Оренбургский пуховый платок бренд & легенда
Хуаниttа traхх de Kончиtta
Грандмастер
8/27/2008, 9:19:43 PM
У кого есть сие пуховое творение?
Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке.
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской Империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.
Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шушма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.
В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее доргие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
© - просторы Инета
Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке.
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской Империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.
Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шушма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.
В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее доргие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
© - просторы Инета
Хуаниttа traхх de Kончиtta
Грандмастер
8/27/2008, 9:35:07 PM
Оренбургские платки: история легенды
Краткий исторический очерк
Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия.
Некоторые историки утверждают, что родоначальницей этого удивительного, уникального ремесла была жена Петра Ивановича Рычкова - первого члена-корреспондента Российской Академии наук, историка и исследователя, "колумба Оренбургской губернии". Но именно Петр Иванович одним из первых заинтересовался оренбургскими козами, их шерстью и пухом. Рычков побывал у многих пастухов, изучил диких и домашних коз, посмотрел в быту козоводов примитивные образцы изделий из шерсти и пуха. А потом в специальном докладе Академии наук высказал предположение "извлекать еще новую выгоду из коз" - вычесывать пух и вязать из него предметы одежды.
В "Трудах Вольного экономического общества" за 1766 год П.И. Рычков опубликовал исследование "Опыт о козьей шерсти" Он предлагал организовать в Оренбургском крае пуховязальный промысел, который будет во благо населению и России. Однако в то время к его голосу не хотели прислушаться.
Но Рычковы не оставили задуманное дело. Терпеливо и бескорыстно приучала местное население к пуховязанию Алена Денисовна. В гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек, и все они осваивали новое ремесло. Однажды мастерицы связали особо удачные платки - белые ажурные "паутинки". Их было решено показать в самой столице. И через некоторое время Всероссийское Вольное экономическое общество выразило вязальщицам благодарность, а Алена Денисовна Рычкова получила награду - золотую медаль! Было это 20 января 1770 года.
И стали с легкой руки Алены Денисовны прясть и вязать оренбургские казачки от Орска до Оренбурга - во всех станицах. Из рода в род передавались от матери к дочери секреты мастерства, приемы работы, узоры платков - самобытные и неповторимые. Девочек с семи лет учили этому замечательному искусству.
А как это непросто - связать добротный платок! Надо уметь содержать и пасти особых - оренбургских пуховых коз. В феврале-марте женщины заботливо вычесывают гребнем длинный пух и долго-долго перепускают его на редком и частом гребне, отделяя волокно от охлопков. А перед этим еще и волосок к волоску все волокно из пуха выбрать нужно+
Мастерицы сворачивают пух в кудельки, прядут на веретенке: чем тоньше нить, тем меньше веретенки - не больше вершка. Потом ссучивают нити, сматывают их в клубки - и можно приступать к вязанию.
Долог путь от пуха к клубочку, от клубочка к платку. Вяжут его на стальных спицах, и кажется, сама душа женщины вплетается в узоры тонкой паутинки или жаркого пушистого платка.
Больше 250 часов трудится над платком мастерица! По труду, да качеству и цена платка - большая цена, но красоту и пользу деньгами не измерить+
В XIX веке в России промыслу, разведению оренбургских коз уделялось мало внимания, хотя слава наших пуховых изделий давно имела мировое признание. А тем временем зарубежные деловые люди, оценив дороговизну изделий из козьего пуха, попытались создать свою пуховязальную промышленность. В 1824 году козий пух, закупленный в Оренбургском крае, направлялся для переработки во Францию, где фирма "Боднер" выпускала красивые шали под названием "каша" и получала за это невиданную прибыль. В эти же годы английская фирма "Липнер" организовала крупное предприятие по выработке пуховых платков серии "Имитация под Оренбург".
Однако заготовка и транспортировка пуха за многие тысячи километров дорого обходилась западным бизнесменам. И тогда они решили приблизить к себе сырьевую базу - попытались вывезти и развести у себя оренбургских чудо-коз. И вывезли - в Англию, Францию, Южную Америку, Австралию. Только предприятие это не увенчалось успехом: козы через несколько лет превратились в обычных, стали "терять" драгоценный пух.
Однажды казачка Ускова обратилась к губернатору Оренбурга с письменным прошением отправить на всемирную выставку в Англию ее пуховые платки. Губернатор удовлетворил просьбу, и вскоре шесть платков предстали на выставке с подписью: "Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае". Перед закрытием выставки все платки были раскуплены. А спустя несколько месяцев представитель казачьего войска доставил и под расписку передал вязальщице Марии Николаевне Усковой медаль Всемирной выставки "За шали из козьего пуха" (Лондон, 1862 г.), диплом и 125 рублей серебром.
Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому. А в это время одаренные народные умельцы, художники-самородки, искусные вязальщицы томились в неизвестности и прозябали в нищете!
В ответ на это в начале прошлого века пуховязальщицы стали объединяться в артели и товарищества. А в 1938 году на базе кустарных производств усилиями государства был создан Облпухтрикотажпромсоюз, впоследствии переименованный в комбинат оренбургских пуховых платков. Через 20 лет, в 1958 году, оренбургские ажурные и пуховые платки завоевали серебряную медаль от международной выставки в Брюсселе. И на выставках в Монреале (Канада), в Японии восхищали своей непревзойденной мастеровитостью и красотой всех посетителей.
© - просторы Инета
Хуаниttа traхх de Kончиtta
Грандмастер
8/30/2008, 8:40:54 PM
Чем оренбургские платки отличаются от всех остальных?
10 факторов
1. География. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Этим обусловлено разнообразие оренбургских платков: "Желтинцы "ландышей" не вяжут", - авторитетно может заявить вязальщица из села Желтое Оренбургской области. Различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе - не то, что каждый район, а каждое село может иметь свои традиции: желтинские платки неизменно покоряют выставки, а, скажем, никитинские по толщине и ажурности по праву считаются "исключением из всех пуховязальных правил".
2. Узоры. Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей.
3. Тонкость. Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название "паутинка". Иной раз, боязно до нее дотронуться - кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки.
4. Пух. Такого пуха нет нигде. Ни в Ирландии, ни в Тибете, ни в Южной Америке. Знаменитый оренбургский пух. Именно за ним еще век назад приезжали иностранцы в далекие оренбургские земли. Коз вывезти не получалось: и в Европе, и в Южной Америке они быстро теряли все пуховые свойства. Оставался единственно возможный выбор: либо закупать пух, либо покупать готовые изделия. Оренбургский пух достаточно капризен и требует тщательного перебора. На вид кажется, что из такого пуха никогда не может получиться и подобия оренбургского платка. Но в умелых оренбургских руках неказистый на вид пух преобразовывается в изумительное изделие. Нежность, тонкость, легкость - недаром оренбуржцы считают пух своих коз лучшим в мире. Сейчас оренбургские мастерицы используют и другие виды пуха (волгоградский и ангорский) - в умелых руках и этот пух преобразовывается в истинное оренбургское изделие. И все же именно платки и паутинки из классического оренбургского пуха - неизменные эталоны высшего качества.
5. История. Более двух веков насчитывает история оренбургского платка. Сложно найти регион, где пуховязальные традиции были настолько велики. Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания. Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов.
6. Награды. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Как ни странно, именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам казалось из ряда вон выходящим явлением.
7. Orenburg Lace Shawl. Оренбургские изделия - фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Orenburg Lace Shawl - платок пробуют вязать и в Австралии, и в США, и во многих других странах. Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Что говорить, если в Англии выпускали платки с пометкой "Имитация под Оренбург".
8. Известность в России. Оренбургский платок - единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне, ставшей широко известной. Конечно написать стихи к песне их автор, Виктор Боков, мог только в Оренбурге и только после покупки настоящего оренбургского платка. И до сих пор оренбургские платки приводят в восторг: Валерия сравнивает их с лучшими марками одежды, Fergie визжит от восторга, даже Дима Билан с удовольствием гладит легендарные изделия. Старшее поколение ценит тепло, молодое же изумляется, что "старый советский" бренд изумительно красив и моден.
9. Фабричные изделия. Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям.
10. Подделки. Как ни странно, это лишь очередное доказательство известности и высочайшего класса. На плохой неизвестный товар подделки делать бессмысленно. Поэтому наличие подделок даже делает честь оренбургскому промыслу. Такие изделия продаются по всей России и даже далеко за ее пределами. Ну как может быть "настоящим оренбургским платком" изделие за 20 долларов, продаваемое в США уже с наценкой за транспортную перевозку, растаможивание, накладные расходы, налоги и прибыль посредника? И тем не менее даже нам раз пришло письмо из Нидерландов, в котором говорилось, что в США оренбургские платки покупать дешевле, чем в Оренбурге. Самое печальное, что именно там иностранцы и собрались закупаться. Слава оренбургского платка быстро испарится с таким подходом. Конечно, всегда есть возможность купить настоящие изделия - можно приехать в Оренбург или, скажем, купить через интернет-магазин, или, быть может, найти магазин с оригинальной продукцией. И все же: подделки - показатель класса. Подделки могут быть на Rolex, Parker и Orenburg Lace Shawl! На плохой товар подделок не бывает.
© - просторы Инета с orenblog.ru
Хуаниttа traхх de Kончиtta
Грандмастер
8/30/2008, 8:52:54 PM
Людмила Зыкина
"Оренбургский пуховый платок"
"Оренбургский пуховый платок"
Ирга4
Мастер
11/27/2010, 1:35:04 AM
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств храниться "Коллекция оренбургских пуховых платков" и инструменты на которых они создавались : прялка , веретёна , спицы.
Хостинг фото
Хостинг фото
Всего фото в этом сете: 7. Нажмите для просмотра.
Ирга4
Мастер
11/27/2010, 1:50:17 PM
Ажурные паутинки - это легкие, нежные оренбургские платки с красивым узором по всей площади изделия. Именно ажурные паутинки, пропуская через кольцо, проверяют на качество.
vitaлий
Новичок
12/16/2010, 8:09:42 PM
Хочу сказать, что паутинки которые проходят через кольцо будут бедноваты на пух... Вот палантин пройдет через кольцо.
Ирга4
Мастер
12/17/2010, 2:44:06 PM
(vitaлий @ 16.12.2010 - время: 17:09) Хочу сказать, что паутинки которые проходят через кольцо будут бедноваты на пух... Вот палантин пройдет через кольцо.
Возможно ......
Возможно ......
Ирга4
Мастер
12/21/2010, 2:40:41 PM
Наступила зима и наши Оренбургские платки - нарасхват !! Тепло в них !!!
vitaлий
Новичок
2/21/2011, 6:52:37 PM
(Ирга4 @ 21.12.2010 - время: 11:40) Наступила зима и наши Оренбургские платки - нарасхват !! Тепло в них !!!
ага... и весь пух с варежек на щетине остаётся
ага... и весь пух с варежек на щетине остаётся
Любитель72
Мастер
2/22/2011, 11:52:46 PM
так бриться надо, тогда пух мордой счесывать не будешь..))
vitaлий
Новичок
2/23/2011, 5:37:42 PM
(Любитель72 @ 22.02.2011 - время: 20:52) так бриться надо, тогда пух мордой счесывать не будешь..))
пух этотакая штука, куда хошь полезет
пух этотакая штука, куда хошь полезет
Ирга4
Мастер
3/3/2011, 2:48:04 PM
Дааааа.... У мужчин свое виденье и мнение о пуховых платках и вообще о изделиях из пуха!!!!!
Воо как загнула...
Воо как загнула...
Camalleri
Акула пера
9/18/2011, 4:28:28 AM
Я думал, что пух - это у птиц. А тут оказывается он есть ещё у коз... Прикольно.
Alihena
Акула пера
9/18/2011, 4:58:00 AM
Ой ... АбАжАю у мамы и у бабушке было их штук 5 разное и платок и шарф ... к сожалению остался только один шарфик ... у нас невозможно их купить ... тогда 10000 лет тому назад было легче моя бабушка была у Вас два раза ... какие-то родственники были .... ах ....
Camalleri
Акула пера
9/18/2011, 5:23:54 AM
(Alihena @ 18.09.2011 - время: 00:58) Ой ... АбАжАю у мамы и у бабушке было их штук 5 разное и платок и шарф ... к сожалению остался только один шарфик ... у нас невозможно их купить ... тогда 10000 лет тому назад было легче моя бабушка была у Вас два раза ... какие-то родственники были .... ах ....
Так раньше не только пуховые платки носили, а вообще кутались усердно. А сейчас есть более дешёвые, гораздо менее объёмные и лёгкие материалы, практичные, по свойствам сохранения тепла не уступают. Да и зимы нынче какие-то не те пошли...
Так раньше не только пуховые платки носили, а вообще кутались усердно. А сейчас есть более дешёвые, гораздо менее объёмные и лёгкие материалы, практичные, по свойствам сохранения тепла не уступают. Да и зимы нынче какие-то не те пошли...
Alihena
Акула пера
9/18/2011, 7:10:20 AM
(Camalleri @ 18.09.2011 - время: 02:23) Так раньше не только пуховые платки носили, а вообще кутались усердно. А сейчас есть более дешёвые, гораздо менее объёмные и лёгкие материалы, практичные, по свойствам сохранения тепла не уступают. Да и зимы нынче какие-то не те пошли...
Сашуль, так этот платочек ребенок может в кулак зажать ... ну а также наши бабушки были намного здоровее чем мы сейчас - все натуральное было ...
Сашуль, так этот платочек ребенок может в кулак зажать ... ну а также наши бабушки были намного здоровее чем мы сейчас - все натуральное было ...