СОВЕСТЬ

закройщик
3/4/2006, 2:55:11 PM
В принципе вопрос, я надеюсь, понятен.

Для одних совесть - это аккумулированное понятие того общества, в котором мы обитаем, для других - это голос Всевышнего, говорящий в нас...

кто прав?
М.В.
3/4/2006, 5:33:16 PM
о...да эту тему на взрослый надо.

я думаю совесть сидит внутри каждого и общество тут совсем не при чем
голос Всевышнего..... не знаю, скорее всего привычка, уровень воспитания.
закройщик
3/4/2006, 5:47:46 PM
а чем она формируется? не обществом ли?
М.В.
3/4/2006, 5:53:48 PM
ну знаешь....кому-то родители скажут : воровать нельзя, врать нельзя, это не хорошо, надо думать о других, быть добрым.


а кого-то так воспитывают : ты самый главный и делай все, чтоб тебе было хорошо. И плевать на всех остальных.
закройщик
3/4/2006, 5:58:04 PM
так значит всетаки общество??
М.В.
3/4/2006, 6:56:30 PM
общество семьи влиет, да
но совестливый человек будет или нет - лишь от него зависит
закройщик
3/4/2006, 8:26:13 PM
по большому счету, от человека зависит все абсолютно. Нередко приходится слышать фразу "Совести у тебя нет", а у кого она есть? Кто может реально сказать "У меня есть совесть", и при этом никто ему не возразит?
umka8-0
3/6/2006, 11:11:15 PM
(закройщик @ 04.03.2006 - время: 17:26) по большому счету, от человека зависит все абсолютно. Нередко приходится слышать фразу "Совести у тебя нет", а у кого она есть? Кто может реально сказать "У меня есть совесть", и при этом никто ему не возразит?
Совесть - это когда ты хочешь сделать безрассудный поступок, но не можешь......стыдно.....или ответственность за близких имеется.........
У меня она есть........совесть.........и мне иногда с ней трудно ужиться........
КНЯЖНА
3/7/2006, 2:31:55 AM
Совесть - одно из качеств воспетых религией... И опять же стоит углубиться в возникновение норм, как правил поведения, ибо изначально руководствующем началом были нормы морали, основанные на различных верованиях... Если же обратиться к теории в общем, то совесть - это определеные индивидуальные характеристики, которые приобретает человек в процессе его социализации в обществе. Таким образом, существуют общепринятые тенденции (меры ценностей и взглядов), правила поведения выработанные в конкретном обществе и "обязательные" к исполнению. В общем и целом, индивид в процессе социализации, произростания в обществе, приобретает меру ценностей данного общества, и соответственно на индивидуальном уровне происходит оценке тех или иных явлений на основе заложенных знаний. "За нарушение определенного правила, предусматривается наказание" - один из тезисов воспитания, дабы выработать внутренний сдерживающий элемент, под страхом наказания и осуждения. Достигая зрелости, индивид производит оценку автоматически.
КНЯЖНА
3/7/2006, 3:08:45 AM
Общее понятие "совесть", можно рассматривать с различных позиций, как с религиозной, обоснованной на нормах морали, так и с теоретической - отдаляясь от религии, однако все крайне взаимосвязано, т.к. в сущности нормы морали происходят от обычных норм, как определенный подвид, общих правил поведения.
ВедьмАчка
3/7/2006, 3:11:01 AM
(закройщик @ 04.03.2006 - время: 17:26) Кто может реально сказать "У меня есть совесть", и при этом никто ему не возразит?
Ну я могу! Вот у меня есть совесть angel_hypocrite.gif но она настолько чиста и прозрачна, что окружающим практически не видна...
КНЯЖНА
3/7/2006, 3:32:16 AM
И еще раз подчеркиваю, что данный вопрос рассматривается с разных позиций: религиозной и общетеоретической. В отношении религиозной точки зрения, то нормы морали, в сущности своей происходят из различного рода верований. Однако, это не значит, что не было правил поведения вообще как таковых, нормы морали являются определенным подвидом общих, обычных норм, как правил поведения. Но в рассматриваемом нами аспекте - совесть, и учитывая правила поведения в сообществе гоминидов, мы можем говорить о примитивном уровне наличия правил поведения, как определенных норм регуляции, независимо от религии, таким образом мы возвращаемся к общетеоретической точки зрения, а именно к тем ценностям, которое выработало сообщество на определенном уровне развития и религиозность, как таковая, является лишь дополнительным звеном к общей выработке общественных ценностей, представляя собой некий сдерживающий элемент.
188
3/7/2006, 4:43:39 AM
(КНЯЖНА @ 07.03.2006 - время: 00:32)И еще раз подчеркиваю, что данный вопрос рассматривается с разных позиций: религиозной и общетеоретической.
Что такое общая теория права - знаю, что такое общая теория относительности... более или менее, но представляю. А что такое общая теория применительно к морали и нравственности понятно не совсем no_1.gif.
Но даже более меня заинтересовало следующее:
.... совесть - это определеные индивидуальные характеристики, которые приобретает человек в процессе его социализации в обществе.Таким образом, существуют общепринятые тенденции (меры ценностей и взглядов), правила поведения выработанные в конкретном обществе и "обязательные" к исполнению. .... индивид в процессе социализации....приобретает меру ценностей данного общества, и соответственно на индивидуальном уровне происходит оценке тех или иных явлений на основе заложенных знаний. "За нарушение определенного правила, предусматривается наказание" - один из тезисов воспитания, дабы выработать внутренний сдерживающий элемент, под страхом наказания и осуждения. Достигая зрелости, индивид производит оценку автоматически.

В общем, не очень понятно... Так совесть, по-вашему, воспитанный обществом сдерживающий элемент, форма страха перед наказанием и осуждением? И, оказавшись по каким-то причинам вне общества, индивид будет склонен становиться ..."бессовестным"? Мне кажется, в основе чувства, называемого нами совестью, лежит, все-таки, целесообразность. Я совершенно согласен с Funny Childом в том, что это те правила поведения и решения конфликтов, которые выработались за миллионы лет эволюции и обеспечили выживание нашего вида. Это не сдерживающий элемент, а индикатор правильности поведения...
Поясню - даже вне присутствия в сознании индивида ограничивающего и/или руководящего начала - закона, бога, внешней силы - совестливый=разумный человек не ударит ближнего (родственника, соплеменника, партнера), ибо это нанесет вред отношениям, позволяющим достигать цели, ради которых, собственно, люди и объединяются в группы. В отсутствие родственников, соплеменников, партнеров так же нецелесообразно (читай - бессовестно) згрязнять окружающую среду, уничтожать без нужды животных... и т.д. и т.п.
Природу такого психологического феномена, как совесть, ИМХО, великолепно иллюстрирует народная мудрость "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться".
Эрэктус
3/7/2006, 5:15:30 AM
Совесть...
Вот что я нашел:

СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Ну, это более-менее известно и понятно, а вот другой вариант, над которым стоит задуматься...

СОВЕСТЬ - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно-исторической точки зрения идея и понятие совесть складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается автономной. В качестве нравственного регулятива она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей.
В наиболее общем плане в моральной философии совесть трактуется как "внутренний голос"; различия касаются понимания источника этого "голоса", который воспринимается как не зависимый от "Я" человека или как голос его сокровенного "Я", или как "другое Я".

С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести.
1. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека; будучи совестливым, человек независим от внешнего давления.
2. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как "голос иного"; "устами совести" как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина.
С различиями этих установок сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека.
Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстаёт предостерегающей, критичной, судящей. Как позитивная совесть предстаёт ещё и побуждающей к заботе и "решимости" (М. Хайдеггер). Усмотрением же совесть в качестве голоса Бога предопределено понимание её как призыва к совершенству; соответственно, совестность осознаётся человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности.
Выражение "чистая совесть " в обычной речи обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идёт о достоинстве.
Выражение "свобода совести" обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни. В узком и более распространённом смысле "свобода совести" означает свободу вероисповедания. В моральном же смысле совесть не может быть иной, как свободной.
Lakrua
3/7/2006, 7:31:34 AM
а чем она формируется? не обществом ли?
Та думаю воспитанием наверное. Меня раньше всегда удивляло что отец кидал моетки в ( если кто помнит были таки) автоматический кондуктор и выкручивал нужное колличество билетов. Хотя можно было и бесплатно проехать и просто открутить себе нужное количество билетов.
Приучил меня таки, кстати.
Как говорят? - Поступай по совести.
Т.е поступай так, что бы не противоречить своим моральным принципам... Другими словами поступай так как бы поступил с другим (перефразируя мой корявый русский можно наверное сказать - не делай того, что сам себе не желаеш, ну или как то так.)
Совесть лучший контролер.
Как там у героя "Брата"?

- в чем сила брат?

Правда она же собственно по совести формируеться. Есть у каждого какие то понятия о справедливости(обще человеческие прежде всего. Я не беру различные религии и тем болие культы) от сюда правельно/не правельно т.е справедливо или нет.
Стало быть поступая "по совести" поступаю правельно. Поступаю справедливо.


p.s
иногда хорошо идти по "пути" ЗЛА



закройщик
3/7/2006, 10:53:11 AM
(188 @ 07.03.2006 - время: 01:43)
Поясню - даже вне присутствия в сознании индивида ограничивающего и/или руководящего начала - закона, бога, внешней силы - совестливый=разумный человек не ударит ближнего (родственника, соплеменника, партнера), ибо это нанесет вред отношениям, позволяющим достигать цели, ради которых, собственно, люди и объединяются в группы. В отсутствие родственников, соплеменников, партнеров так же нецелесообразно (читай - бессовестно) згрязнять окружающую среду, уничтожать без нужды животных... и т.д. и т.п.
Природу такого психологического феномена, как совесть, ИМХО, великолепно иллюстрирует народная мудрость "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться".
Думаю, что здесь не обязательно должна присутствовать совесть, ведь есть такие благие понятия, как ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ и АККУРАТНОСТЬ, которые тоже являются, от части, фактором влияющим на представления общества о совести.

При этом здравый смысл и аккуратность можно поместить в рамки, в то время как совесть - это аккумулятивное понятие, можно даже сказать, что субъективное.
КНЯЖНА
3/7/2006, 8:57:38 PM
(188 @ 07.03.2006 - время: 01:43) В общем, не очень понятно... Так совесть, по-вашему, воспитанный обществом сдерживающий элемент, форма страха перед наказанием и осуждением? И, оказавшись по каким-то причинам вне общества, индивид будет склонен становиться ..."бессовестным"?...
Это не сдерживающий элемент, а индикатор правильности поведения...
Поясню - даже вне присутствия в сознании индивида ограничивающего и/или руководящего начала - закона, бога, внешней силы - совестливый=разумный человек не ударит ближнего (родственника, соплеменника, партнера), ибо это нанесет вред отношениям, позволяющим достигать цели, ради которых, собственно, люди и объединяются в группы.... "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться".
Сдерживающий элемент суть тот же "индикатор правильности поведения" в оценке негативных и положительных явлений, дабы не навредить сообществу и цели объединения.
Конформизм - удачный компромисс, в данной дисскусии, как следование образцу, обладающему наибольшей силой давления, каковыми есть как мнение большинства, так и авторитет и традиции.
Эрт
3/8/2006, 5:30:13 PM
Согласен с теми, кто считает совесть "индикатором правильности поведения". Её появление с религией никак не соотношу. Религия регламентирует взаимоотношения человека с невидимым высшим миром, а совесть связана всё-таки к отношениям между людьми.
Она формируется в раннем возрасте под воздействием социальных установок, хотя возможно также и за счёт неких вещей, заложенных на генном уровне.
Аллегорически совесть можно сравнить с голосом, которым подсознание говорит с сознанием...
дядя СЭМ
3/9/2006, 12:11:13 AM
совесть чистое изобретение общества
впрочем как и многие изобретения людей неидеальны...
***
слушать совесть не нужно нужно её наблюдать и делать соответсвующие выводы...
закройщик
3/9/2006, 12:39:07 AM
(дядя СЭМ @ 08.03.2006 - время: 21:11)
***
слушать совесть не нужно нужно её наблюдать и делать соответсвующие выводы...
в смысле??? не стоит слушать? Если совесть - это общественно необходимый коммуникативный элемент сути человека, то считаться все же с ней нужно, я так думаю.