Символика картины..
Ted_dy
Профессионал
5/8/2006, 1:41:06 AM
Привет!
Вот придумал тему, правда она у меня еще не совсем в голове оформилась. Может быть понравится. В первую очередь, речь пойдет, видимо, о живописи.
Есть много прекрасных картин, а на них много чего изображено. Кое-что замечаешь сразу, а кое-что не замечаешь, пока тебе не показали. Давайте делиться. Многие детали на картинах что-то символизируют, поговорим и об этом. Конечно, трактовка таких деталей не всегда однозначна, разные символы можно понимать по-разному. Так это и прекрасно. Попробую начать сам. Надеюсь получится.
Я, конечно, выбрал картину, о которой можно говорить бесконечно. Попробую быть не очень многословным. Принимаются добавления и комментарии. Итак,
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"
Изображены на картине Джованни Арнольфини и Джованна Ченами, приносящие клятву супружеской верности. Смысл сцены подчеркивается огромным количеством символов. Попробую перечислить (а вы уж сами ищите все это на картине)
1. Апельсин -- символ радостей супружества. В XV веке апельсины в северной Европе были роскошью и подчеркивают здесь богатство героев. В данном случае апельсин еще и подсказывает, что супруги -- уроженцы Италии.
2. Туфли и щенок символизируют супружескую верность. Помимо этого такая обувь и собака являются указателями на социальный статус героя картины, ибо подобные туфли в то время носили лишь знатные люди, да и домашних собачек держать было принято лишь в богатых семьях. А на заднем плане, кстати вроде бы красные женские туфли.
3. Четки -- символ благочестия
4. Статуэтка святой Маргариты -- символ благополучных родов. Кстати, невеста одета в зеленое платье, а зеленый цвет традиционно символизировал плодородие. Кроме того, фигура женщины свидетельствует о том, что она беременна. (Любопытно, но согласно сохранившимся свидетельствам этот брак был бездетным).
5. Свеча, горящая в люстре (вот уж вообще удивительно откуда она там?) символизирует присутствие божественного духа на церемонии. Этакое всевидящее око.
6. Незапятнанное зеркало -- символ чистоты (духовной). Кроме того в зеркале
отражаются два человека, свидетели бракосочетания. Один из них сам художник. Над зеркалом надпись на латыни: "Ян ван Эйк был здесь".
7. Соединенные руки считаются символом брака, но при этом супруги держат друг друга не так как положено при церковном венчании :))
8. Поднятая рука, возможно, является частью обряда, сопровождающего клятву верности.
Впрочем, некоторые думаю, что вообще это портрет Путина и все символы перетолковывают по-своему.
Жду комментариев об этой картине и других (!) картин с символами. Надеюсь не утомил :))
Ф.
Вот придумал тему, правда она у меня еще не совсем в голове оформилась. Может быть понравится. В первую очередь, речь пойдет, видимо, о живописи.
Есть много прекрасных картин, а на них много чего изображено. Кое-что замечаешь сразу, а кое-что не замечаешь, пока тебе не показали. Давайте делиться. Многие детали на картинах что-то символизируют, поговорим и об этом. Конечно, трактовка таких деталей не всегда однозначна, разные символы можно понимать по-разному. Так это и прекрасно. Попробую начать сам. Надеюсь получится.
Я, конечно, выбрал картину, о которой можно говорить бесконечно. Попробую быть не очень многословным. Принимаются добавления и комментарии. Итак,
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"
Изображены на картине Джованни Арнольфини и Джованна Ченами, приносящие клятву супружеской верности. Смысл сцены подчеркивается огромным количеством символов. Попробую перечислить (а вы уж сами ищите все это на картине)
1. Апельсин -- символ радостей супружества. В XV веке апельсины в северной Европе были роскошью и подчеркивают здесь богатство героев. В данном случае апельсин еще и подсказывает, что супруги -- уроженцы Италии.
2. Туфли и щенок символизируют супружескую верность. Помимо этого такая обувь и собака являются указателями на социальный статус героя картины, ибо подобные туфли в то время носили лишь знатные люди, да и домашних собачек держать было принято лишь в богатых семьях. А на заднем плане, кстати вроде бы красные женские туфли.
3. Четки -- символ благочестия
4. Статуэтка святой Маргариты -- символ благополучных родов. Кстати, невеста одета в зеленое платье, а зеленый цвет традиционно символизировал плодородие. Кроме того, фигура женщины свидетельствует о том, что она беременна. (Любопытно, но согласно сохранившимся свидетельствам этот брак был бездетным).
5. Свеча, горящая в люстре (вот уж вообще удивительно откуда она там?) символизирует присутствие божественного духа на церемонии. Этакое всевидящее око.
6. Незапятнанное зеркало -- символ чистоты (духовной). Кроме того в зеркале
отражаются два человека, свидетели бракосочетания. Один из них сам художник. Над зеркалом надпись на латыни: "Ян ван Эйк был здесь".
7. Соединенные руки считаются символом брака, но при этом супруги держат друг друга не так как положено при церковном венчании :))
8. Поднятая рука, возможно, является частью обряда, сопровождающего клятву верности.
Впрочем, некоторые думаю, что вообще это портрет Путина и все символы перетолковывают по-своему.
Жду комментариев об этой картине и других (!) картин с символами. Надеюсь не утомил :))
Ф.
Moth
Мастер
5/8/2006, 1:44:55 AM
Рассказываю: беременный живот - это такая распространенная МОДА??? того времени))). Мне этого не понять. Но это было хорошим тоном. Видимо говорило о зажиточности. Так что ничего любопытного как раз в этом нет)))
Да, про Путина я думаю постоянно, глядя на эту картину.
Да, про Путина я думаю постоянно, глядя на эту картину.
Mahria
Любитель
5/8/2006, 2:22:22 AM
Вообще символикой занимается такая наука, как семиотика. Тема интересная. Потому что из-за незнаия символов, многие говорят и я так нарисую... или не понимают вообще что-либо.
М.В.
Грандмастер
5/8/2006, 2:15:16 PM
Босх , по моему гений символики
у меня есть книга, там каждая его картина расшифровывается аж на нескольких страницах.
Дали еще любил образы символические.
у меня есть книга, там каждая его картина расшифровывается аж на нескольких страницах.
Дали еще любил образы символические.
М.В.
Грандмастер
5/8/2006, 2:16:47 PM
А я вот вам дам еще фрагмент из этой картины
собираю шедевры каллиграфии, и вот там у меня оказалась часть этой картины, представляете какое совпадение
Посмотрите, какие тут по кругу зеркала зодиаки
какая метелочка и четки...как я и предпоагала у этого всего есть расшифровка
собираю шедевры каллиграфии, и вот там у меня оказалась часть этой картины, представляете какое совпадение
Посмотрите, какие тут по кругу зеркала зодиаки
какая метелочка и четки...как я и предпоагала у этого всего есть расшифровка
Ted_dy
Профессионал
5/8/2006, 3:40:30 PM
Круто! Спасибо, МАРИ. Кстати, что метелочка символизирует, я точно не знаю. Я бы решил, что тоже чистоту, но возможно это и какой-то христианский символ.
А в зеркале пейзаж лучше видно, чем на самой картине. Прикольно! И очень классно сделаны библейские сюжеты.
Ф.
А в зеркале пейзаж лучше видно, чем на самой картине. Прикольно! И очень классно сделаны библейские сюжеты.
Ф.
Mahria
Любитель
5/9/2006, 3:24:32 AM
(МАРИ @ 08.05.2006 - время: 10:15) Босх , по моему гений символики
у меня есть книга, там каждая его картина расшифровывается аж на нескольких страницах.
Дали еще любил образы символические.
Согласна, по поводу Босха. Его картины и правда для того времени слишком не стандартны были и символичны.
у меня есть книга, там каждая его картина расшифровывается аж на нескольких страницах.
Дали еще любил образы символические.
Согласна, по поводу Босха. Его картины и правда для того времени слишком не стандартны были и символичны.
Moth
Мастер
5/9/2006, 9:33:22 AM
(Ted_dy @ 08.05.2006 - время: 11:40) Круто! Спасибо, МАРИ. Кстати, что метелочка символизирует, я точно не знаю. Я бы решил, что тоже чистоту, но возможно это и какой-то христианский символ.
А в зеркале пейзаж лучше видно, чем на самой картине. Прикольно! И очень классно сделаны библейские сюжеты.
Ф.
Метелка символизирует домашнее хозяйство, а статуэтка рядом с ним (Святая Маргарита) покровительствует женщинам в период деторождения. Ну тут массучего еще можно наколбасить)))Англоговорящий интернет просто на нескольких страницах описывает детали. И открытое окно - символ вненего мира и сцены жизни Христа вокруг зеркала, и даже красный цвет кровати и контраст его с зеленым. Но вот что я нашла и это показалось мне забавным. Перевожу, как оно в оригинале:"В России эта картина стала известной благодаря похожести Арнольфини на президента Путина"))). Так что не только мы это заметили)))
А в зеркале пейзаж лучше видно, чем на самой картине. Прикольно! И очень классно сделаны библейские сюжеты.
Ф.
Метелка символизирует домашнее хозяйство, а статуэтка рядом с ним (Святая Маргарита) покровительствует женщинам в период деторождения. Ну тут массучего еще можно наколбасить)))Англоговорящий интернет просто на нескольких страницах описывает детали. И открытое окно - символ вненего мира и сцены жизни Христа вокруг зеркала, и даже красный цвет кровати и контраст его с зеленым. Но вот что я нашла и это показалось мне забавным. Перевожу, как оно в оригинале:"В России эта картина стала известной благодаря похожести Арнольфини на президента Путина"))). Так что не только мы это заметили)))
Ted_dy
Профессионал
5/9/2006, 9:06:05 PM
(Mahria @ 08.05.2006 - время: 23:24)Согласна, по поводу Босха. Его картины и правда для того времени слишком не стандартны были и символичны.
На самом деле не так уж и несовременны были картины Босха. Шестнадцатый век в плане живописи очень сильно перекликается с двадцатым. Такая вот связь времен.
(Moth @ 09.05.2006 - время: 05:33)
Метелка символизирует домашнее хозяйство, а статуэтка рядом с ним (Святая Маргарита) покровительствует женщинам в период деторождения.
Про святую Маргариту я и сам писал, да только вот не знаю как определить, что это именно она. Видимо, какая-то атрибутика есть у статуэтки. Или это какое-то стандартное изображение.
Перевожу, как оно в оригинале:"В России эта картина стала известной благодаря похожести Арнольфини на президента Путина"))).
Вот так всегда. Все же думаю, что картина эта стала известна в России задолго до появления Путина на свет.
Ф.
На самом деле не так уж и несовременны были картины Босха. Шестнадцатый век в плане живописи очень сильно перекликается с двадцатым. Такая вот связь времен.
(Moth @ 09.05.2006 - время: 05:33)
Метелка символизирует домашнее хозяйство, а статуэтка рядом с ним (Святая Маргарита) покровительствует женщинам в период деторождения.
Про святую Маргариту я и сам писал, да только вот не знаю как определить, что это именно она. Видимо, какая-то атрибутика есть у статуэтки. Или это какое-то стандартное изображение.
Перевожу, как оно в оригинале:"В России эта картина стала известной благодаря похожести Арнольфини на президента Путина"))).
Вот так всегда. Все же думаю, что картина эта стала известна в России задолго до появления Путина на свет.
Ф.
Mahria
Любитель
5/12/2006, 3:20:54 AM
(Ted_dy @ 09.05.2006 - время: 17:06) (Mahria @ 08.05.2006 - время: 23:24)Согласна, по поводу Босха. Его картины и правда для того времени слишком не стандартны были и символичны.
На самом деле не так уж и несовременны были картины Босха. Шестнадцатый век в плане живописи очень сильно перекликается с двадцатым. Такая вот связь времен.
Я имела ввиду немного другое. Его живопись просто многие не понимали тогда и даже боялись. А уж по прошествие многого времени он стал гениальным художником. Как мне кажется Босх многое вложил в эти картины(смысл, символы), то есть олицетворил эпоху того времени.
На самом деле не так уж и несовременны были картины Босха. Шестнадцатый век в плане живописи очень сильно перекликается с двадцатым. Такая вот связь времен.
Я имела ввиду немного другое. Его живопись просто многие не понимали тогда и даже боялись. А уж по прошествие многого времени он стал гениальным художником. Как мне кажется Босх многое вложил в эти картины(смысл, символы), то есть олицетворил эпоху того времени.
DELETED
Акула пера
5/30/2006, 4:14:25 AM
Кстати, на маленькой репродукции автограф художника напоминает арабскую вязь
М.В.
Грандмастер
5/31/2006, 1:43:16 AM
(Kaaakka @ 30.05.2006 - время: 00:14) Кстати, на маленькой репродукции автограф художника напоминает арабскую вязь
это самая натуральная готика
готический шрифт
где вы увидели вязь ??
это самая натуральная готика
готический шрифт
где вы увидели вязь ??
DELETED
Акула пера
5/31/2006, 4:18:40 AM
(МАРИ @ 30.05.2006 - время: 21:43) (Kaaakka @ 30.05.2006 - время: 00:14) Кстати, на маленькой репродукции автограф художника напоминает арабскую вязь
это самая натуральная готика
готический шрифт
где вы увидели вязь ??
Я имел в виду первую репродукцию, на которой картина полностью... там где нельзя разобрать отдельные буквы автографа, напоминает слово на арабском языке...
это самая натуральная готика
готический шрифт
где вы увидели вязь ??
Я имел в виду первую репродукцию, на которой картина полностью... там где нельзя разобрать отдельные буквы автографа, напоминает слово на арабском языке...
Ted_dy
Профессионал
6/8/2006, 3:25:13 AM
Ну вот. Пожалуй можно и еще о каких-нибудь картинах поговорить. Что же хотел сказать художник?
Вот прекрасный пример картины-загадки. Несмотря на то, что я кое-что читал о ней, я всё равно не могу определится для себя, что же автор хотел поведать нам. Речь о картине Диего Родригеса де Сильва Веласкеса "Менины". В придворных инвентарных списках этот шедевр значится, как "Семейный портрет".
Действующие лица:
1. испанский король Филипп четвертый со своей женой Марианной Австрийской. Они отражаются в зеркале. По некоторым версиям именно их сейчас рисует
2. художник Диего Веласкес.
Впрочем у Веласкеса нет ни одного парного портрета такого плана, да это и не важно. Да и если это обычный сеанс, почему взгляды всех участников картины сходятся на королевской чете, как будто они только что вошли?
3. Фрейлина донья Мария Сармиенто, подающая инфанте Маргарите сосуд и еще одна фрейлина, донья Изабелла де Веласко.
4. Еще правее женщина в монашеском наряде, донья Марселла де Уолла, и гвардадамас, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
5. Справа на переднем плане -- карлица Мария Барбола и Карлик Николас Пертусато.
6. И, наконец, с моей точки зрения, композиционно центральный персонаж картины: гофмаршал двора Хосе Нието.
Ну и еще собачка.
За спиной художника мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества репродукции), две картины Рубенса и Иорданса - "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий". Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Она вызвала на состязание Афину. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. Афина не захотела признать свое поражение, и превратила Арахну в паука...
Обе картины символизируют вызов. Что хотел сказать этим Веласкес?
Из деталей отмечу крест Сант-Яго на груди Веласкеса, дорисованный уже после смерти Веласкеса. В момент создания "Менин" Веласкес еще не был посвящен в рыцари этого ордена.
Ф.
Вот прекрасный пример картины-загадки. Несмотря на то, что я кое-что читал о ней, я всё равно не могу определится для себя, что же автор хотел поведать нам. Речь о картине Диего Родригеса де Сильва Веласкеса "Менины". В придворных инвентарных списках этот шедевр значится, как "Семейный портрет".
Действующие лица:
1. испанский король Филипп четвертый со своей женой Марианной Австрийской. Они отражаются в зеркале. По некоторым версиям именно их сейчас рисует
2. художник Диего Веласкес.
Впрочем у Веласкеса нет ни одного парного портрета такого плана, да это и не важно. Да и если это обычный сеанс, почему взгляды всех участников картины сходятся на королевской чете, как будто они только что вошли?
3. Фрейлина донья Мария Сармиенто, подающая инфанте Маргарите сосуд и еще одна фрейлина, донья Изабелла де Веласко.
4. Еще правее женщина в монашеском наряде, донья Марселла де Уолла, и гвардадамас, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
5. Справа на переднем плане -- карлица Мария Барбола и Карлик Николас Пертусато.
6. И, наконец, с моей точки зрения, композиционно центральный персонаж картины: гофмаршал двора Хосе Нието.
Ну и еще собачка.
За спиной художника мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества репродукции), две картины Рубенса и Иорданса - "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий". Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Она вызвала на состязание Афину. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. Афина не захотела признать свое поражение, и превратила Арахну в паука...
Обе картины символизируют вызов. Что хотел сказать этим Веласкес?
Из деталей отмечу крест Сант-Яго на груди Веласкеса, дорисованный уже после смерти Веласкеса. В момент создания "Менин" Веласкес еще не был посвящен в рыцари этого ордена.
Ф.
SONIКА
Мастер
6/9/2006, 4:00:19 AM
(Moth @ 07.05.2006 - время: 21:44) Рассказываю: беременный живот - это такая распространенная МОДА??? того времени))). Мне этого не понять. Но это было хорошим тоном. Видимо говорило о зажиточности. Так что ничего любопытного как раз в этом нет)))
Да, про Путина я думаю постоянно, глядя на эту картину.
да, они специальные подушечки подкладывали! девушка эта совсем не беременна ))
Да, про Путина я думаю постоянно, глядя на эту картину.
да, они специальные подушечки подкладывали! девушка эта совсем не беременна ))
Ted_dy
Профессионал
9/23/2006, 4:13:23 AM
Приветствую всех, кто читает этот топик.
Вот мне тут задали вопрос по теме и я решил на него ответить тут. Речь пойдет о символике гравюры Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса" (1498). Заранее извиняюсь за не очень хорошую репродукцию, но для гравюры вроде не так плохо, кое что разглядеть можно.
Эта гравюра входит в дюреровский цикл "Апокалипсис", состоящий из 15 гравюр. Вообще-то я не очень-то специалист по Апокалипсису, но поробую.Насколько я понимаю, тематика «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Из всех текстов Нового Завета эта древнейшая его часть наиболее сильно отразила социальные противоречия, царившие в разлагавшейся Римской империи. В «Апокалипсисе» нашли выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибель притеснителям и обещан «небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Мрачными красками обрисованы бедствия, обрушивающиеся на преступный Вавилон, под которыми авторы текста разумели императорский языческий Рим. Нигде в более поздних евангельских текстах, сложившихся уже в период, когда изменились социальные основы христианства, не звучит так отчетливо требование возмездия поработителям.
Не удивительно, что эти настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назрела революционная ситуация и началось движение за преобразование страны. Но чтобы понять всю силу влияния этой книги, надо учесть еще и то обстоятельство, что, подобно всем социальным движениям средневековья, борьба за преобразование Германии имела религиозную окраску и приобрела характер выступлений против главного оплота феодализма — католической церкви. Ратуя за возврат к подлинному тексту священного писания и его духу, деятели Реформации в своей полемике с папством постоянно обращались к Библии и Евангелию, и особенно часто к «Апокалипсису», который давал им прекрасный материал. Теперь, когда начались выступления против папства, когда на Рим — на этот раз на католический Рим — снова стали смотреть как на вместилище зла и пороков, с новой силой зазвучал текст древнего «Апокалипсиса». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Дюрер переносит действие в свое время. Его Вавилон — это папский Рим.
На представленной гравюре изображены четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть истребить четверть рода человеческого. Под копытами коней гибнут люди, среди них — император в короне (внизу слева), падающий прямо в разверстую пасть прелестно изображенного Левиафана, символизирующую врата ада. Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие еще более усиливают впечатление о том, что речь идет о событиях сегодняшнего дня. Вообще же, насколько я понимаю, есть много трактовок всадников в Апокалипсисе. Все они имеют право на жизнь и их отражения можно найти на гравюре. Одна из трактовок примерно такая. Первый всадник на белом коне "вышел, чтобы победить." Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные "таланты," с которыми рождается человек. Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.
Есть интересная трактовка Николая Александровича Морозова, русского учёного-энциклопедиста. Он интерпретирует "коня белого", на котором сидит "всадник, имеющий лук", как описание положения Юпитера в Стрельце; красного ("рыжего") коня, сидящему на котором дан большой меч, - как положение Марса в Овне, под созвездием Персея; тёмного коня, на котором сидит "всадник, имеющий меру в руке своей", - как положение невидимки (с трудом наблюдаемого с Земли) Меркурия в Весах; и "коня бледного", на котором сидит "всадник, которому имя смерть", - как положение Сатурна в Скорпионе. а дополнительные указания ("солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"; "поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня несветла была" и др.) - как солнечное затмение в ногах созвездия Девы. Так вот описанные положения планет среди созвездий, а также дополнительная информация, содержащаяся в Апокалипсисе, дают полную возможность вычислить астрономическими способами, когда небо имело такой вид. Ну да все это мало отношения имеет к Дюреру.
Вообще-то буду очень рад дополнениям и исправлениям. Особенно касательно символики самой гравюры.
Ф.
Вот мне тут задали вопрос по теме и я решил на него ответить тут. Речь пойдет о символике гравюры Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса" (1498). Заранее извиняюсь за не очень хорошую репродукцию, но для гравюры вроде не так плохо, кое что разглядеть можно.
Эта гравюра входит в дюреровский цикл "Апокалипсис", состоящий из 15 гравюр. Вообще-то я не очень-то специалист по Апокалипсису, но поробую.Насколько я понимаю, тематика «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Из всех текстов Нового Завета эта древнейшая его часть наиболее сильно отразила социальные противоречия, царившие в разлагавшейся Римской империи. В «Апокалипсисе» нашли выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибель притеснителям и обещан «небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Мрачными красками обрисованы бедствия, обрушивающиеся на преступный Вавилон, под которыми авторы текста разумели императорский языческий Рим. Нигде в более поздних евангельских текстах, сложившихся уже в период, когда изменились социальные основы христианства, не звучит так отчетливо требование возмездия поработителям.
Не удивительно, что эти настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назрела революционная ситуация и началось движение за преобразование страны. Но чтобы понять всю силу влияния этой книги, надо учесть еще и то обстоятельство, что, подобно всем социальным движениям средневековья, борьба за преобразование Германии имела религиозную окраску и приобрела характер выступлений против главного оплота феодализма — католической церкви. Ратуя за возврат к подлинному тексту священного писания и его духу, деятели Реформации в своей полемике с папством постоянно обращались к Библии и Евангелию, и особенно часто к «Апокалипсису», который давал им прекрасный материал. Теперь, когда начались выступления против папства, когда на Рим — на этот раз на католический Рим — снова стали смотреть как на вместилище зла и пороков, с новой силой зазвучал текст древнего «Апокалипсиса». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Дюрер переносит действие в свое время. Его Вавилон — это папский Рим.
На представленной гравюре изображены четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть истребить четверть рода человеческого. Под копытами коней гибнут люди, среди них — император в короне (внизу слева), падающий прямо в разверстую пасть прелестно изображенного Левиафана, символизирующую врата ада. Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие еще более усиливают впечатление о том, что речь идет о событиях сегодняшнего дня. Вообще же, насколько я понимаю, есть много трактовок всадников в Апокалипсисе. Все они имеют право на жизнь и их отражения можно найти на гравюре. Одна из трактовок примерно такая. Первый всадник на белом коне "вышел, чтобы победить." Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные "таланты," с которыми рождается человек. Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.
Есть интересная трактовка Николая Александровича Морозова, русского учёного-энциклопедиста. Он интерпретирует "коня белого", на котором сидит "всадник, имеющий лук", как описание положения Юпитера в Стрельце; красного ("рыжего") коня, сидящему на котором дан большой меч, - как положение Марса в Овне, под созвездием Персея; тёмного коня, на котором сидит "всадник, имеющий меру в руке своей", - как положение невидимки (с трудом наблюдаемого с Земли) Меркурия в Весах; и "коня бледного", на котором сидит "всадник, которому имя смерть", - как положение Сатурна в Скорпионе. а дополнительные указания ("солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"; "поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня несветла была" и др.) - как солнечное затмение в ногах созвездия Девы. Так вот описанные положения планет среди созвездий, а также дополнительная информация, содержащаяся в Апокалипсисе, дают полную возможность вычислить астрономическими способами, когда небо имело такой вид. Ну да все это мало отношения имеет к Дюреру.
Вообще-то буду очень рад дополнениям и исправлениям. Особенно касательно символики самой гравюры.
Ф.
Ted_dy
Профессионал
9/23/2006, 10:58:24 PM
(sgv @ 23.09.2006 - время: 18:23) не ребята. я так картины не рассматриваю.
если что и рссматриваю ,то это какая у художника техника.
:) так и не надо. Но я вот совсем в технике не разбираюсь и рисовать-то не умею. Но считаю, что многие картины нельзя оценивать, например, исключительно по технике исполнения. Иногда надо понять и замысел автора, и композицию, и технику, присовокупить ко всему этого энергетику произведения и самое важное -- свое собственное впечатление. Точно так же бесполезно оценивать фильм только по игре одного актера, по сценарию или по операторской работе.
В данном случае я считаю, что не последнюю роль играет то, что Дюрер проецировал сюжет Апокалипсиса в современную ему Германию, судьба которой безусловно волновала его.
Ф.
если что и рссматриваю ,то это какая у художника техника.
:) так и не надо. Но я вот совсем в технике не разбираюсь и рисовать-то не умею. Но считаю, что многие картины нельзя оценивать, например, исключительно по технике исполнения. Иногда надо понять и замысел автора, и композицию, и технику, присовокупить ко всему этого энергетику произведения и самое важное -- свое собственное впечатление. Точно так же бесполезно оценивать фильм только по игре одного актера, по сценарию или по операторской работе.
В данном случае я считаю, что не последнюю роль играет то, что Дюрер проецировал сюжет Апокалипсиса в современную ему Германию, судьба которой безусловно волновала его.
Ф.
Люка
Мастер
9/28/2006, 11:20:04 PM
Кстати, есть версия, что инфанта Маргарита (изображенная на картине "Менины") страдала синдромом Дауна. У нее очень характерные черты лица, которые сопровождают этот синдром.
Ted_dy
Профессионал
11/7/2006, 3:35:16 AM
Привет!
Вот решил еще об одной картине написать. Вот она.
Это картина Яна Вермеера (именно такая транскрипция как-то более приятна моему уху) "Аллегория Живописи" или "Искусство Живописи". Ежели кто не знает, скажу, что у Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в младенчестве и он периодичестки оставался без средств к существованию. Возможно поэтому он старался продать каждую свою картину как можно скорее. А может и не поэтому... но вот эта картина. С этой картиной художник не расставался до конца жизни. Почему? Вряд ли сейчас можно дать ответ на этот вопрос, но факт остается фактом.
Что бы ни писал Вермеер, главным персонажем его картин всегда являлся свет. Собственно на этом можно было бы и закончить рассказ о картине. Можно только удивляться, как Вермеер живя, видимо в довольно шумном доме умудрялся на картинах изображать такое спокойствие и тишину. Вермеер так увлекает нас причудливой игрой света, что мы забываем о том, что картина посвящена аллегории живописи:))) Здесь сидящий к нам спиной художник пишет портрет Клио, музы истории. Муза держит свои обычные атрибуты: книгу, представляющую искусство истории (скорее всего, это Геродот), трубу славы и лавровый венок, символизирующий победу и успех. Успех художника, произведения которого никогда не канут в небытие. Художник (видимо следует думать, что это сам Вермеер) одет в костюм XV века, что видимо как-то нам должно намекнуть на эпоху Возрождения. Но на стене висит карта XVII века. На ней католическая Фландрия отделена от протестантской Голландии складкой. Думается мне, что Вермеер переживал разделение своей родной страны. На воне карты висит люстра с двуглавым орлом, гербом королевского дома Испании. Отсутствие свечей в канделябре можно интерпретировать, как символ угасающего могущества Испании, от владычества которой Голландия избавилась незадолго до написания картины. Гипсовая маска на столе, напоминает посмертную.... ну тоже видимо как-то может трактоваться.
Любопытно, что в 2000 году эта картина выставлялась в Москве в месте с Венерой Урбинской Тициана.
Вот аннотация этой выставки, найденная мной в инете:
В Москву в ГМИИ впервые привозят два суперхита мировой живописи: «Искусство живописи» Яна Вермеера и «Венеру Урбинскую» Тициана. Картины Яна Вермеера и Тициана, олицетворяющие собой вершины барокко и ренессанса, встречаются в ГМИИ не случайно. Рассказывая о «Венере Урбинской», великий швейцарский искусствовед Генрих Вельфлин отмечал, что Венера Тициана — это квинтэссенция красоты в духе ренессанса, которую следует понимать как гармонию, отмеченную совершенной отчетливостью отдельных тонов. Созвучие прекрасных форм говорит нам о музыке языком живописи. Другой известный ученый Ганс Зедльмайр полагал, что композиция Вермеера, которую еще называют «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», представляет два символических смысла: живопись как слава Голландии и живопись как высшее, духовное, светоносное искусство. Сама живопись в картине Вермеера представлена женской фигурой с тромбоном в руках. Так в ГМИИ соединяются два этапа понимания красоты в европейской культуре XVI—XVII вв.: божественная красавица, воплотившая совершенство земного мира у Тициана, и божественный свет, красота духовная, царящая в мастерской Вермеера.
Жаль, что не был я тогда в Москве и не знал... а то бы сходил.
Ф.
Вот решил еще об одной картине написать. Вот она.
Это картина Яна Вермеера (именно такая транскрипция как-то более приятна моему уху) "Аллегория Живописи" или "Искусство Живописи". Ежели кто не знает, скажу, что у Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в младенчестве и он периодичестки оставался без средств к существованию. Возможно поэтому он старался продать каждую свою картину как можно скорее. А может и не поэтому... но вот эта картина. С этой картиной художник не расставался до конца жизни. Почему? Вряд ли сейчас можно дать ответ на этот вопрос, но факт остается фактом.
Что бы ни писал Вермеер, главным персонажем его картин всегда являлся свет. Собственно на этом можно было бы и закончить рассказ о картине. Можно только удивляться, как Вермеер живя, видимо в довольно шумном доме умудрялся на картинах изображать такое спокойствие и тишину. Вермеер так увлекает нас причудливой игрой света, что мы забываем о том, что картина посвящена аллегории живописи:))) Здесь сидящий к нам спиной художник пишет портрет Клио, музы истории. Муза держит свои обычные атрибуты: книгу, представляющую искусство истории (скорее всего, это Геродот), трубу славы и лавровый венок, символизирующий победу и успех. Успех художника, произведения которого никогда не канут в небытие. Художник (видимо следует думать, что это сам Вермеер) одет в костюм XV века, что видимо как-то нам должно намекнуть на эпоху Возрождения. Но на стене висит карта XVII века. На ней католическая Фландрия отделена от протестантской Голландии складкой. Думается мне, что Вермеер переживал разделение своей родной страны. На воне карты висит люстра с двуглавым орлом, гербом королевского дома Испании. Отсутствие свечей в канделябре можно интерпретировать, как символ угасающего могущества Испании, от владычества которой Голландия избавилась незадолго до написания картины. Гипсовая маска на столе, напоминает посмертную.... ну тоже видимо как-то может трактоваться.
Любопытно, что в 2000 году эта картина выставлялась в Москве в месте с Венерой Урбинской Тициана.
Вот аннотация этой выставки, найденная мной в инете:
В Москву в ГМИИ впервые привозят два суперхита мировой живописи: «Искусство живописи» Яна Вермеера и «Венеру Урбинскую» Тициана. Картины Яна Вермеера и Тициана, олицетворяющие собой вершины барокко и ренессанса, встречаются в ГМИИ не случайно. Рассказывая о «Венере Урбинской», великий швейцарский искусствовед Генрих Вельфлин отмечал, что Венера Тициана — это квинтэссенция красоты в духе ренессанса, которую следует понимать как гармонию, отмеченную совершенной отчетливостью отдельных тонов. Созвучие прекрасных форм говорит нам о музыке языком живописи. Другой известный ученый Ганс Зедльмайр полагал, что композиция Вермеера, которую еще называют «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», представляет два символических смысла: живопись как слава Голландии и живопись как высшее, духовное, светоносное искусство. Сама живопись в картине Вермеера представлена женской фигурой с тромбоном в руках. Так в ГМИИ соединяются два этапа понимания красоты в европейской культуре XVI—XVII вв.: божественная красавица, воплотившая совершенство земного мира у Тициана, и божественный свет, красота духовная, царящая в мастерской Вермеера.
Жаль, что не был я тогда в Москве и не знал... а то бы сходил.
Ф.
Bьrsten
Интересующийся
11/12/2006, 3:21:18 AM
"А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал"
"Суть исторической картины - угадывание"
Василий Иванович Суриков.
"Суть исторической картины - угадывание"
Василий Иванович Суриков.