Cекта "НУРЧУЛАР" в Турции.
ATATURK
Новичок
2/21/2010, 12:07:56 AM
В Азербайджане действует разветвленная сеть исламского течения "нурчулар", преследуемая в Турции и России. В центре ее внимания - школьники и студенты
"Они привлекают в основном школьников и студентов. Сначала оказывают помощь, потом отводят в "юрды" - своего рода общежития, затем предлагают вовсе переехать к ним". Это слова азербайджанского юноши Ильхама Гулиева, который прожил год среди представителей одного из радикальных течений ислама - "нурчулар" и испытал на себе всю силу пропаганды, развернутой в Азербайджане.
В середине прошлого года мы сообщали об этом течении и его деятельности в Азербайджане. Вернуться к этой теме нас заставили возбужденные уголовные дела против представителей этого течения как в Турции, так и в России.
По сообщению информационного агентства "Новый Регион", в Турции проходит расследование, начатое министерством образования, итоги которого могут привести к закрытию многих учебных заведений, как в самой Турции, так и в Азербайджане, которые были созданы последователями исламского ученого прошлого века Саида Нурси (1876-1960) - "нурчуларами".
По данным агентства, прокуратура Екатеринбурга вернула в производство уголовное дело, возбужденное прокуратурой Свердловской области в апреле 2001 года по статье 282 ч. 1 (разжигание межнациональной, религиозной и расовой вражды и розни). По этому делу проходили два жителя Средней Азии, которые распространяли книги известного исламского ученого прошлого века Саида Нурси "Основы искренности".
Книга была издана одной из петербургских типографий и сразу попала в поле зрения свердловского управления ФСБ. В ходе проведенных обысков на квартирах подследственных было изъято более двух тысяч экземпляров неблагонадежной литературы. Следователи собрали экспертные заключения представителей Екатеринбургского муфтията Духовного управления мусульман Свердловской области, Свердловского общества еврейской культуры и специалистов кафедры истории и философии религии Уральского государственного университета. Эксперты сошлись в одном - эти книги направлены на разжигание религиозной и национальной розни.
В ноябре минувшего года дело было закрыто. Однако уже в конце января 2002 г. следователи городской прокуратуры возобновили следствие по "делу ваххабитов". В настоящий момент оно расследуется прокуратурой Екатеринбурга. Правда, правоохранительные органы не выражают никакого оптимизма относительно того, что вновь возбужденное уголовное дело может быть доведено до конца и передано в суд. До настоящего момента, как свидетельствует практика, ни одно уголовное дело, возбужденное по статье "Разжигание межнациональной, религиозной или расовой вражды" не закончилось судебным вердиктом.
Как известно, сегодня ученики Нурси, которые называют себя "нурчуларами", поддерживают связь с различными радикальными исламскими группировками и действуют во многих странах. Основу их учения составляет убеждение, что светская власть "не от Бога" и ей на смену должна прийти власть духовных лиц.
Представителей течения преследуют правоохранительные органы Турции, где и родилось это течение, а один из самых известных лидеров - Фатуллах Гюлен объявлен в розыск в начале прошлого года. Сеть "нурчулар" действует по всему миру. Идеи распространяются мирными способами, в основном через образовательные учреждения. География деятельности достаточно обширна. По данным турецкой прессы, школы и фонды Фатуллаха Гюлена учреждены в Сибири, Йемене, Китае, Тайване, Кении, Сенегале, Папуа Новой Гвинее, Вьетнаме, Бангладеше, Комбодже, Сингапуре, России и во всех тюркоязычных странах.
В Азербайджане "нурчулар" оказались сразу после того, как страна обрела независимость. Согласно докладу MIT (турецкой спецслужбы), первые продолжатели этого течения появились в нашей стране в 1992 году. Более того, первым их делом стало создание телеканала в Азербайджане. По всей видимости, телеаудитории им оказалось недостаточно, так что в скором времени они переключились на школы. В центре внимания оказались в основном школы-интернаты, в одной из них учился и Ильхам Гулиев, о котором мы упоминали выше, - в Бакинском лицее с химико-биологическим уклоном.
"Сначала в общежитии лицея появился взрослый парень, который окончил нашу школу несколько лет назад и жил в нашей комнате. Он предложил нам репетиторские услуги, сказав, что за это с нас денег не возьмет. В общежитии часто отключали свет и он предложил нам заниматься в "юрде".
"Юрд" - это большая квартира (возможно, несколько квартир, объединенных в одну) из 10 комнат, где проживает около 15 школьников и 3-4 агабея (по-турецки старший брат). Там проходили занятия, после которых иногда речь заходила и о религии. После занятий кормили вкусным обедом и поили натуральным соком, что для нас, детей из школы-интерната, имело очень большое значение. Через некоторое время мне предложили поселиться с ними и я с радостью согласился. Каждый день после обеда начинался разговор о Боге и религии. В сущности, это для нас было первым близким знакомством с религией, и никаких возражений против этого мы не имели. Уникальной являлась система "юрда". Примерных повышали до вожатых, а затем и до агабеев, которые занимались привлечением других ребят в эти "юрды". "Готовых" посылали в другие "юрды", создавались новые юрды. Со временем мы превращались в общину со своими обрядами, традициями и т.д.
Иногда проводились "кампы", когда в течение недели не разрешалось выходить из квартиры, а только читать и молиться. Вскоре мы все начали совершать намаз, каждый день нам читали книги Нурси. Позднее я понял, что их разговоры не совсем вписывались в понятие традиционного ислама. Кроме того, они говорили о том, что государство должно управляться по божьим законам, но, к сожалению, это не всегда так.
Они не теряют связи с теми, кто однажды попал к ним. Решают буквально все проблемы - с трудоустройством, образованием и так далее. Предлагают работать в турецких фирмах (по всей видимости, входящих в сеть Гюлена), отправляют в Турцию и даже в другие страны. Тем, кто хорошо знает турецкий, заказывали переводы различных книг на религиозную тему", как на азербайджанский, так и на русский языки.
Турецкий журнал "Ени хаят" опубликовал письмо, распространенное среди сети Гюлена, - своеобразное "обращение к агабеям", содержание которого полностью совпадает с воспоминаниями нашего героя. Из текста становится ясно, что это письмо от "агабея" из Туркменистана. Он рассказывает о том, как "подрастающее поколение" привлечено к процессу переводов книг, и пишет, что летопись, написанная азербайджанскими коллегами, переводится на узбекский и туркменский языки. Он также пишет о помощи турецких фирм, работающих в Туркменистане.
По данным турецкой прессы, в сеть Гюлена входит "Нил АШ" - известная в Азербайджане сеть канцелярских магазинов, где продаются книги Саида Нурси и другая литература на религиозную тему. Кстати, на книги Нурси в Баку можно наткнуться во многих турецких магазинах, библиотеках. Кроме того, они стали поступать и в общественные библиотеки. В России такие поступления держатся под жестким контролем. Однако и там не всегда удается держать ситуацию под контролем. Например, только в сентябре 2001 года (когда следствие по "делу "нурчулар" шло в области полным ходом) в свердловскую областную научную библиотеку имени Белинского поступило пять книг Саида Нурси. Об этом свидетельствуют записи, которые есть на сайте этой библиотеки:
"Они привлекают в основном школьников и студентов. Сначала оказывают помощь, потом отводят в "юрды" - своего рода общежития, затем предлагают вовсе переехать к ним". Это слова азербайджанского юноши Ильхама Гулиева, который прожил год среди представителей одного из радикальных течений ислама - "нурчулар" и испытал на себе всю силу пропаганды, развернутой в Азербайджане.
В середине прошлого года мы сообщали об этом течении и его деятельности в Азербайджане. Вернуться к этой теме нас заставили возбужденные уголовные дела против представителей этого течения как в Турции, так и в России.
По сообщению информационного агентства "Новый Регион", в Турции проходит расследование, начатое министерством образования, итоги которого могут привести к закрытию многих учебных заведений, как в самой Турции, так и в Азербайджане, которые были созданы последователями исламского ученого прошлого века Саида Нурси (1876-1960) - "нурчуларами".
По данным агентства, прокуратура Екатеринбурга вернула в производство уголовное дело, возбужденное прокуратурой Свердловской области в апреле 2001 года по статье 282 ч. 1 (разжигание межнациональной, религиозной и расовой вражды и розни). По этому делу проходили два жителя Средней Азии, которые распространяли книги известного исламского ученого прошлого века Саида Нурси "Основы искренности".
Книга была издана одной из петербургских типографий и сразу попала в поле зрения свердловского управления ФСБ. В ходе проведенных обысков на квартирах подследственных было изъято более двух тысяч экземпляров неблагонадежной литературы. Следователи собрали экспертные заключения представителей Екатеринбургского муфтията Духовного управления мусульман Свердловской области, Свердловского общества еврейской культуры и специалистов кафедры истории и философии религии Уральского государственного университета. Эксперты сошлись в одном - эти книги направлены на разжигание религиозной и национальной розни.
В ноябре минувшего года дело было закрыто. Однако уже в конце января 2002 г. следователи городской прокуратуры возобновили следствие по "делу ваххабитов". В настоящий момент оно расследуется прокуратурой Екатеринбурга. Правда, правоохранительные органы не выражают никакого оптимизма относительно того, что вновь возбужденное уголовное дело может быть доведено до конца и передано в суд. До настоящего момента, как свидетельствует практика, ни одно уголовное дело, возбужденное по статье "Разжигание межнациональной, религиозной или расовой вражды" не закончилось судебным вердиктом.
Как известно, сегодня ученики Нурси, которые называют себя "нурчуларами", поддерживают связь с различными радикальными исламскими группировками и действуют во многих странах. Основу их учения составляет убеждение, что светская власть "не от Бога" и ей на смену должна прийти власть духовных лиц.
Представителей течения преследуют правоохранительные органы Турции, где и родилось это течение, а один из самых известных лидеров - Фатуллах Гюлен объявлен в розыск в начале прошлого года. Сеть "нурчулар" действует по всему миру. Идеи распространяются мирными способами, в основном через образовательные учреждения. География деятельности достаточно обширна. По данным турецкой прессы, школы и фонды Фатуллаха Гюлена учреждены в Сибири, Йемене, Китае, Тайване, Кении, Сенегале, Папуа Новой Гвинее, Вьетнаме, Бангладеше, Комбодже, Сингапуре, России и во всех тюркоязычных странах.
В Азербайджане "нурчулар" оказались сразу после того, как страна обрела независимость. Согласно докладу MIT (турецкой спецслужбы), первые продолжатели этого течения появились в нашей стране в 1992 году. Более того, первым их делом стало создание телеканала в Азербайджане. По всей видимости, телеаудитории им оказалось недостаточно, так что в скором времени они переключились на школы. В центре внимания оказались в основном школы-интернаты, в одной из них учился и Ильхам Гулиев, о котором мы упоминали выше, - в Бакинском лицее с химико-биологическим уклоном.
"Сначала в общежитии лицея появился взрослый парень, который окончил нашу школу несколько лет назад и жил в нашей комнате. Он предложил нам репетиторские услуги, сказав, что за это с нас денег не возьмет. В общежитии часто отключали свет и он предложил нам заниматься в "юрде".
"Юрд" - это большая квартира (возможно, несколько квартир, объединенных в одну) из 10 комнат, где проживает около 15 школьников и 3-4 агабея (по-турецки старший брат). Там проходили занятия, после которых иногда речь заходила и о религии. После занятий кормили вкусным обедом и поили натуральным соком, что для нас, детей из школы-интерната, имело очень большое значение. Через некоторое время мне предложили поселиться с ними и я с радостью согласился. Каждый день после обеда начинался разговор о Боге и религии. В сущности, это для нас было первым близким знакомством с религией, и никаких возражений против этого мы не имели. Уникальной являлась система "юрда". Примерных повышали до вожатых, а затем и до агабеев, которые занимались привлечением других ребят в эти "юрды". "Готовых" посылали в другие "юрды", создавались новые юрды. Со временем мы превращались в общину со своими обрядами, традициями и т.д.
Иногда проводились "кампы", когда в течение недели не разрешалось выходить из квартиры, а только читать и молиться. Вскоре мы все начали совершать намаз, каждый день нам читали книги Нурси. Позднее я понял, что их разговоры не совсем вписывались в понятие традиционного ислама. Кроме того, они говорили о том, что государство должно управляться по божьим законам, но, к сожалению, это не всегда так.
Они не теряют связи с теми, кто однажды попал к ним. Решают буквально все проблемы - с трудоустройством, образованием и так далее. Предлагают работать в турецких фирмах (по всей видимости, входящих в сеть Гюлена), отправляют в Турцию и даже в другие страны. Тем, кто хорошо знает турецкий, заказывали переводы различных книг на религиозную тему", как на азербайджанский, так и на русский языки.
Турецкий журнал "Ени хаят" опубликовал письмо, распространенное среди сети Гюлена, - своеобразное "обращение к агабеям", содержание которого полностью совпадает с воспоминаниями нашего героя. Из текста становится ясно, что это письмо от "агабея" из Туркменистана. Он рассказывает о том, как "подрастающее поколение" привлечено к процессу переводов книг, и пишет, что летопись, написанная азербайджанскими коллегами, переводится на узбекский и туркменский языки. Он также пишет о помощи турецких фирм, работающих в Туркменистане.
По данным турецкой прессы, в сеть Гюлена входит "Нил АШ" - известная в Азербайджане сеть канцелярских магазинов, где продаются книги Саида Нурси и другая литература на религиозную тему. Кстати, на книги Нурси в Баку можно наткнуться во многих турецких магазинах, библиотеках. Кроме того, они стали поступать и в общественные библиотеки. В России такие поступления держатся под жестким контролем. Однако и там не всегда удается держать ситуацию под контролем. Например, только в сентябре 2001 года (когда следствие по "делу "нурчулар" шло в области полным ходом) в свердловскую областную научную библиотеку имени Белинского поступило пять книг Саида Нурси. Об этом свидетельствуют записи, которые есть на сайте этой библиотеки:
ATATURK
Новичок
2/21/2010, 12:08:38 AM
Кроме того, в связях с религиозным магнатом Фатуллахом Гюленом обвиняется турецкая компания "Чаг Ойретим", которая, как сообщили нам в посольстве Турции, является учредителем 12 лицеев в районах Азербайджана, и двух в Баку - Бакы Озел Тюрк лисеси (Бакинский частный турецкий лицей) и лицей "Деде Горгуд". Кроме того, в Азербайджане функционирует и университет, учрежденный этой фирмой - "Гафгаз Университеси".
По словам Ильхама Гулиева, большинство старшеклассников, проживающих в "юрдах", подают документы в этот университет. На этом настаивают "агабеи". Их настойчивость и стала причиной "побега" Ильхама из "юрда". "Я очень хотел стать врачом, - объясняет он. - А по мнению агабеев, лучшая специальность - это учитель, и мы должны были стать учителями, чтобы нести правду до людей".
Выходцами из Турции открыто более 250 учебных заведений в 40 странах. Из них 200 созданы или управляются на данный момент компаниями, которые так или иначе связаны с Ф.Гюленом. Среди них такие известные фирмы, как "Чаг", "Феза", "Шелале", "Себат", "Фезалар", "Сильм" и "Саманйолу".
В тюркских государствах существует 108 таких школ. Именно они и будут основным объектом расследования Комитета по обучению и воспитанию при министерстве национального образования Турции. Так, по имеющимся данным, в Азербайджане действуют 11 школ, подчиненных компании "Чаг", и 3 школы, принадлежащие фирме "Феза". Так же широко развернули деятельность эти фирмы и в других странах:
Казахстан:
"Шелале" - 26 школ
"Эфлак" - 2 школы
Кыргызстан:
Себат - 11
Туркменистан:
"Башкент Эгитим Ширкети" - 15
Узбекистан:
"Сильм" - 18
Таджикистан:
"Шелале" - 5
Еще 17 школ открыты другими компаниями в Дагестане, Чувашии, Карачае, Башкортостане, Татарстане, Боснии и Герцеговине и в Македонии.
Немалую роль в распространении идей Нурси сыграл и известный турецкий певец, меценат Барыш Манчо, который сам в молодости был осыпан милостями Гюлена. Вышедший в люди с помощью религиозного мецената певец позднее сам стал раскручивать идеи Нурси.
В Азербайджане деятельность последователей Нурси можно считать наиболее активной, так как здесь транслируется телеканал "Саманйолу", который также считается близким к религиозному течению. Кстати, в уже упоминавшемся рапорте MIT говорится о том, что в 1992 году Гюлен открыл в Азербайджане телеканал.
Отметим, что до недавнего времени деятельность сети Гюлена не пресекалась государственными органами Турции. Их преследование началось после смены президента этой страны. Согласно турецкой прессе, Сулейман Демирель высоко ценил Фатуллаха Гюлена. Однако с приходом к власти Сезера началась борьба против антикемалистов (Гюлен публично выражает свою неприязнь к Ататюрку из-за создания им светского государства в Турции) и сект, представляющих угрозу светской государственности и территориальной целостности, к которым относят "нурчулар".
Деятельность "нурчулар" в Азербайджане также развернулась во время правления Демиреля. Кроме того, в расширении сети в Азербайджане турецкие антигюленисты обвиняют бывшего министра культуры Турции Намыка Кемаля Зейбака. Однако "Чаг Ойретим" функционирует в Азербайджане не от имени турецкого государства. Более того, школы, открытые вышеназванными компаниями, не следует считать турецкими учебными заведениями, так как Турция этим компаниям лицензии не выдавала и дипломы этих заведений в Турции не признаются.
Сеть Гюлена действует скрыто и никакими серьезными криминальными действиями пока себя не проявило. Однако, по мнению турецких правоохранительных органов, это явление временное. В качестве аргумента приводится цитата Гюлена, где он говорит о пользе скрытности деятельности: "Иначе нас задушат, так же, как это было в Алжире". Гюлен не скрывает своего восхищения теми группировками, которые проводят исламский джихад. Он говорит: "Бывают времена, когда нужно жертвовать средства во имя джихада, но настанет и такое время, когда нужно пожертвовать жизнь и отдать свою кровь".
По словам Ильхама Гулиева, большинство старшеклассников, проживающих в "юрдах", подают документы в этот университет. На этом настаивают "агабеи". Их настойчивость и стала причиной "побега" Ильхама из "юрда". "Я очень хотел стать врачом, - объясняет он. - А по мнению агабеев, лучшая специальность - это учитель, и мы должны были стать учителями, чтобы нести правду до людей".
Выходцами из Турции открыто более 250 учебных заведений в 40 странах. Из них 200 созданы или управляются на данный момент компаниями, которые так или иначе связаны с Ф.Гюленом. Среди них такие известные фирмы, как "Чаг", "Феза", "Шелале", "Себат", "Фезалар", "Сильм" и "Саманйолу".
В тюркских государствах существует 108 таких школ. Именно они и будут основным объектом расследования Комитета по обучению и воспитанию при министерстве национального образования Турции. Так, по имеющимся данным, в Азербайджане действуют 11 школ, подчиненных компании "Чаг", и 3 школы, принадлежащие фирме "Феза". Так же широко развернули деятельность эти фирмы и в других странах:
Казахстан:
"Шелале" - 26 школ
"Эфлак" - 2 школы
Кыргызстан:
Себат - 11
Туркменистан:
"Башкент Эгитим Ширкети" - 15
Узбекистан:
"Сильм" - 18
Таджикистан:
"Шелале" - 5
Еще 17 школ открыты другими компаниями в Дагестане, Чувашии, Карачае, Башкортостане, Татарстане, Боснии и Герцеговине и в Македонии.
Немалую роль в распространении идей Нурси сыграл и известный турецкий певец, меценат Барыш Манчо, который сам в молодости был осыпан милостями Гюлена. Вышедший в люди с помощью религиозного мецената певец позднее сам стал раскручивать идеи Нурси.
В Азербайджане деятельность последователей Нурси можно считать наиболее активной, так как здесь транслируется телеканал "Саманйолу", который также считается близким к религиозному течению. Кстати, в уже упоминавшемся рапорте MIT говорится о том, что в 1992 году Гюлен открыл в Азербайджане телеканал.
Отметим, что до недавнего времени деятельность сети Гюлена не пресекалась государственными органами Турции. Их преследование началось после смены президента этой страны. Согласно турецкой прессе, Сулейман Демирель высоко ценил Фатуллаха Гюлена. Однако с приходом к власти Сезера началась борьба против антикемалистов (Гюлен публично выражает свою неприязнь к Ататюрку из-за создания им светского государства в Турции) и сект, представляющих угрозу светской государственности и территориальной целостности, к которым относят "нурчулар".
Деятельность "нурчулар" в Азербайджане также развернулась во время правления Демиреля. Кроме того, в расширении сети в Азербайджане турецкие антигюленисты обвиняют бывшего министра культуры Турции Намыка Кемаля Зейбака. Однако "Чаг Ойретим" функционирует в Азербайджане не от имени турецкого государства. Более того, школы, открытые вышеназванными компаниями, не следует считать турецкими учебными заведениями, так как Турция этим компаниям лицензии не выдавала и дипломы этих заведений в Турции не признаются.
Сеть Гюлена действует скрыто и никакими серьезными криминальными действиями пока себя не проявило. Однако, по мнению турецких правоохранительных органов, это явление временное. В качестве аргумента приводится цитата Гюлена, где он говорит о пользе скрытности деятельности: "Иначе нас задушат, так же, как это было в Алжире". Гюлен не скрывает своего восхищения теми группировками, которые проводят исламский джихад. Он говорит: "Бывают времена, когда нужно жертвовать средства во имя джихада, но настанет и такое время, когда нужно пожертвовать жизнь и отдать свою кровь".
ATATURK
Новичок
2/21/2010, 12:13:11 AM
правящая партия АКП (премьер Эрдоган) имеет тесные контакты с этой религиозной сектой. идеи светского государства и идеи АТАТЮРКА находятся на волоске
ATATURK
Новичок
2/26/2010, 2:40:24 AM
Мусульманская секта «Нурджулар» (узб. - Нурчилар) основана турецким богословом Саидом Нурси в начале XX века. Цель, которую поставили перед собой адепты учения Нурси - создание в Турции и в государствах ее окружавших " Великого Турана", то есть исламского Халифата под эгидой Анкары. То есть своего рода Османской империи. В Турции сторонники Нурси вскоре были изгнаны из властных и силовых структур, а секта запрещена. Но оказалось, что руководителям секты удалось уйти в подполье или покинуть пределы страны. Их обнаружили власти стран Центральной Азии в среде турецких преподавателей, которые прибыли в рамках соглашений с Анкарой по обучению местных школьников. Тот факт, что именно среди этих школьников стали наиболее популярны идеи радикального ислама, насторожил руководство стран Центральной Азии и вынудил его принять меры. В отличие от таких радикальных исламских организаций, как "Хизб-ут-Тахрир" и Исламское движение Узбекистана, которые ориентируются на население экономически отсталых районов Центральной Азии, проповедники "Нурджулар" делали ставку на наиболее образованные слои молодежи и, прежде всего тех из них, кто имел шансы получить работу и закрепиться во властных и силовых структурах власти.
Alihena
Акула пера
10/2/2010, 1:58:00 AM
Турецкий генералитет против исламистов
Грозит ли Азербайджану война между сторонниками светского и религиозного образа жизни?
Грозит ли Азербайджану война между сторонниками светского и религиозного образа жизни?
скрытый текст
Действующие в Турции фундаменталистские группировки являются «бомбой замедленного действия», которая может взорваться в недалеком будущем. Цель многих из них – превращение светской Турции путем применения силы в государство на основах шариата. Рост деятельности фундаменталистских течений, как показывает исторический опыт, приходится, как правило, на период экономической и политической неопределенности. Граждане, не уверенные в завтрашнем дне и лишенные достатка, в таких условиях все чаще обращают свои взоры к доминирующему в стране исламу и пополняют ряды сторонников религиозных вождей, обещающих им «ключи от рая». Чем конкретнее обещания, тем сплоченнее становятся фундаменталистские ордена и секты, которые в значительной своей массе действуют нелегально. Кстати, именно они являются ядром радикального ислама, который объявили «врагом номер один», а отпор ему – «вопросом жизни и смерти». Старейшей и одной из наиболее влиятельных в Турции (в том числе и в Азербайджане) сект является «Некшибенди». Ее идеология легла в основу программных установок Партии национального порядка (ПНП) – предшественницы всех других происламских партий, учрежденных известным политиком и клерикалом Неджмеддином Эрбаканом. Их постигла одна участь – роспуск конституционным судом за «попрание светских основ». Эрбакан, тем не менее, успел побывать у власти в 1996-1997 гг., когда возглавил коалиционное правительство с правоцентристской Партией верного пути Тансу Чиллер. Хотя ему на 5 лет запрещено заниматься политической деятельностью, он сегодня фактически руководит исламистской Партией добродетели (ПД) и имеет среди ее членов непререкаемый авторитет. «Некшибенди», учрежденная в ее нынешнем виде Мехметом Захитом Котку, структурно состоит из «домов мюридов», «фонда дружбы», сект «Тиджани», «Бибери», «Кадиры», «Ишикчылык», «Вахаби». Ей принадлежат 6 журналов и телекомпания «МХР-ТВ». Секта «Сулейманджилар», в свое время поддерживавшая ряд политических партий, в частности, Партию справедливости, которой руководил бывший президент Сулейман Демирель, названа так по имени ее основателя Сулеймана Хильми Тунахана. В конце 70-х гг. она находилась в оппозиции к официальным служителям культа и даже называла их «воинством дьявола». Секта активно действует не только в Азербайджане и Турции, но и в Германии (Кельн) под названием «Союз исламских культурных центров» , где таковых 26. Филиалы «Сулейманджилар» также функционируют в Австрии, Голландии, Франции, Швейцарии, Швеции, Бельгии. Наиболее влиятельной в Азербайджане сектой или общиной, как ее здесь именуют, является «Нурчулар», возглавляемая Фетуллахом Гюленом. На ней следует остановиться более подробно с учетом недавно разразившегося в Турции «телефонного скандала», в ходе которого стало известно, что спецслужбами в течение года прослушивались телефоны членов правительства, парламента, известных бизнесменов и журналистов. Кстати, военные неоднократно предупреждали об исходящей угрозе для светского строя со стороны Гюлена, но прислушались к ним лишь ныне. Согласно одному из докладов спецслужб, в госструктуры, например, в Турции планомерно внедряются люди Гюлена, при этом особый упор делается на вооруженные силы, Национальную разведывательную организацию (MIT), полицию. В документе также говорится о том, что община Гюлена, именуемая «Армией света», ведет подготовку к джихаду, и если не будут приняты меры, то «может произойти самый крупный и опасный в истории Турции исламистский бунт». Газета «Сабах», публикуя выдержки из доклада, отмечает, что для проведения в стране «исламской революции» планируется подготовить около 3 тыс. «коммандос-камикадзе». Она указывает, что Гюлен, находящийся ныне в США, ждет «дня мести», который, по его убеждению, настанет в условиях нарушения баланса сил в Турции. Кто же такой Гюлен, о котором в Азербайджане сегодня говорят как о враге республики Ататюрка? Он родился в многодетной семье в деревне Пасинер восточной провинции Эрзурум. До службы в армии Гюлен, получивший религиозное образование, был имамом в городе Эдирне, а в 1966 году – в Измире. После военного переворота в 1971 году был арестован за религиозную пропаганду, в середине 70-х гг. образовал «Группу новой Азии», которая стала основой возглавляемой им ныне общины. В 1980 году, когда в Турции произошел последний переворот, Гюлен, объявленный в розыск, подался в бега. Спустя 6 лет был оправдан судом госбезопасности, занялся активным распространением своей идеологии и укреплением общины. Во времена премьер-министра Тургута Озала Гюлен получал поддержку от правительства, тогда же приступил к созданию сети религиозных учебных заведений в Турции и других государствах, в том числе в тюркоязычных республиках бывшего Советского Союза. В настоящее время, по данным местной прессы, их число в 56 странах достигло 500. Из них 30 действуют в Казахстане, 18 – Узбекистане, 14 – Туркменистане. Учебные заведения Гюлена есть также в России, Украине, Молдове, Азербайджане, Таджикистане. В школах, университетах, лицеях и на различных курсах, принадлежащих Гюлену, в общей сложности обучаются около 400 тыс. человек. Вопрос о Гюлене неоднократно поднимался на заседаниях Совета национальной безопасности после образования в 1997 году в рамках генштаба так называемой Западной рабочей группы (ЗРБ). В ее докладах, как сообщает печать, отмечалось, что 30 из 80 губернаторов Турции являются сторонниками Гюлена. А в Азербайджане он имеет сторонников почти в 21 районе. В них особо обращалось внимание на источники финансирования учебных заведений общины за рубежом и заявлялось, что Гюлен и его люди контролируют почти половину из всего находящегося в руках исламистов в Турции капитала. Он оценивается в 50 млрд. долларов. В одном из докладов ЗРБ, отмечает «Сабах», говорится, что финансирование общины Гюлена осуществляется из пяти основных источников: «образовательных, профессиональных, финансовых организаций, СМИ и коммерческих структур». К последним, в частности, относятся около 200 фондов и столько же компаний, в том числе такие хорошо известные в Турции и за рубежом, как «Улькер», «Мудурну», «Асья финанс», «Эль Барка». В отличие от других фундаменталистских организаций, действующих в Турции, считают военные, община Гюлена осуществляет активную деятельность по «окружению страны, рассчитанную на длительную перспективу». Ее цель – замена светского строя режимом шариата и создание «всемирного тюркско-исламского союза». Из документов ЗРБ явствует, что Гюлен претендует на роль «мирового имама». Совещательная группа при нем насчитывает 7 человек. Община Гюлена представлена 13 звеньями, каждое из которых по нисходящей также возглавляют «имамы»: «религиозные» (Средней Азии, Дальнего Востока, Европы, Кавказа); «имамы стран» (России, Китая, Германии, Великобритании, Азербайджана и др.); «имамы провинций» (уездов, городов, микрорайонов, домов). В структуре общины действуют и «имамы», отвечающие за процесс обучения, кадровую политику и т.д. Говоря о деятельности в Турции исламистских организаций, необходимо упомянуть еще одну, именуемую «Национальный взгляд». Действующая также в Германии, Франции, Голландии, Австрии, Швейцарии и Австралии, она возглавляется Эрбаканом и его двумя ближайшими сподвижниками – Шевкетом Казаном и Ахметом Текдалом. Организация, в которую входят «Национальный молодежный фонд» (МГВ), имеющий 74 филиала, «Общество национальных взглядов Европы», «Независимое общество промышленников и предпринимателей (МЮСИАД), другие коммерческие структуры, по данным спецслужб, связана с действующими в Ливии «Обществом призыва к исламу» , в Саудовской Аравии – «Организацией “Порядок”», Египте и Сирии – «Братьями-мусульманами», Алжире – «Фронтом исламского спасения», Германии – «Немецким исламским конгрессом» и в Великобритании – Исламской партией Великобритании. Она контролирует деятельность Европейского общества строительства мечетей, имеющего в своем распоряжении 295 культовых заведений, а также 34 СМИ в Турции, том числе печатный орган ПД «Милли газете», телекомпании «Канал 7» и «Месаж ТВ». Одной из наиболее активно действующих в Турции фундаменталистских экстремистских группировок является «Хезболлах». Она ставит целью создание на турецкой территории шариатского государства. «Хезболлах», как свидетельствуют данные спецслужб, использует все средства и методы, которыми пользуются другие террористические группировки: похищение людей, убийства, совершение терактов, в том числе с использованием камикадзе. О деятельности группировки в Турции впервые стало известно в 1984 году, когда были арестованы 13 человек, пытавшиеся ограбить в Стамбуле ювелирную лавку и оказавшие вооруженное сопротивление полиции. В результате их допросов было установлено, что «Хезболлах» была создана в 1983 году. Ее боевики, как неоднократно писала турецкая пресса, проходили боевую подготовку в Иране, в городе Кум, а сама группировка получала материальную помощь из этой страны. Поначалу «Хезболлах» противостояла на юго-востоке Турции Курдской рабочей партии (КРП – ПКК), в связи с чем, отмечает «Радикал», ее боевики пользовались симпатией со стороны сил безопасности. Имеются также данные о том, что их готовили в лагерях турецкой армии, однако, в какой степени это соответствует действительности, неизвестно. Со временем, пишет газета, когда «Хезболлах» вышла из-под контроля, а ее боевики начали совершать акты насилия в крупных городах Турции, власти взялись за нее. В Турции также активно действует «Исламский фронт великих набежчиков Востока» (ИБДА-С). Его цель – создание вооруженным путем федеративного исламского курдского государства. Нынешний год объявлен «ИБДА-С» «годом джихада». Основу идеологии группировки составляет учение секты «Некшибенди» , которое развили последователь шейха Ахмета Арваси Неджиб Фазыл Кысакюрек и его ученик Салих Мизарбейоглу. Истоки деятельности «ИБДА-С» восходят к 70-м гг., когда ее будущие основатели вышли из состава молодежной организации ПНП. Пик активности группировки пришелся на период после военного переворота 1980 года. После ареста в феврале в Кении главы ПКК Абдуллы Оджалана, по данным спецслужб, представители «ИБДА-С», КРП и левацкой группировки «Дев-Сол» подписали в стамбульской тюрьме Метрис протокол о проведении совместных акций насилия, однако последняя впоследствии свою подпись отозвала. Недавно в двух крупных торговых центрах Стамбула произошли взрывы, в результате которых один человек погиб и восемь получили ранения. Ответственность за эти теракты взяла на себя прежде не известная «Националистическая группа курдской мести». Поначалу считалось, что она входит в состав КРП, однако прокурдская газета «Озгюр политика» сообщила, что она – молодежное крыло «ИБДА-С». Девиз группировки – «Необходимая акция в нужное время». В ней упрощена система отдачи приказов на проведение терактов. Исламские боевики, как свидетельствуют данные спецслужб, могут сами принять решение о проведении той или иной акции, что зачастую делает их неподконтрольными. В Турции, по данным местной прессы, функционируют еще около 15 фундаменталистских группировок, но они малочисленны по составу и не способны сколько-нибудь значительно «конкурировать» с вышеуказанными. К ним, в частности, относится действующий около 10 лет в Батмане «Национальный союз турецких учеников», который причастен к ряду нашумевших политических убийств. Организация добивается создания в стране исламского государства по типу иранского, действует в обстановке строгой конспирации и физически устраняет лиц, которые ее нарушают. Среди других организаций наиболее известны «Чейшуллах», созданная турками, обучавшимися в Саудовской Аравии; «Такфир», образованная Мустафой Шюкрю, который в 60-е гг. покинул ряды «Братьев-мусульман» в Египте; «Мусульманская молодежь»; «Ядро объединения»; «Группа Земли»; «Группа приобщения»; «Центр». Начало исламизации банковского дела, одного из основных источников финансирования сил фундаменталистской ориентации, в Турции было положено в 1983 году, в бытность главой правительства Озала. Собираемые за рубежом крупные денежные средства ввозились в страну и использовались для создания новых компаний и проведения крупных финансовых операций. Исламский фундаментализм, прежде всего радикального толка, является одной из главных внутренних и внешних угроз для Турции. Именно поэтому за всеми его малейшими проявлениями внимательно следит армия, традиционно играющая важную роль в ее политической жизни. Турецкий генштаб довольно резко реагирует на выпады в свой адрес исламской прессы, которая откровенно провокационными публикациями стремится представить армию в качестве «врага религии». В ответ на один из таких комментариев генштаб недавно выступил с заявлением, в котором указал: «Турецкие вооруженные силы действуют на основе конституции и местных законов, были и будут оставаться гарантом неделимости и единства светской Турецкой Республики». Ровшан НОВРУЗОГЛУ, глава международного Центра стратегических исследований против мирового террора и коррупции «Банк-Информация», профессор
Alihena
Акула пера
10/2/2010, 2:10:43 AM
28 апреля в Избербаше сотрудники ФСБ России обнаружили штаб-квартиру религиозной организации «Нурджулар» (нурчулар, нурсисты), которую специалисты называют «турецкой религиозной сектой», «экстремистской организацией», «пантюркистской», а также «панисламистской» или «курдским экстримом». Членами «Нурджулар» оказались девять граждан России, семь граждан Азербайджана и координатор деятельности секты в России, 44-летний гражданин Турции, уроженец города Битлис Эрдемир Али Ихсан. Установлено, что он в текущем году посетил города Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Кострому, Ярославль, Казань и Красноярск, где также проводил сборы активистов. Во время обыска в квартире были обнаружены финансово-отчетная документация на сумму $72 тыс. 228, израсходованных на пропагандистскую деятельность организации в Дагестане, а также большое количество литературы. По предварительным данным граждане России освобождены с подпиской о не выезде, а граждане Азербайджана и Турции находятся под следствием.
- Саид Нурси
Начало начал
Банки, СМИ, фирмы
- Тургут Озал
Капитал Нурси
Сектор Нурси
- Фетхулла Гюлен
Призрак Нурси в Дагестане
Гонения
- Саид Нурси
Начало начал
скрытый текст
Организация Нурчулар была создана в Турции вскоре после Первой мировой войны известным богословом, курдом по национальности, суннитом, комментатором Корана, противником ваххабизма Саидом Нурси (на фото) (1876— 1960). Во время Первой мировой войны он находился в составе ополчения, был ранен, попал в русский плен. По личному распоряжению главнокомандующего великого князя Николая Николаевича освобожден. В 1916—1918 годах жил на попечении татарской общины Костромы, а в 1919 году вернулся в Турцию. После развала Османской империи и прихода к власти в 1920-х годах К. Ататюрка нурсисты находились под запретом, а Нурси провел 23 года в тюрьме и ссылке. В 1950-х годах Великое национальное собрание Турции (парламент) приняло постановление о реабилитации литературного наследия Нурси, после чего его сочинения стали издаваться в официальных турецких издательствах и переводиться на другие языки, а движение его последователей было легализовано. После смерти Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. Со временем из Нурчулар выделилось порядка шести идентичных, структурно обособленных направлений, возглавляемых учениками С. Нурси — Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу, Фетхуллой Гюленом (на фото) и др. Ф. Гюлен в соавторстве с другими последователями издал устав «Рисале-и Нур», регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации, создания мощной, вертикально структурированной организации.
Банки, СМИ, фирмы
скрытый текст
Сегодня нурсистам присуща четкая иерархичность, строгая дисциплина, наличие тайного устава, нацеленность на СМИ и банковские структуры. В 1971 г., будучи проповедником в одной из мечетей Измира, Гюлен был осужден на три года за деятельность, направленную на создание в Турции государства, основывающегося на религии — речь шла об активизации ордена Нурчулар. 13 сентября 1980 г. военные предприняли попытку вновь его арестовать, но Гюлену удалось скрыться. В 1986 г. он был задержан силами безопасности, однако по инициативе высших должностных лиц освобожден. В турецких газетах отмечалось, что «звезда Гюлена» начала сиять при Тургуте Озале (на фото), который стал восьмым президентом Турции в ноябре 1989 г. При его покровительстве и поддержке были осуществлены важные капиталовложения в созданные нурсистами просветительские учреждения. 17 апреля 1993 года, сразу после визита в Азербайджан, Озал неожиданно умер от инфаркта. На его похороны пришло очень много людей из всех областей Турции. Траурная церемония транслировалась в прямом эфире. Армяно-турецкая граница была закрыта сразу же после его внезапной смерти. Дело в том, что Озал был одним из первых глав государств, признавших независимость Армении. В 1992-м именно он настоял на том, чтобы позволить поставки в Армению продовольствия. С именем Озала связана еще одна любопытная история. Не так давно подтвердились сведения о том, что он действительно выступал с инициативой официального признания факта геноцида армян. В ноябре 1996 года турецкие СМИ опубликовали видео, где лидер курдских сепаратистов говорил, что Озала отравили турецкие спецслужбы, так как 15 апреля 1993 года он договорился с курдами об урегулировании вооруженного конфликта и собирался публично объявить об этом именно 17 апреля. Вдова Озала потребовала пересмотра дела, однако ее обращение осталось без внимания. Не случайно сменивший тогда Озала на посту президента Сулейман Демирель, а ныне находящийся на заслуженном отдыхе, в прошлом месяце решил напомнить соотечественникам о своем существовании и осудил преемников за мягкую политику в отношении Еревана. Демирель призвал их ни в коем случае не устанавливать с армянами никаких отношений и уж тем более не открывать границу. В интервью газете «Миллиет» Демирель заявил, что, «открыв турецко-армянскую границу, США, Европа и Россия хотят решить свои геополитические проблемы в регионе Южного Кавказа». Все это говорит о том, что нурсисты являются весьма значительным звеном в цепи американо-турецкой политики на Кавказе.
- Тургут Озал
Капитал Нурси
скрытый текст
Сегодня совокупный капитал общины нурсистов составляет более 80 млрд долларов. Есть основание предполагать искусственное вливание денежных средств в их развитие и причастность нурсистов к высокодоходным видам бизнеса. Денежные средства поступают как за счет пожертвований, так и от финансово-экономической деятельности принадлежащих ей различного рода фирм, банков, холдингов. Известна подконтрольная им торгово-промышленная компания «Ихлас холдинг», в состав которой входит информационное агентство «Ихлас хабер ажансы» (IHA). IHA, наряду с другими СМИ, освещала ход мартовского референдума в Азербайджане и имеет представительство в Москве. Основными ретрансляторами информации IHA являются принадлежащие ей еженедельная газета «Тюркие» и телеканал TGRT. Нурсисты и вправду олицетворяют «исламистский капитал» Турции, который составляет около 30% ее экономики. Этот капитал контролирует телеканал «Саман Йолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», газеты «Сызынты», «Зафер». Им принадлежит медиахолдинг «Заман», издающий одноименную газету.
Развитие сетевых ячеек в условиях полуподпольной работы и давления со стороны государства привело к формированию у нурсистов своего рода спецслужбы, которая представляет собой многоуровневую, четко структурированную организацию. Они занимаются сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, осуществляя внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления. Имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. В настоящее время структуры нурсистов действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их реальных последователей достигает четырех миллионов человек.
Опасаясь роста влияния нурсистов в 1997 г. правительство М. Йылмаза в Турции приняло наделавшее много шума решение об усилении ответственности за нарушение «кодекса о ношении светской одежды», а действия нурсистов прокуратура охарактеризовала как «направленные против конституции Турции», в связи с чем уже в 1999 г. вынесла постановление о запрете ее деятельности.
Несмотря на ограничения, нурсисты продолжают пользоваться негласным покровительством высоких государственных и политических деятелей Турецкой Республики. При этом власти, поощряя и направляя их просветительскую деятельность за пределами Турции, где «движение» реализует идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары, признали нурсистов полезными с точки зрения реализации стратегических задач Турции и доктрины пантюркизма.
С приходом к власти правительства Р. Эрдогана позиции нурсистов значительно усилились. Всего с начала 90-х годов миссионеры Нурчулар развернули за пределами Турции деятельность более 500 официально считающихся светскими учебных заведений.
В конце марта 2009 г. Республиканская народная партия Турции представила доклад, авторы которого подчеркивают необходимость проверки финансовых источников учебных заведений, открытых агентами «Нурджулар» в 87 странах мира. «Только для открытия этих школ необходимы миллиарды долларов, не говоря уже о функционирования заведений, — отмечается в докладе. — Внутри Турции никакая структура или объединение граждан не способна обеспечить финансирование в таких масштабах».
Развитие сетевых ячеек в условиях полуподпольной работы и давления со стороны государства привело к формированию у нурсистов своего рода спецслужбы, которая представляет собой многоуровневую, четко структурированную организацию. Они занимаются сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, осуществляя внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления. Имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. В настоящее время структуры нурсистов действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их реальных последователей достигает четырех миллионов человек.
Опасаясь роста влияния нурсистов в 1997 г. правительство М. Йылмаза в Турции приняло наделавшее много шума решение об усилении ответственности за нарушение «кодекса о ношении светской одежды», а действия нурсистов прокуратура охарактеризовала как «направленные против конституции Турции», в связи с чем уже в 1999 г. вынесла постановление о запрете ее деятельности.
Несмотря на ограничения, нурсисты продолжают пользоваться негласным покровительством высоких государственных и политических деятелей Турецкой Республики. При этом власти, поощряя и направляя их просветительскую деятельность за пределами Турции, где «движение» реализует идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары, признали нурсистов полезными с точки зрения реализации стратегических задач Турции и доктрины пантюркизма.
С приходом к власти правительства Р. Эрдогана позиции нурсистов значительно усилились. Всего с начала 90-х годов миссионеры Нурчулар развернули за пределами Турции деятельность более 500 официально считающихся светскими учебных заведений.
В конце марта 2009 г. Республиканская народная партия Турции представила доклад, авторы которого подчеркивают необходимость проверки финансовых источников учебных заведений, открытых агентами «Нурджулар» в 87 странах мира. «Только для открытия этих школ необходимы миллиарды долларов, не говоря уже о функционирования заведений, — отмечается в докладе. — Внутри Турции никакая структура или объединение граждан не способна обеспечить финансирование в таких масштабах».
Сектор Нурси
скрытый текст
Вся территория России фактически поделена на секторы. Фирма «Серхат», например, курирует Башкортостан, Татарстан, Астраханскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую области. Фонд «Уфук» — Сибирь, Фонд «Толеранс» — Москву и Санкт-Петербург, Ростовскую область. Турецкие организации «Чаг», «Эртугрул гази», «Тюрк дюньясы», «Эфляк» и «Торос» — Северный Кавказ. Руководящие функционеры Нурчулар регулярно совершают инспекционные поездки по регионам. Собрания ее членов и сторонников происходят группами по 12—20 человек еженедельно под руководством одного из них. В качестве мест проведения таких мероприятий выбираются квартиры нурсистов (реже — офисы турецких фирм), где читают Коран на турецком языке и отдельные «гюленовские» комментарии к нему. Наряду с обсуждением религиозных вопросов затрагиваются и «житейские» проблемы. Функционеры активно устанавливают связи с представителями органов власти и управления, в том числе с работниками администраций регионов, членами правительств, лидерами национальных общественных организаций, осуществляя сбор информации по экономической и общественно-политической ситуации, используя при этом возможности родителей обучающихся в лицеях детей.
- Фетхулла Гюлен
Призрак Нурси в Дагестане
скрытый текст
В 1992 году на базе одного из профтехучилищ (приказ Минобразования РД от 02.07.1992 №94) был создан совместный международный дагестано-турецкий колледж (МДТК). Заведение быстро приобрело известность и престиж, поскольку обучение велось на двух языках — английском и турецком, а выпускники могли продолжить обучение в Турции. Через некоторое время в республике появилось еще несколько «совместных» учебных заведений, а в Дербенте и вовсе был открыт лицей, полностью аналогичный махачкалинскому. Ни у властей, ни у прокуратуры не было претензий к этим учебным заведениям. В 2000 году МДТК успешно прошел аттестацию. Но в том же году 15 турецким преподавателям, сеявшим «разумное, доброе, вечное» в МДТК, и трем учителям Дербентского лицея и его директору Несиму Катану был запрещен въезд в Россию. Основанием для выдворения из России стала «деятельность, выходящая за рамки функциональных обязанностей преподавателя лицея». До перестройки это называлось «шпионаж». В ноябре 2001 года республиканская прокуратура обвиняла Министерство образования Дагестана и правительство республики в том, что они «способствовали незаконному открытию в республике МДТК». Иск был скандальным и вообще нехарактерным для постсоветского судопроизводства. Вслед за этим, в 2002—2004 годах из России было выдворено около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с Нурчулар.
Гонения
скрытый текст
В августе 2005 года Союз православных граждан (СПГ), с «немалым удивлением» ознакомившись с проектом реконструкции Соборной мечети на проспекте Мира в Москве, распространил по линии агентства «Интерфакс» заявление: «Минареты высотой в 70 метров сопоставимы по высоте с колокольней Ивана Великого и храмом Христа Спасителя. Это выглядит вызывающе по отношению к традиционному градостроительному облику Москвы — столицы православного мира. Также вызывает недоумение и аргументация апологетов этой гигантской стройки, называющих Москву «второй Меккой» и манипулирующих статистикой и поголовно записывающих тюркские народы в ислам». Узнав, что проект по реконструкции мечети осуществляется при поддержке московского правительства, СПГ выступил с рядом требований к властям столицы: в частности, ввести в школах «Основы православной культуры», построить в каждом микрорайоне Москвы православный храм, оптимизировать размеры реконструируемой мечети на проспекте Мира, «не допустить вызывающий характер этого комплекса по отношению к историческим градостроительным традициям Москвы и религиозным чувствам ее православного большинства» и т. д. Как следствие, по всей России участились обыски в квартирах нурсиситов с изъятием мусульманской литературы и офисной техники. В Дагестане нурсисты попытались найти защиту у официального духовенства республики, и экспертный совет ДУМД выдал справку, что книги Нурси «не содержат канонических ошибок и противоречий с традиционным исламом». Летом 2006 года прокуратура Татарстана подала гражданский иск о признании книг Нурси экстремистскими. В мае 2007 года Коптевский суд Москвы на закрытом процессе признал русский перевод сборника «Рисале-и Нур», состоящего из 14 книг, экстремистской литературой. В декабре 2007 года в мечетях Дагестана нурсисты начали сбор подписей под письмом президентов России и Дагестана, председателю Верховного суда России, Уполномоченному по правам человека России и руководителям правоохранительных органов России с «просьбой об оказании посильного содействия в восстановлении справедливости и нарушенных прав мусульман со стороны сотрудников правоохранительных органов России и судебных органов Москвы». В письме подробно излагалась суть «дела Нурси» и выражалось недоумение в связи с признанием трудов Нурси «экстремистской литературой». 15 января 2008 в одном из частных магазинов в столице Дагестана был произведен обыск и изъятие товаров. В магазин зашли вооруженные милиционеры и лица в гражданской форме, которые представились работниками прокуратуры Ленинского района Махачкалы. После обыска они унесли с собой два системных блока от компьютера, около тысячи книг Нурси. Напомним, что в связи с ужесточившимся законодательством России, преступным теперь считается хранение даже одного экземпляра книги, признанной экстремистской, а список соответствующей литературы пополняется все новыми и новыми наименованиями. 10 апреля 2008 года, по иску Генпрокуратуры, поддержанном Минюстом и ФСБ, Верховный суд России и вовсе признал международную религиозную организацию Нурчулар экстремистской и запретил ее деятельность на территории России. А Гюлен и его сподвижники никогда не скрывали, что главная их цель — прийти к власти «без всякого джихада», без оружия. Сатанизмы в риторике Интересно, что в день ареста представителей Нурчулар в Избербаше 28 апреля текущего года на сайте Гюлена появляется информация о том, что в сентябре прошлого года в Госдуме Российской Федерации с участием Института востоковедения РАН состоялась конференция, посвященная «идеям великих мыслителей и ученых Махатмы Ганди и Фетхуллаха Гюлена». Более того, к информации приобщен отрывок интервью, где на вопрос: каким вы представляете себе будущее России и ее миссию в Европе, Гюлен отвечает: «У России и Турции схожий культурный опыт. Среди моих ровесников и людей более молодых очень мало тех, кто не читал бы Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, даже Гоголя, М. Горького и Пастернака. Высказывание Достоевского о том, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели», прекрасно подходит для всего нашего современного общества и нашей истории последнего периода. Крестьяне, описанные в «Мертвых душах» Гоголя, являются и нашими крестьянами. Меланхолия Пушкина, когда-то побывавшего в моем родном городе Эрзуруме, нашедшая отражение в «Евгении Онегине» и «Зимнем вечере», является отчасти и нашей меланхолией». Странно, не правда ли? Это как раз тот случай, который называется «пугающей просвещенностью» или образованностью. Но нурсисты не одиноки в своих устремлениях к власти, хотя бы потому, что все и вся, так или иначе, стремится к ней. И неважно, с оружием ты или нет, власть никто никогда просто так не отдаст. Складывается впечатление, что наша российская система образования в регионах потому и упадническая, ущербная в своей отсталости, чтобы не приоткрылась завеса над сутью власти. Исламские ценности приоткрывают ее. И тогда околокремлевские умы, такие как А. Дугин, Г. Джемаль, предлагают перекроить не то что ислам на «традиционный» и «нетрадиционный», «российский» и «нероссийский», а всю ноосферу Евразии. «Я выступаю за полное и нераздельное теологическое и политическое единство всех мусульман на платформе джихада на пути Аллаха до тех пор, пока вся религия на земле не будет принадлежать Ему Одному», — говорит глава «Исламского комитета России» Джемаль. В интервью Prague Watchdog на вопрос: «вы полагаете, что Северный Кавказ становится сегодня колыбелью исламской революции в России», Джемаль отвечает: «Во всяком случае, это был бы очень желательный путь развития, потому что я не вижу альтернативных регионов для этого. Кавказ совмещает в себе такие свойства, которых мы не найдем ни в Ираке, ни в Афганистане, ни тем более на африканском роге, ни даже в наиболее продвинутых мусульманских диаспорах в Европе. Прежде всего, это особое качество человеческого материала и особое геополитическое положение Кавказа. Кроме того, подключенность большинства кавказцев к традиции довольно высокого технологического образовательного уровня — я имею в виду, что эти люди прошли советские школы и институты и являются наследниками как бы такой высокой образовательной планки. Т. е. они включены в модернизационный информативный пул притом, что являются стойкими мусульманами, для которых ислам — это единственный приемлемый модус веры и мышления». И опять, как ни в чем не бывало! Евразиец А. Дугин в одной из своих последних работ «Археомодерн» высказывает мысль о том, что главной проблемой современной России является то, что и общество, и власть пребывают в «раздвоенном» состоянии, когда на сознательном уровне признаются ценности просвещения, абсолютно не понятые и не усвоенные в России. В качестве выхода Дугин предлагает постепенное «лечение» этого состояния через отказ от абсолютизации ценности «рацио» и создание собственной русской рациональности. При этом, дабы не навлечь гнев народов, говорит о необходимости сплотить народы и конфессии России в гармоничном «общеевразийском национализме». Одним словом, умный поймет, а дураку — не надо. Стоит заметить, что размытость современной терминологии и отсутствие определенности в понятиях далеко не случайны. Это дьявольская игра слов — сатанизмы в риторике. Вспомнить ту же «суверенную демократию» Суркова или тщетность попытки определить, кто есть такой «соотечественник»? Так, согласно российским законам под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются «граждане России, постоянно проживающие за пределами России, лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства…» — и в том же духе еще несколько абзацев. То есть соотечественниками с равным успехом могут считаться и президент Грузии М. Саакашвили, и президент Азербайджана И. Алиев, и президент Армении С. Саргсян. В свете событий, связанных с «Нурдужулар», не менее привлекательной для исследователя Новейшего времени представляется деятельность такой организации, как «Эргенекон», о которой мы поговорим в одном из ближайших номеров.
Alihena
Акула пера
2/9/2011, 3:49:15 PM
искала еще информацию по этому сабжу и ничего не нашла ... может кто-то поделиться?
Alihena
Акула пера
10/1/2011, 4:58:18 AM
а есть ли еще Cекта "НУРЧУЛАР" в Турции.
Camalleri
Акула пера
1/31/2012, 4:09:04 AM
Да уж, развелось сект всяких... И исламистских и иных.
Alihena
Акула пера
2/3/2012, 6:39:32 PM
(Camalleri @ 31.01.2012 - время: 01:09) Да уж, развелось сект всяких... И исламистских и иных.
Совершенно верно Сашенька, много всего сейчас на свете ...
главное, что они вреда не приносили ....
вот ничего не могу найти по поводу этой секты - старая инфа да есть ...
Совершенно верно Сашенька, много всего сейчас на свете ...
главное, что они вреда не приносили ....
вот ничего не могу найти по поводу этой секты - старая инфа да есть ...
пчелка77
Любитель
2/15/2012, 3:44:43 PM
Предупрежден-вооружен.. Наша задача уберечь своих детей от, подобного рода, сект, течений и т.д.
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Alihena
Акула пера
2/15/2012, 4:36:35 PM
(пчелка77 @ 15.02.2012 - время: 12:44) Предупрежден-вооружен.. Наша задача уберечь своих детей от, подобного рода, сект, течений и т.д.
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Ах ... как Вы правы, но сейчас все сложнее и сложнее уберечь наших детей
это практически невозможно, просто мы должны их предупредить, показать, рассказать ...
Мир изменить практически невозможно, но шаг за шагом начиная с себя = можно ...
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Ах ... как Вы правы, но сейчас все сложнее и сложнее уберечь наших детей
это практически невозможно, просто мы должны их предупредить, показать, рассказать ...
Мир изменить практически невозможно, но шаг за шагом начиная с себя = можно ...
пчелка77
Любитель
2/15/2012, 9:17:44 PM
(Alihena @ 15.02.2012 - время: 12:36) (пчелка77 @ 15.02.2012 - время: 12:44) Предупрежден-вооружен.. Наша задача уберечь своих детей от, подобного рода, сект, течений и т.д.
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Ах ... как Вы правы, но сейчас все сложнее и сложнее уберечь наших детей
это практически невозможно, просто мы должны их предупредить, показать, рассказать ...
Мир изменить практически невозможно, но шаг за шагом начиная с себя = можно ...
Совершенно согласна, для того, чтобы научить своих детей, мы должны сами уметь противостоять данным напастям и уметь рабираться в том "ху из ху"и чем они дышат.
Страшно становится, когда представляешь себе масштабы их вредоносной деятельности..
Ах ... как Вы правы, но сейчас все сложнее и сложнее уберечь наших детей
это практически невозможно, просто мы должны их предупредить, показать, рассказать ...
Мир изменить практически невозможно, но шаг за шагом начиная с себя = можно ...
Совершенно согласна, для того, чтобы научить своих детей, мы должны сами уметь противостоять данным напастям и уметь рабираться в том "ху из ху"и чем они дышат.
Alihena
Акула пера
2/17/2012, 6:24:44 AM
(пчелка77 @ 15.02.2012 - время: 18:17) Совершенно согласна, для того, чтобы научить своих детей, мы должны сами уметь противостоять данным напастям и уметь разбираться в том "ху из ху"и чем они дышат.
Совершенно верно, но эти секты так дурманят голову - ужасно просто ... и именно люди которые легко поддаются влиянию и страдают больше всего ... надо научить наших детей просто быть сильными ...
Совершенно верно, но эти секты так дурманят голову - ужасно просто ... и именно люди которые легко поддаются влиянию и страдают больше всего ... надо научить наших детей просто быть сильными ...
пчелка77
Любитель
2/17/2012, 9:17:19 PM
Я думаю , что приобщение ребенка к вере, либо элементарное ознакомление с заповедями и общими принципами религии , в какой-то мере могут стать помощниками в этом деле.. хотя, конечно, это не панацея.
Camalleri
Акула пера
2/19/2012, 5:06:15 PM
(пчелка77 @ 15.02.2012 - время: 17:17) Совершенно согласна, для того, чтобы научить своих детей, мы должны сами уметь противостоять данным напастям и уметь рабираться в том "ху из ху"и чем они дышат.
В секты попадают матери, жёны, отцы и мужья. Действительно, мы сами не всегда готовы противостоять деструктивному влиянию, что уж говорить про детей.
В секты попадают матери, жёны, отцы и мужья. Действительно, мы сами не всегда готовы противостоять деструктивному влиянию, что уж говорить про детей.
Alihena
Акула пера
3/10/2012, 1:52:24 AM
Совершенно верно - сложно не попасться в подобные сети ... мне кажется никогда не надо с ними связываться, не контактировать с подобными ... и всегда быть в курсе о подобных и учить наших детей ...