Ой как же упустил такой классный повод перевести диалог на свое поле
То есть как это в первой половине 20-го века не было современного понимания прав человека? Еще как были. Да идеи социального государства еще не получили такого развития (правда смотря где - в Германии система социальных гарантий существовала со времен Бисмарка), но они в принципе нас и не интересуют. В данном случае главная роль у неотъемлимых прав, т.н. прав первого поколения (право на жизнь, свободу, собственность) которыми с т.з. либеральной теории права обладает каждый несмотря на гражданство. Вот взгляды на эти права очень мало изменились с тех пор. Повторюсь - идеи социального государства, т.е. защита граждан от разнообразных напастей добавили ряд новых прав (право на труд, на отдых и т.д.) и несколько видоизменили содержание прав первого поколения (теперь право на жизнь включает не только негативный запрет на необоснованное лишение жизни, но и позитивную обязанность оберегать эту жизнь). Но вот общая идеология в части негативных запретов с тех пор не изменилась вообще. Она несколько углубилась кое-где, а местами и помелела. Но принципы остались прежними.
И не надо рассказывать, что это там, на западе. А у нас все тогда было совсем по другому. Такого всплеска либеральной теории, как перед революцией в России больше на было. Все эти пост-перестроечные псевдолибералы с кафедр марксизма-ленинзма и в подметки не годятся Новгородцеву с Шершеневичем. Так что и идеи были в то время и оценка сталинских репрессий с т.з. права на справедливый суд, жизнь, свободу, защиту от пыток вполне адекватен тому времени. Я ж не Ивана Грозного с вами обсуждаю и не Петра Первого, а вполне близкого нам по времени диктатора.