орган руководства церковью – Духовная коллегия, переименованная для благозвучия в Святейший правительствующий синод (греч. – “коллегия”). Под страхом лишения сана и ссылки Пётр добился “соборного” согласия российских иерархов на это шаг. Было направлено и послание православным патриархам, в котором не указывалось истинное положение синода, полностью подконтрольного государственной власти, содержались обещания усилить финансовую помощь православным церквам, находящимся в Османской империи. В результате патриархи одобрили решение Петра.
Согласно “Духовному регламенту”, в состав синода должно было входить 12 человек – президент, 2 вице-президента, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Все они назначались царём из духовных лиц. Не менее трёх из них должны были быть епископами. Синоду передавались вопросы:
* духовного суда (по преступлениям против веры и благочестия);
* цензуры;
* рассмотрение сектантских учений, с целью доклада государству о допустимости их присутствия в России;
* испытание кандидатов на епископские звания;
* надзор за церковным имуществом; защита духовенства перед мирским судом;
* проверка подлинности завещаний;
* благотворительность и искоренение нищенства;
* борьба с различными злоупотреблениями в церковной среде.
Первым президентом синода стал Стефан Яворский. После его смерти в 1722 г. преемник его так и не был назначен. Руководили работой синода вице-президенты – Феофан Прокопович и Феодосий Яновский. В мае 1722 г. для усиления контроля правительства за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора, которую занимал назначаемый царём военный или гражданский чиновник. Обязанностью обер-прокурора было наблюдение за деятельностью синода и недопущение принятия решений, противоречащих государственным интересам. Обер-прокурор имел право приостанавливать принимаемые синодом решения, которые считал неправильными и доносить о них императору. Кроме того, в его обязанности входило управление синодальной канцелярией. Первым обер-прокурором синода был полковник И. В. Болтин (1722 – 1725).
В 1717 г. Пётр ограничил численность духовенства. Он запретил всем, за исключением императора и нескольких высших государственных чиновников, иметь домовые церкви. Был определён штат духовенства. На 100 - 150 дворов полагался один священник, один дьякон и один псаломщик. При одном храме, независимо от числа прихожан, нельзя было иметь более двух дьяконов и псаломщиков. Оказавшиеся “лишними” священнослужители лишались сана и записывались в податные сословия. Была ограничена и численность монахов, запрещено принимать в монастырь нового человека, пока не умрёт кто-то из старых насельников.
Церковная реформа Петра I
Цели преобразований церкви Петром I заключались в нейтрализации оппозиционных настроений, проявившихся во время борьбы царя за власть со своей сестрой Софьей и при заговоре царевича Алексея, и превращение духовенства в служилый класс, мобилизации его огромных материальных ресурсов (людей и земельных вотчин) на службу государству.
В 1700 г. умер патриарх Адриан. Пётр не стал созывать поместный собор для выборов нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Стефан Яворский. Выходец из Украины, один из самых молодых российских архиереев, он не пользовался авторитетом в церковной иерархии и полностью опирался на царя. Имея во главе церкви преданного себе человека, Пётр начал преобразования.
В 1701 г. управление церковными и монастырскими имуществами было передано особому Монастырскому приказу во главе со светским чиновником. В 1711 г. был создан сенат, получивший функции высшего судебного органа, превысившего по значению остальные органы государственного и церковного управления.
После раскрытия заговора царевича Алексея (1718), в котором активно участвовало оппозиционное духовенство, началась подготовка синодальной реформы. Идеологическую подготовку реформы осуществил архиепископ новгородский Феофан Прокопович. Он составил “Духовный регламент”, который стал основой церковной реформы. “Духовный регламент” вступил в силу 21 февраля 1721 г. В этот день был учреждён коллективный орган руководства церковью – Духовная коллегия, переименованная для благозвучия в Святейший правительствующий синод (греч. – “коллегия”). Под страхом лишения сана и ссылки Пётр добился “соборного” согласия российских иерархов на это шаг. Было направлено и послание православным патриархам, в котором не указывалось истинное положение синода, полностью подконтрольного государственной власти, содержались обещания усилить финансовую помощь православным церквам, находящимся в Османской империи. В результате патриархи одобрили решение Петра.
Согласно “Духовному регламенту”, в состав синода должно было входить 12 человек – президент, 2 вице-президента, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Все они назначались царём из духовных лиц. Не менее трёх из них должны были быть епископами. Синоду передавались вопросы:
* духовного суда (по преступлениям против веры и благочестия);
* цензуры;
* рассмотрение сектантских учений, с целью доклада государству о допустимости их присутствия в России;
* испытание кандидатов на епископские звания;
* надзор за церковным имуществом; защита духовенства перед мирским судом;
* проверка подлинности завещаний;
* благотворительность и искоренение нищенства;
* борьба с различными злоупотреблениями в церковной среде.
Первым президентом синода стал Стефан Яворский. После его смерти в 1722 г. преемник его так и не был назначен. Руководили работой синода вице-президенты – Феофан Прокопович и Феодосий Яновский. В мае 1722 г. для усиления контроля правительства за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора, которую занимал назначаемый царём военный или гражданский чиновник. Обязанностью обер-прокурора было наблюдение за деятельностью синода и недопущение принятия решений, противоречащих государственным интересам. Обер-прокурор имел право приостанавливать принимаемые синодом решения, которые считал неправильными и доносить о них императору. Кроме того, в его обязанности входило управление синодальной канцелярией. Первым обер-прокурором синода был полковник И. В. Болтин (1722 – 1725).
В 1717 г. Пётр ограничил численность духовенства. Он запретил всем, за исключением императора и нескольких высших государственных чиновников, иметь домовые церкви. Был определён штат духовенства. На 100 - 150 дворов полагался один священник, один дьякон и один псаломщик. При одном храме, независимо от числа прихожан, нельзя было иметь более двух дьяконов и псаломщиков. Оказавшиеся “лишними” священнослужители лишались сана и записывались в податные сословия. Была ограничена и численность монахов, запрещено принимать в монастырь нового человека, пока не умрёт кто-то из старых насельников.
DELETED
Акула пера
1/6/2008, 10:54:31 PM
Дальнейшие преобразования русской православной церкви
После Петра церковная политика правительства продолжалась в определённом им направлении. Следующим её шагом было лишение церкви экономической самостоятельности. При Екатерине I (1726) при синоде была создана отдельная Экономическая коллегия для управления церковными имуществами, которая подчинялась сенату. При Анне Иоановне эта комиссия была выведена из состава синода (1738). Елизавета Петровна назначила управляющими в церковных поместьях гвардейских офицеров. Окончательную точку в деле секуляризации поставила Екатерина II, перечислившая церковное недвижимое имущество в разряд государственного (1768). Более 1 млн душ крестьян, принадлежавших церкви, отдельным епископам, монастырям, были зачислены в разряд “экономических” и подчинены экономической коллегии. Из уплачиваемых ими податей, правительство выделяло церкви некоторые суммы (обычно 25-30%), в сложные в финансовом положении годы – меньше. Таким образом, церковь лишилась самостоятельности в финансовых вопросах.
При Александре 1 была ограничена возможность влияния церкви на духовное образование и подготовку кадров. Первым шагом в этом направлении был новый Устав духовных училищ, принятый в 1808 г. по инициативе М. М. Сперанского. Этот устав практически подчинял духовные учебные заведения Министерству народного просвещения. Для управления ими был сформирован Комитет духовных училищ, а местное руководство осуществляли Конференции по содействию учёности, в состав которых входили лица как духовного, так и светского звания.
При Николае 1 было ограничено влияние церкви на кадровую политику – назначение, увольнение и перевод священнослужителей. В епархиях были сформированы консистории, ограничившие произвол местных архиереев. Консистории формировались из местного духовенства по назначению светских властей и должны были утверждать решения архиереев о переводе на другое место, запрещении в служении или увольнении священнослужителей. Кроме того, они служили апелляционными инстанциями для духовенства и представляли его интересы в синоде. Духовенство было превращено в особую категорию чиновничества. Церковные звания были приравнены к военным: епископы – к генералам, священники – к штаб-офицерам, дьяконы – к обер-офицерам.
Старообрядчество в синодальный период
Петровские и последующие реформы в религиозной сфере оказали сильное влияние на старообрядчество. Оно значительно пополнилось за счёт людей, бежавших от усиливавшейся феодальной эксплуатации, растущих государственных повинностей. Лишившиеся мест священнослужители создавали идеологию старообрядчества, распространяя слухи о “пришествии антихриста”. К концу XVIII в. в старообрядческих общинах оказалось свыше трети православного населения страны. С другой стороны, рациональная политика в отношении старообрядцев, принципы которой были определены Петром 1, вызывала раскол в их рядах.
Наиболее крупным расколом в рядах старообрядцев был раскол на поповское и беспоповское течения. Беспоповцы считали, что после пришествия “антихриста” – Петра I – истинное священство на земле уже невозможно. Благодать священства, по их мнению, передана всем истинно верующим или лидерам различных беспоповских общин. Вместе со священством большинство беспоповцев отвергло церковные обряды и ввело свои культовые действия. Возникло значительное количество беспоповских общин, получивших названия по именам лидеров или культовым особенностям. К числу наиболее известных беспоповских общин относятся:
* федосеевщина (названа по имени основателя – беглого дьякона Федосея, распространилась в Архангельской губернии),
* акулиновщина (основана женой беглого священника Акулиной, распространена на Керженце),
* пастухово согласие (основано пастухом Иваном Денисовым, распространено в Тамбовской губернии),
* разини (название происходит от того, что во время “богослужения” верующие стоят с раскрытыми ртами в ожидании “причащения от ангелов”),
* потёмщики, (совершают крещение по ночам, якобы в подражание Христу).
После Петра церковная политика правительства продолжалась в определённом им направлении. Следующим её шагом было лишение церкви экономической самостоятельности. При Екатерине I (1726) при синоде была создана отдельная Экономическая коллегия для управления церковными имуществами, которая подчинялась сенату. При Анне Иоановне эта комиссия была выведена из состава синода (1738). Елизавета Петровна назначила управляющими в церковных поместьях гвардейских офицеров. Окончательную точку в деле секуляризации поставила Екатерина II, перечислившая церковное недвижимое имущество в разряд государственного (1768). Более 1 млн душ крестьян, принадлежавших церкви, отдельным епископам, монастырям, были зачислены в разряд “экономических” и подчинены экономической коллегии. Из уплачиваемых ими податей, правительство выделяло церкви некоторые суммы (обычно 25-30%), в сложные в финансовом положении годы – меньше. Таким образом, церковь лишилась самостоятельности в финансовых вопросах.
При Александре 1 была ограничена возможность влияния церкви на духовное образование и подготовку кадров. Первым шагом в этом направлении был новый Устав духовных училищ, принятый в 1808 г. по инициативе М. М. Сперанского. Этот устав практически подчинял духовные учебные заведения Министерству народного просвещения. Для управления ими был сформирован Комитет духовных училищ, а местное руководство осуществляли Конференции по содействию учёности, в состав которых входили лица как духовного, так и светского звания.
При Николае 1 было ограничено влияние церкви на кадровую политику – назначение, увольнение и перевод священнослужителей. В епархиях были сформированы консистории, ограничившие произвол местных архиереев. Консистории формировались из местного духовенства по назначению светских властей и должны были утверждать решения архиереев о переводе на другое место, запрещении в служении или увольнении священнослужителей. Кроме того, они служили апелляционными инстанциями для духовенства и представляли его интересы в синоде. Духовенство было превращено в особую категорию чиновничества. Церковные звания были приравнены к военным: епископы – к генералам, священники – к штаб-офицерам, дьяконы – к обер-офицерам.
Старообрядчество в синодальный период
Петровские и последующие реформы в религиозной сфере оказали сильное влияние на старообрядчество. Оно значительно пополнилось за счёт людей, бежавших от усиливавшейся феодальной эксплуатации, растущих государственных повинностей. Лишившиеся мест священнослужители создавали идеологию старообрядчества, распространяя слухи о “пришествии антихриста”. К концу XVIII в. в старообрядческих общинах оказалось свыше трети православного населения страны. С другой стороны, рациональная политика в отношении старообрядцев, принципы которой были определены Петром 1, вызывала раскол в их рядах.
Наиболее крупным расколом в рядах старообрядцев был раскол на поповское и беспоповское течения. Беспоповцы считали, что после пришествия “антихриста” – Петра I – истинное священство на земле уже невозможно. Благодать священства, по их мнению, передана всем истинно верующим или лидерам различных беспоповских общин. Вместе со священством большинство беспоповцев отвергло церковные обряды и ввело свои культовые действия. Возникло значительное количество беспоповских общин, получивших названия по именам лидеров или культовым особенностям. К числу наиболее известных беспоповских общин относятся:
* федосеевщина (названа по имени основателя – беглого дьякона Федосея, распространилась в Архангельской губернии),
* акулиновщина (основана женой беглого священника Акулиной, распространена на Керженце),
* пастухово согласие (основано пастухом Иваном Денисовым, распространено в Тамбовской губернии),
* разини (название происходит от того, что во время “богослужения” верующие стоят с раскрытыми ртами в ожидании “причащения от ангелов”),
* потёмщики, (совершают крещение по ночам, якобы в подражание Христу).
DELETED
Акула пера
1/7/2008, 5:23:06 AM
У данной группы людей, позолю назвать старообрядцев так, сложилась определенная структура менять в которой любой элемент-знчит менять все.
В свое время меня поразил высокий процент, если так можно выразиться, крупных русских фабрикантов и коммерсантов, вышедших именно из старообрядцев.
По свидетельству В.П. Рябушинского, одного из крупнейших старообрядческих деловых людей, предпринимателю-староверу в XIX веке "и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым.Другое дело Бог; перед Ним было сознание вины".
В истории промышленного прогресса России примечателен тот факт, что предприниматели-староверы первыми вводили заимствованные у иностранцев "новизны". Они первыми заводили фабрики с импортными станками. Так, впервые в Москве жаккардовые станы появились у старообрядца В.Е. Соколова в 1827 году. Впереди были старообрядческие промышленники и в других технических усовершенствованиях. С.В. Морозов в начале 1840-х гг. первым в России с помощью Л. Кнопа приступил к ввозу английских станков и устроил фабрики по ланкаширскому образцу, используя английских инженеров и мастеров. Через авторитетного в купеческих кругах Морозова Кноп установил связи со многими текстильными фабрикантами, в большинстве своем также старообрядцами (за Морозовым потянулись Хлудовы, Малютины, Якунчиковы). Невозможно было вести успешное предпринимательство в прядильном, бумаготкацком, суконном деле, не используя западных машин и не приглашая, по крайней мере на первых порах, мастеров из Англии, Эльзаса и Саксонии перед людьми.
В свое время меня поразил высокий процент, если так можно выразиться, крупных русских фабрикантов и коммерсантов, вышедших именно из старообрядцев.
По свидетельству В.П. Рябушинского, одного из крупнейших старообрядческих деловых людей, предпринимателю-староверу в XIX веке "и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым.Другое дело Бог; перед Ним было сознание вины".
В истории промышленного прогресса России примечателен тот факт, что предприниматели-староверы первыми вводили заимствованные у иностранцев "новизны". Они первыми заводили фабрики с импортными станками. Так, впервые в Москве жаккардовые станы появились у старообрядца В.Е. Соколова в 1827 году. Впереди были старообрядческие промышленники и в других технических усовершенствованиях. С.В. Морозов в начале 1840-х гг. первым в России с помощью Л. Кнопа приступил к ввозу английских станков и устроил фабрики по ланкаширскому образцу, используя английских инженеров и мастеров. Через авторитетного в купеческих кругах Морозова Кноп установил связи со многими текстильными фабрикантами, в большинстве своем также старообрядцами (за Морозовым потянулись Хлудовы, Малютины, Якунчиковы). Невозможно было вести успешное предпринимательство в прядильном, бумаготкацком, суконном деле, не используя западных машин и не приглашая, по крайней мере на первых порах, мастеров из Англии, Эльзаса и Саксонии перед людьми.
DELETED
Акула пера
7/31/2009, 11:48:15 AM
Будем развивать? Или закрывать? Вопрос к автору. Жду три дня
Падан Фейн
Любитель
8/22/2009, 7:53:48 PM
(ValentinaValentine @ 06.01.2008 - время: 17:06) Какие же тогда они старообрядцы?Почему они не хотят признавать исправленные книги и упорствуют в ошибочных переводах? Уж не спрашиваю,кто прав.
Так в том и дело, что староверы считают правильными дониконианские переводы, и аргументируют это.
Так в том и дело, что староверы считают правильными дониконианские переводы, и аргументируют это.
Падан Фейн
Любитель
8/28/2009, 2:57:19 AM
vegra
Грандмастер
8/28/2009, 4:25:54 AM
Христианство постоянно раскалывается, слишком многот противоречий
монархист
Грандмастер
8/29/2009, 12:30:19 AM
на всех иконах до раскола крестит двумя перстами . на всех послераскольничих иконах крестит тремя ...а что это вам очень важно ? мы крестимся тремя перстами потому что три пальца знаменуют собой Святую Троицу ! которую ни в коем случае не отрицают староверы..
vegra
Грандмастер
8/29/2009, 2:13:22 AM
(монархист @ 28.08.2009 - время: 20:30) на всех иконах до раскола крестит двумя перстами . на всех послераскольничих иконах крестит тремя ...а что это вам очень важно ? мы крестимся тремя перстами потому что три пальца знаменуют собой Святую Троицу ! которую ни в коем случае не отрицают староверы..
Не более важно чем противоречия свифтовских тупоконечников и остроконечников.
Впрочем это было достаточно чтобы десятки тысяч человек совершили ритуальные самоубийства
Не более важно чем противоречия свифтовских тупоконечников и остроконечников.
Впрочем это было достаточно чтобы десятки тысяч человек совершили ритуальные самоубийства
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 2:16:53 PM
(монархист @ 28.08.2009 - время: 20:30) а что это вам очень важно ?
это важно автору темы. на всех иконах до раскола крестит двумя перстами . на всех послераскольничих иконах крестит тремя, солнце восходит на востоке, Волга впадает в Каспийское море; есть ещё какие-нибудь свежие мысли?
Манера креститься - один из вопросов, расколовших русское христианство. При этом христиане VI века, не знавшие не только русского раскола, но и разделения на Западную и Восточную церкви, крестились двумя перстами. Они ошибались?
это важно автору темы. на всех иконах до раскола крестит двумя перстами . на всех послераскольничих иконах крестит тремя, солнце восходит на востоке, Волга впадает в Каспийское море; есть ещё какие-нибудь свежие мысли?
Манера креститься - один из вопросов, расколовших русское христианство. При этом христиане VI века, не знавшие не только русского раскола, но и разделения на Западную и Восточную церкви, крестились двумя перстами. Они ошибались?
монархист
Грандмастер
8/29/2009, 3:47:57 PM
это просто традиции той или иной конфессии ! креститесь хоть ладонью . крестное знамение останется крестным знамением 1 ...
ValentinaValentine
Грандмастер
8/29/2009, 3:49:20 PM
(Падан Фейн @ 27.08.2009 - время: 22:57) Об ошибках.
Насколько я знаю, одним из камней преткновения явилась проблема двоеперстия-троеперстия.
Никониане боролись против двоеперстия. Икона Исус Вседержитель, VI в. Обратите внимание, Сын Божий крестит вас двумя перстами
Так что ещё большой вопрос, кто упорствует в заблуждениях.
Обратите внимание:На иконе указательный и средний палец не сложены вместе.Вероятно художник,или натурщик допустили небрежность.Читала,кажется в бабушкином учебнике "Закон Божий",что православные крестятся сложив вместе большой,указательный и средний палец (что означает троицу),и согнув остальные.Православный священник может крестить именем Иисуса Христа.При этом пальцы складываются в форме букв ICXC (ИисуС ХристоС).Буква Х образуется скрещенными большим и средним пальцами.Получается конструкция,немного похожая на изображённую на иконе.
Насколько я знаю, одним из камней преткновения явилась проблема двоеперстия-троеперстия.
Никониане боролись против двоеперстия. Икона Исус Вседержитель, VI в. Обратите внимание, Сын Божий крестит вас двумя перстами
Так что ещё большой вопрос, кто упорствует в заблуждениях.
Обратите внимание:На иконе указательный и средний палец не сложены вместе.Вероятно художник,или натурщик допустили небрежность.Читала,кажется в бабушкином учебнике "Закон Божий",что православные крестятся сложив вместе большой,указательный и средний палец (что означает троицу),и согнув остальные.Православный священник может крестить именем Иисуса Христа.При этом пальцы складываются в форме букв ICXC (ИисуС ХристоС).Буква Х образуется скрещенными большим и средним пальцами.Получается конструкция,немного похожая на изображённую на иконе.
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 4:43:23 PM
Думаете, тогдашние рисовальщики и, вообще верующие, были тупее нас и не заметили ? Сомневаюсь.
Что у нас с двоеперстием? То есть таким сложением пальцев при крестном знамении, как показано на иконе.
"Двоеперстие (также двуперстие) доминировало до реформ патриарха Никона в средине XVII века, и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до XIII века и на греческом Востоке (Константинополе), быв позже вытеснено троеперстием.
При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу.
Двуперстие было официально осуждено в Московской Церкви на Московских Соборах в 1660-е."
Троеперстие.
"Для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони...Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены, как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой." Православный священник может крестить именем Иисуса Христа.При этом пальцы складываются в форме букв ICXC (ИисуС ХристоС).Буква Х образуется скрещенными большим и средним пальцами.Получается конструкция,немного похожая на изображённую на иконе. Нет, речь идёт об особой конструкции:
"Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным, старообрядцы называют его херосложным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос в греко-византийском написании."
Из-за этого (не только, конечно) четверть тысячелетия шла тяжёлая борьба. А поскольку икона с двоеперстным Христом на тысячу лет старше Никона, номинального автора реформы, я и предполагаю, что именно новообрядцы - нарушители нормы.
Другое дело, что Википедия в той же статье сообщает:
"На Поместном Соборе РПЦ 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными."
Что у нас с двоеперстием? То есть таким сложением пальцев при крестном знамении, как показано на иконе.
"Двоеперстие (также двуперстие) доминировало до реформ патриарха Никона в средине XVII века, и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до XIII века и на греческом Востоке (Константинополе), быв позже вытеснено троеперстием.
При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу.
Двуперстие было официально осуждено в Московской Церкви на Московских Соборах в 1660-е."
Троеперстие.
"Для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони...Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены, как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой." Православный священник может крестить именем Иисуса Христа.При этом пальцы складываются в форме букв ICXC (ИисуС ХристоС).Буква Х образуется скрещенными большим и средним пальцами.Получается конструкция,немного похожая на изображённую на иконе. Нет, речь идёт об особой конструкции:
"Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным, старообрядцы называют его херосложным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос в греко-византийском написании."
Из-за этого (не только, конечно) четверть тысячелетия шла тяжёлая борьба. А поскольку икона с двоеперстным Христом на тысячу лет старше Никона, номинального автора реформы, я и предполагаю, что именно новообрядцы - нарушители нормы.
Другое дело, что Википедия в той же статье сообщает:
"На Поместном Соборе РПЦ 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными."
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 4:50:18 PM
(монархист @ 29.08.2009 - время: 11:47) это просто традиции той или иной конфессии ! креститесь хоть ладонью . крестное знамение останется крестным знамением 1 ...
Дело, конечно, ваше, но, по-моему, следуя этой логике можно прийти к тому, что само христианство - всего-лишь традиция. Сомневаюсь, чтобы вы с этим согласились.
Дело, конечно, ваше, но, по-моему, следуя этой логике можно прийти к тому, что само христианство - всего-лишь традиция. Сомневаюсь, чтобы вы с этим согласились.
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 6:45:46 PM
Да, вот ещё что. Как я понимаю, со времён протопопа Аввакума отношения между двумя течениями русского христианства существенно улучшились. Старообрядцы получили собственных епископов, от отсутствия которых долгое время мучились, и глава старообрядческой церкви митрополит Корнилий поздравляет своего коллегу Кирилла с избранием на патриаршество.
Как было: "потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящаго духа." ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
Как стало:
Его Святейшеству,
Святейшему Кириллу,
Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество!
Примите сердечные поздравления по случаю избрания Вас на столь высокий и ответственный пост!Уверен, что в нынешнее сложное время Ваши благополезные труды на этом посту будут иметь весомое значение для упрочения здоровой нравственной атмосферы и межконфессионального мира в нашей стране.
Выражаю надежду на дальнейшее развитие добрососедских отношений между нашими Церквами в духе доверия, взаимопонимания и уважения.
С пожеланием здравия, благоденствия и благопоспешения во всех добрых делах.
Смиренный Корнилий
Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси
Как было: "потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящаго духа." ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
Как стало:
Его Святейшеству,
Святейшему Кириллу,
Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество!
Примите сердечные поздравления по случаю избрания Вас на столь высокий и ответственный пост!Уверен, что в нынешнее сложное время Ваши благополезные труды на этом посту будут иметь весомое значение для упрочения здоровой нравственной атмосферы и межконфессионального мира в нашей стране.
Выражаю надежду на дальнейшее развитие добрососедских отношений между нашими Церквами в духе доверия, взаимопонимания и уважения.
С пожеланием здравия, благоденствия и благопоспешения во всех добрых делах.
Смиренный Корнилий
Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси
монархист
Грандмастер
8/29/2009, 7:53:53 PM
я знаю как надо креститься и крещусь правильно . как учили ...но по моему личному мнению двумя пальцами креститься или тремя не сверхважно ! в конце концов иконы пришедшие к нам с дораскольничьих времен никто ведь не называл неправильными ...
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 8:31:15 PM
А речь идёт не об иконе, я её продемонстрировал как наглядное пособие, а о двоеперстии. А вот двоеперстие запрещали, да ещё как.
"Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто т христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа и проклята».
Таковое страшное осуждение сначала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как гром среди ясного неба были для русского народа эти безрассудные проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ не мог согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился и на этом.
В книге «Скрижаль», которую собор 1666-1667 годов, несмотря на осуждение Никона, ее вдохновителя и заказчика, велел «держать в великой чести», к только что приведенным хулам были добавлены новые осуждения. Дошло до того, что патриарх и его ближайшие сподвижники злословили двуперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан). В той же «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого Истинным." >>>ЗДЕСЬ<<<
"Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто т христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа и проклята».
Таковое страшное осуждение сначала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как гром среди ясного неба были для русского народа эти безрассудные проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ не мог согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился и на этом.
В книге «Скрижаль», которую собор 1666-1667 годов, несмотря на осуждение Никона, ее вдохновителя и заказчика, велел «держать в великой чести», к только что приведенным хулам были добавлены новые осуждения. Дошло до того, что патриарх и его ближайшие сподвижники злословили двуперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан). В той же «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого Истинным." >>>ЗДЕСЬ<<<
монархист
Грандмастер
8/29/2009, 9:28:15 PM
ДА ВСЁ ЭТО битвы епископов ....лично я не вижу в том греха как креститься ...другое дело что мы члены Церкви и наверное должны креститься так .как у нас принято . но не верю что это может повлиять на наше спасение
Падан Фейн
Любитель
8/29/2009, 10:19:36 PM
Креститесь, конечно, как хотите, а по части епископов я с вами не соглашусь. По моим сведениям, возразить Никону осмелился один из бывших тогда в наличии епископов - Павел Коломенский, остальные подчинились нововведениям. Павел Коломенский умер в тюрьме (или был убит), и почти двести лет староверы своих епископов не имели, хотя и стремились приобрести. Движущей силой раскола были именно народ и служители нижнего звена.
"К сожалению, среди высшего русского духовенства середины XVII века было не много мужественных людей, способных противостоять жестокому начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые священники, диаконы, иноки и миряне, духовно сильные и преданные сыны православия."
"К сожалению, среди высшего русского духовенства середины XVII века было не много мужественных людей, способных противостоять жестокому начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые священники, диаконы, иноки и миряне, духовно сильные и преданные сыны православия."