РЕЛИГИЯ: что это такое?
DELETED
Акула пера
5/10/2005, 2:13:01 AM
Мне кажется, наше обсуждение духовно-религиозных тем станет более содержательным, если мы, прежде всего, попытаемся найти общее или хотя бы приемлемое для большинства определение того, что такое религия.
Что мы понимаем под этим словом? Какое значение в него вкладываем? Какую роль отводим религии в жизни людей и общества?
Что мы понимаем под этим словом? Какое значение в него вкладываем? Какую роль отводим религии в жизни людей и общества?
DELETED
Акула пера
5/11/2005, 10:32:48 PM
Можно начать с того, что как бы не говорили, но все религии едимы!
Не важно, какое ими носит бог. Главное, что он один на всех.
К примеру: В мусульманстве, есть писание. Что-то вроде: Да послал Аллах на спасение душ грешных пророков Мэне и Ису. Вам это не чего не напоминает?
Мэне – Моисей
Ису – Иисус
Так почему мы пытаемся всех поделить? Возможно, это всё пошло с «Вавилонской башни».
Когда все люди были поделены, На языки, религии, расы и непонимания.
Не важно, какое ими носит бог. Главное, что он один на всех.
К примеру: В мусульманстве, есть писание. Что-то вроде: Да послал Аллах на спасение душ грешных пророков Мэне и Ису. Вам это не чего не напоминает?
Мэне – Моисей
Ису – Иисус
Так почему мы пытаемся всех поделить? Возможно, это всё пошло с «Вавилонской башни».
Когда все люди были поделены, На языки, религии, расы и непонимания.
Парамарибас
Новичок
5/26/2005, 7:24:57 AM
Вот энциклопедическое определение, от которого, наверное, нужно "танцевать":
РЕЛИГИЯ (от лат. religio набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
STAN
Новичок
5/26/2005, 5:21:04 PM
Предлагаю не путать религию с церковью. Всякие там конфессии борятся только за влияние, власть, деньги...может ещё за что, но только не за веру. Я больше склоняюсь поставить равенство между религией и верой (только вера в самого себя - это считаю бредом, непониманием вопроса; или это мания величия, тогда - к врачу. Можно полагаться на свои силы, а не отдаваться в руки судьбы, бога, высших сил...Но верой это никак не назвать).
DELETED
Акула пера
5/26/2005, 6:02:10 PM
Но ведь вера - это очень хрупкая вещь. Если человек верит, то ему необходимо оправдание своей веры, опора. Человек не сможет верить искренне, если не будет знать о прямом причастности к тому в кого или во что он верит. Ему всегда нужен ответ на свой вопрос. Если он его не получает, то вера его может пошатнуться или иссякнуть вовсе!
Lem0nti
Специалист
5/27/2005, 4:34:55 AM
Ах какое слова... Зачитался... Чуть было не задумался о великом...
Прошу прощения за кощунство, однако давайте посмотрим в лицо истине. Вопрос о религии есть вопрос о власти. Конечно, всегда есть моральное ядро, которое даёт возможность идее оправдывать своё существование. Но как ни крути - религия сама по себе из-за властного момента несёт суть запрещающих и ограничивающих моментов. Таким образом, в религиозно-одиозных идеях и их толкованиях мы наблюдаем только ограничения... Уже слышу, заочно слышу фразы типа: "ты куда влез идиот" или "атеистам здесь не место", а то и "не по теме жжош"... Давайте, под лёд меня... Но перед этим посчитаем чего больше - запретов на аморальные действия или запретов на что-либо что приносит удовольствие. Арифметика проста.... Я теперь не то, чтобы атеист, верю в то, что что-то существует, но это что-то уж явно не такое как описывают его религии.
Прошу прощения за кощунство, однако давайте посмотрим в лицо истине. Вопрос о религии есть вопрос о власти. Конечно, всегда есть моральное ядро, которое даёт возможность идее оправдывать своё существование. Но как ни крути - религия сама по себе из-за властного момента несёт суть запрещающих и ограничивающих моментов. Таким образом, в религиозно-одиозных идеях и их толкованиях мы наблюдаем только ограничения... Уже слышу, заочно слышу фразы типа: "ты куда влез идиот" или "атеистам здесь не место", а то и "не по теме жжош"... Давайте, под лёд меня... Но перед этим посчитаем чего больше - запретов на аморальные действия или запретов на что-либо что приносит удовольствие. Арифметика проста.... Я теперь не то, чтобы атеист, верю в то, что что-то существует, но это что-то уж явно не такое как описывают его религии.
DELETED
Акула пера
5/27/2005, 12:44:04 PM
(Lem0nti @ 27.05.2005 - время: 00:34) Уже слышу, заочно слышу фразы типа: "ты куда влез идиот" или "атеистам здесь не место", а то и "не по теме жжош"... Давайте, под лёд меня...
Ну что ты, никого под лед пихать мы не будем
Вопрос о религии есть вопрос о власти. Конечно, всегда есть моральное ядро, которое даёт возможность идее оправдывать своё существование. Но как ни крути - религия сама по себе из-за властного момента несёт суть запрещающих и ограничивающих моментов. Таким образом, в религиозно-одиозных идеях и их толкованиях мы наблюдаем только ограничения...
Ну, еще в средние века было сказано, что религия - лучшая политика. К сожалению, это свидетельствует о том, что практика церковной жизни затмевает изначальную суть вопроса. Для многих служителей культа религия действительно становится способом достижения власти, влияния, социального престижа; для многих мирян формально-обрядовая сторона затмевает сторону духовную. Так было во времена Будды в Индии, во времена Иисуса в Израиле. Но всё-таки, не священники стоят в основании религий, а великие просветленные личности. Как бы не искажалось впоследствии их учение, как бы не толковались превратно их взгляды, но тот, кто ищет, всегда может найди драгоценную жемчужину Истины в навозной куче вымысла.
Я теперь не то, чтобы атеист, верю в то, что что-то существует, но это что-то уж явно не такое как описывают его религии.
Ты знаешь, опять-таки те описания, которые дает церковь, чаще всего не основаны на первоисточниках. Я уже говорил т форуме "Атеизм", что нигде в Библии не сказано, что земля плоская и стоит на трех китах, или что она не вращается вокруг Солнца; но эти взгляды стали чуть ли не священными догматами христианской церкви в "темные" века! За несогласие с ними могли убить! То же касается и Бога: нигде в Библии нет четкой концепции или описания Всевышнего. Я бы сказал, что в Библии вообще нет никакой единой концепции или учения: это собрание книг, написаных в разное время разными людьми, из которых умные и красноречивые богословы "лепят" свои теории, ловко сшивая цитаты и подбирая образы.
Вся проблема в том, что религиозный опыт, как и духовное озарение, духовное видение, могут быть только личными, в противном случае они станут слепой верой. Но большинство верующих мирян, да, я думаю, и современных священников, не имели личного духовного опыта и, тем более, озарения. Они верят в Писание, в догматы, в авторитетные мнения "святых отцов"... А это не есть подлинная религия.
Ну что ты, никого под лед пихать мы не будем
Вопрос о религии есть вопрос о власти. Конечно, всегда есть моральное ядро, которое даёт возможность идее оправдывать своё существование. Но как ни крути - религия сама по себе из-за властного момента несёт суть запрещающих и ограничивающих моментов. Таким образом, в религиозно-одиозных идеях и их толкованиях мы наблюдаем только ограничения...
Ну, еще в средние века было сказано, что религия - лучшая политика. К сожалению, это свидетельствует о том, что практика церковной жизни затмевает изначальную суть вопроса. Для многих служителей культа религия действительно становится способом достижения власти, влияния, социального престижа; для многих мирян формально-обрядовая сторона затмевает сторону духовную. Так было во времена Будды в Индии, во времена Иисуса в Израиле. Но всё-таки, не священники стоят в основании религий, а великие просветленные личности. Как бы не искажалось впоследствии их учение, как бы не толковались превратно их взгляды, но тот, кто ищет, всегда может найди драгоценную жемчужину Истины в навозной куче вымысла.
Я теперь не то, чтобы атеист, верю в то, что что-то существует, но это что-то уж явно не такое как описывают его религии.
Ты знаешь, опять-таки те описания, которые дает церковь, чаще всего не основаны на первоисточниках. Я уже говорил т форуме "Атеизм", что нигде в Библии не сказано, что земля плоская и стоит на трех китах, или что она не вращается вокруг Солнца; но эти взгляды стали чуть ли не священными догматами христианской церкви в "темные" века! За несогласие с ними могли убить! То же касается и Бога: нигде в Библии нет четкой концепции или описания Всевышнего. Я бы сказал, что в Библии вообще нет никакой единой концепции или учения: это собрание книг, написаных в разное время разными людьми, из которых умные и красноречивые богословы "лепят" свои теории, ловко сшивая цитаты и подбирая образы.
Вся проблема в том, что религиозный опыт, как и духовное озарение, духовное видение, могут быть только личными, в противном случае они станут слепой верой. Но большинство верующих мирян, да, я думаю, и современных священников, не имели личного духовного опыта и, тем более, озарения. Они верят в Писание, в догматы, в авторитетные мнения "святых отцов"... А это не есть подлинная религия.
Lem0nti
Специалист
5/28/2005, 2:53:31 AM
великие просветленные личностиОтвет неверный, потому что ЭТО нам известно из самих этих божественных книг.
нигде в Библии не сказано, что земля плоская и стоит на трех китахБуга-га-га... Кстати - нигде в библии не сказано что человек о двух ногах... Не смеши - как можно спорить о предмете, если руководствоваться только источниками, почерпнутыми собсно из самого предмета.
А первоисточники, о которых ты говоришь, опять же суть - священные писания, или что-то под другим названием, но кажись соль я передал.
Давай, так сказать, по честному... А то проиграешь спор 100%.
нигде в Библии не сказано, что земля плоская и стоит на трех китахБуга-га-га... Кстати - нигде в библии не сказано что человек о двух ногах... Не смеши - как можно спорить о предмете, если руководствоваться только источниками, почерпнутыми собсно из самого предмета.
А первоисточники, о которых ты говоришь, опять же суть - священные писания, или что-то под другим названием, но кажись соль я передал.
Давай, так сказать, по честному... А то проиграешь спор 100%.
PostVal
Новичок
11/17/2006, 11:23:01 PM
Первое, что хочу сказать, единого определения религии, до сих пор не удалось составить, каждое в чём то неполно. У всех классиков религиоведения имелось своё определение религии. И сейчас, определение религии - острещий вопрос религиоведения. Попыток было сделанно очень много, но в каждом варианте чего то не хватает.
Walter
Мастер
12/6/2006, 4:30:22 PM
РЕЛИГИЯ: что это такое?
Внешняя вера в Бога.
Внешняя вера в Бога.
megrez
Мастер
12/6/2006, 10:30:37 PM
(Lem0nti @ 27.05.2005 - время: 21:53) ЭТО нам известно из самих этих божественных книг.
Суть не в реальном существовании этой личности. А как раз в образе, выписанном в божественных книгах. Даже не в образе, а в идее.
Суть не в реальном существовании этой личности. А как раз в образе, выписанном в божественных книгах. Даже не в образе, а в идее.
VIP
Shishat
Мастер
12/7/2006, 11:04:25 AM
Религия - это смерть веры, задавленной внешней атрибутикой, ханжеством и двуличием.
Эта форма для объединения была необходима на определённом этапе человеческого общества, но не сейчас.
Эта форма для объединения была необходима на определённом этапе человеческого общества, но не сейчас.
Мы спим
PostVal
Новичок
1/4/2007, 3:14:57 AM
Вот, собрал в кучу некоторые определения религии религиоведами и не только:
Основу религии составляет чувство зависимости
человека; в первоначальном смысле природа и
есть предмет этого чувства зависимости, то, от
чего человек зависит и чувствует себя зависимым. (Л.Фейербах)
Религия есть единая система веры и деятельности в отношении к священным предметам, то есть вещам обособленным и запретным, веры и действий, которые объединяют в одно сообщество, называемое Церковью, всех, кто их придержива-ется. (Э.Дюркгейм)
Религия — это социальное явление, по своей сущности она представляет собой:
• необходимый продукт в конечном счете исторически определенного экономического базиса;
• «верхнюю» часть социальной надстройки некоторых общественно-политических формаций;
• форму отчуждения человеческой сущности;
• иллюзорное выражение действительных об-
щественных отношений;
• фантастическое отражение сил, господствующих над людьми в повседневной жизни.
...Религия представляет собой целостность, состоящую из следующих элементов:
1) религиозное сознание;
2) религиозная деятельность;
3) религиозные отношения;
4) религиозные институты и организации. (И.Н. Яблоков)
...религия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — как познавательный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их. Этим я вовсе не хочу сказать, будто религия просто-на-просто сводится к «функциям» и «дисфункциям»...Религия имеет дело не столько с опытом конкретных пределов, сколько с предельностью вообще.Религия основывается на рефлексирующем опыте второго порядка, более общем и отвлеченном, чем конкретно чувственный опыт. Рефлексирующий характер религии, даже самой примитивной, затемняется тенденцией к конкретной символизации и антропоморфизму, которые являются естественными спутниками сильного чув-
ства. ...мы постепенно подходили к определению
религии как совокупности символических форм,
соотносящих человека с конечными условиями
его существования. (Р. Белла)
...истинную сущность любой религии составляет
именно мистериальное, и там, где во главе культа,
как и во главе вообще жизни, стоит женщина, как
раз мистерия будет окружена особой заботой и
предпочтением. Залогом того — ее естественная
природа, которая неразрывно соединяет чувственное и сверхчувственное, и ее тесное родство с
природной жизнью — жизнью живой плоти, вечное умирание которой пробуждает глубокую боль,
а с ней —прежде всего потребность в утешении
и возвышенную надежду... (И. Бахофен)
Сущность религии составляет целостное переживание своей связи с Богом, живое чувство зависимости индивида от высших сил. (Ф. Шлейермахер)
...обряды и обычаи были, строго говоря, сущностью древних религий. Религия в первобытные времена была не системой верований и практических
приложений к ним: это была совокупность строго
фиксированных традиционных обрядов, которые
каждый член общины считал обязательным для
себя. Люди не были бы людьми, если бы они согласились делать что-либо, не имея для этого оснований в древней религии, таким основанием была не
первоначально сформулированная доктрина, а
практика, предшествующая доктрине, ...религиозные институты древнее религиозных теорий. Для нас, живущих сегодня, религия — это прежде все-
го личное убеждение и осознанная вера, но для
древних она была частью общественной жизни и
сводилась к установленным формам... (У. Робертсон-Смит)
Основу религии составляет чувство зависимости
человека; в первоначальном смысле природа и
есть предмет этого чувства зависимости, то, от
чего человек зависит и чувствует себя зависимым. (Л.Фейербах)
Религия есть единая система веры и деятельности в отношении к священным предметам, то есть вещам обособленным и запретным, веры и действий, которые объединяют в одно сообщество, называемое Церковью, всех, кто их придержива-ется. (Э.Дюркгейм)
Религия — это социальное явление, по своей сущности она представляет собой:
• необходимый продукт в конечном счете исторически определенного экономического базиса;
• «верхнюю» часть социальной надстройки некоторых общественно-политических формаций;
• форму отчуждения человеческой сущности;
• иллюзорное выражение действительных об-
щественных отношений;
• фантастическое отражение сил, господствующих над людьми в повседневной жизни.
...Религия представляет собой целостность, состоящую из следующих элементов:
1) религиозное сознание;
2) религиозная деятельность;
3) религиозные отношения;
4) религиозные институты и организации. (И.Н. Яблоков)
...религия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — как познавательный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их. Этим я вовсе не хочу сказать, будто религия просто-на-просто сводится к «функциям» и «дисфункциям»...Религия имеет дело не столько с опытом конкретных пределов, сколько с предельностью вообще.Религия основывается на рефлексирующем опыте второго порядка, более общем и отвлеченном, чем конкретно чувственный опыт. Рефлексирующий характер религии, даже самой примитивной, затемняется тенденцией к конкретной символизации и антропоморфизму, которые являются естественными спутниками сильного чув-
ства. ...мы постепенно подходили к определению
религии как совокупности символических форм,
соотносящих человека с конечными условиями
его существования. (Р. Белла)
...истинную сущность любой религии составляет
именно мистериальное, и там, где во главе культа,
как и во главе вообще жизни, стоит женщина, как
раз мистерия будет окружена особой заботой и
предпочтением. Залогом того — ее естественная
природа, которая неразрывно соединяет чувственное и сверхчувственное, и ее тесное родство с
природной жизнью — жизнью живой плоти, вечное умирание которой пробуждает глубокую боль,
а с ней —прежде всего потребность в утешении
и возвышенную надежду... (И. Бахофен)
Сущность религии составляет целостное переживание своей связи с Богом, живое чувство зависимости индивида от высших сил. (Ф. Шлейермахер)
...обряды и обычаи были, строго говоря, сущностью древних религий. Религия в первобытные времена была не системой верований и практических
приложений к ним: это была совокупность строго
фиксированных традиционных обрядов, которые
каждый член общины считал обязательным для
себя. Люди не были бы людьми, если бы они согласились делать что-либо, не имея для этого оснований в древней религии, таким основанием была не
первоначально сформулированная доктрина, а
практика, предшествующая доктрине, ...религиозные институты древнее религиозных теорий. Для нас, живущих сегодня, религия — это прежде все-
го личное убеждение и осознанная вера, но для
древних она была частью общественной жизни и
сводилась к установленным формам... (У. Робертсон-Смит)
Пьяный перец
Любитель
10/15/2007, 10:00:33 PM
(STAN @ 26.05.2005 - время: 13:21) Предлагаю не путать религию с церковью. Всякие там конфессии борятся только за влияние, власть, деньги...может ещё за что, но только не за веру. Я больше склоняюсь поставить равенство между религией и верой (только вера в самого себя - это считаю бредом, непониманием вопроса; или это мания величия, тогда - к врачу. Можно полагаться на свои силы, а не отдаваться в руки судьбы, бога, высших сил...Но верой это никак не назвать).
Религия не возможна без служителей культа.
Религия не возможна без служителей культа.
Хуаниttа traхх de Kончиtta
Грандмастер
5/6/2008, 1:02:22 AM
Религия - это нечто всеобъемлющее (у каждой - своя направленность, идеология и постулаты), что печатным словом и традициями - несёт верующему знание и веру. Религия - это разговор с Богом, познание, успокоение, дар, стимул, пророчество, послание свыше, клубок, ведущий к истине и т.д., для каждого - своё ...
Arhondula
Специалист
1/26/2009, 8:02:25 PM
На мой взгляд, религия (в отрыве от своих конкретно-исторических форм, если позволите) - наиболее адекватная форма самовопрошания человека.
Уважаемый PostVal, классики религиоведения, главным образом, рассматривали политеистические формы религии. У постклассиков религиоведения возник вопрос о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать. К вашей куче я бы добавила Фейербаха и Канта. Так, до кучи.
Уважаемый PostVal, классики религиоведения, главным образом, рассматривали политеистические формы религии. У постклассиков религиоведения возник вопрос о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать. К вашей куче я бы добавила Фейербаха и Канта. Так, до кучи.
ValentinaValentine
Грандмастер
1/27/2009, 7:02:26 AM
(Arhondula @ 26.01.2009 - время: 17:02) На мой взгляд, религия (в отрыве от своих конкретно-исторических форм, если позволите) - наиболее адекватная форма самовопрошания человека.
Поясните пожалуйста, такое форма самовопрошания человека?Это разговор с совестью?С внутренним голосом?...? Уважаемый PostVal, классики религиоведения, главным образом, рассматривали политеистические формы религии. У постклассиков религиоведения возник вопрос о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать.Только дьяволопоклонничеством! А религия - это возвышенное поклонение единственному ... Богу
Поясните пожалуйста, такое форма самовопрошания человека?Это разговор с совестью?С внутренним голосом?...? Уважаемый PostVal, классики религиоведения, главным образом, рассматривали политеистические формы религии. У постклассиков религиоведения возник вопрос о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать.Только дьяволопоклонничеством! А религия - это возвышенное поклонение единственному ... Богу
Arhondula
Специалист
1/27/2009, 5:57:12 PM
Уважаемая ValentinaValentine, самовопрошание - постановка вопроса о "я". К сожалению, ни совесть, ни внутренний голос, будучи имманентными человеку, на этот вопрос ответить не могут. Отсюда - потребность в религии.
Что касается второго Вашего замечания. Тут я замолкаю, потрясенная глубиной Вашей мысли. Жаль, религиоведам ее некому донести, а то, бедолаги, все ерундой занимаются.
Что касается второго Вашего замечания. Тут я замолкаю, потрясенная глубиной Вашей мысли. Жаль, религиоведам ее некому донести, а то, бедолаги, все ерундой занимаются.
ValentinaValentine
Грандмастер
1/28/2009, 4:00:08 AM
(Arhondula @ 27.01.2009 - время: 14:57) Уважаемая ValentinaValentine, самовопрошание - постановка вопроса о "я". Отсюда - потребность в религии.
Как-то ещё не поняла.Самовопрошание - это вопрос,который мы задаём себе?Если я себя спрашиваю о "я",то при чём здесь религия? К сожалению, ни совесть, ни внутренний голос, будучи имманентными человеку, на этот вопрос ответить не могут."В моём присутствии попрошу не выражаться".Употребление некоторых труднообъяснимых или малопонятных терминов не только приводит к затруднению взаимопонимания,но и маскирует ошибки.Надеюсь,Вы не хотите ошибиться,или чтобы собеседник считал,что Вы ему "мозги пудрите".Поэтому желательно выбирать более понятные слова и выражения. Что касается второго Вашего замечания. Тут я замолкаю, потрясенная глубиной Вашей мысли. Жаль, религиоведам ее некому донести, а то, бедолаги, все ерундой занимаются.Я бы никогда до этого не додумалась,без Вашего замечания. о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать.
Как-то ещё не поняла.Самовопрошание - это вопрос,который мы задаём себе?Если я себя спрашиваю о "я",то при чём здесь религия? К сожалению, ни совесть, ни внутренний голос, будучи имманентными человеку, на этот вопрос ответить не могут."В моём присутствии попрошу не выражаться".Употребление некоторых труднообъяснимых или малопонятных терминов не только приводит к затруднению взаимопонимания,но и маскирует ошибки.Надеюсь,Вы не хотите ошибиться,или чтобы собеседник считал,что Вы ему "мозги пудрите".Поэтому желательно выбирать более понятные слова и выражения. Что касается второго Вашего замечания. Тут я замолкаю, потрясенная глубиной Вашей мысли. Жаль, религиоведам ее некому донести, а то, бедолаги, все ерундой занимаются.Я бы никогда до этого не додумалась,без Вашего замечания. о том, насколько правомерно эти формы собственно религией именовать.
Resurgent
Специалист
1/28/2009, 4:25:12 AM
Религия - это средство объединения и подчинения людей. Это средство утешения слабых и подавления сильных. Это знание для ограниченных и дурман для мыслящих. Это орудие в руках властолюбцев и ловцов человеческих душ.