О Республике Коми

Бестя
7/24/2007, 12:46:21 AM
image

Состав на данный момент примерно следующий:

Республика Коми
Сыктывкар
Воркута
Вуктыл
Инта
Печора
Сосногорск
Усинск
Ухта
районы
Ижемский
Княжпогостский
Койгородский
Корткеросский
Прилузский
Сыктывдинский
Сысольский
Троицко-Печорский
Удорский
Усть-Вымский
Усть-Куломский
Усть-Цилемский
Бестя
7/24/2007, 12:51:27 AM
image

Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации. Территория сравнима по величине со многими европейскими государствами — ее площадь 416,8 тысячи квадратных километров.

image
Республика Коми — равноправный субъект Российской Федерации, имеет свои Конституцию, флаг и герб.
image
Государственную власть в Коми осуществляют Глава Республики Коми, Государственный Совет Республики Коми, Конституционный Суд республики.


Бестя
7/24/2007, 12:53:53 AM
Столица — город Сыктывкар (244 тысяч человек). Крупнейшие города Коми — Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта.

image
Сыктывкар

На 1 января 2005 года численность населения составила 996 тысяч человек, в том числе городское население — 752 тысяч человек, сельское — 244 тысяч человек. Государственные языки — русский и коми. Коренное население относится к финно-угорской языковой группе. Исторически сложилось так, что на территории республики живут представители около 70 национальностей, самая многочисленная из них — русские.

Пронзающий
7/25/2007, 2:35:35 AM
Да, по этническому составу могу сказать следующее (данные на 1995 г.):

60% - русские.
33% - коми.
3% - татары.
2% - шведы и немцы.
2% - другие.


Пронзающий
7/26/2007, 2:54:23 AM
Интересные сведения из истории.

В 13-14 вв. территория Коми подвергалась нападениям новгородцев, но в итоге эта проблема была ликвидирована - с переходом Коми под руку Московского княжества.

Статус "города" Усть-Сысольску (сейчас - г. Сыктывкар) был дарован Екатериной II.

Во время гражданской войны население коми поддержало белых. В республике также шли бои, хотя и не с таким размахом. Всего красные потеряли около 700 человек, но всё же захватили территорию.

Несколько лет назад, когда произошёл скандал с разработкой золотых месторождений на территории одного заповедника, на его защиту встали не наши "зелёные", а эстонские власти.
Бестя
7/26/2007, 11:44:58 PM
image
Легендарное плато Манипипунёр в истоках Печоры

Пределы современной Республики Коми начали заселяться предположительно 300 тысяч лет назад. Бесспорные заселения территории датируются временем около 40 тысяч лет назад. Предки коми-зырян были известны под именем «пермь». Ученые производят его от карельского «pera maa», что означает «земля за рубежом». Важным источником информации о предках коми-зырян является «Житие Стефана епископа Пермского», в котором рассказывается о епископе-просветителе, обратившем в христианство население Перми.

image
Старая церковь в Корткеросе

Со второй половины 13-го века земли Коми «Пермь» и «Печора» входили в список новгородских волостей, а концу 15-го века эта территория стала неотъемлемой частью русского государства. С 16-го века коми вместе с русскими стали обживать верхнюю Вычегду, бассейн Мезени и Печоры. К этому времени относится и первое упоминание крошечного погоста Усть-Сысосольска. Населяли его крестьяне и купцы, основными занятиями жителей были земледелие и скотоводство, а также охота и рыболовство. В течение 100 лет численность населения практически не изменялась, и лишь в начале XVIII века начинается быстрый рост Усть-Сысольска. Здесь оседала часть выходцев из разных районов Коми и из соседних русских земель. Усть-Сысольск стал географическим и экономическим центром края. Здесь осуществлялась посредническая торговля отдельных районов Коми с Петербургом, Москвой, Прикамьем, Поволжьем, Сибирью. В 1780 году село Усть-Сысольск именным указом Екатерины II был преобразован в уездный город и вместе с уездом вошел в состав Вологодского наместничества (губернии). К этому времени в Усть-Сысольске насчитывалось около 1700 человек. В начале 17-го века на территории Коми насчитывалось 320-330 населенных пунктов, а к середине 19-го века — уже около 600. К концу 19-го века окончательно оформилась этническая территория Коми.

image
Главный храм Коми — собор Святого Стефана Пермского

22 августа 1921 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял декрет об образовании в составе РСФСР автономной области Коми. В 1930 году в связи со 150 летием города Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар — «город на Сысоле». В 1936 году область переименована в Коми Автономную Советскую Социалистическую Республику (Коми АССР). В 1992 году территория получила название Коми Республика.
Бестя
9/2/2007, 8:51:12 PM
От питерских крыш до нефтяных вышек

image
Ухтинский нефтеперерабатывающий завод

Коми край всегда привлекал внимание русских князей и царей. Для чеканки монеты на Московском монетном дворе требовалось много серебра, а на Руси его месторождений не было. Поэтому приходилось использовать в качестве «лома» западноевропейские монеты. Однако в начале 13-го столетия стали ходить слухи о том, что серебро и медь есть на северной речке Цильме. Для поисков руды царь Иван III отправил в 1491 году экспедицию. Поиски увенчались успехом — была найдена серебряная и медная руда.

Издавна были известны и использовались местным населением месторождения соли в Коми крае. В конце 16-го века крестьяне Сереговы продали земли под Сереговой горой представителю знаменитой семьи промышленников Строгановых, который построил солеварню. Расцвет сереговского промысла пришелся на конец 17-го века, когда здесь вываривалось до 5 тысяч тонн соли в год. Завод стал одним из крупнейших в России. До сих пор запасы соли в Серегово достаточно велики для того, чтобы обеспечить соляной промысел на неограниченную перспективу.

Металлургическая промышленность развивалась в Коми с 18-го века. Основной продукцией на нескольких заводах были чугун и железо, здесь изготавливались орудийные снаряды, якоря. Выполнялись и специальные задания — например, изготовление железа для крыш Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, заказы во время первой мировой войны. Однако постепенно недостаточная техническая оснащенность заводов, отдаленность от рынков сбыта свели металлургическое производство на нет.

Экономика Коми края в 19-м веке сохраняла аграрно-промысловый характер. Однако возраставший на мировом и российском рынке спрос на лесоматериалы способствовал развитию в крае лесозаготовительной промышленности. Древесина поставлялась в Англию, Голландию, Данию, Швецию, Францию, частично — на внутренний рынок: в Астрахань, Вятку, Саратов.

Коми оставалась вдали от железных и шоссейных дорог, при перевозке людей и товаров важнейшую роль играли судоходные реки, что послужило толчком к развитию пароходства. С улучшением путей сообщения развивалась и торговля, увеличивались объемы вывозимой древесины, замши, рыбы, пушнины.
DELETED
1/7/2009, 8:28:45 PM
Если не ошибаюсь само слово сыктывкар с коми на руский язык переводиться как город на реке

И в посте Бестианы, есть фото камней на подобии английского стоунхенжа, так эти и камни признаны одним из чедес России
D_art
11/13/2009, 3:59:27 AM
Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (устаревшее русское название). Коренное население Республики Коми (автономия с 1921 г.), живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.

ЭКСПЕДИЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ КОМИ КРАЯ



С XII по XIV век земли в среднем течении Вычегды и нижней Выми, известные как Пермь Вычегодская находятся в торговой связи и под влиянием Новгородского княжества. Известнейший русский историк С. М. Соловьев так описывал тогдашнее представление о территории края:« ... неподвластный русским князьям, населенный зырянами и вогуличами, был непривлекателен и опасен для поселенцев не воинственных, идущих небольшими массами». Постепенное ослабление Великого Новгорода, и возвышение Московского княжества, вовлекает территорию в сферу интересов единого русского государства.

В 1379 г. с одобрения объединителя русских земель московского князя Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) и благословения иерархов церкви в земли коми проповедывать православие отправляется Стефан (Пермский), который основал впоследствии новую Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.

В 1481 г. производится государственная опись вычегдо-вымских земель, включенных в Московское княжество, и на них распространяются "государевы дани".

Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского" упоминает, как в царствование Иоанна III, в 1479 году "искать серебряной руды в окрестностях Печоры" послана экспедиция, в составе которой "два немца, Иван и Виктор". А ведут их Андрей Петров и Василий Болтин. Результатом семимесячного странствия стало описание месторождения серебряной руды "вместе с медною, на реке Цильме, верстах в двадцати от Космы, в трехстах от Печоры... на пространстве десяти верст". С того времени в русском государстве, как пишет Карамзин, "начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра, имели и золотые деньги или медали российские".

В 1768-1772 гг. часть территории Коми края была обследована экспедицией Российской Академии наук во главе с И. И. Лепехиным. Академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802 гг.) был известным русским путешественником и натуралистом. Руководимая им экспедиция изучала обширную территорию России: Оренбургский край, Поволжье, Пермское Приуралье и Зауралье. Лепехин побывал на многих реках Коми края: Вычегде и Сысоле, Летке и Лузе, посетив при этом расположенные на них населенные пункты.

Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
7/18/2010, 10:09:54 AM
Быт и традиции в Республике Коми

Быт современных коми во многом связан с их старинными традициями и национальным прошлым. Так, идет возрождение языка коми, вновь появляются национальные праздники.

Вплоть до XX н. у коми функционировала особенная модель хозяйства, в котором земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и домашние ремесла дополняли друг друга. Сегодня охота и рыболовство не имеют первостепенного значения, однако в менталитете населения до сих пор сохраняются некоторые установки. Например, к лесу относятся с уважением и лаже благоговением, особенно люди старшего возраста.
Возрождаются народные промыслы, которые уже не имеют хозяйственного значения, ни их культурное значение велико.

Национальная одежда коми во многом похожа ив национальную русскую: женский костюм включает в себя косоклинный сарафан и короткую рубашку, мужской — безрукавку, выдубленные штаны, кожаную обувь на толстой подошве, меховую шапку. Черты национального мужского костюма сегодня можно найги в одежде охотников.
Большое значение играли и продолжают играть одежда н обувь из оленьего меха.


image

В народные промыслы входили резьба по дереву и кости, узорное вязание, тканье (включая варежки, чулки, полотенца, скатерти и др.).

Большинство домов у коми строилось из бревен, подобные постройки возводят в селах до сих пор. Дома состояли из 2-х или 4-х помещений. Традиционное устройство кровли — на слегах-«самцах».

Суеверия Коми также во многом схожи с русскими. Существует множество обычаев, ритуалов, связанных с такими важными для человека событиями как рождение ребенка, свадьба или похороны. В частности, у Коми существовало много типов повивальных бабок, которые исполняли предписанные ритуалы при сложных родах или читали заговоры. Ребенка нельзя было показывать людям или оставлять одного: боялись подмены нечистой силой, больных детей на лопате сажали в теплую печь — «выпекали» болезнь и т, п.

До сих пор в деревнях сохраняются обычаи, связанные с похоронами, передача «милостыни» через могилу, прикрывай не двери дома после выноса тела, проезд процессии по особенно значимым для покойника местам.
Многие современные свадьбы Коми также включают в себя `элементы традиций, например выкуп невесты женихом, завалы на пути жениха и т. д.
Сегодня большинство традиционных обычаев заменились на религиозные обряды.

В Республике отмечается большое количество праздников, не только общероссийских или общемировых, но и национальных, носящих специфический характер.
Большой популярностью пользуется Праздник Севера; в деревнях отмечают Проводы Зимы — торжественные проводы пастухов-оленеводов на кочевье.
Село Шельябож стало официальным местом проведения Коми национального праздника оленеводов Зарни Сюр («Золотой рог»).

Государством поддерживается традиционный праздник Ижемский Луд - уже ставший республиканским. Большой популярностью пользуется Праздник книги. Отмечают День Коми письменности.
В республике также отмечается праздник Сабантуй — один из национальных праздников. Существует День отца, 20 мая отмечается День культуры Коми.
Аватарка ушла в отпуск =(
Дионео
7/19/2010, 3:15:12 PM
В Коми местного населения очень мало осталось. Еще в конце восьмидесятых шутили, что население республики составляют "Че-Ка, Зе-Ка и немного комяка")).
Но тогда у них были и свои писатели, пишущие на коми-языке, и телевидение своё и газеты на коми-языке, и даже популярные исполнители песен на коми-языке. Правда, уже тогда коми-речь чаще можно было услышать из радиоприёмника, чем на улице.
Не думаю, что с тех пор многое изменилось в лучшую сторону.
Gabi
7/22/2010, 2:16:00 AM
(Дионео @ 19.07.2010 - время: 11:15)В Коми местного населения очень мало осталось. Еще в конце восьмидесятых шутили, что население республики составляют "Че-Ка, Зе-Ка и немного комяка")).
Но тогда у них были и свои писатели, пишущие на коми-языке, и телевидение своё и газеты на коми-языке, и даже популярные исполнители песен на коми-языке. Правда, уже тогда коми-речь чаще можно было услышать из радиоприёмника, чем на улице.
Не думаю, что с тех пор многое изменилось в лучшую сторону.
Могу вас уверить, Дионео, что поток из деревень упорно продолжается, а приток идет из ближайших деревень и поселков, в круголя от Сыктывкара, а там как раз и одно коми население. На севере республики вы коми можете встретить разве что на вахте.
На данный момент ассимиляция мощная, в самом Сыктывкаре перемешано все, что только можно.

Кстати, по поводу отстаивания коми народом своей самобытности, то и газеты еще есть, и поэты, и композиторы худо-бедно. И даже депутаты по недавнему закону обязаны теперь разговаривать на коми, и сдавать экзамен на знание коми языка... 00058.gif
Gabi
7/22/2010, 5:04:45 AM
Традиционно в начале июля в Республике Коми, в Сыктывдинском районе, в селе Выльгорт (на родине мастера - балалаечника Семена Налимова) проходит Межрегиональный фестиваль самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка»

История фестиваля
Фестиваль родился в 2004 году - к юбилею района возникла идея провести песенный фестиваль и пригласить в качестве участника звезду Российской эстрады.
Главой района А.А.Рудольфом была приглашена народная артистка России Валентина Толкунова, которая дала благотворительный концерт. Именно её слова о необходимости встреч творческих коллективов из разных регионов, чтобы жить в мире и дружбе подтолкнули организаторов к ежегодному проведению фестиваля.
На втором фестивале принимал участие Жан Татлян, фестиваль был посвящен 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

В 2006 году фестиваль поддержали Министерства культуры Республики Коми и Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ. Выделенные ими средства были направлены на звуковое сопровождение и декорации фестиваля. Звездой фестиваля стала группа «Балаган Лимитед». В фестивале приняли участие коллективы из пяти регионов России.

В 2007 году при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ на фестиваль приехали представители семи регионов России и 22 коллектива из республики. Гостями фестиваля стали белорусские «Песняры». Приезд М.Швыдкого накануне фестиваля помог в решении многих организационных вопросов по завершению строительства Центра народных ремесел в с.Выльгорт. Его открытие состоялось на следующий год.

Самым удачным был V фестиваль 2008 года. Тогда спонсором фестиваля выступил «Газпром трансгаз Ухта». Участниками фестиваля стали представители 17 регионов России от Мурманска до Новосибирска и 18 районов республики. Гости фестиваля – группа «Белый день»

В VI фестивале в 2009 году приняли участие коллективы из девяти регионов России и девяти районов республики. Гости фестиваля – Бисер Киров и композитор Александр Морозов. Поддержка Министерства культуры РФ позволила приехать гостям из Финляндии.

В VII фестивале в 2010 году приняли участие коллективы из Марий Эл, Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Коми; Ярославской, Саратовской, Кировской, Липецкой, Вологодской, Ленинградской областей (всего из 15 областей, в том числе, Финляндии). В этом году на «Завалинку» была приглашена группа «Дискомафия» с дискотекой белых ночей для молодежи.

Режиссером фестиваля народной песни «Завалинка» в Выльгорте стал профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, заслуженный работник культуры РФ Александр Березин, один из ведущих российских режиссеров массовых праздников и фестивалей, в течение многих лет являющийся постановщиком «Славянского базара» в Витебске.

Всего фото в этом сете: 8. Нажмите для просмотра.


D_art
10/23/2010, 3:23:59 AM
Расположена Республика Коми на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).

image image image

Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59° 12' и 68°25' северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45°25' и 66° 10' восточной долготы).

Географический центр Республики Коми находится в точке пересечения 63°53' северной широты и меридиана 54° 16' восточной долготы недалеко от поселка Вис Сосногорского района.

На западе, северо-западе и севере Республика Коми граничит с Архангельской областью и входящим в ее состав Ненецким автономным округом, на востоке - с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области, на юго-востоке - со Свердловской областью, на юге - с Пермской областью и входящим в нее Коми-Пермяцким автономным округом, на юго-западе - с Кировской областью. Общая длина границ Республики Коми составляет 4415 км. Почти половина (49 %) приходится на Архангельскую область (2170 км, в том числе 870 км - на Ненецкий АО). Протяженность границ с Тюменской областью - 1050 км (с Ямало-Ненецким АО - 480 км, с Ханты-Мансийским АО - 570 км), со Свердловской областью - 35 км, с Пермской областью - 645 км (в том числе с Коми-Пермяцким АО - 335 км), с Кировской область-515 км.

Территория Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с юго-запада на северо-восток - 1275 км, с севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695км.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
12/1/2010, 3:01:02 AM
История, интересные факты

История Коми очень древняя. Коми – одна из интереснейших народностей финно-угорской группы. До 1917 года Республика Коми называлась Зырянский край, от собственного названия коми – “зыряне”. Коми иногда связывают с легендарной страной Биармией, куда викинги плавали за пушниной. Но это очень спорно.

До XV века территория современной Коми входила в состав Новгородского княжества, а позже отошла Московскому государству.
В 1379 году была учреждена Пермская епархия, а епископ Стефан Пермский разработал для коми письменность и перевел на этот язык библию. С XVI века верующие коми – христиане.

Коми – народ уникальный! Они сумели ранее других народностей адаптировались к европейской (русской) культуре, сохранив при этом свою национальную самобытность, язык, обычаи и нравы.


image image image image image
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
1/31/2011, 5:33:06 PM
Традиции прогрессу не мешают

Коми народное искусство — особый вид творчества, неотъемлемая часть современной культуры Республики. Наиболее широкое распространение в Коми издавна имели деревообрабатывающие ремесла, художественная обработка дерева и бересты, над которой мастера работают и в наши дни. Также популярно узорное вязание, ткачество.

Музейная сеть Республики объединяет более 90 музеев и их филиалов. Самый главный их них — Национальный музей Коми. В его структуру входят отделы истории, природы, этнографии, литературно-мемориальный музей И.А. Куратова. В коллекциях другого крупнейшего музея — Национальной галерее — произведения Коми, российских и зарубежных мастеров.

В Республике работают пять профессиональных театров. Старейший из них — Государственный академический театр драмы имени Виктора Савина. Коллектив театра драмы наряду с национальным репертуаром, постоянно обращается к русской и мировой классике.

Единственный из театров исключительно для детской аудитории — республиканский театр кукол, гастролируя по всей Республике, работает в Воркуте. Самый крупный — Государственный театр оперы и балета — в Сыктывкаре. А самый молодой по возрасту и составу — Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми.

Многогранную концертную деятельность ведет Коми республиканская филармония, заслуженным успехом у зрителей не только России, но и за рубежом пользуются Государственный ансамбль песни и танца «Асъя кыа» («Утренняя заря»).
Аватарка ушла в отпуск =(
-Ягморт-
4/19/2011, 3:19:06 AM
(Костлявый @ 07.01.2009 - время: 18:28) Если не ошибаюсь само слово сыктывкар с коми на руский язык переводиться как город на реке

И в посте Бестианы, есть фото камней на подобии английского стоунхенжа, так эти и камни признаны одним из чедес России
Совершенно верно. Если дословно город на реке Сысола.
Вот я как раз из тех мест и могу описать одно интересное наблюдение:
На реке Вишера , около села Большелуг, есть место под названием "Го"рд чой", что означает Красная горка и вот это местечко и есть рубеж за которым нет жизни крысам, раньше , когда возили товары и продовольствие при половодье на баржах, именно с этого рубежа крысы начинали прыгать в воду с барж. И до сих пор в тех районах нет крыс ,даже ставили "опыты" с сеном -Если принести скошенное сено с тех мест и разбросать вокруг дома крысы уходят ,конечно не навсегда , но все же.
IrIsK
8/13/2011, 3:58:26 AM
семь чудес Коми

БОГАТЫРЬ-ЩЕЛЬЕ,
Геологический памятник, расположен на реке Большая Сыня, в 25 км выше совхоза Сыня (Печорский горсовет).
Сложен массивными выходами силурийских доломитов.
Наиболее живописные выходы находятся в 200-250 м. ниже начала каньона.
Выветриванием созданы формы микрорельефа, напоминающие головы былинных богатырей, насаженных на пьедесталы.
Высота скал 12-13 метров.



СЫВЪЮССКИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК,
Создан для сохранения наиболее полных разрезов пограничных отложений силурийской и девонской систем и ископаемой фауны.
Расположен на левом берегу реки Кожим, в 18 км выше ж.-д. моста у устья реки Сывъю (Интинский горсовет).
Высокие, до 25 м. скалы протянулись вдоль левого берега р. Кожим на протяжении 350 метров.



СТОЛБЦЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ,
Останцы на горе Маньпупунёр, геологический памятник.
Расположен в междуречье рр. Ичотляга и Печоры (Троицко-Печорский р-н) Останцев 7, высота от 30 до 42 метров.
С ним связаны многочисленные легенды, прежде "Столбцы выветривания" являлись объектами культа манси.



ЩУГОР,
Заповедная река на территории Вуктыльского горсовета, правый приток Печоры (Национальный парк "Югыд Ва").
В 22 км ниже устья Б. Патока скалистые берега подходят к руслу, образуя живописные Нижние Ворота.
Скалы правого берега имеют вид зубцов, высота до 40 м., поверхность обнажения поросла лесом. В правом обнажении 7 пещер.


ЛЁКИЗ,
Геологический памятник, расположен на прав. берегу р.Ылыч, в 4 км ниже ручья Б.Сотчемъёль (Троицко-Печорский р-н, Печоро-Илычский заповедник).
Группа скал, сложенных поставленными "на голову" светло-серыми пластами мелкокристаллических известняков ср. карбона.
В памятнике представлены ярко выраженные "зеркала скольжения".



КУРЬЯДОР,
Геологический памятник природы «Обнажение Курьядор» расположен в Усть-Куломском районе - Юго-восток Коми.


к этому сюжету я б добавила Ульяновский монастырь.В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня (в то время самое высокое сооружение в Коми), внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь, на верхнем - церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом 354 пудов.


ГОРНОЕ ОЗЕРО,
Верховье реки Большой Паток (правый приток реки Щугор. Национальный парк "Югыд Ва").
ГОРНЫЕ ОЗЕРА ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА
Одним из характерных элементов ландшафтов Приполярного Урала являются горные озера, в основном ледникового типа — моренные и каровые.
На территории парка их более 800. Большая часть горных озер расположена на высоте от 500 до 1000 метров. Наиболее живописные по красоте озера ледникового происхождения расположенные на значительных высотах — от 1000 метров и выше .
Размеры горных озер невелики (пл. зеркала от 0,2 до 1-2 кв. км), но глубины значительные (до 40-50 метров). Питание снеговое, снежниковое. Вода очень чистая, минерализированная, бесцветная, иногда бирюзового цвета:
Голубое (лежит на дне обширного кара горы Народа на высоте 1139 метров), Грубепендиты (в р-не оз. месторождения золота «Нестеровское» и «Чудное»), Балбан-ты — Верхнее, Малое, Большое и Восточное (от озера В. Балбанты вдоль вост. истока р. Болбанъю расположен ботанический парк «Болбанъю»), Торговое (самое большое по площади и объему воды, расположено в обширном цирке на ю-з склоне вершины Кефтылык на высоте 721,7 м).
Озера и реки богаты ценными породами рыб: хариус, сиг, пелядь, кумжа.
Gabi
2/5/2012, 1:27:36 AM

"Усть-Цилемская Горка"
- это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника.

image
Всего фото в этом сете: 7. Нажмите для просмотра.


Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка.

Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
"Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.

Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс.
Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.

Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур.

Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.©
DELETED
12/20/2012, 2:41:14 AM
Усть-Вымский район. "Штат Айкино" так называли его "продвинутые" металлисты конца 80-х. Ворота в Республику. Кто помнит болгарские кроссовки? А драки на вокзале с воркутинцами...?
А это уже наше время...май 2012. Город Микунь и село Айкино. Река, соответственно,и конечно, Вычегда.

image
Всего фото в этом сете: 10. Нажмите для просмотра.