Все о свадьбах
+Cinnamon+
Мастер
5/5/2009, 12:34:00 PM
А какие кыргызские свадебные традиции вы знаете? Вообще в каких кафешках празднуете само торжество?
В какие традиционные свадебные места(вроде Вечный огонь) любите ездить?
Ну в общем все о свадьба в Кыргызстане,Туркменистане, Таджикистане.
В какие традиционные свадебные места(вроде Вечный огонь) любите ездить?
Ну в общем все о свадьба в Кыргызстане,Туркменистане, Таджикистане.
Мира*
Мастер
5/15/2009, 7:14:00 AM
Исстари вступление туркмен в брак сопровождалось определенным комплексом свадебных обычаев и обрядов. Немалую роль в этом играла одежда, особенно женская.
Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.
Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.
Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.
В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.
Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.
При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.
Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.
Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).
Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.
По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.
Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).
Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.
Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.
Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.
В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.
Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.
При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.
Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.
Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).
Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.
По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.
Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).
Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
+Dragon+
Мастер
6/1/2009, 6:01:46 AM
(Мира* @ 15.05.2009 - время: 03:14)Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.
У нас просто стараются богато одеваться...
Что-то определённое не выделяют...
В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.
Это есть, до свадьбы...
Определённый вид самсы тёща готовит...
и несколько тазиков привозят женщины...
с подарками для жениха...
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.
Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.
Ну это тоже есть...
невеста себе 40 или побольше плаев шьёт...
Не помню, вообщем...в 2-3 комнатах только её вещи развешаны...
При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.
На 7 день вроде...
Вообщем, после того, как она становится женщиной...
Определённого промежутка нет...
могут и через 3 дня, а могут и через месяц позвать...
Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.
Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).
Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.
Слава Богу наши не такие суеверные...
По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.
На поминки-да...
Остальное что-то не припомню...
Наоборот, если работает, прекрасно...)))
Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.
Смена головного убора...
Хмм...
На моей памяти, жена переодевалась раз 5-6 за вечер...
А так, ничего особенного...
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).
Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
Нет, у нас есть выкуп...
когда невесту привозят на машине к мужу домой...
то открывают немного окно и племянник её например...
вытягивает с жениха деньги...
а вот на счёт "дёргания за косу", тоже нет такого...
но зато есть такой момент...:
Когда жених заходит в комнату за женой у ней дома...
то им по ритуалу дают мёд и т.д. и т.п....
и потом: кто первым наступит на ногу, тот и будет...
главенствовать в доме...
Мне жена наступила...
а вообще не честно...
она стоит на одной ноге в этот момент наготове...
а на ней длииинный халат...
и попробуй угадать какую наступить...
У нас просто стараются богато одеваться...
Что-то определённое не выделяют...
В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.
Это есть, до свадьбы...
Определённый вид самсы тёща готовит...
и несколько тазиков привозят женщины...
с подарками для жениха...
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.
Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.
Ну это тоже есть...
невеста себе 40 или побольше плаев шьёт...
Не помню, вообщем...в 2-3 комнатах только её вещи развешаны...
При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.
На 7 день вроде...
Вообщем, после того, как она становится женщиной...
Определённого промежутка нет...
могут и через 3 дня, а могут и через месяц позвать...
Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.
Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).
Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.
Слава Богу наши не такие суеверные...
По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.
На поминки-да...
Остальное что-то не припомню...
Наоборот, если работает, прекрасно...)))
Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.
Смена головного убора...
Хмм...
На моей памяти, жена переодевалась раз 5-6 за вечер...
А так, ничего особенного...
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).
Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
Нет, у нас есть выкуп...
когда невесту привозят на машине к мужу домой...
то открывают немного окно и племянник её например...
вытягивает с жениха деньги...
а вот на счёт "дёргания за косу", тоже нет такого...
но зато есть такой момент...:
Когда жених заходит в комнату за женой у ней дома...
то им по ритуалу дают мёд и т.д. и т.п....
и потом: кто первым наступит на ногу, тот и будет...
главенствовать в доме...
Мне жена наступила...
а вообще не честно...
она стоит на одной ноге в этот момент наготове...
а на ней длииинный халат...
и попробуй угадать какую наступить...