"Око за око"
Кончита Морталес
Мастер
12/9/2008, 9:03:33 AM
Многие слышали "Око за око, зуб за зуб"
и для большинства, эти слова Библии становились и оправданием мести обидчику и до сих пор, для многих, остаются побудительным мотивом к действию. Там же говорится о том, что толпа может побивать людей камнями.
Это Ветхий Завет, то что было до рождения Спасителя.
Как Вы понимаете эти слова?
Лично я, как ограничение, а не наоборот. То есть возмездие быть может, но равноценное и не более.
Ибо в нагорной проповеди из Евангелия (Мф. 5-7), Господь говорит о блаженстве тех, кто любит врагов и не воздает злом за зло.
И второй вопрос, такой общехристианский, должны ли следовать христиане тому, что написано в ВЗ ?
и для большинства, эти слова Библии становились и оправданием мести обидчику и до сих пор, для многих, остаются побудительным мотивом к действию. Там же говорится о том, что толпа может побивать людей камнями.
Это Ветхий Завет, то что было до рождения Спасителя.
Как Вы понимаете эти слова?
Лично я, как ограничение, а не наоборот. То есть возмездие быть может, но равноценное и не более.
Ибо в нагорной проповеди из Евангелия (Мф. 5-7), Господь говорит о блаженстве тех, кто любит врагов и не воздает злом за зло.
И второй вопрос, такой общехристианский, должны ли следовать христиане тому, что написано в ВЗ ?
rattus
Удален 12/9/2008, 10:58:03 AM
Христианство вообще-то против этого принцыпа.
"Ударили по щеке - подставь другую"
"Ударили по щеке - подставь другую"
Валя2
Акула пера
12/9/2008, 2:43:34 PM
(rattus @ 09.12.2008 - время: 07:58) Христианство вообще-то против этого принцыпа.
"Ударили по щеке - подставь другую"
Да на словах христианство якобы за прощение и смирение. А вот НА ДЕЛЕ постоянно кого-то осуждает например за то что не живут по христианским нормативным документам, призывает божью кару и просто оскорбляет сектантами, еретиками, отсупниками или даже (О УЖАС!) некими грешниками...
Причем таковое осуждение (т.е принижение других верований или атеистов) запрещено Законом о свободе совести.
А грешниками оскорбляют вообще заведомо законопослушных людей, и зарубежом уже есть судебные решения против церковников употребляющих слово "грешник" например про геев.
Так что принцип "око за око" вполне возможен но только в рамках законодательства. В религии нет способов установить когда и кого можно наказывать, карать или просто осуждать, и просто нет никаких критериев оценки того что полезно а что вредно. В одних конфессиях так трактуют тексты из библии в других этак и вообще противоположно...
А значит в светском государстве ВСЕ действующие религии ОБЯЗАНЫ использовать только принцип всепрощения. Попросту обязаны молчать и никаких чужих "грехов" не замечать, а просто самим жить по своим правилам если уж так хочется.
И когда наш местный Екатеринбургский епископ Викентий постоянно осуждает то косметику, то прически (ибо "женщин украшает смирение и послушание"), то детские танцы, то книги про Гарри Поттера ("там есть соприкосновение с дьявольской силой"), то образы Аллы Пугачевой, то пытается недопустить шоу Бориса Моисеева, то просто выступает против большинства светских праздников ибо они попадают на дни поста...
Что тут сказать- неплохо бы С СЕБЯ начать и самим церковникам стать смиренными и послушными : )) И подставлять щеки а не раздувать их!
А когда наши местные новости выглядят примерно так:
"Свердловские власти предлагают священникам делиться прибылями с продажи кагора
• Свердловские власти в очередной раз поссорились с Екатеринбургской епархией.
• Минторг области направил архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письмо, в котором посетовал на то, что приходы торгуют кагором без разрешительной документации.
• Представители Церкви напоминают о своей независимости от государства"
то пожалуй лучше церковникам и не вспоминать про "око за око" и никогда приникогда не пытаться поучать и осуждать других : ))
"Ударили по щеке - подставь другую"
Да на словах христианство якобы за прощение и смирение. А вот НА ДЕЛЕ постоянно кого-то осуждает например за то что не живут по христианским нормативным документам, призывает божью кару и просто оскорбляет сектантами, еретиками, отсупниками или даже (О УЖАС!) некими грешниками...
Причем таковое осуждение (т.е принижение других верований или атеистов) запрещено Законом о свободе совести.
А грешниками оскорбляют вообще заведомо законопослушных людей, и зарубежом уже есть судебные решения против церковников употребляющих слово "грешник" например про геев.
Так что принцип "око за око" вполне возможен но только в рамках законодательства. В религии нет способов установить когда и кого можно наказывать, карать или просто осуждать, и просто нет никаких критериев оценки того что полезно а что вредно. В одних конфессиях так трактуют тексты из библии в других этак и вообще противоположно...
А значит в светском государстве ВСЕ действующие религии ОБЯЗАНЫ использовать только принцип всепрощения. Попросту обязаны молчать и никаких чужих "грехов" не замечать, а просто самим жить по своим правилам если уж так хочется.
И когда наш местный Екатеринбургский епископ Викентий постоянно осуждает то косметику, то прически (ибо "женщин украшает смирение и послушание"), то детские танцы, то книги про Гарри Поттера ("там есть соприкосновение с дьявольской силой"), то образы Аллы Пугачевой, то пытается недопустить шоу Бориса Моисеева, то просто выступает против большинства светских праздников ибо они попадают на дни поста...
Что тут сказать- неплохо бы С СЕБЯ начать и самим церковникам стать смиренными и послушными : )) И подставлять щеки а не раздувать их!
А когда наши местные новости выглядят примерно так:
"Свердловские власти предлагают священникам делиться прибылями с продажи кагора
• Свердловские власти в очередной раз поссорились с Екатеринбургской епархией.
• Минторг области направил архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письмо, в котором посетовал на то, что приходы торгуют кагором без разрешительной документации.
• Представители Церкви напоминают о своей независимости от государства"
то пожалуй лучше церковникам и не вспоминать про "око за око" и никогда приникогда не пытаться поучать и осуждать других : ))
Пивка Бы
Специалист
12/9/2008, 2:57:10 PM
(rattus @ 09.12.2008 - время: 07:58) Христианство вообще-то против этого принцыпа.
"Ударили по щеке - подставь другую"
"Современное православние должно быть с зубами"
К. Кинчев
"Ударили по щеке - подставь другую"
"Современное православние должно быть с зубами"
К. Кинчев
Hasip
Профессионал
1/4/2009, 4:07:09 AM
Я бы сказал по другому.Каков привет,таков ответ
DELETED
Акула пера
1/4/2009, 4:55:21 AM
Кто к нам с мЯчом!... тому и по оралу!
Illusionist
Новичок
1/14/2009, 3:49:24 PM
А может этот принцип неотвращения наказания, кары за содеяннное? Совершил грех, обидел чем-то кого-то и эти слова обращены не к обиженному а к обидчику, что-то вроде этого: "Знай, жизнь такая, с тобой так же поступят!" (про то, что если осознаешь и попросишь прощения в этих словах, к сожалению, не сказано - искать сие в других догмах надобно). И красиво ляжет прицип прощения и любви к врагам, опять же.
DELETED
Акула пера
1/14/2009, 6:09:43 PM
Сначала попытаемся ответить на второй вопрос . Должны ли христиане следовать законам ВЗ ? Мнение самого ИХ по этому поводу можно понять прочитав следующие места писания :
1 . Евангелие от Марка , глава 10 , стихи со 2 по 9 вкл.
2 . Евангелие от Иоанна , глава 13 , стихи 34-35
3 . Евангелие от Матфея , глава 5 , стихи с 21 по 48 (нагорная проповедь)
Выводы предлагаю сделать каждому самостоятельно .
А теперь и первый вопрос . Кто внимательно прочитал ЕМ 5:21-48 , тот уже нашёл ответ самого ИХ ( в 38-41 стихах . )
1 . Евангелие от Марка , глава 10 , стихи со 2 по 9 вкл.
2 . Евангелие от Иоанна , глава 13 , стихи 34-35
3 . Евангелие от Матфея , глава 5 , стихи с 21 по 48 (нагорная проповедь)
Выводы предлагаю сделать каждому самостоятельно .
А теперь и первый вопрос . Кто внимательно прочитал ЕМ 5:21-48 , тот уже нашёл ответ самого ИХ ( в 38-41 стихах . )
DELETED
Акула пера
1/16/2009, 3:25:28 AM
(Кончита Морталес @ 09.12.2008 - время: 11:03) Многие слышали "Око за око, зуб за зуб"
и для большинства, эти слова Библии становились и оправданием мести обидчику и до сих пор, для многих, остаются побудительным мотивом к действию. Там же говорится о том, что толпа может побивать людей камнями.
Это Ветхий Завет, то что было до рождения Спасителя.
ВЗ это основа Торы - закона данного евреям - и ни кто его не отменял.
Иисус же принёс в жертву себя в первую очередь за евреев, а уже потом "за всех".
Лично я, как ограничение, а не наоборот. То есть возмездие быть может, но равноценное и не более.
Где чёткий критерий равноценности?
Отвлечённый пример: если тебе слепой выткнул глаз, станет ли для него потеря собственного ощутимой?
Еще момент. Незабвенный Брус Ли говаривал: Если тебя ударили по щеке - сломай ему челюсть, если тебе сломали челюсть - сломай ему руку, если тебе сломали руку - убей его. Как видишь, у каждого свои критерии справедливости, но хотел бы отметить, что Брюс это не из кровожадности сказал - это вынесено из личного опыта многочисленных уличных драк - неприкрытой квинтэссенции мотиваций поступков и стремлений.
И второй вопрос, такой общехристианский, должны ли следовать христиане тому, что написано в ВЗ ?
Нет. Это еврейский закон.
и для большинства, эти слова Библии становились и оправданием мести обидчику и до сих пор, для многих, остаются побудительным мотивом к действию. Там же говорится о том, что толпа может побивать людей камнями.
Это Ветхий Завет, то что было до рождения Спасителя.
ВЗ это основа Торы - закона данного евреям - и ни кто его не отменял.
Иисус же принёс в жертву себя в первую очередь за евреев, а уже потом "за всех".
Лично я, как ограничение, а не наоборот. То есть возмездие быть может, но равноценное и не более.
Где чёткий критерий равноценности?
Отвлечённый пример: если тебе слепой выткнул глаз, станет ли для него потеря собственного ощутимой?
Еще момент. Незабвенный Брус Ли говаривал: Если тебя ударили по щеке - сломай ему челюсть, если тебе сломали челюсть - сломай ему руку, если тебе сломали руку - убей его. Как видишь, у каждого свои критерии справедливости, но хотел бы отметить, что Брюс это не из кровожадности сказал - это вынесено из личного опыта многочисленных уличных драк - неприкрытой квинтэссенции мотиваций поступков и стремлений.
И второй вопрос, такой общехристианский, должны ли следовать христиане тому, что написано в ВЗ ?
Нет. Это еврейский закон.
Углерод
Мастер
1/17/2009, 9:12:08 PM
Иисус проходил по базару, и несколько израилитян стали его оскорблять.
В ответ он начал за них молиться.
Кто-то сказал ему : " Ты молишся за этих людей. Неужели ты не разгневался на такое обращение?"
Он ответил: "Я могу потратить только то, что ношу в своей суме".
В ответ он начал за них молиться.
Кто-то сказал ему : " Ты молишся за этих людей. Неужели ты не разгневался на такое обращение?"
Он ответил: "Я могу потратить только то, что ношу в своей суме".
swat
Специалист
2/2/2009, 2:48:24 AM
"Если мы будем отвечать добром только на добро, то чем мы лучше грешников??"
Новый Завет..не помню от кого и какой стих..но цитата точная....и я с ней согласен
Новый Завет..не помню от кого и какой стих..но цитата точная....и я с ней согласен
Anubiss
Мастер
2/2/2009, 10:06:28 PM
Всепрощение индуцирует безнаказанность и наглость. С другой стороны насилие тоже индуцирует насилие в ответ. Что лучше - не знаю, если честно. Ветхозаветный принцип, по крайней мере, логичен и справедлив, а вот тотальное непротивленчество - это вызов эволюции, которая, напротив, подталкивает нас отвечать адекватно на вызовы среды, а не делать вид, что мы их не заметили, - защищаться от врагов, приспосабливать природу под свои нужды и так далее. Именно это - предпосылка для развития как конкретного человека, так и человечества в целом. Насилие и кровь при этом - по-видимому, неизбежные побочные явления.
Ардарик
Акула пера
2/2/2009, 10:37:18 PM
(swat @ 01.02.2009 - время: 23:48) "Если мы будем отвечать добром только на добро, то чем мы лучше грешников??"
Новый Завет..не помню от кого и какой стих..но цитата точная....и я с ней согласен
Добро должно быть с кулаками.Есл использовать политику непротивления и отвечать добром на зло.То добро будет уничтожено злом.Принцип адекватного ответа или удар на упреждение самое оно что необходимо.сли человек будет знать что его зло может быть наказано таким же как и его или еще сильнее н трижды призадумается а стоит ли его делать.Когда в Ираке о времена СССР захватили в заложники посольство то наше правительств в ответ прислало несколько голов ихних соотечественников-террористов.С тех пор граждан СССР террористы обходили стороной за километр.Зло?Но ведь оно послужило добру.И принесло больше пользы чем какие то там переговоры.
Новый Завет..не помню от кого и какой стих..но цитата точная....и я с ней согласен
Добро должно быть с кулаками.Есл использовать политику непротивления и отвечать добром на зло.То добро будет уничтожено злом.Принцип адекватного ответа или удар на упреждение самое оно что необходимо.сли человек будет знать что его зло может быть наказано таким же как и его или еще сильнее н трижды призадумается а стоит ли его делать.Когда в Ираке о времена СССР захватили в заложники посольство то наше правительств в ответ прислало несколько голов ихних соотечественников-террористов.С тех пор граждан СССР террористы обходили стороной за километр.Зло?Но ведь оно послужило добру.И принесло больше пользы чем какие то там переговоры.
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
vegra
Грандмастер
2/3/2009, 12:45:12 AM
"Непротивленца" Толстого РПЦ прокляла. Христианство после того как стало гос. религией всегда было жестоко и агрессивно
Углерод
Мастер
2/3/2009, 10:41:02 PM
Как-то вечером шейх повёл беседу о смирении и служении. Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными. И тут кто-то спросил " А как быть с людьми высокомерными ? Как мы можем служить им?"
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".
Шейх Музаффер
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".
Шейх Музаффер
ValentinaValentine
Грандмастер
2/4/2009, 3:56:05 AM
(Углерод @ 03.02.2009 - время: 19:41) Как-то вечером шейх повёл беседу о смирении и служении. Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными.
Очередной абсурд,проповедуемый священниками с целью обмана.
Собственные нужды всегда важнее.Слыхали пословицу "Своя рубашка ближе к телу" - народная мудрость.Но и собственные нужды нужно трезво оценивать.
Например - начальник в связи с кризисом сокращает фонд заработной платы моего подразделения и отправляет в неоплачиваемый отпуск моего работника.Но если мой работник уйдёт,то мне одной будет не управиться с работой,когда иссякнет задел.Я могу себе позволить поделиться оставшимися средствами с ним.Это легче,чем найти хорошего работника,или хорошую работу.Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим. И тут кто-то спросил " А как быть с людьми высокомерными ? Как мы можем служить им?"
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".Высокомерно служить? Можно быть высокомерным с высокомерными людьми,если от них не зависишь,но если зависишь,то это самоубийственно.Обратите внимание,я уже не модератор,Просто мне не страшно было лишиться модераторства.
Честь имею,господа!
Очередной абсурд,проповедуемый священниками с целью обмана.
Собственные нужды всегда важнее.Слыхали пословицу "Своя рубашка ближе к телу" - народная мудрость.Но и собственные нужды нужно трезво оценивать.
Например - начальник в связи с кризисом сокращает фонд заработной платы моего подразделения и отправляет в неоплачиваемый отпуск моего работника.Но если мой работник уйдёт,то мне одной будет не управиться с работой,когда иссякнет задел.Я могу себе позволить поделиться оставшимися средствами с ним.Это легче,чем найти хорошего работника,или хорошую работу.Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим. И тут кто-то спросил " А как быть с людьми высокомерными ? Как мы можем служить им?"
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".Высокомерно служить? Можно быть высокомерным с высокомерными людьми,если от них не зависишь,но если зависишь,то это самоубийственно.Обратите внимание,я уже не модератор,Просто мне не страшно было лишиться модераторства.
Честь имею,господа!
Углерод
Мастер
2/4/2009, 11:49:19 PM
ValentinaValentine Вы противоречите сами себе сказав что это абсурд и тут-же приведя пример .Я могу себе позволить поделиться оставшимися средствами с ним. Вы появили пример именно смирения и служения . Решение было оптимально к ситуации и оно помогло:
1 выполнить работу в трудных условиях
2 Не потерять свою работу и своего сотрудника
при других вариантах не примерения и непослушательства.
1 Поругаться с начальником
2 Потерять сотрудника
3 Лишиться работы
4 Не выполнить работу
Вот что работает, т.е. то о чём говорил этот человек вначале.
Так что-
Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим.
ВЫ ПРАВИЛЬНО МЕНЯ ПОНЯЛИ!
Но правда почемуто через отрицание.
По этому не надо поступать высокомерно. Даже при условии что начальник поступает так, то есть много возможностей ответить тем-же, без угрозы увольнения и поверьте он знает об этом. А если нет, то смело поступайте высокомерно.
1 выполнить работу в трудных условиях
2 Не потерять свою работу и своего сотрудника
при других вариантах не примерения и непослушательства.
1 Поругаться с начальником
2 Потерять сотрудника
3 Лишиться работы
4 Не выполнить работу
Вот что работает, т.е. то о чём говорил этот человек вначале.
Так что-
Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим.
ВЫ ПРАВИЛЬНО МЕНЯ ПОНЯЛИ!
Но правда почемуто через отрицание.
По этому не надо поступать высокомерно. Даже при условии что начальник поступает так, то есть много возможностей ответить тем-же, без угрозы увольнения и поверьте он знает об этом. А если нет, то смело поступайте высокомерно.
ValentinaValentine
Грандмастер
2/5/2009, 5:39:23 AM
(Углерод @ 04.02.2009 - время: 20:49) ValentinaValentine Вы противоречите сами себе сказав что это абсурд и тут-же приведя пример .Я могу себе позволить поделиться оставшимися средствами с ним. Вы появили пример именно смирения и служения . Решение было оптимально к ситуации и оно помогло:
1 выполнить работу в трудных условиях
2 Не потерять свою работу и своего сотрудника
при других вариантах не примерения и непослушательства.
1 Поругаться с начальником
2 Потерять сотрудника
3 Лишиться работы
4 Не выполнить работу
Вот что работает, т.е. то о чём говорил этот человек вначале.
Так что-
Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим.
По этому не надо поступать высокомерно. Даже при условии что начальник поступает так, то есть много возможностей ответить тем-же, без угрозы увольнения и поверьте он знает об этом. А если нет, то смело поступайте высокомерно.
Я эгоистка.Поэтому другие 4 перечисленных Вами варианта меня совершенно не устраивают.И даже первые 2 варианта ещё не достигнуты,но реально возможны и я на это надеюсь.А то ведь работник всё равно может уйти,но пока не совсем припёрло,может и не уйдёт.Зато в любом случае сама отдохну. ВЫ ПРАВИЛЬНО МЕНЯ ПОНЯЛИ!
Но правда почемуто через отрицание.Так потому ,что я отдаю предпочтение своим собственным нуждам.Разве из моего послания это не понятно? А в притче Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными.
1 выполнить работу в трудных условиях
2 Не потерять свою работу и своего сотрудника
при других вариантах не примерения и непослушательства.
1 Поругаться с начальником
2 Потерять сотрудника
3 Лишиться работы
4 Не выполнить работу
Вот что работает, т.е. то о чём говорил этот человек вначале.
Так что-
Так что чужие нужды учитываем,чтобы не нуждаться самим.
По этому не надо поступать высокомерно. Даже при условии что начальник поступает так, то есть много возможностей ответить тем-же, без угрозы увольнения и поверьте он знает об этом. А если нет, то смело поступайте высокомерно.
Я эгоистка.Поэтому другие 4 перечисленных Вами варианта меня совершенно не устраивают.И даже первые 2 варианта ещё не достигнуты,но реально возможны и я на это надеюсь.А то ведь работник всё равно может уйти,но пока не совсем припёрло,может и не уйдёт.Зато в любом случае сама отдохну. ВЫ ПРАВИЛЬНО МЕНЯ ПОНЯЛИ!
Но правда почемуто через отрицание.Так потому ,что я отдаю предпочтение своим собственным нуждам.Разве из моего послания это не понятно? А в притче Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными.
vegra
Грандмастер
2/5/2009, 2:49:48 PM
(Углерод @ 03.02.2009 - время: 19:41) Как-то вечером шейх повёл беседу о смирении и служении. Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными. И тут кто-то спросил " А как быть с людьми высокомерными ? Как мы можем служить им?"
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".
Шейх Музаффер
Близко к теории разумного эгоизма и к сатанизму, но не по христиански.
Шейх выпрямился и возвысил голос: " С высокомерными людьми мы должны вести себя высокомерно!" Все были ошеломлены.
Шеих продолжал :" Обращаться с высокомерными людьми со смирением - всё равно что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие".
Шейх Музаффер
Близко к теории разумного эгоизма и к сатанизму, но не по христиански.
Углерод
Мастер
2/6/2009, 1:15:45 AM
Он краснопечиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными.
Я много раз находился на работе в ситуациях с высокомерным отношением людей. И так-же много раз убеждался - ничего не бывает бесплатно, любое ё действи по отношению к человеку вернётся. Нагадил в душу жди в ответ, помог того -же жди в ответ. Тут и в вашем отношении всё вернётся.
Скажу так - ответное высокомерие должно быть подконтрольно и оно должнобыть внешним, без вовлечения негатива. Нужно помочь человеку вернуться к нормальному с тобой отношению. Если не помогает тогда лучше ограничить общение. В любом случае поможет прощение. А чтобы простить надо понять.
Я много раз находился на работе в ситуациях с высокомерным отношением людей. И так-же много раз убеждался - ничего не бывает бесплатно, любое ё действи по отношению к человеку вернётся. Нагадил в душу жди в ответ, помог того -же жди в ответ. Тут и в вашем отношении всё вернётся.
Скажу так - ответное высокомерие должно быть подконтрольно и оно должнобыть внешним, без вовлечения негатива. Нужно помочь человеку вернуться к нормальному с тобой отношению. Если не помогает тогда лучше ограничить общение. В любом случае поможет прощение. А чтобы простить надо понять.