Тут собираем Фольклор - Чувашии!!

Alihena
4/24/2012, 12:19:58 AM
Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д, Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане. ©
Alihena
5/4/2012, 12:26:50 AM
Чувашский фольклор : Чувашские пословицы

Нумай пĕтĕ, сахал çитĕ; пĕрле пурăннине мĕн çитĕ. /
И многое разойдется, и малого достанет, а что может сравниться с общей жизнью.

Çăкăр-тăвар хире-хирĕç./ Хлеб и соль взаимны.

Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха./ Соседи дороже дальних родичей.

Ырă йывăç усал çимĕç кÿни çук. / Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды.

Лайăх ят мултан та паха. / Добрая слава ценнее богатства.

Юлташсăр çын тымарсăр йывăç пек./ Человек без друзей, что дерево без корней.

Пĕччен пуç пĕшкĕнет, ушкăн йыш ут утланать. / Одинокий голову долу клонит, а кто в артели – на коня садится.

Кĕтÿрен юлнă сурăх кашкăр кулли пулать./ Отставшая от стада овца становится добычей волка.

Юлташран уйрăлăн – пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн – вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн - ĕмĕр йĕрĕн. / С другом расстанешься – один год будешь плакать, с семьей разлучишься – десять лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать.©
Alihena
6/11/2012, 1:43:22 AM
Легенда о начале хлебопашества

Давным-давно, когда еще леса покрывали все берега Свияги и Суры и весь тот край, где они текут, подобно тучам, закрывающим небо во время грозы; когда еще люди кормились, убивая по лесам диких зверей, добывая из дуплистых деревьев мед диких пчел; когда бог богов, могучий и великий Тора помогал людям добывать пищу, – тогда жили на земле два брата.
Старший назывался Якишем, а младший – Велюком. Якиш был злой, жестокий, коварный. Велюк был очень добрый, как малое дитя. Якиш убивал зверей и кормился мясом. Велюк собирал мед и кормился им.
Однажды Якиш пошел на охоту, но не убил ни одного зверя. Голодный и поэтому еще более злой, он пришел к брату. Тот в это время ел мед, собранный им в дуплах, где жили пчелы.
Старший брат попросил меду, и младший по доброте своей охотно поделился с ним. Якишу захотелось узнать, где находятся те пчелы, которые собрали такую сладкую пищу.
– Скажи мне, где гнезда пчел? – спросил Якиш.
Простодушный Велюк повел брата в лес и указал все дупла, которые знал.
Через несколько дней Якиш вздумал украсть меду из одного дупла и уже отломил кусок сотов и стал есть. Но он не отнес первый кусок сотов к священному дереву киремети в жертву богам, и Тора рассердился и приказал пчелам умертвить Якиша. Пчелы собрались из всех дупел, и каждая ужалила вора.
Якиш умер, и пчелы также умерли, потому что оставили в нем свои жала.
Когда Велюк увидел мертвого брата и мертвых пчел, то стал плакать: ему было жаль брата и своих кормилиц.
В слезах он уснул и вдруг слышит во сне голос Торы. Тора велит ему взять теленка и облить водой; что будет с водой, тó надо сделать и с мертвыми пчелами.
Проснулся Велюк, поймал теленка и облил его. Теленок отряхнулся, и вода светлыми каплями попадала на землю и ушла в нее.
Тогда Велюк, следуя повелению Торы, разбросал мертвых пчел и закопал их в землю.
Это были первая пашня и первый посев.
Скоро из земли появилась травка, на которой потом выросли колосья. Одни были покрыты точь-в-точь такими жалами, какими пчелы убили Якиша; на других зерна висели так, как висят на дереве рои пчел. К тому времени, когда Велюк обычно собирал мед, колосья поспели. Велюк выбил из них зерна, растер между двумя камнями, смешал с водой и стал есть вместо меда.
Так появился хлеб.
А Якиш был унесен злым духом в преисподнюю. Там злой дух сделал из его злого сердца червей, убивающих теперь молодых пчел, а из тела сделал мышей, поедающих воровски тот хлеб, который добывается человеком. ©
Alihena
6/25/2012, 3:49:09 AM
Ну неужели, никто не хочет нам рассказать легенды которые услышали от бабушки с дедушкой ....
Alihena
1/6/2013, 10:11:37 PM
Хмс ... вот интересно, а какие есть обычаи на Новый Год и на Рождество в прекрасной Чувашии ...