Это интересно

кatя
10/26/2006, 7:52:17 PM
Я думаю, гостям нашего подфорума интересно будет узнать некоторые историко-георграфические факты Узбекистана.

Узнав сколь бесконечно прекрасна и глубока эта страна, форумчане обязательно полюбят ее wub.gif И я думаю, будут чаще заглядывать к нам на огонек wink.gif

Прошу всех, чье сердце начинает чаще бится при мысле о нашей солнечной Родине, поделиться интересными фактами и событиями smile.gif

image
кatя
10/26/2006, 8:14:52 PM
А я пожалуй начну со своего самого любимого города
Ташкента wub.gif

О, что за царство!
И лужайкам рая не выдержать сравненья с древним Шашем, а тот, кто поселился здесь надолго, забудет навсегда о райских кущах. Пожалуй умереть в Ташкенте лучше, чем жизнь влачить в любом другом краю!
(Зайнуддин Васифи. "Ода Ташкенту" 1515 г.)


Столица Республики Узбекистан, с много этническим населением примерно в 2,5 млн. человек.
Ташкент является самым большим городом в Средней Азии.

Город расположен в предгорьях Западного Тянь-Шаня, в долине реки Чирчик, на высоте 440-480 м. над уровнем моря. Климат континентальный, среднегодовая температура 13,3 °С.

image

История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов Центральной Азии, столицы Республики Узбекистан. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъема и упадка.

Первые сведения о Ташкенте содержатся в древневосточных хрониках II в. до н. э. Территорию современного Ташкента, составляющую часть оазиса, орошаемого Чирчиком, занимали земледельческие племена. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия создавали здесь возможность развития еще в далеком прошлом земледелия и животноводства. Южная часть современного Ташкента, орошаемая арыком Джун, входит в этот район древнеземледельческой культуры. Открытое археологами поселение городского типа - Шаштепа стало источником дальнейшего развития здесь древней городской культуры. Во II - I вв. до н. э. Шаштепа приобретает признаки древнего города.

В 8 веке город, носивший в то время название Чач и переместившийся на Мингурюкские горки недалеко от канала Салар, был полностью разрушен арабскими завоевателями, однако через некоторое время он возродился несколько северо-западнее древних развалин уже под названием Бинкент. На месте центра возрожденного города сейчас расположена площадь Эски Джува - Старый арсенал.

В конце X - середине XII вв. Чач в составе государства караханидов, и в это время начинает входить в обиход название Ташкент. В начале XIII в. Ташкентский оазис был разрушен Хорезмшахом Мухаммадом. К моменту монгольского завоевания (1220) Ташкент уступал по своему значению другим городам Маверауннахра. В XIV - начале XV вв. Ташкент в составе государства Тимура и тимуридов.

В начале XVI в. Ташкент вошел в государство шейбанидов. Город был окружен новой крепостной стеной. Были возведены архитектурные сооружения, часть которых сохранилась.

Территорию древнего Ташкента окружала крепостная стена с въездными воротами. Основными из них были 12 ворот-дарбаза, которые, начиная с севера, располагались по часовой стрелке в следующем порядке: Корасарой, Тахтапуль, Лабзак, Кашгар, Кокандские, Коймас, Бешагач, Комолон, Самарканд, Кукча, Чигатай, Сагбан.

image

В начале XIX в. Ташкент потерял свою независимость. Он был покорен Кокандским ханом. Экономический подъем Кокандского ханства в связи с расширением торговых связей с Россией способствовал росту Ташкента, который был крупнейшим среди кокандских городов.

В 1865 году Ташкент вошел в состав Российской империи, а в 1867 стал административным центром Туркестанского Генерал-губернаторства.

image

Благодаря строительству в Ташкенте промышленных предприятий и проникновению капитала из России, город начинает очень стремительно развиваться как промышленный, финансовый, культурный и крупный транспортный центр Средней Азии.

В годы Второй мировой войны в Ташкент эвакуируются многие промышленные предприятия из европейской части бывшего Советского Союза. В этот и в послевоенный периоды стремительно растет территория города и его население. К 1946 она составляла 130 кв. км.

26 апреля 1966 в результате сильного землетрясения были разрушены и повреждены многие промышленные предприятия, культурные, медицинские, коммунально-бытовые учреждения, школы. При братской помощи и участии всех республик Советского Союза за 3,5 года практически были ликвидированы последствия землетрясения. Созданы новые жилые массивы и микрорайоны, архитектурные ансамбли, уникальные общественные здания. Именно в этом месте, где находился эпицентр сильнейшего землетрясения 1966 года, и был возведен монумент "Мужество".

image

Сейчас архитектурный облик столицы стремительно меняется.

image
кatя
10/27/2006, 2:22:02 PM
Немного статистики wink.gif

УЗБЕКИСТАН, Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке.
image

Рельеф. Примерно 4/5 территории Узбекистана заняты пустынными равнинами; восточные и юго-восточные районы страны включают горы и предгорья Тянь-Шаня и Гиссарского хребта. В пределах Туранской плиты выделяются плато Устюрт (на крайнем западе), дельта Амударьи у южного побережья Аральского моря и обширная пустыня Кызылкум (Красные пески). Всего пустынями занято ок. 40% территории страны. Горные хребты на востоке и юго-востоке разделяют межгорные впадины и долины – Ферганская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Чирчик-Ангренская. Самая высокая точка на территории страны – 4643 м (Гиссарский хребет).
Водные ресурсы.Бóльшая часть страны расположена между двумя крупнейшими реками Средней Азии – Сырдарьей на севере и Амударьей на юге.Единственное крупное озеро в Узбекистане – соленое Аральское море, расположенное на северо-западе страны на границе с Казахстаном.
КлиматУзбекистана резко континентальный. Лето продолжительное, знойное и сухое, зима довольно холодная и малоснежная, но короткая. Средние температуры зимы на равнинах колеблются в пределах от –7 до 3° С; средние летние температуры составляют 26–30° С.
Растительный и животный мир.Естественная растительность Узбекистана неравномерна, но весьма разнообразна. В пустынях и на равнинах преобладают полыни, солянки, песчаная акация, саксаул, тамариск и другие злаки и кустарники. В речных долинах и оазисах растительность богаче: там произрастают тополь, ива, лох, шелковица. Выше в горах встречаются плодовые и орехоплодные рощи и кустарники с сухим разнотравьем. Леса занимают ок. 2% территории.
image
В пустынях и полупустынях животный мир представлен ящерицами, змеями, грызунами, сусликами и хищниками из семейства кошачьих. Из птиц обычны вороны, сойки, цапли (в приречных тугайных зарослях) и множество разнообразных мелких певчих птиц. Выше в горах встречаются фазаны, жаворонки, совы и крупные хищные птицы. Из млекопитающих заслуживают упоминания сурки, кабаны, зайцы, лисы и волки, обитающие в слабоосвоенных районах.
image
кatя
11/3/2006, 2:31:10 PM
Обычаи и традиции узбекского народа

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В старом городе Ташкента в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.
image
кatя
11/3/2006, 2:50:31 PM
Обряды

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и много образны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древнимиформами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошли мусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

image
кatя
11/3/2006, 3:04:43 PM
Бешик-туйи

image
Бешик-туйи ('деревянная колыбель') - ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик ('колыбель') и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятсяв транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правоеплечо сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану (столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки исыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.

image
image
кatя
11/14/2006, 3:10:24 PM
Хатна-килиш

Хатна-килиш - еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи). Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, вредких случаях - в 11-12 лет. Проведение сунната контролируется состороны общественности. С момента рождения мальчика родители начинают приготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до ритуала, который часто называют также 'свадьба' ('туй'), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это поручается сделать многодетным женщинам. Перед свадьбой читается Коран в присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников. Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика. После этого начинается большая 'свадьба'. Перед самой 'свадьбой' на мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки. В прошлом принято было дарить жеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне он мужчина - воин. Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами и сладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот же день в кругу женщин проводится 'тахурар' - укладывание одеял, подушекна сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильное угощение, включающее плов, завершает ритуальное действие. Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующийдень празднество продолжается.
IceTea
11/14/2006, 10:00:52 PM
КАТЯ ДА ТЕБЕ ИСТОРИКОМ НАДО БЫЛО БЫТЬ!
БРАВОБРАВОБРАВОБРАВОБРАВОБРАВОБРАВО
Вот фотки старого ташкента
сникерс
11/23/2006, 7:58:35 PM
С интересом перечитал по теме и, ну что сказать БРОВО! Катя! Действительно, вот что значит по настаящему любить свою Родину, верно говорят, что чувство к Родине обостряются на чужбине 0098.gif
кatя
11/23/2006, 8:20:26 PM
image

Ну раз тема нашла такой отклик, я ее обязательно продолжу image
кatя
11/24/2006, 7:01:50 PM
Фатиха-туй (помолвка)

Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия,родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети поматери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из основных процедур при сватании является 'фатиха-туй'(помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день вдоме девушки собираются известные в округе старики, председательмахалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд 'нон синдириш' (буквально 'ломать лепешку').С этого момента молодые считаются обрученными. 'Фатиха-туй' заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому из посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд 'сарпо курар' (смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения. С момента 'фатиха туй' и до самой свадьбы родители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы, связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд 'киз оши' (девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.
image
кatя
11/24/2006, 7:12:16 PM
Свадьба

image

Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей вдом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебныйплов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такойже плов устраивается и в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читаетмолодым 'Хутбаи никох' (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы у невесты на жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные ксвадьбе), после чего жених с друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия. После возвращения жених с друзьями приезжает иневеста. Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни ('Уланлар' и 'Ёр-ёр').
image
Со встречи невесты в доме жениха и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает 'янга' (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за занавеской ('гушангой'). Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении 'янги' направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у 'янги', для чего устраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь. Рано утром начинается обряд 'Келин саломи' (приветствие невесты). К началу обряда во дворе собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все по очереди подходят к невесте с пожеланиями, подарками и благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого, низко кланяясь в пояс. Так заканчиваетсяпраздник и начинается семейная жизнь.
image
кatя
11/28/2006, 8:53:13 PM
Утренний плов

image

Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы ('суннат-туйи' или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером проводится обряд 'сабзитуграр' - шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания 'сабзи туграр' все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы - 'бомдод намози', т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная ибубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столыи после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих. После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся впорядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы,читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, истолы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами.

image
nih-ibo
11/28/2006, 11:57:43 PM
Что-же мне сказать. Катя ты просто СУПЕР. image
Продолжай в таком духе. Яшавор (Молодец)
Хотел спросить - ты случайно не с Ташкента
Глупый вопрос - но у тебя там стоит Москва. Вот поэтому мне интересно.
Ничего страшного если не ответишь. Ещё раз прости за вопрос.image
beek2
11/29/2006, 2:34:09 AM
очень поучительная темка,Катя как было сказано ты Супер,тут редко встретиш человека слявянской внешности который уважает узбекские обычаи =(
кatя
11/29/2006, 1:34:42 PM
(nih-ibo @ 28.11.2006 - время: 20:57) Что-же мне сказать. Катя ты просто СУПЕР. image
Продолжай в таком духе. Яшавор (Молодец)
Хотел спросить - ты случайно не с Ташкента
Глупый вопрос - но у тебя там стоит Москва. Вот поэтому мне интересно.
Ничего страшного если не ответишь. Ещё раз прости за вопрос.image
А чего ты так смущаешься? wink.gif
Солнце, если бы ты повнимательнее прочитал мои посты, то знал бы, что я родилась, выросла и школу окончила в Ташкенте.
Потом поступила в Московский ВУЗ и так тут и осталась wink.gif
Так что я - московская лимита bleh.gif
кatя
11/29/2006, 1:37:24 PM
(beek2 @ 28.11.2006 - время: 23:34) очень поучительная темка,Катя как было сказано ты Супер,тут редко встретиш человека слявянской внешности который уважает узбекские обычаи =(
Я словянка только внешне. Воспитание и дух - узбекского народа wub.gif
17 лет из 24 я прожила в Узбекистане. Так что врядли меня можно назвать полностью русской. Я о традициях и культуре русского народа знаю гораздо меньше. Хотя сейчас всячески стараюсь восполнить эти пробелы в своем культурном воспитании wink.gif
beek2
11/30/2006, 1:29:24 AM
да это очень хорошо,Ташкент удивительный город тут совмещена и западная и восточная культура,но вот некоторые не уважают эту саму культуру =(

кatя а возвращатся не хочеш?
кatя
11/30/2006, 2:23:09 PM
(beek2 @ 29.11.2006 - время: 22:29) да это очень хорошо,Ташкент удивительный город тут совмещена и западная и восточная культура,но вот некоторые не уважают эту саму культуру =(

кatя а возвращатся не хочеш?
Я бы может и вернулась, если бы замуж не вышла.
А теперь уже все!...
Куда муж - туда и я wub.gif
Муж и жена одна сатана bleh.gif
кatя
12/1/2006, 3:20:52 PM
Навруз

image

Древнейший народный праздник Навруз ('Навруз байрами') отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале черты зороастризма. В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции вдомах и сегодня пекут печенье 'баурсак' и готовят обрядовое блюдо - сумаляк. После празднования обычно начинаются полевые работы, которые впрошлом также сопровождались выполнением различных обрядов: перед выходом в поле рога и шею волов и быков смазывали маслом. Первая борозда проводится самым уважаемым и старейшим членом общины. За годы государственной независимости празднование Навруза приобрело новый размах и глубину. Он стал общенациональным праздником дружбы, единения, братства всех народов. В ярких театрализованных представлениях раскрывается философско-поэтическое осмысление Навруза, его места в народной истории.

image