Александр Вертинский

DELETED
7/23/2009, 3:29:05 AM
Александр Вертинский


image

– очень многогранная личность: и актёр, и автор-исполнитель своих песен, и эстрадный шансонье, и поющий поэт – родоначальник авторской песни в нашей стране.

Краткая биография

Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года, в Киеве. Его отец занимался адвокатской и журналистской практикой. Брак Николая Вертинского с матерью Александра, Евгенией Сколацкой, не был
оформлен, так как первая жена не дала ему развода. В пять лет Александр остался сиротой – сначала внезапно умерла его мать, потом слёг от тоски с быстро развившейся чахоткой его отец. Мальчик был передан
на воспитание одной из своих тёть.

В детстве Александр учился плохо, из-за чего сначала был переведён из одной гимназии в другую, а затем и вообще исключён. В подростковом возрасте он становится другом дома Софьи Зелинской, преподавательницы
гимназии, у неё общается с целым созвездием знаменитостей – Николаем Бердяевым, Михаилом Кузминым, Марком Шагалом, Натаном Альтманом. Под их влиянием Александр пробует заниматься литературой,
артистической деятельностью, но первое его выступление проваливается из-за внезапно обнаружившегося страха перед аудиторией.

К двадцати годам Александр кем только не работал: продавцом открыток, грузчиком арбузов, корректором в типографии, помощником бухгалтера в гостинице. Решив найти применение своим талантам, пока не совсем
понятным даже ему самому, Александр уезжает в Москву.

В Москве Александр занимается в нескольких любительских литературных и театральных кружках, ставит спектакль по произведениям Александра Блока «Роза и Крест», становится вольным слушателем Московского
университета. Зарабатывает на жизнь уроками сценического мастерства, которые даёт «купеческим дочкам». После знакомства с футуристами, Вертинский перенял их манеру шокировать окружающих своим внешним
видом – он выходил на улицы в куртке с помпонами вместо пуговиц, набелённым лицом, моноклем в глазу и так далее.

Первую свою актёрскую работу Вертинский получил в театре Марии Арцыбушевой – она сама предложила ему попробоваться на актёрском поприще, а когда он спросил её о том, сколько он будет получать… «ни о
каком жаловании не может быть и речи, но… в три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами…»

В 1912 году Александр начал сниматься в кино, и к 1918 году успел поучаствовать во многих русских немых кинолентах в эпизодических ролях.

В 1913 году Вертинский пытался поступить в Художественный театр, но провалился на последнем этапе, войдя в «пятёрку лидеров». Станиславскому не понравилось, что он картавит…

В начале Первой мировой войны Вертинский служил в санитарном поезде, который, впрочем, вскоре расформировали. В 1915 году Вертинский вернулся в Москву.

В конце 1915 года к Вертинскому приходит слава – именно тогда он предложил Арцыбушевскому театру свой номер «Песенки Пьеро», с которым затем его приглашали и другие известные театры.

Приняв Февральскую революцию, Вертинский бежит от Октябрьской. В ноябре он даёт последние концерты в Москве и уезжает с гастролями на юг, последние концерты даёт в Севастополе, после чего уезжает за
границу, о чём начинает жалеть практически сразу же. Попав в Турцию, покупает паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса – тем самым он исключил себя из категории «русских эмигрантов»,
мог свободно ездить по миру и работать в различных странах, что он и делал.

Сначала Вертинский отправился в Румынию, но был там сочтён «советским агентом», поэтому он уехал в Польшу, где жил с 1923 по 1927 годы, много выступал в этот период, побывал с гастролями в Австрии,
Венгрии, Германии. В это же время женился в первый раз на еврейской девушке Рахиль, которая при регистрации брака была записана как Ирен Вертидис. Они быстро разошлись.

С 1927 года Вертинский живёт во Франции. Осенью 1934 он отправляется на гастроли по американским городам. В США ему предлагают снять фильм о его судьбе – препятствием стала необходимость знания
английского языка. Прекрасно говоривший по-французски и по-немецки, Александр терпеть не мог английскую речь. Фильм не состоялся.

После Франции Вертинский отправляется в Китай, где остаётся на восемь лет. Там он встретил свою вторую жену, Лидию Циргава, там у него родилась первая дочь. И там же он впервые попал в тяжёлые
финансовые условия. Работая в двух местах, чтобы прокормить семью, он каждый день выкупал из ломбарда свой фрак и каждый день нёс сдавать его обратно.

Основной аудиторией Вертинского за рубежом были российские эмигранты. Среди знаменитых иностранцев, посещавших его концерты, были: король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Вандербильты,
Ротшильды. Шаляпин называл Вертинского «великим сказителем земли русской».

Уже с начала 20-х годов Вертинский предпринимает попытки вернуться на Родину, обращается с этой просьбой к Луначарскому, во время его зарубежной поездки, но получает отказ. Несколько раз он повторял
эту просьбу – и столько же раз получал отказ. Только в 1943 году просьба Вертинского была удовлетворена, после письма, написанного на имя В.М. Молотова. После 23 лет эмиграции Вертинский с женой,
тёщей и маленькой дочерью приехал в СССР. Сразу после возвращения он начал выступать перед ранеными бойцами, давал по 24 концерта в месяц.

После окончания войны продолжил сниматься в кино: «Анна на шее», «Заговор обречённых» (получил за него Сталинскую премию), «Великий воин Албании Скандербег»…

На Родине у Вертинского родилась вторая дочь. Обе – Анастасия и Марианна – унаследовали от отца актёрский талант, стали замечательными актрисами, хотя Александр Вертинский не хотел для них такой судьбы,
считая, что актёрский хлеб слишком труден и нестабилен.

В конце жизни Вертинский начал писать мемуары: книгу «Четверть века без родины», рассказы «Дым», «Стёпа», книгу «Дорогой длинною…» Последняя осталась незаконченной.

Александр Николаевич Вертинский умер 21 мая 1957 года в Ленинграде.



DELETED
7/23/2009, 3:45:32 AM
Познакомимся последовательно с его творчеством

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

image

В Москве Вертинский пытается поступить в школу Художественного театра. Но его отчаянное грассирование ломает и этот план.
Он сходится с футуристами Маяковским и Бурлюком, – но что толку? Денег, как и перспектив, нет, как нет.
Наконец, хозяйка Арцыбушевского театра предлагает ему сделать номер для ревю в ее заведении. В качестве гонорара фигурируют борщ и котлеты за ее обеденным столом.
Вскоре Вертинский выходит на сцену в белом балахоне Пьеро, при мертвенном «лунном» свете и исполняет несколько своих номеров. И – чудо свершилось! – он замечен прессой и публикой.
«Остроумный и жеманный Александр Вертинский» (отзыв тогдашнего рецензента) нашел ли свое время, или время нашло его, – но образ печального, лукавого и изысканного паяца очень точно выразил дух
эпохи, полной тревожных предчувствий в поисках новых форм жизни и искусства. Хрупкость, эфемерность индивидуального существования (все равно, беспечного ли или, чаще, трагического) – вот основной
пафос его «ариеток».
Был 1913 год, – канун «неслыханных перемен, невиданных мятежей»…
Начинался не календарный, а настоящий, исторический XX век.

Юность в Москве

image

В Москве появляется много новых знакомых. Сюда приезжает его сестра, актриса, Надя. Они поселились вместе в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Кстати, как ни странно, вернувшись на Родину из эмиграции
Вертинский получит квартиру в том же доме, только в другом подъезде. Александр выступает в разных кружках - то литературных, то драматических, даже ставил какую-то блоковскую пьесу. В это время он первый
раз понюхал кокаин и пристрастился к нему.

Вскоре Вертинский попадает в театр миниатюр, который держала Марья Николаевна Арцыбушева с мужем Юрием Константиновичем в Мамоновском переулке по Тверской. Вспомнив о своих поэтических способностях,
он решил написать острые пародии на злобу дня: "Танго", "Фурлана", "Теплый грех". Эти номера принесли первый успех, и если начиная работать в театре Александр получал символическую плату:
"борщ и котлеты", - то теперь уже ему было положено жалование двадцать пять рублей в месяц. Но увы... деньги эти шли главным образом на покупку кокаина.

В сентябре 1913 года он сдавал экзамен в Московский Художественный театр на прием статистов, но не был принят.

Началась война. Александр попал на санитарный поезд, начальником которого был граф Никита Толстой. Весь 1914-й и 1915-й он провел, работая "как зверь", в поезде. Лишь в начале 1916 года поезд был
расформирован, Александр вернулся в Москву, и опять завертелся в богеме. Вскоре он узнал о смерти своей сестры от передозировки кокаина. Сам он к этому времени уже справился с этой пагубной привычкой.
Однако, сестра Надя была для него единственно близким человеком во всей Москве...

В России началось новое течение в искусстве, известное под названием футуризма. Для Александра это было превосходным средством обратить на себя внимание. В одном из кружков он познакомился с Маяковским.
DELETED
7/23/2009, 3:56:01 AM

image



_
DELETED
7/23/2009, 4:02:56 AM

image



_
DELETED
7/23/2009, 9:14:40 PM
Война. Революция

image

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил
со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером. Где-то в эот период Вертинский меняет костюм Пьеро на фрак.

Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал,
что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в
Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер
Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну
единственную песню: "То, что я должен сказать".

Вскоре события гражданской войны приводят Вертинского в Севастополь, откуда он переправляется в Константинополь на корабле бегущих от Красной Армии белогвардейцев.

"То, что я должен сказать"



DELETED
7/24/2009, 3:34:41 PM
Война. Революция - это было несколько позже. Остановимся на начале творческого пути.
Первые громкие успехи Александра Вертинского относятся к 1913- 1914 годам. Юноша, пытавшийся стать драматическим актером, пробовавший писать стихотворения и рассказы и даже печатавший свои литературные опыты в киевских газетах и журналах, вдруг начал выступать в концертах с песенками собственного сочинения и быстро прославился. Никто не думал тогда, что успех Вертинского окажется длительным. Но постепенно его песенки завоевывали все большую популярность.






image

Он тогда выступал в костюме Пьеро, с набеленным лицом, резко подведенными бровями и умел быть одновременно и грустным, и ироничным, и мечтательным, и насмешливым. Писатель Юрий Олеша впоследствии вспоминал: «Это было оригинально и производило чарующее впечатление».

1915 "Ах, солнечным, солнечным маем.. " (Минуточка) Вертинский А.



DELETED
7/26/2009, 10:16:22 AM
1916 "Ночью на кладбище строгое... " (Безноженка) Вертинский А.


image



DELETED
7/26/2009, 10:18:54 AM
1916 "Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы... " (Лиловый негр) Вертинский А.


image



Семёныч
7/26/2009, 11:42:18 PM



Одна из сильнейших песен Вертинского. К величайшему сожалению у меня нет этой песни в авторском исполнении. Я выложу эту песню на военных песнях...
DELETED
7/27/2009, 1:06:21 AM
Песня "То, что я должен сказать" ("Я не знаю зачем, и кому это нужно…")Октябрь 1917
занимает особое место в поэзии А. Вертинского, знаменуя собой поворотный момент его творчества. Однако о потрясении основ художественного мира говорить не приходится. (Или с теми же оговорками, как о "реализме" А. Блока, чей узкокружковый мистический символизм, очевидно, не сошел на нет, а приобрел иной характер). По "реалистической" канве А. Вертинский прокладывает знакомые "театральные" узоры.
Автор-лирический герой словно сам "отпевает" убитых: ведь юнкеров хоронят "молча" ("Осторожные зрители молча кутались в шубы…"), "священник" же присутствует только номинально, "по этикету". Ассоциации с заупокойной молитвой подкрепляются аллюзией:

Опустили их в Вечный Покой! -

на первые слова церковной службы. Таким образом, А. Вертинский, как и большинство художников того времени: А. Блок, М. Булгаков, М. Цветаева, И. Шмелев и т.д., проецирует события "окаянных дней" в вечность. Слепота и беспомощность человека перед враждебными силами бытия - так можно "прочесть" ряд умолчаний первой строфы:

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть…

Живые, по А. Вертинскому, выглядят "зрителями" этой бессмысленной трагедии. Их трусливая "осторожность" подмечена с едким сарказмом. Но узнаваемая антитеза "святые воины-мученики / предатели"



DELETED
7/27/2009, 3:57:31 AM
1916 год
И хронологически, и типологически творчество А. Вертинского принадлежит эпохе серебряного века. Это подтверждает не только наличие в его репертуаре песен на стихи современников - А. Блока, А. Ахматовой, Г. Иванова, В. Маяковского, И. Северянина и др., - а также явные и скрытые переклички с поэзией начала века в оригинальных текстах.
Показательно "футуристическое" самоопределение начинающего артиста, все равно - действительное или постфактум. Важен не самый факт той или иной теоретико-литературной устремленности (пока не обнаружено ни одной подписи А. Вертинского под какими-либо манифестами), а пафос принадлежности к новому искусству: концептуальная установка на эпатаж, театральность.
"Я просиживал там (в киевском кабачке) дни и ночи - долговязый, презрительный и надменный, во фраке, всегда с живым цветком в петлице, снобирующий все и вся. Я эпатировал буржуа!"
"Мы, богема того времени, - были напичканы до краев "динамитом искусства", мы могли сказать новое. Но нас никуда не пускали и не давали высказаться". "Еще до войны в России началось новое течение в искусстве, известное под названием футуризма. В переводе это означает "искусство будущего". Прикрываясь столь растяжимым понятием, можно было в конце концов делать все что угодно. Для нас - молодых и непризнанных - футуризм был превосходным средством обратить на себя внимание.
Мы, объявившие себя футуристами, носили желтые кофты с черными широкими полосками, на голове цилиндр, а в петлице деревянные ложки. Мы размалевывали себе лица, как индейцы, и гуляли по Кузнецкому, собирая вокруг себя толпы. Мы появлялись в ресторанах, кафе и кабаре и читали там свои заумные стихи, сокрушая и ломая все веками сложившиеся вкусы и понятия".
И новый поворот темы - в письме Льву Никулину: политическая апология русского модернизма как оправдание собственного творческого пути, кровно с ним связанного: "Мы голодали, ходили в рваных ботинках, спали закокаиненные за столиками "Комаровки" - ночной чайной для проституток и извозчиков, но… не сдавались! Пробивались в литературу, в жизнь! Ходили в желтых кофтах по Кузнецкому, в голову нам летели пустые бутылки оскобленных буржуев, и Володькина (Маяковского) голова была мною спасена в "Бродячей собаке" в Петербурге, ибо я ловил бутылки и бросал их обратно в публику! Было время - горячее, страшное, темное. Мы жили "вслепую к свету" - сами еще не зная ничего, что сегодня нам так ясно разъяснил марксизм и ленинизм! <…> мы были интуитивно с большевиками…".
"Новое" искусство А. Вертинского - яркое воплощение в высшей степени характерного для стиля эпохи художественного синтеза. Идея синтеза тогда "…буквально "носилась в воздухе", побуждая к творчеству не только художников, но и философов, и представителей других областей знания". Обнимая все сферы культуры, синтез "…вовсе не обязательно проявлялся… в том преломлении, которое характерно для художников символистских кругов".
А. Вертинский не работал в жанре песни как таковой. Каждый номер его "программы" являл собой нерасторжимое единство поэтического, музыкального, живописного и эстрадно-театрального искусств. "Фирменным знаком" раннего А. Вертинского стала, как мы уже сказали, маска Пьеро. Нет нужды распространяться, насколько популярны и даже модны были мотивы commedia dell arte на рубеже веков (не только в России). Мы встретим их у поэтов А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, др., художников А. Бенуа, К. Сомова, Н. Сапунова, П. Сезанна, П. Пикассо, режиссеров-постановщиков Вс. Мейерхольда, М. Фокина и многих других. "Печальный Пьеро" А. Вертинского не был расчетливым копированием этого образа в надежде на успех. Критики могли называть (и называли) его "декадентом", ощущая в нем эстетизм, характерное для декадентства состояние "скорби" и безысходности, но отнюдь не "подражателем".
Но главное не то, что А. Вертинский создал собственный вариант этого образа - маска была необходима артисту как крайне важный элемент жанра, своего рода "внутренняя форма" его произведений.
Условность маски как нельзя лучше отвечала условности искусства А. Вертинского, иронического по сути.


1916 "Спи, мой мальчик милый, за окошком стужа... " (Снежная колыбельная)



DELETED
7/27/2009, 4:16:40 AM
К сожалению не нашел в исполнении Вертинского А.

1916 "Что Вы плачете здесь, одинокая, бедная деточка... " (Кокаинетка) Вертинский А.


image



DELETED
7/27/2009, 5:22:43 AM
1917 "В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком... " (Бал Господен) Вертинский А.

Личность, судьба, творчество А. Вертинского навсегда сохранили отпечаток серебряного века. Не трафаретный, но неповторимый "оттиск" стиля эпохи.


image



DELETED
7/27/2009, 5:31:36 AM
1917 "Пей, моя девочка, пей, моя милая... " (Пей, моя девочка) Вертинский А.

Приняв Февральскую революцию, Вертинский бежит от Октябрьской. В ноябре он даёт последние концерты в Москве и уезжает с гастролями на юг, последние концерты даёт в Севастополе, после чего уезжает за границу, о чём начинает жалеть практически сразу же. Попав в Турцию, покупает паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса – тем самым он исключил себя из категории «русских эмигрантов», мог свободно ездить по миру и работать в различных странах, что он и делал.


image



DELETED
7/27/2009, 5:36:44 AM
1917 "В нашу комнату Вы часто приходили", Пес Дуглас Вертинский А.

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером. Где-то в этот период Вертинский меняет костюм Пьеро на фрак.

image



DELETED
7/27/2009, 5:40:26 AM
1918 "Слава тебе, безысходная боль... " (Сероглазый король) Ахматова.

Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал, что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну единственную песню: "То, что я должен сказать".

Вскоре события гражданской войны приводят Вертинского в Севастополь, откуда он переправляется в Константинополь на корабле бегущих от Красной Армии белогвардейцев.

image



Opium99
7/27/2009, 11:35:38 PM
Великий Пьеро Русской Эстрады!!! То что я должен сказать....

DELETED
7/28/2009, 3:53:17 AM
Постепенно Вертинский становится знаменитостью. В это время он выступал в Петровском театрике, который держала Марья Николаевна Нинина-Петипа, бывшая актриса, происходившая из славной театральной династии Петипа. Билеты на его выступления раскупались на неделю вперед, его гонорар составлял уже сто рублей в месяц. Нотные магазины на Петровке были завалены нотами: "Креольчик", "Жамэ", "Минуточка". В витринах Аванцо на Кузнецком и в кафе у "Сиу" стояли его портреты в костюме Пьеро. Вместе с этим театриком Александр начинает гастролировать. Он побывал в Киеве, Тбилиси и других городах. Его концерты вызывали и восторги, и негодования, но тем не менее публика шла на концерты лавой. Александр продолжал писать новые песни-новеллы, где был прежде всего сюжет, содержание, действие, которое развивается и приходит к естественному финалу: "Безноженька", "Кокаинетка", "Бал Господен", "Лиловый негр", "Оловянное сердце" и другие. Он заказывает себе новый костюм Пьеро - черный вместо белого, и Москва разукрашивается огромными афишами: "Бенефис Вертинского". Это было 25 Октября 1917 года - день начала Великой Октябрьской революции.

По приглашению Леонидова (крупный антрепренёр в театральном мире того времени, возивший по провинции крупных гастролёров: Художественный театр, Собинова, Гельцер, Нежданову...) Вертинский уезжает на гастроли. Первый город был Екатеринослав, где его встретила тысяча двести зрителей. Концерт прошел с неожиданно большим успехом. Зал дрожал от исступленных аплодисментов. С этого времени Вертинский начинает делать аншлаги и получать большие гонорары.

Ещё до того, как Вертинский начал выступать со своими песенками ему довелось подрабатывать на первой русской кинофабрике Ханжонкова. Он снялся в фильме по рассказу Льва Толстого "Чем люди живы" в роли "ангела". На киностудии у Вертинского завязалась крепкая и долгая дружба с Иваном Мозжухиным, тогда считавшимся первым актёром у Ханжонкова.

Позже Вертинский снимался в таких картинах как: "Обрыв", "Суфражистки", "Любимый бродяга", "Король без венца". Но после первых концертных успехов отказался от кинематографа очень надолго.


image

Все 1917 и 1918 годы Вертинский много гастролировал в разных городах: Одесса, Ростов, Екатеринослав, бывал на Кавказе и в Крыму. Его возили то Леонидов и Варягин, то Галантер и Гросбаум, иногда он ездил со своим театриком Марии Николаевны, иногда сам договаривался с каким-нибудь театром миниатюр и пел отдельным номером.

1918 "Три юных пажа покидали... " (Три пажа) Теффи.





Между тем контрреволюция поднимала голову. Формировалась белая армия. В Москве жить становилось все труднее. Советская власть никого не удерживала, и Вертинский решил уехать в Киев. Никто тогда не знал, что с Москвой он расстается на целых двадцать пять лет. Из Киева Вертинский попадает в Харьков, где дает множество концертов и знакомится с актрисой Валентиной Саниной. Из Харькова Вертинский попадает в Одессу. Здесь с ним произошёл запоминающийся случай. Однажды ночью его поднял с постели белогвардейский офицер и отвёз в походный вагон генерала Слащёва. Рядом с генералом как обычно находился юнкер Ничволодов или Лида, его любовниц, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Все в вагоне нюхали кокаин. Привезли артиста только для того, чтобы услышать одну единственную песню: "То, что я должен сказать".
DELETED
7/28/2009, 4:03:56 AM
image

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ ВЕРТИНСКОГО
Прокофьев Вячеслав

О Валентине Саниной ходили легенды. Редкий мужчина не терял дара речи от ее неземной красоты, русых с легкой рыжинкой волос, утонченных манер, необузданного - то солнечно-радужного, то грозового характера.
"Она обладала каким-то невероятным магнетизмом, который сейчас встречается крайне редко. Таких, как она, в начале века называли роковыми женщинами", - рассказывал мне знаток и историк моды, автор книги
"Красота в изгнании" житель Парижа Александр Васильев.

Дата рождения Валентины Саниной окутана тайной. В США, где в течение 30 лет существовал ее Дом моды, свято верят в то, что Валентина появилась на свет в Киеве 1 мая 1904 года. Более глубокое же изучение
российского периода ее биографии показывает, что, скорее всего, родилась она на десять лет раньше, а свой возраст убавила, когда перебралась на постоянное жительство в Нью-Йорк. Чтобы убедиться в этом,
достаточно вспомнить детальное описание сцены знакомства знаменитого певца Александра Вертинского с Валентиной Саниной, которое произошло в 1918 году в небольшом артистическом кафе в Харькове.
"Маленький знакомый мне по Киеву суфлер Волынский повел меня в бар. Было еще рано, часов девять, - писал "русский Пьеро". На высоком табурете сидела молодая красивая женщина. "Познакомьтесь, - сказал он.
- Валентина Санина". На меня медленно глянули безмятежно-спокойные, огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна,
эта женщина. Ее голова была точно в золотой короне. У нее были раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко ироничный рот. Кроме того, она была похожа на пушистую ангорскую кошку".
Из описания следует, что Вертинский встретил в 1918 году именно молодую взрослую женщину, а не подростка, каким она должна была быть, если бы действительно родилась в 1904 году. Женщину очаровательную,
знающую себе цену, которая к тому времени уже окончила драматические курсы и выступала на сцене. "Я понял, что погиб, но без боя сдаваться не собирался, - писал многие десятилетия спустя Вертинский.
- Так же спокойно я разглядывал ее. На ней было черное, глухое, до горла платье, а на шее висел на ленточке белый хрустальный крест. К сожалению, меня узнала публика, и через несколько минут уже окружили
актеры, актрисы и разные люди. Меня тормошили, целовали, обнимали и расспрашивали. Это была обычная тогда картина моего появления в каком-нибудь публичном месте. Когда ажиотаж вокруг меня несколько поутих,
Санина, иронично улыбаясь, сказала:
- И вам не надоело все это?
- Что именно?
- Ну... это... идолопоклонство.
- Разумеется, надоело, - ответил я. - Я вот мечтаю подыскать себе дублера.
Она рассмеялась.
- Бедненький! - сказала она. - Мне вас жаль. И давно это с вами?
- О да!.. Уже года три.
Она покачала головой:
- Лечиться надо.
- Чем?
- Не знаю. Чем-нибудь... В монастырь идите. Может, поможет.
- Еще чего! - удивился я. - Пойдемте лучше в зал. Уже начинается программа.
Мы вышли из бара и сели за столик. Так началась "история моей болезни".
"Болезни", имя которой была любовь. Скорее всего, она носила для Вертинского односторонний характер. Несомненно, Валентине Саниной льстило внимание этой знаменитости, и она была близка с ним - но только
тогда, когда этого хотелось ей. Валентина умела очаровывать мужчин и держать их на коротком поводке. Вертинский посвятил золотоголовой прелестнице множество романсов. "Вы стояли в театре за кулисами",
"То не ветер играет терновником". Из некоторых, таких, как "Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?", "Ты ушла на свиданье с любовником, я снесу, я стерплю, я смолчу", становится ясно, что
отношения с Саниной для Вертинского были и сладостны, и мучительны. Именно в Харькове накануне разрыва все в том же роковом 1918 году были написаны такие строчки:
Это все, что от Вас осталось,
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце
немножко сжалось,
В нем уже не осталось слез.
Все окончилось так нормально.
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.
Сердечная рана, нанесенная Вертинскому, кровоточила еще долго. Долго он хранил и ее письма. Тридцать лет спустя, уже в 1949 году, Вертинский писал о Валентине Саниной:
Мыши съели Ваши
письма и записки.
Как забавны
"незабвенные"слова!
Как Вы были мне
когда-то близки!
Как от Вас
кружилась голова!
Как в дальнейшем сложилась судьба "роковой Валентины"? Вскоре она познакомилась с Георгием Шлеем, предпринимателем и впоследствии продюсером. В 1921 году выходит за него замуж и бежит от большевиков
сначала в Италию, а затем во Францию, где несколько сезонов играет в знаменитой труппе Никиты Балиева "Летучая мышь". В 1923 году супруги оказываются в Нью-Йорке. Георгий за океаном становится Джорджем
и превращается в весьма удачливого театрального импресарио. Муж и жена вращаются в кругу бомонда, где по достоинству оцениваются туалеты, созданные собственноручно Валентиной. В эпоху, когда в моде был
подростковый стиль "гарсон" с заниженными талиями и короткой стрижкой, Санина стала проводницей женственного стиля длинных платьев с широкими рукавами и естественной линией силуэта. Добавьте к этому
славянскую красоту и артистичность россиянки - и вы получите формулу успеха основанного ею Дома моды, который носил ее имя - "Валентина". Кулон-подвеска в виде хрустального креста, о котором писал
Вертинский, становится фирменным знаком. Ее клиенты - голливудские "звезды" первой величины - Пола Негри, Марлен Дитрих, Клодетт Кольбер. Тесная дружба связывает Валентину с Гретой Гарбо. Общепризнано,
что экранный имидж великой актрисы был создан Валентиной. Именно она придумала для Греты стиль в одежде, форму шляп, прически.
Правда, как это порой случается в жизни, ближайшая подруга оказалась коварной соперницей и увела у Валентины мужа. Скандал был потрясающей силы. Джордж Шлей бросил Валентину и перебрался к кинозвезде.
Надо полагать, что свою роль в этой измене сыграл тяжелый, властный характер русской красавицы. Уже позже Джордж сознался приятелю художнику Дмитрию Бушену из группы "Мир искусства" в том, что Грета Гарбо, особа, по воспоминаниям современников, весьма своенравная, "была по сравнению с Валентиной просто ангелом".
До конца своих дней Санина сохраняла ненависть к своей сопернице. Забавная деталь: Валентина жила с Гретой в одном доме, но на разных этажах. Так вот, с консьержем у нее была договоренность, в соответствии
с которой тот предупреждал россиянку о выходах Гарбо: таким образом она избегала случайных встреч с актрисой в лифте или подъезде.
Дом моды "Валентина" просуществовал до 1957 года - свыше тридцати лет. В 1950-м она даже выпустила ставшие популярными духи "Майун" - "Мои собственные". С Вертинским Валентина после штормовых революционных лет встретилась лишь однажды в Нью-Йорке в середине 30-х, когда она была в апогее своей славы модельерши, а он - желанным гастролером. Скончалась Валентина Санина в 1989 году.

"Буйный ветер играет с терновником... " (Буйный ветер) Блок А.



DELETED
7/28/2009, 3:04:41 PM

image

Начинается следующий этап творческого пути Александра Вертинского - ЭМИГРАЦИЯ.
После большевистского переворота Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс "То, что я должен сказать", написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров,
возбудил интерес ЧК, куда и вызвали артиста для дачи объяснений по поводу сочувствия к врагам революции. Сохранилась легенда, будто бы Вертинский возмущенно заметил чекистам:
"Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!". На что получил четкий и лаконичный ответ: "Надо будет, и дышать запретим!"

Это Вертинскому совершенно не подходило, поэтому в конце 1917 г. он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России.
Почти два года он провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров и в литературно-артистических обществах; объехал Екатеринослав, Одессу, Харьков, Ялту, Севастополь.
Вертинский покинул Россию в начале 1920 г., выехав в Константинополь на пароходе "Великий князь Александр Михайлович".

Не удалось найти чтобы выложить песни относящиеся к началу творческого пути (может быть что-то пропустил -?):

1916-17 "Ах, вчера умерла моя девочка бедная... " (Аллилуйя) Вертинский А.

АЛЛИЛУЙЯ

М. Юрьевой

Ах, вчера умерла моя девочка бедная,
Моя кукла балетная в рваном трико.
В керосиновом солнце закружилась, победная,
Точно бабочка бледная, - так смешно и легко!

Девятнадцать шутов с куплетистами
Отпевали невесту мою.
В куполах солнца луч расцветал аметистами.
Я не плачу! Ты видишь? Я тоже пою!

Я крещу твою ножку упрямую,
Я крещу твой атласный башмак.
И тебя, и не ту и ту самую,
Я целую - вот так!

И за гипсовой маской, спокойной и строгою,
Буду прятать тоску о твоих фуэте,
О полете шифонном... и многое, многое,
Что не знает никто. Даже братья Патэ!

Упокой меня. Господи, скомороха смешного,
Хоть в аду упокой, только дай мне забыть, что болит!
Высоко в куполах трепетало последнее слово
"Аллилуйя" - лиловая птица смертельных молитв.

1916-17 "Вы из фарфора, Вы хрупкий. Вы нежный, и тронуть боюсь... " (Фарфоровый Пьеро) Оленин. Е.
Е.Оленин
Фарфоровый Пьеро

Вы из фарфора,
Вы хрупкий и нежный,
и тронуть боюсь,
а вдруг разобью?...
Пьеро,Вы изящный.
Пьеро,Вы прелестный,
Ну как же Вас тронуть?
Нет сил.Не могу.
И восхищаться могу лишь я Вами,
Пьеро мой изящный,
Вы славный такой...
Могу любоваться
я целыми днями
Игрушкою редкой
цены дорогой.

1917 "Спи, мой мальчик, спи, мой чиж... " (Колыбельная) Саша Черный.
Колыбельная
Спи, мой мальчик, спи, мой чиж...

Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи, мой сын,
Нет последствий без причин.

Черный гладкий таракан
Важно лезет под диван,
От него жена в Париж
Не сбежит, о нет, шалишь!

С нами скучно. Мать права.
Н о в ы й гладок, как Бова,
Н о в ы й гладок и богат,
С ним не скучно... Так-то, брат!

А-а-а! Огонь горит,
Добрый снег окно пушит.
Спи, мой кролик, а-а-а!
Все на свете трын-трава...

Жили-были два крота...
Вынь-ка ножку изо рта!
Спи, мой зайчик, спи, мой чиж, —
Мать уехала в Париж.

Чей ты? Мой или его?
Спи, мой мальчик, ничего!
Не смотри в мои глаза...
Жили козлик и коза...

Кот козу увез в Париж...
Спи, мой котик, спи, мой чиж!
Через... год... вернется... мать...
Сына нового рожать...

1918 "Это все, что от Вас осталось... " (Все, что осталось) Вертинский А.
Все, что осталось

Это все, что от Вас осталось,-
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце немного сжалось,
В нем уже не осталось слез.

Вот в субботу куплю собаку,
Буду петь по ночам псалом,
Закажу себе туфли к фраку...
Ничего. Как-нибудь проживем.

Все окончилось так нормально,
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.