Альбом православных храмов
Monella
Грандмастер
4/9/2005, 8:48:05 PM
Здесь мы молимся, здесь мы смотрим и восхищаемся, здесь мы учимся, здесь мы крестим своих детей, венчаемся и отпеваем..
Может расскажем о них???
Поскольку я москвичка начну с московского монастыря - Новодевичьего...
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ в Москве, наиболее известная среди русских женских православных обителей.
Расположен в Хамовниках, на т.н. Девичьем поле, близ берега Москвы-реки. Основан в память покорения Смоленска, отвоеванного Василием III в 1514 после столетнего господства литовцев, на том месте, где Василий, возвращаясь из успешного похода, переправился через реку и заложил деревянную церковь. Годом основания считается 1525, когда икону Смоленской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной заступницей русского войска, точнее копию («список») с нее, перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Поэтому обитель называют также Новодевичьей Богородице-Смоленской; приставка же «Ново» была дана, чтобы отличать ее от (ныне не существующего) Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Входила в число монастырей-крепостей (таких, как Данилов или Донской), защищавших Москву с юга.
Сюда удалилась, приняв иночество, после смерти царя Федора Ивановича (1598) его вдова Ирина Федоровна Годунова с братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего избрания на престол в том же году. В Смутное время Новодевичий был разорен, несколько раз переходя из рук в руки. В 1689 сюда заключили царевну Софью Алексеевны, а у стен монастыря были казнены ее единомышленники, мятежные стрельцы. Тут в 1698 ее постригли в монахини, а в 1727 сюда заключили постриженную в Суздале первую жену Петра I Евдокию Лопухину. Французы в 1812 пытались взорвать собор, но монахиням удалось им помешать.
Стены и башни возведены в конце 17 в. при Борисе Годунове по образцу Московского Кремля. Наиболее древнее здание – собор Смоленской иконы Богоматери (1524–1525) с замечательными росписями и резным иконостасом 17 в.
Наиболее же характерные постройки, выполненные в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко, относятся ко времени Софьи Алексеевны; это – трапезная (1685–1687), колокольня (1689–1690), Преображенская
и Покровская
надвратные церкви, а также примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты (окончены в 1688).
На «старом кладбище» внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов, некоторые декабристы (М.И.Муравьев-Апостол и др.), историк С.М.Соловьев и его сын философ В.С.Соловьев и др. В 1898–1904 с юга было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. Закрытый в 1922, монастырь преобразовали сперва в Музей раскрепощения женщины, а с 1926 – в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Обитель явилась центром возрождения церковной жизни в 1940-е годы: в 1943 здесь открыли богословские курсы, а вскоре Богословский институт, затем переведенный в Троице-Сергиеву лавру; тогда же здесь был создан и издательский отдел Московский патриархии. Ныне возобновляется и иноческая жизнь, сосуществующая с музейно-художественной.
«Новое кладбище» в советский период преобразовали в самый значительный, уступающий по политическому престижу лишь кремлевской стене, московский некрополь, куда перенесли некоторые памятники и останки с других кладбищ (к примеру, А.П.Чехова перезахоронили со старой на новую территорию в пределах самого Новодевичьего; останки Н.В.Гоголя перевезли из Данилова монастыря). Число покоящихся здесь знаменитых личностей (Н.С.Аллилуева и Н.С.Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и С.М.Эйзенштейн, В.А.Серов и В.А.Фаворский и многие другие) не поддается перечислению. Это также крупнейший в России музей надгробной скульптуры (надгробия работы С.Т.Коненкова, С.Д.Меркурова, В.И.Мухиной, Э.И.Неизвестного, В.А.Сидура, И.Д.Шадра и др. мастеров).
Святыни храма:
Чтимая Смоленская икона Божией Матери.
Чтимая Тихвинская икона Божией Матери.
Монастырское начальство: Настоятельница - игуменья Серафима (Исаева), епископ Можайский Григорий, прот. Василий Остальский, прот. Николай Матвиенко, иеромонах Кирилл (Семенов).
Богослужение: ежедн.. Литургия в 8 ч., вечерня, утреня в 17 (летом в 18) ч., по воскр. и великим праздн. Литургии в 7 и 10 чаосв, накануне всенощное бдение в 17 (летом 18) ч.
Адрес: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1
Метро: Спортивная
Телефон: 245-31-68, 246-29-05
Может расскажем о них???
Поскольку я москвичка начну с московского монастыря - Новодевичьего...
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ в Москве, наиболее известная среди русских женских православных обителей.
Расположен в Хамовниках, на т.н. Девичьем поле, близ берега Москвы-реки. Основан в память покорения Смоленска, отвоеванного Василием III в 1514 после столетнего господства литовцев, на том месте, где Василий, возвращаясь из успешного похода, переправился через реку и заложил деревянную церковь. Годом основания считается 1525, когда икону Смоленской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной заступницей русского войска, точнее копию («список») с нее, перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Поэтому обитель называют также Новодевичьей Богородице-Смоленской; приставка же «Ново» была дана, чтобы отличать ее от (ныне не существующего) Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Входила в число монастырей-крепостей (таких, как Данилов или Донской), защищавших Москву с юга.
Сюда удалилась, приняв иночество, после смерти царя Федора Ивановича (1598) его вдова Ирина Федоровна Годунова с братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего избрания на престол в том же году. В Смутное время Новодевичий был разорен, несколько раз переходя из рук в руки. В 1689 сюда заключили царевну Софью Алексеевны, а у стен монастыря были казнены ее единомышленники, мятежные стрельцы. Тут в 1698 ее постригли в монахини, а в 1727 сюда заключили постриженную в Суздале первую жену Петра I Евдокию Лопухину. Французы в 1812 пытались взорвать собор, но монахиням удалось им помешать.
Стены и башни возведены в конце 17 в. при Борисе Годунове по образцу Московского Кремля. Наиболее древнее здание – собор Смоленской иконы Богоматери (1524–1525) с замечательными росписями и резным иконостасом 17 в.
Наиболее же характерные постройки, выполненные в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко, относятся ко времени Софьи Алексеевны; это – трапезная (1685–1687), колокольня (1689–1690), Преображенская
и Покровская
надвратные церкви, а также примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты (окончены в 1688).
На «старом кладбище» внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов, некоторые декабристы (М.И.Муравьев-Апостол и др.), историк С.М.Соловьев и его сын философ В.С.Соловьев и др. В 1898–1904 с юга было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. Закрытый в 1922, монастырь преобразовали сперва в Музей раскрепощения женщины, а с 1926 – в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Обитель явилась центром возрождения церковной жизни в 1940-е годы: в 1943 здесь открыли богословские курсы, а вскоре Богословский институт, затем переведенный в Троице-Сергиеву лавру; тогда же здесь был создан и издательский отдел Московский патриархии. Ныне возобновляется и иноческая жизнь, сосуществующая с музейно-художественной.
«Новое кладбище» в советский период преобразовали в самый значительный, уступающий по политическому престижу лишь кремлевской стене, московский некрополь, куда перенесли некоторые памятники и останки с других кладбищ (к примеру, А.П.Чехова перезахоронили со старой на новую территорию в пределах самого Новодевичьего; останки Н.В.Гоголя перевезли из Данилова монастыря). Число покоящихся здесь знаменитых личностей (Н.С.Аллилуева и Н.С.Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и С.М.Эйзенштейн, В.А.Серов и В.А.Фаворский и многие другие) не поддается перечислению. Это также крупнейший в России музей надгробной скульптуры (надгробия работы С.Т.Коненкова, С.Д.Меркурова, В.И.Мухиной, Э.И.Неизвестного, В.А.Сидура, И.Д.Шадра и др. мастеров).
Святыни храма:
Чтимая Смоленская икона Божией Матери.
Чтимая Тихвинская икона Божией Матери.
Монастырское начальство: Настоятельница - игуменья Серафима (Исаева), епископ Можайский Григорий, прот. Василий Остальский, прот. Николай Матвиенко, иеромонах Кирилл (Семенов).
Богослужение: ежедн.. Литургия в 8 ч., вечерня, утреня в 17 (летом в 18) ч., по воскр. и великим праздн. Литургии в 7 и 10 чаосв, накануне всенощное бдение в 17 (летом 18) ч.
Адрес: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1
Метро: Спортивная
Телефон: 245-31-68, 246-29-05
Monella
Грандмастер
4/9/2005, 11:53:29 PM
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери
в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери". Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе". Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города.
Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым".
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: " Расступитесь, думный едет!" Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину "Русь уходящая", которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.
В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было - не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.
Некрополь Донского монастыря - "Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы", как удачно называли его в прошлом веке.
На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.
Горельефы храма Христа Спасителя в Донском монастыре в Москве
Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных - Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева - перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий - "кафедра безбожия", как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь
Монастырское начальство: Наместник - архимандрит Агафодор (Маркевич).
Богослужение: ежедн. полуношница и часы в 7 ч., Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по воскр. и праздн. Литургии в 7 и 10 ч.., накануне всенощное бдение в 17 ч.
Адрес: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1
Метро: Шаболовская
Телефон: 954-10-10, 954-48-57, 952-16-46 (дежурный)
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери
в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери". Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе". Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города.
Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым".
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: " Расступитесь, думный едет!" Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину "Русь уходящая", которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.
В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было - не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.
Некрополь Донского монастыря - "Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы", как удачно называли его в прошлом веке.
На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.
Горельефы храма Христа Спасителя в Донском монастыре в Москве
Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных - Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева - перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий - "кафедра безбожия", как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь
Монастырское начальство: Наместник - архимандрит Агафодор (Маркевич).
Богослужение: ежедн. полуношница и часы в 7 ч., Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по воскр. и праздн. Литургии в 7 и 10 ч.., накануне всенощное бдение в 17 ч.
Адрес: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1
Метро: Шаболовская
Телефон: 954-10-10, 954-48-57, 952-16-46 (дежурный)
Monella
Грандмастер
4/10/2005, 4:31:34 AM
СОБОРЫ И ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Покровский собор
или собор Василия Блаженного
В 1552 году войска Ивана Грозного взяли столицу Казанского ханства город Казань. В 1555 году в Москве началось строительство храма в честь праздника Покрова Богородицы (по времени - начало октября - этот праздник совпал с победой русских войск над армией Казанского ханства), во славу русского оружия и в память всех, кто погиб на поле боя.
Храм был построен на месте церкви Святой Троицы, стоявшей на крутом обрыве над Москвой-рекой. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих - Постника и Барму (имеются предположения о том, что это имена одного мастера). Существует такая легенда, что после того как Иван Грозный увидел построенную церковь, он приказал ослепить зодчих, чтобы больше ни в одном месте не был построен храм, равный по красоте с Покровским собором.
Первоначально собор был девятиглавым. Восемь церквей, которые были возведены во имя святых, в чьи дни происходили основные события казанских походов, группируются вокруг центральной, девятой, посвященной празднику Покрова. В одно целое объединены девять непохожих одна на другую, но единых по художественному замыслу, столпообразных церквей. В центре - самый большой столп, высотой 57 метров. Вокруг него четыре более низких столпа с луковичными куполами, а между ними, еще пониже, - четыре других главы. Отделка и украшение каждой из церквей вызывают восхищение, богатство фантазии древних строителей неисчерпаемо.
Собор был самым высоким зданием Москвы, пока не была построена колокольня Ивана Великого в Кремле. Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром. К 1588 году к собору была пристроена небольшая церковь святого Василия, названная по имени блаженного Василия, который был похоронен неподалеку. Так храм стал десятиглавым и получил свое второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного. В 1929 году Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического музея.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени. Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их "воображаемые" портреты. Эта "портретная" галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – "Архангел Михаил в деяниях", созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
Покровский собор
или собор Василия Блаженного
В 1552 году войска Ивана Грозного взяли столицу Казанского ханства город Казань. В 1555 году в Москве началось строительство храма в честь праздника Покрова Богородицы (по времени - начало октября - этот праздник совпал с победой русских войск над армией Казанского ханства), во славу русского оружия и в память всех, кто погиб на поле боя.
Храм был построен на месте церкви Святой Троицы, стоявшей на крутом обрыве над Москвой-рекой. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих - Постника и Барму (имеются предположения о том, что это имена одного мастера). Существует такая легенда, что после того как Иван Грозный увидел построенную церковь, он приказал ослепить зодчих, чтобы больше ни в одном месте не был построен храм, равный по красоте с Покровским собором.
Первоначально собор был девятиглавым. Восемь церквей, которые были возведены во имя святых, в чьи дни происходили основные события казанских походов, группируются вокруг центральной, девятой, посвященной празднику Покрова. В одно целое объединены девять непохожих одна на другую, но единых по художественному замыслу, столпообразных церквей. В центре - самый большой столп, высотой 57 метров. Вокруг него четыре более низких столпа с луковичными куполами, а между ними, еще пониже, - четыре других главы. Отделка и украшение каждой из церквей вызывают восхищение, богатство фантазии древних строителей неисчерпаемо.
Собор был самым высоким зданием Москвы, пока не была построена колокольня Ивана Великого в Кремле. Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром. К 1588 году к собору была пристроена небольшая церковь святого Василия, названная по имени блаженного Василия, который был похоронен неподалеку. Так храм стал десятиглавым и получил свое второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного. В 1929 году Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического музея.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени. Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их "воображаемые" портреты. Эта "портретная" галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – "Архангел Михаил в деяниях", созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
Monella
Грандмастер
4/12/2005, 3:50:57 AM
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом; придел в южной паперти превратился в личную молельню царя. Эти изменения были связаны с четвертой женитьбой царя, после которой он уже не имел прямого доступа к церковной службе. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами.
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.
Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
Собор украшен фресками середины XVI века. Их появление связано с восстановительными работами после пожара 1547 года. На протяжении веков они несколько раз поновлялись. Впервые фрески были раскрыты из-под поздних записей в 1980-1984 годах и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для того времени образы и сцены, иллюстрирующие "Апокалипсис" и "Древо Иессеево".
Иллюстрации "Апокалипсиса", древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция "Страшный Суд" на западной стене входит в этот же ряд.
"Древо Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. Уникальной особенностью этой композиции явилось обилие фигур и иконография античных философов: Вергилия, Гомера, Плутарха.
В систему росписей включены образы византийских императоров в четверике на столбах и русских князей как в галерее на пилястрах, так и в четверике на столбах.
Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение "Спаса Нерукотворного". Среди композиций западной галереи - "Троица".
С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II.
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом; придел в южной паперти превратился в личную молельню царя. Эти изменения были связаны с четвертой женитьбой царя, после которой он уже не имел прямого доступа к церковной службе. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами.
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.
Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
Собор украшен фресками середины XVI века. Их появление связано с восстановительными работами после пожара 1547 года. На протяжении веков они несколько раз поновлялись. Впервые фрески были раскрыты из-под поздних записей в 1980-1984 годах и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для того времени образы и сцены, иллюстрирующие "Апокалипсис" и "Древо Иессеево".
Иллюстрации "Апокалипсиса", древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция "Страшный Суд" на западной стене входит в этот же ряд.
"Древо Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. Уникальной особенностью этой композиции явилось обилие фигур и иконография античных философов: Вергилия, Гомера, Плутарха.
В систему росписей включены образы византийских императоров в четверике на столбах и русских князей как в галерее на пилястрах, так и в четверике на столбах.
Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение "Спаса Нерукотворного". Среди композиций западной галереи - "Троица".
С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II.
Monella
Грандмастер
4/12/2005, 3:58:57 AM
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. До него, в свою очередь, стояли древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли.
В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов.
Собор отличается изысканной простотой в оформлении фасадов, необычайной цельностью обьема. Пять мощных барабанов заканчиваются золочеными куполами, напоминающими шлемы древнерусских воинов. Гладкие пилястры делят стены здания на равные плоскости - прясла, каждая из которых имеет полукруглое завершение - закомару. С южной, северной и западной сторон собор украшает фриз из узких арочек. Главный вход в храм расположен со стороны Соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
В 70-е годы в Успенском соборе был проведен целый комплекс реставрационных работ. Это и укрепление фундамента, и создание температурно-влажностного режима, обеспечивающего сохранность темперной и станковой живописи, и консервация в подземной части собора фрагментов более ранних строений, стоявших на этом месте. Впервые была осуществлена реставрация глав. Дело в том, что главы Успенского собора отличались особенно теплым тоном позолоты, которая достигается огневым способом золочения, не применяемым в настоящее время. Тем не менее, реставраторам удалось воспроизвести великолепный колорит глав собора.
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. До него, в свою очередь, стояли древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли.
В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов.
Собор отличается изысканной простотой в оформлении фасадов, необычайной цельностью обьема. Пять мощных барабанов заканчиваются золочеными куполами, напоминающими шлемы древнерусских воинов. Гладкие пилястры делят стены здания на равные плоскости - прясла, каждая из которых имеет полукруглое завершение - закомару. С южной, северной и западной сторон собор украшает фриз из узких арочек. Главный вход в храм расположен со стороны Соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
В 70-е годы в Успенском соборе был проведен целый комплекс реставрационных работ. Это и укрепление фундамента, и создание температурно-влажностного режима, обеспечивающего сохранность темперной и станковой живописи, и консервация в подземной части собора фрагментов более ранних строений, стоявших на этом месте. Впервые была осуществлена реставрация глав. Дело в том, что главы Успенского собора отличались особенно теплым тоном позолоты, которая достигается огневым способом золочения, не применяемым в настоящее время. Тем не менее, реставраторам удалось воспроизвести великолепный колорит глав собора.
Ксю
Мастер
5/19/2005, 4:36:58 AM
Крутицкое подворье ведет свою историю с 1272 года, когда московский князь Даниил Александрович пожаловал Сарайской (Сарской) епархии земли на крутому берегу Москва-реки, издревле называемые Крутицами. Центром Сарайской епархии являлся город Сарай - столица Золотой Орды. В Крутицах же было построено подворье этой епархии в Москве.
Во второй половине XV века архиереи Сарайские и Подонские (именно так они стали именоваться к этому времени) окончательно перебрались в Москву. В 1589 году был учрежден титул Крутицких митрополитов.
Крутицкое подворье играло тогда весьма заметную роль в жизни России. В начале XVII века, в так называемое Смутное время, когда Московский Кремль был занят поляками, Успенский собор Крутицкого подворья выполнял роль кафедрального. Именно здесь находились в это время все церковные иерархи Москвы.
Во второй половине XVII века Крутицкое подворье достигает своего наивысшего расцвета. Именно в это время подворье начинает приобретать современный вид. В это время строятся двухэтажные митрополичьи палаты (1665-70) и новый Успенский собор с колокольней (1682-1689). При этом собор соединяется с палатами митрополита стеной-переходом. Кстати, в новом Успенском соборе располагалось два храма: верхний собственно в честь Успения Пресвятой Богородицы и нижний в честь Петра и Павла, ставший усыпальницей митрополитов. В 1693-94 годах зодчие О.Старцев и Л.Ковалёв строят парадный вход в подворье - так называемые Святые ворота с надвратным "теремком", украшенным изразцами из многоцветной керамики. В подворье был разбит богатейший сад, призванный символизировать райские сады.
После постройки нового Успенского собора старый собор, построенный в 1516 году, был перестроен в Крестовую палату с церковью Воскресения. Эта церковь играла роль домовой церкви при палатах митрополита.
В XVIII веке подворье продолжает расширятся: строятся Приказные палаты и так называемая Набережная палата.
Однако в 1788 году Екатерина II своим именным указом упразднила Крутицкую епархию. Успенский собор был преобразован в приходскую церковь, а остальные здания подворья были переданы военному ведомству и заняты под казармы. Воскресенская церковь при этом была закрыта и перестроена.
В конце XIX века рассматривалось несколько предложений по восстановлению Крутицкого подворья, но ни одно из них принято не было.
После Октябрьской революции территория подворья оказалась в ведении Московского военного округа.
В 1964 году Успенский собор был передан в ведение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В это же время под руководством П.Н.Барановского начинается восстановление подворья. В 1990 году Крутицкое подворье получает статус филиала Исторического музея. В 1992 году Успенский собор передан верующим. С 1992 года в Набережной палате подворья размещается Союз православных скаутов. Однако, западная часть здания Приказных палат до сих пор занято военными.
Комплекс Крутицкого подворья расположен по адресу: 1-ый Крутицкий переулок, дом 4а. Это недалеко от станции метро "Пролетарская".
На прилагаемом плане-реконструкции Крутицкого подворья Вы можете выбрать объект и посмотреть его состояние в настоящее время.
Успенский собор и стена-переход
"Святые" ворота
Митрополичьи палаты
Крестовая палата
Во второй половине XV века архиереи Сарайские и Подонские (именно так они стали именоваться к этому времени) окончательно перебрались в Москву. В 1589 году был учрежден титул Крутицких митрополитов.
Крутицкое подворье играло тогда весьма заметную роль в жизни России. В начале XVII века, в так называемое Смутное время, когда Московский Кремль был занят поляками, Успенский собор Крутицкого подворья выполнял роль кафедрального. Именно здесь находились в это время все церковные иерархи Москвы.
Во второй половине XVII века Крутицкое подворье достигает своего наивысшего расцвета. Именно в это время подворье начинает приобретать современный вид. В это время строятся двухэтажные митрополичьи палаты (1665-70) и новый Успенский собор с колокольней (1682-1689). При этом собор соединяется с палатами митрополита стеной-переходом. Кстати, в новом Успенском соборе располагалось два храма: верхний собственно в честь Успения Пресвятой Богородицы и нижний в честь Петра и Павла, ставший усыпальницей митрополитов. В 1693-94 годах зодчие О.Старцев и Л.Ковалёв строят парадный вход в подворье - так называемые Святые ворота с надвратным "теремком", украшенным изразцами из многоцветной керамики. В подворье был разбит богатейший сад, призванный символизировать райские сады.
После постройки нового Успенского собора старый собор, построенный в 1516 году, был перестроен в Крестовую палату с церковью Воскресения. Эта церковь играла роль домовой церкви при палатах митрополита.
В XVIII веке подворье продолжает расширятся: строятся Приказные палаты и так называемая Набережная палата.
Однако в 1788 году Екатерина II своим именным указом упразднила Крутицкую епархию. Успенский собор был преобразован в приходскую церковь, а остальные здания подворья были переданы военному ведомству и заняты под казармы. Воскресенская церковь при этом была закрыта и перестроена.
В конце XIX века рассматривалось несколько предложений по восстановлению Крутицкого подворья, но ни одно из них принято не было.
После Октябрьской революции территория подворья оказалась в ведении Московского военного округа.
В 1964 году Успенский собор был передан в ведение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В это же время под руководством П.Н.Барановского начинается восстановление подворья. В 1990 году Крутицкое подворье получает статус филиала Исторического музея. В 1992 году Успенский собор передан верующим. С 1992 года в Набережной палате подворья размещается Союз православных скаутов. Однако, западная часть здания Приказных палат до сих пор занято военными.
Комплекс Крутицкого подворья расположен по адресу: 1-ый Крутицкий переулок, дом 4а. Это недалеко от станции метро "Пролетарская".
На прилагаемом плане-реконструкции Крутицкого подворья Вы можете выбрать объект и посмотреть его состояние в настоящее время.
Успенский собор и стена-переход
"Святые" ворота
Митрополичьи палаты
Крестовая палата
Гепард
Любитель
5/19/2005, 5:48:46 AM
Желтоводский Троицкий Макарьевский монастырь
Желтоводский Троицкий Макарьевский монастырь, жен. мон., Нижегородской губернии, близ города Макарьева, на берегу реки Волги. Осн. XIV в., но был сожжен татарами и восстановлен только 1620 как муж. мон., 1868 упразднен; снова восстановлен 1882 как жен. мен. Около мен., начиная с 1641 по 1816, собиралась Макарьевская (ныне Нижегородская) ярмарка.
Монастырь был основан в 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера. Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобнавлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.
Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.
Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.
Все основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок - с 1651 по 1667 года, поэтому он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория имеет форму четырехугольника со сторонами около 200 м каждая. Это была мощная крепость регулярной планировки. Строилась она с 1662 по 1667 года и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.
План-схема построек Макарьевского монастыря:
Желтоводский Троицкий Макарьевский монастырь, жен. мон., Нижегородской губернии, близ города Макарьева, на берегу реки Волги. Осн. XIV в., но был сожжен татарами и восстановлен только 1620 как муж. мон., 1868 упразднен; снова восстановлен 1882 как жен. мен. Около мен., начиная с 1641 по 1816, собиралась Макарьевская (ныне Нижегородская) ярмарка.
Монастырь был основан в 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера. Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобнавлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.
Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.
Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.
Все основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок - с 1651 по 1667 года, поэтому он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория имеет форму четырехугольника со сторонами около 200 м каждая. Это была мощная крепость регулярной планировки. Строилась она с 1662 по 1667 года и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.
План-схема построек Макарьевского монастыря:
igore
Мастер
5/8/2007, 5:11:01 AM
Продолжая тему прогулки под дождем)
OXOTHIIK, специально для вас:
https://sxn.io/uploads//user/1178/994-571049.jpg
Любопытный крест, неправда ли? Что вы можете о нем сказать?
OXOTHIIK, специально для вас:
https://sxn.io/uploads//user/1178/994-571049.jpg
Любопытный крест, неправда ли? Что вы можете о нем сказать?
dimm
Профессионал
5/9/2007, 4:17:32 AM
Киев. Собор Св Владимира. 2007 год
dimm
Профессионал
5/9/2007, 5:11:58 AM
Киев. Собор Св Владимира. 1896 год.
dimm
Профессионал
5/9/2007, 6:00:43 AM
Киев. Собор Св Владимира. Фото-лит С.В. Кульженко 1896 год.
dimm
Профессионал
5/9/2007, 6:33:04 AM
Не большое отступление от темы.
Икона Казанской Б.Матери. Во время Второй Мировой Войны спасшая жизнь родному мне человеку. Виден шрам от осколка немецкого снаряда.
Икона Казанской Б.Матери. Во время Второй Мировой Войны спасшая жизнь родному мне человеку. Виден шрам от осколка немецкого снаряда.
dimm
Профессионал
5/11/2007, 3:56:31 AM
Подворье Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального Монастыря г Москва. Церковь во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
DELETED
Акула пера
5/12/2007, 2:35:55 AM
(dimm @ 10.05.2007 - время: 23:56) Подворье Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального Монастыря г Москва. Церковь во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Когда-то давно, там наблюдалось интересное явление. В здании размещалась горполиклиника №36 и в помещении внутреннего Храма было устроено ФТО. Стены и сводчатые потолки соответственно покрасили краской. Пришлось красить трижды, потому, что дважды через краску проступали фрески Храма.
Когда-то давно, там наблюдалось интересное явление. В здании размещалась горполиклиника №36 и в помещении внутреннего Храма было устроено ФТО. Стены и сводчатые потолки соответственно покрасили краской. Пришлось красить трижды, потому, что дважды через краску проступали фрески Храма.
dimm
Профессионал
5/12/2007, 3:28:52 AM
Уважаемый UFL, к сожалению, у меня нет ни какой информации по Подворью. Если у Вас что то есть, буду признателен если что нибудь добавите еще!
zoltan
Любитель
5/12/2007, 5:54:07 PM
dimm
Профессионал
5/15/2007, 3:18:51 AM
Подворье Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального Монастыря г Москва. Церковь во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
dimm
Профессионал
5/15/2007, 3:20:27 AM
Подворье Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального Монастыря г Москва. Церковь во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.