Далай-лама ХIV

Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/16/2013, 11:35:20 AM
После рождения родители дали ему имя Лхамо Тхондуп. Весь мир сейчас его знает под именем Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо, Далай-лама ХIV.

Воплощение на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы (Сострадания), лидер тибетского народа и духовный лидер многих буддистов на нашей планете, изгнанник, лауреат Нобелевской премии мира, один из самых узнаваемых политических деятелей Земли.

Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/18/2013, 9:17:45 AM
18 мая состоится прямая интернет-трансляция публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы "Сила через чувство взаимосвязи".

Место проведения: стадион Lakefront Arena университета Нового Орлеана. Синхронный перевод на русский язык. Начало трансляции: 22.30 (мск).

Перейти на страницу трансляции: https://dalailama.ru/top/1647-pryamaya-tran...-v-ssha.html©
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/18/2013, 9:19:20 AM
Далай-лама:
"Не следует думать, что спонтанное переживание ведет ум в одном направлении, а интеллектуальное понимание — в совершенно другом, что это отдельные и не связанные между собой этапы. Это неправильное представление. На самом деле в процессе интеллектуального размышления мы приходим к пониманию или переживанию, которые отличаются стабильностью и выдерживают проверку временем. В сравнении с ними спонтанные переживания, которых нам иногда удается достичь, казалось бы, обладают большей силой и на мгновение захватывают все наше существо. Но при отсутствии фундамента, каковым является понимание на уровне интеллекта, они оказываются нестабильными. Несколько дней спустя, когда спонтанное переживание остается позади, вы возвращаетесь в свое обычное, нормальное состояние, и это переживание уже не оказывает на вас особого влияния. Так что это вещь ненадежная."
16 мая 2013 года ©
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/21/2013, 1:31:52 PM
Будущий Далай-лама ХIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье, его отца звали Чойкьон Цэринг , мать-Сонам Цомо, потом она поменяла свое имя на Дики Цэринг.

"Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».©"

Фото Далай-ламы в детстве (фото 1-3) и в юности (фото 4):
image
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/24/2013, 4:42:03 PM
Далай-лама говорит о надежде.

Фрагмент его выступления в Тулейнском университете. Новый Орлеан, штат Луизиана, США. 18 мая 2013 г. ©





Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/25/2013, 11:07:33 AM
Далай-лама:

"Мы не должны терять сострадания ни при каких обстоятельствах. Один тибетский монах, которого я очень хорошо знал в свое время — он жил в монастыре Намгьял, в Потале, в Лхасе, — позже рассказывал мне, насколько важной была для него эта задача. Свыше семнадцати лет он провел в китайских трудовых лагерях и в течение всех этих лет, по его словам, неоднократно сталкивался с настоящей опасностью. Я спрашивал его, что это была за опасность, думая, что речь шла об угрозе для жизни. Однако он отвечал, что это была опасность утратить сострадание к китайцам. В столь тяжелых условиях он сумел сохранить приверженность этой практике."
21 мая
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/28/2013, 2:01:28 PM
Представитель Е. С. Далай-ламы Наванг Рабгьял о том, что такое тибетский вопрос и как помочь Тибету

Несмотря на огромное количество информации о Тибете на просторах рунета, которой, к всеобщей радости, с каждым днём становится всё больше, некоторые аспекты тибетского вопроса по-прежнему остаются неочевидными для многих интересующихся. Валерия Миллер из объединения "Рангцзен" расспросила об этом представителя Е. С. Далай-ламы в России и СНГ Наванга Рабгьяла. Наванг Рабгьял рассказал о том, зачем и как помогать Тибету в России, как борьба за свободу Тибета соотносится с буддизмом и что думает о Тибете население Китая.©

скрытый текст
‒ В качестве вступления, могли бы вы кратко рассказать о том, как вы видите тибетский вопрос?

‒ Мы считаем, что так называемый "тибетский вопрос" ‒ это вопрос общемирового характера, потому что Тибет – это часть мира, а тибетцы – часть человечества. Тибетский вопрос гораздо шире политических дискуссий. Это вопрос духовности, религии, культуры, и ко всему прочему вопрос экологии. Как вы, наверное, знаете, мы не требуем независимости, мы боремся за широкую автономию, в условиях которой мы сможем сохранить нашу национальную идентичность и жизненный уклад. Мы хотели бы жить с Китаем в мире и согласии на взаимовыгодных условиях. На сегодняшний день Китай – экономически наиболее мощная держава, и Тибет мог бы этим воспользоваться. В свою очередь, Тибет мог бы внести вклад в развитие и образование китайского населения, которое было подвергнуто деморализации и переживает период деградации в условиях эксплуатации и невероятно высокого уровня коррупции.

‒ Почему происходят самосожжения?

‒ Я скажу очень кратко. Основная причина самосожжений – неуважение к религиозным верованиям и культуре тибетцев со стороны Китая. Как вы знаете, в последнее время Китай всячески старался дискредитировать и демонизировать личность Е. С. Далай-ламы, который между тем является духовным лидером и гуру тибетского народа, а значит – самым важным и драгоценным, что есть в жизни буддиста. Это одна из самых очевидных и актуальных причин на сегодняшний день. Если же говорить в более широком смысле, то самосожжения – это результат незаконного и беззаконного правления китайского правительства в Тибете. Это политика репрессий, деморализации общества, геноцида культуры и разрушения окружающей среды. Как вы знаете, даже тибетский язык, до определённого времени преподававшийся в тибетских школах, сейчас запрещён. Ко всему прочему, они навязывают тибетцам так называемое «политвоспитание», в ходе которого монахи обязаны осуждать Е. С. Далай-ламу. Это ранит их до глубины души.

‒ Почему же ООН до сих пор не предприняла никаких решительных действий по тибетскому вопросу?

‒ Конечно, очень хорошо, что после второй мировой войны у нас появилась такая организация как ООН. Наличие подобной международной организации – вещь очень важная. Однако, говоря о настоящем положении в ООН, я бы не сказал, что это очень уж демократичная организация. Более 200 человек являются членами Генеральной ассамблеи, однако большинство мест на постоянной основе занято членами пяти государств, включая Китай. До вступления Китая в ООН по тибетскому вопросу было выпущено три резолюции – в 1950, 1959 и 1965 годах. В каждой из них содержалась критика геноцида в Тибете. Тибетский вопрос неоднократно поднимался на встречах Комиссии по правам человека в Женеве. Недавно Комиссия вновь выражала свои опасения насчёт событий в Тибете. Однако, к большому сожалению, как я уже говорил, всё решают пять постоянных государств-членов ассамблеи, и Китай всегда препятствует любому обсуждению, затрагивающему тибетский вопрос.

Вот вам пример. Когда Его Святейшество был в США в 2003 году, я получил приглашение от ООН провести круглый стол на тему Тибета в Генеральной ассамблее. Конечно же, об этом стало известно Китаю, который немедленно направил жалобу в ООН. В результате, когда я попытался войти в здание Генеральной ассамблеи, меня задержали полицейские, заявившие, что для меня вход в здание запрещён.

‒ Каким образом может помочь Тибету любой обычный человек?

‒ Есть множество способов! Всё зависит от ситуации в его стране, всё зависит от того, в каких отношениях с Китаем состоит эта страна. Помощь может быть не только политической, но и духовной, культурной. Необязательно выходить на улицу с демонстрацией. В некоторых странах другие методы будут работать гораздо эффективнее. Можно, например, просвещать людей на тему того, что такое Тибет, что такое тибетская проблема, каковы надежды и требования тибетского народа. Просвещать, то есть говорить об истинном, без конкретной поддержки или критики одной из сторон – Тибета или Китая. Говорить об истинных фактах, вот что важнее всего. Аудитория сама решит, какое выносить суждение и каким образом помогать Тибету. Вот это-то и может каждый человек – просто говорить правду. Правду о Тибете и о том, что там происходит. И это очень важно.

‒ В русском языке есть поговорка: «один в поле не воин». Работает ли она в отношении таких вопросов, как борьба за Тибет? Как вы считаете, может ли один человек каким-то образом повлиять на ситуацию?

‒ Конечно, может! Всё начинается с индивидуального уровня, с уровня одного человека. Индивидуальный уровень влияет на семейный, семейный на районный, районный на окружной, окружной на региональный, региональный на государственный, государственный на международный. Всё начинается с основ. Чтобы мы ни начинали – всё имеет последствия и результаты. Индивидуальный уровень очень важен. Не существует общества без индивидуума. Коллектив появляется только тогда, когда индивидуумы собираются вместе. Так что, если высчитаете себя хорошим человеком, то постарайтесь распространить своё послание другим.

Возьмите, к примеру, буддизм. Всё начиналось с одного человека, а сегодня – это мировая религия. Один человек способен на многое. Не только в отношении тибетского вопроса. Но если один конкретный человек хочет мира во всём мире – то этот мир должен наступить в нём самом, в этом конкретном человеке. Мир во всём мире должен начаться с мира внутри конкретного человека. Не свалится же он с неба! (Cмеётся.)

‒ Во время обсуждений возможных вариантов индивидуальной и коллективной поддержки Тибета на наших семинарах и встречах я нередко слышу такие аргументы: «Оккупация и ассимиляция меньшего народа большим – естественный исторический процесс. Это происходило во все времена во всех странах, зачем вмешиваться, если мы всё равно ничего не изменим?» Что вы думаете по этому поводу?

‒ Я не считаю оккупацию естественным процессом. Человек создал оккупацию. Действительно, все великие цивилизации в один прекрасный день обречены на погибель. Я же вроде как буддист. С точки зрения буддизма всё временно, ничто не вечно. Все создания, все живые существа рано или поздно умирают. Однажды и мы умрём. Но даже если я знаю, что умру, это ведь не значит, что я не должен заботиться о своём здоровье. Мы делаем всё возможное, насколько нам позволяют доход и ресурсы, чтобы есть качественную пищу, носить качественную одежду, и вы, молодёжь, постоянно наносите все эти штуки на лицо... (Смеётся.) Мы знаем, что умрём, но продолжаем заботиться о себе. И тот факт, что все цивилизации однажды погибнут, совсем не означает, что не нужно думать о Тибете. Напротив, мы должны делать всё, что в наших силах, чтобы сохранить его. Как я уже говорил, тибетская проблема – это не только проблема политики, это вопрос человеческой духовности. Духовности и культуры. И теперь, когда эта уникальная культура принадлежит всему миру, весь мир несёт за неё ответственность.

И если вы полагаете, что тот факт, что все цивилизации приходят в упадок, означает, что вам должно быть всё равно, тогда вы могли бы вообще перестать питаться, одеваться, чистить зубы...

‒ Почему гражданин другой страны должен поддерживать Тибет, когда полно проблем в его собственной?

‒ Что правда то правда, проблемы есть везде. И здесь, в России, у вас действительно полно проблем. Почему, к примеру, важно помогать Тибету для жителя России? Как я уже говорил, тибетская культура – это уникальная культура, которая принадлежит миру. Россияне – часть населения мира, это и их моральная ответственность тоже. Более того, между Россией и Тибетом существует особая связь – историческая и духовная. В XVII-XVIII веках часть населения России, включая население Калмыкии, Бурятии и Тувы, приняли тибетский буддизм. Российские буддисты считают Е. С. Далай-ламу в том числе и своим духовным лидером. Россия – первая европейская страна, которая еще до китайской оккупации вступила в дипломатические отношения с независимым Тибетом. Николай II и Далай-лама XIII обменивались письмами, которые до сих пор хранятся в архивах – 121 письмо! И первый буддистский храм в Европе был построен в дореволюционном Санкт-Петербурге. Так что Россия и Тибет находятся в очень тесной связи – важно помнить об этом.

‒ Знаете ли вы, каково мнение китайского населения в отношении Тибета?

‒ Можно говорить о китайском населении с двух позиций. Китайцы-буддисты и китайцы-интеллектуалы.

В 1985 году во время моего обучения в университете, к нам поступило пятеро китайцев, изучающих русский. Мы познакомились и подружились, они, естественно, узнали, что я тибетец. Мы периодически встречались и вместе ходили обедать, и однажды я спросил, что они думают о Тибете. Один из них был преподавателем в Пекинском университете. Другой был сотрудником министерства финансов. Все они были людьми достаточно высокого уровня – профессора, крупные государственные чиновники. И никто из них ничего не знал о Тибете!

‒ Действительно ли никто ничего не знал?

‒ Они знали только то, что видели в коммунистических пропагандистских роликах и фильмах. Может быть, они не хотели обсуждать это со мной...

‒ Но что все-таки думает о Тибете китайское население?

‒ По данным китайских университетов, на данный момент в Китае проживает 300 миллионов буддистов. Это отнюдь не мало. Многие из них всё больше интересуются именно тибетским буддизмом. Конечно же, благодаря этому они узнают о ситуации в Тибете. Автоматически. И, как мне кажется, многие из них начинают симпатизировать тибетцам и беспокоиться об их дальнейшей судьбе.

А что касается интеллектуального мира... Недавно Е. С. Далай-лама рассказывал о 300 китайских интеллектуалах, публикующих свои труды на китайском языке, одобряющих его политику Срединного пути. Интерес к тибетскому вопросу набирает обороты в китайской интеллектуальной среде. И это очень воодушевляет. Китайское население наконец-то получит возможность узнать о Тибете. Потому что китайцев нужно обучать на китайском. Посредством этих статей они наконец-то узнают о том, что такое тибетский вопрос, что происходит в Тибете, и о том, что у Тибета есть собственное правительство. С помощью этих статей китайское население наконец-то сможет понять саму суть тибетского противостояния.

Кстати, в Америке и Европе я встречал китайцев, которые выступают за независимость Тибета, которой мы даже и не требуем! (смеётся)

‒ Могли бы вы объяснить разницу между понятиями «автономия»,«независимость» и «свобода» в контексте тибетского вопроса?

‒ Я, конечно, не политолог, но с научной точки зрения существует множество различных определений этих терминов. Я всегда напоминаю, что концепция «независимости» за последнее время претерпела существенные изменения. Особенно после второй мировой. Мы все стали ещё более взаимозависимы, особенно экономически. Поэтому мы выступаем за широкую автономию, в условиях которой мы могли бы сохранить свою национальную идентичность и поддерживать свою культуру на равных с населением Китая условиях. Старший брат должен относиться к младшему брату с уважением, не пытаясь эксплуатировать его. Чтобы поддерживать стабильность и достоинство, страны должны относиться друг к другу с уважением. Взаимным уважением. Только там, где существует взаимное уважение, возможна выгода. Если старший брат притесняет младшего, младший рано или поздно восстаёт ‒ так, как это происходит в Тибете. Например, в форме самосожжений. Китайцы провоцируют тибетцев на антикитайские действия. Они совершенно не уважают ни верования, ни обычаи тибетцев. Если бы они относились к нам как к братьям, то, думаю, тибетцы были бы только счастливы! И не было бы никаких самосожжений.

А насчёт свободы... Свобода – это право человека жить с чувством собственного достоинства, в мире и согласии. Как и подобает человеческому существу. У всех есть чувство собственного достоинства. И когда к человеку относятся как ко «второсортному», тогда и начинаются протесты. Если Китай хочет, чтобы самосожжения и протесты прекратились, он должен предоставить тибетцам свободу, право на жизнь с достоинством, в мире и согласии, а не ранить нас в самое сердце, унижая нашего духовного лидера.

‒ Как вы считаете, поможет ли Тибету бойкот китайских товаров?

‒ Бойкот не принесёт мгновенного результата, но это косвенная, символическая поддержка тибетской проблемы. Как вы знаете, во время борьбы за независимость в Индии Махатма Ганди начал кампанию бойкота британских товаров, и это принесло свои плоды! Однако трудно говорить о столь же скором результате на уровне Китая. Но это отличный символ вашего протеста против китайской политики.

‒ Но давайте представим на минуту, что эта тенденция действительно станет крупномасштабным движением. Не причинит ли это вред рабочим китайских фабрик?

‒ Я не могу представить ситуацию, в которой результат бойкота мгновенно отразился бы на уровне простых рабочих. Этот процесс займёт много времени! Сначала он подаст сигнал китайскому правительству – и это важнее всего. Так что, отказываясь от китайских товаров, вы действительно выражаете свою солидарность с Тибетом.

‒ Кажется, мы подошли к тому вопросу, который лично мне хотелось задать больше всего, и именно вам как человеку, который компетентен в вопросах религии. У нас было несколько прецедентов непонимания с членами буддийских центров относительно протестной деятельности. Как вы считаете, противоречит ли участие в демонстрациях, митингах и протестов разного рода (в том числе несогласованных) буддийскому учению и духовному пути в целом?

‒ В общем и целом, Будда никогда не говорил ничего вроде: «Не протестуйте и не выходите на демонстрации». Так что трудно рассуждать об этом в контексте буддизма. Настоящий буддист всегда опирается на собственную мотивацию. С благим намерением всё что угодно может быть правомерным. Иногда правомерно даже убийство, совершённое с благими намерением. Если вы точно знаете, что некто собирается убить большое количество людей, то убить этого человека в свою очередь может быть правомерным.

Что касается демонстраций, здесь всё тоже зависит только от ваших мотивов. Если ваша мотивация – помочь людям и защитить что-то благое, это просто отлично! Но цель каждого буддиста – это быть не только хорошим, но и разумным человеком. Поэтому, если вы протестуете, чтобы защитить что-то хорошее, во что вы верите – это не противоречит ни буддизму, ни духовному пути. Согласно учению Будды, если кто-то страдает, ваша задача – помочь.
Но важно помнить об уважении к закону. Будучи хорошим человеком, вы должны уважать закон, установленный другими. Таково базовое требование нынешнего кашага (кабинета министров) Центральной тибетской администрации – при проведении любого мероприятия, посвящённого тибетскому вопросу, должны быть соблюдены следующие правила:

– Мероприятие не должно содержать насилия;
– Мероприятие должно быть проведено достойно;
– Мероприятие должно быть проведено в соответствии с законом государства, в котором оно проводится.

– Тем не менее, в некоторых странах, включая Россию, достаточно трудно легитимировать такое движение, как движение в поддержку Тибета, так как слишком много правительственных чиновников состоят в экономических отношениях с китайской стороной. Из-за этого стало практически невозможным получить согласование на любое мероприятие. Стоит ли продолжать пытаться искать способы выражения солидарности с Тибетом?

– Конечно, если вам не разрешают устраивать демонстрацию на улице, вы можете найти другие способы. Например, устроить массовый молебен, кинопоказ, круглый стол. В разных странах – разная политическая ситуация, поэтому нужно просто делать то, что вы можете делать, не нарушая закон. Однажды я был в Венесуэле в 2003 году. В то время там существовало движение против политики Уго Чавеса. Но все демонстрации были запрещены. Так вот, все несогласные с его политикой в шесть или семь часов вечера, точно не помню, выходили на балкон и звонили колокольчиками. Каждый день во время наступления темноты, они выходили и звонили по 15-20 минут. Это было достаточно мощным посланием их президенту. Так что есть много разных способов выразить свой протест!

– Однако, если мы говорим о правопорядке в России – здесь мы сталкиваемся с проблемой, когда само правительство и органы правопорядка являются стороной, постоянно нарушающей закон. Например, так было 10 марта этого года. Мы собрались на площади для того, чтобы зажечь свечи и почтить память мучеников Тибета молчанием. Подобное мероприятие не требует согласования, и мы по сути даже не могли оформить заявку. Однако конфликт произошёл, с нарушениями со стороны патрульных. Что следует делать в этом случае?

– В настоящее время и в соответствии с текущей ситуацией, мне кажется, что избегать любых конфликтов – лучший вариант. В России деятельность политактивистов часто доходит до суда. Конечно, это касается в основном акций против г-на Путина. Но если под суд попадёт активист тибетского движения, я не уверен, что суд будет на его стороне. Поэтому в условиях подобного режима лучше всего избегать любых конфликтов с правоохранительными органами. В странах с более высоким уровнем политической свободы – совсем другая история. Главное – всегда и во всём находить наиболее эффективные методы в контексте ситуации.

– Большое спасибо. Мой последний вопрос – действительно ли вы верите в то, что Тибет получит автономию в ближайшем будущем?

– Я оптимист. Не будь я оптимистом, не было бы меня в тибетской администрации. Могу сказать так – всё постепенно меняется. Так учит буддизм – всё переменчиво, всё преходяще. Безусловно, ситуация изменится. Я не знаю, каким будет новое правительство Китая. Китай ждут огромные перемены, которые произойдут в следующие 10 лет. Большая часть тех, кто должен занять верховные посты в правительстве, получали образование на Западе. Их мышление в корне отличается от мышления нынешних лидеров Китая, ведь они выросли в демократическом обществе. Я думаю, это сильно повлияет в том числе и на тибетскую проблему. Посмотрим, что будет через 10 лет! 10 лет – это не много и не мало. Мы боремся за свою страну уже 60 лет. Кажется, что 60 лет – это слишком долго. Но с другой стороны, не так уж и долго. Индия, например, получила свою независимость через 200 с лишним.
Я полон надежды и не теряю оптимизма. Неважно, насколько велик будет мой вклад, и как скоро я увижу результат, я буду продолжать делать для своей страны и своего народа всё, что в моих силах. Это – мой моральный долг. Когда мы прибыли из Тибета, нам всем было очень и очень тяжело. И только благодаря индийскому правительству и доброте Е. С. Далай-ламы мы имели возможность пойти в школу. Это мой долг – служить моей стране и моему народу.

Интервью подготовлено объединением "Рангцзен"
Под редакцией Валерия Никольского©


Представитель Е. С. Далай-ламы Наванг Рабгьял :
image
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/28/2013, 2:11:17 PM
Далай-лама встретился с вьетнамскими буддистами

Луисвилль, штат Кентукки, США, 21 мая 2013 года – Ранним утром в последний день своего пребывания в Луисвилле Его Святейшество Далай-лама встретился с группой вьетнамских буддистов.©

скрытый текст
"Давайте прочитаем Сутру сердца на вьетнамском языке, – начал Его Святейшество. – Во время чтения представляйте в пространстве перед собой образ Будды в окружении индийских учителей, таких как Нагарджуна и Асанга, и учителей, которые принесли буддизма во Вьетнам. Помните о том, что сам Будда выполнял практики в течение многих кальп, чтобы показать нам, что сочетание бодхичитты с мудростью понимания пустоты может и нас привести к пробуждению.

Как я говорил вчера, исторически сложилось, что тибетцы, по сравнению с вами, младшее поколение учеников Будды Шакьямуни. Материальное развитие современного мира продвигается гигантскими шагами, и без сомнений, приносит немало пользы. Однако материальное благополучие не гарантирует мира и спокойствия в душе; скорее, наоборот, разжигает алчность и соперничество. Учение Будды, напротив, приносит внутренний мир и покой, и мы можем лично это проверить, ведь сам Будда всегда советовал своим приверженцам проверять и исследовать учение, а не слепо принимать его на веру.

«В санскритской традиции буддизма поясняется, что каждое живое существо обладает природой Будды, возможностью стать Буддой, и потому мы распространяем свое сострадание на всех живущих».

По словам Его Святейшества, Учение Будды может показаться противоречивым в силу того, что Будда учил в разных краях и в разные времена, исходя из склонностей и возможностей слушателей. Различные религиозные традиции также складывались, чтобы соответствовать нуждам и потребностям отдельных людей, эпох и стран, поэтому каждая религия заслуживает искреннего уважения.

Его Святейшество сказал, что не раз встречался с вьетнамскими монахами в разных концах мира, и добавил, что его всегда восхищало то, как они сохраняют свой родной язык, буддийские традиции и монашеские обеты. Он заметил, что тибетцы тоже делают все возможное, чтобы сохранить родную культуру и религию в эти нелегкие для них дни. Его Святейшество спросили, как он представляет себе обретение свободы Тибетом. Он ответил, что хотя тибетцы и не ищут полной независимости, они хотят сохранить собственный язык и культуру, уберечь уникальную и хрупкую природу Тибета, и лучше всего делать это самим, без постороннего вмешательства. Поэтому Тибету нужна подлинная автономия.


Встреча Далай-ламы с вьетнамскими монахами(фото)
image
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/31/2013, 10:17:56 AM
Прямая трансляция. Далай-лама. Комментарий к "Бодхичарья-аватаре" Шантидевы

С 1 по 4 июня 2013 г. состоится прямая интернет-трансляция с синхронным переводом на русский язык учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинению Ачарьи Шантидевы "Бодхичарья-аватра" (Вступление на путь бодхисаттвы). Учения даруются по просьбе индийских буддистов в главном храме Дхарамсалы.

Расписание трансляции:

1-3 июня 8:00 - 10.00 (мск) и 11.30 - 13.30 (мск)
4 июня 8:00 - 10.00 (мск)

Перейти на страницу трансляции: https://dalailama.ru/top/1684-dalai-lama-webcast.html

«Бодхичарья-аватра», которую Его Святейшество Далай-лама часто цитирует во время своих выступлений в разных странах мира, раскрывает один из высочайших духовных идеалов человечества – идеал Бодхисаттвы, существа, всецело посвятившего себя служению другим, и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния Будды. На протяжении многих столетий этот текст служил непревзойденным источником вдохновения для многих поколений великих наставников, их преемников и простых людей.

Его Святейшество Далай-лама так писал о «Бодхичарья-аватаре»: «Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту».

Учения Его Святейшества Далай-ламы ― не только курс лекций, но также и «устная передача», своего рода введение в традицию изучения письменного источника. Именно поэтому перед началом учений учитель обязательно упоминает, от какого наставника он сам получал объяснения по рассматриваемому труду.

Когда Далай-лама зачитывает вслух классическое произведение по философии буддизма, слушатель не только воспринимает его содержание на интеллектуальном уровне, но также получает от учителя некий энергетический импульс, способствующий глубокому проникновению в его суть.

Этот импульс, который буддисты называют «благословением линии преемственности», распространяется не только на нынешнюю жизнь, но и на последующие перерождения, поэтому тибетские монахи и миряне стараются получить «устную передачу» на чтение и изучение как можно большего числа основополагающих буддийских трактатов.©

На фото: во время одной из прямых трансляции
image
Tuyan
Tuyan
Акула пера
5/31/2013, 10:36:14 AM
25 мая, в благоприятный день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, Его Святейшество Далай-лама открыл официальный сайт на хинди https://dalailamahindi.com/. В настоящее время уже действуют сайты Его Святейшества на тибетском, китайском, английском, монгольском и русском языках.

Официальный сайт Его Святейшества Далай-ламы на русском языке https://dalailama.ru/ был запущен 6 июля 2010 года, начало его работы было приурочено к 75-летнему юбилею духовного лидера. Сайт ведет Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче по согласованию с Офисом Его Святейшества Далай-ламы.©

На фото: Далай-лама испытывает новый сайт

image
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/3/2013, 3:05:34 PM
Далай ламы Х!V
" Если в нас нет уважения и сострадания к ближним,то даже если мы достигнем заоблачных высот богатства и знания,нашу жизнь нельзя будет назвать Человеческой в полном смысле этого слова.Жить счастливо, причиняя минимальный вред другим живым существам,вот та жизнь ,на которую имеет право каждый из нас и которая действительно стоит того. чтобы ее прожить"©
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/5/2013, 6:12:17 PM
C 1 по 4 июня 2013 года Далай-лама даровал учение в тибетском храме в Дхарамсале по просьбе индийских буддистов.

Фоторепортаж©

image
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/15/2013, 8:32:27 PM
Его Святейшество Далай-лама и старейшина из маорийского племени Нгай Таху обмениваются традиционным приветствием перед началом учений Его Святейшества Далай-ламы в Новой Зеландии 9 июня 2013 г. (Фото: Джеки Уокер.)©
image
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/15/2013, 8:43:23 PM
В мае 2008 года в Великобритании Его Святейшество Далай-лама даровал учения по трудам Цонкапы «Хвала Будде за его учение о взаимозависимости» и Нагарджуны «Хвала ушедшему от мира».

Оба сочинения описывают высшую природу реальности и cоотношение между пустотой и зависимым происхождением ‒ взаимозависимостью, которая определяет и пронизывает наши ежедневные переживания.©

(В двух частях)






Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/17/2013, 8:25:30 PM
Его Святейшество Далай-лама рядом со своей восковой фигурой из коллекции Музея Мадам Тюссо, выставленной в развлекательном центре Сиднея, Австралия. 14 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013©
image
панда
VIP
панда
supermoderator
6/18/2013, 8:58:35 PM
Очень много нового узнала из этой темы. Спасибо!!!!

Скажите, а Далай-Лама может иметь семью? Жениться ему разрешено?
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/18/2013, 9:44:43 PM
(панда @ 18.06.2013 - время: 21:58)
Очень много нового узнала из этой темы. Спасибо!!!!

Скажите, а Далай-Лама может иметь семью? Жениться ему разрешено?

Здравствуйте!

Например, в христианстве есть понятия "белое монашество" и "черное монашество": первые могут жениться и заводить семью, а вторые принимают обет безбрачия. Подобная практика есть и в буддизме: некоторые женаты, другие же принимают обет безбрачия. Такой обет соблюдают все ламы очень высокого уровня, начиная с самого Далай-ламы.

Вот что сказал по этому поводу сам Далай - лама в интервью калмыцким журналистам в сентябре 1992 года:

"Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя боль­шую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим ве­щам должно быть не как к лично своему, а как к обще­му, общинному. В против­ном случае будут нарушены заповеди.
Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначе­нию.
Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть од­новременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря."

(«Известия Калмыкии»,
26 сентября, 1992 года)

панда
VIP
панда
supermoderator
6/18/2013, 9:50:24 PM
(Tuyan @ 18.06.2013 - время: 17:44)
Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря."

(«Известия Калмыкии»,
26 сентября, 1992 года)

Всего 13 монахов???

А что это за правило такое и как их отбирают?
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/19/2013, 11:23:51 AM
(панда @ 18.06.2013 - время: 22:50)
Всего 13 монахов???

А что это за правило такое и как их отбирают?
Добрый день!

В вышеуказанном интервью сказано, что Далай-лама, посетив Калмыкию, посвятил в буддистские монахи 13 россиян, калмыков и лиц, других национальностей. Именно по отношению к ним и обращена эта фраза:"Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря."

Что касается правил и обетов буддистских монахов, то они почти одинаковы для всех течений буддизма, так как были приняты, если не ошибаюсь в первом веке до нашей эры на соборе на острове Шри Ланка и называется кодекс Винай.

Вот некоторые правила Винай для монахов:
скрытый текст
"Рабджунг и Рабджунг-ма. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).
Гецул и Гецул-ма. Формально Гецула называют «новичок». Хотя послушничество как таковое уже начинается с Рабджунга. Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13 – 14 лет. Эти дополнительные обеты призванные охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).
Гелонг и Гелонг-ма: (Бхикшу и Бхикшуни – Санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты людьми (в возрасте) моложе 21 года. (линия посвящения Гелонг-мы была утеряна монахинями в Тибете. В наши дни, женщине, желающей принять полное посвящения Гелонг.-ы нужно брать обеты в других Буддийских традициях.)
Обеты являются своего рода четкими ориентирами указателями для нашего ума, ведущими его по направлению к совершенному поведению - источнику всех добродетелей. Некоторые из обетов служат для нас образцом правильных действий, некоторые – правильной мотивации.
Согласно Винае, мы не должны оглашать полный перечень обетов Гецула и Гелонга людям, не готовящимся к посвящению. Тем не менее, для лучшего понимания монашества, мы можем рассмотреть и объяснить некоторые основные обеты.
Если будут нарушены четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов), то монашеское посвящение будет полностью уничтожено (другие обеты могут быть очищены при помощи специальной церемонии «Соджонг», проводимой каждые 14 дней в монастыре):
- Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человеческого существа, но второстепенный обет включает также и других чувствующих существ.
- Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
- Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
- Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо из существ.
Мы добавляем еще обет не употребления алкоголя и других одурманивающих средств, т.к. под их влиянием мы можем нарушить один или сразу же все четыре Коренных обета!
Также можем отметить, что во вторичных обетах (которые не уничтожают посвящение):
- Гецулы не должны петь, танцевать, слушать музыку, использовать духи или туалетную воду, сидеть на высоких стульях и кроватях, обладать золотом и драгоценностями, есть после обеда.
- Гелонги не должны допускать семяизвержения (происходящего любым путем), дотрагиваться до женщин с вожделением, находиться в закрытой комнате наедине с женщиной и т.д…
Всем практикующим полезно знать о данных обетах – и если учитель(монах, Геше…), вдруг обращается со своим учеником, противореча при этом монашеским обязательствам, ученик имеет право отказать ему в категоричной форме, отбросив всякое неудобство и/или стыд! Настоящий стыд и позор тому, кто злоупотребляет статусом учителя ради своего собственного удовлетворения, используя при этом людей воспринимающих его как Гуру."©
Tuyan
Tuyan
Акула пера
6/19/2013, 11:30:34 AM
Далай-лама говорит о Винаи, об обетах монаха, в том числе и об обете безбрачия:



скрытый текст
На продолжающихся в эти дни учениях в Бодхгае духовный лидер тибетского буддизм Его Святейшество Далай-лама выступил с жесткой критикой в адрес тех священнослужителей, которые, не являясь монахами, облачаются в монашеские одежды, вводя в заблуждение людей, обращающихся к ним за помощью.

Поводом для безапелляционного выступления Далай-ламы, потребовавшего, чтобы подобного рода священнослужители сняли монашеские одежды, послужило его недавнее общение с монахами традиции Тхеравада. Его Святейшество Далай-лама встречался с бирманскими монахами в рамках крупного международного форума «Парламент мировых религий», проходившего в прошлом месяце в Мельбурне (Австралия).

«Я знал, что в Бирме по сей день сохранилась очень сильная традиция медитации (шаматхи и випашьяны), и потому выразил бирманским монахам знаки почтения, - рассказал Далай-лама. – Во время нашей беседы они сказали мне: «Мы – последователи одного и того же учителя (Будды), но между нами огромная разница».

Когда я услышал эти слова, во мне возник внутренний протест. Разумеется, различия между нами есть, однако основой все равно остается Виная (свод монашеской дисциплины). Мы следуем санскритской традиции Винаи (Муласарвастивада), а они - традиции Тхеравада. В нашей традиции полностью посвященные монахи держат 253 обета, а в их традиции - 227. Я изложил все различия между нашими двумя традициями Винаи, и бирманские монахи с изумлением спросили меня: «Как, у вас тоже есть Виная?!».

Комментируя этот случай, Его Святейшество Далай-лама подчеркнул, что корнем буддийской Дхармы являются монахи, соблюдающие обеты Винаи. «Однако в наше время появились люди, которые носят монашеские одеяния, и при этом имеют жен. Порой мы оказываемся в совершенно отчаянном положении, когда нам приходится задавать вопрос: «Вы монах с женой или без жены?» - заметил он под раскатистый смех 30 тысяч слушателей.

В качестве примера подобного печального положения вещей Его Святейшество Далай-лама привел Монголию, что в той или иной степени можно экстраполировать и на буддийские регионы России.

«Это никуда не годится, когда нам приходится спрашивать человека, облаченного в монашеские одеяния, есть у него жена или нет, – заявил Далай-лама. – Еще во времена царя Трисонга Децена, когда он, Падмасамбхава и настоятель Шантаракшита действовали сообща, они провели четкое различие между монахом и мирянином, в том числе тем, кто практикует тантру. Это очень скверно, когда находятся люди, которые надевают монашеские одежды и ведут себя как монахи, при этом не являясь монахами».

Его Святейшество вспомнил еще одну встречу, которая состоялась у него некоторое время назад в Польше с женщиной-профессором, посвятившей себя изучению буддизма в Монголии. «По ее признанию, некоторые монгольские монахи говорили ей, что хотят быть буддистами 21-го века, то есть женатыми «монахами». Она спрашивала меня, возможно такое или нет?



Держать в чистоте обеты монаха и одновременно иметь жен невозможно – таков был мой ответ. Монашеская традиция берет начало от Будды Шакьямуни, и, согласно этой традиции, монашество подразумевает обет безбрачия. Мы не можем менять этот уклад, ссылаясь на то, что кому-то было явлено то или иное видение, и теперь можно быть монахом и иметь жену. Конечно, в тантре упоминается о разного рода видениях божеств. Однако что касается норм монашеской дисциплины, то они незыблемы, и здесь не может быть никаких исключений. Эти правила были изложены самим Буддой Шакьямуни», - подчеркнул Далай-лама.

Его Святейшество Далай-лама вспомнил то чувство неловкости, которое он испытал, когда во время одного из визитов в Монголию облаченный в монашеские одеяния Хамбо-лама Монголии подвел к нему маленькую девочку и представил ее как свою дочь.

«Нам нужно быть очень внимательными в этом вопросе. Не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний», - подчеркнул он.

Духовный лидер тибетского буддизма отметил, что подобное положение вещей отчасти связано с теми нелегкими испытаниями, которые выпали на долю монгольских народов, на долгие годы утративших возможность исповедовать свою традиционную религию. Он вспоминал свой первый визит в Монголию, состоявшийся в 1979 году: «Монголия тогда по-прежнему была коммунистической страной, и на практику Дхармы были наложены жесткие ограничения. В стране еще оставались монастыри, и я обратил внимание, что пожилые монгольские монахи читали молитвы на тибетском языке. Они не могли разговаривать на тибетском, но знали письменный язык, и мы общались друг с другом в письменной форме. Я писал им свои вопросы, а они, в свою очередь, писали мне ответы.

Монголы говорили, что если читать молитвы на тибетском языке, то в них будет больше благословенной силы. Это подобно тому, как мы, тибетцы, говорим, что если читать молитвы на санскрите, то они несут больше благословения».

Как бы то ни было, в настоящее время главным ориентиром должно быть восстановление чистой монашеской дисциплины, которая со времен буддийского царя Сонгцена Гампо составляла суть тибетского буддизма. По всей видимости, тема укрепления монашеской дисциплины в ближайшее время станет одной из центральных тем на всей обширной территории распространения тибетского буддизма.

Напомним, что в прошлом месяце в монастыре Тергар в Бодхгае состоялся семинар по Винае, возглавляемый Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже. В жарких дискуссиях о тонкостях монашеской дисциплины и возможности восстановления полного монашеского посвящения для женщин принимали участие монахи и монахини из всех основных монастырей школы Кагью, расположенных в Индии, Непале, Бутане и других странах.

Его Святейшество Далай-лама, со своей стороны, пригласил встреченных им в Мельбурне бирманских монахов посетить тибетские монастыри для совместного обсуждения свода Винаи.

«Когда эти два бирманских монаха сказали мне, что между нами большая разница, мне стало не по себе, и я задумался - что же делать? Я сказал им, что у нас есть различия в количестве обетов, а в остальном правила одинаковы. Я пригласил их посетить наши монастыри для обсуждения Винаи с нашими монахами, чтобы мы могли чему-то научиться у них и с надеждой, что и они, возможно, смогут чему-то научиться у нас. Очень важно ближе знакомиться друг с другом», - отметил Далай-лама.
©