Народные промыслы Костромы
Chalse
Грандмастер
12/2/2010, 3:49:29 AM
Каждый город славится теми или иными промыслами, которыми занимается испокон веков. Так получилось, что Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным...
Иконопись на Руси — это как нитка и иголка: невозможно представить себе ни один город в России без церкви, ни одну деревню. А раз есть церкви и храмы - нужны и иконы. Две главных иконы Костромской земли — это Феодоровская икона Божьей Матери (она хранится в Богоявленско-Анастасиинском женском монастыре в Костроме) и Чудотворная Овиновская икона Божией Матери (хранится в Галиче в Паисиево-Галичском монастыре).
Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.
В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».
Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.
После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.
Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.
А что вы можете дополнить?
Иконопись на Руси — это как нитка и иголка: невозможно представить себе ни один город в России без церкви, ни одну деревню. А раз есть церкви и храмы - нужны и иконы. Две главных иконы Костромской земли — это Феодоровская икона Божьей Матери (она хранится в Богоявленско-Анастасиинском женском монастыре в Костроме) и Чудотворная Овиновская икона Божией Матери (хранится в Галиче в Паисиево-Галичском монастыре).
Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.
В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».
Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.
После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.
Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.
А что вы можете дополнить?
Chalse
Грандмастер
12/7/2010, 12:15:06 AM
Костромской ювелирный промысел.
Ювелирный промысел в Костромской области зародился в 10-14 вв. Археологические находки на месте Дурасовского городища, которое располагалось недалеко от Костромского кремля, свидетельствуют о развитом мастерстве русских ювелиров. На месте древнего поселения обнаружены обломки тиглей, литейные формочки и точильные камни, которые и сейчас применяются для заточки инструментов. Было найдено много украшений, и это дало основание полагать, что ювелирный промысел являлся ведущим у жителей этого района.
Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в селе Красносельское, полным ходом развивается кустарное производство украшений. Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный "дизайн" и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.
В конце 19 в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты. В 1937 г. на выставке в Париже изделия красносельских мастеров были отмечены дипломами и другими высокими наградами. С середины 20 в. у красносельских ювелиров начался новый этап. Артель "Красный кустарь" была преобразована в завод, который существует и сегодня. Предприятие выпускает самую разнообразную продукцию: от традиционных женских украшений до шкатулок, ваз, портсигаров и винных наборов.
Ювелирный промысел в Костромской области зародился в 10-14 вв. Археологические находки на месте Дурасовского городища, которое располагалось недалеко от Костромского кремля, свидетельствуют о развитом мастерстве русских ювелиров. На месте древнего поселения обнаружены обломки тиглей, литейные формочки и точильные камни, которые и сейчас применяются для заточки инструментов. Было найдено много украшений, и это дало основание полагать, что ювелирный промысел являлся ведущим у жителей этого района.
Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в селе Красносельское, полным ходом развивается кустарное производство украшений. Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный "дизайн" и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.
В конце 19 в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты. В 1937 г. на выставке в Париже изделия красносельских мастеров были отмечены дипломами и другими высокими наградами. С середины 20 в. у красносельских ювелиров начался новый этап. Артель "Красный кустарь" была преобразована в завод, который существует и сегодня. Предприятие выпускает самую разнообразную продукцию: от традиционных женских украшений до шкатулок, ваз, портсигаров и винных наборов.
Chalse
Грандмастер
12/11/2010, 9:59:41 PM
Ещё о Красносельских ювелирах:
На основании археологических данных корни красносельского ювелирного промысла надо искать в деревенском ремесле мери - племени, проживавшем в то время на данной территории.
Постепенное расширение медного и серебряного производства в XVII-XVIII в.в. в данном районе связано с важнейшими социально-экономическими факторами, укреплением товарно-денежных отношений, с естественными и историческими условиями.
В конце XIX- начале XX в. Красносельский ювелирный промысел становится ведущим по объему и ассортименту вырабатываемых изделий среди подобных промыслов России. Основным ассортиментом изделий были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых изготовлялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными металлами. Наиболее распространенными видами серег были так называемые "калачи", сердечки, змейки, звездочки. Серьги изготовлялись из серебра с позолотой. Производили так же броши в виде веточек, бантиков, стилизованных птиц; обручальные кольца, кольца "супиры" - (с цветными стеклянными вставками); пуговицы, цепи, брелки, браслеты, мелкий сервизный товар, эмалированные вещи.
Отдельно нужно выделить производство культовых вещей: образков, крестов, складней, икон и др. Более 40 видов крестов производились в Красном, каждый имел свое название: мужской, женский, детский, католицкий, хохлацкий и др., они имели разнообразную форму и величину, изготавливались из серебра, золота, меди, покрывались голубыми, синими, фиолетовыми эмалями. В конце XIX - начале XX в. Красное считалось основным центром их производства.
Те же мастерские изготавливали золоченные кольца с эмалями с выштампованными на них разными надписями, большей частью именами святых.
Главными заказчиками на такую продукцию являлись монастыри и церкви, сбывавшие эти изделия в громадном количестве.
Кроме названного производства, в Красном и Сидоровском занимались и ризочеканным делом. В конце XVII века, с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей, красноселы стали выполнять оклады в технике чеканки. В конце XVII века в с. Сидоровском была открыта ризочеканная мастерская. В государственном историческом музее в Москве и Костромском музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788). В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города.
Из Сидоровской ризочеканной мастерской вышло не одно поколение известных мастеров: Ратковых, Хахановых, Прохоровых, чьи изделия украшали алтари храмов крупнейших монастырей и церквей России.
Во второй половине XIX века среди определенной части красносельских кустарей произошла переориентация производства. В это время на территории Красносельской волости появились кустари, которые стали заниматься производством старообрядческих медных культовых изделий (д.Сопырево, Есюнино). В д.Сопырево таких мастерских было тринадцать. В самом Красном также работали меднолитейные мастерские.
В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в с. Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. Заведующим классом технического рисования был назначен выпускник Московского Строгановского училища С.Г. Монастырский. В 1904 г. класс технического рисования был преобразован в учебное заведение более высокого типа - художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Преподавателями мастерской стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище. Для мастерской было построено двухэтажное кирпичное здание. Эти учебные заведения были первыми для российских кустарных ювелирных промыслов, что еще раз подчеркивает значимость Красносельского ювелирного промысла. Преподаватели учебной мастерской, сформировавшиеся на лучших образцах западно-европейского и русского искусства привнесли сюда свои знания ювелирного дела, ювелирных техник. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно - филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань. В 1913 году при учебной мастерской создается артель ювелиров-художников, состоящая из выпускников. Посуда, богато украшенная перегородчатыми эмалями, лампады, вазы, многодельные, выполненные в сложной смешанной технике, ювелирные украшения из скани с эмалями, с элементами чеканки в стиле "модерн" - все это создавалась молодыми художниками - артельщиками в селе Красное.
В 1937 году работы красносельских мастеров по скани на Всемирной выставке ювелиров в Париже были отмечены премиями и дипломами.
С конца 50-годов начинается новый этап в развитии ювелирного производства в Красносельском крае. Именно тогда техника филиграни получила наиболее широкое распространение. К этому времени бывшая артель "Красный кустарь" преобразована в ювелирную фабрику, затем ювелирный завод, и из скани создаются самые разнообразные изделия - от традиционных во все времена серег-калачей, до крупных ларцов, ваз, винных наборов, портсигаров и т.д.
Ныне Красносельское училище художественной обработки металлов готовит художников-профессионалов, которые становятся ведущими мастерами, художниками, специалистами на Красносельском ювелирном заводе, создают свои собственные творческие работы, представляя их на самых различных выставках, отечественных и зарубежных.
Работы художников выражают состояние их души, богатый духовный мир, необыкновенную фантазию, прекрасно передают возможности металла и конкретной ювелирной техники. Чаще всего используются мотивы народного искусства. Изучая традиционные русские формы, орнаменты, сюжеты, авторы придают им новое звучание.
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
На основании археологических данных корни красносельского ювелирного промысла надо искать в деревенском ремесле мери - племени, проживавшем в то время на данной территории.
Постепенное расширение медного и серебряного производства в XVII-XVIII в.в. в данном районе связано с важнейшими социально-экономическими факторами, укреплением товарно-денежных отношений, с естественными и историческими условиями.
В конце XIX- начале XX в. Красносельский ювелирный промысел становится ведущим по объему и ассортименту вырабатываемых изделий среди подобных промыслов России. Основным ассортиментом изделий были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых изготовлялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными металлами. Наиболее распространенными видами серег были так называемые "калачи", сердечки, змейки, звездочки. Серьги изготовлялись из серебра с позолотой. Производили так же броши в виде веточек, бантиков, стилизованных птиц; обручальные кольца, кольца "супиры" - (с цветными стеклянными вставками); пуговицы, цепи, брелки, браслеты, мелкий сервизный товар, эмалированные вещи.
Отдельно нужно выделить производство культовых вещей: образков, крестов, складней, икон и др. Более 40 видов крестов производились в Красном, каждый имел свое название: мужской, женский, детский, католицкий, хохлацкий и др., они имели разнообразную форму и величину, изготавливались из серебра, золота, меди, покрывались голубыми, синими, фиолетовыми эмалями. В конце XIX - начале XX в. Красное считалось основным центром их производства.
Те же мастерские изготавливали золоченные кольца с эмалями с выштампованными на них разными надписями, большей частью именами святых.
Главными заказчиками на такую продукцию являлись монастыри и церкви, сбывавшие эти изделия в громадном количестве.
Кроме названного производства, в Красном и Сидоровском занимались и ризочеканным делом. В конце XVII века, с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей, красноселы стали выполнять оклады в технике чеканки. В конце XVII века в с. Сидоровском была открыта ризочеканная мастерская. В государственном историческом музее в Москве и Костромском музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788). В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города.
Из Сидоровской ризочеканной мастерской вышло не одно поколение известных мастеров: Ратковых, Хахановых, Прохоровых, чьи изделия украшали алтари храмов крупнейших монастырей и церквей России.
Во второй половине XIX века среди определенной части красносельских кустарей произошла переориентация производства. В это время на территории Красносельской волости появились кустари, которые стали заниматься производством старообрядческих медных культовых изделий (д.Сопырево, Есюнино). В д.Сопырево таких мастерских было тринадцать. В самом Красном также работали меднолитейные мастерские.
В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в с. Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. Заведующим классом технического рисования был назначен выпускник Московского Строгановского училища С.Г. Монастырский. В 1904 г. класс технического рисования был преобразован в учебное заведение более высокого типа - художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Преподавателями мастерской стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище. Для мастерской было построено двухэтажное кирпичное здание. Эти учебные заведения были первыми для российских кустарных ювелирных промыслов, что еще раз подчеркивает значимость Красносельского ювелирного промысла. Преподаватели учебной мастерской, сформировавшиеся на лучших образцах западно-европейского и русского искусства привнесли сюда свои знания ювелирного дела, ювелирных техник. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно - филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань. В 1913 году при учебной мастерской создается артель ювелиров-художников, состоящая из выпускников. Посуда, богато украшенная перегородчатыми эмалями, лампады, вазы, многодельные, выполненные в сложной смешанной технике, ювелирные украшения из скани с эмалями, с элементами чеканки в стиле "модерн" - все это создавалась молодыми художниками - артельщиками в селе Красное.
В 1937 году работы красносельских мастеров по скани на Всемирной выставке ювелиров в Париже были отмечены премиями и дипломами.
С конца 50-годов начинается новый этап в развитии ювелирного производства в Красносельском крае. Именно тогда техника филиграни получила наиболее широкое распространение. К этому времени бывшая артель "Красный кустарь" преобразована в ювелирную фабрику, затем ювелирный завод, и из скани создаются самые разнообразные изделия - от традиционных во все времена серег-калачей, до крупных ларцов, ваз, винных наборов, портсигаров и т.д.
Ныне Красносельское училище художественной обработки металлов готовит художников-профессионалов, которые становятся ведущими мастерами, художниками, специалистами на Красносельском ювелирном заводе, создают свои собственные творческие работы, представляя их на самых различных выставках, отечественных и зарубежных.
Работы художников выражают состояние их души, богатый духовный мир, необыкновенную фантазию, прекрасно передают возможности металла и конкретной ювелирной техники. Чаще всего используются мотивы народного искусства. Изучая традиционные русские формы, орнаменты, сюжеты, авторы придают им новое звучание.
Chalse
Грандмастер
12/17/2010, 3:58:17 AM
Немного о Текстильном промысле.
В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.
К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.
Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.
В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.
К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.
Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.
Chalse
Грандмастер
12/23/2010, 12:03:59 AM
Деревянное зодчество Костромы.
Сложно представить себе Древнюю Русь без красивой избы, выстроенной из дерева. Еще с детства мы знаем, что дома раньше строились без гвоздей и пил — одними топорами. Оттого и говорили «рубить избу». Ведь пила сминала волокна дерева. Перед очередной свадьбой вся деревня (тоже, кстати, однокоренное слово «дереву») сходилась и в один день ставила избу: мужчины занимались строительством, а женщины готовили для них обед и ужин, за которым все собирались и хвалили будущий дом.
К дереву было особое почтение, уважение. Каждая семья знала поговорки и обряды на заговор дерева. Да и из чего еще строить? Дерево и глина — вот единственные материалы, из которых вырастало на Руси всё: крепости, церкви, монастыри, храмы, избы — от роскошных купеческих и боярских «хором» до обычных «четырех-» да «пятистенок», хозяйственные постройки, бани.
На Руси до принятия христианства были только плотники. Первый храм повелел поставить Владимир в 989 году. Зодчих выписывали из Византии. Но, взяв от учителей все самое лучшее, наши мастера во многом переросли византийских. Да и русское искусство стало отличаться со временем от византийского: для наших построек характерно наличие башенок, пристроек, переходов, сеней. Чаще всего строения были многоярусными и всегда украшенными художественной резьбой. Любили у нас вырезать украшения в форме закомар (полукругом). Сегодня в Костроме, да и в Костромских селах, почти невозможно увидеть настоящие русские наличники. А раньше они выполняли не только декоративную роль. В первую очередь они являлись оберегом от злых духов - ведь сквозь окна и двери им легче всего проникнуть в дом. Поэтому на каждом, даже самом маленьком окне, красовались резные наличники, над крыльцом вырезались специальные символы, на коньке часто располагался петух — оберег от пожаров.
Кострома со всех сторон окружена лесом, поэтому не удивительно, что выстроена она вся из дерева. С XIII века город часто полностью выгорал, но потом восстанавливался снова. И снова из дерева. Лишь в XVIII веке стали появляться первые постройки из кирпича.
Трудно себе представить облик Костромы без единого деревянного дома. На всех старых фотографиях начала XX века мы видим искусство зодчих, часто — самородков, нигде не учившихся этому сложному делу. Среди прочих нельзя не сказать о Степане Воротилове — костромском мещанине, жившем во второй половине XVIII века. Самоучка, долгое время он изучал работы Растрелли, считая его гением. Кострома благодарит этого талантливого архитектора за Большие Мучные ряды, Красные, за Пожарную Каланчу - да и вообще, за современный облик центра Костромы, строившийся под чутким руководством Воротилова.
Сегодня в Костроме мало деревянных сооружений: это считается непрактичным и ненадежным. Современные люди мало что знают о традициях строения настоящей русской избы, а в самом городе не осталось ни одной древней деревянной постройки. Именно поэтому в Костроме на территории Нового города Ипатьевского монастыря открылся музей деревянного зодчества: здесь собрались настоящие деревянные произведения искусства: церкви, избы, часовни, которые все вместе дают ощущение того, что вы попали в русскую деревню.
Первой на территорию монастыря прибыла Спасская церковь из села Вежи. Она уникальна тем, что построена на сваях — место, в котором она стояла, по весне заливало водами рек Костромы, Идоломши и Соти. Потому ее и поставили на дубовые сваи. В советское время, когда на Волге появлялись водохранилища, село Вежи было затоплено. Красивую церковь решили спасти. На сегодняшний день это самая большая из всех сохранившихся деревянных клетских церквей. Конструкция ее проста: маленькие окна, невысокие потолки. Внутри на грубом полу стоят обычные лавки, размещен иконостас и два клироса. Она датируется 1628 годом. Согласно легенде, ее построили два брата из города Ярославля — Мумиевы. Якобы их имена вырезаны под коньком крыши. Именно с этой церкви начинается музей деревянного зодчества в Костроме.
Но к сожалению, в 2002 году, 4 сентября церковь сгорела. Всего в России подобных церквей на сваях осталось только две — обе находятся в Кижах.
Но это не самый древний экспонат, стоящий в музее. Есть здесь церковь, которая была построена в 1552 году! Все ее внутреннее убранство сохранилось. Этот памятник зодчества был привезен в Кострому из села Холм (Галичский район). На церкви сохранилась надпись о том, что она была построена 13 октября 1552 года. 2 октября этого же года пала Казань — возможно, этому событию и посвящена церковь, ведь жители поселка часто подвергались нападению казанцев. Согласно легенде, зодчие церкви были похоронены под алтарем церкви — такое было не часто. Это показывает огромное уважение к мастерам и признание церкви произведением искусства. После того, как она была перевезена в Ипатьевский монастырь, её отреставрировали: окна, расширенные в XVIII-XIX веках, были снова заужены, вход в галерею сделали снова с западной стороны, металлическую обшивку глав заменили на лемех, так любимый средневековыми зодчими.
Вы не пройдете мимо настоящей деревенской избы («дом Ершова») XIX века, привезенной в музей из села Кортюк. Внутри работники музея воссоздали всю старинную обстановку: есть печь, большие лавки и стол, деревянная посуда. В доме маленькие окошечки с наличниками, ставни, с задней части — простой водослив. Кроме этой избы в музее деревянного зодчества сохранилось еще порядка 7 древних изб, вместе которые воспроизводят колорит северной русской деревни.
Большая круглая часовня была привезена в музей из деревни Большое Токарево. Она была построена между 1700 и 1725 годами. Чуть более современная часовня из деревни Притыкино расположилась рядом. Ее дату постройки относят к 1775 — 1825 годам.
Издалека вы увидите высокую ветряную мельницу — об их существовании, наверное, многие уже и не помнят, церковь Илии Пророка, Спаса Всемилостивого (привезена из села Фоминское, датируется приблизительно 1700-1725 годами), Спаса Преображения (село Спас-Вежи, 1628 года).
Сегодня, если вы захотите полюбоваться на работу зодчих, то всегда можете зайти в церковь. Так, например, в церкви Воскресения на Дебре сохранился самый древний из резных иконостасов Костромы — иконостас Трехсвятильского придела — памятник XVII века. Ещё — клиросы, аналои и другая церковная утварь украшалась резьбой по дереву.
К XXI веку в самой Костроме не сохранилось древних деревянных строений. Поэтому, чтобы представить себе город, каким он был 100-200 лет назад, можно приехать в музей в Ипатьевский монастырь — памятники деревянного зодчества со всего Костромского края привозят сюда с 1958 года. Строения разбирают, привозят в монастырь и здесь собирают заново, обставляя интерьер древними предметами быта. Ведь это очень интересно — как жили наши предки, какой у них был дом, посуда, а через них понять обычаи и традиции. В музее вы сможете увидеть ручной ткацкий станок, который раньше стоял в каждой русской избе зимой, а на лето убирался на чердак, русскую печь, деревянные ложки, ставшие такой редкостью в современных домах.
Древние зодчие умели из простых вещей сделать произведение искусства, но сами при этом совсем не осознавали, что создают. Для них это было в порядке вещей — наличники, резная ложка, красивая рама для зеркала. Сегодня мало кто может воссоздать подобные вещи. Но через них мы видим великое духовное наследие, которое оставили наши предки. И мы можем сохранить через это искусство чувство красоты и гармонии мира.
Сложно представить себе Древнюю Русь без красивой избы, выстроенной из дерева. Еще с детства мы знаем, что дома раньше строились без гвоздей и пил — одними топорами. Оттого и говорили «рубить избу». Ведь пила сминала волокна дерева. Перед очередной свадьбой вся деревня (тоже, кстати, однокоренное слово «дереву») сходилась и в один день ставила избу: мужчины занимались строительством, а женщины готовили для них обед и ужин, за которым все собирались и хвалили будущий дом.
К дереву было особое почтение, уважение. Каждая семья знала поговорки и обряды на заговор дерева. Да и из чего еще строить? Дерево и глина — вот единственные материалы, из которых вырастало на Руси всё: крепости, церкви, монастыри, храмы, избы — от роскошных купеческих и боярских «хором» до обычных «четырех-» да «пятистенок», хозяйственные постройки, бани.
На Руси до принятия христианства были только плотники. Первый храм повелел поставить Владимир в 989 году. Зодчих выписывали из Византии. Но, взяв от учителей все самое лучшее, наши мастера во многом переросли византийских. Да и русское искусство стало отличаться со временем от византийского: для наших построек характерно наличие башенок, пристроек, переходов, сеней. Чаще всего строения были многоярусными и всегда украшенными художественной резьбой. Любили у нас вырезать украшения в форме закомар (полукругом). Сегодня в Костроме, да и в Костромских селах, почти невозможно увидеть настоящие русские наличники. А раньше они выполняли не только декоративную роль. В первую очередь они являлись оберегом от злых духов - ведь сквозь окна и двери им легче всего проникнуть в дом. Поэтому на каждом, даже самом маленьком окне, красовались резные наличники, над крыльцом вырезались специальные символы, на коньке часто располагался петух — оберег от пожаров.
Кострома со всех сторон окружена лесом, поэтому не удивительно, что выстроена она вся из дерева. С XIII века город часто полностью выгорал, но потом восстанавливался снова. И снова из дерева. Лишь в XVIII веке стали появляться первые постройки из кирпича.
Трудно себе представить облик Костромы без единого деревянного дома. На всех старых фотографиях начала XX века мы видим искусство зодчих, часто — самородков, нигде не учившихся этому сложному делу. Среди прочих нельзя не сказать о Степане Воротилове — костромском мещанине, жившем во второй половине XVIII века. Самоучка, долгое время он изучал работы Растрелли, считая его гением. Кострома благодарит этого талантливого архитектора за Большие Мучные ряды, Красные, за Пожарную Каланчу - да и вообще, за современный облик центра Костромы, строившийся под чутким руководством Воротилова.
Сегодня в Костроме мало деревянных сооружений: это считается непрактичным и ненадежным. Современные люди мало что знают о традициях строения настоящей русской избы, а в самом городе не осталось ни одной древней деревянной постройки. Именно поэтому в Костроме на территории Нового города Ипатьевского монастыря открылся музей деревянного зодчества: здесь собрались настоящие деревянные произведения искусства: церкви, избы, часовни, которые все вместе дают ощущение того, что вы попали в русскую деревню.
Первой на территорию монастыря прибыла Спасская церковь из села Вежи. Она уникальна тем, что построена на сваях — место, в котором она стояла, по весне заливало водами рек Костромы, Идоломши и Соти. Потому ее и поставили на дубовые сваи. В советское время, когда на Волге появлялись водохранилища, село Вежи было затоплено. Красивую церковь решили спасти. На сегодняшний день это самая большая из всех сохранившихся деревянных клетских церквей. Конструкция ее проста: маленькие окна, невысокие потолки. Внутри на грубом полу стоят обычные лавки, размещен иконостас и два клироса. Она датируется 1628 годом. Согласно легенде, ее построили два брата из города Ярославля — Мумиевы. Якобы их имена вырезаны под коньком крыши. Именно с этой церкви начинается музей деревянного зодчества в Костроме.
Но к сожалению, в 2002 году, 4 сентября церковь сгорела. Всего в России подобных церквей на сваях осталось только две — обе находятся в Кижах.
Но это не самый древний экспонат, стоящий в музее. Есть здесь церковь, которая была построена в 1552 году! Все ее внутреннее убранство сохранилось. Этот памятник зодчества был привезен в Кострому из села Холм (Галичский район). На церкви сохранилась надпись о том, что она была построена 13 октября 1552 года. 2 октября этого же года пала Казань — возможно, этому событию и посвящена церковь, ведь жители поселка часто подвергались нападению казанцев. Согласно легенде, зодчие церкви были похоронены под алтарем церкви — такое было не часто. Это показывает огромное уважение к мастерам и признание церкви произведением искусства. После того, как она была перевезена в Ипатьевский монастырь, её отреставрировали: окна, расширенные в XVIII-XIX веках, были снова заужены, вход в галерею сделали снова с западной стороны, металлическую обшивку глав заменили на лемех, так любимый средневековыми зодчими.
Вы не пройдете мимо настоящей деревенской избы («дом Ершова») XIX века, привезенной в музей из села Кортюк. Внутри работники музея воссоздали всю старинную обстановку: есть печь, большие лавки и стол, деревянная посуда. В доме маленькие окошечки с наличниками, ставни, с задней части — простой водослив. Кроме этой избы в музее деревянного зодчества сохранилось еще порядка 7 древних изб, вместе которые воспроизводят колорит северной русской деревни.
Большая круглая часовня была привезена в музей из деревни Большое Токарево. Она была построена между 1700 и 1725 годами. Чуть более современная часовня из деревни Притыкино расположилась рядом. Ее дату постройки относят к 1775 — 1825 годам.
Издалека вы увидите высокую ветряную мельницу — об их существовании, наверное, многие уже и не помнят, церковь Илии Пророка, Спаса Всемилостивого (привезена из села Фоминское, датируется приблизительно 1700-1725 годами), Спаса Преображения (село Спас-Вежи, 1628 года).
Сегодня, если вы захотите полюбоваться на работу зодчих, то всегда можете зайти в церковь. Так, например, в церкви Воскресения на Дебре сохранился самый древний из резных иконостасов Костромы — иконостас Трехсвятильского придела — памятник XVII века. Ещё — клиросы, аналои и другая церковная утварь украшалась резьбой по дереву.
К XXI веку в самой Костроме не сохранилось древних деревянных строений. Поэтому, чтобы представить себе город, каким он был 100-200 лет назад, можно приехать в музей в Ипатьевский монастырь — памятники деревянного зодчества со всего Костромского края привозят сюда с 1958 года. Строения разбирают, привозят в монастырь и здесь собирают заново, обставляя интерьер древними предметами быта. Ведь это очень интересно — как жили наши предки, какой у них был дом, посуда, а через них понять обычаи и традиции. В музее вы сможете увидеть ручной ткацкий станок, который раньше стоял в каждой русской избе зимой, а на лето убирался на чердак, русскую печь, деревянные ложки, ставшие такой редкостью в современных домах.
Древние зодчие умели из простых вещей сделать произведение искусства, но сами при этом совсем не осознавали, что создают. Для них это было в порядке вещей — наличники, резная ложка, красивая рама для зеркала. Сегодня мало кто может воссоздать подобные вещи. Но через них мы видим великое духовное наследие, которое оставили наши предки. И мы можем сохранить через это искусство чувство красоты и гармонии мира.
Всего фото в этом сете: 7. Нажмите для просмотра.
maboga
Акула пера
10/8/2014, 5:55:29 PM
Секреты ювелирных мастеров.
Красное-на-Волге - уникальный поселок в Костромской области. Практически нигде в мире невозможно увидеть такого разнообразия ювелирных украшений, выполненных в самых разных техниках. Причем большая часть работы по изготовлению украшений производится вручную.
Красное-на-Волге - уникальный поселок в Костромской области. Практически нигде в мире невозможно увидеть такого разнообразия ювелирных украшений, выполненных в самых разных техниках. Причем большая часть работы по изготовлению украшений производится вручную.
maboga
Акула пера
10/9/2014, 6:53:34 PM
Музей деревянного зодчества. Кострома.
maboga
Акула пера
10/12/2014, 6:19:57 PM
Кострома. Музей льна и бересты.
maboga
Акула пера
10/13/2014, 4:48:46 PM
Музей льна и бересты. Кострома.