Национальные свадьбы
Царевна
Мастер
12/10/2005, 2:27:37 AM
Какие особенности национальных свадеб вы знаете????
Расскажите, жутко интересно!!!
Расскажите, жутко интересно!!!
SONIКА
Мастер
12/10/2005, 2:34:51 AM
Есть во мне осетинские крови, и вот однажды побывала на настоящей осетинской свадьбе, в деревне (а в деревнях, как известно, еще рьяно соблюдают все обычаи). Интересного много, но больше всего мне понравилось: мужчины и женщины сидят порознь, при этом вначале накрывают для мужчин, и только после того, как они поедят, садятся отдельно женщины. А невесту никто не видит на свадьбе, она должна сидеть взаперти в какой-то комнате с какими-то бабульками.
В общем нам, русским, это непонятно...
В общем нам, русским, это непонятно...
PINGVIN_a
Профессионал
12/10/2005, 8:50:45 PM
Да да я тоже на такой только айзербаджанской свадьбе была. Нарядилась как дура, а... а мужики вообще нас не видели. Мы-женщины сидели в квартире ели на полу и пили кислое молоко с горохом (довга) вместо спиртного. И невеста сидела в отдельной комнате и выходила только чтобы показать следующий наряд
DELETED
Акула пера
12/10/2005, 9:41:04 PM
(PINGVIN_a @ 10.12.2005 - время: 17:50) Да да я тоже на такой только айзербаджанской свадьбе была. Нарядилась как дура, а... а мужики вообще нас не видели. Мы-женщины сидели в квартире ели на полу и пили кислое молоко с горохом (довга) вместо спиртного. И невеста сидела в отдельной комнате и выходила только чтобы показать следующий наряд
Во-во, и я слышала.
Меня даже приглашали на такую свадьбу.
Я вовремя отказалась.
Во-во, и я слышала.
Меня даже приглашали на такую свадьбу.
Я вовремя отказалась.
Unonna
Специалист
12/10/2005, 10:35:21 PM
Летом гуляла на татарской свадьбе..Обычная русская свадьбы с некоторым национальным колоритом(тамада,конкурсы,речи,песни,танцы).Как мне показалось в их празднике это главное покушать,потомучто из-за стола никого не вытащишь,конечно присутствуют все родственники до десятого колена,друзей и молодежи очень мало.Национальные блюда,музыка.И самое главное-на протяжении всего праздника гости общаются только на татарском язаке.которого я к сожалению не знаю,может быть там и интересное что-то было...ан не понять
Unonna
Специалист
12/10/2005, 10:41:36 PM
А подруга летом попала в Карачаево-Черкесию и ей поведали о их традициях на свадьбах,вот уж где можно пожалеть невесту...потому что на свадьбе присутствуют только родственники со стороны жениха.Невеста всех одаривает подарками,причем желательно ювелирными изделиями и обязательно обьявляет всем присутствующим ценность подарка(золотые серьги с брилиантом столько-то карат(пример)).А родственники невесты приходят на свадьбу только на четвертый день и жених угощает их конфетами.
Евгешкин
Специалист
12/19/2005, 5:56:24 PM
(Koroleva @ 10.12.2005 - время: 18:41) (PINGVIN_a @ 10.12.2005 - время: 17:50) Да да я тоже на такой только айзербаджанской свадьбе была. Нарядилась как дура, а... а мужики вообще нас не видели. Мы-женщины сидели в квартире ели на полу и пили кислое молоко с горохом (довга) вместо спиртного. И невеста сидела в отдельной комнате и выходила только чтобы показать следующий наряд
Во-во, и я слышала.
Меня даже приглашали на такую свадьбу.
Я вовремя отказалась.
Готов оспорить, современные азербайджанские свадьбы очень веселые, мужчины и женщины все сидят и танцуют вместе. Настолах есть все! И шашлыки и водка все бывает по полной программе!
Во-во, и я слышала.
Меня даже приглашали на такую свадьбу.
Я вовремя отказалась.
Готов оспорить, современные азербайджанские свадьбы очень веселые, мужчины и женщины все сидят и танцуют вместе. Настолах есть все! И шашлыки и водка все бывает по полной программе!
Царевна
Мастер
1/3/2006, 2:00:33 AM
Болгария
В Болгарии есть традиция: когда невеста и жених покидают праздник, вместо риса или пшеницы их осыпают плодами инжира.
Германия
Немецкие свадебные традиции включают ритуал Polterabend. Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома разбивают о порог блюда и тарелки. Считается, что осколки приносят удачу невесте. После этого традиционно невеста приглашает пришедших на бокал вина или чашку чая с пирогом, чтобы отблагодарить их.
На следующий день, во время самой церемонии, невеста должна иметь при себе в кармане хлеб и соль, что символизирует изобилие. (Как мы видим, немецкие свадебные платья имеют карманы.). Жених же приносит зерно - это означает богатство и удачу. Гости устилают свежими еловыми ветвями дорожку, которой невеста и жених пойдут после окончания церемонии, желая, чтобы путь молодоженов был вымощен удачей, надеждой и богатством. За это гостям дарят носовые платки, чтобы они могли завернуть в них оставшуюся от праздника еду и унести ее домой.
В Болгарии есть традиция: когда невеста и жених покидают праздник, вместо риса или пшеницы их осыпают плодами инжира.
Германия
Немецкие свадебные традиции включают ритуал Polterabend. Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома разбивают о порог блюда и тарелки. Считается, что осколки приносят удачу невесте. После этого традиционно невеста приглашает пришедших на бокал вина или чашку чая с пирогом, чтобы отблагодарить их.
На следующий день, во время самой церемонии, невеста должна иметь при себе в кармане хлеб и соль, что символизирует изобилие. (Как мы видим, немецкие свадебные платья имеют карманы.). Жених же приносит зерно - это означает богатство и удачу. Гости устилают свежими еловыми ветвями дорожку, которой невеста и жених пойдут после окончания церемонии, желая, чтобы путь молодоженов был вымощен удачей, надеждой и богатством. За это гостям дарят носовые платки, чтобы они могли завернуть в них оставшуюся от праздника еду и унести ее домой.
Царевна
Мастер
1/3/2006, 2:01:26 AM
Греция
В Греции с давних времен имеется множество прелестных свадебных традиций. Пока невеста и жених одеваются перед свадьбой, в их честь поются специальные песни. Жених перед началом церемонии дарит невесте свадебный букет. Исторически, основная функция друзей жениха и подружек невесты заключалась в отпугивании злых духов. В Греции же друзья и подружки даже одеваются в специальную одежду с изображением глаза, который должен защитить молодую пару от неудач.
На греческих свадьбах очень много танцуют. Существует даже специальный "танец денег", во время которого гости, танцуя и с невестой и с женихом, прикрепляют деньги к их одежде. В некоторых сельских областях Греции свадебную постель готовят особым образом: по традиции, по постели должны сначала побегать маленькие дети, чтобы принести изобилие в новую семью.
Венгрия
В Венгрии в свадебной процессии участвует вся деревня, сначала приходя к дому невесты, а затем сопровождая ее в дом жениха или в церковь. У венгров тоже существует "танец денег": невеста ставит свои туфельки на середину комнаты и те, кто хотел бы потанцевать с ней, должен положить в туфельки несколько монеток.
Индия
Чтобы отвратить зло, какой-нибудь член семьи мужского пола (обычно брат жениха) по окончании церемонии осыпает жениха и невесту лепестками цветов
В Греции с давних времен имеется множество прелестных свадебных традиций. Пока невеста и жених одеваются перед свадьбой, в их честь поются специальные песни. Жених перед началом церемонии дарит невесте свадебный букет. Исторически, основная функция друзей жениха и подружек невесты заключалась в отпугивании злых духов. В Греции же друзья и подружки даже одеваются в специальную одежду с изображением глаза, который должен защитить молодую пару от неудач.
На греческих свадьбах очень много танцуют. Существует даже специальный "танец денег", во время которого гости, танцуя и с невестой и с женихом, прикрепляют деньги к их одежде. В некоторых сельских областях Греции свадебную постель готовят особым образом: по традиции, по постели должны сначала побегать маленькие дети, чтобы принести изобилие в новую семью.
Венгрия
В Венгрии в свадебной процессии участвует вся деревня, сначала приходя к дому невесты, а затем сопровождая ее в дом жениха или в церковь. У венгров тоже существует "танец денег": невеста ставит свои туфельки на середину комнаты и те, кто хотел бы потанцевать с ней, должен положить в туфельки несколько монеток.
Индия
Чтобы отвратить зло, какой-нибудь член семьи мужского пола (обычно брат жениха) по окончании церемонии осыпает жениха и невесту лепестками цветов
Царевна
Мастер
1/3/2006, 2:02:22 AM
Китай
Во время свадебной церемонии невеста и жених пьют вино и мед из кубков, связанных вместе красной тесьмой - красный цвет символизирует любовь и радость.
Польша
Обычно в деревнях друзья и соседи плетут венок из листьев розмарина и украшают им волосы невесты. Польская версия "танца денег": гости прикрепляют деньги к платью невесты, чтобы купить танец с нею. По другой польской традиции, невеста и жених стоят в середине круга, образованного гостями. Жених снимает с невесты фату, а гости бросают им деньги вместо подарков, которые они могли бы на эти деньги купить.
Португалия
В португальском "танце денег" гость, желающий потанцевать с невестой, также кладет деньги в ее туфельку, которую ему подносят.
Франция
Во Франции молодожены на приеме в их честь должны выпить вино из кубка с двумя ручками, который называется a coupe de marriage.
Шотландия
В Шотландии традиционно жених, чтобы принять невесту в свою семью, после произнесения клятв накидывает на ее плечи платок из клетчатой материи с цветами его клана и закалывает его серебряными булавками.
Япония
В Японии невеста и жених выпивают девять глотков сакэ (рисовая водка). Считается, что после первого глотка они официально становятся мужем и женой.
Во время свадебной церемонии невеста и жених пьют вино и мед из кубков, связанных вместе красной тесьмой - красный цвет символизирует любовь и радость.
Польша
Обычно в деревнях друзья и соседи плетут венок из листьев розмарина и украшают им волосы невесты. Польская версия "танца денег": гости прикрепляют деньги к платью невесты, чтобы купить танец с нею. По другой польской традиции, невеста и жених стоят в середине круга, образованного гостями. Жених снимает с невесты фату, а гости бросают им деньги вместо подарков, которые они могли бы на эти деньги купить.
Португалия
В португальском "танце денег" гость, желающий потанцевать с невестой, также кладет деньги в ее туфельку, которую ему подносят.
Франция
Во Франции молодожены на приеме в их честь должны выпить вино из кубка с двумя ручками, который называется a coupe de marriage.
Шотландия
В Шотландии традиционно жених, чтобы принять невесту в свою семью, после произнесения клятв накидывает на ее плечи платок из клетчатой материи с цветами его клана и закалывает его серебряными булавками.
Япония
В Японии невеста и жених выпивают девять глотков сакэ (рисовая водка). Считается, что после первого глотка они официально становятся мужем и женой.
Царевна
Мастер
1/3/2006, 9:21:17 PM
Национальная свадба в Казахстане
Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.
Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги.
Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар». Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.
Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение – бесбармак.
Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия — один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).
Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют «Бет ашар». Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.
Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования, каждая свадьба имеет свои специфические особенности, которые зависят от условий той или иной местности.
Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.
Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги.
Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар». Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.
Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение – бесбармак.
Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия — один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).
Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют «Бет ашар». Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.
Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования, каждая свадьба имеет свои специфические особенности, которые зависят от условий той или иной местности.
Царевна
Мастер
1/3/2006, 9:31:43 PM
Приметы и обычаи
Похищение невесты символизировало расставание с родительским домом и переход в новую семью. Друзья свадебной пары похищали невесту. Если жених не находил ее, он должен был невесту выкупать. Традиция широко используется и в настоящее время. Главное - не забыть вернуть невесту назад, иначе вам придется кормить эту барышню долгие годы вместо мужа.
Белое платье невесты. С древних времен белый цвет считается цветом радости, символом чистоты и непорочности. Сегодняшние невесты редко могут похвастать непорочностью, но белые платья все равно покупают, потому что красиво. В этом сезоне, кроме того, чрезвычайно модны платья красного, кремового и персикового цветов.
Подружки невесты - незамужние девушки, сопровождавшие невесту в церковь. Перед ними стоит задача отвлекать злых духов от невесты. А чтобы духи запутались и не узнали ее, платья девушек должны быть похожи на платье невесты. Важно проследить, чтобы жених не перепутал, а то неизбежны эксцессы.
Рисовый дождь. Новобрачных после регистрации брака осыпают рисом или любой другой крупой, чтобы у них было много детей. В некоторых странах молодых осыпают изюмом, конфетами, конфетти или орехами. Следует помнить, что осыпать - это не значит подойти к невесте и со страшной силой швырнуть ей в лицо горсть зерен. Сыпучий продукт следует подкидывать вверх, следя за тем, чтобы он равномерно попадал на плечи брачующихся.
Дети, усыпающие путь новобрачных цветами. Таким образом задабривается богиня плодородия. О ботанических предпочтениях богини ничего неизвестно, поэтому лепестки могут быть от любых цветов.
Свадебный пирог. Хлеб во все времена и у всех народов являлся символом изобилия, полной жизни и удачи. Еще в Древнем Риме существовал обычай - над головой невесты разламывали пшеничный хлеб, желая ей скорого и счастливого "прибавления в семействе". Традиционно выпекается хлеб из муки, меда, миндаля и многочисленных пряностей. На Руси же издревле повелось встречать молодых, вернувшихся из церкви после венчания домой, хлебом-солью (см. выше). На свадебном торжестве каждый гость должен попробовать каравай.
Невеста бросает свой букет. Этот примечательный старинный обряд особенно распространен в европейских странах. По окончании свадебной церемонии невеста становится спиной к гостям и бросает свой букет. Молодые девушки стремятся его поймать, так как это обещает им скорое замужество.
Можно воспользоваться опытом различных стран. В Америке, к примеру, принято привязывать к свадебному автомобилю веревку с консервными банками и писать на стекле Just married ("Только поженились"). Вполне приятная традиция. Консервные банки можно привязать к бамперу после окончания брачной церемонии.
Похищение невесты символизировало расставание с родительским домом и переход в новую семью. Друзья свадебной пары похищали невесту. Если жених не находил ее, он должен был невесту выкупать. Традиция широко используется и в настоящее время. Главное - не забыть вернуть невесту назад, иначе вам придется кормить эту барышню долгие годы вместо мужа.
Белое платье невесты. С древних времен белый цвет считается цветом радости, символом чистоты и непорочности. Сегодняшние невесты редко могут похвастать непорочностью, но белые платья все равно покупают, потому что красиво. В этом сезоне, кроме того, чрезвычайно модны платья красного, кремового и персикового цветов.
Подружки невесты - незамужние девушки, сопровождавшие невесту в церковь. Перед ними стоит задача отвлекать злых духов от невесты. А чтобы духи запутались и не узнали ее, платья девушек должны быть похожи на платье невесты. Важно проследить, чтобы жених не перепутал, а то неизбежны эксцессы.
Рисовый дождь. Новобрачных после регистрации брака осыпают рисом или любой другой крупой, чтобы у них было много детей. В некоторых странах молодых осыпают изюмом, конфетами, конфетти или орехами. Следует помнить, что осыпать - это не значит подойти к невесте и со страшной силой швырнуть ей в лицо горсть зерен. Сыпучий продукт следует подкидывать вверх, следя за тем, чтобы он равномерно попадал на плечи брачующихся.
Дети, усыпающие путь новобрачных цветами. Таким образом задабривается богиня плодородия. О ботанических предпочтениях богини ничего неизвестно, поэтому лепестки могут быть от любых цветов.
Свадебный пирог. Хлеб во все времена и у всех народов являлся символом изобилия, полной жизни и удачи. Еще в Древнем Риме существовал обычай - над головой невесты разламывали пшеничный хлеб, желая ей скорого и счастливого "прибавления в семействе". Традиционно выпекается хлеб из муки, меда, миндаля и многочисленных пряностей. На Руси же издревле повелось встречать молодых, вернувшихся из церкви после венчания домой, хлебом-солью (см. выше). На свадебном торжестве каждый гость должен попробовать каравай.
Невеста бросает свой букет. Этот примечательный старинный обряд особенно распространен в европейских странах. По окончании свадебной церемонии невеста становится спиной к гостям и бросает свой букет. Молодые девушки стремятся его поймать, так как это обещает им скорое замужество.
Можно воспользоваться опытом различных стран. В Америке, к примеру, принято привязывать к свадебному автомобилю веревку с консервными банками и писать на стекле Just married ("Только поженились"). Вполне приятная традиция. Консервные банки можно привязать к бамперу после окончания брачной церемонии.
Inken
Новичок
1/22/2006, 7:08:06 PM
Вопрос к девушкам: Кто-нибудь кроме регистрации в загсе, венчался в церкви??
DELETED
Акула пера
2/18/2006, 7:31:39 PM
я была свидетельницей на свадьбе, где пара венчалась... пока держала венец - прокляла все на свете, а в итоге, они уже больше года не живут вместе, собираются развестись
пара была хорошая, но как же церковный брак?!
пара была хорошая, но как же церковный брак?!
DELETED
Акула пера
2/18/2006, 10:01:47 PM
А я знаю пару, которая венчалась, а через 3 года они развелись.
Их обоих отлучили за это от церкви...
Их обоих отлучили за это от церкви...
Makar.of
Профессионал
4/23/2006, 4:19:48 PM
А мне нравятся грузинские свадьбы. К женщинам у грузин всегда отношение благоговейное. Только в Грузии были царицы на Кавказе!!! А ещё нравится кухня, песни и что не орут дурацкое "Горько".
Izolda16
Мастер
1/29/2007, 6:57:19 PM
а русские свадьбы самые лучшие!!!!)
lilly
Любитель
2/16/2007, 1:08:18 AM
Для татар типичен брак по сватовству. Родственники жениха, иногда через профессиональную сваху, делают предложение родителям невесты и обговаривают с ними условия заключения брака (размер калыма, сроки свадьбы). Родители девушки не отказывают достойному человеку, который просит руки их дочери.
Затем следуют помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья с родственниками.
Основной свадебный ритуал совершается в доме невесты после выплаты части калыма. Бракосочетание проводится по мусульманскому обряду - никах и сопровождается праздничным обедом. Никах - это свадебный обряд, основанный на любви и согласии. Раньше до никаха жениху не разрешалось оставаться наедине со своей невестой. На никах приходит не менее пяти человек: тот, кто читает никах, мулла, два свидетеля (оба - мужского пола), близкий родственник или отец жениха. Обязательно то, что жених и невеста должны быть мусульманами и одежда на них должна быть свойственна мусульманам.
У мусульман свои особенности проведения свадьбы. Во главе стола сажают жениха и невесту (невеста - с правой стороны жениха). Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха - родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола - родственники жениха, с левой - невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Потом выбирается тамада. Песни, юмор, тосты-поздравления, застольные правила, время окончания свадьбы - все в руках тамады. Это должен быть очень веселый, остроумный человек. У мусульман говорят: "Вкус супа зависит от соли, прелесть застолья - от слова".
На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты. Самое главное блюдо на столе - чак-чак. Его украшают конфетами монпансье. Еще к свадьбе готовят двух гусей. Подают горячее - суп, потом выносят губадию, бэлиш или плов, мясо с луком и морковью. На столе должны быть компоты. В самом конце подают чай.
Раньше свадебные гулянья (туй) после никаха продолжались несколько дней, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха. У казанских татар свадебные застолья устраивались для мужчин и женщин отдельно. Лишь после никаха и завершения свадебных гуляний жених первый раз навещал невесту. Подружки невесты устраивали смотрины жениха, подвергали его разным шуточным испытаниям, отводили в брачные покои.
После праздничного застолья молодожены идут в баню для новобрачных. К их выходу готовят блины для зятя. Когда зять кушает блины, он незаметно должен положить монету под тарелку с блинами. В доме жены молодожен гостит 4 дня, делает многократные подношения родственникам (выкуп за брачную постель, баню новобрачных и т.п.) Особо дорогой подарок вручает супруге. Ответные дары новобрачной состоят из ее рукоделий. Этим визитом начинается цикл, так называемый "кияњлђп йљрњ". В давние времена молодому разрешалось раз в неделю (по четвергам) посещать жену. Длительность цикла зависела от быстроты выплаты всего выкупа за невесту.
Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха. Встречают невесту, соблюдая обычаи: под ноги молодой стелят вывернутую шубу или подушку, руки ее погружают в муку, угощают свежеиспеченным хлебом и медом, преподносят в собственность какую-нибудь живность, показывают дорогу к роднику. В смотрины невесты входит церемония обряжения дома рукоделиями из ее приданого.
У татар были редкостью случаи самовольного ухода девушки к своему избраннику, похищения невесты. Общественное мнение осуждало такие формы бракосочетания.
Затем следуют помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья с родственниками.
Основной свадебный ритуал совершается в доме невесты после выплаты части калыма. Бракосочетание проводится по мусульманскому обряду - никах и сопровождается праздничным обедом. Никах - это свадебный обряд, основанный на любви и согласии. Раньше до никаха жениху не разрешалось оставаться наедине со своей невестой. На никах приходит не менее пяти человек: тот, кто читает никах, мулла, два свидетеля (оба - мужского пола), близкий родственник или отец жениха. Обязательно то, что жених и невеста должны быть мусульманами и одежда на них должна быть свойственна мусульманам.
У мусульман свои особенности проведения свадьбы. Во главе стола сажают жениха и невесту (невеста - с правой стороны жениха). Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха - родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола - родственники жениха, с левой - невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Потом выбирается тамада. Песни, юмор, тосты-поздравления, застольные правила, время окончания свадьбы - все в руках тамады. Это должен быть очень веселый, остроумный человек. У мусульман говорят: "Вкус супа зависит от соли, прелесть застолья - от слова".
На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты. Самое главное блюдо на столе - чак-чак. Его украшают конфетами монпансье. Еще к свадьбе готовят двух гусей. Подают горячее - суп, потом выносят губадию, бэлиш или плов, мясо с луком и морковью. На столе должны быть компоты. В самом конце подают чай.
Раньше свадебные гулянья (туй) после никаха продолжались несколько дней, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха. У казанских татар свадебные застолья устраивались для мужчин и женщин отдельно. Лишь после никаха и завершения свадебных гуляний жених первый раз навещал невесту. Подружки невесты устраивали смотрины жениха, подвергали его разным шуточным испытаниям, отводили в брачные покои.
После праздничного застолья молодожены идут в баню для новобрачных. К их выходу готовят блины для зятя. Когда зять кушает блины, он незаметно должен положить монету под тарелку с блинами. В доме жены молодожен гостит 4 дня, делает многократные подношения родственникам (выкуп за брачную постель, баню новобрачных и т.п.) Особо дорогой подарок вручает супруге. Ответные дары новобрачной состоят из ее рукоделий. Этим визитом начинается цикл, так называемый "кияњлђп йљрњ". В давние времена молодому разрешалось раз в неделю (по четвергам) посещать жену. Длительность цикла зависела от быстроты выплаты всего выкупа за невесту.
Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха. Встречают невесту, соблюдая обычаи: под ноги молодой стелят вывернутую шубу или подушку, руки ее погружают в муку, угощают свежеиспеченным хлебом и медом, преподносят в собственность какую-нибудь живность, показывают дорогу к роднику. В смотрины невесты входит церемония обряжения дома рукоделиями из ее приданого.
У татар были редкостью случаи самовольного ухода девушки к своему избраннику, похищения невесты. Общественное мнение осуждало такие формы бракосочетания.
JIacKa
Любитель
3/14/2007, 3:12:30 AM
О! У нас в Армении вообще большее значение имеет именно венчание. Т. е. большинство венчаются, а расписываются уже позже, когда ждут ребенка например. Либо наоборот тихо, без шума расписываются, отмечают по семейному, а потом поднакопив денег делают СВАДЬБУ! Итак обычаи армянской свадьбы! У нас обязательными действующими лицами на свадьбе являются кавор (посаженный отец) и каворкин (его жена) - выбираются родителями жениха, самая близкая и уважаемая семья с их стороны. Они часто и являются свидетелями в загсе. Потом по идее они должны поддерживать молодых, хранить их брак. На них часто возлагается большая часть организационных вопросов.
Свадьбе предшествуют еще 2 важных события: помолвка (хоск кап или хоск узел) и обручение (ншандрек).
Помолвка событие более скромное и не совсем обязательное. Вот ншандрек это уже гулянка. Оба события происходят в доме невесты. Хотя часто ншандрек празднуется в ресторане. На обручение приходят, помимо жениха и его родителей, кавор и кавор кин. Приносят с собой подарки - корзины с фруктами, конфетами и коньяк. Если родители невесты согласны они принимают подарки и ставят на стол бутылку коньяка со своей стороны тоже. Парень и девушка обмениваются кольцами (часто обручальными, что мне лично странно). С этого момента они являются ншанац, т. е. почти уже женаты.
Теперь свадьба. Как вообще все это происходит:
1. Первым делом едут за кавором и каворкином. С подарками. Музыка армянская, живая. Перед тем как войти в дом (кавора, жениха, невесты) гости танцуют на улице. Перед тем как куда-то ехать - тоже танцы. Забирают кавора и едут к жениху домой.
2. Платье невесты, вообще весь наряд невесты, по обычаям даже нижнее ее белье должно быть привезено из дома свекрови и куплено стороной жениха. Но часто понятное дело это не соблюдается. Вообщем забирают жениха и шумной компанией едут за невестой. Еще один обычай - свекровь за невестой не едет. Она ждет компанию дома.
3. Приезжают значит за невестой. Молодые женшины со стороны невесты спускаются встречать гостей с подарками. В дом невесты заходят только женщины, из мужчин - жених, друг жениха, отец жениха и кавор. Остальные мужчины, как правило, ждут на улице. Еще одни важные действующие лица на свадьбе - это подружка неветы(харснакур) и друг жениха (ха4 ехбайр). Друг жениха носит с собой такую... украшенную палку на конце которой надето красное яблоко - символ непорочности невесты. Палку эту за время свадьбы у него хорошо бы стырить - должен будет деньги давать :)
Невесту наряжают женщины. Каворкин активно участвует. В процессе могут украсть туфлю неветы и просить за нее выкуп. Кавор должен заплатить. Перед тем как надеть фату ее должы 7 раз покрутить вокруг головы невесты при этом поется песенка. Воспроизводить не буду, смысл - приехали забирать невесту и пожелания счастья. Каворкин дарит невесте золотое украшение. Вообще у нас на свадьбах в основном дарят золото. При чем сторона жениха невесте, а сторона невесты может сделать подарок и жениху. После чего все хором зовут жениха. Жених входит, дарит ей букет. Все дружно пьют за счастье молодых, закусывают и едут уже в церковь. Кто-то из мужчин со стороны невесты - чаще ее брат должен когда невеста с женихом выходят из дома невесты не дать им выйти закрыв дорогу кинжалом (встать в дверном проеме и воткнуть его в косяк двери). Кавор должен заплатить. При чем первые 2 раза выкуп не принимается, мол больше денег давай :)
4. После того как молодых обвенчали все гости поочереди идут поздравлять жениха, невесту, подружку невесты и друга жениха, кавора и каворкин. Молодежи при этом желают - таросе кез, т. е. тебе того же. При выходе из церкви жених и невеста выпускают голубей. Далее все едут в дом жениха. По дороге на главной площади города делают 7 кругов громко при этом сигналя. Вообще правила дорожного движения свадебным кортежем практически не соблюдаются, машины двигаются сигналя непереставая.
5. Приезжают в дом жениха. Танцуют перед тем как зайти. Молодых встречает свекровь. Она кладет им на плечи лаваш и танцует вокруг них. Потом дает им по ложке меда. Молодоженов посыпают конфетами, лепестками цветов и монетками. Еще некоторые свекрови танцуют с крышкой от кастрюли - чтоб невестка была тихая и не скандалила :-/ У жениха дома гости не задерживаются - едут в ресторан!
6. В ресторане обязательная программа кидать букет невесты и всем незамужним/неженатым молодым людям дарить таросики - красиво оформленные, завернутые конфетки. Их надо положить под подушку и увидишь своего суженого. Свадьбы у нас веселые, с тостами, богатыми столами и танцами!
7. Перед тем как войти в дом, где будут жить молодые, они должны одновременно разбить ногами две положенные на пороге дома тарелки. Осколки тарелок тоже можно забрать и сунуть себе под подушку :)
В течение ближайших дней после свадьбы свекровь, каворкин и еще несколько женшин должны навестить мать невесты, которая тоже должна пригласить женщин, и принести ей корзину красных яблок.
Вот так вот!
Свадьбе предшествуют еще 2 важных события: помолвка (хоск кап или хоск узел) и обручение (ншандрек).
Помолвка событие более скромное и не совсем обязательное. Вот ншандрек это уже гулянка. Оба события происходят в доме невесты. Хотя часто ншандрек празднуется в ресторане. На обручение приходят, помимо жениха и его родителей, кавор и кавор кин. Приносят с собой подарки - корзины с фруктами, конфетами и коньяк. Если родители невесты согласны они принимают подарки и ставят на стол бутылку коньяка со своей стороны тоже. Парень и девушка обмениваются кольцами (часто обручальными, что мне лично странно). С этого момента они являются ншанац, т. е. почти уже женаты.
Теперь свадьба. Как вообще все это происходит:
1. Первым делом едут за кавором и каворкином. С подарками. Музыка армянская, живая. Перед тем как войти в дом (кавора, жениха, невесты) гости танцуют на улице. Перед тем как куда-то ехать - тоже танцы. Забирают кавора и едут к жениху домой.
2. Платье невесты, вообще весь наряд невесты, по обычаям даже нижнее ее белье должно быть привезено из дома свекрови и куплено стороной жениха. Но часто понятное дело это не соблюдается. Вообщем забирают жениха и шумной компанией едут за невестой. Еще один обычай - свекровь за невестой не едет. Она ждет компанию дома.
3. Приезжают значит за невестой. Молодые женшины со стороны невесты спускаются встречать гостей с подарками. В дом невесты заходят только женщины, из мужчин - жених, друг жениха, отец жениха и кавор. Остальные мужчины, как правило, ждут на улице. Еще одни важные действующие лица на свадьбе - это подружка неветы(харснакур) и друг жениха (ха4 ехбайр). Друг жениха носит с собой такую... украшенную палку на конце которой надето красное яблоко - символ непорочности невесты. Палку эту за время свадьбы у него хорошо бы стырить - должен будет деньги давать :)
Невесту наряжают женщины. Каворкин активно участвует. В процессе могут украсть туфлю неветы и просить за нее выкуп. Кавор должен заплатить. Перед тем как надеть фату ее должы 7 раз покрутить вокруг головы невесты при этом поется песенка. Воспроизводить не буду, смысл - приехали забирать невесту и пожелания счастья. Каворкин дарит невесте золотое украшение. Вообще у нас на свадьбах в основном дарят золото. При чем сторона жениха невесте, а сторона невесты может сделать подарок и жениху. После чего все хором зовут жениха. Жених входит, дарит ей букет. Все дружно пьют за счастье молодых, закусывают и едут уже в церковь. Кто-то из мужчин со стороны невесты - чаще ее брат должен когда невеста с женихом выходят из дома невесты не дать им выйти закрыв дорогу кинжалом (встать в дверном проеме и воткнуть его в косяк двери). Кавор должен заплатить. При чем первые 2 раза выкуп не принимается, мол больше денег давай :)
4. После того как молодых обвенчали все гости поочереди идут поздравлять жениха, невесту, подружку невесты и друга жениха, кавора и каворкин. Молодежи при этом желают - таросе кез, т. е. тебе того же. При выходе из церкви жених и невеста выпускают голубей. Далее все едут в дом жениха. По дороге на главной площади города делают 7 кругов громко при этом сигналя. Вообще правила дорожного движения свадебным кортежем практически не соблюдаются, машины двигаются сигналя непереставая.
5. Приезжают в дом жениха. Танцуют перед тем как зайти. Молодых встречает свекровь. Она кладет им на плечи лаваш и танцует вокруг них. Потом дает им по ложке меда. Молодоженов посыпают конфетами, лепестками цветов и монетками. Еще некоторые свекрови танцуют с крышкой от кастрюли - чтоб невестка была тихая и не скандалила :-/ У жениха дома гости не задерживаются - едут в ресторан!
6. В ресторане обязательная программа кидать букет невесты и всем незамужним/неженатым молодым людям дарить таросики - красиво оформленные, завернутые конфетки. Их надо положить под подушку и увидишь своего суженого. Свадьбы у нас веселые, с тостами, богатыми столами и танцами!
7. Перед тем как войти в дом, где будут жить молодые, они должны одновременно разбить ногами две положенные на пороге дома тарелки. Осколки тарелок тоже можно забрать и сунуть себе под подушку :)
В течение ближайших дней после свадьбы свекровь, каворкин и еще несколько женшин должны навестить мать невесты, которая тоже должна пригласить женщин, и принести ей корзину красных яблок.
Вот так вот!
_Felis_
Мастер
3/17/2007, 9:09:52 PM
Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины.
Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини». В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
Так как же по обрядам русичей начиналась семейная жизнь молодых? Сейчас мало кто помнит, что в мифах седой старины это торжество символизировало небесный брак Месяца и Солнца... Причем Месяц выступал в роли жениха, а Солнце - невесты. С другой стороны, в обрядах свадьбы отражена мысль о плодородии природы и продолжения рода. В память о солнечных культах невесты украшали свой наряд красными лентами. Кроме того, красный цвет считался цветом очистительной магии, хранил невесту от сглаза и колдовских чар.
Обычай обмениваться обручальными кольцами тоже возник задолго до христианства. Кольцо - языческий знак Солнца. Древние римляне, германцы, славяне, индусы тоже обменивались кольцами на свадебных церемониях. Свадебные кольца были сначала из железа, затем из золота. Не будем забывать, золото у всех народов - это металл нашего светила. Обручальное кольцо полагалось носить на безымянном пальце. Считалось, что именно оттуда идет живительная сила (проще - нерв) прямо к сердцу человека. Также по старинной дохристианской вере невесты у славян надевали на голову венок - символ плодородия и солнечного круга.
В свадебных торжествах всегда принимала участие вся родня, а в деревне - односельчане. Не всех, конечно, могли пригласить за стол, но по обычаю хмельным напитком одаривали любого пришедшего на свадьбу.
Сватовство.
Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов. Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница". И Федоровна отправлялась...
Обычно свататься, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа. Зайдя в дом, сваха скромно садилась на закрытую кадушку для помоев, подложив под себя варежки (так было в Костромской губернии). Одета она по-особому: на голове шаль со спущенными вниз длинными концами, на ногах разные сапоги (а можно - и валенок, и сапог), на руках и зимой, и летом - варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:
"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?
- Да вот, мимо шла, да зашла...
- Ну, входи в избу."
Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?"
После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду. Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.
Сговор.
По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение. До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой". Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать: "Вот приехал сват, просватался..." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.
С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков.
Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном.
Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...
Девичник и мальчишник
Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись, а потом причёсывали волосы невесты и пели что-то вроде: «Отдаём подруженьку в чужую сторонушку, отдаём змею подколодному»... Жениха и будущую семейную жизнь невесты было принято изображать в черных красках, так как это символизировало и прощание невесты с подругами и девичьей жизнью, и оберег от порчи.
Мальчишник же — достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией (видимо, женихам обидно стало, и они тоже стали друзей приглашать).
Выкуп
Утро свадебного дня начинается с причитаний невесты и совершения различных обрядов от сглаза в доме жениха, а когда жених со сватами приезжает за невестой, начинается церемония её выкупа.
Подружки задают жениху трудные вопросы, загадывают загадки или просто говорят: «Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дает». Жених должен ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет.
Венчание
Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.
Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини». В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
Так как же по обрядам русичей начиналась семейная жизнь молодых? Сейчас мало кто помнит, что в мифах седой старины это торжество символизировало небесный брак Месяца и Солнца... Причем Месяц выступал в роли жениха, а Солнце - невесты. С другой стороны, в обрядах свадьбы отражена мысль о плодородии природы и продолжения рода. В память о солнечных культах невесты украшали свой наряд красными лентами. Кроме того, красный цвет считался цветом очистительной магии, хранил невесту от сглаза и колдовских чар.
Обычай обмениваться обручальными кольцами тоже возник задолго до христианства. Кольцо - языческий знак Солнца. Древние римляне, германцы, славяне, индусы тоже обменивались кольцами на свадебных церемониях. Свадебные кольца были сначала из железа, затем из золота. Не будем забывать, золото у всех народов - это металл нашего светила. Обручальное кольцо полагалось носить на безымянном пальце. Считалось, что именно оттуда идет живительная сила (проще - нерв) прямо к сердцу человека. Также по старинной дохристианской вере невесты у славян надевали на голову венок - символ плодородия и солнечного круга.
В свадебных торжествах всегда принимала участие вся родня, а в деревне - односельчане. Не всех, конечно, могли пригласить за стол, но по обычаю хмельным напитком одаривали любого пришедшего на свадьбу.
Сватовство.
Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов. Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница". И Федоровна отправлялась...
Обычно свататься, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа. Зайдя в дом, сваха скромно садилась на закрытую кадушку для помоев, подложив под себя варежки (так было в Костромской губернии). Одета она по-особому: на голове шаль со спущенными вниз длинными концами, на ногах разные сапоги (а можно - и валенок, и сапог), на руках и зимой, и летом - варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:
"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?
- Да вот, мимо шла, да зашла...
- Ну, входи в избу."
Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?"
После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду. Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.
Сговор.
По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение. До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой". Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать: "Вот приехал сват, просватался..." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.
С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков.
Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном.
Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...
Девичник и мальчишник
Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись, а потом причёсывали волосы невесты и пели что-то вроде: «Отдаём подруженьку в чужую сторонушку, отдаём змею подколодному»... Жениха и будущую семейную жизнь невесты было принято изображать в черных красках, так как это символизировало и прощание невесты с подругами и девичьей жизнью, и оберег от порчи.
Мальчишник же — достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией (видимо, женихам обидно стало, и они тоже стали друзей приглашать).
Выкуп
Утро свадебного дня начинается с причитаний невесты и совершения различных обрядов от сглаза в доме жениха, а когда жених со сватами приезжает за невестой, начинается церемония её выкупа.
Подружки задают жениху трудные вопросы, загадывают загадки или просто говорят: «Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дает». Жених должен ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет.
Венчание
Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.