Коаны Дзэн
DELETED
Акула пера
4/30/2005, 12:27:02 AM
Коан (кит. 公案 "гунъань") - обычно притча, рассказывающая о достижении просветления какими-либо историческими личностями. Коан - специфическое явление буддизма, основной его задачей является пробудить ум слушающего для просветления. Непосвященному читателю коаны часто кажутся запутанными и, даже, парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзен-буддизма, совместно с медитацией, для "встряски" сознания субъекта с целью достижения сатори. Для дзен-буддийской школы Риндзай коан является основополагающим аспектом достижения просветления.
DELETED
Акула пера
4/30/2005, 12:37:28 AM
Один из самых знаменитых сборников коанов Дзэн - трактат Гэнро "ЖЕЛЕЗНАЯ ФЛЕЙТА".
Первоначальный текст настоящей работы был написан и опубликован в 1783 г. Гэнро, мастером дзэна школы Сото в Японии. Каждая история представляет собой коан, снабженный комментарием автора и его стихотворением. По ходу текста Фугаи, последователь Гэнро, сделал свои замечания к книге учителя.
За исключением нескольких индийских историй, основную массу составляют китайские эпохи династий Тан (620-906 г. н. э.) и Сук (930-1278), Золотого Века дзэна.
Вот некоторые коаны из сборника "Железная флейта"
* * * * *
5. Высказывание Шао-шаня
Однажды один монах спросил Шао-шаня: «Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?» Шао-шань ответил: «В белом облаке не увидишь ни следа уродства».
НЕГЭН: Шао-шань был преемником Чжа-паня, суровость которого была хорошо известна среди монастырей; но когда он прошел через суровость Чжа-паня, он научился выражать глубокое учение одним-единственным словом или одной короткой фразой.
В действительности монах спросил: «Что есть истинно: настоящая свобода или освобождение?» Большинство из нас ведет борьбу в противоречиях истинного и ложного, хорошего и плохого, приятного и отвратительного. Дзэн превосходит эти дуалистические мысли. Однако в тот момент, когда кто-либо говорит о своем дзэне, пары чудовищ возникают перед ним. Шао-шань не упомянул ни об абсолютности, но о единстве, ни о каком-либо другом религиозном понятии. Он оставил это тем, кто сделал религию своей профессией.
ГЭНРО: Ни истина, ни ложь.
Я дал вам высказывание;
Храните его тридцать лет,
Но не показывайте никому.
28. Последняя стадия Лун-я
Монах спросил Лун-я: «что получали старые мастера, когда они вступали в последнюю стадию?» «Они походили на воров, прокрадывающихся в пустой дом», — был ответ.
НЕГЭН: Этот монах вероятно думал, что мастера имеют что-то такое, чего нет у других, в то время как они не имеют ничего такого, что есть у других. Ответ Лун-я может показаться странным, но это был единственный способ затронуть монаха. Он упорно прорабатывал один коан за другим, стремясь стать мастером, и спросил в последнем коане, как о заключительном испытании. Он был нетерпелив вместо того, чтобы шаг за шагом идти вперед. Он не мог даже и мечтать о последней стадии своим обеспокоенным разумом, но с жадностью хватал то, через что он проходил, поэтому Лун-я и отправил его в пустой дом.
Здоровый человек никогда не думает о болезни, больной же борется чтобы достич здоровья. Однажды одного человека спросили, что он имеет в себе, что выглядит таким спокойным и удовлетворенным. Тот в свою очередь спросил у вопрошавшего, что он имеет в себе, что выглядит таким беспокойным и неуверенным. Тот, кто ничего не имеет в себе, всегда счастлив, но тот, кто полон желаний, никогда не может избавиться от сознания своего ничтожества.
ГЭНРО: Он шел по лезвию меча;
Он ступал на лед замерзшей реки;
Он входил в пустой дом;
Его желание воровать исчезло навсегда.
И он вернулся в свой собственный дом,
Увидел прекрасные лучи утреннего солнца,
И внимательно посмотрел на луну и звезды.
Он с легким сердцем бродил по улицам,
Наслаждаясь легким бризом.
И наконец он открыл свой дом с сокровищами.
До этого момента он никогда и не мечтал,
Что владел такими сокровищами с самого начала.
33. Ю-шань решает проблему для, монаха
Однажды утром после беседы с монахами к Ю-шаню приблизился монах и сказал: «У меня есть проблема. Не решите ли вы ее мне?» «Я решу ее на следующей беседе», — ответил Ю-шань. Вечером, когда все монахи собрались в зале, Ю-шань громко объявил: «Монах, который сказал мне сегодня утром, что у него есть проблема, пусть немедленно подойдет ко мне». Как только монах вышел вперед, чтобы предстать перед собравшимися, мастер встал со своего места и грубо схватил его. «Посмотрите, монахи, — сказал он, — у этого парня есть проблема». Затем он оттолкнул монаха в сторону и возвратился в свою комнату, так и не проведя вечерней беседы.
ФУГАИ: Зачем, мой дорогой брат, ведь у тебя есть такое сокровище для медитации. Без проблемы как можно медитировать по-настоящему? Не проси помощи ни у мастера, ни у кого-либо другого. Мастер решил твою проблему сегодня утром, но ты не понял этого. Вечером же он проводит полную драматизма беседу, вкладывая в нее всю свою душу.
НЕГЭН: Какая великолепная беседа! Интересно, сколько монахов из числа присутствующих поняли ее?
Несколько лет назад японский священник посетил меня в этом дзэн-до. «Что такое дзэн?» — спросил он. Я приложил палец к губам и прошептал: «Мы не разговариваем в комнате для медита-ции». Когда он проследовал за мной в библиотеку, он попытался снова задать мне тот же вопрос, но я опять приложил палец к губам и сказал: «Здесь мы читаем книги в тишине». Когда мы пришли в кухню, я не дал ему возможности задать вопрос и сказал: «Мы готовим здесь молча и едим без разговоров». Когда я открывал дверь и пожимал ему руки, он, задыхаясь, спросил: «Что же такое дзэн?» — и вышел.
Первоначальный текст настоящей работы был написан и опубликован в 1783 г. Гэнро, мастером дзэна школы Сото в Японии. Каждая история представляет собой коан, снабженный комментарием автора и его стихотворением. По ходу текста Фугаи, последователь Гэнро, сделал свои замечания к книге учителя.
За исключением нескольких индийских историй, основную массу составляют китайские эпохи династий Тан (620-906 г. н. э.) и Сук (930-1278), Золотого Века дзэна.
Вот некоторые коаны из сборника "Железная флейта"
* * * * *
5. Высказывание Шао-шаня
Однажды один монах спросил Шао-шаня: «Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?» Шао-шань ответил: «В белом облаке не увидишь ни следа уродства».
НЕГЭН: Шао-шань был преемником Чжа-паня, суровость которого была хорошо известна среди монастырей; но когда он прошел через суровость Чжа-паня, он научился выражать глубокое учение одним-единственным словом или одной короткой фразой.
В действительности монах спросил: «Что есть истинно: настоящая свобода или освобождение?» Большинство из нас ведет борьбу в противоречиях истинного и ложного, хорошего и плохого, приятного и отвратительного. Дзэн превосходит эти дуалистические мысли. Однако в тот момент, когда кто-либо говорит о своем дзэне, пары чудовищ возникают перед ним. Шао-шань не упомянул ни об абсолютности, но о единстве, ни о каком-либо другом религиозном понятии. Он оставил это тем, кто сделал религию своей профессией.
ГЭНРО: Ни истина, ни ложь.
Я дал вам высказывание;
Храните его тридцать лет,
Но не показывайте никому.
28. Последняя стадия Лун-я
Монах спросил Лун-я: «что получали старые мастера, когда они вступали в последнюю стадию?» «Они походили на воров, прокрадывающихся в пустой дом», — был ответ.
НЕГЭН: Этот монах вероятно думал, что мастера имеют что-то такое, чего нет у других, в то время как они не имеют ничего такого, что есть у других. Ответ Лун-я может показаться странным, но это был единственный способ затронуть монаха. Он упорно прорабатывал один коан за другим, стремясь стать мастером, и спросил в последнем коане, как о заключительном испытании. Он был нетерпелив вместо того, чтобы шаг за шагом идти вперед. Он не мог даже и мечтать о последней стадии своим обеспокоенным разумом, но с жадностью хватал то, через что он проходил, поэтому Лун-я и отправил его в пустой дом.
Здоровый человек никогда не думает о болезни, больной же борется чтобы достич здоровья. Однажды одного человека спросили, что он имеет в себе, что выглядит таким спокойным и удовлетворенным. Тот в свою очередь спросил у вопрошавшего, что он имеет в себе, что выглядит таким беспокойным и неуверенным. Тот, кто ничего не имеет в себе, всегда счастлив, но тот, кто полон желаний, никогда не может избавиться от сознания своего ничтожества.
ГЭНРО: Он шел по лезвию меча;
Он ступал на лед замерзшей реки;
Он входил в пустой дом;
Его желание воровать исчезло навсегда.
И он вернулся в свой собственный дом,
Увидел прекрасные лучи утреннего солнца,
И внимательно посмотрел на луну и звезды.
Он с легким сердцем бродил по улицам,
Наслаждаясь легким бризом.
И наконец он открыл свой дом с сокровищами.
До этого момента он никогда и не мечтал,
Что владел такими сокровищами с самого начала.
33. Ю-шань решает проблему для, монаха
Однажды утром после беседы с монахами к Ю-шаню приблизился монах и сказал: «У меня есть проблема. Не решите ли вы ее мне?» «Я решу ее на следующей беседе», — ответил Ю-шань. Вечером, когда все монахи собрались в зале, Ю-шань громко объявил: «Монах, который сказал мне сегодня утром, что у него есть проблема, пусть немедленно подойдет ко мне». Как только монах вышел вперед, чтобы предстать перед собравшимися, мастер встал со своего места и грубо схватил его. «Посмотрите, монахи, — сказал он, — у этого парня есть проблема». Затем он оттолкнул монаха в сторону и возвратился в свою комнату, так и не проведя вечерней беседы.
ФУГАИ: Зачем, мой дорогой брат, ведь у тебя есть такое сокровище для медитации. Без проблемы как можно медитировать по-настоящему? Не проси помощи ни у мастера, ни у кого-либо другого. Мастер решил твою проблему сегодня утром, но ты не понял этого. Вечером же он проводит полную драматизма беседу, вкладывая в нее всю свою душу.
НЕГЭН: Какая великолепная беседа! Интересно, сколько монахов из числа присутствующих поняли ее?
Несколько лет назад японский священник посетил меня в этом дзэн-до. «Что такое дзэн?» — спросил он. Я приложил палец к губам и прошептал: «Мы не разговариваем в комнате для медита-ции». Когда он проследовал за мной в библиотеку, он попытался снова задать мне тот же вопрос, но я опять приложил палец к губам и сказал: «Здесь мы читаем книги в тишине». Когда мы пришли в кухню, я не дал ему возможности задать вопрос и сказал: «Мы готовим здесь молча и едим без разговоров». Когда я открывал дверь и пожимал ему руки, он, задыхаясь, спросил: «Что же такое дзэн?» — и вышел.
DELETED
Акула пера
5/2/2005, 2:22:08 PM
Э-ээ.. я тут с картой заморочился...
никак Дальний восток не найду... где он в Центральной Азии?
А то, ежели к мусульманам, то географически понятно, куда идти, к христианам тоже, о с востоком непонятки... Понял, понял! это же коан?! тока просветленные туда и попадают...
Классный Квест, круто. Не то что на бывшем форуме религии. Здесь Истину искать надо...
никак Дальний восток не найду... где он в Центральной Азии?
А то, ежели к мусульманам, то географически понятно, куда идти, к христианам тоже, о с востоком непонятки... Понял, понял! это же коан?! тока просветленные туда и попадают...
Классный Квест, круто. Не то что на бывшем форуме религии. Здесь Истину искать надо...
chydak
Профессионал
8/20/2005, 9:48:21 PM
А продолжениее?????
Lucky2005
Любитель
8/22/2005, 9:41:25 AM
(gayatri @ 29.04.2005 - время: 20:27) Коан (кит. 公案 "гунъань") - обычно притча, рассказывающая о достижении просветления какими-либо историческими личностями. Коан - специфическое явление буддизма, основной его задачей является пробудить ум слушающего для просветления. Непосвященному читателю коаны часто кажутся запутанными и, даже, парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзен-буддизма, совместно с медитацией, для "встряски" сознания субъекта с целью достижения сатори. Для дзен-буддийской школы Риндзай коан является основополагающим аспектом достижения просветления.
Небольшое уточнение - коаны лишь один из путей постижения дзен, но необязательный. Во время обдумывание коанов часто происходит просветление. Но можно всю жизнь читать коаны и не войти в дзен.
Небольшое уточнение - коаны лишь один из путей постижения дзен, но необязательный. Во время обдумывание коанов часто происходит просветление. Но можно всю жизнь читать коаны и не войти в дзен.
Yst
Специалист
6/20/2006, 4:04:15 PM
101 история дзэн из книги "Плоть и кость дзэн" в тему, очень нравится, читайте на здоровье
DELETED
Акула пера
6/20/2006, 5:08:33 PM
давно искала эту книгу, много хорошего слышала про нее, спасибо
дядя СЭМ
Любитель
7/28/2006, 2:58:22 AM
согласен довольно занимательно , особенно если заниматься этим всерьёз...
***
практиковал...
***
практиковал...
DELETED
Акула пера
7/31/2006, 9:42:01 AM
(Yst @ 20.06.2006 - время: 12:04) 101 история дзэн из книги "Плоть и кость дзэн" в тему, очень нравится, читайте на здоровье
Очень интересно. Но такое ощущение , что написано не совсем по-русски. Мне кажется, что переводчик пожертвовал смыслом ради точности перевода.
Очень интересно. Но такое ощущение , что написано не совсем по-русски. Мне кажется, что переводчик пожертвовал смыслом ради точности перевода.
Peak
Профессионал
8/18/2006, 5:59:15 PM
(Kaaakka @ 31.07.2006 - время: 05:42) (Yst @ 20.06.2006 - время: 12:04) 101 история дзэн из книги "Плоть и кость дзэн" в тему, очень нравится, читайте на здоровье
Очень интересно. Но такое ощущение , что написано не совсем по-русски. Мне кажется, что переводчик пожертвовал смыслом ради точности перевода.
Смысл дзен невозможно передать словами в любом случае. Так что извиним этого доброго человека.
Коаны не требуют понимания.
P.S. у вас разносторонние интересы.
Очень интересно. Но такое ощущение , что написано не совсем по-русски. Мне кажется, что переводчик пожертвовал смыслом ради точности перевода.
Смысл дзен невозможно передать словами в любом случае. Так что извиним этого доброго человека.
Коаны не требуют понимания.
P.S. у вас разносторонние интересы.
DELETED
Акула пера
10/10/2006, 5:17:13 PM
мдя.... может еще разжевать и в рот положить? Иисус разве понятно изьяснялся? Таких людей слышат те, кто ХОЧЕТ услышать
Shariputra
Любитель
2/17/2007, 10:41:36 PM
Господа! А кто-нибудь из вас перeжил сатори, работая над коаном?
Бестя
Грандмастер
3/14/2007, 5:13:26 PM
Коан (яп.) – относительное и абсолютное; выражение гармонии пустой единичности и мира частностей; тема для выяснения в дзадзэн.
Коан – это какая-то задача, данная ученику дзэн его учителем для решения. Ученик должен разрешить её сам, хотя когда-то учитель окажет ему некоторую помощь. Для работы над коаном необходимо, чтобы вы изо всех сил старались разрешить его; а это возможно, если вы будете просто рассматривать коан, не размышляя о нём. Чем чаще вы будете вновь и вновь возвращаться к его смыслу, тем более трудным станет решение. Две ладони, ударяя друг о друга, производят звук; а каков звук одной ладони? Вот один из коанов. Если вы решите, что такого звука нет, вы отказываетесь от своей неповторимой возможности.
Для тех, кто далек от дзэн, коан представляется просто вздором. Интеллектуальная гимнастика, сколь бы возвышенной или утончённой она ни была, никогда не может разрешить коан; фактически он и даётся для того, чтобы побудить ученика выйти за пределы интеллекта. Не работайте более чем над одним коаном за раз, не обсуждайте его с кем бы то ни было, кроме своего учителя. Просто смотрите на вопрос, не думая ни о чём другом, не пренебрегайте своими повседневными обязанностями, но употребляйте для решения коана любой свободный момент.
Всякий коан представляет собой переживание какого-то человека как раз в момент достижения им пробуждения; коан – выражение подлинного переживания.
Коан – это какая-то задача, данная ученику дзэн его учителем для решения. Ученик должен разрешить её сам, хотя когда-то учитель окажет ему некоторую помощь. Для работы над коаном необходимо, чтобы вы изо всех сил старались разрешить его; а это возможно, если вы будете просто рассматривать коан, не размышляя о нём. Чем чаще вы будете вновь и вновь возвращаться к его смыслу, тем более трудным станет решение. Две ладони, ударяя друг о друга, производят звук; а каков звук одной ладони? Вот один из коанов. Если вы решите, что такого звука нет, вы отказываетесь от своей неповторимой возможности.
Для тех, кто далек от дзэн, коан представляется просто вздором. Интеллектуальная гимнастика, сколь бы возвышенной или утончённой она ни была, никогда не может разрешить коан; фактически он и даётся для того, чтобы побудить ученика выйти за пределы интеллекта. Не работайте более чем над одним коаном за раз, не обсуждайте его с кем бы то ни было, кроме своего учителя. Просто смотрите на вопрос, не думая ни о чём другом, не пренебрегайте своими повседневными обязанностями, но употребляйте для решения коана любой свободный момент.
Всякий коан представляет собой переживание какого-то человека как раз в момент достижения им пробуждения; коан – выражение подлинного переживания.
Бестя
Грандмастер
3/14/2007, 5:18:43 PM
1.Чашка чая.
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?"
Бестя
Грандмастер
3/14/2007, 5:21:14 PM
Коан представляет собой систему, включающую задачу и мотивацию к ее решению:
– задача неразрешима в обычной форме сознания, но имеет достаточно простое решение в высшей форме сознания;
– мощная система мотивации создает у ученика ощущение абсолютной необходимости решения этой задачи.
Похоже, что коан представляет собой модель жизни. А может быть жизнь представляет собой систему коанов или один большой коан.
Коаны применяются следующим образом. Ученик длительное время подготавливается к просветлению (переходу в высшую форму сознания) и приближается к рубежу этого перехода практически вплотную. Тогда ему предъявляется коан. Ученик совершает усилие по его решению и переходит в высшую форму сознания.
Необходимо подчеркнуть, что учитель никогда не предъявит ученику коан, если он еще не в состоянии решить его.
Пример коана. Как не разрезая яблока взять из него семечки? Ответ прост. Пусть себе лежит на земле. Через некоторое время мы увидим эти семечки и сможем их взять без проблем.
Это решение является правильным, т.к. в данном примере не оговаривалось, через какое время нужно взять семечки. Обычно подразумевается, что сразу же, но в данном случае это не так.
Тем не менее, это не единственное решение. На самом деле, причем на практике, это возможно и сразу, но также при условии использования дополнительного измерения пространства (в данном случае – времени).
Каким же образом? Этот коан можно проиллюстрировать примером, приведенным Успенским в работе "Ключ к таинствам натуры". Пусть на бумаге нарисована окружность с точкой в центре. Как переместить точку за пределы окружности не пересекая линии? Если пытаться сделать на плоскости, на которой нарисована окружность, то это невозможно. Можно подождать, когда окружность исчезнет и вывести точку по полскости. Но можно поднять точку над плоскостью, перенести над окружностью, а потом опять опустить на плоскость. Это уже решение для высшей формы сознания, в которой человек может оперировать со временем как с пространственно-подобной сущностью. При этом для людей в обычной форме сознания семечки сначала исчезнут внутри яблока, а потом "материализуются" вне его. Для них не будет очевидным, что это одни и те же семечки.
– задача неразрешима в обычной форме сознания, но имеет достаточно простое решение в высшей форме сознания;
– мощная система мотивации создает у ученика ощущение абсолютной необходимости решения этой задачи.
Похоже, что коан представляет собой модель жизни. А может быть жизнь представляет собой систему коанов или один большой коан.
Коаны применяются следующим образом. Ученик длительное время подготавливается к просветлению (переходу в высшую форму сознания) и приближается к рубежу этого перехода практически вплотную. Тогда ему предъявляется коан. Ученик совершает усилие по его решению и переходит в высшую форму сознания.
Необходимо подчеркнуть, что учитель никогда не предъявит ученику коан, если он еще не в состоянии решить его.
Пример коана. Как не разрезая яблока взять из него семечки? Ответ прост. Пусть себе лежит на земле. Через некоторое время мы увидим эти семечки и сможем их взять без проблем.
Это решение является правильным, т.к. в данном примере не оговаривалось, через какое время нужно взять семечки. Обычно подразумевается, что сразу же, но в данном случае это не так.
Тем не менее, это не единственное решение. На самом деле, причем на практике, это возможно и сразу, но также при условии использования дополнительного измерения пространства (в данном случае – времени).
Каким же образом? Этот коан можно проиллюстрировать примером, приведенным Успенским в работе "Ключ к таинствам натуры". Пусть на бумаге нарисована окружность с точкой в центре. Как переместить точку за пределы окружности не пересекая линии? Если пытаться сделать на плоскости, на которой нарисована окружность, то это невозможно. Можно подождать, когда окружность исчезнет и вывести точку по полскости. Но можно поднять точку над плоскостью, перенести над окружностью, а потом опять опустить на плоскость. Это уже решение для высшей формы сознания, в которой человек может оперировать со временем как с пространственно-подобной сущностью. При этом для людей в обычной форме сознания семечки сначала исчезнут внутри яблока, а потом "материализуются" вне его. Для них не будет очевидным, что это одни и те же семечки.
Бестя
Грандмастер
3/14/2007, 5:21:45 PM
Существует много легенд, более или менее похожих на правду, о силе коана. Их нетрудно найти в специальной литературе. Я кратко перескажу лишь две.
Первая относится к самому Бодхидхарме. Он имел обыкновение работать вместе с монахами и внешне никак от них не отличался. Его очень долго, очень настойчиво, преодолевая массу препятствий искал один монах, мечтая стать его учеником и под его руководством достигнуть просветления. Практически он уже вплотную приблизился к этому, ему не хватало лишь самого усилия по переходу. И вот он спрашивает у всех, где ему найти Бодхидхарму, ему показывают куда идти, и в конце концов он уже приходит в монастырь, основанный Бодхидхармой и спрашивает то же самое у него самого. Бодхидхарма поднимается, мгновение смотрит на монаха и неожиданно бьет его палкой, приговаривая, да я и есть Бодхидхарма! В результате монах мгновенно получает просветление, которого добивался многие годы.
Вторая история о встрече ищущего с сенсеем. Молодой монах упорно искал сенсея, к которому мечтал попроситься в ученики. Но судьба никак не улыбалась ему. И вот наконец в какой-то таверне в полумраке он нечаянно задевает плечом какого-то человека. Тот поворачивается к нему и спокойно говорит: "Молись, а утром я убью тебя". Монах в своей комнате всю ночь молится и к утру достигает состояния мон-до. По описанию это состояние совпадает с формой сознания, которое в данной работе называется "ментальное сознание". Утром он выходит на площадку перед таверной в этом состоянии, чтобы сражаться со своим новым знакомым. Когда они выхватывают сабли, сенсей сразу же вкладывает ее опять в ножны, подходит к новому просветленному и говорит ему, что теперь он сам сенсей и победить его невозможно.
Первая относится к самому Бодхидхарме. Он имел обыкновение работать вместе с монахами и внешне никак от них не отличался. Его очень долго, очень настойчиво, преодолевая массу препятствий искал один монах, мечтая стать его учеником и под его руководством достигнуть просветления. Практически он уже вплотную приблизился к этому, ему не хватало лишь самого усилия по переходу. И вот он спрашивает у всех, где ему найти Бодхидхарму, ему показывают куда идти, и в конце концов он уже приходит в монастырь, основанный Бодхидхармой и спрашивает то же самое у него самого. Бодхидхарма поднимается, мгновение смотрит на монаха и неожиданно бьет его палкой, приговаривая, да я и есть Бодхидхарма! В результате монах мгновенно получает просветление, которого добивался многие годы.
Вторая история о встрече ищущего с сенсеем. Молодой монах упорно искал сенсея, к которому мечтал попроситься в ученики. Но судьба никак не улыбалась ему. И вот наконец в какой-то таверне в полумраке он нечаянно задевает плечом какого-то человека. Тот поворачивается к нему и спокойно говорит: "Молись, а утром я убью тебя". Монах в своей комнате всю ночь молится и к утру достигает состояния мон-до. По описанию это состояние совпадает с формой сознания, которое в данной работе называется "ментальное сознание". Утром он выходит на площадку перед таверной в этом состоянии, чтобы сражаться со своим новым знакомым. Когда они выхватывают сабли, сенсей сразу же вкладывает ее опять в ножны, подходит к новому просветленному и говорит ему, что теперь он сам сенсей и победить его невозможно.
Isstra
Любитель
3/14/2007, 6:08:29 PM
Как-то на юге мы, две девченки в то время, познакомились с довольно странным, вечно навеселе, дядечкой, который нам представился мастером дзена. С ним было очень интересно говорить обо всем, у него был компанейский характер, а все, что ему было надо - чтобы девушки угостили его бутылочкой красного вина. Никто его серьезно не воспринимал, но... иногда он шутя такое говорил! Фразы, которые озадачивали всерьез и надолго. Я тогда как раз под его влиянием и прочла Железную флейту. А еще, он однажды отвел нас в горы на водопад, про который не все местные знали... Пошаманил там немного - вина мы выпили, позагорали. А потом с двухметровой высоты прыгали в омут под водопадом - он был достаточно глубоким, метра три... Непередаваемые ощущения! Природы, солнца, ледяной, обжигающей воды и необычной умиротворенности.
Вне всякого сомнения, интересные люди эти дзен-буддисты.
Вне всякого сомнения, интересные люди эти дзен-буддисты.
Shariputra
Любитель
3/24/2007, 9:16:29 PM
(Shariputra @ 17.02.2007 - время: 19:41)Господа! А кто-нибудь из вас перeжил сатори, работая над коаном?
Что-то никто мне не отвечает,тогда отвечу сам. Размышляя над коаном, работая с ним, достичь просветления невозможно. Достичь ЭТОго получается только тогда, когда прекращается всякая деятельность! Тогда человек переживает то состояние, которое пережили Махакашьяпа и Шакьямуни Будда, на горе Коршуна. Сосан сказал:" Когда активность прекращается и восцаряется покой, этот покой, в свою очередь, является состоянием активности". Осуществляется прорыв в запредельное. Тогда ты в состоянии разделить хлопок двух ладоней, Хакуина, и услышать хлопок каждой ладони в отдельности. Так же, как каждый просветленный способен различить стакан воды, вылитой в море.
Что-то никто мне не отвечает,тогда отвечу сам. Размышляя над коаном, работая с ним, достичь просветления невозможно. Достичь ЭТОго получается только тогда, когда прекращается всякая деятельность! Тогда человек переживает то состояние, которое пережили Махакашьяпа и Шакьямуни Будда, на горе Коршуна. Сосан сказал:" Когда активность прекращается и восцаряется покой, этот покой, в свою очередь, является состоянием активности". Осуществляется прорыв в запредельное. Тогда ты в состоянии разделить хлопок двух ладоней, Хакуина, и услышать хлопок каждой ладони в отдельности. Так же, как каждый просветленный способен различить стакан воды, вылитой в море.
Ли Као
Любитель
3/28/2007, 11:13:40 PM
(Shariputra @ 17.02.2007 - время: 20:41) Господа! А кто-нибудь из вас перeжил сатори, работая над коаном?
если кто-то скажет, что да, я первый пойду посмотреть этого человека.
Здесь похоже стоит внести ясность. Несмотря на занимательность и остроумие, коаны вообще-то не являются притчами в общепринятом смысле слова, хотя и выглядят так. Скорее это импровизация Мастера с целью спровоцировать ученика к выходу в определенное состояние. Заметим, что ученик уже подготовлен к этому многолетней практикой, долгим послушанием (не обязательно в монастыре), медитациями и непрерывными молитвами во славу Будды. Он уже находится в необычном психологическом состоянии, которое наверно не передать нормальным языком, и коан Мастера только переводит его в психологическое состояние еще более своеобразное. Как бы взводит курок просветления...
Но только взводит...
Кстати, хотя иногда коаны повторяются, а многие из них стал классикой, Мастер "прислушивается" к самоощущению ученика и дает ему его личный, "индивидуальный" коан, который только и подходит к данной ситуации. После этого тому остается ждать или... получить удар мастера бамбуковой палкой по голове!!!
Лучшее описание процесса дается на мой взгляд у Ошо, в серии про дзенских Мастеров.
Так что, насчет сатори - это сильно!!!
А вот насчет самих коанов, это просто здорово, что их можно хотя бы прочитать и самому немножко поработать, постигая хотя бы капельку их смысла...
если кто-то скажет, что да, я первый пойду посмотреть этого человека.
Здесь похоже стоит внести ясность. Несмотря на занимательность и остроумие, коаны вообще-то не являются притчами в общепринятом смысле слова, хотя и выглядят так. Скорее это импровизация Мастера с целью спровоцировать ученика к выходу в определенное состояние. Заметим, что ученик уже подготовлен к этому многолетней практикой, долгим послушанием (не обязательно в монастыре), медитациями и непрерывными молитвами во славу Будды. Он уже находится в необычном психологическом состоянии, которое наверно не передать нормальным языком, и коан Мастера только переводит его в психологическое состояние еще более своеобразное. Как бы взводит курок просветления...
Но только взводит...
Кстати, хотя иногда коаны повторяются, а многие из них стал классикой, Мастер "прислушивается" к самоощущению ученика и дает ему его личный, "индивидуальный" коан, который только и подходит к данной ситуации. После этого тому остается ждать или... получить удар мастера бамбуковой палкой по голове!!!
Лучшее описание процесса дается на мой взгляд у Ошо, в серии про дзенских Мастеров.
Так что, насчет сатори - это сильно!!!
А вот насчет самих коанов, это просто здорово, что их можно хотя бы прочитать и самому немножко поработать, постигая хотя бы капельку их смысла...
Shariputra
Любитель
3/29/2007, 3:07:56 AM
(Ли Као @ 28.03.2007 - время: 19:13)
А вот насчет самих коанов, это просто здорово, что их можно хотя бы прочитать и самому немножко поработать, постигая хотя бы капельку их смысла...
В коанах вообще нет никакого смысла, в общепринятом смысле этого слова. Они из области трансцендентного, т.е.запредельного. И пытаться постичь капельку их смысла или весь их смысл, опираясь на игру воображения невозможно. Или ты переживаешь сразу, или со временем, но только полностью. И даже после постижения, если ты начнешь его обдумывать, появится загрязнение. А "немножечко поработать" над коаном,наверное не стоит. Древние мастера говорили, что изучать Дзен, надо так, как если бы вы спасали голову от огня.
А вот насчет самих коанов, это просто здорово, что их можно хотя бы прочитать и самому немножко поработать, постигая хотя бы капельку их смысла...
В коанах вообще нет никакого смысла, в общепринятом смысле этого слова. Они из области трансцендентного, т.е.запредельного. И пытаться постичь капельку их смысла или весь их смысл, опираясь на игру воображения невозможно. Или ты переживаешь сразу, или со временем, но только полностью. И даже после постижения, если ты начнешь его обдумывать, появится загрязнение. А "немножечко поработать" над коаном,наверное не стоит. Древние мастера говорили, что изучать Дзен, надо так, как если бы вы спасали голову от огня.