Знал наизусть "Онегина"..
sawenka
moderator
7/14/2010, 10:39:42 PM
Кто-то из наших заслуженных футболистов* как-то раз вспомнил легендарную личность для московского "Спартака" - Николая Петровича Старостина.
В том числе особо отметил примерно так интерес Старостина к литературе: "Вот, мол, говорят, что спортсмены - серые личности, ничего не читают. А Николай Петрович "Онегина" наизусть знал".
Так вот вопрос, господа: для вас знание наизусть Н-ного количества стихов является показателем культурности? И каких именно стихов и авторов?
______________
* - Евгений Ловчев
В том числе особо отметил примерно так интерес Старостина к литературе: "Вот, мол, говорят, что спортсмены - серые личности, ничего не читают. А Николай Петрович "Онегина" наизусть знал".
Так вот вопрос, господа: для вас знание наизусть Н-ного количества стихов является показателем культурности? И каких именно стихов и авторов?
______________
* - Евгений Ловчев
Рафыч
Акула пера
7/14/2010, 11:07:20 PM
ну... как сказать...
знание наизусть чего-угодно - уже говорит о незаурядные мыслительные способностях.
и потом...одно дело просто наизусть знать... а другое дело - ПОНИМАТЬ образы. которые вкладывали автор/авторы в свои стихи...
знание наизусть чего-угодно - уже говорит о незаурядные мыслительные способностях.
и потом...одно дело просто наизусть знать... а другое дело - ПОНИМАТЬ образы. которые вкладывали автор/авторы в свои стихи...
sawenka
moderator
7/14/2010, 11:14:30 PM
(Раф @ 14.07.2010 - время: 19:07) ну... как сказать...
знание наизусть чего-угодно - уже говорит о незаурядные мыслительные способностях.
и потом...одно дело просто наизусть знать... а другое дело - ПОНИМАТЬ образы. которые вкладывали автор/авторы в свои стихи...
Ну вот так вдруг начать цитировать "Онегина" с середины десятками строк - эффектно, по крайней мере.
Есенин был эффектнее - он знал "Слово о полку Игореве".
Пойти что ли поэмы Хераскова поучить...
Или "Фауста" в оригинале...
Или вообще Баркова...
знание наизусть чего-угодно - уже говорит о незаурядные мыслительные способностях.
и потом...одно дело просто наизусть знать... а другое дело - ПОНИМАТЬ образы. которые вкладывали автор/авторы в свои стихи...
Ну вот так вдруг начать цитировать "Онегина" с середины десятками строк - эффектно, по крайней мере.
Есенин был эффектнее - он знал "Слово о полку Игореве".
Пойти что ли поэмы Хераскова поучить...
Или "Фауста" в оригинале...
Или вообще Баркова...
Рафыч
Акула пера
7/14/2010, 11:29:06 PM
(sawenka @ 14.07.2010 - время: 19:14) .
Или вообще Баркова...
боже... Бессмертный Барков...
Или вообще Баркова...
боже... Бессмертный Барков...
VIP
*Лёлька*
moderator
7/15/2010, 12:11:21 AM
Знание наизусть стихов является скорее не показателем культуры,а показателем хороший памяти и увлечённости определённым поэтом.
Как например многие девочки в подростковом возрасте зачитываются и заучивают Асадова,но спустя уже лет пять,с трудом могут вспомнить из него больше пары четверостиший..)
Как например многие девочки в подростковом возрасте зачитываются и заучивают Асадова,но спустя уже лет пять,с трудом могут вспомнить из него больше пары четверостиший..)
¡Сómprate un bosque y ¡piérdete en él!
sawenka
moderator
7/15/2010, 1:46:36 AM
Вспомнился "Том Сойер":
А один мальчуган из немецкой семьи ... отхватил подряд, без запинки, три тысячи стихов; но такое напряжение умственных способностей оказалось слишком велико, и с этого дня он сделался идиотом — большое несчастье для школы, так как прежде в торжественных случаях, при публике, директор обыкновенно вызывал этого мальчика «трепать языком» (по выражению Тома).
А один мальчуган из немецкой семьи ... отхватил подряд, без запинки, три тысячи стихов; но такое напряжение умственных способностей оказалось слишком велико, и с этого дня он сделался идиотом — большое несчастье для школы, так как прежде в торжественных случаях, при публике, директор обыкновенно вызывал этого мальчика «трепать языком» (по выражению Тома).
sawenka
moderator
7/15/2010, 2:09:49 AM
(Cittadino.della.Terra @ 14.07.2010 - время: 21:56) Само по себе знание множества стихов - бесполезно.
Ну почему...
Потом вспомнят, скажут "хороший человек был Иван Иваныч... да... умный... "Мцыри" наизусть знал..."
Разумеется, это не относится к тем, кто профессионально занимается изучением литературы вообще и поэзии в частности и в силу этого знает предмет изучения.
Ну почему...
Потом вспомнят, скажут "хороший человек был Иван Иваныч... да... умный... "Мцыри" наизусть знал..."
Разумеется, это не относится к тем, кто профессионально занимается изучением литературы вообще и поэзии в частности и в силу этого знает предмет изучения.
sawenka
moderator
7/15/2010, 2:11:47 AM
Вспомнился Тургенев:
Наталью перестали держать, как девочку, m-lle Boncourt давно уже не давала ей уроков из мифологии и географии, но Наталья должна была каждое утро читать исторические книги, путешествия и другие назидательные сочинения - при ней. Выбирала их Дарья Михайловна, будто бы придерживаясь особой, своей системы. На самом деле она просто передавала Наталье все, что ей присылал француз-книгопродавец из Петербурга, исключая, разумеется, романов Дюма-фиса и комп. Эти романы Дарья Михайловна читала сама. M-lle Boncourt особенно строго и кисло посматривала через очки своим, когда Наталья читала исторические книги: по понятиям старой француженки, вся история была наполнена непозволительными вещами, хотя она сама из великих мужей древности знала почему-то только одного Камбиза, а из новейших времен - Людовика XIV и Наполеона, которого терпеть не могла. Но Наталья читала и такие книги, существования которых m-lle Boncourt не подозревала: она знала наизусть всего Пушкина...
Чем "весь Пушкин" не показатель особого развития Натальи?
Духовного, конечно, в первую очередь, но все же "ВЕСЬ Пушкин".
Наталью перестали держать, как девочку, m-lle Boncourt давно уже не давала ей уроков из мифологии и географии, но Наталья должна была каждое утро читать исторические книги, путешествия и другие назидательные сочинения - при ней. Выбирала их Дарья Михайловна, будто бы придерживаясь особой, своей системы. На самом деле она просто передавала Наталье все, что ей присылал француз-книгопродавец из Петербурга, исключая, разумеется, романов Дюма-фиса и комп. Эти романы Дарья Михайловна читала сама. M-lle Boncourt особенно строго и кисло посматривала через очки своим, когда Наталья читала исторические книги: по понятиям старой француженки, вся история была наполнена непозволительными вещами, хотя она сама из великих мужей древности знала почему-то только одного Камбиза, а из новейших времен - Людовика XIV и Наполеона, которого терпеть не могла. Но Наталья читала и такие книги, существования которых m-lle Boncourt не подозревала: она знала наизусть всего Пушкина...
Чем "весь Пушкин" не показатель особого развития Натальи?
Духовного, конечно, в первую очередь, но все же "ВЕСЬ Пушкин".
Знак ГТО на груди
Мастер
7/15/2010, 2:29:27 AM
Каким - то показателем "современности" (шестидесятые) было знание стихов поэтов, собиравших стадионы - Вознесенского, Рождественского...и др. ( помните в фильме про Шурика..."шорошая девочка Лида..."
В девяностые это былы Цой, Гребенщиков, Кинчев и т.д. ..".. перемен требуют наши сердца...", "...рок - н - ролл мёртв, а я ещё нет...."
Возможно, что "современность" - это немаловажно?
В девяностые это былы Цой, Гребенщиков, Кинчев и т.д. ..".. перемен требуют наши сердца...", "...рок - н - ролл мёртв, а я ещё нет...."
Возможно, что "современность" - это немаловажно?
Ci ne Mato-graff
Мастер
7/15/2010, 1:29:59 PM
(Cittadino.della.Terra @ 14.07.2010 - время: 20:56)Показателем культуры будет умение красиво процитировать отрывок из стихотворного произведения "в нужное время и в нужном месте".
Но даже в этом случае нужно знать меру
Я знавал человека, который практически к любой ситуации мог привязать (чем постоянно и занимался) четверостишие Омара Хайяма
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Тактично и с чувством меры, приведу всего одну цитату:
«Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
А.П.Чехов, "Ионыч"
Но даже в этом случае нужно знать меру
Я знавал человека, который практически к любой ситуации мог привязать (чем постоянно и занимался) четверостишие Омара Хайяма
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Тактично и с чувством меры, приведу всего одну цитату:
«Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
А.П.Чехов, "Ионыч"
sawenka
moderator
7/15/2010, 1:41:38 PM
(Ci ne Mato-graff @ 15.07.2010 - время: 09:29) Я знавал человека, который практически к любой ситуации мог привязать (чем постоянно и занимался) четверостишие Омара Хайяма
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Одно и тоже же или разные?
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Одно и тоже же или разные?
Ci ne Mato-graff
Мастер
7/15/2010, 3:33:29 PM
(sawenka @ 15.07.2010 - время: 09:41) (Ci ne Mato-graff @ 15.07.2010 - время: 09:29) Я знавал человека, который практически к любой ситуации мог привязать (чем постоянно и занимался) четверостишие Омара Хайяма
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Одно и тоже же или разные?
Разные
Одно дело "мочь", совсем другое считать, что делать это прямо таки необходимо и делать
Одно и тоже же или разные?
Разные
Дионео
Мастер
7/15/2010, 4:44:09 PM
Знание наизусть большого количества стихов (большого по объёму стихотворного произведения) говорит лишь о большой любви к поэзии (или конкретному автору, произведению). Запоминается то, что больше любишь, что всё время с тобой.
sawenka
moderator
7/15/2010, 4:52:29 PM
(Дионео @ 15.07.2010 - время: 12:44) Знание наизусть большого количества стихов (большого по объёму стихотворного произведения) говорит лишь о большой любви к поэзии (или конкретному автору, произведению). Запоминается то, что больше любишь, что всё время с тобой.
Есть же некоторые культовые тексты, которые у всех на слуху и которые все вроде как знают, но воспроизвести которые в большом объеме смогут не все и не сразу.
"Онегин" к ним относится явно.
В определенных кругах - "Поэма без героя" Ахматовой.
А вот если бы тот же Старостин знал... ну... "Хорошо!" Маяковского, скажем, или "Двенадцать" Блока - то вряд ли бы это было упомянуто в воспоминаниях?
Есть же некоторые культовые тексты, которые у всех на слуху и которые все вроде как знают, но воспроизвести которые в большом объеме смогут не все и не сразу.
"Онегин" к ним относится явно.
В определенных кругах - "Поэма без героя" Ахматовой.
А вот если бы тот же Старостин знал... ну... "Хорошо!" Маяковского, скажем, или "Двенадцать" Блока - то вряд ли бы это было упомянуто в воспоминаниях?
Клим Самгин
Мастер
7/15/2010, 5:17:18 PM
(sawenka @ 15.07.2010 - время: 12:52) А вот если бы тот же Старостин знал... ну... "Хорошо!" Маяковского, скажем, или "Двенадцать" Блока - то вряд ли бы это было упомянуто в воспоминаниях?
Обязательно было бы упомянуто...
В советские времена эти поэмы официально считались равновеликими пушкинским...
Обязательно было бы упомянуто...
В советские времена эти поэмы официально считались равновеликими пушкинским...
Дионео
Мастер
7/15/2010, 5:23:56 PM
(sawenka @ 15.07.2010 - время: 12:52) Есть же некоторые культовые тексты, которые у всех на слуху и которые все вроде как знают, но воспроизвести которые в большом объеме смогут не все и не сразу.
"Онегин" к ним относится явно.
В определенных кругах - "Поэма без героя" Ахматовой.
А вот если бы тот же Старостин знал... ну... "Хорошо!" Маяковского, скажем, или "Двенадцать" Блока - то вряд ли бы это было упомянуто в воспоминаниях?
Мы ведь не в Древней Греции, где знание наизусть и цитирование "Иллиады" и "Одиссеи" было обязанностью любого культурного человека. Поэтому про Старостина возможно сказать только, что он любил стихи, скорей всего именнно Пушкина, и скорей всего именно "Онегина".
"Онегин" к ним относится явно.
В определенных кругах - "Поэма без героя" Ахматовой.
А вот если бы тот же Старостин знал... ну... "Хорошо!" Маяковского, скажем, или "Двенадцать" Блока - то вряд ли бы это было упомянуто в воспоминаниях?
Мы ведь не в Древней Греции, где знание наизусть и цитирование "Иллиады" и "Одиссеи" было обязанностью любого культурного человека. Поэтому про Старостина возможно сказать только, что он любил стихи, скорей всего именнно Пушкина, и скорей всего именно "Онегина".
sawenka
moderator
7/19/2010, 3:09:32 AM
Вот, собственно, этот рассказ:
По окончании сезона-69, чемпионского для «Спартака», у нас была поездка в Ливан. Играли товарищеские матчи и как-то ехали в Иорданию – через Сирию – на автобусе аж восемь часов. Представьте себе, все восемь часов Старостин декламировал стихи! Всех поэтов и не упомнить, названия стихов тоже стерлись из памяти.
Запомнилось другое – многие из нашей команды тогда впервые узнали финал романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Его Старостин знал наизусть!
Раньше акцент был напрямую сделан на "Онегине", в нынешнем варианте - он лишь часть общего стихового массива, который знал Старостин.
По окончании сезона-69, чемпионского для «Спартака», у нас была поездка в Ливан. Играли товарищеские матчи и как-то ехали в Иорданию – через Сирию – на автобусе аж восемь часов. Представьте себе, все восемь часов Старостин декламировал стихи! Всех поэтов и не упомнить, названия стихов тоже стерлись из памяти.
Запомнилось другое – многие из нашей команды тогда впервые узнали финал романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Его Старостин знал наизусть!
Раньше акцент был напрямую сделан на "Онегине", в нынешнем варианте - он лишь часть общего стихового массива, который знал Старостин.
VIP
Lena _3
Грандмастер
7/19/2010, 4:16:25 AM
Я наизусть знаю первую главу Онегина, и если вдруг случается возможность блеснуть своими знаниями (хотя не часто), то на окружающих это производит серьезное впечатление. Правда, учила я в 6-7 классе, тогда не от большой любви к Пушкину, мама рекомендовала и поощряла. Но я не жалею. А всего остального перечла уже в зрелом возрасте и многое выучила уже осознанно...
Всей правде обо мне прошу не верить!
sawenka
moderator
7/19/2010, 4:29:26 AM
(Lena _3 @ 19.07.2010 - время: 00:16) Я наизусть знаю первую главу Онегина, и если вдруг случается возможность блеснуть своими знаниями (хотя не часто), то на окружающих это производит серьезное впечатление.
Два вопроса:
1. Сколько примерно по времени читается вслух 1-я глава?
2. Что именно производит впечатление - объем воспроизводимого текста или факт свободного чтения Пушкина?
Два вопроса:
1. Сколько примерно по времени читается вслух 1-я глава?
2. Что именно производит впечатление - объем воспроизводимого текста или факт свободного чтения Пушкина?
VIP
Lena _3
Грандмастер
7/20/2010, 2:02:32 AM
(sawenka @ 19.07.2010 - время: 00:29) (Lena _3 @ 19.07.2010 - время: 00:16) Я наизусть знаю первую главу Онегина, и если вдруг случается возможность блеснуть своими знаниями (хотя не часто), то на окружающих это производит серьезное впечатление.
Два вопроса:
1. Сколько примерно по времени читается вслух 1-я глава?
2. Что именно производит впечатление - объем воспроизводимого текста или факт свободного чтения Пушкина?
Ой, да я никогда не засекала, но довольно долго. А если честно, то ни разу не читала всю главу от начала и до конца в один присест. То есть всегда жалела слушателей, да и понимала, что глупо грузить народ не готовый к этому. Останавливалась на 6-7 строфе.
А впечатление конечно от объема. Первый раз читала в школе, до сих пор помню лица одноклассников, как менялись их впечатления от "Это ж все знают!" при Мой дядя самых честных правил..., затем "Ну-ну!" при Вот мой Онегин на свободе... и до "Ни чего себе!" при Как он умел казаться новым...
В том числе и лицо учительницы.
Два вопроса:
1. Сколько примерно по времени читается вслух 1-я глава?
2. Что именно производит впечатление - объем воспроизводимого текста или факт свободного чтения Пушкина?
Ой, да я никогда не засекала, но довольно долго. А если честно, то ни разу не читала всю главу от начала и до конца в один присест. То есть всегда жалела слушателей, да и понимала, что глупо грузить народ не готовый к этому. Останавливалась на 6-7 строфе.
А впечатление конечно от объема. Первый раз читала в школе, до сих пор помню лица одноклассников, как менялись их впечатления от "Это ж все знают!" при Мой дядя самых честных правил..., затем "Ну-ну!" при Вот мой Онегин на свободе... и до "Ни чего себе!" при Как он умел казаться новым...
В том числе и лицо учительницы.
Всей правде обо мне прошу не верить!