Народные промыслы Севера

D_art
9/7/2009, 3:12:40 AM
Народные художественные промыслы России
неотъемлемая часть культуры. В них воплощен многовековой опыт,
сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность народов.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Неповторимые изделия народных мастеров любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом.

Это и ковроткачество, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, резьба по кости, вязание, художественная керамика,
художественная обработка камня и металла, глиняные и берестяные изделия... и многое многое другое.


imageimageimageimageimage

Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
9/7/2009, 3:27:38 AM
Начну, пожалуй с народного костюма

«По одежке встречают...».
Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Еще сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения - предохранять человека от воздействия внешней среды - имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.


imageimageimage
Аватарка ушла в отпуск =(
LuiSifer
9/7/2009, 3:48:36 AM
Спасибо Татьяна, очень интересная тема.Жаль мои познания в этой области равны практически нулю. А так бы с удовольствием поддержал.
Осколок Мечты
9/8/2009, 12:21:33 AM
Когда я была маленькой девочкой, у меня были лопарки - такие полусапожки из кожи оленей с мехом. Безумно удобная вещь в носке, теплая и красивая.)))
DELETED
9/9/2009, 2:26:21 AM
Куклы всем известные!!Таких нарядов вы еще не видели народны промыслы однако!!!

Получить код этого сета
image

Всего фото в этом сете: 11. Нажмите для просмотра.
D_art
9/11/2009, 4:59:43 AM
(alex1101 @ 08.09.2009 - время: 22:26)Куклы всем известные!!Таких нарядов вы еще не видели народны промыслы однако!!!


Отличные наряды! Это где такое делают?
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
10/25/2009, 2:42:08 AM
Роспись по дереву

Расскажу вам про роспись. Тем более, что я занималась ею достаточно долго


imageimage


Распись - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи изделий. Сегодня чаще всего расписываются туеса и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета.

Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы- цветы и листья. Применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать, место под роспись необходимо зачистить мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. После чего изделие расписывается, а затем уж и лакируется. Лакируют дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
10/25/2009, 2:42:25 AM
Продолжаем рассказ о росписи по дереву

Пермогорская роспись

Хостинг фото
imageimageimageimageimage
imageimage



Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей -
заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину.
Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей:
пермогорская, ракульская и северодвинские. К последним отнесли близкие
по композиционному строю борецкую, тоемскую и пучугскую росписи.

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".

В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами.

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Роспись выполнялась на белом фоне. Растительный узор обрамляет бытовые сюжеты. Лилия (Крин) составляет основу узора: распускающийся росток на гибком стебле. Этот знак состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка-листика или почки, устремленной вверх.

Расписывали в Пермогорье прялки и множество обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.

Часто изображали служивых солдатиков, сбор березового сока, рубку леса, доение коровы и многое другое. Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями: тут и новомодная шаль на плечах у пряхи, высокий гребень в прическе, повойники, кустушки, оконца где слюдяные, где стеклянные. Именно эти бытовые подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
11/9/2009, 2:12:17 AM
Борецкая роспись
Хостинг фото
imageimageimage


Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины.

В старину была распространена роспись в иконописной манере. Расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте. В конце XIX века наиболее известными были прялки, расписанные мастерами из семьи Матвея Гавриловича Амосова из деревни Скобели Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.

Символ борецкой росписи Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.

Фон в росписи обычно делали белым, иногда золотым. Основными элементами росписи являлись трилистник, дужка с горошинами. Они дополнялись розанами и тюльпанами, мелкими растительными элементами, разноцветными птицами.

Основной цвет росписи - красный. В качестве дополнительных использовались изумрудно-зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников… Все элементы обводятся черным контуром.

Борецкая роспись является сюжетной росписью. Темой для сюжетной сцены мог стать приезд жениха или свадебный выезд, а также чаепитие, гуляния…
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
11/9/2009, 3:11:48 AM
Пучужская роспись

Хостинг фото
imageimageimageimage


Пучугская роспись - одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Центром росписи считается село Пучуга, расположенное в 25 км от Борка Верхнетоемского р-на. Мастера расписывали предметы домашней утвари. Это графическая роспись, сохранилась, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и др.

Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок, кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним). Здесь и сцены крестьянского труда - прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице, и сцены отдыха, винопития и чаепития. Нередко такие бытовые сцены на борокских, тоемских и пучугских прялках сопровождаются надписями, нравоучительными или ироническими.

Пучужская роспись выполняется на белом фоне красой краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками - капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
11/29/2009, 9:08:35 AM
не так давно была на выставке кукол... хочу вам рассказать о куклах, в которые играли наши прапра.. и прабабушки...


-image--image--image--image--image


Тряпичные куклы

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.


Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.

Традиционно такие куклы делятся на три группы:
игровые,
обрядовые
и обереги.

Так к обрядовым относится Масленица, Параскева-Пятница, Рябинка;
к оберегам - Акань, Любава;
среди игровых самая популярная - Закрутка.
Эту куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Большой материал о куклах Тульской и соседних губерний собран этнографическими экспедициями Объединения "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей", Дома народного творчества и Тульского областного колледжа, культуры и искусства. Существенно она пополнилась в связи с постоянными путешествиями как в крупные города нашей необъятной Родины, так в отдаленные ее уголки.

С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: Да она до сих пор в куклы играет и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.

Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.

В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
1/29/2010, 5:37:54 AM
Ракульская роспись

Хостинг фото
imageimageimageimage

Ракульская роспись имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья.

Промысел возник в середине XIX века, в Красноборском районе Архангельской области в деревне Ульяновская, что на реке Ракулке, впадающей в Северную Двину. Эту роспись осуществляла только одна семья Витязевых. Отличается самобытностью, особенной цветовой гаммой.

Основные цвета росписи- желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам.

Узор росписи состоит из фантастических крупных листьев, цветов и птиц, окаймленных черным контуром. Орнамент свободно располагается по форме предмета, как бы бежит. Движение подчеркивается большим количеством черных завитков, усиков, капелек. Они напоминают разлетающиеся в разные стороны живые брызги и подчеркивают движение отдельных деталей орнамента, плавный бег росписи в очень простом волнообразном орнаменте.

Аватарка ушла в отпуск =(
муркотик
3/20/2010, 11:24:18 PM
Вепская кукла (кукла капустка, или рванка)

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.

Вепская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей.

image
DELETED
4/14/2010, 11:20:05 PM
Употребление терминов темпера и гуашь не соответствует тем временам.
интересно,- какие минералы или органика использовались в старину для
изготовления красок и как те краски назывались. С лово "червленный", например,
происходило от....червей. Да, осбый вид червей, которые при растирании давали
красный цвет. В украинском языке так и осталось,- цвет-ЧЕРВОНЫЙ.
Что же использовалось как пигменты в старину?
D_art
5/29/2010, 8:26:01 PM
(георг2 @ 14.04.2010 - время: 19:20) Что же использовалось как пигменты в старину?

image

=== Минералы и охры, показанные на выкрасках: ===

1). АЗУРИТ (кристаллическая разновидность)
2). ВИВИАНИТ ("аморфный")
3). ЛАЗУРИТ (Байкальский, в током помоле)
4). КИНОВАРЬ (4а. - чистая киноварь, "холодная", 4б. - "тёплая киноварь", с примесью антимонита (Sb2S3). (Такой же оттенок имеет киноварь с примесью гематита)
5). ГЛАУКОНИТ (Холодный "Эстонский", справа - с добавлением 15% кварца)
6). СЕЛАДОНИТ тёмно-зелёный.
7). ВОЛКОНСКОИТ
8). Охра "Санкирь тёмная"
9). Охра "Горчица" ("Санкирь светлая")
10). ГЛАУКОНИТ (Холодный, "Эстонский", в крупном помоле)
11). Охра "Личная яркая" (состоит в основном из гётита с примесью ярозита)
12). Охра "Мумия тёмно-красная", кусковая.

__________________________

"Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства пигментов, применяемых в современной живописи с минеральными пигментами древних художников-иконописцев, разница становится очевидной.
В состав пигментов, употребляемых древними художниками, обязательно примешивались пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, - киноварь, аурипигмент, лазурит и др., имеющие блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет. Если в первом случае художник удовлетворяется внешней взаимосвязью пигментов, т.е. цветовым совпадением с явлениями природы (натуры) или декоративными комбинациями, то в иконописи в подборе соотношений пигментов видно мистическое понимание элементов, составляющих колорит живописи, желание обозначить каждым минералом стихии мироздания - огонь, воду, землю и воздух. Естественно, что далеко не все мастера вкладывали в этот метод мистические и философские понятия.
Зная ремесленный кодекс, многие относились к этим минералам так же, как и к остальным пигментам. Однако ведущие мастера крупных художественных центров видели в них олицетворение стихий, способных изобразить "подобие" Божественной гармонии.
Византийские духовидцы стремились свести в единое понятие сущность этих подобий и сущность своей этики. В этих стремлениях угадываются попытки создания мистической натурфилософии. Этим же отчасти можно объяснить и то, что главной целью художников с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одной из субстанций Бога. В Евангелии Сам Христос говорит о
Себе: "Аз есмь свет". Эти слова и стали для иконописца смыслом и целью его труда, чтобы сама икона "смотрела" на молящегося.
Из этого следует, что в религиозной живописи техника и философия не два различных понятия, а одно неделимое целое. Отсюда их пристальный подбор именно таких минералов, частицы которых наполняли живописную поверхность постоянным свечением и связывали разнородные некристаллические пигменты (будучи к ним подмешанными) в единую идею, так как любой пигмент, имеющий только матовое зерно и положенный рядом с золотом фона, неизбежно "проваливается", т.е. смотрится аппликативным пятном, не связанным с другими элементами живописи. Характер материала определял характер образа и делал его сущность причастной вселенской гармонии".
- А.Н. Овчинников. Символика христианского искусства, сб. статей. // М.,"Родник", 1999, с.520 -


скрытый текст
=== КАК ПРИГОТОВИТЬ ИЗ МИНЕРАЛОВ КАЧЕСТВЕННЫЕ КРАСКИ ? ===


--- Сведения практического характера. Свойства основных минералов-пигментов и некоторые рецепты по работе с ними ---

1) КИНОВАРЬ ( тригон. HgS )
Бытующие представления о том, что киноварь ужасно ядовита, относятся скорее к области мифов. При аккуратном обращениии с кристаллической киноварью и при её помоле Вам мало что угрожает, поскольку сама по себе она нерастворима в воде и кислотах (кроме "царской водки"). Но одна черезвычайно серьёзная опасность действительно существует, и связана она с возможностью образования паров ртути, которые действительно очень опасны, их вдыхание чревато нешуточными последствиями для здоровья. Но это может произойти только в случае сильного её нагревания: при 200° киноварь разлагается и улетучивается с образованием паров ртути и
сернистого газа... Отсюда вывод: - беречь киноварь от огня!!! Нельзя работать с ней рядом с плитой, эл. рефлектором, любыми сильными нагревательными приборами. А в обычных условиях она инертна и стабильна. Киноварь "не любит" железа, не следует хранить её в металлических банках, толочь в железной ступке, соскребать с курантов металлическим шпателем (лучше завести специально для неё пластмассовый). Не стоит натирать большое количество киновари прозапас. Ведь при растирании суммарная поверхность материала многократно увеличивается, а поскольку тонкий поверхностный слой киноварного зерна подвержен постепенному изменению под действием загрязнённого атмосферного воздуха, - окислению либо образованию плёнки чёрной модификации HgS, - минерала метациннабарита, то хранить её лучше в кристаллическом виде. Впоследствии, находясь уже в красочном слое, она будет защищена от вредных внешних воздействий обволакивающей плёнкой связующего материала.

Цвет киновари зависит от двух факторов - наличия примесей и степени кристалличности сырья. Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда ярко-алый холодный. "Тёплой" делают её охряные примеси, даже самая незначительная примесь лимонита или гётита придаёт ей морковный оттенок, а частым коричневым оттенком ("тёплая киноварь") она бывает обязана присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита. Стоит также отметить, что крупнокристаллическое сырьё даёт некоторый малиновый оттенок ("голубиная кровь") по сравнению с классическим ярко-алым из сырья мелкозернистого. Киноварный цвет глубокий и легкий, яркий но спокойный, не утомляющий глаз. Её торжественное свечение невозможно имитировать никакими искусственными заменителями. И хотя с XXI века появляется порошковый красный кадмий, но иконописцы до сих пор предпочитают кристаллическую природную киноварь.

Вряд-ли стоит пользоваться киноварью, предлагаемой в виде тонкого порошка, поскольку это зачастую оказывается изготовленный в лабораторных условиях синтетический продукт. В силу своей изначальной тонкодисперсности, синтетическая киноварь нестабильна и со временем может непредсказуемо менять свою окраску в сторону почернения как сама по себе, так и находясь уже в красочном слое. Кроме того, под названием "киноварь" иногда фигурируют суррогатные порошковые пигменты иностранного производства, не имеющие с собственно киноварью ничего общего, кроме названия.

И ещё - о розовом цвете. Минералов, дающих при растирании розовый порошок, в природе, увы, не существует. Но прекрасный розовый цвет можно получить добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в количестве "по вкусу". Тёмно-розовый цвет достигается также смешением белил (титановые или сурьмяные) + киноварь + немного черни + гематит.

2) ЛАЗУРИТ
Син. - "ляпис-лазурь" или "натуральный ультрамарин". Минерал из группы силикатов сложного состава, формула: (Na, Ca)8 x (S, SO4, Cl) 8. Ценный поделочный камень, история его использования насчитывает многие тысячелетия. Также и в качестве пигмента использовался уже с глубокой древности, особенно широко в культовых росписях Древнего Египта, на Арабском Востоке и в Античной Греции и Риме. Но как никогда широко приготовленные на основе лазурита пигменты стали применять в живописи в Европе в эпоху Возрождения, он стал неотъемлемой частью полотен Леонардо Да Винчи и Рафаэля. Первые сведения о его использовании на Руси датируются XVв. Известно, что Дионисий покупал его для фресок Ферапонтова монастыря в Новгороде по цене золота. Месторождения высококачественного отечественного лазурита в Прибайкалье у реки Слюдянка были открыты только в XVIII в., ранее же он доставлялся из Бадахшана (северо-восточный Афганистан) через пустыню Гоби и далее на север вдоль Аральского моря.

Итак, на сегодняшний день доступны для работы Афганский и Байкальский лазуриты. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Афганский лазурит всегда в той или иной мере содержит примесь золотисто-жёлтого минерала пирита (FeS2). Включения пирита бывают крупными (до1-3мм.) или едва заметны глазу, их присутствие делает срез камня напоминающим ночное звёздне небо и весьма украшают его как поделочный материал в ювелирных изделиях. Но при изготовлении пигмента пирит - очень вредная примесь, так как в порошке он имеет чёрный цвет. По этой причине из красивого ярко-синего куска лазурита после растирания может получиться грязновато-синий порошок с тёплым оттенком. Всё зависит от количества примеси пирита, поэтому при выборе материала стоит особое внимание обращать на включения пирита, особенно на мелкие, которые порой коварно образуют довольно густые, но заметные лищь при очень внимательном рассмотрении скопления. Отделить пирит можно только по одному старинному очень трудоёмкому рецепту с применением воска, льняного масла, мастики и канифоли. Куда проще изначально повнимательнее отнестись к выбору сырья.
Байкальский лазурит отличается многообразием сортов и оттенков. Включения пирита в нём тоже встречаются, но гораздо реже и в меньших количествах, некоторые сорта не содержат его вовсе. Но для него характерна примесь мрамора в виде вкрапленности и прожилков белого цвета. Эти белые включения, в отличие от пирита, сразу бросаются в глаза, но их присутствие, если оно не чрезмерно, не слишком сильно влияет на качество пигмента. Тем более, что при его приготовлении мрамор отчасти соединяется с эмульсией, образуя серую пенку, которую несложно снять. При необходимости получить пигмент максимально яркой окраски мрамор можно удалить путём отмучивания крупного помола в воде или жидкой эмульсии, т.к. мрамор чуть легче лазурита и образует верхнюю фракцию, которую
можно аккуратно слить. В целом же Байкальский лазурит имеет очень приятный холодный, "звонкий" оттенок. Есть ещё лазурит с Памира, но как сырьё для пигмента это материал низкого качества. Он имеет существенно иной состав и структуру и светлую синевато-голубую окраску, и может годиться разве что на голубовато-серые фона.

Причиной синей окраски лазурита является сера, а точнее - обособленные анионы SO4 и S2-, занимающие определённые позиции внутри промежутков между кремнекислородными тетраэдрами силикатного каркаса кристаллической решетки. Именно они создают "центры окраски", и чем более упорядоченно они расположены, тем ярче цвет. На этом основан принцип облагораживания лазурита, заключающийся в его постепенном прокаливании его докрасна (до 1000 - 1200 градусов). Упомянутые частицы-анионы становятся при этом относительно подвижны и занимают наиболее оптимальные позиции в структуре каркаса, что и проявляется в усилении цвета. Но если, упаси Боже, лазурит перекалить сверх положенной меры!...- колебания дающих ему цвет частиц становятся чрезмерными, они начинают вылетать из своих ячеек и покидают камень. При этом в воздухе появляется запах серы, а лазурит теряет свою окраску, становясь серым навсегда. Кстати, правильное прокаливание лазурита должно завершаться его быстрым погружением в 7-9% раствор уксусной кислоты (можно взять обычный пищевой уксус). Но ненадолго, через несколько минут после остывания его надо промыть и высушить. В результате такой процедуры цвет значительно усиливается и приобретает неповторимый фиолетовый оттенок. Прокаливать лучше небольшие кусочки или пластины, чтобы они могли прогреться равномерно. Прокаливание удаётся лучше, если предварительно залить кусочки лазурита в огнеупорную мастику.

3) ВИВИАНИТ - натуральный минеральный индиго, традиционно используется при написании иконы "Успение Пресвятой Богородицы", где одежды Божией Матери пишутся чистым, густым вивианитом, а Силы Небесные - вивианитом в разбеле.
Вивианит встречается либо в виде зеленовато-синих полупрозрачных кристаллов, имеющих форму перьев, занозистых и ломких, часто образующих звёздчатые пучки, либо в виде пачкающихся скрытокристаллических желвачков и комочков. Это разные формы одного и того же минерала, но на микроскопическом уровне устроенные совсем по разному. Для использования в качестве пигмента пригодна только вторая из описанных выше разновидностей, называемая иногда "аморфной". Крупнокристаллический вивианит практически непригоден, даже очень долгое и усердное его растирание даёт порошок неопределённо голубовато-серого цвета. "Аморфный" же вивианит очень легко трётся, удобен в работе и может использоваться в любых смесях. Боится только извести и содержащих её веществ, поэтому при написании фресок его следует изолировать от извести, предварительно обработав тем связующим материалом, который используется в работе. Вивианит нередко используют в комбинации с лазуритом: сначала кладётся тонкий лиссировочный слой-"подкладка" из вивианита, а затем поверх него - лазурит, но слоем значительно тоньше, чем было бы нужно без вивианитовой подкладки. Результаты получаются хорошие, да и экономия дорогого лазурита ощутимая. Ведь лазурит при всех своих достоинствах имеет довольно малую кроющую способность и для достижения цвета такой же интенсивности при его использовании в чистом виде приходится намывать довольно толстый слой. Вивианит прозрачнее охр, он хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями.

4) РИБЕКИТ (Riebeckite) - силикат из группы амфиболов состава: Na2 ( Mg,Fe2+ )3 Fe3+2 × Si8O22 (OH)2 . Твёрдость 4,5 -5,5. Плотность 2,9 -3,5. В кислотах не растворяется, кислотостоек и огнеупорен. Пригодные для краски разновидности рибекита встречаются в виде параллельно- и спутанноволокнистых агрегатов очень тонких игольчато-волокнистых кристаллов, часто напоминющих асбест или войлок. Цвет индигово-синий или тёмно-синий, до чёрно-синего или голубовато-серого (за счёт примеси магнетита ). Блеск матово-шелковистый.
В качестве пигмента использовался ещё во времена Древнего Египта. В иконописи применялся, но редко, скорее всего потому, что сорта, пригодные для краски, сами по себе редки и их находки в относительно больших скоплениях единичны. В последние десятилетия поступает довольно качественный и относительно недорогой рибекит с Криворожского м-ния, и использовать его стали чаще.
Приготовленный из рибекита пигмент во многом схож с вивианитом. В сравнении с вивианитом к его достоинствам следует отнести
бОльшую (практически абсолютную) устойчивость к любым возможным в обычных условиях внешним воздействиям, а к недостаткам - несколько сероватый, не столь сочный как у вивианита оттенок (во многих случаях его можно улучшить отмучиванием или методом магнитной сепарации, удаляя примесь магнетита) и малую укрывистость. В целом пигмент из рибекита неплох, довольно своеобразен по фактуре и оттенку и во многих случаях, его использование наряду или вместо вивианита вполне оправдано.

5) ГЕМАТИТ - широкораспространённая, незаменимая и очень устойчивая краска. Имеет насыщенный коричнево-красный
цвет и высокую плотность и стойкость к нагреванию. Используются две разновидности: чешуйчато-мелкокристаллический "гематит-сметанник" и скрытокристаллический кусковой "гематит-кровавик", имеющий на микроуровне тонковолокнистое строение. Разница кристаллического строения обуславливает значительную разницу в цвете(оттенке). Существует известный с глубокой древности рецепт: гематит (независимо от разновидности) сильно прокаливается, желательно докрасна, и в раскалённом виде кидается в воду или обливается ей. После этой нехитрой процедуры его цвет облагораживается и усиливается, становясь ярче ~ на 10-30%. Да и трётся намного легче. Гематит - очень насыщенный, густой пигмент. Поэтому к нему как правило стоит добавлять наполнители, лучше прочих кварц или барит в пропорциях от 1:10 до 1:1. Делать это лучше не смешиванием порошков, а сразу, затирая их вместе.

Сурик железный (син: колькотар, парижская или английская красная краска, в алхимии - "красный лев") - красно-коричневая краска, оксид железа Fe2O3, по сути представляет собой искусственно приготовленный некристаллический аналог гемитита с примесями. Производится путём прокаливания очищенной железной руды или солей железа в воздухе или кислороде. По достижении заданного химического состава полученную окалину тщательно измельчают в мельницах. Получается также как побочный продукт при прокаливании основных серножелезных солей, выделяющихся из раствора при приготовлении железного купороса. На сегодняшний день в Росси "железным суриком" принято называть также высокожелезистые красные охряные природные пигменты, что не вполне грамотно. Но на отечественном рынке не первый год присутствует т. наз. "железный сурик" Криворожского месторождения, - неоднородный пигмент, состоящий из частиц гематита с примесью кварца, магнетита и мартита, придающих пигменту грязновато-серый оттенок, и у отечественного потребителя термин сурик ассоциируется с неярким красновато-сиреневато-коричневым пигментом.

6) ЯРОЗИТ - минерал состава КFе3 (SО4)2 (OH)6 , светло-жёлтого, как яичный желток, охристого цвета и холодного оттенка. Твёрдость 2,5; плотность 3,2. Куски ярозита представляют собой плотный сплошной агрегат из мелких пластинчатых чешуек с сильным но мягким блеском. Хорош при работе в технике "плави", особенно для личного письма, так как имеет плоскую форму частиц. Они при высыхании темперы сами укладываются друг на дружку горочкой. Следует помнить, что ярозит не любит сырости и во влажной среде с течением времени буреет, превращаясь в лимонит. Вместе с тем исследования К. И. Толстихиной показали, что при использовании в качестве пигмента и будучи в этом случае защищены связующим слоем, ярозиты являются атмосфероустойчивыми, светоустойчивыми и обладают хорошей укрывистостью. Но щелочных покрытий не любят.

7) АУРИПИГМЕНТ, - состав: As2S3. В переводе с латыни аурипигмент означает "золотая краска". Во времена средневековья аурипигментовая краска была очень популярна, высоко ценилась и носила название "королевская жёлтая". В кристаллах цвет аурипигмента золотисто-жёлтый до оранжево-жёлтого с поверхности, в порошке и краске - яркий лимонно-жёлтый. Твёрдость 1,5; плотность 3,5. Из-за слюдоподобной структуры обладает весьма совершенной спайностью, т.е. с лёгкостью разделяется на чешуйки, гибкие и довольно упругие. В совокупности с большой вязкостью это создаёт некоторые трудности при растирании. Если добавить к аурипигмену перед истиранием немного кварца или белого мрамора (5-10% от общ. массы), то он будет не только легче и быстрее истираться, но также даст более сочный цвет с холодным оттенком.
Минерал сравнительно редкий, но в отдельных месторождениях встречается в значительных количествах. Растворим в KOH. Обладает специфическим серным запахом, усиливающимся при нагревании. На открытом воздухе аурипигмент окисляется с поверхности, но очень медленно, быстрее под действием яркого солнечного света, покрываясь при этом слоем порошковатого арсенолита (Аs2О3). При нагревании свыше 80° С меняет кристаллическую структуру и переходит отчасти в реальгар, но при этом не даёт чистого оранжевого цвета, за который последний высоко ценится. Работая с аурипигментом следует соблюдать меры предосторожности, чтобы не вдыхать аурипигментовую пыль. Но бытующие представления о его крайней ядовитости явно преувеличены, так как он не растворим ни в воде, ни в кислотах (сильноядовитыми являются именно воднорастворимые соли мышьяка). Как меры предосторожности при работе с аурипигментом необходимо и достаточно не допускать его попадания в пищу и тщательно мыть руки.
Основное количество аурипигмента поступает на рынок из м-ния Хайдаркан в Киргизии. Кристаллы аурипигмента добывают также
в Якутии (м-ние Мюнкюле), на сев. Кавказе (Эльбрусский рудник) и в Грузии (Лухумское м-ние).

8) ГЛАУКОНИТ (от греч. glaukos - голубовато-зеленый) - сложный калийсодержащий алюмосиликат, минерал из группы
гидрослюд подкласса слоистых силикатов (К, Na, Ca).(Fe3+, Mg, Fe2+, Al)2 (OH)2 ×H2O. Мягкий и рассыпчатый в сухом виде и умеренно жирный на ощупь во влажном. Твёрдость 2-3, плотность 2,2-2,9 г/см3. Трётся легко. Широко распространен в осадочных породах. Встречается в виде зелёные землистых агрегатов, скрытокристаллических плотных масс или разрозненных зёрен в песках и песчаниках, зёрна округлые мелкие (от 0,01 до 1 мм. в диаметре). Обычно содержит примесь кварца. Цвет зелёный различных оттенков, от бледного серовато-салатового до светлозелёного и тёмнозелёного, оливкого-зелёного и буровато-зелёного. Цвет определяется отношением Fe3+/Fe2+/Mg. Лучшие сорта глауконита происходят из Эстонии и Псковской области и имеют сочно-зелёную окраску холодного оттенка. Оливково-зелёные сорта - тёплого оттенка, они встречаются много чаще и хороши для использования на фона и в лессировках. Примесь глауконита прокрашивает содержаще его породы и придаёт им характерный зеленоватый оттенок (батиальный зелёный ил, глауконитовый песчаник, светло-зелёные глауконитовые пески Подмосковья, зеленоватый глауконитовый известняк). Содержание глауконита в породе редко превышает 50%, поэтому для получения чистого глауконитового пигмента исходное сырьё обогащается отмучиванием или методом электромагнитной сепарации. Как показали исследования реставраторов, анализировавших рентгеноструктурным методом знаменитые в прошлом "веронские" и "богемские" зелёные земли, эти старинные краски представляют собой как правило глаукониты различных месторождений. Глауконитовый пигмент - один из самых стойких; он не меняется со временем, не подвержен внешним воздействиям и может использоваться в любых смесях. При наложении в один тонкий слой глауконит прозрачен и используется как лессировочная краска. Для достижения укрывистости его кладут в несколько слоёв. Приобретать глауконит стоит с осторожностью, поскольку под этим названием на рынок часто поступают молотые глинистые или песчаные породы, подкрашенные окисью хрома или анилиновыми красителями.

9) ДИОПТАЗ (от греч. "Diорtas", - видеть насквозь, часто внутри кристалла видны трещинки спайности), - редкий минерал из класса
силикатов с формулой Сu6 × 6H2O. Син.: аширит, изумруд медный. Твёрдость 5, плотность 3,3. Очень хрупкий. Встречается
в виде красивых хорошо образованных прозрачных или полупрозрачных кристаллов изумрудно-зеленого цвета.
Диоптаз добывается в Казахстане (м-ние АлтынТюбе) и в Африке (Заир, Намибия, Цумеб). Для отделения чистой мономинеральной
фракции диоптаза от мрамора, доломита, кальцита и иногда лимонита, с которыми он обычно находится в тесном срастании,
сырьё обрабатывается разбавленной (10-15%) соляной кислотой, которая растворяет эти примеси практически не повреждая
диоптаз.
Цвет диоптаза в поршке яркий сине-голубой до синевато-зелёного. Химически нейтрален, ни в какие реакции с другими минералами или белилами не вступает. Применение в иконописи краски, приготовленной из диоптаза, в большой степени ограничено её яркостью. В чистом виде или (чаще) в смесях с малахитом и др. она может быть использована при написании, например, иконы Божией Матери "Умиление" для раскрытия одежды Спасителя и в мелких деталях одежд на некоторых иконах Божией Матери и Святителей. Но у опытных мастеров диоптаз находит себе применение не как цвет, а как "свет", используясь на заключительных стадиях работы в тонких лессировках. Достаточно "приплеснуть" тончайший прозрачный слой диоптаза на выступающие участки складок одежд, чтобы они приобрели лёгкость, воздушность и дополнительный неповторимый объём. Красочный слой из диоптаза совсем прозрачный, а тонкая диоптазовая лессировка почти не имеет собственного цвета, "поднимая" любой другой цвет, на который она наложена, не споря с ним, а заставляя как-бы светиться.

10) БАРИТ
Выше барит уже упоминался как сырьё для бариевых белил. Для приготовления белил его чаще предварительно прокаливают, после чего измельчают, отмучивают и сушат. Но этим возможности использования барита в иконописи не исчерпываются. Наряду с кварцем, мрамором и каолиновыми глинами он в определённых случаях может служить прекрасной добавкой или наполнителем.
Добавление барита в умеренных сбалансированных пропорциях делает большинство пигментов более светлыми и интенсивными по цвету, а также способствует их более равномерному распределению по покрываемой поверхности. При добавлении барита можно не опасаться нежелательных химических реакций, учитывая его инертность к другим веществам.
Барит близок по плотности со свинцовыми белилами, благодаря чему его можно подмешивать к ним в небольших количествах. Многие современные фирмы наладили производство смешанных свинцово-бариевых белил, в которых барит является основным компонентом. Это сильно удешевляет белила, но не лучшим образом отражается на их качестве. Кроме того, барит нередко обильно добавляют в дорогие пигменты с целью их удешевления. Но если применительно к органическим красителям применение барита как наполнителя во многих отношения повышает их качество, а во иных случаях просто необходимо, то в случае сухих минеральных пигментов лучше не пользоваться готовыми смесями, но использовать ту или иную добавку к чистому пигменту самостоятельно и в меру, в меру конкретной необходимости и поставленной задачи.

11) ОХРЫ
Общая характеристика природных охр приведена в первой части этой статьи ( <см.). Нежелательные примеси до известной степени могут быть удалены отмучиванием: измельчённую охру помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают. Дополнительно необходимо уточнить, что термин "охра" принято употреблять в отношении не только собственно природных земляных пигментов, но и в более широком толковании, т.е. под таким названием разные производители предлагают широкий ассортимент пигментов, приготовленных искусственно. В большинстве случаев "рукотворные" охры изготавливают добавлением синтетических красителей к каолиновым глинам с последующим тонким помолом. Себестоимость в этом случае значительно ниже, хотя в продажу они поступают обычно по тем же ценам, что и охры натуральные. Например, для создания 10-15кг. жёлтой охры типа "охра светлая" достаточно одного напёрстка "стронцианки".
Этот нехитрый приём изобретён не теперь, подкрашенные охры использовались и в старину, но преимущественно для фасадных,
отделочных работ, тогда как в серьёзной иконописи предпочтение однозначно отдавалось охрам натуральным. Потому как
разница есть, и немалая. В чём она заключается?
О качестве. 1). В той или иной мере утрачивается одно из важнейших свойств минеральных пигментов - прозрачность
красочного слоя. 2). Если все природные пигменты гармонически сочетаются между собой, то синтетические, даже в качестве
незначительной добавки, могут давать излишне яркие, "кричащие" оттенки и зачастую неважно сочетающиеся между собой цвета.
В то время как в цветовом решении иконы всё, включая палитру, должно располагать к углублённому и умиротворённому её
созерцанию и уж в любом случае не будоражить, не раздражать глаз ( в отличие от живописи светской, где именно к этому
нередко стремится художник). 3). Устойчивость во времени и взаимная химическая совместимость природных охр, - то, что
уже "вылежалось" в земле сотни и тысячи лет, многократно устойчивее того, что сделано недавно... 4) Естественная целостность
природного материала, в то время как в "охрах" с добавками при творении краски нередко случается так, что "цвет идёт
налево, а всё остальное - направо". В целом же только поработав с теми и с другими и имея возможность сравнить, в
очередной раз понимаешь, что Бог изначально дал нам в природе всё необходимое, чтобы Его прославить.
Как отличить? 1) При наличии желания работать именно с природной охрой, лучше не полениться найти сырьё в виде кусочков,
комочков и тд., так чтобы происхождение материала было очевидным. Когда приходится приобретать охру в тонком помоле,
её можно просто понюхать, быстро открыв баночку: если натуральная, то пахнет землёй, а если с добавками, - парикмахерской
или чем-то в этом роде.

11.1) "МУМИЯ" - плотный и жирный укрывистый пигмент группы охр, состоящий из каолинита с большим содержанием равномерно распределённых в нём тонкодисперсных, видимых только при большом увеличении частиц гематита. Используется с давних времён мастерами станковой живописи. В России минеральную краску под названием "мумия" начали добывать с первой половины XVIII в. в Новгородской и Ярославской землях. Использовалась она очень широко и в больших количествах. Вскоре вслед за этим мумиями стали называть все минеральные пигменты густо-красного цвета. По Т.У. 40х-60х гг. в СССР мумиями называли все красные пигменты с содержанием от 20 до 60 % Fe2O3 . Различались: "мумия бокситовая", "мумия тёмно-красная", "мумия розовая" или "мумия светлая".
В настоящее время термин "мумия" применяется только в России и относим к плотной и однородной кусковой красной охре, добываемой в Ленинградской и Новгородской областях и отличающейся особо высоким качеством. Среди прочего используется как подкладка под позолоту: если сусальное золото, положенное на подкладку из тонкого слоя мумии, затем слегка затереть, то можно достичь эффекта, напоминающего огненное золочение, или ощущения "старины". Иногда используется также для изготовления полимента.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
9/8/2010, 6:43:38 PM
Холмогорская резная кость

Холмогорская резная кость, один из видов русской резьбы по кости, художественный промысел, ныне сосредоточенный в с. Ломоносово Холмогорского района Архангельской области.



image image image image image


В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
10/13/2010, 10:44:38 PM
Кукла Пеленашка

Куколка Пеленашка – самая простая. В старинной русской деревне принято было плотно пеленать младенцев: он не вывалится из колыбели, у него будут прямые спинка и ножки, а главное – ребенок станет незаметным для злых духов.


D_art
Онежская роспись

image image image image image
image

Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Онежские прялки около 90 см в высоту, но более изящные, чем каргопольские. Лопастка прялки - узкая, вытянутая, прямоугольная, со скругленными углами. Части стройной ножки - два круга, разделенные элементом каплевидной формы, - раскрашены в разные цвета.
Онежская роспись
На темном красно-коричневом фоне вытянутая ветвь-древо с тремя розанами в центре, завершается тюльпаном. Цветок тюльпана начинает цветущую ветвь, а два других размещены между первым и вторым розанами, среди цветов - большие, широкие зеленые листья. Верхний и нижний края лопасти обрамлены элементами, напоминающими занавеси.

Прялки украшены цветами в виде яблока с лепестками. Похожие элементы используются и в каргопольских прялках с резьбой и росписью. Эти онежские прялки выполнены на голубом фоне, который часто встречается на прялках и расписных шкафах в северных краях Архангельской губернии.

В верховьях Онеги, около Каргополя и по берегам озера Лача, прялку с большим полотном лопасти на низкой маленькой ножке чаше всего украшали только кистевой росписью, крупной, декоративной, со смелыми ударами белых оживок. Ее лопасть с вертикальной композицией из цветов напоминает живописное панно.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
10/23/2015, 6:36:28 PM
Ткачество

image

Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.


На Русском Севере были известны и развиты многие виды ткачества: браное ткачество (одноуточное и двухуточное), ремизное, пестрядинное, закладное и ажурное.

Браное ткачество — древняя техника и на Русском Севере имела очень широкое распространение, особенно в центральных и восточных районах, эта техника вытеснила во многих регионах вышивку, так как браным узором на ткацком станке - “кросне” гораздо быстрее можно было украшать детали одежды и предметы быта — скатерти, полотенца. Браный узор полностью заменил счетную технику вышивки “набор”.


скрытый текст


Ремизное ткачество — с помощью этой вида ткачества получались очень красивые узоры с рельефом, особенно популярным на севере был “пешечный узор” — с выпуклым рельефом в виде квадратиков, расположенных в порядке шахматной доски (“пешечном” - от слова пешка) — изображение.

Пестрядь (так называют ткань в клетку или полоску) — простейший по технике вид ткачества, эта техника была распространена по всей территории северного края. Из пестряди шили женские и мужские рубахи, сарафаны — нарядные и повседневные, юбки, платья. Пестрядинное домотканое полотно использовали и на скатерти, и на полотенца, украшая концы браным узором.

Закладное ткачество — не характерно для северного тканья, но использовалось при ткачестве поясов, полотенец.

Ажурное ткачество — было распространено в районах заселения Русского Севера новгородцами.

Распространение того или иного вида ткачества на территории Русского Севера имеет свои локальные черты, в самом общем виде можно выделить несколько таких регионов: ткачество северо-восточных регионов: Поморье, Пинега, Мезень. Ткачество юго-восточных регионов – верхнее течение реки Северной Двины. Ткачество центральных и северо-западных регионов: бассейны рек Ваги, Кокшеньги, Устьи, а так же Онега, Каргополь и Заонежье.


© https://www.arhmuseum.ru/collections/view/26#e_info
Аватарка ушла в отпуск =(
ярочка
10/26/2015, 12:56:50 AM
Спасибо за информацию. Интересно.