"Гордость" и "гордыня"
Ардарик
Акула пера
10/28/2008, 11:35:28 PM
Вообще то в названии указан мой вопрос.Но все таки хотелось бы узнать в чем различие между ними?
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
DELETED
Акула пера
10/29/2008, 1:23:41 AM
Из Нового Завета:
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые
помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство,
завистливое око, богохульство, гордость, безумство, --
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию
пребывает вовек.
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от
вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки,
грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в
плач, и радость -- в печаль.
DELETED
Акула пера
10/30/2008, 1:17:00 PM
Встречая в творениях святителя Тихона определения гордости, нельзя не заметить их преимущественную, по сравнению с определениями других страстей, близость к определениям греха в целом: гордость есть «начало и корень всякого греха» и сама «смертный грех», «язва, нанесенная врагом в грехопадении», «тяжкий недуг души» и одновременно «яд, умерщвляющий ее», «есть тьма душевная», «плод духа злобы», «путь широкий», и, вообще, «признак неисправной души» (27, 220-221). Свидетельствует эта близость в первую очередь о том, что гордость сама является грехом по преимуществу19, почему и может быть названа им в собственном смысле слова. Говорит святитель и о едином их источнике. «Гордости начало есть диавол», которому человек гордостью же и порабощен (3, 157; 27, 222).
Второй отличительной, в смысле опасности, особенностью гордости является ее глубокая сокровенность в сердце, почему святитель пишет и о «психологическом» начале (а равно и следствии) гордости - «незнании человеком самого себя», которое «ослепляет» его (6, 209). Гордость «не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве» (27, 220). Потому «нет ничего труднее гордости», и «с великой неудобностью и такожде не без помощи Божией побеждаем ее» (3, 157).
Опасна гордость и тем, что, подобно тщеславию, «всякую добродетель душевную погубляет, все житие наше нечистым сотворяя, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили», - цитирует святитель Тихон святого Иоанна Златоуста, раскрывая и причину этого: «Христиане, потерявшие веру во Христа, гордость как Бога почитают», почему «душе, болящей гордостью, невозможно видеть Божество» (27, 222, 225).
На библейских примерах святитель показывает тот «конец, к которому гордость приводит: она высоко возносится, но весьма низко спадает (Лк. 18,10-14 и др.)»20 (3, 158).
Гордый человек: 1) возвышает себя, «добро, какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам, и своему разуму приписывает, а не Богу; высшим не покоряется, равным и нижним (низшим себя - и. Н.) не уступает; в словах и поступках надменность и пышность некую показует; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; везде и всем ищет себя показать, бесстыдно себя хвалит и возвышает, высоко себя и дела свои превозносит; хвалится и тем добром, которого не имеет; дела выше сил своих начинает, в чужие самовольно вмешивается; власти и родителям своим не покоряется, ни повинуется», всегда желая «волю хотения своего поставить и утвердить»; 2) тяжело переносит свое уничижение и потому «недостатки и пороки свои весьма тщится скрывать; увещания, обличения, совета не приемлет; в презрении и незнаемости быть не терпит; сана, чести или начальства лишившись ропщет, негодует, а часто и хулит; следственно, гордость гневлива, завистлива, нелюбительна, ненавистлива»; 3) склонен «других людей презирать и уничижать; дела их пересуживать, погрешности возвышать, хвалу уменьшать, и прочая» ( 2, 141; 3, 158; 6, 209; 27, 221).
Какие же средства предлагает святитель для уврачевания недуга гордости? Это размышление о «многих причинах», которые «нашу низлагают гордость. 1) Люди наипаче гордятся или ради чести и славы, или ради богатства, или ради разума, или ради крепости, или ради благородства. Но вся сия перемене подлежат, и не суть наше, но Божие есть. Посему Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку смиряться , дабы, что имеет, не отнято было ради гордости. 2) Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше, 3) нагота наша, 4) бедствия наши, 5) конец жития нашего, яко земля есмы и в землю пойдем. 6) Чем более Христа будем познавать и поминать, взирая на глубочайшее Сына Божия смирение, тем более свою подлость (низость - и. Н.) и окаянство будем узнавать, и так смиряться. 7) Бойся, - глаголет Василий Великий гордящемуся, - падения, подобного диаволу». Кроме того, отсекается гордость общими средствами борьбы с грехом, приводится же к смирению искушениями21 (3, 158-160; 27, 226).
Коварство гордости заключается в том, что «кто от смертоносного сего зла начинает благодатью Божией уклоняться, сего другое злейшее зло сретает - духовная гордость и высокоумие», которое «фарисейские слова хотя вне и не произносит, однако же внутри сердца своего говорит: несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). Так святитель разделяет гордость, склонную показывать себя вовне, сродную тщеславию, и фарисейство. Последнее «в тех наипаче обыкает гнездиться, которые много постятся, много дают милости, заключаются в монастыри, часто и много молятся, и прочая, по-видимому, не худые дела делать тщатся. Так бедному человеку везде сия ехидна приседит и ищет ядом своим его умертвить» (27, 221, 225).
Кроме того, что «гордость не токмо сама собой есть грех тяжкий и мерзкий», она, как было показано, «и других грехов причиной бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отъемлет; сатана же к такому дому, яко пометенному и украшенному, удобно приступает (Мф. 12, 44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, яко немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно падает» (3, 158).
Второй отличительной, в смысле опасности, особенностью гордости является ее глубокая сокровенность в сердце, почему святитель пишет и о «психологическом» начале (а равно и следствии) гордости - «незнании человеком самого себя», которое «ослепляет» его (6, 209). Гордость «не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве» (27, 220). Потому «нет ничего труднее гордости», и «с великой неудобностью и такожде не без помощи Божией побеждаем ее» (3, 157).
Опасна гордость и тем, что, подобно тщеславию, «всякую добродетель душевную погубляет, все житие наше нечистым сотворяя, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили», - цитирует святитель Тихон святого Иоанна Златоуста, раскрывая и причину этого: «Христиане, потерявшие веру во Христа, гордость как Бога почитают», почему «душе, болящей гордостью, невозможно видеть Божество» (27, 222, 225).
На библейских примерах святитель показывает тот «конец, к которому гордость приводит: она высоко возносится, но весьма низко спадает (Лк. 18,10-14 и др.)»20 (3, 158).
Гордый человек: 1) возвышает себя, «добро, какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам, и своему разуму приписывает, а не Богу; высшим не покоряется, равным и нижним (низшим себя - и. Н.) не уступает; в словах и поступках надменность и пышность некую показует; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; везде и всем ищет себя показать, бесстыдно себя хвалит и возвышает, высоко себя и дела свои превозносит; хвалится и тем добром, которого не имеет; дела выше сил своих начинает, в чужие самовольно вмешивается; власти и родителям своим не покоряется, ни повинуется», всегда желая «волю хотения своего поставить и утвердить»; 2) тяжело переносит свое уничижение и потому «недостатки и пороки свои весьма тщится скрывать; увещания, обличения, совета не приемлет; в презрении и незнаемости быть не терпит; сана, чести или начальства лишившись ропщет, негодует, а часто и хулит; следственно, гордость гневлива, завистлива, нелюбительна, ненавистлива»; 3) склонен «других людей презирать и уничижать; дела их пересуживать, погрешности возвышать, хвалу уменьшать, и прочая» ( 2, 141; 3, 158; 6, 209; 27, 221).
Какие же средства предлагает святитель для уврачевания недуга гордости? Это размышление о «многих причинах», которые «нашу низлагают гордость. 1) Люди наипаче гордятся или ради чести и славы, или ради богатства, или ради разума, или ради крепости, или ради благородства. Но вся сия перемене подлежат, и не суть наше, но Божие есть. Посему Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку смиряться , дабы, что имеет, не отнято было ради гордости. 2) Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше, 3) нагота наша, 4) бедствия наши, 5) конец жития нашего, яко земля есмы и в землю пойдем. 6) Чем более Христа будем познавать и поминать, взирая на глубочайшее Сына Божия смирение, тем более свою подлость (низость - и. Н.) и окаянство будем узнавать, и так смиряться. 7) Бойся, - глаголет Василий Великий гордящемуся, - падения, подобного диаволу». Кроме того, отсекается гордость общими средствами борьбы с грехом, приводится же к смирению искушениями21 (3, 158-160; 27, 226).
Коварство гордости заключается в том, что «кто от смертоносного сего зла начинает благодатью Божией уклоняться, сего другое злейшее зло сретает - духовная гордость и высокоумие», которое «фарисейские слова хотя вне и не произносит, однако же внутри сердца своего говорит: несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). Так святитель разделяет гордость, склонную показывать себя вовне, сродную тщеславию, и фарисейство. Последнее «в тех наипаче обыкает гнездиться, которые много постятся, много дают милости, заключаются в монастыри, часто и много молятся, и прочая, по-видимому, не худые дела делать тщатся. Так бедному человеку везде сия ехидна приседит и ищет ядом своим его умертвить» (27, 221, 225).
Кроме того, что «гордость не токмо сама собой есть грех тяжкий и мерзкий», она, как было показано, «и других грехов причиной бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отъемлет; сатана же к такому дому, яко пометенному и украшенному, удобно приступает (Мф. 12, 44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, яко немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно падает» (3, 158).
DELETED
Акула пера
10/30/2008, 1:18:58 PM
-Гордыня- ..(греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. Чаще, однако, гордость выражается не в открытом бунте против Бога, а в неприятии трудных жизненных ситуаций, приходящих от Бога, в отказе брать на себя крест служения Богу и ближнему. 3) В православной аскетике: самоутверждение самости, противопоставление себя Богу и миру, корень всякого греха, главный враг человека на пути к Богу, прельщающий ложным чувством силы и свободы, но в действительности обессиливающий и губительный для человека. Лишь в подлинном смирении духа возможна победа над гордостью, с содействия благодати. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле - как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом. Православная аскетика относится к таким рассуждениям с недоверием, как и к словам: "Настоящая гордость не имеет ничего общего с гордыней, являющейся ее извращением, и вполне согласуется со смирением. Так, напр., Дева Мария, восклицая: "Величит душа моя Господа" - сознает свое величие, которым она обязана одному только Богу, и провозглашает, что отныне ее ублажат все роды (Лк.1.46-50)" (М.Жуан-Альбер и К.Леон-Дюфур). Здесь - один из важных пунктов расхождения духовности Востока и Запада, связанного с разным пониманием природы человека.
Ардарик
Акула пера
11/5/2008, 2:49:39 AM
Что такое гордыня мы выяснили.Теперь осталось выяснить что такое гордость и чем она отличается от гордыни.Может теперь товарищи верующие обьяснят что с ихней точки зрения означает понятие гордость?
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
vegra
Грандмастер
11/5/2008, 3:45:08 AM
(кроули-3649 @ 04.11.2008 - время: 23:49) Что такое гордыня мы выяснили.Теперь осталось выяснить что такое гордость и чем она отличается от гордыни.Может теперь товарищи верующие обьяснят что с ихней точки зрения означает понятие гордость?
А какая разница? Товарищ Барон привёл ссылку из которой ясно следует что и то и то плохо. Похоже, что для христиан это одно и тоже.
А какая разница? Товарищ Барон привёл ссылку из которой ясно следует что и то и то плохо. Похоже, что для христиан это одно и тоже.
Flober
Профессионал
11/5/2008, 5:02:10 AM
(кроули-3649 @ 04.11.2008 - время: 23:49) Что такое гордыня мы выяснили.Теперь осталось выяснить что такое гордость и чем она отличается от гордыни.Может теперь товарищи верующие обьяснят что с ихней точки зрения означает понятие гордость?
Для христианина человеческое достоинство, это его родство Всевышнему…
Чем благородней, развитей сам и одареннее с выше человек, тем он скромнее во внешнем поведении и смиренней, безмятежней во внутреннем покое…
«Под березою душистой, Белый гриб – грибов король. Где-то в листьях, в травах мшистых. Ищешь их… Пропали что ль? А красив и длинноног, в красной шапке Мухомор, у дороги, на пригорке… Рви меня! Глядит в упор. Так-то водится на свете: тот, кто честен, да умен, он ни очень-то приметен, на глаза не лезет он. А иные, те напротив, выше встанут на дыбы. Вы такого обойдете… Вы же знаете грибы».
Для христианина человеческое достоинство, это его родство Всевышнему…
Чем благородней, развитей сам и одареннее с выше человек, тем он скромнее во внешнем поведении и смиренней, безмятежней во внутреннем покое…
«Под березою душистой, Белый гриб – грибов король. Где-то в листьях, в травах мшистых. Ищешь их… Пропали что ль? А красив и длинноног, в красной шапке Мухомор, у дороги, на пригорке… Рви меня! Глядит в упор. Так-то водится на свете: тот, кто честен, да умен, он ни очень-то приметен, на глаза не лезет он. А иные, те напротив, выше встанут на дыбы. Вы такого обойдете… Вы же знаете грибы».
Ардарик
Акула пера
11/9/2008, 4:18:08 AM
и все таки что такое гордость?И чем она отличается от гордыни?Или это одно и тоже?
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
Ufl
Удален 11/19/2008, 1:25:29 AM
(кроули-3649 @ 09.11.2008 - время: 01:18) и все таки что такое гордость?И чем она отличается от гордыни?Или это одно и тоже?
Это проще пареной репы. Ответьте на вопрос – чем/кем вы горды?
Это проще пареной репы. Ответьте на вопрос – чем/кем вы горды?
Ардарик
Акула пера
11/19/2008, 2:50:23 AM
(Ufl @ 18.11.2008 - время: 22:25) Это проще пареной репы. Ответьте на вопрос – чем/кем вы горды?
если я хорошо исполнил работу.С которой другие справиться не могут.И после этого пробую еще более сложное и интересное.Что это?Гордость от чувства что моя работа оказалась нужной или гордыня?
Или вот.Мой племянник вошел в сборную России среди юниоров.Я рад за него.И горжусь своим племянником.
если я хорошо исполнил работу.С которой другие справиться не могут.И после этого пробую еще более сложное и интересное.Что это?Гордость от чувства что моя работа оказалась нужной или гордыня?
Или вот.Мой племянник вошел в сборную России среди юниоров.Я рад за него.И горжусь своим племянником.
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
Ufl
Удален 11/19/2008, 10:02:43 AM
(кроули-3649 @ 18.11.2008 - время: 23:50) если я хорошо исполнил работу.С которой другие справиться не могут.И после этого пробую еще более сложное и интересное.Что это?Гордость от чувства что моя работа оказалась нужной или гордыня?
Гордыня.
Или вот.Мой племянник вошел в сборную России среди юниоров.Я рад за него.И горжусь своим племянником.
Гордость.
Теперь вам понятна разница? Или ещё нет?
Гордыня.
Или вот.Мой племянник вошел в сборную России среди юниоров.Я рад за него.И горжусь своим племянником.
Гордость.
Теперь вам понятна разница? Или ещё нет?
Ардарик
Акула пера
11/19/2008, 3:20:04 PM
выходит гордость это когда за других.А за себя ни-ни?
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
Ufl
Удален 11/19/2008, 8:16:48 PM
(кроули-3649 @ 19.11.2008 - время: 12:20) выходит гордость это когда за других.А за себя ни-ни?
Просто. Не так ли?
Просто. Не так ли?
vegra
Грандмастер
11/20/2008, 12:09:19 AM
(Ufl @ 19.11.2008 - время: 17:16) (кроули-3649 @ 19.11.2008 - время: 12:20) выходит гордость это когда за других.А за себя ни-ни?
Просто. Не так ли?
Ваша ЛИЧНАЯ позиция совершенно ясна.
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
PS А к примеру можно гордится выигрышем команды если сам в эту команду входишь?
Просто. Не так ли?
Ваша ЛИЧНАЯ позиция совершенно ясна.
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
PS А к примеру можно гордится выигрышем команды если сам в эту команду входишь?
Ардарик
Акула пера
11/20/2008, 2:24:58 AM
Низзя гордиться своим мастерством.Легче гордиться за других.И в этом ошибка Церкви.Легче опускаться чем подниматься.
(если человек не будет гордиться своими делами он не сможет двигаться дальше.)
(если человек не будет гордиться своими делами он не сможет двигаться дальше.)
Излечит любые традиции Священный огонь Инквизиции.
DELETED
Акула пера
11/22/2008, 4:12:03 PM
(vegra @ 19.11.2008 - время: 21:09)
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А Вы что скажете по этому поводу?
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А Вы что скажете по этому поводу?
Джонни Мнемоник
Мастер
11/23/2008, 4:33:15 AM
(vegra @ 19.11.2008 - время: 21:09) А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А почему бы вам не обратится к христианским первоисточникам, если личная позиция христиан вам уже ясна?
PS А к примеру можно гордится выигрышем команды если сам в эту команду входишь?
Командой - можно, собой -нет
А почему бы вам не обратится к христианским первоисточникам, если личная позиция христиан вам уже ясна?
PS А к примеру можно гордится выигрышем команды если сам в эту команду входишь?
Командой - можно, собой -нет
vegra
Грандмастер
11/23/2008, 3:53:16 PM
(Джонни Мнемоник @ 23.11.2008 - время: 01:33) (vegra @ 19.11.2008 - время: 21:09) А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А почему бы вам не обратится к христианским первоисточникам, если личная позиция христиан вам уже ясна?
Одного, может нескольких.
Как я понимаю первоисточники не делают разницы между гордостью и гордыней и то и другое для христианина плохо.
Ещё понимаю, что никаких цитат вы привести не можете(не хотите) иначе в очередной раз выяснится что христиане нарушают христианские правила.
Это христиане должны знать как им жить по христиански, а не атеисты. Впрочем вопрос академический т.к. христиане не живут по христианским заповедям и правилам
А почему бы вам не обратится к христианским первоисточникам, если личная позиция христиан вам уже ясна?
Одного, может нескольких.
Как я понимаю первоисточники не делают разницы между гордостью и гордыней и то и другое для христианина плохо.
Ещё понимаю, что никаких цитат вы привести не можете(не хотите) иначе в очередной раз выяснится что христиане нарушают христианские правила.
Это христиане должны знать как им жить по христиански, а не атеисты. Впрочем вопрос академический т.к. христиане не живут по христианским заповедям и правилам
vegra
Грандмастер
11/23/2008, 4:07:15 PM
(Nika-hl @ 22.11.2008 - время: 13:12) (vegra @ 19.11.2008 - время: 21:09)
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А Вы что скажете по этому поводу?
Отсылаю вас к словарям у которых весьма неоднозначное толкование гордости.
В бытовом смысле гордыня это гипертрофированная гордость, хотя и тут нет точных определений. В любом случае термин гордыня- христианский, отрицательый. Всё зависит от точки зрения.
Если человек не полное ничтожество он чем-то гордится. Христианам для этого приходится придумывать обходные пути вроде гордости за кого-то, что-то. Что можно свести к личной гордости ведь не гордятся за то , что безразлично, к чему человек отношение не имеет
А что пишут по этому вопросу христианские первоисточники?
А Вы что скажете по этому поводу?
Отсылаю вас к словарям у которых весьма неоднозначное толкование гордости.
В бытовом смысле гордыня это гипертрофированная гордость, хотя и тут нет точных определений. В любом случае термин гордыня- христианский, отрицательый. Всё зависит от точки зрения.
Если человек не полное ничтожество он чем-то гордится. Христианам для этого приходится придумывать обходные пути вроде гордости за кого-то, что-то. Что можно свести к личной гордости ведь не гордятся за то , что безразлично, к чему человек отношение не имеет
DELETED
Акула пера
11/23/2008, 5:51:49 PM
(vegra @ 23.11.2008 - время: 13:07)
Отсылаю вас к словарям у которых весьма неоднозначное толкование гордости.
В бытовом смысле гордыня это гипертрофированная гордость, хотя и тут нет точных определений. В любом случае термин гордыня- христианский, отрицательый. Всё зависит от точки зрения.
Если человек не полное ничтожество он чем-то гордится. Христианам для этого приходится придумывать обходные пути вроде гордости за кого-то, что-то. Что можно свести к личной гордости ведь не гордятся за то , что безразлично, к чему человек отношение не имеет
Как всегда. Ответ по типу :"Сам не знаю и Вам не скажу")))))
Отсылаю вас к словарям у которых весьма неоднозначное толкование гордости.
В бытовом смысле гордыня это гипертрофированная гордость, хотя и тут нет точных определений. В любом случае термин гордыня- христианский, отрицательый. Всё зависит от точки зрения.
Если человек не полное ничтожество он чем-то гордится. Христианам для этого приходится придумывать обходные пути вроде гордости за кого-то, что-то. Что можно свести к личной гордости ведь не гордятся за то , что безразлично, к чему человек отношение не имеет
Как всегда. Ответ по типу :"Сам не знаю и Вам не скажу")))))