Ищу легенду

Дядя Адя
6/17/2008, 7:12:31 PM
Помогите, пожалуйста, найти одну легенду, быть может у кого она в книжках есть, напишите, пожалуйста. Легенда эта о Жошы-Хане и смерти его сына. Когда он хотел залить свинцом горло того, кто скажет ему что его сын умер. В интернете нет полной версии, а хотелось бы всю легенду найти. Спасибо.
Omen
6/30/2008, 5:05:01 PM
(Дядя Адя @ 17.06.2008 - время: 15:12) Помогите, пожалуйста, найти одну легенду, быть может у кого она в книжках есть, напишите, пожалуйста. Легенда эта о Жошы-Хане и смерти его сына. Когда он хотел залить свинцом горло того, кто скажет ему что его сын умер. В интернете нет полной версии, а хотелось бы всю легенду найти. Спасибо.
Легенда называется Аксак Кулан.


фольклорный материал как кыргызов так и тех этносов которые в свое время составляли население «Золотой Орды» и др. ханств. В этом плане можно обратиться к одному фольклорному произведению имеющего и письменную фиксацию. В «Родословии тюрков» /Шаджарат ал-атрак»/, ориентировочно датируемого 15 веком, повествуется и о том как сообщили Чингиз хану о смерти его старшего сына Джучи. Все эмиры поручают это дело Улуг-Джурчи /букв. главный певец И. М./, который был влиятельным, одним из великих эмиров. И когда Чингиз приказывает певцу спеть, тот обратился к хану на тюркском языке. Чингиз в свою очередь тоже ответил по тюркски. Так незаметно загадочным рифмованными стихами Улуг-Джурчи избежав кары Чингз хана сумел сообщить о смерти Джучи. Через б месяцев скончался сам Чингиз хан .

Легенда дошла до наших дней в фольклорном наследии ногайцев, кыргызов и казахов. В кыргызском фольклоре имеется полных 4 варианта в стихах и несколько других неполных записей. Во всех вариантах говорится, что у Чингиз хана /иногда его имя дается как Айхан/ умер сын Джучи /в некоторых вариантах Жолчухан/. Но во всех версиях имя певца /в кыргызском произношении ырчы/ известившего хана о смерти сына приводится в форме Кет Бука или Бука.

Мотивы смерти Джучи разные. По варианту Б. Солтоноева Джучи задавлен куланами . Во втором случае сын Ай-хана Жолчухан во время развлекательной охоты в азарте погнался за добычей и стал жертвой тигра. Бука-ырчы якобы усыпил тигра своей мелодией на комузе и в загадочных стихих сообщил Айхану о смерти его сына Жолчухана. С тех пор до сегоднящих дней дошла мелодия на комузе под названием «Мелодия Кет-Буки» /«Кет Буканын KYYCY»/ . В другом случае Айхан прятал своего единственного сына от сглаза, построив ему жилище на скале. Но там его сын умирает от укуса кара курта . Еще один вариант записан дважды /в 1924, 1934 гг/ из уст выдающегося кыргызского комузиста Муратаалы . Но его вариант очень похож на вариант Б. Солтоноева.

В казахском фольклоре имеются 2 варианта легенды. В одном случае человека, известившего о смерти Жошы, зовут Тума из ногайлы, а хана Жаныбек. Сын Жаныбека Жошы умер от удара хромого кулана. Второй вариант отличается тем, что умирает сын Жошы. Во время охоты малолетний сын Жошы, /имя не упоминается/ умер от укуса кулана. Весть о смерти сообщает певец с домброй, имя которого также не приводится . Кроме названных вариантов Б. Кебекова отмечает, что у кыргызов и казахов имеется различные прозаические записи легенды о Джучи и хромом кулане.

Аналогичное произведение сохранилось и у современных ногайцев. Дошедшие до наших дней 2 варианта мало чем отличаются друг от друга. Ногайская леенда примыкает к сообщению персидского автора. Разница только в том, что Джучи произносится как Жошы или Юшы. Но в обеих вариантах ногайской версии имеются этническая принадлежность певца. Он выходец из племени найманов-Кет Буга найманлы. Это важная деталь, на которой остановимся ниже. А. И. Сикалиев характеризует Кет Бугу как реального акына жившего в 13 в. По его утверждению, он был известен среди народа как авторитетный мудрый, справедливый бий . Имя Кет Буги найманлы встречается в произведении ногайского поэта 16 в. Досманбета Азаулы . Вероятно, легенда о кет Буке в ногайском фольклоре имеет письменную традицию.

У кыргызов легенда о Кет Буке получила устное развитие, вследствие чего и появилась несколько вариантов. Основу легенды могли составить события, происшедшие еще при жизни Чингиз хана. Основание тому сообщение средневековых авторов о любви сыновей Чингиз хана к охоте на куланов, о попытке Чагатая и Угедея поссорить Чингиз хана с Джучи. И наконец смерть Джучи во время охоты на куланов. Потому не совсем прав В. Бартольд, который отмечая выше указанные факты заключает:

«Поэтический рассказ о том, как Чингиз хану было передано известие о смерти его сына, конечно не имеет исторического значения . Сам поэтический рассказ между Чингиз ханом и Улуг Джурчи, тем более на тюркском языке мог и не происходить. Но истоки легенды базированы на исторических событиях 13 в., вероятнее всего связанного с деятельностью Джучи. Это в определенной мере подтверждается преданием, записанном Ч. Валихановым у кыргызов, согласно которому они якобы просили в качестве хана /имя не названа/ дать им малолетнего сына Джучи. Но по дороге к кргызам он был задавлен куланами. Ч. Валиханов называет его Аксак-Кулан-Джучи хан, который по его словам был первым и последним ханом кыргызов .