Кто такой Рюрик и варяги?
Кудесник-Воскресший
Профессионал
2/28/2007, 2:45:38 PM
Вот у меня зашёл спор с dato2105 , по поводу происхождения Рюрика. Кто же он такой? Каковы его корни? И что означает слово варяг?
По какой истории мы живём, написанной при СССР (согласной с снорманичесской теорией) или наших дней ( представленная ещё Михаилом Васильевичем Ломоносовым)?
Кто как считает???
По какой истории мы живём, написанной при СССР (согласной с снорманичесской теорией) или наших дней ( представленная ещё Михаилом Васильевичем Ломоносовым)?
Кто как считает???
igore
Мастер
2/28/2007, 10:58:33 PM
(Кудесник-Воскресший @ 28.02.2007 - время: 11:45) истории ... написанной при СССР (согласной с снорманичесской теорией)
Кудесник-Воскресший
Профессионал
3/1/2007, 1:19:32 AM
(igore @ 28.02.2007 - время: 19:58) (Кудесник-Воскресший @ 28.02.2007 - время: 11:45) истории ... написанной при СССР (согласной с снорманичесской теорией)
igore, я имел ввиду историю по советским учебникам, где соглашаются с норманистами...
Антинорманнская теория сформировалась практически сразу же после возникновения норманнской. Её основоположником выступил М.В. Ломоносов. Он оспорил выводы Миллера и Шлёцера, обратив внимание учёных на то, что при внимательном изучении текста «Повести временных лет» нельзя обнаружить ни одного где бы летописец отождествлял варягов и скандинавских викингов. Более того, в перечне народов, населяющих Европу – «Предел Афетов» - «Повесть временных лет» не помещает варягов в Скандинавию.
https://www.lib.ru/DEMIN/varyagi.txt
https://www.hronos.km.ru/libris/lib_l/lomon08.html
https://www.internet-school.ru/demo/302900?page=4
https://www.rg.ru/printable/2004/09/15/varyagi.html
https://www.lebed.com/2005/art4239.htm
Про имена князей Ломоносов говорил, что если они и звучат действительно не по-славянски, «…то и в скандинавских языках они не имеют никакого знаменования». Выводы Ломоносова относительно имён подтверждаются данными скандинавских саг, где имя Рюрик встречается один или два раза, а имена Трувор и Синеус не встречаются вовсе, зато шесть или семь раз имя Рюрик встречается в кельтских легендах. Ломоносов, внимательно изучив текст «Повесть временных лет», предположил, что местоположением варягов было южное побережье Балтийского моря (Поморье), в IX в. действительно заселённое славянскими племенами, оставившими богатую топонимику. Многие из старинных славянских городов существуют и доныне, изменились только названия (Бранибор – Бранденбург, Старград – Ольденьбург, Колобжег – Кольберг и т.д.) Что касается тезиса о пришедших «из заморья» князьях, то Ломоносов считал, что для ильменских славян любой корабль, вошедший в Невское устье, был кораблём «из заморья».
В конце-концов учась в школе и в университете, я везде слышал от преподавателей о западнословянском происхождении Рюрика и варягов.
igore, я имел ввиду историю по советским учебникам, где соглашаются с норманистами...
Антинорманнская теория сформировалась практически сразу же после возникновения норманнской. Её основоположником выступил М.В. Ломоносов. Он оспорил выводы Миллера и Шлёцера, обратив внимание учёных на то, что при внимательном изучении текста «Повести временных лет» нельзя обнаружить ни одного где бы летописец отождествлял варягов и скандинавских викингов. Более того, в перечне народов, населяющих Европу – «Предел Афетов» - «Повесть временных лет» не помещает варягов в Скандинавию.
https://www.lib.ru/DEMIN/varyagi.txt
https://www.hronos.km.ru/libris/lib_l/lomon08.html
https://www.internet-school.ru/demo/302900?page=4
https://www.rg.ru/printable/2004/09/15/varyagi.html
https://www.lebed.com/2005/art4239.htm
Про имена князей Ломоносов говорил, что если они и звучат действительно не по-славянски, «…то и в скандинавских языках они не имеют никакого знаменования». Выводы Ломоносова относительно имён подтверждаются данными скандинавских саг, где имя Рюрик встречается один или два раза, а имена Трувор и Синеус не встречаются вовсе, зато шесть или семь раз имя Рюрик встречается в кельтских легендах. Ломоносов, внимательно изучив текст «Повесть временных лет», предположил, что местоположением варягов было южное побережье Балтийского моря (Поморье), в IX в. действительно заселённое славянскими племенами, оставившими богатую топонимику. Многие из старинных славянских городов существуют и доныне, изменились только названия (Бранибор – Бранденбург, Старград – Ольденьбург, Колобжег – Кольберг и т.д.) Что касается тезиса о пришедших «из заморья» князьях, то Ломоносов считал, что для ильменских славян любой корабль, вошедший в Невское устье, был кораблём «из заморья».
В конце-концов учась в школе и в университете, я везде слышал от преподавателей о западнословянском происхождении Рюрика и варягов.
Гамадрил
Мастер
3/1/2007, 5:50:51 AM
М.Вульф
Профессионал
3/1/2007, 2:28:56 PM
Все чаще встречается в инете такое явление, как "антинорманнизм". Некоторые люди высказываются, что "норманнская теория"- искусственно созданное явление для обоснования права поздних Романовых на престол, которые уже не имели отношение к русским. А так, пошли проторенным "норманнцами" путем.
https://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Rus...egin/otvet.html
https://russkysam.narod.ru/10-07.htm
https://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Rus...egin/otvet.html
https://russkysam.narod.ru/10-07.htm
Ли Си Цын
Мастер
3/1/2007, 5:56:47 PM
(Кудесник-Воскресший @ 28.02.2007 - время: 22:19) (igore @ 28.02.2007 - время: 19:58) (Кудесник-Воскресший @ 28.02.2007 - время: 11:45) истории ... написанной при СССР (согласной с снорманичесской теорией)
igore, я имел ввиду историю по советским учебникам, где соглашаются с норманистами...
Что-то я не помню советских учебников так уж активно соглашавшихся с норманисткой теорией... Наверное память плохая...
а имена Трувор и Синеус не встречаются вовсе...
Вообщем то существует версия, что приглашение трех "варяжских" князей, - это уже изобретение автора Повести временных лет, получившееся в результате неправильного понимания рассказа о приходе Рюрика. И вместо "пришли Рюрик, Трувор и Синеус" следует читать "пришел Рбрик с верными войнами (дружиной) и родичами"...
Ломоносов, внимательно изучив текст «Повесть временных лет», предположил, что местоположением варягов было южное побережье Балтийского моря (Поморье), в IX в. действительно заселённое славянскими племенами, оставившими богатую топонимику. Многие из старинных славянских городов существуют и доныне, изменились только названия (Бранибор – Бранденбург, Старград – Ольденьбург, Колобжег – Кольберг и т.д.) Что касается тезиса о пришедших «из заморья» князьях, то Ломоносов считал, что для ильменских славян любой корабль, вошедший в Невское устье, был кораблём «из заморья».
В конце-концов учась в школе и в университете, я везде слышал от преподавателей о западнословянском происхождении Рюрика и варягов.
Честно говоря, большого противоречия я здесь не вижу. В этот период западнославянские племена Поморья имели очень тесные связи со своими ближайшими соседями, - скандинавами. Связи были и культурные, и династические и военные. Предполагаю, что межплеменные браки были тоже не редкость. Так что скорее важно не откуда пришел Рюрик (с Южного побережья Балтики, из Швеции или Фрисландии), а важно скорее с кем он себя отождествлял, - со славянами или скандинавами...
igore, я имел ввиду историю по советским учебникам, где соглашаются с норманистами...
Что-то я не помню советских учебников так уж активно соглашавшихся с норманисткой теорией... Наверное память плохая...
а имена Трувор и Синеус не встречаются вовсе...
Вообщем то существует версия, что приглашение трех "варяжских" князей, - это уже изобретение автора Повести временных лет, получившееся в результате неправильного понимания рассказа о приходе Рюрика. И вместо "пришли Рюрик, Трувор и Синеус" следует читать "пришел Рбрик с верными войнами (дружиной) и родичами"...
Ломоносов, внимательно изучив текст «Повесть временных лет», предположил, что местоположением варягов было южное побережье Балтийского моря (Поморье), в IX в. действительно заселённое славянскими племенами, оставившими богатую топонимику. Многие из старинных славянских городов существуют и доныне, изменились только названия (Бранибор – Бранденбург, Старград – Ольденьбург, Колобжег – Кольберг и т.д.) Что касается тезиса о пришедших «из заморья» князьях, то Ломоносов считал, что для ильменских славян любой корабль, вошедший в Невское устье, был кораблём «из заморья».
В конце-концов учась в школе и в университете, я везде слышал от преподавателей о западнословянском происхождении Рюрика и варягов.
Честно говоря, большого противоречия я здесь не вижу. В этот период западнославянские племена Поморья имели очень тесные связи со своими ближайшими соседями, - скандинавами. Связи были и культурные, и династические и военные. Предполагаю, что межплеменные браки были тоже не редкость. Так что скорее важно не откуда пришел Рюрик (с Южного побережья Балтики, из Швеции или Фрисландии), а важно скорее с кем он себя отождествлял, - со славянами или скандинавами...
DELETED
Акула пера
3/1/2007, 9:17:33 PM
(Ли Си Цын @ 01.03.2007 - время: 13:56) Честно говоря, большого противоречия я здесь не вижу. В этот период западнославянские племена Поморья имели очень тесные связи со своими ближайшими соседями, - скандинавами. Связи были и культурные, и династические и военные. Предполагаю, что межплеменные браки были тоже не редкость. Так что скорее важно не откуда пришел Рюрик (с Южного побережья Балтики, из Швеции или Фрисландии), а важно скорее с кем он себя отождествлял, - со славянами или скандинавами...
Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Гамадрил
Мастер
3/2/2007, 12:38:09 AM
(ВАЛЕТ @ 01.03.2007 - время: 18:17) (Ли Си Цын @ 01.03.2007 - время: 13:56) Честно говоря, большого противоречия я здесь не вижу. В этот период западнославянские племена Поморья имели очень тесные связи со своими ближайшими соседями, - скандинавами. Связи были и культурные, и династические и военные. Предполагаю, что межплеменные браки были тоже не редкость. Так что скорее важно не откуда пришел Рюрик (с Южного побережья Балтики, из Швеции или Фрисландии), а важно скорее с кем он себя отождествлял, - со славянами или скандинавами...
Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Список родов произошедших от Рюрика. Имею польские корни истекающие от Рюрика.
Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Список родов произошедших от Рюрика. Имею польские корни истекающие от Рюрика.
kashub
Мастер
3/2/2007, 5:55:08 AM
(ВАЛЕТ @ 01.03.2007 - время: 18:17) Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Прошу прощения - а кто упоминает "как скандинава"? И в каком из источников скандинав=варягу? И где упоминается на каком языке общались Рюриковичи "до принятия христианства"?
Прошу прощения - а кто упоминает "как скандинава"? И в каком из источников скандинав=варягу? И где упоминается на каком языке общались Рюриковичи "до принятия христианства"?
Ли Си Цын
Мастер
3/2/2007, 1:52:06 PM
(kashub @ 02.03.2007 - время: 02:55) (ВАЛЕТ @ 01.03.2007 - время: 18:17) Южное побережье Балтики это Польша и Германия, а про Рюрика всё-таки упоминают как про скандинава (варяга) Кстати Рюриковичи приняли православное христьянство и перешли в общение на древнерусский язык!
Прошу прощения - а кто упоминает "как скандинава"? И в каком из источников скандинав=варягу? И где упоминается на каком языке общались Рюриковичи "до принятия христианства"?
Ну, например, "Бертинские анналы".
В них сообщается, что в 839 году ко двору франкского императора Людвика Благочестивого прибыли послы от византийского императора Феофила. С посольством приехало несколько чужестранцев, которые "назвали себя русами, по имени своего народа и сказали, что их король-хакан, направил их к Феофилу в знак дружбы". И что они возращаются окольным путем домой из-за опасностей обратного пути другим маршрутом. Император принял руссов и выяснил, что это шведы, а поскольку в его представлении все скандинавы были разбойниками, он их задержал пока не убедился, что они честные люди, а не соглядатые, посланные с Севера...
Другой пример отстоит от первого на 80 лет.
Вот вступление к договору 911 года между Руссами и Византией (по повести Временных лет), - "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид, - посланные от Олега, великого князя русского, и всех, кто под рукой его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в боге самодержцам, царям герческим ...". Карл-Карли, Ингьяльд, Фарульв, Вемунд, Хродлейв, Году-Гуди, Хроальд, Карни, Фридлейв, Ангантюр, Транд, Лейдульв, Фасти, Стейнвид - типичные древнескандинавские формы имен.
Примеры из книги Гвин Джонс, - Викинги (потомки Одина и Тора)...
Таким образом, получается, что среди "соратников" Олега преобладали скандинавы (а именно шведы). Олег - ближайший соратник Рюрика (а по летописям даже его родственник).
Плюс франкский король (а он и его советники были хорошо знакомы и со скандинавами и с западными славянами) четко идентифицировал посланцев русов как скандинавов.
Хотя, подчеркиваю, что это отнюдь не исключает, что Рюрик и Олег родились, например, на южном побережье Балтийского моря или провели там значительное время и оттуда уже отправились к Словенам в Новгород. Но были они (и их ближайшее окружение) именно скандинавами...
Прошу прощения - а кто упоминает "как скандинава"? И в каком из источников скандинав=варягу? И где упоминается на каком языке общались Рюриковичи "до принятия христианства"?
Ну, например, "Бертинские анналы".
В них сообщается, что в 839 году ко двору франкского императора Людвика Благочестивого прибыли послы от византийского императора Феофила. С посольством приехало несколько чужестранцев, которые "назвали себя русами, по имени своего народа и сказали, что их король-хакан, направил их к Феофилу в знак дружбы". И что они возращаются окольным путем домой из-за опасностей обратного пути другим маршрутом. Император принял руссов и выяснил, что это шведы, а поскольку в его представлении все скандинавы были разбойниками, он их задержал пока не убедился, что они честные люди, а не соглядатые, посланные с Севера...
Другой пример отстоит от первого на 80 лет.
Вот вступление к договору 911 года между Руссами и Византией (по повести Временных лет), - "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид, - посланные от Олега, великого князя русского, и всех, кто под рукой его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в боге самодержцам, царям герческим ...". Карл-Карли, Ингьяльд, Фарульв, Вемунд, Хродлейв, Году-Гуди, Хроальд, Карни, Фридлейв, Ангантюр, Транд, Лейдульв, Фасти, Стейнвид - типичные древнескандинавские формы имен.
Примеры из книги Гвин Джонс, - Викинги (потомки Одина и Тора)...
Таким образом, получается, что среди "соратников" Олега преобладали скандинавы (а именно шведы). Олег - ближайший соратник Рюрика (а по летописям даже его родственник).
Плюс франкский король (а он и его советники были хорошо знакомы и со скандинавами и с западными славянами) четко идентифицировал посланцев русов как скандинавов.
Хотя, подчеркиваю, что это отнюдь не исключает, что Рюрик и Олег родились, например, на южном побережье Балтийского моря или провели там значительное время и оттуда уже отправились к Словенам в Новгород. Но были они (и их ближайшее окружение) именно скандинавами...
zhekich
Мастер
3/2/2007, 9:39:51 PM
На мой взгляд, чтобы рассуждать о том, славянином был Рюрик или скандинавом, нужно понимать образ мышления людей того времени. В наше время, к примеру, предательство, коррупция и продажность воспринимаются не как явления невозможные, а как вполне обычные. В прежние времена люди были покрепче духом. Первые христиане, исповедующие религию слабых, какой является христианство, и то шли на смерть за убеждения. А что уж говорить про язычников? Так что для ответа на вопрос о происхождении Рюрика надо рассматривать такой критерий как национальное мировоззрение, или вера. В конкретике межнациональных связей того времени этот критерий является ВАЖНЕЙШИМ показателем объективной истины. Действительно если варяги являются скандинавами, то их князя и дружины должны были привнести на Русь культ скандинавских богов, то есть Тора, Одина и т.д. Ни одного подобного святилища у нас не обнаружено. Более того, варяжская дружина Вещего Олега клянется в Царьграде при подписании долгосрочного соглашения с Византией "Перуном - богом своим…" Что же может быть убедительнее? Если кто-то скажет, что Рюрику ничего не стоило сменить веру, то это значит, что он оценивает его действия с позиций сегодняшнего дня. А что значило для язычника, неважно, славянина или скандинава, смена веры? Это предательство своих богов, предательство предков. Да и целью жизни языческого воина было отнюдь не приобретение богатства, а прожить жизнь с честью, не посрамить род.
Да и скандинавов никогда не называли варягами. Произошла подмена понятий для искажения истории Руси. Варяги - это племя и обитали они в юго-западной части Балтики, по крайней мере, туда их помещал Тацит. А скандинавы называли себя викингами, в Европе звучали как норманны, а на Руси скандинавов называли мурманами.
Так что однозначно и Рюрик и его дружина были славянами.
Да и скандинавов никогда не называли варягами. Произошла подмена понятий для искажения истории Руси. Варяги - это племя и обитали они в юго-западной части Балтики, по крайней мере, туда их помещал Тацит. А скандинавы называли себя викингами, в Европе звучали как норманны, а на Руси скандинавов называли мурманами.
Так что однозначно и Рюрик и его дружина были славянами.
Ли Си Цын
Мастер
3/3/2007, 2:47:46 AM
(zhekich @ 02.03.2007 - время: 18:39) Так что для ответа на вопрос о происхождении Рюрика надо рассматривать такой критерий как национальное мировоззрение, или вера. В конкретике межнациональных связей того времени этот критерий является ВАЖНЕЙШИМ показателем объективной истины. Действительно если варяги являются скандинавами, то их князя и дружины должны были привнести на Русь культ скандинавских богов, то есть Тора, Одина и т.д. Ни одного подобного святилища у нас не обнаружено. Более того, варяжская дружина Вещего Олега клянется в Царьграде при подписании долгосрочного соглашения с Византией "Перуном - богом своим…" Что же может быть убедительнее? Если кто-то скажет, что Рюрику ничего не стоило сменить веру, то это значит, что он оценивает его действия с позиций сегодняшнего дня. А что значило для язычника, неважно, славянина или скандинава, смена веры? Это предательство своих богов, предательство предков. Да и целью жизни языческого воина было отнюдь не приобретение богатства, а прожить жизнь с честью, не посрамить род.
Не могу согласиться ни по одному пункту.
Во-первых, смена веры в то время в Северной Европе было нормальным делом.
Для понимания этого достаточно посмотреть на христианизацию Скандинавии, как она проводилась. Это раз.
А два многие викинга, особенно торговцы, были двуеверцами. Так было гораздо удобнее дела вести. Т. е. приезжая куда-нибудь по торговым делам в Гамбург и Царьград они были христианами. А возвращаясь на родину были уже язычниками.
То что капищ не обнаружено тоже особым показателям служить не может. Если не ошибаюсь у скандинавов капища вообще не распростанены были. Культ богов обычно совершали в помещении богатого поселянина и т. п. Отсюда, например, в Исландии такой институт как годи вырос.
Да и по поводу того, что Перун является исконно славянским богом тоже большие сомнения у историков имеются. У славян верховным божеством был Хорс, Ярило, Солнце вообщем. А не Перун...
Да и скандинавов никогда не называли варягами. Произошла подмена понятий для искажения истории Руси. Варяги - это племя и обитали они в юго-западной части Балтики, по крайней мере, туда их помещал Тацит. А скандинавы называли себя викингами, в Европе звучали как норманны, а на Руси скандинавов называли мурманами.
Так что однозначно и Рюрик и его дружина были славянами.
Ну, я бы сказал, что Рюрика и его людей ИМХО действительно никогда вярягами не называли. Они были русичами. Варяги появились уже позднее. Есть мнение, что это, так сказать, скандинавы второго призыва (если считать, что русы - это скандинавы первого призыва).
Мурмаши?! Интересно, но не слышал о таком. Откуда инфа?!
Не могу согласиться ни по одному пункту.
Во-первых, смена веры в то время в Северной Европе было нормальным делом.
Для понимания этого достаточно посмотреть на христианизацию Скандинавии, как она проводилась. Это раз.
А два многие викинга, особенно торговцы, были двуеверцами. Так было гораздо удобнее дела вести. Т. е. приезжая куда-нибудь по торговым делам в Гамбург и Царьград они были христианами. А возвращаясь на родину были уже язычниками.
То что капищ не обнаружено тоже особым показателям служить не может. Если не ошибаюсь у скандинавов капища вообще не распростанены были. Культ богов обычно совершали в помещении богатого поселянина и т. п. Отсюда, например, в Исландии такой институт как годи вырос.
Да и по поводу того, что Перун является исконно славянским богом тоже большие сомнения у историков имеются. У славян верховным божеством был Хорс, Ярило, Солнце вообщем. А не Перун...
Да и скандинавов никогда не называли варягами. Произошла подмена понятий для искажения истории Руси. Варяги - это племя и обитали они в юго-западной части Балтики, по крайней мере, туда их помещал Тацит. А скандинавы называли себя викингами, в Европе звучали как норманны, а на Руси скандинавов называли мурманами.
Так что однозначно и Рюрик и его дружина были славянами.
Ну, я бы сказал, что Рюрика и его людей ИМХО действительно никогда вярягами не называли. Они были русичами. Варяги появились уже позднее. Есть мнение, что это, так сказать, скандинавы второго призыва (если считать, что русы - это скандинавы первого призыва).
Мурмаши?! Интересно, но не слышал о таком. Откуда инфа?!
igore
Мастер
3/4/2007, 3:19:21 AM
(Кудесник-Воскресший @ 28.02.2007 - время: 22:19) я имел ввиду историю по советским учебникам, где соглашаются с норманистами...
М.Вульф
Все чаще встречается в инете такое явление, как "антинорманнизм".
Упал без чувств и долго не приходил в себя.
М.Вульф
Все чаще встречается в инете такое явление, как "антинорманнизм".
Упал без чувств и долго не приходил в себя.
igore
Мастер
3/4/2007, 3:20:36 AM
(Ли Си Цын @ 01.03.2007 - время: 14:56) И вместо "пришли Рюрик, Трувор и Синеус" следует читать "пришел Рбрик с верными войнами (дружиной) и родичами"...
Эта версия скорее заслуживает обозначения как анекдот, так как вместо объяснения только еще больше запутывает ситуацию, доводя ее до полного абсурда. Так же как и не менее древняя версия Беляева о толковании имен Трувора и Синеуса, как эпитетов самого Рюрика - «Заслуживающий доверия» и «Победоносный».
Ну, например, "Бертинские анналы".
Бертинские анналы никак не помогут вам выяснить на каком языке говорили Рюрик, Олег и их варяги, так как эпизод в Ингельгейме произошел за несколько десятилетий до мифического «призвания варягов». Причем представляли оные послы некое государственное (догосударственное) образование, расположенное где-то на юге будущей Киевской Руси, но явно не на севере. Так что они не имеют никакого отношения ни к банде Рюрика, ни к тем варягам, которым словене и окрестные чудские племена платили дань и которых изгнали «за море» до его призвания.
Отождествлению этнонима «русь» со шведами сообщение Пруденция так же никоим образом не способствует, поскольку из сообщения анналов отнюдь не следует, что послы утверждали о своем этническом происхождении из народа «рос». К тому же использование именно греческой огласовки - «рос», каковая никогда не употреблялась собственно на Руси, скорее указывает на то, что о принадлежности этих людей к «роду русскому» (как это звучит в формуле договоров 911/944 гг.) Людовик узнал не от них самих, а от греческих дипломатов.
Другой пример отстоит от первого на 80 лет.
Вот вступление к договору 911 года между Руссами и Византией (по повести Временных лет), - "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид, - посланные от Олега, великого князя русского, и всех, кто под рукой его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в боге самодержцам, царям греческим ...". Карл-Карли, Ингьяльд, Фарульв, Вемунд, Хродлейв, Году-Гуди, Хроальд, Карни, Фридлейв, Ангантюр, Транд, Лейдульв, Фасти, Стейнвид - типичные древнескандинавские формы имен.
Примеры из книги Гвин Джонс, - Викинги (потомки Одина и Тора)...
Да уж. Давно я так не смеялся. Особенно меня позабавили аналогии Актеву/Ангантюр и Стемид/Стейнвид. Жуть. Учитывая, что балканские корни данных имен ну никак не могут не бросаться в глаза. А уж уродование кельтского имени Веремуд (каковое, кстати, было известно в том числе и скандинавам) в какого-то Вемунда – просто издевательство. Ну а с Карлы – это уже из разряда бессовестного лукавства, когда типичные кельтские имена, имевшие наибольшее хождение именно на континенте, вдруг по мановению волшебной палочки превращаются в «типичные древнескандинавские формы имен». Просто наглость.
Карлы – от кельтского «карл/керл» - «человек/парень», как и другие аналогичные имена из русско-византийских договоров ПВЛ с похожей гласной в окончании – Куци, Кары, Моны – имеют явное кельтское происхождение и для германских языков, в том числе и скандинавских, являются заимствованными.
Инегельд – правильнее Ингельд (как первая составляющая в названии города Ингельгейм, где в 839 г. Людовик I принимал послов народа Рос) – сложносоставное имя, где первый корень «инг» широко распространен в кельтских, германских и даже балтских языках; второй – восходит к кельтскому «гилл/гильд» - «слуга» (в военно-феодальном значении). Гибрид.
Фарлоф и Фрелав – вообще-то два разных написания одного и того же имени, действительно имевшего распространение в Скандинавии, однако первой своей составляющей так же восходящее к кельтским языкам («fer/fear», той же, что и в имени Веремуд), где оно означает «мужа/человека». Гибрид.
Веремуд – восходит к наименованию галльского племени виромандуев; на побережье Северного моря в римскую эпоху был известен топоним Веремундиакус; имя Веремунд носил один из легендарных королей Дании. Личное имя Мунд было известно фризам. Имя Мундо носил один из соратников Аттилы. Опять таки континент, а не Скандза.
Рулав – как и Фарлоф смешение кельтского корня «rue» - «герой/слава» и скандинавского «лейф». Ну уж на Хродлейва не тянет даже с большой натяжкой. Гибрид.
Гуды – тут сложнее с толкованием, за исключением наиболее прямолинейного из германских языков - «добрый/хороший»; однако по свидетельствам иностранных исследователей такие имена из договоров Олега и Игоря, как Егри, Уто, Кол и Гуды были известны венетам южной Балтики, а на Балканах сохраняются потомками иллирийцев до наших дней; то есть Гуды скорее следует отнести к венето-иллирийскому именослову, не имеющему ясных этимологий в известных языках.
Руальд – действительно является вариантом скандинавского имени Хроальд, однако как и в имени Рулав первая составляющая – кельтская.
Карн – известно у кельтских племен, в том числе ирландцев; возможно восходит к племенному обозначению карнов, соседствовавших на рубеже нашей эры с адриатическими венетами. Заимствование.
Актеву – аналогия с Ангантюром меня потрясла до глубины души ))) Единственная более-менее внятная аналогия к этому имени уводит на Балканы, к греческому Актеон; возможно, имя прошло через фракийский испорченный телефон.
Труан – аналогия с Трандом (никогда такого скандинавского имени не слышал) не менее ужасна, чем с Ангантюром; зато близкая аналогия обнаруживается с именем Траннона – вождя рутенов Роталии, упоминаемого Саксоном Грамматиком в его «Деяниях данов»; и с Трояном из «Слова о Полку Игореве».
Лидул – для Лейдульва здесь проглочено слишком много звуков, к тому же о таком скандинавском имени я тоже как-то не слышал; впрочем, в этимологии этого имени вообще нет ничего ясного.
Фост – широко распространено у кельтов и германцев с римских времен, так что никак не может быть присвоено кем-либо как «типичное».
Стемид – только при очень большом желании это фракийское имя (Астимед), известное еще со времен Полибия, можно пытаться записать в «типично скандинавские». Ну о-о-очень большом.
Таким образом, получается, что среди "соратников" Олега преобладали скандинавы (а именно шведы).
Подбивая итог, обнаруживаешь, что подавляющее большинство имен послов Олега являются характерными для выходцев с континента, а никак не со Скандзы. В договоре Игоря от 944 г. появляются и имена с явными фракийскими, иранскими, финскими корнями и значительный компонент собственно славянских.
Во-первых, смена веры в то время в Северной Европе было нормальным делом.
Вы правы и неправы одновременно. Обычном было многократное крещение язычников в христианство. Но никак не смена одних родовых богов на других. Разница между этническими религиями и мировыми – огромна. Принятие крещения на время службы франкскому королю или византийскому императору никак не исключала почитание родных богов. Это было лишь частью принесения присяги, к тому же хорошо оплачивалось подарками. Но действительное отречение от своих богов – явление практически невозможное. Не смотря на бедность «Саги о Йомских викингах» как источника, она не дает никаких оснований считать, что скандинавы, состоявшие на службе у славянских князей Волина/Юмны почитали местных богов. Тем более если скандинавы действительно составляли правящую верхушку Руси времен Олега, то упоминание ими в клятве 907 г. Перуна и Волоса мало чем объяснимо.
Да и по поводу того, что Перун является исконно славянским богом тоже большие сомнения у историков имеются.
У историков таких сомнений как раз не имеется. Божество это именно славянское, хорошо известное всем трем группам славян, восходящее к глубокой индоевропейской древности. А предположение о привнесении культа Перуна варяжской дружиной после прихода Рюрика – это миф, запущенный с легкой руки Гумилева. При всем моем уважении ко Льву Николаевичу он виновен в рождении нескольких таких вот беспочвенных мифов.
У славян верховным божеством был Хорс, Ярило, Солнце вообщем. А не Перун...
Ошибаетесь. Причем очень сильно. Понятия верховного божества у славян не существовало, но общим было представление о главенстве Неба, т.е. Сварога. Солнце, т.е. Даждьбог, как и Перун были сыновьями Сварога, т.е. стояли на одной ступени. А уж Хорса и Ярилу вы и вовсе упомянули зря, так как первый вообще восходит к иранскому наследию, а Ярила был персонажем ну никак не тянущим на какое-либо верховенство, всего лишь одна из ответвлений функций Даждьбога, можно сказать аватара.
Ну, я бы сказал, что Рюрика и его людей ИМХО действительно никогда варягами не называли. Они были русичами.
Вообще-то, все как раз наоборот. Именно варягами их и называли. И тех, кто был до них. А вот этноним «русь» в тексте легенды о призвании варягов как раз смотрится чужеродной вставкой, так как его употребление противоречит всем остальным случаем использования оного в ПВЛ.
И никаких русичей тогда вообще в природе не существовало. Их придумали уже современные авторы.
Мурмаши?! Интересно, но не слышал о таком.
Здрасьте. «Урманы/мурманы» - древнерусская калька с «норманнов», использовалась для обозначения норвежцев.
Эта версия скорее заслуживает обозначения как анекдот, так как вместо объяснения только еще больше запутывает ситуацию, доводя ее до полного абсурда. Так же как и не менее древняя версия Беляева о толковании имен Трувора и Синеуса, как эпитетов самого Рюрика - «Заслуживающий доверия» и «Победоносный».
Ну, например, "Бертинские анналы".
Бертинские анналы никак не помогут вам выяснить на каком языке говорили Рюрик, Олег и их варяги, так как эпизод в Ингельгейме произошел за несколько десятилетий до мифического «призвания варягов». Причем представляли оные послы некое государственное (догосударственное) образование, расположенное где-то на юге будущей Киевской Руси, но явно не на севере. Так что они не имеют никакого отношения ни к банде Рюрика, ни к тем варягам, которым словене и окрестные чудские племена платили дань и которых изгнали «за море» до его призвания.
Отождествлению этнонима «русь» со шведами сообщение Пруденция так же никоим образом не способствует, поскольку из сообщения анналов отнюдь не следует, что послы утверждали о своем этническом происхождении из народа «рос». К тому же использование именно греческой огласовки - «рос», каковая никогда не употреблялась собственно на Руси, скорее указывает на то, что о принадлежности этих людей к «роду русскому» (как это звучит в формуле договоров 911/944 гг.) Людовик узнал не от них самих, а от греческих дипломатов.
Другой пример отстоит от первого на 80 лет.
Вот вступление к договору 911 года между Руссами и Византией (по повести Временных лет), - "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид, - посланные от Олега, великого князя русского, и всех, кто под рукой его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в боге самодержцам, царям греческим ...". Карл-Карли, Ингьяльд, Фарульв, Вемунд, Хродлейв, Году-Гуди, Хроальд, Карни, Фридлейв, Ангантюр, Транд, Лейдульв, Фасти, Стейнвид - типичные древнескандинавские формы имен.
Примеры из книги Гвин Джонс, - Викинги (потомки Одина и Тора)...
Да уж. Давно я так не смеялся. Особенно меня позабавили аналогии Актеву/Ангантюр и Стемид/Стейнвид. Жуть. Учитывая, что балканские корни данных имен ну никак не могут не бросаться в глаза. А уж уродование кельтского имени Веремуд (каковое, кстати, было известно в том числе и скандинавам) в какого-то Вемунда – просто издевательство. Ну а с Карлы – это уже из разряда бессовестного лукавства, когда типичные кельтские имена, имевшие наибольшее хождение именно на континенте, вдруг по мановению волшебной палочки превращаются в «типичные древнескандинавские формы имен». Просто наглость.
Карлы – от кельтского «карл/керл» - «человек/парень», как и другие аналогичные имена из русско-византийских договоров ПВЛ с похожей гласной в окончании – Куци, Кары, Моны – имеют явное кельтское происхождение и для германских языков, в том числе и скандинавских, являются заимствованными.
Инегельд – правильнее Ингельд (как первая составляющая в названии города Ингельгейм, где в 839 г. Людовик I принимал послов народа Рос) – сложносоставное имя, где первый корень «инг» широко распространен в кельтских, германских и даже балтских языках; второй – восходит к кельтскому «гилл/гильд» - «слуга» (в военно-феодальном значении). Гибрид.
Фарлоф и Фрелав – вообще-то два разных написания одного и того же имени, действительно имевшего распространение в Скандинавии, однако первой своей составляющей так же восходящее к кельтским языкам («fer/fear», той же, что и в имени Веремуд), где оно означает «мужа/человека». Гибрид.
Веремуд – восходит к наименованию галльского племени виромандуев; на побережье Северного моря в римскую эпоху был известен топоним Веремундиакус; имя Веремунд носил один из легендарных королей Дании. Личное имя Мунд было известно фризам. Имя Мундо носил один из соратников Аттилы. Опять таки континент, а не Скандза.
Рулав – как и Фарлоф смешение кельтского корня «rue» - «герой/слава» и скандинавского «лейф». Ну уж на Хродлейва не тянет даже с большой натяжкой. Гибрид.
Гуды – тут сложнее с толкованием, за исключением наиболее прямолинейного из германских языков - «добрый/хороший»; однако по свидетельствам иностранных исследователей такие имена из договоров Олега и Игоря, как Егри, Уто, Кол и Гуды были известны венетам южной Балтики, а на Балканах сохраняются потомками иллирийцев до наших дней; то есть Гуды скорее следует отнести к венето-иллирийскому именослову, не имеющему ясных этимологий в известных языках.
Руальд – действительно является вариантом скандинавского имени Хроальд, однако как и в имени Рулав первая составляющая – кельтская.
Карн – известно у кельтских племен, в том числе ирландцев; возможно восходит к племенному обозначению карнов, соседствовавших на рубеже нашей эры с адриатическими венетами. Заимствование.
Актеву – аналогия с Ангантюром меня потрясла до глубины души ))) Единственная более-менее внятная аналогия к этому имени уводит на Балканы, к греческому Актеон; возможно, имя прошло через фракийский испорченный телефон.
Труан – аналогия с Трандом (никогда такого скандинавского имени не слышал) не менее ужасна, чем с Ангантюром; зато близкая аналогия обнаруживается с именем Траннона – вождя рутенов Роталии, упоминаемого Саксоном Грамматиком в его «Деяниях данов»; и с Трояном из «Слова о Полку Игореве».
Лидул – для Лейдульва здесь проглочено слишком много звуков, к тому же о таком скандинавском имени я тоже как-то не слышал; впрочем, в этимологии этого имени вообще нет ничего ясного.
Фост – широко распространено у кельтов и германцев с римских времен, так что никак не может быть присвоено кем-либо как «типичное».
Стемид – только при очень большом желании это фракийское имя (Астимед), известное еще со времен Полибия, можно пытаться записать в «типично скандинавские». Ну о-о-очень большом.
Таким образом, получается, что среди "соратников" Олега преобладали скандинавы (а именно шведы).
Подбивая итог, обнаруживаешь, что подавляющее большинство имен послов Олега являются характерными для выходцев с континента, а никак не со Скандзы. В договоре Игоря от 944 г. появляются и имена с явными фракийскими, иранскими, финскими корнями и значительный компонент собственно славянских.
Во-первых, смена веры в то время в Северной Европе было нормальным делом.
Вы правы и неправы одновременно. Обычном было многократное крещение язычников в христианство. Но никак не смена одних родовых богов на других. Разница между этническими религиями и мировыми – огромна. Принятие крещения на время службы франкскому королю или византийскому императору никак не исключала почитание родных богов. Это было лишь частью принесения присяги, к тому же хорошо оплачивалось подарками. Но действительное отречение от своих богов – явление практически невозможное. Не смотря на бедность «Саги о Йомских викингах» как источника, она не дает никаких оснований считать, что скандинавы, состоявшие на службе у славянских князей Волина/Юмны почитали местных богов. Тем более если скандинавы действительно составляли правящую верхушку Руси времен Олега, то упоминание ими в клятве 907 г. Перуна и Волоса мало чем объяснимо.
Да и по поводу того, что Перун является исконно славянским богом тоже большие сомнения у историков имеются.
У историков таких сомнений как раз не имеется. Божество это именно славянское, хорошо известное всем трем группам славян, восходящее к глубокой индоевропейской древности. А предположение о привнесении культа Перуна варяжской дружиной после прихода Рюрика – это миф, запущенный с легкой руки Гумилева. При всем моем уважении ко Льву Николаевичу он виновен в рождении нескольких таких вот беспочвенных мифов.
У славян верховным божеством был Хорс, Ярило, Солнце вообщем. А не Перун...
Ошибаетесь. Причем очень сильно. Понятия верховного божества у славян не существовало, но общим было представление о главенстве Неба, т.е. Сварога. Солнце, т.е. Даждьбог, как и Перун были сыновьями Сварога, т.е. стояли на одной ступени. А уж Хорса и Ярилу вы и вовсе упомянули зря, так как первый вообще восходит к иранскому наследию, а Ярила был персонажем ну никак не тянущим на какое-либо верховенство, всего лишь одна из ответвлений функций Даждьбога, можно сказать аватара.
Ну, я бы сказал, что Рюрика и его людей ИМХО действительно никогда варягами не называли. Они были русичами.
Вообще-то, все как раз наоборот. Именно варягами их и называли. И тех, кто был до них. А вот этноним «русь» в тексте легенды о призвании варягов как раз смотрится чужеродной вставкой, так как его употребление противоречит всем остальным случаем использования оного в ПВЛ.
И никаких русичей тогда вообще в природе не существовало. Их придумали уже современные авторы.
Мурмаши?! Интересно, но не слышал о таком.
Здрасьте. «Урманы/мурманы» - древнерусская калька с «норманнов», использовалась для обозначения норвежцев.
igore
Мастер
3/4/2007, 3:25:18 AM
(zhekich @ 02.03.2007 - время: 18:39) Варяги - это племя и обитали они в юго-западной части Балтики, по крайней мере, туда их помещал Тацит.
Тогда уж лучше сразу говорить о варинах/верингах.
А скандинавы называли себя викингами
Врядли. В те времена вы могли бы получить в зубы от человека, которого назвали викингом. Уж больно обидным было это прозвище.
Тогда уж лучше сразу говорить о варинах/верингах.
А скандинавы называли себя викингами
Врядли. В те времена вы могли бы получить в зубы от человека, которого назвали викингом. Уж больно обидным было это прозвище.
Кудесник-Воскресший
Профессионал
3/7/2007, 11:07:39 PM
Ну судя по вашим постам,igore , большинство в дружине Олега- это кельты???
И что по вашему обозначает слово варяг , профессию или племенное объединение(союз)?
судя по постам не второе
И что по вашему обозначает слово варяг , профессию или племенное объединение(союз)?
судя по постам не второе
igore
Мастер
3/8/2007, 7:15:30 PM
(Кудесник-Воскресший @ 07.03.2007 - время: 20:07) Ну судя по вашим постам,igore , большинство в дружине Олега- это кельты???
Довольно странное умозаключение.
В наши дни русский именослов в большинстве своем состоит из имен, имеющих латинские, древнегреческие и древнееврейские корни. Следует ли из этого, что в России живут римляне, древние греки и древние евреи?
Имена послов Олега (907-911 гг.) имеют в основном кельтские и древнегерманские корни с небольшим вкраплением иллирийских. Среди послов Игоря (944 г.) встречаются так же иранские, финские и значительный компонент собственно славянских имен. Но это уже последствия пребывания варягов на Руси.
И что по вашему обозначает слово варяг , профессию или племенное объединение(союз)?
судя по постам не второе
Вот как раз таки, судя по моим постам, можно было легко догадаться, что под варягами я подразумеваю вполне конкретный этнос – варинов/верингов/вагров – изначально германскую или венето-иллирийскую народность, более тысячи лет проживавшую в юго-западной Балтике, славянизированную примерно в VIII-X вв. Во всяком случае уже где-то в середине VIII в. у веринов встречается славянское имя Вулемар, т.е. Велемир, а к XI-XII вв. вагры в представлении германских авторов были без сомнения славянами и практически слились с бодричами.
Довольно странное умозаключение.
В наши дни русский именослов в большинстве своем состоит из имен, имеющих латинские, древнегреческие и древнееврейские корни. Следует ли из этого, что в России живут римляне, древние греки и древние евреи?
Имена послов Олега (907-911 гг.) имеют в основном кельтские и древнегерманские корни с небольшим вкраплением иллирийских. Среди послов Игоря (944 г.) встречаются так же иранские, финские и значительный компонент собственно славянских имен. Но это уже последствия пребывания варягов на Руси.
И что по вашему обозначает слово варяг , профессию или племенное объединение(союз)?
судя по постам не второе
Вот как раз таки, судя по моим постам, можно было легко догадаться, что под варягами я подразумеваю вполне конкретный этнос – варинов/верингов/вагров – изначально германскую или венето-иллирийскую народность, более тысячи лет проживавшую в юго-западной Балтике, славянизированную примерно в VIII-X вв. Во всяком случае уже где-то в середине VIII в. у веринов встречается славянское имя Вулемар, т.е. Велемир, а к XI-XII вв. вагры в представлении германских авторов были без сомнения славянами и практически слились с бодричами.
megrez
Мастер
3/8/2007, 8:16:26 PM
(igore @ 04.03.2007 - время: 00:25) Врядли. В те времена вы могли бы получить в зубы от человека, которого назвали викингом. Уж больно обидным было это прозвище.
Откуда информация?
"Вик" - бухта, фьорд. Что оскорбительного?
Откуда информация?
"Вик" - бухта, фьорд. Что оскорбительного?
Кудесник-Воскресший
Профессионал
3/8/2007, 11:26:54 PM
(megrez @ 08.03.2007 - время: 17:16) (igore @ 04.03.2007 - время: 00:25) Врядли. В те времена вы могли бы получить в зубы от человека, которого назвали викингом. Уж больно обидным было это прозвище.
Откуда информация?
"Вик" - бухта, фьорд. Что оскорбительного?
А я слышал, что вик - это ограда. И следовательно викинг: либо горожанин, либо человек отсиживающийся за оградой. Если последнее, то и правдо оскорбительно для хирдманов.
Откуда информация?
"Вик" - бухта, фьорд. Что оскорбительного?
А я слышал, что вик - это ограда. И следовательно викинг: либо горожанин, либо человек отсиживающийся за оградой. Если последнее, то и правдо оскорбительно для хирдманов.
Кудесник-Воскресший
Профессионал
3/8/2007, 11:32:54 PM
igore , а нет ссылок на ваш материал?
В наши дни русский именослов в большинстве своем состоит из имен, имеющих латинские, древнегреческие и древнееврейские корни. Следует ли из этого, что в России живут римляне, древние греки и древние евреи?
Ну эти имена пришли в широкое употребление с приходом Христианства на Русь.
В наши дни русский именослов в большинстве своем состоит из имен, имеющих латинские, древнегреческие и древнееврейские корни. Следует ли из этого, что в России живут римляне, древние греки и древние евреи?
Ну эти имена пришли в широкое употребление с приходом Христианства на Русь.