Мифы, легенды НАО
Осколок Мечты
Мастер
11/23/2009, 11:58:54 PM
Очень люблю мифологию, особенно читать. Может кто что-то интересное знает?
D_art
Грандмастер
1/11/2010, 6:58:52 PM
Хад Хада – «Пурга-Старуха». Легенды ненцев
Это дух холода и смерти в обличье крадущей людей старухи с длинными седыми волосами. По легенде, Хад Хада унесла заблудившуюся девушку на небо и превратила ее в чайку-халэв. Ей способны противостоять домашний дух-хранитель нытарма, которого во время пурги выносят наружу, и Старуха Огня (Ту Хада), к помощи которой прибегает женщина –шаманка. М. А. Кастрену довелось наблюдать заклинание ветра, совершаемое самоедкой –колдуньей: она ходила вокруг очага, останавливаясь по четырем его сторонам и кланяясь на все четыре стороны, затем села перед огнем, издала восклицание: «У-у-у!» и принялась тихо постукивать по очагу…Сходные и по-своему выразительные мифологические образы пурги существуют и у других самодийских народов. Нганасаны полагают, что котара а (пурга) случается, когда живущий на первом небе седой старик-пурга Козу нуо раскрывает свои ноздри (обыкновенно он держит их зажатыми) и начинает дуть. Старику Козу нуо посвящают оленя, отмечаемого особой тамгой, а чтобы остановить пургу, втыкают в снег палочку с нанизанными на нитку вшами и говорят: «Пусть станет так тепло, что ни одна вошь не замерзнет»…Хад Хада близка по призванию и имени не только нганасанскому Козу нуо, но и селькупскому богу смерти Кызы – не случайно страна Кызы располагается на холодном севере, а чум его сына стоит у устья шаманских рек, впадающих на дальнем севере в Море мертвых.
А. В. Головнев Кочевники тундры: ненцы и их фольклор
Это дух холода и смерти в обличье крадущей людей старухи с длинными седыми волосами. По легенде, Хад Хада унесла заблудившуюся девушку на небо и превратила ее в чайку-халэв. Ей способны противостоять домашний дух-хранитель нытарма, которого во время пурги выносят наружу, и Старуха Огня (Ту Хада), к помощи которой прибегает женщина –шаманка. М. А. Кастрену довелось наблюдать заклинание ветра, совершаемое самоедкой –колдуньей: она ходила вокруг очага, останавливаясь по четырем его сторонам и кланяясь на все четыре стороны, затем села перед огнем, издала восклицание: «У-у-у!» и принялась тихо постукивать по очагу…Сходные и по-своему выразительные мифологические образы пурги существуют и у других самодийских народов. Нганасаны полагают, что котара а (пурга) случается, когда живущий на первом небе седой старик-пурга Козу нуо раскрывает свои ноздри (обыкновенно он держит их зажатыми) и начинает дуть. Старику Козу нуо посвящают оленя, отмечаемого особой тамгой, а чтобы остановить пургу, втыкают в снег палочку с нанизанными на нитку вшами и говорят: «Пусть станет так тепло, что ни одна вошь не замерзнет»…Хад Хада близка по призванию и имени не только нганасанскому Козу нуо, но и селькупскому богу смерти Кызы – не случайно страна Кызы располагается на холодном севере, а чум его сына стоит у устья шаманских рек, впадающих на дальнем севере в Море мертвых.
А. В. Головнев Кочевники тундры: ненцы и их фольклор
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
Грандмастер
1/12/2010, 11:39:42 PM
Глухарь – хранитель сна
У новорожденного в хантыйской семье есть две колыбели. Одна – ночная, другая – дневная. Дневная – это берестяная или деревянная коробка с закругленными краями и дугой над головой для накрывания покрывалом. Внутри колыбели насыпают хорошо размельченные и просушенные древесные гнилушки, которые хорошо впитывают выделения и устраняют их запах. Береста и чага имеют антимикробные, бактерицидные свойства, защищающие младенца от инфекционных и вирусных заболеваний. И еще, на колыбель часто наносят изображение глухаря – хранителя сна. Это копалуха - самка глухаря, которая приносит сон из леса, и солнца, лучи которого отпугивают злых духов. По представлениям ханты, она хранительница сна и здоровья ребенка, прилетает, когда он засыпает и улетает, когда просыпается.
У новорожденного в хантыйской семье есть две колыбели. Одна – ночная, другая – дневная. Дневная – это берестяная или деревянная коробка с закругленными краями и дугой над головой для накрывания покрывалом. Внутри колыбели насыпают хорошо размельченные и просушенные древесные гнилушки, которые хорошо впитывают выделения и устраняют их запах. Береста и чага имеют антимикробные, бактерицидные свойства, защищающие младенца от инфекционных и вирусных заболеваний. И еще, на колыбель часто наносят изображение глухаря – хранителя сна. Это копалуха - самка глухаря, которая приносит сон из леса, и солнца, лучи которого отпугивают злых духов. По представлениям ханты, она хранительница сна и здоровья ребенка, прилетает, когда он засыпает и улетает, когда просыпается.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
Грандмастер
2/11/2010, 3:09:12 PM
Рыбы и люди – это родственники. Представления ханты
Принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. Обычай требовал ставить запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбная молодь. Так как у хантов основным традиционным промыслом является рыболовство, они вообще относились к рыбе с благоговением. Считалось что рыбы, как и люди между собой являются родственниками. Так для налима, осетр и стерлядь - это зятья, нельма - племянник, муксун, щекур - племянницы. Поэтому нельзя варить в одном котле осетра, стерлядь с налимом (т.е. зятьев с тестем). Осетр одна из самых крупных рыб реки Оби. До сих пор верят, что если осетра поймал зять, то эту рыбу нельзя трогать теще. Иначе зятю не будет удачи в рыбалке.
Принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. Обычай требовал ставить запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбная молодь. Так как у хантов основным традиционным промыслом является рыболовство, они вообще относились к рыбе с благоговением. Считалось что рыбы, как и люди между собой являются родственниками. Так для налима, осетр и стерлядь - это зятья, нельма - племянник, муксун, щекур - племянницы. Поэтому нельзя варить в одном котле осетра, стерлядь с налимом (т.е. зятьев с тестем). Осетр одна из самых крупных рыб реки Оби. До сих пор верят, что если осетра поймал зять, то эту рыбу нельзя трогать теще. Иначе зятю не будет удачи в рыбалке.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
Грандмастер
2/27/2010, 8:13:52 PM
Человек-медведь
В сказании сынских хантов «Человек-медведь» повествуется об одиноком старике-медведе, живущем рядом со священным мысом. Следуя мимо мыса пешком или на лодке, старик всегда двигался спиной вперед, а, обойдя его, разворачивался так, что вновь оказывался спиной к святилищу.
Разговаривая сам с собой, он рассуждал: «Живу я один-одинешенек, забытый всеми богами, и никого после себя не оставлю. Когда-нибудь я должен обзавестись семьей. В лесу много пушного зверя, в лесу много мясного зверя. Кроме живности, много кулей и менквов. Но я не обделен ни здоровьем, ни силой, могу побороть любого куля, любого менква. Но почему, проезжая мимо священного мыса, я не могу смотреть в сторону святилища? На лодке еду – духи-хозяева мыса не пропускают, в лес иду – лесные духи не пропускают. Много ли, мало ли времени прошло, не стал я убивать ни птиц, ни зверей, ни рыб. Сами они стали через отверстие в крыше сыпаться. Неловко даже мне, старику, перед людьми оттого, что сам на промысел не хожу, а зверь и птица сами ко мне спешат».
В сказании сынских хантов «Человек-медведь» повествуется об одиноком старике-медведе, живущем рядом со священным мысом. Следуя мимо мыса пешком или на лодке, старик всегда двигался спиной вперед, а, обойдя его, разворачивался так, что вновь оказывался спиной к святилищу.
Разговаривая сам с собой, он рассуждал: «Живу я один-одинешенек, забытый всеми богами, и никого после себя не оставлю. Когда-нибудь я должен обзавестись семьей. В лесу много пушного зверя, в лесу много мясного зверя. Кроме живности, много кулей и менквов. Но я не обделен ни здоровьем, ни силой, могу побороть любого куля, любого менква. Но почему, проезжая мимо священного мыса, я не могу смотреть в сторону святилища? На лодке еду – духи-хозяева мыса не пропускают, в лес иду – лесные духи не пропускают. Много ли, мало ли времени прошло, не стал я убивать ни птиц, ни зверей, ни рыб. Сами они стали через отверстие в крыше сыпаться. Неловко даже мне, старику, перед людьми оттого, что сам на промысел не хожу, а зверь и птица сами ко мне спешат».
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
Грандмастер
3/3/2010, 6:09:07 PM
Старик Ветер
Мерця Паранода – «Ветер Царь», иначе называемый Мерця Вэсако (Старик Ветер). Город Мерця Паранода выглядит как белые облака на небе. По легенде, Старик Ветер создал чайку и сказал: «Люди на реке ловят себе рыбу. Будешь летать над речкой и показывать им направление ветра. Люди за это будут тебя кормить рыбой». С тех пор чайке – птице ветра – достаются угощения от рыбаков, а ветер способствует хорошему улову. По другому поверью, унесенная на небо Хад Хада (Старухой Пурги) чайка-халэв – злоказненная и несущая недобрые вести птица; залетевшую в чум чайку следовало убить.
Мерця Паранода – «Ветер Царь», иначе называемый Мерця Вэсако (Старик Ветер). Город Мерця Паранода выглядит как белые облака на небе. По легенде, Старик Ветер создал чайку и сказал: «Люди на реке ловят себе рыбу. Будешь летать над речкой и показывать им направление ветра. Люди за это будут тебя кормить рыбой». С тех пор чайке – птице ветра – достаются угощения от рыбаков, а ветер способствует хорошему улову. По другому поверью, унесенная на небо Хад Хада (Старухой Пурги) чайка-халэв – злоказненная и несущая недобрые вести птица; залетевшую в чум чайку следовало убить.
Аватарка ушла в отпуск =(
D_art
Грандмастер
3/22/2010, 5:42:07 PM
Марендя – охотник на диких оленей
Марендя (лесн. нен. Маринтя, энец. Моррэдэ, нган. Мориче) – охотник на диких оленей (от мар – «дикий олень»).
Образ бродячего охотника характерен для устной традиции всех северных самодийцев и является реликтом раннеоленеводческой стадии развития круга северосамодийских культур. В фольклоре энцев Моррэдэ промышляет диких оленей в период гона (осенью), используя в качестве манщика обученного оленя-пороза с надетой на рога петлей, в которой запутывается вступивший с ним в схватку дикий олень. Петля изготовлялась из сплетенных тремя прядями сухожилий ног дикого оленя. Обычным орудием охоты служила рогатина, которой Моррэдэ поражал диких оленей и медведей. В сказании лесных ненцев Маринтя убивает копьем-хореем одного за другим нескольких волков.
Марендя (лесн. нен. Маринтя, энец. Моррэдэ, нган. Мориче) – охотник на диких оленей (от мар – «дикий олень»).
Образ бродячего охотника характерен для устной традиции всех северных самодийцев и является реликтом раннеоленеводческой стадии развития круга северосамодийских культур. В фольклоре энцев Моррэдэ промышляет диких оленей в период гона (осенью), используя в качестве манщика обученного оленя-пороза с надетой на рога петлей, в которой запутывается вступивший с ним в схватку дикий олень. Петля изготовлялась из сплетенных тремя прядями сухожилий ног дикого оленя. Обычным орудием охоты служила рогатина, которой Моррэдэ поражал диких оленей и медведей. В сказании лесных ненцев Маринтя убивает копьем-хореем одного за другим нескольких волков.
Аватарка ушла в отпуск =(
Arte_ja
Мастер
2/2/2011, 4:55:39 AM
чет тут больно скучно... нате вам страшилку на ночь
Данное существо, в которое превращается после смерти младенец, среди эскимосов на Чукотке зовется ангъяком. Однако оно встречается и в Скандинавии — там ею называют утбурд, и ничем, кроме имени, от ангьяка он не отличается. В Большой энциклопедии духов вкратце о нем говорится так: «Ангьяки — это духи младенцев, которых родители оставили умирать, предварительно дав имя, потому что не могли прокормить, или кого бросили незамужние матери». Ангьяк довольно долго копит силы, а затем начинает нападать на одиноких путников, кроме того, мстит тем, кто оставил его умирать. Иногда будущая жертва непосредственно перед нападением получает предупреждение — слышит крик ангъяка или видит белую сову. Но даже в этом случае шансов на спасение у потенциальной жертвы
маловато, потому что ангьяк очень быстр и силен. Поначалу рост у него как у двух-, трехлетнего ребенка, но он может вырасти и с маленькую ярангу
копирайт белянин
фэнтези я конечно читала, но про утбурдов и в википедии есть:)))
Данное существо, в которое превращается после смерти младенец, среди эскимосов на Чукотке зовется ангъяком. Однако оно встречается и в Скандинавии — там ею называют утбурд, и ничем, кроме имени, от ангьяка он не отличается. В Большой энциклопедии духов вкратце о нем говорится так: «Ангьяки — это духи младенцев, которых родители оставили умирать, предварительно дав имя, потому что не могли прокормить, или кого бросили незамужние матери». Ангьяк довольно долго копит силы, а затем начинает нападать на одиноких путников, кроме того, мстит тем, кто оставил его умирать. Иногда будущая жертва непосредственно перед нападением получает предупреждение — слышит крик ангъяка или видит белую сову. Но даже в этом случае шансов на спасение у потенциальной жертвы
маловато, потому что ангьяк очень быстр и силен. Поначалу рост у него как у двух-, трехлетнего ребенка, но он может вырасти и с маленькую ярангу
копирайт белянин
фэнтези я конечно читала, но про утбурдов и в википедии есть:)))