|
А ты не боись! Когда Штраус свои вальсочки в кабаке наигрывал, ему было в высшей степени наплевать, как их оценят потомки. Стоит ли заморачиваться? За время человеческой истории такое количество мастеров и Маргарит сгорело в печках, что об оставшихся смешно и говорить. Да и те создались лишь в виде исключения. Помнишь у Вознесенского: Аминь! Убил я поэму, убил не родивши... К Харонам! А что представляет из себя большая часть классики - те же Апулей или Петроний? СпидИнфо на латинском. А мы нюхая этот античный амбре, делаем вид, что он благороден как запах пикантного сыра. Да и воспринять большую часть старых текстов вне культурного контекста той эпохи невозможно. Так стоит ли о них сожалеть? А новое поколение пусть выбирает Пепси.:-))))) |
Черный Ворон | |
|
Сколько не захожу в книжные магазины - не протолкнешься. Так что не умирает ничего, а наоборот возраждается.
|
Джелу | |
|
И в этом корни надежды, источник верного знанья, Что Билли Гейтс не канает поперек Че Гевары ©Олег Медведев "Алые крылья" А может просто у тех, кто был раньше, было время на то чтобы разобраться со всем этим. А мы просто тонет в лавине информации. Раньше любая книга быда событием, о ней говорили, ее обсуждали. Мы же, раз-два и к следующей. "Новый Толкиен!", "Новый Высоцкий!" и т.д. И пусть наша культура умрет, ее заменит что-то новое и, возможно, достойное, но я хочу чтобы помнили про нас как о достойных. По достойным фильмам, книгам, песням, картинам. ЗЫ: Ну не нравиться мне Малевич! |
|
просто черный квадрат лишен для тебя исторического контекста. А он был создан за несколько лет до революции... подумай об этом.... Кстати, чтобы не было чистого оффтопа, Крученых в том же году написал "Дыр-бул-щыл. |
fon Rommel | |
|
Господа, в моем понимании, "большая литература" - это произведения, читаемые миллионами и, соответственно, оказывающие влияние на умы миллионов, а не то, что доступно пониманию немногих. Элитное литературное творчество будет существовать всегда, но, как и раньше, будет адресовано элите, способной воспринять замысел автора. Литература же an mass, ярким примером которой, можете смеяться, является, скажем, "Как закалялась сталь", потеряла свое значение и, в лучшем случае, приобретает вышеозначенный статус элитной. А в худшем - уходит в небытьё... Вот, скажите, Вам известно много подростков, читавших Сервантеса, того же "Дон Кихота"? А, на мой взгляд, воспитательное значение этой книги тудно переоценить....
|
|
Согласен. Для меня "Черный квадрат" значительно беднее - философски и эстетически - "Красного кирпича": |
|
ну, во-первых, если всю большую литературу свести к 200 томам БВЛ, то возникнет недоумение: а чем остальные-то занимались? Во-вторых, если уж БВЛ внимательно изучать - там 90% произведений для полноценного восприятия также требуют знания исторического контекста. А понты, пусть даже и перед самим собой, здесь не засчитываются. Тогда надо просто взять литературную хрестоматию с комментариями и проштудировать ее, и закрыть тему. Моя позиция как раз обратная. "Тяжелая" классическая литература потому издохла, что в современном поколении утерян культурный контекст прошлых эпох. А новые литературные произведения подобного масштаба не появляются за отсутствием спроса. Тут Пушкина многие воспринять не могут, а ты о Сервантесе заговорил. Нудный, маловразумительный роман с полным отсутствием экшена и со стебом неизвестно над чем... чё его читать? |
fon Rommel | |
|
Так ведь, если убрать цитату, получится один красивый пост. Об одном и том же, только по-разному... Потому по третьему пункту и голосовал. А те, кто голосовал по последнему пункту опроса, либо не понимают, о чем идет речь, либо просто неискренни. Почему - вопрос отдельный...
|
|
возможно, как обычно ломлюсь в открытые двери... во всяком случае мы можем точно найти консенсус в том, что отсутствие общей культуры убивает в первую очередь такие вещи, как классическая литература. А делить ее на элитную и не элитную я бы все же не стал... |
Бетельгейзе | |||
|
Ну Вы граф, загнули... Большая литература называется большой не за количество проданных экземпляров. Не путайте с бестселлерами. Большая литература это произведения о вечном, затрагивающие вечные человеческие ценности, которые НИКОГДА не являллись ценностями для большинства, для читающей массы. Единственный случай, когда большая литература совпадает с понятием "бестселлер" в мировом масштабе, это, пожалуй, Библия. Но это особый вид литературы. |
Бетельгейзе | |||
|
To Leglover
Зря Вы так. Сервантес, на мой взгляд, является одним из первых "буддистов" в европейской литературе. Вывел образ человека, которого невозможно задеть или обидеть, который добр ко всему миру. Здорово! |
Фрик | |||
|
Насколько я понял, Leglover тонко поиронизировал над современным поколением (хотя, может и ошибаюсь)... Народ, вы что... Достоевский, Гоголь - литература для масс? Да, если бы учителя в школах не вдалбливали детям сверхзадачу и суть произведений, то масса ключевых моментов ускользнуло бы от взгляда современного поколения... И дело даже не в историческом контексте... дело в том, что большинство людей разучилось анализировать текст и воспринимают то, что на поверхности... |
Джелу | |
|
Что такое "большая литература"? Это же, конечно, не те книги, что читаются миллионами в метро. Это те книги, что будут читать после смерти автора еще лет, эдак, сто. так может у нас просто повысился уровень жизни, и авторы не спешат отходить в бесмертие? А те, кто у спел умереть раньше так достали всех еще с классной скамьи, что ничего хорошего от этого точно не будет. Меня лично еще со школы бросает в дрожь при упоминаниии Пушкина, Лермонтова, Толстого и прочих. За то я Гумилева для себя открыл и многих других. И это я сделал сам и для себя. Может, придет время я и за Сервантеса возьмусь. И еще. Литература всегда была развдечением избранных. Я имею ввиду настоящую литературу. И вегда любое искусство будет наполнено знаками и символами, которые не понятны другим. |
|
Да, уж если на этом форуме ирония не в почете, непонятно, где можно иронизировать. Но, в общем-то, когда первый полемический задор проходит, видишь, что все говорят об одном разными словами, или обращают внимание на разные аспекты чего-то общего. Роммель, говоря о миллионах, никак не мог иметь ввиду бестселлеры, и все это прекрасно понимают. Речь шла о литературе, ценной для миллионов (т.е. для каждого), и Бетельгейзе использовала термин "вечные ценности". В том, что они есть, никто не сомневается, но возникает вопрос: как их воспринять. Я вот проиллюстрировал "внеконтекстное" восприятие Серватеса, а Бетельгейзе похоже за него даже обиделась... Дак, чего так далеко назад ходить, обсуждался на "взрослом" форуме Идиот. Глубина некоторых мыслей потрясает воображение. Ну, например, типа того: "Рогожин круче Мышкина". Наиболее продвинутые интеллектуалы породили откровение, что Мышкин - юродивый... Причина ясна (блин - безблагодатность. © В.Е.) в отсутствие контекста более, чем на юродивого он не тянет. Обобщить это восприятие до "современной инкарнации Христа" можно, только обладая соответствующим понятийным аппаратом. Чиновники этот вопрос решают простейшим способом: с помощью учебной программы, а Фрику это не нравится. Что же делать, ограничиться литературой для избранных? |
fon Rommel | |
|
Во всем соглашусь с уважаемым LegLoveroм. К сожалению, при обсуждении серьезных и интересных тем, многие авторы не берут на себя труд прочитать, хотя бы, заглавный топик (не говоря уже о предыдущих постах), действуя по принципу "лишь бы сказать". Это приводит к размыванию предмета обсуждения и, в итоге, к переходу обсуждения к предметам, не относящимся к теме вообще. То же самое, увы, касается и иронии... Что же до самого термина "большая литература", то, в моем понимании, это вовсе не книги типа, скажем, "Поднятой целины", первый тираж которой, если не ошибаюсь, составлял 12 000 000 экземпляров. Большая литература - это книги, оказывающие влияние на мировоззрение человека, для чего, кстати, вовсе не обязательно, во всем, соглашаться с автором... Кстати, основу школьной программы, по крайней мере раньше, составляли произведения русских классиков, писавших на темы универсальных общечеловеческих ценностей. И наверное, большевики знали, что делали, когда "вдалбливали" эти понятия, сформулированные в годы проклятого царизма вовсе не пролетариатом (!), в головы молодежи, а не заменяли их новоделами. Сейчас, кстати, этой долбежки в школе и нет. Что имеем? Посмотрите вокруг... |
Фрик | |||||
|
Каким словом Фрик выдал, что ему не нравится подобная популяризация "великого и элитарного"? Пущай дети в школах просвещаются... сами бы они в жизни Достоевкого не взяли... за редким исключением...
Можно и так... это идеальные условия для однобокого развития личности...)))
Всё это есть, поверьте, но одно дело вдалбливать знания в пустую голову, и совсем другое - в голову, забитую всякими глупостями...))) З.Ы. А можете мне объяснить разницу между "бестселлерами большой литературы" и "литературой, ценной для миллионов"? |
Джелу | |
|
Никогда "большая" литература не будет читаема миллионами. Да, о ней будут знать, будут знать кое-какие цитаты. Но ничего больше. И никакой долбежкой ничего добиться нельзя! Если мне было интересно прочитать "Войну и мир", то я прочитал, а остальные однклассники ограничились кратким изложением. Были такие брошюрки для учеников. А как продавались Пушкин с Толстым, так они и будут пользоваться спросом. Просто неприлично не иметь их в доме. Но вряд ли их будут очень часто читать. Я надеюсь, что мы не последнее поколение, которое прочитала их по зову души, а не по указке. И я еще раз повторяю! НИКАКОЙ ДОЛБЕЖКОЙ НИЧЕГО ХОРОШЕГО ДОБИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ! |
Бетельгейзе | |||
|
Да-да. Никому не дам обижать Сервантеса. Даже внеконтекстно. Мне эта дискуссия насчет умирания большой литературы напоминает разговоры о конце света. Будет-не будет, а если будет, то когда, и что теперь всем делать. А люди все живут и живут, несмотря на прогнозы различных предсказателей... И вообще, не понимаю я, чего вы так боитесь за большую литературу, если есть такие читатели, как тут на форуме? Среди них наверняка и писатели есть. И возможно, даже парочка "больших". |
fon Rommel | |
|
Так ведь, уважаемая Альфа Ориона, разговоры о конце света привлекали людей на протяжении всей истории человечества... А обсуждаемая "большая"литература - как витязь на распутье, только, уже, без коня...
|
|
ну прости, не так понял. жалуются многие, что после школьной программы не могут классиков читать. насчет бестселлеров все прозрачно. Обычные бестселлеры - это коммерческий принцип: любовь, кровь и как финал: бантик на интересном месте. Ценность такой литературы сомнительна. |
|
кстати, вопрос возник: в школе через пару десятков лет будут изучать то же самое, что и сейчас, или в программу смогут войти такие "мэтры", как лукьяненко и прочие нонешние бестселлеры? (между прочим, кое-где я встречала лема (!) и бредбери в стандартной школьной программе - тогда это было новшеством, но каким!)
|
avtor | |||
|
Я извиняюсь...краешком имею отношение к литературному цеху. Самым краешком. Вот вам пара цитат из уст ведущего редактора одного из крупнейших книжных издательств России: 1."...Что-о?! Герой книги - рефлексирующий интеллигент?? Запомните, батенька, НАШ герой рефлексирует только по одному поводу - хватит ли патронов в магазине!!" 2."...Наш читатель - это пьяный слесарь, что едет домой в метро с бутылкой пива, после работы. Он должен открыть книгу с любого места, и читать! И не фиг мне тут для вундеркиндов стараться..." Упреждая возможные неверные выводы уважаемых форумчан, хочу присоединиться к тем, кто считает, что Большую литературу не повалить. Никогда. Это не тиражная лит-ра. Это квинтессенция совести человечества. Верно: Мышкин, Жан Вальжан, Дон Кихот... Просто для того, чтобы сказать людям нечто важное, современному литератору приходится заплатить своеобразную "барщину", несколько лет работать на потребу плебса. Это печально, но не смертельно. |
|
но зазорно. я думаю, пушкин повесился бы, если его непристойные стишочки были бы более популярны, чем онегин. кстати, раньше почему-то больше чтили писателей при жизни... сейчас это почему-то стало почти повседневным явлением. ну, писатель, ну, да... а почему? потому что толпы пЕсателей дискредитировали это звание... вот это действительно печально. |
Изяка | |||
|
У Пушкина есть целый сборник
и он свободно продается...это тоже искусство, просто он не известен массам...а вот Евгений Онегин известен и пародия на него тоже...поэтому читают их, а не тот сборник...
|
Фрик | |||||||
|
Не согласен... ну и пусть брошюрки... а лучше бы вообще не читали? И при упоминании Наташи Ростовой делали круглые глаза, мол, эта та самая... из анекдотов про Ржевского... И потом... Если бы не "долбёжка", то я бы никогда не взялся читать "Тихий Дон"... ну, просто никогда бы... а тут заставили... а как начал, так втянулся... или вот моя подруга... сам факт, что в "Войне и мире" 4-е тома, приводил её в ужас... а вот заставили и... запоем прочитала... даже самой понравилось, а так бы в жизни она, в лучшем случае, к тридцати годам прочитала...
Вспомнилась басня Михалкова... точно не процитирую, но... "...а как до верхних [книг] достаёте? Очень просто - пылесосом!"
Получается, что под определение "обычных бестселлеров" попадают и Гюго и Мопассан... вот "Собор парижской Богоматери"... и любовь и кровь... если так посмотреть, то - типичный ширпотреб, однако... |
Рекомендуем почитать также топики: Выбор книги Подари стихотворение Гадание-2021 А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира Предлагаю Обмен АудиоКнигами в Санкт-Петербурге и |