Станислав Лем.
fon Rommel
Мастер
3/26/2005, 3:54:55 AM
Господа, Ваш покорный слуга весьма сильно увлекается фантастикой. Прекрасно понимая, что литература, в том числе, на форуме, не популярна, все же, спрошу в пустоту: кто знаком с творчеством замечательного польского фантаста Станислава Лема и какие мнения имеются по поводу его произведений?
DELETED
Акула пера
3/26/2005, 5:24:05 AM
"Я польский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Лем..."
Люблю Лема. Все: Солярис, Эдем, Йон Тихий, Маска, Насморк... Я даже выучил польский язык, чтобы читать в подлиннике (оказалось, что советские переводы Лема ничуть не хуже оригинала). У меня постоянно возле кровати лежит какая-нибудь его книга: пару страниц на ночь. А фильмов хороших нет.
Что им разговаривал Лем..."
Люблю Лема. Все: Солярис, Эдем, Йон Тихий, Маска, Насморк... Я даже выучил польский язык, чтобы читать в подлиннике (оказалось, что советские переводы Лема ничуть не хуже оригинала). У меня постоянно возле кровати лежит какая-нибудь его книга: пару страниц на ночь. А фильмов хороших нет.
fon Rommel
Мастер
3/26/2005, 4:45:32 PM
Насчет польского - ты, дружище, просто герой!
А вот фильмов, действительно, нет, за одним исключением - "Солярис" Тарковского, неужели не смотрел? Если, нет, что вполне вероятно, последний раз его в эфире видел, чтобы не соврать, лет восемь назад, рекомендую, посмотри, его еще, пока, найти можно. В свое время, эта лента, впрочем, как и все фильмы Тарковского, получила немало критических стрел. По моему мнению, только за то, что режиссер рассчитывал на зрителя, прочитавшего книгу... Как "Ночной дозор" сегодня - смотрят, ничего не понимая, потому, что модно. Хотя, по сравнению с "Солярисом", и книга Лукьяненко, и, собственно, фильм, по сюжету и смысловой нагрузке, рядом и не стояли...
А вот фильмов, действительно, нет, за одним исключением - "Солярис" Тарковского, неужели не смотрел? Если, нет, что вполне вероятно, последний раз его в эфире видел, чтобы не соврать, лет восемь назад, рекомендую, посмотри, его еще, пока, найти можно. В свое время, эта лента, впрочем, как и все фильмы Тарковского, получила немало критических стрел. По моему мнению, только за то, что режиссер рассчитывал на зрителя, прочитавшего книгу... Как "Ночной дозор" сегодня - смотрят, ничего не понимая, потому, что модно. Хотя, по сравнению с "Солярисом", и книга Лукьяненко, и, собственно, фильм, по сюжету и смысловой нагрузке, рядом и не стояли...
DELETED
Акула пера
3/26/2005, 9:16:44 PM
(fon Rommel @ 26.03.2005 - время: 13:45) А вот фильмов, действительно, нет, за одним исключением - "Солярис" Тарковского, неужели не смотрел? Если, нет, что вполне вероятно, последний раз его в эфире видел, чтобы не соврать, лет восемь назад, рекомендую, посмотри, его еще, пока, найти можно. В свое время, эта лента, впрочем, как и все фильмы Тарковского, получила немало критических стрел. По моему мнению, только за то, что режиссер рассчитывал на зрителя, прочитавшего книгу...
Привет, Роммель! Ну и темку ты затронул! Можно сказать разворошил осиное гнездо... Лема воспринимаю не всего, но 2 его книги считаю эпохальными: Непобедимый и Солярис. Чтобы не бить текст заново приведу несколько своих цитат из других топиков:
Ага, будущее человека в Космосе... Homo Cosmicus, так сказать...
То есть ты всерьез полагаешь, что человеку НУЖЕН КОСМОС?
Тогда у меня к тебе персональный вопрос: как ты оцениваешь версию Соляриса по Тарковскому? Помнишь заключительные кадры?
А кадры эти вот какие: Сначала показывается вполне Земная картинка. Дождь идет, отец Криса еще жив, книги какие-то на подоконнике... А потом камера начинает подниматься вверх и, постепенно захватывает все большее пространство, пока мы не видим маленький островок в океане Соляриса, на котором все это происходит.
Аристотелю принадлежит фраза: начало - больше чем половина всего. Применительно к фильму Тарковского можно сказать: конец - больше чем половина всего. Весь фильм только для этого и сделан.
"Солярис" Лема отражает экспансионистский менталитет, который был спровоцирован первыми полетами в Космос. Люди в тот период представляли себе этакую бодрую линейную перспективу: все выше, все дальше, все быстрее... В девятнадцатом веке надеялись на паровоз, а в середине 20 - на космический корабль. Не тут-то было! От себя не убежишь. Человек летит черт знает куда, затрачивает немыслимое количество энергии, а решение его проблемы, которое находит супермозг - вот оно: там, где начался его путь. В чем главный смысл фильма Тарковского? Космос Человеку не нужен - Человеку нужен только Человек! По мне, так финал фильма очень смахивает на "вечный Покой", которым Булгаков наградил своего Мастера.
А вот как оценил работу Тарковского сам Лем:
Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой...
© С.Лем интервью газете "Московские новости" 18.06.1995 г
Привет, Роммель! Ну и темку ты затронул! Можно сказать разворошил осиное гнездо... Лема воспринимаю не всего, но 2 его книги считаю эпохальными: Непобедимый и Солярис. Чтобы не бить текст заново приведу несколько своих цитат из других топиков:
Ага, будущее человека в Космосе... Homo Cosmicus, так сказать...
То есть ты всерьез полагаешь, что человеку НУЖЕН КОСМОС?
Тогда у меня к тебе персональный вопрос: как ты оцениваешь версию Соляриса по Тарковскому? Помнишь заключительные кадры?
А кадры эти вот какие: Сначала показывается вполне Земная картинка. Дождь идет, отец Криса еще жив, книги какие-то на подоконнике... А потом камера начинает подниматься вверх и, постепенно захватывает все большее пространство, пока мы не видим маленький островок в океане Соляриса, на котором все это происходит.
Аристотелю принадлежит фраза: начало - больше чем половина всего. Применительно к фильму Тарковского можно сказать: конец - больше чем половина всего. Весь фильм только для этого и сделан.
"Солярис" Лема отражает экспансионистский менталитет, который был спровоцирован первыми полетами в Космос. Люди в тот период представляли себе этакую бодрую линейную перспективу: все выше, все дальше, все быстрее... В девятнадцатом веке надеялись на паровоз, а в середине 20 - на космический корабль. Не тут-то было! От себя не убежишь. Человек летит черт знает куда, затрачивает немыслимое количество энергии, а решение его проблемы, которое находит супермозг - вот оно: там, где начался его путь. В чем главный смысл фильма Тарковского? Космос Человеку не нужен - Человеку нужен только Человек! По мне, так финал фильма очень смахивает на "вечный Покой", которым Булгаков наградил своего Мастера.
А вот как оценил работу Тарковского сам Лем:
Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой...
© С.Лем интервью газете "Московские новости" 18.06.1995 г
DELETED
Акула пера
3/26/2005, 9:39:51 PM
Фильм "Солярис" посмотрел после книги, что повлияло на мои впечатления: бледно. Например, в фильме абсолютно отсутствует аспект сексуальных фантазий, которые породил (вытащил из подсознания) Океан. В книге же они ощущаются отчетливо: настолько, что начинаешь искать в себе эротических демонов.
По-поводу экспансии человека в космос: думаю, она произойдет, но на ментальном (полевом? энергетическом?), а не телесном уровне.
По-поводу экспансии человека в космос: думаю, она произойдет, но на ментальном (полевом? энергетическом?), а не телесном уровне.
DELETED
Акула пера
3/26/2005, 10:50:59 PM
Я тоже поклонник фантастики (научной - не фентези) , причем читаю ее лет с 11и . Учитывая то что Лем это Лем - нечего и сказать -)
Метр . Комильфо , классик , творчество которого повлияло на становление многих популярных и ныне известных фантастов .
Метр . Комильфо , классик , творчество которого повлияло на становление многих популярных и ныне известных фантастов .
DELETED
Акула пера
3/27/2005, 6:34:17 PM
(snovaya @ 26.03.2005 - время: 18:39) Фильм "Солярис" посмотрел после книги, что повлияло на мои впечатления: бледно. Например, в фильме абсолютно отсутствует аспект сексуальных фантазий, которые породил (вытащил из подсознания) Океан. В книге же они ощущаются отчетливо: настолько, что начинаешь искать в себе эротических демонов.
Помнишь анекдот: что нарисовано на этой картинке? - Да Вы маньяк, доктор! ;-))))
Мож оттого, что я Лема читал не по-польски, но я там сексуальных фантазий не заметил. Была, правда, абсолютно непривлекательная негритянка с толстой задницей, а остальные вроде на извращения не тянут. Если мне память не изменяет, Лем материализует феномен "совести". У каждого из людей есть свой "скелет в шкафу", что-то старательно вытесняемое в подсознание, но определяющее личность. Хари появилась, потому что погибла из-за Криса. С остальными дело обстояло не лучше, поэтому они свои фантомы в космос и отправляли. А если бы всё было как ты говоришь, то, приехавший на Солярис, Кельвин, застал бы веселый междусобойчик с участием фантомов, не хуже, чем на Секс-народе.
Но до понимания Тарковского Лем безусловно не дорос.
Вообще же, на мой взгляд, безусловная заслуга Лема состоит в том, что он первый заговорил об альтернативной форме воплощения разума. "Непобедимый" - это 2й его роман на эту тему, хотя и раньше написанный. Если бы не Лем, мы бы так и определяли "жизнь", как способ существования белковых тел.
Помнишь анекдот: что нарисовано на этой картинке? - Да Вы маньяк, доктор! ;-))))
Мож оттого, что я Лема читал не по-польски, но я там сексуальных фантазий не заметил. Была, правда, абсолютно непривлекательная негритянка с толстой задницей, а остальные вроде на извращения не тянут. Если мне память не изменяет, Лем материализует феномен "совести". У каждого из людей есть свой "скелет в шкафу", что-то старательно вытесняемое в подсознание, но определяющее личность. Хари появилась, потому что погибла из-за Криса. С остальными дело обстояло не лучше, поэтому они свои фантомы в космос и отправляли. А если бы всё было как ты говоришь, то, приехавший на Солярис, Кельвин, застал бы веселый междусобойчик с участием фантомов, не хуже, чем на Секс-народе.
Но до понимания Тарковского Лем безусловно не дорос.
Вообще же, на мой взгляд, безусловная заслуга Лема состоит в том, что он первый заговорил об альтернативной форме воплощения разума. "Непобедимый" - это 2й его роман на эту тему, хотя и раньше написанный. Если бы не Лем, мы бы так и определяли "жизнь", как способ существования белковых тел.
fon Rommel
Мастер
3/28/2005, 6:13:10 PM
Ну, по поводу сексуальных фантазий в "Солярисе", уважаемый LegLover сказал четко и ясно, добавить можно только одно. В какие годы фильм - то снимался? У нас тогда секса не было. Смеяться будете, но в прокате он шел с ограничением по возрасту "до 16", только потому, что у Бондарчук сосок груди просвечивался через рубашку в сцене с жидким азотом...
Интересно другое. Совершенно случайно, я прознал о том, что американцы тоже сняли "Солярис", с Клуни в роли Кельвина. Захотелось посмотреть для сравнения. Представляете, не смог найти в продаже, даже на заказ (я не москвич). Потом наткнулся, уж не помню где, на рецензию, что фильм - ерунда, экшена никакого, перегружен ненужной философией и т.д. Это о голливудском - то фильме, что, тогда, о Тарковском говорить...
Интересно другое. Совершенно случайно, я прознал о том, что американцы тоже сняли "Солярис", с Клуни в роли Кельвина. Захотелось посмотреть для сравнения. Представляете, не смог найти в продаже, даже на заказ (я не москвич). Потом наткнулся, уж не помню где, на рецензию, что фильм - ерунда, экшена никакого, перегружен ненужной философией и т.д. Это о голливудском - то фильме, что, тогда, о Тарковском говорить...
DELETED
Акула пера
3/28/2005, 7:26:54 PM
(fon Rommel @ 28.03.2005 - время: 13:13) Интересно другое. Совершенно случайно, я прознал о том, что американцы тоже сняли "Солярис", с Клуни в роли Кельвина. ... Потом наткнулся, уж не помню где, на рецензию, что фильм - ерунда, экшена никакого, перегружен ненужной философией и т.д. Это о голливудском - то фильме, что, тогда, о Тарковском говорить...
Дак это все от от мериканьской безблагодатности, как сказал бы один человек. Им Тарковский глаза застил. Они даже в маразме не могут зашкалить. Им бы, если пид...ть Лема, так хотя бы с чувством... Закрутить полноценный сериал по типу LEXX'а из 256 серий, воспользоваться рекомендациями уважаемого СноваЯ и разместить на станции космический бардак с элементами фетиша и садо-мазо... А Мозг бы им подкидывал ценные идеи и помогал с воплощением... Создать международный фан-клуб. Потом выпустить два десятка литературных продолжений по сюжету сериала... Вот дело бы и пошло...
Подкинуть что ли идейку?
Дак это все от от мериканьской безблагодатности, как сказал бы один человек. Им Тарковский глаза застил. Они даже в маразме не могут зашкалить. Им бы, если пид...ть Лема, так хотя бы с чувством... Закрутить полноценный сериал по типу LEXX'а из 256 серий, воспользоваться рекомендациями уважаемого СноваЯ и разместить на станции космический бардак с элементами фетиша и садо-мазо... А Мозг бы им подкидывал ценные идеи и помогал с воплощением... Создать международный фан-клуб. Потом выпустить два десятка литературных продолжений по сюжету сериала... Вот дело бы и пошло...
Подкинуть что ли идейку?
DELETED
Акула пера
3/28/2005, 7:35:12 PM
Leglover, ты еще и коммерчески мыслишь? а идейку -то продай....
мне кажется, такое кино, как солярис (сталкер, тоже , кстати) могут снимать только у нас, потому что игра актеров здесь играет гораздо большую роль, нежели стоимость декораций.
кстати, на самом деле, с польского всегда переводят очень хорошо - вспомню еще сюда и сапковского....
мне кажется, такое кино, как солярис (сталкер, тоже , кстати) могут снимать только у нас, потому что игра актеров здесь играет гораздо большую роль, нежели стоимость декораций.
кстати, на самом деле, с польского всегда переводят очень хорошо - вспомню еще сюда и сапковского....
Vaginochka
Мастер
3/28/2005, 7:48:55 PM
Я читала только "Человек с Марса". В мои тогда 15 лет, он пошел тяжеловато.
Но я его прочитала. Хорошо пишет. Но как-то печально. Это мои эмоции 7 лет спустя.
Но я его прочитала. Хорошо пишет. Но как-то печально. Это мои эмоции 7 лет спустя.
DELETED
Акула пера
3/28/2005, 8:42:55 PM
LegLover и fon Rommel! Вы откровенно насмехаетесь над тем, что я увидел сексуальную составляющую в "Солярисе". Но позвольте спросить, что делал доктор Сарториус со своим сожителем (маленький, в шляпе и смеется) и для каких таких целей нужна была дебелая негритянка? Наверно, для игры в шахматы...
fon Rommel
Мастер
3/28/2005, 9:30:03 PM
Да нет, уважаемый Snovaya, насмехаться и в мыслях не было, поверьте...
Просто, психоанализ сексуальности старины Фрейда не есть единственная и неоспоримая догма при осмыслении чего либо...
А своим сожителем Сарториус, мог быть сам, только в детстве, еще будучи неизлеченным от, скажем, последствий ДЦП, потому и стеснялся показать своего фантома... Вариант? Почему бы и нет... И с гибаряновской негритянкой тоже не все так однозначно. Ведь, если бы это была материализация его любовных представлений, с чего бы ему было сводить счеты с жизнью? Был бы счастлив на время, как Кельвин...Речь идет о том, что, в произведении такого уровня, каждый видит конкретную ситуацию по-своему, но лейтмотив один - прошлое всегда живет в нас, даже, когда мы думаем, что оно давно умерло...
Просто, психоанализ сексуальности старины Фрейда не есть единственная и неоспоримая догма при осмыслении чего либо...
А своим сожителем Сарториус, мог быть сам, только в детстве, еще будучи неизлеченным от, скажем, последствий ДЦП, потому и стеснялся показать своего фантома... Вариант? Почему бы и нет... И с гибаряновской негритянкой тоже не все так однозначно. Ведь, если бы это была материализация его любовных представлений, с чего бы ему было сводить счеты с жизнью? Был бы счастлив на время, как Кельвин...Речь идет о том, что, в произведении такого уровня, каждый видит конкретную ситуацию по-своему, но лейтмотив один - прошлое всегда живет в нас, даже, когда мы думаем, что оно давно умерло...
DELETED
Акула пера
3/29/2005, 1:14:24 AM
(fon Rommel @ 28.03.2005 - время: 16:30) Да нет, уважаемый Snovaya, насмехаться и в мыслях не было, поверьте...
Просто, психоанализ сексуальности старины Фрейда не есть единственная и неоспоримая догма при осмыслении чего либо...
>>СноваЯ
sic! никакой насмешки, просто излишняя живость ума, которая и тебе свойственна. Например - в твоих представлениях о будущем человечества.
По сути я уже сказал. Мой друг Роммель сослался на имя Фрейда - дак в психоанализе есть ЛИБИДО - то, о чем говорил ты, и СУПЕРЭГО - совесть, о чем говорю я. Кто из нас правее - дело индивидуального восприятия.
Что касается конкретики, то Сарториус, как любитель экспериментов, мог над своим фантомом при жизни вивисекцией заниматься, не рассматривая его как сексуальный стимул. Для океана важно было нащупать какую-либо "трещину" в структуре человеческой личности и использовать ее в своем моделировании.
МИР, ДРУЖБА, ЖУВАЧКА!!!
Просто, психоанализ сексуальности старины Фрейда не есть единственная и неоспоримая догма при осмыслении чего либо...
>>СноваЯ
sic! никакой насмешки, просто излишняя живость ума, которая и тебе свойственна. Например - в твоих представлениях о будущем человечества.
По сути я уже сказал. Мой друг Роммель сослался на имя Фрейда - дак в психоанализе есть ЛИБИДО - то, о чем говорил ты, и СУПЕРЭГО - совесть, о чем говорю я. Кто из нас правее - дело индивидуального восприятия.
Что касается конкретики, то Сарториус, как любитель экспериментов, мог над своим фантомом при жизни вивисекцией заниматься, не рассматривая его как сексуальный стимул. Для океана важно было нащупать какую-либо "трещину" в структуре человеческой личности и использовать ее в своем моделировании.
МИР, ДРУЖБА, ЖУВАЧКА!!!
DELETED
Акула пера
3/29/2005, 1:39:30 AM
Ага, попались!
Я намеренно строго отреагировал: вот такое я г...
По-поводу фантомов: я исходил из того, что у человека в подсознании сильнее всего закрепляется его сексуальный опыт. Или, по крайней мере, наравне с чувством вины.
Я намеренно строго отреагировал: вот такое я г...
По-поводу фантомов: я исходил из того, что у человека в подсознании сильнее всего закрепляется его сексуальный опыт. Или, по крайней мере, наравне с чувством вины.
fon Rommel
Мастер
3/29/2005, 5:59:07 PM
Конечно, куда бы ты делся, ведь тебя намеренно на это признание спровоцировали, чтобы все знали твою истинную сущность...
А, если серьезно, то Лем, ведь, - не только "Солярис". Одни "Дневники Йона Тихого" чего стоят! Смеялся, помнится, до слез, особенно, когда он через гравитационные вихри ходил и бил сам себя палкой по лбу... Кстати, тогда манерой изложения Лем, очень живо, напомнил мне Чехова.
А, если серьезно, то Лем, ведь, - не только "Солярис". Одни "Дневники Йона Тихого" чего стоят! Смеялся, помнится, до слез, особенно, когда он через гравитационные вихри ходил и бил сам себя палкой по лбу... Кстати, тогда манерой изложения Лем, очень живо, напомнил мне Чехова.
DELETED
Акула пера
3/29/2005, 10:24:29 PM
Слушай, fon Rommel, а ведь ты прав! Я об этом не задумывался... По простоте и логичности точно Чехов.
fon Rommel
Мастер
3/30/2005, 10:10:56 PM
Н-да-а... Жаль, что людей, имеющих мнение по поводу творчества Станислава Лема, на целом форуме набралось всего шесть человек....
avtor
Мастер
3/31/2005, 10:29:42 PM
Я буду седьмым...))
Обожаю Лема, но не перечитываю. Он печален, как всякий великий.
Как печален часто Бредбери, Эллисон, Фармер...
Кстати, кому интересно, можете прочесть у Александра Меня оригинальное теологическое, скажем так, мнение, относительно Лема, и "Соляриса" в частности. Вдаваться не буду, цимес мысли Меня в том, что человек замахивается на божье, пытаясь повторить и воссоздать себя...
И ничего хорошего, кроме безумия, из этого не выходит. Океан - лишь инструмент, а фантомов создает наш мозг. ( Это мнение глубокоуважаемого мной покойного А.Меня) .
Обожаю Лема, но не перечитываю. Он печален, как всякий великий.
Как печален часто Бредбери, Эллисон, Фармер...
Кстати, кому интересно, можете прочесть у Александра Меня оригинальное теологическое, скажем так, мнение, относительно Лема, и "Соляриса" в частности. Вдаваться не буду, цимес мысли Меня в том, что человек замахивается на божье, пытаясь повторить и воссоздать себя...
И ничего хорошего, кроме безумия, из этого не выходит. Океан - лишь инструмент, а фантомов создает наш мозг. ( Это мнение глубокоуважаемого мной покойного А.Меня) .
fon Rommel
Мастер
3/31/2005, 10:52:25 PM
Безусловно, семь, почти всегда, лучше, чем шесть!
Действительно, по поводу печальности - в точку. "Многия знания умножают печаль ихнюю", так, кажется, у Эклезиаста... Лем в "Солярисе" протвопоставил мнимое величие человечества его ничтожности в сравнении с мирозданием. Там Снаут говорит, не дословная цитата, конечно: "Мы вышли в космос, достигли других звезд и притащили за собой немытую посуду и туалеты". Самое интересное, что это написал, по образованию, врач...
Действительно, по поводу печальности - в точку. "Многия знания умножают печаль ихнюю", так, кажется, у Эклезиаста... Лем в "Солярисе" протвопоставил мнимое величие человечества его ничтожности в сравнении с мирозданием. Там Снаут говорит, не дословная цитата, конечно: "Мы вышли в космос, достигли других звезд и притащили за собой немытую посуду и туалеты". Самое интересное, что это написал, по образованию, врач...