Ваши благородия.
curtik123
Любитель
4/24/2015, 9:01:04 PM
Может кому будет интересно.
Существует понятие "Благородный муж". Вот некоторый перечень качеств, которые в это понятие вкладывались веками.
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Не имеется ввиду конкретно указанный перечень, он далеко не полон.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны. Список взят из нета, навеяно произведениями Б.Акунина.
"Благородный муж" - понятие философского учения Конфуция, обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.
• Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
• Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
• Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.
• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
• Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.
• Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
• Благородный муж не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.
• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
• Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
• Благородный муж превыше всего почитает долг.
• Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
• Благородный муж прям и тверд (непоколебим), но не упрям.
• Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
• Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало все, что есть в нем самого хорошего, а не плохое.
• Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
• Благородный муж никогда не сдаётся, даже если поражение неминуемо.
Существует понятие "Благородный муж". Вот некоторый перечень качеств, которые в это понятие вкладывались веками.
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Не имеется ввиду конкретно указанный перечень, он далеко не полон.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны. Список взят из нета, навеяно произведениями Б.Акунина.
"Благородный муж" - понятие философского учения Конфуция, обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.
• Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.
• Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
• Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.
• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
• Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.
• Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
• Благородный муж не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.
• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
• Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
• Благородный муж превыше всего почитает долг.
• Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
• Благородный муж прям и тверд (непоколебим), но не упрям.
• Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
• Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало все, что есть в нем самого хорошего, а не плохое.
• Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
• Благородный муж никогда не сдаётся, даже если поражение неминуемо.
Влекущая взгляды
Акула пера
4/24/2015, 9:18:29 PM
(curtik123 @ 24.04.2015 - время: 19:01)
Хороший перечень качеств . Будем рассуждать только о благородстве и как оно может проявляться в современном мире у мужчин и женщин?
На мой взгляд,это интересный разговор. Такая неспешная беседа-рассуждение. Очень большая просьба к тем,кому это интересно,давайте, попробуем обойтись без негативных примеров... ?)) Перечень всяческой "чернухи" в темах уже порядком утомил .
*За что я люблю книги ? В частности за то,что там можно общаться в мире идеальных и приятных людей,подобных "благородному мужу")))
Может кому будет интересно.
Существует понятие "Благородный муж". Вот некоторый перечень качеств, которые в это понятие вкладывались веками.
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Не имеется ввиду конкретно указанный перечень, он далеко не полон.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны. Список взят из нета, навеяно произведениями Б.Акунина.
Хороший перечень качеств . Будем рассуждать только о благородстве и как оно может проявляться в современном мире у мужчин и женщин?
На мой взгляд,это интересный разговор. Такая неспешная беседа-рассуждение. Очень большая просьба к тем,кому это интересно,давайте, попробуем обойтись без негативных примеров... ?)) Перечень всяческой "чернухи" в темах уже порядком утомил .
*За что я люблю книги ? В частности за то,что там можно общаться в мире идеальных и приятных людей,подобных "благородному мужу")))
Мизерабль
Мастер
4/25/2015, 12:10:26 AM
curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...
Лишнее это здесь...
-=Valkyria=-
Мастер
4/25/2015, 4:26:44 AM
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 21:10)
curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь... А что так вдруг? Уж коли не узрели в себе благородство, то на автора зачем пенять?
curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь... А что так вдруг? Уж коли не узрели в себе благородство, то на автора зачем пенять?
Влекущая взгляды
Акула пера
4/25/2015, 9:06:46 AM
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 22:10)
А чем тема "не такая"?
Было бы весьма любопытно почитать мнения о том,считают ли себя современные мужчины и женщины людьми благородными ?
Как проявляется и выглядит благородство в жизни?
Из Вики:
Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».(с)
Получается,что простому человеку в благородстве отказано из-за того,что по происхождению не соответствует? или все же шансы есть у всех ? и благородство можно в себе развить или воспитать?
curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...
А чем тема "не такая"?
Было бы весьма любопытно почитать мнения о том,считают ли себя современные мужчины и женщины людьми благородными ?
Как проявляется и выглядит благородство в жизни?
Из Вики:
Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».(с)
Получается,что простому человеку в благородстве отказано из-за того,что по происхождению не соответствует? или все же шансы есть у всех ? и благородство можно в себе развить или воспитать?
Билл Баклуши
Мастер
4/25/2015, 2:17:11 PM
(curtik123 @ 24.04.2015 - время: 18:01)
<q>Существует понятие "Благородный муж". Вот некоторый перечень качеств, которые в это понятие вкладывались веками. Я не думаю, что у разных людей, разделенных религиями, расстояниями, понятиями о жизни были бы одинаковые понятия о том, каким должен быть " Благородный муж"
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Не имеется ввиду конкретно указанный перечень, он далеко не полон.Естественно можно, однако это будет в большинстве, говорить об абсолютно женских качествах или абсолютно мужских - нельзя.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны. Список взят из нета, навеяно произведениями Б.Акунина. Понятия - вечны, однако то, что мы сейчас вкладываем в эти понятия серьезно отличаются от понятий скажем 15 века.
"Благородный муж" - понятие философского учения Конфуция, обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.</q>
Здесь ключевое слово - идеальный человек. А если они вообще на Земле - идеальные люди? Я - сомневаюсь... Теперь непосредственно о Конфуции. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. То есть все качества могли проявлять только высокорожденные, раб например, "благородным" быть не мог. И в свою очередь "благородный " мог убить раба совершенно спокойно. Так, что определения Конфуция хороши конечно, но ...
<q>Существует понятие "Благородный муж". Вот некоторый перечень качеств, которые в это понятие вкладывались веками. Я не думаю, что у разных людей, разделенных религиями, расстояниями, понятиями о жизни были бы одинаковые понятия о том, каким должен быть " Благородный муж"
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Не имеется ввиду конкретно указанный перечень, он далеко не полон.Естественно можно, однако это будет в большинстве, говорить об абсолютно женских качествах или абсолютно мужских - нельзя.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны. Список взят из нета, навеяно произведениями Б.Акунина. Понятия - вечны, однако то, что мы сейчас вкладываем в эти понятия серьезно отличаются от понятий скажем 15 века.
"Благородный муж" - понятие философского учения Конфуция, обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.</q>
Здесь ключевое слово - идеальный человек. А если они вообще на Земле - идеальные люди? Я - сомневаюсь... Теперь непосредственно о Конфуции. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. То есть все качества могли проявлять только высокорожденные, раб например, "благородным" быть не мог. И в свою очередь "благородный " мог убить раба совершенно спокойно. Так, что определения Конфуция хороши конечно, но ...
Sarita
Акула пера
4/25/2015, 2:32:03 PM
Мне Бусидо в плане определения достойного человека больше нра. Очень рекомендую. Если не считать архаизмов типа как надлежит с лошади слезать и сугубо японских заморочек про цвета господина - очень даже актуально.
curtik123
Любитель
4/25/2015, 5:54:48 PM
Я не утверждаю, что разные люди должны быть одинаковыми в своих понятиях. Я привел в пример то, что мне нравится самому. В какой то степани ответом на мой вопрос и будет пример того, насколько и у кого отличаются понятия о благородстве.
По поводу женских и мужских качеств: читая все тот же список, я не смог придумать что-то такое, что есть только у мужчин или только у женщин. Все есть и там и там. Дайте мне пример ЧИСТО женских качеств, которые относятся к понятию благородство. Или ЧИСТО мужских .Если таковые есть. Я не смог придумать. Как мне кажется - женщина. мужчина имеют разницу в манерах, воспитании еще чем-то, что обусловлено полом. Но благородство - оно свойственно всем. Наверное оно может и должно развиваться с течением жизни.
Отличие от предков - опять же хотелось бы найти что-то реальное, что тогда было и считалось благородным, а сейчас отмело за ненадобностью. К примеру реверанс (хоть это к благородству прямо не относится) - в 19-м веке это было показателем воспитания, действием, необходимым в обществе. Сейчас - разве что на приеме у королевы.. Вот что-то подобное хотелось бы найти в благородстве людей.
Я не апеллирую к Конфуцию. Там все непросто. Идеальным быть невозможно, но стремиться к этому необходимо.
Высок ты или низок определяется поступками, которые в свою очередь предопределены воспитанием, обществом. А не только положением в обществе при рождении. Может быть как раз подобная постановка вопроса "откуда берется благородство?" отличает наше время от прошлого?
________________
В студию, плиз. Я не претендую на Конфуция и его учение как на едино правильное. - мне понравилось то, что увидел у него, я этим пользуюсь.
Если добавите Бусидо - сложу вместе. Учиться нужно всегда. (это,кстати, тоже один из постулатов "благородного мужа" 00058.gif )
По поводу женских и мужских качеств: читая все тот же список, я не смог придумать что-то такое, что есть только у мужчин или только у женщин. Все есть и там и там. Дайте мне пример ЧИСТО женских качеств, которые относятся к понятию благородство. Или ЧИСТО мужских .Если таковые есть. Я не смог придумать. Как мне кажется - женщина. мужчина имеют разницу в манерах, воспитании еще чем-то, что обусловлено полом. Но благородство - оно свойственно всем. Наверное оно может и должно развиваться с течением жизни.
Отличие от предков - опять же хотелось бы найти что-то реальное, что тогда было и считалось благородным, а сейчас отмело за ненадобностью. К примеру реверанс (хоть это к благородству прямо не относится) - в 19-м веке это было показателем воспитания, действием, необходимым в обществе. Сейчас - разве что на приеме у королевы.. Вот что-то подобное хотелось бы найти в благородстве людей.
Я не апеллирую к Конфуцию. Там все непросто. Идеальным быть невозможно, но стремиться к этому необходимо.
Высок ты или низок определяется поступками, которые в свою очередь предопределены воспитанием, обществом. А не только положением в обществе при рождении. Может быть как раз подобная постановка вопроса "откуда берется благородство?" отличает наше время от прошлого?
________________
В студию, плиз. Я не претендую на Конфуция и его учение как на едино правильное. - мне понравилось то, что увидел у него, я этим пользуюсь.
Если добавите Бусидо - сложу вместе. Учиться нужно всегда. (это,кстати, тоже один из постулатов "благородного мужа" 00058.gif )
curtik123
Любитель
4/25/2015, 6:05:18 PM
(Счастливчик! @ 25.04.2015 - время: 12:19)
Даже обладатель всех вышеперечисленных качеств может быть простым подонком.
Как и энциклопедические знания не делают человека гением.
Грамотность так же, простого подонка делает изысканным подонком.
А вот осознание миллионами простых людей необходимости отдать свою жизнь в годы ВОВ
(ну это как пример), это высота которую даже представить некоторым невозможно.
Моё личное мнение, конечно, простите за пафос. Не уверен, что истинно Благородный может быть подонком. Как чел использующий в жизни принцип
"Благородный муж думает о должном" или который "постигает справедливость" может совершить подлость? Если ты справедлив и честен с собой - то трудно делать гадости. Они просто не приходят на ум.
Я говорю об истинном благородстве, когда делаешь то, что должно не задумываясь о том, что будет. Это просто способ жизни.
____________________
Сорри, додумалось..
"Осознание простыми людьми в годы ВОВ" - не есть ли это пример понимания своего ДОЛГА? Как и долг матери ребенку? ну и много еще чего. Только если качество будет единичным, тогда наверное чел все же может стать подлецом.
Исправила мультипостинг. Прошу не забывать про Правила СН,не более 2-=х постов подряд.
Даже обладатель всех вышеперечисленных качеств может быть простым подонком.
Как и энциклопедические знания не делают человека гением.
Грамотность так же, простого подонка делает изысканным подонком.
А вот осознание миллионами простых людей необходимости отдать свою жизнь в годы ВОВ
(ну это как пример), это высота которую даже представить некоторым невозможно.
Моё личное мнение, конечно, простите за пафос. Не уверен, что истинно Благородный может быть подонком. Как чел использующий в жизни принцип
"Благородный муж думает о должном" или который "постигает справедливость" может совершить подлость? Если ты справедлив и честен с собой - то трудно делать гадости. Они просто не приходят на ум.
Я говорю об истинном благородстве, когда делаешь то, что должно не задумываясь о том, что будет. Это просто способ жизни.
____________________
Сорри, додумалось..
"Осознание простыми людьми в годы ВОВ" - не есть ли это пример понимания своего ДОЛГА? Как и долг матери ребенку? ну и много еще чего. Только если качество будет единичным, тогда наверное чел все же может стать подлецом.
Исправила мультипостинг. Прошу не забывать про Правила СН,не более 2-=х постов подряд.
поздно
Мастер
4/25/2015, 7:26:21 PM
(curtik123 @ 24.04.2015 - время: 19:01)
Изменилось в первую очередь отношение к самому термину "благородство" в виду всех социальных перемен. Его прочесть уже равно загадку отгадать. Представьте себе старинный ковер, где каждый элемент когда-то что-то значил, а вместе все читалось, как открытка с конкретным пожеланием, теперь же это просто узор. Покуда с "благородством" до такой степени еще не дошло, но все же к самому понятию-слову встретить отношение критическое - не редкость. А далее, как следствие, и к проявлениям благородства - отношение критическое.
Пример. Не приведу цитату точно, и вообще не уверена, что Окуджаве данное высказывание принадлежит, но вроде он сказал, что он не интеллигент, а солдат (в широком смысле слова). Ну, я так поняла, хотел сказать, что не с элитой он, а в первую очередь с народом. Хоть, может, и не он, мне смысл запомнился.
Уже упоминалось, что Конфуций понимал под словом "благородный" и "простолюдин". Вот вылетел из головы термин (ммм.. на букву "м" слово))).., но была же в Китае на протяжении многих веков, в рамках конфуцианства (не буддизма) система отбора и \повышения квалификации, статуса\ чиновников (государственных мужей) за счет экзаменов, точнее они писали сочинения. И там уже был отход от принципа парфянорожденности. То есть не суть, что ты из знатного рода, а суть (как видно по сочинению), что к выполнению задач какого масштаба ты готов и насколько. И для Конфуция, наверно тоже, ключевым было не определить разницу в понятиях благородный\простолюдин, его заботило государство, и исходя из того, что на благо государству, а что во вред определялось понятие благородного мужа.
Таким же образом многие концепции "благородства" строились - и кодекс бусидо, и рыцарские заморочки, и кодекс чести дворянина от князя М.Щербатова и много еще чего, что просто с ходу в голову не приходит.
Но вот возьмите такие понятия, как "настоящая леди" или "настоящий джентльмен" - найдешь ли днем с огнем в них какие-нибудь отсылки на заботу о государстве? Честно говоря, не знаю и если кто найдет, то интересно было бы его мнение. Но в общем и в целом, мне кажется, что там не государство главное, а общество, свет. И применительно к роли человека в свете выносится суждение о том, насколько он джентльмен, какая она леди.
Извиняюсь, за то, что сбиваюсь с хронологического порядка изложения мысли, но опять же, в понятие "долг христианина" вряд ли входит то же самое, что в кодекс чести рыцаря, дворянина, джентльмена. Еще как вариант разновидности кодексов чести можно упомянуть и про кодексы гильдий различных - ремесленных и торговых, клятву гипократа, присягу воинскую и даже клятву пионерскую. Я не о том сейчас, насколько хороши или плохи они с чьей-либо точки зрения, а о том, что там ведь разное понятие Долга, разные его составляющие становятся более или менее актуальны.
И посему согласиться с тем, что понятие благородства (в широком смысле этого слова) вечно и неизменно не могу. Оно меняется. Ответить на вопрос, какого же оно сегодня, довольно сложно. Конечно, каждый сам для себя выбирает, что для него важнее всего в жизни, и исходя из этого, кто он или кем хотел бы быть и слыть. Возможно множество вариантов. Но в самых общих чертах можно попросить человека, что для него важнее всего, что первично, что вторично, а что третично, права и долг кого\чего: государства, общества, личности.
Ну, то есть если человек считает, что права личности важнее интересов государства, то понятие долга у него одно, если он считает что интересы общества превыше интересы государства - понятие долга у него другое, если он считает, что вначале интересы государства, потом интересы общества, потом уже интересы личности - третье понятие долга, и, как мне кажется, что нынче в дефиците такое мировоззрение.
Вот как-то обратила внимание на анкеты ВКонтакте, там задается вопрос о том, какие качества важнее всего в человеке и предлагаются различные варианты по паре качеств, из которых можно выбрать только один. И большинство выбирает "доброта и честность", мол, это самое главное. И это тоже много говорит о представлениях о благородстве.
Есть ли существенные отличия в благородстве нынешних людей от предков? Я не имею ввиду какими мы стали сейчас хамами и т.п, но то, что отмерло или появилось.
Лично я думаю, что эти понятия вечны.
Изменилось в первую очередь отношение к самому термину "благородство" в виду всех социальных перемен. Его прочесть уже равно загадку отгадать. Представьте себе старинный ковер, где каждый элемент когда-то что-то значил, а вместе все читалось, как открытка с конкретным пожеланием, теперь же это просто узор. Покуда с "благородством" до такой степени еще не дошло, но все же к самому понятию-слову встретить отношение критическое - не редкость. А далее, как следствие, и к проявлениям благородства - отношение критическое.
Пример. Не приведу цитату точно, и вообще не уверена, что Окуджаве данное высказывание принадлежит, но вроде он сказал, что он не интеллигент, а солдат (в широком смысле слова). Ну, я так поняла, хотел сказать, что не с элитой он, а в первую очередь с народом. Хоть, может, и не он, мне смысл запомнился.
Уже упоминалось, что Конфуций понимал под словом "благородный" и "простолюдин". Вот вылетел из головы термин (ммм.. на букву "м" слово))).., но была же в Китае на протяжении многих веков, в рамках конфуцианства (не буддизма) система отбора и \повышения квалификации, статуса\ чиновников (государственных мужей) за счет экзаменов, точнее они писали сочинения. И там уже был отход от принципа парфянорожденности. То есть не суть, что ты из знатного рода, а суть (как видно по сочинению), что к выполнению задач какого масштаба ты готов и насколько. И для Конфуция, наверно тоже, ключевым было не определить разницу в понятиях благородный\простолюдин, его заботило государство, и исходя из того, что на благо государству, а что во вред определялось понятие благородного мужа.
Таким же образом многие концепции "благородства" строились - и кодекс бусидо, и рыцарские заморочки, и кодекс чести дворянина от князя М.Щербатова и много еще чего, что просто с ходу в голову не приходит.
Но вот возьмите такие понятия, как "настоящая леди" или "настоящий джентльмен" - найдешь ли днем с огнем в них какие-нибудь отсылки на заботу о государстве? Честно говоря, не знаю и если кто найдет, то интересно было бы его мнение. Но в общем и в целом, мне кажется, что там не государство главное, а общество, свет. И применительно к роли человека в свете выносится суждение о том, насколько он джентльмен, какая она леди.
Извиняюсь, за то, что сбиваюсь с хронологического порядка изложения мысли, но опять же, в понятие "долг христианина" вряд ли входит то же самое, что в кодекс чести рыцаря, дворянина, джентльмена. Еще как вариант разновидности кодексов чести можно упомянуть и про кодексы гильдий различных - ремесленных и торговых, клятву гипократа, присягу воинскую и даже клятву пионерскую. Я не о том сейчас, насколько хороши или плохи они с чьей-либо точки зрения, а о том, что там ведь разное понятие Долга, разные его составляющие становятся более или менее актуальны.
И посему согласиться с тем, что понятие благородства (в широком смысле этого слова) вечно и неизменно не могу. Оно меняется. Ответить на вопрос, какого же оно сегодня, довольно сложно. Конечно, каждый сам для себя выбирает, что для него важнее всего в жизни, и исходя из этого, кто он или кем хотел бы быть и слыть. Возможно множество вариантов. Но в самых общих чертах можно попросить человека, что для него важнее всего, что первично, что вторично, а что третично, права и долг кого\чего: государства, общества, личности.
Ну, то есть если человек считает, что права личности важнее интересов государства, то понятие долга у него одно, если он считает что интересы общества превыше интересы государства - понятие долга у него другое, если он считает, что вначале интересы государства, потом интересы общества, потом уже интересы личности - третье понятие долга, и, как мне кажется, что нынче в дефиците такое мировоззрение.
Вот как-то обратила внимание на анкеты ВКонтакте, там задается вопрос о том, какие качества важнее всего в человеке и предлагаются различные варианты по паре качеств, из которых можно выбрать только один. И большинство выбирает "доброта и честность", мол, это самое главное. И это тоже много говорит о представлениях о благородстве.
поздно
Мастер
4/25/2015, 8:33:04 PM
(curtik123 @ 24.04.2015 - время: 19:01)
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Можно. И на текущий день, и в историческом аспекте.
Поскольку мы не в вакууме живем, то веришь ли - не веришь, но большинство (по крайне мере на словах) придерживается ценностей, к примеру, христианских. С учетом этого невозможно недооценить какое влияние оказывали на протяжении веков на христианские народы образы "непорочной Девы" и "Божьей матери". Их применить к мужчине невозможно.
Пример: "Иван Грозный, убивающий своего сына" и "Тарас Бульба", делающий то же самое. Есть люди, которые считают, что это вот оправдано за счет чего-то более важного другого, и были же периоды, когда считало так абсолютное большинство.
Сюда же можно отнести историю кончины царевича Алексея - сына Петра I. И все же, когда спорят о личности Петра I, то главный спор не вокруг этого эпизода. Те кто Петра I не любят говорят в первую очередь о том, какой он диктатор, и сколько народу в результате в землю утоптано, а про эпизод с сыном вспоминают в последнюю очередь.
А женщине в какие-либо времена с Р.Х. простилось бы такое? Любое "бы" (вот если бы Екатерина II убила Павла I или Жанна Д'Арк родила б да убила) не в счет, а в счет, что вроде как решались ли на такое женщины, имевшие такие достоинства и заслуги?
Мне лично в голову приходит только миф о Медее, которая убила своих детей. И то, какое объяснение ее поступку дается в мифе. Во всяком случае, не потому, что они несли угрозу для трону, государству, отечеству, из чего исходили Иван Грозный, Тарас Бульба, Петр I. Хотя Медея-то как раз была паряфянородной, но она-таки как раз по сути предала своего отца, влюбившись в Ясона и встав на его сторону. А после жили же они с Ясоном в Коринфе, нисколечки не претендуя на трон и ее это, похоже, нисколько не беспокоило. Претензии на трон возникли у Ясона, из-за чего он бросил Медею, женившись на царской дочке. Детей своих Медея убила в отместку мужу, за то, что он ее бросил.
Ну то есть, если искать добродетели в Медее, то главная из них - любовь к мужчине... которая сильнее, чем любовь к детям. Тут можно спорить (что не любовь, а ревность), но не суть. Ведь в некоторых культурах, в быту было и есть такое, что требуют от женщин - сначала, дескать, мужа обслужи, а после дети, чтоб если только, когда дитя орет, отпустит муж ее с досадой укачать, а в общем-то он должен быть на первом месте.
Для многих сегодняшних россиянок такое дикостью показалось бы. Но мне вот как-то довелось разок услышать однажды такое объяснение мужское: де, я ушел от жены и 5-летней дочки, когда однажды за завтраком понял, что между ними такая связь тесная, что у меня с женой любви уже прежней не будет. Короче, божья мамочка б прослезилась.
Про непорочность, целомудренность я уже не говорю, как изменилось отношение к ней за последние несколько веков в разных христианских землях.
***
А в общем и в среднем по больнице нашей, как мне кажется, примерно так: о мужчине судят в первую очередь по делам, в широком смысле: сначала в принципе, не бездельник ли он, добился ли чего, потом. каков уровень его мастерства-профессионализма. это пункт один. пункт два - какой он друг (что определяет, каковы на деле его моральные качества). пукт три - какой он семьянин-любовник. Возможно, для кого-нибудь последовательность иная. Мне кажется, что в такой последовательности мужчин оценивает общество, то есть, что такой взгляд более-менее общепризнан.
О женщине же судят в первую очередь (пункт один) по тому, какая она мать (и если мать хорошая, все прочее ей, возможно, простится). пункт два - какая она жена-любовница. пункт три - а что она умеет еще, помимо того, чтоб быть хорошей матерью и женой - как она справляется с работой\учебой или же имеет ли она какое-нибудь хобби (типа шить и вышивать).
Можно ли найти нечто, в благородных чертах, что может быть присуще только мужчинам или только женщинам? Можно. И на текущий день, и в историческом аспекте.
Поскольку мы не в вакууме живем, то веришь ли - не веришь, но большинство (по крайне мере на словах) придерживается ценностей, к примеру, христианских. С учетом этого невозможно недооценить какое влияние оказывали на протяжении веков на христианские народы образы "непорочной Девы" и "Божьей матери". Их применить к мужчине невозможно.
Пример: "Иван Грозный, убивающий своего сына" и "Тарас Бульба", делающий то же самое. Есть люди, которые считают, что это вот оправдано за счет чего-то более важного другого, и были же периоды, когда считало так абсолютное большинство.
Сюда же можно отнести историю кончины царевича Алексея - сына Петра I. И все же, когда спорят о личности Петра I, то главный спор не вокруг этого эпизода. Те кто Петра I не любят говорят в первую очередь о том, какой он диктатор, и сколько народу в результате в землю утоптано, а про эпизод с сыном вспоминают в последнюю очередь.
А женщине в какие-либо времена с Р.Х. простилось бы такое? Любое "бы" (вот если бы Екатерина II убила Павла I или Жанна Д'Арк родила б да убила) не в счет, а в счет, что вроде как решались ли на такое женщины, имевшие такие достоинства и заслуги?
Мне лично в голову приходит только миф о Медее, которая убила своих детей. И то, какое объяснение ее поступку дается в мифе. Во всяком случае, не потому, что они несли угрозу для трону, государству, отечеству, из чего исходили Иван Грозный, Тарас Бульба, Петр I. Хотя Медея-то как раз была паряфянородной, но она-таки как раз по сути предала своего отца, влюбившись в Ясона и встав на его сторону. А после жили же они с Ясоном в Коринфе, нисколечки не претендуя на трон и ее это, похоже, нисколько не беспокоило. Претензии на трон возникли у Ясона, из-за чего он бросил Медею, женившись на царской дочке. Детей своих Медея убила в отместку мужу, за то, что он ее бросил.
Ну то есть, если искать добродетели в Медее, то главная из них - любовь к мужчине... которая сильнее, чем любовь к детям. Тут можно спорить (что не любовь, а ревность), но не суть. Ведь в некоторых культурах, в быту было и есть такое, что требуют от женщин - сначала, дескать, мужа обслужи, а после дети, чтоб если только, когда дитя орет, отпустит муж ее с досадой укачать, а в общем-то он должен быть на первом месте.
Для многих сегодняшних россиянок такое дикостью показалось бы. Но мне вот как-то довелось разок услышать однажды такое объяснение мужское: де, я ушел от жены и 5-летней дочки, когда однажды за завтраком понял, что между ними такая связь тесная, что у меня с женой любви уже прежней не будет. Короче, божья мамочка б прослезилась.
Про непорочность, целомудренность я уже не говорю, как изменилось отношение к ней за последние несколько веков в разных христианских землях.
***
А в общем и в среднем по больнице нашей, как мне кажется, примерно так: о мужчине судят в первую очередь по делам, в широком смысле: сначала в принципе, не бездельник ли он, добился ли чего, потом. каков уровень его мастерства-профессионализма. это пункт один. пункт два - какой он друг (что определяет, каковы на деле его моральные качества). пукт три - какой он семьянин-любовник. Возможно, для кого-нибудь последовательность иная. Мне кажется, что в такой последовательности мужчин оценивает общество, то есть, что такой взгляд более-менее общепризнан.
О женщине же судят в первую очередь (пункт один) по тому, какая она мать (и если мать хорошая, все прочее ей, возможно, простится). пункт два - какая она жена-любовница. пункт три - а что она умеет еще, помимо того, чтоб быть хорошей матерью и женой - как она справляется с работой\учебой или же имеет ли она какое-нибудь хобби (типа шить и вышивать).
Мизерабль
Мастер
4/26/2015, 2:04:48 AM
(Влекущая взгляды @ 25.04.2015 - время: 07:06)
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 22:10)
<q> curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...</q> <q>А чем тема "не такая"?
Было бы весьма любопытно почитать мнения о том,считают ли себя современные мужчины и женщины людьми благородными ?
Как проявляется и выглядит благородство в жизни?
Из Вики: </q>
<q>Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».</q><q>(с)
Получается,что простому человеку в благородстве отказано из-за того,что по происхождению не соответствует? или все же шансы есть у всех ? и благородство можно в себе развить или воспитать?</q>
Да не спорю я, ВВ, тема очень хорошая.
...Пока не влазят тролли.
(-=Valkyria=- @ 25.04.2015 - время: 02:26)
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 21:10)
<q> curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...</q> <q>А что так вдруг? Уж коли не узрели в себе благородство, то на автора зачем пенять? </q>
По сабжу: очень приятно было читать мнения участников темы (кроме вышеупомянутого примера троллинга). Понравилась весьма метафора насчет узора на ковре, который когда-то читался как конкретное послание, а сейчас, спустя века\тысячелетия - всего лишь воспринимается как узор на ковре.
Есть простое - "Делай, что дОлжно, и будь что будет".
...Кроме всяких там кодексов Бусидо, есть еще те самые 10 заповедей.
И множество других сводов правил.
Все эти своды правил для различных народов, рас, континентов, вероисповеданий, сословий, времен, обычаев, - причудливо перемешаны в современном мире.
Есть такой рассказ Джерома К. Джерома, которого большинство знают лишь как апологета того самого английского юмора...рассказ совсем не юмористический, а один из самых красивых рассказов о настоящей красивой любви. Называется "Памяти Джона Ингерфилда и жены его, Анны". К чему вспомнил о нем? Потому, что там описывается как раз, когда кодексы чести людей разных сословий - купца Джона Ингерфилда, грубого и циничного нувориша, торгующего топленым салом, и его жены Анны (из древнего но обедневшуго благородного рода), которую он "купил" по банальному купеческому расчету, - пересеклись и совпали.
А вначале это казалось им обоим невозможным, поскольку преодолеть сословные различия в старой Англии, 18-19 веков, - было практически нереально.
Но - кодексы чести совпали, когда люди узнали друг дружку по-настоящему, в годину тяжелых испытаний.
Почитайте, пипл, на досуге.
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 22:10)
<q> curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...</q> <q>А чем тема "не такая"?
Было бы весьма любопытно почитать мнения о том,считают ли себя современные мужчины и женщины людьми благородными ?
Как проявляется и выглядит благородство в жизни?
Из Вики: </q>
<q>Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».</q><q>(с)
Получается,что простому человеку в благородстве отказано из-за того,что по происхождению не соответствует? или все же шансы есть у всех ? и благородство можно в себе развить или воспитать?</q>
Да не спорю я, ВВ, тема очень хорошая.
...Пока не влазят тролли.
(-=Valkyria=- @ 25.04.2015 - время: 02:26)
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 21:10)
<q> curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...</q> <q>А что так вдруг? Уж коли не узрели в себе благородство, то на автора зачем пенять? </q>
По сабжу: очень приятно было читать мнения участников темы (кроме вышеупомянутого примера троллинга). Понравилась весьма метафора насчет узора на ковре, который когда-то читался как конкретное послание, а сейчас, спустя века\тысячелетия - всего лишь воспринимается как узор на ковре.
Есть простое - "Делай, что дОлжно, и будь что будет".
...Кроме всяких там кодексов Бусидо, есть еще те самые 10 заповедей.
И множество других сводов правил.
Все эти своды правил для различных народов, рас, континентов, вероисповеданий, сословий, времен, обычаев, - причудливо перемешаны в современном мире.
Есть такой рассказ Джерома К. Джерома, которого большинство знают лишь как апологета того самого английского юмора...рассказ совсем не юмористический, а один из самых красивых рассказов о настоящей красивой любви. Называется "Памяти Джона Ингерфилда и жены его, Анны". К чему вспомнил о нем? Потому, что там описывается как раз, когда кодексы чести людей разных сословий - купца Джона Ингерфилда, грубого и циничного нувориша, торгующего топленым салом, и его жены Анны (из древнего но обедневшуго благородного рода), которую он "купил" по банальному купеческому расчету, - пересеклись и совпали.
А вначале это казалось им обоим невозможным, поскольку преодолеть сословные различия в старой Англии, 18-19 веков, - было практически нереально.
Но - кодексы чести совпали, когда люди узнали друг дружку по-настоящему, в годину тяжелых испытаний.
Почитайте, пипл, на досуге.
-=Valkyria=-
Мастер
4/26/2015, 4:06:00 AM
(Мизерабль @ 25.04.2015 - время: 23:04)
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 21:10)
CODE Благородный муж не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.
Не благородный ты муж
Да не спорю я, ВВ, тема очень хорошая.(-=Valkyria=- @ 25.04.2015 - время: 02:26)
...Пока не влазят тролли.
(Мизерабль @ 24.04.2015 - время: 21:10)
<q> curtik123, тема для личного блога.
Лишнее это здесь...</q>
<q>А что так вдруг? Уж коли не узрели в себе благородство, то на автора зачем пенять? </q>
По сабжу: очень приятно было читать мнения участников темы (кроме вышеупомянутого примера троллинга).
CODE Благородный муж не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.
Не благородный ты муж
ЛЕОНИД ОМ
Грандмастер
4/26/2015, 6:39:29 AM
(Sarita @ 25.04.2015 - время: 12:32)
Зря Вы так относительно актуальности. Бусидо целестен и органичен в японской культуре. Именно поэтому кажущиеся архаизмы про то, как надлежит с лошади сбежать и прочее, в нем органичны. Хотя бы большая часть населения современной Японии на лошадях и не ездит, но все равно. Без этого целостностьутрачивается. А если нет целостной картины, что может быть актуального?
Мне Бусидо в плане определения достойного человека больше нра. Очень рекомендую. Если не считать архаизмов типа как надлежит с лошади слезать и сугубо японских заморочек про цвета господина - очень даже актуально.
Зря Вы так относительно актуальности. Бусидо целестен и органичен в японской культуре. Именно поэтому кажущиеся архаизмы про то, как надлежит с лошади сбежать и прочее, в нем органичны. Хотя бы большая часть населения современной Японии на лошадях и не ездит, но все равно. Без этого целостностьутрачивается. А если нет целостной картины, что может быть актуального?
ЛЕОНИД ОМ
Грандмастер
4/26/2015, 6:51:44 AM
(Билл Баклуши @ 25.04.2015 - время: 12:17)
А вот здесь Вы переносить в Китай право и нравы античного общества. На самом деле тут сравнение не в пользу рыжеволосый варваров, как в Китае именовали европейцев в более позднюю эпоху. Правовое положение раба, личнонесвободного (так по законам династии Тан их насчитывалось 10 категорий, из которых 6 числились за государством) было намного лучше, нежели в древнем Риме или в древней Греции. За убийство раба полагалась уголовная санкция, правда, с минусом, более мягкая, но все равно. Совершенно спокойно убить было никак нельзя даже раба в частном владении.
Здесь ключевое слово - идеальный человек. А если они вообще на Земле - идеальные люди? Я - сомневаюсь... Теперь непосредственно о Конфуции. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. То есть все качества могли проявлять только высокорожденные, раб например, "благородным" быть не мог. И в свою очередь "благородный " мог убить раба совершенно спокойно. Так, что определения Конфуция хороши конечно, но ...
А вот здесь Вы переносить в Китай право и нравы античного общества. На самом деле тут сравнение не в пользу рыжеволосый варваров, как в Китае именовали европейцев в более позднюю эпоху. Правовое положение раба, личнонесвободного (так по законам династии Тан их насчитывалось 10 категорий, из которых 6 числились за государством) было намного лучше, нежели в древнем Риме или в древней Греции. За убийство раба полагалась уголовная санкция, правда, с минусом, более мягкая, но все равно. Совершенно спокойно убить было никак нельзя даже раба в частном владении.
Мизерабль
Мастер
4/26/2015, 8:28:57 AM
Странно, что до сих пор никто не вспомнил А.и Б.Стругацких:
"…Я нахожу свое кресло, мы стоим, входит король, садится, садимся и мы. Обед идет своим чередом. И вдруг, представьте себе, дорогие доны, я чувствую, что подо мной мокро… Мокро! Ни повернуться, ни поерзать, ни пощупать рукой я не решаюсь. Однако, улучив момент, я запускаю руку под себя — и что же? Действительно мокро! Нюхаю пальцы — нет, ничем особенным не пахнет. Что за притча! Между тем обед кончается, все встают, а мне, представьте себе, благородные доны, встать как-то страшно… Я вижу, что ко мне идет король — король! — но продолжаю сидеть на месте, словно барон-деревенщина, не знающий этикета. Его величество подходит ко мне, милостиво улыбается и кладет руку мне на плечо. «Мой дорогой дон Тамэо, — говорит он, — мы уже встали и идем смотреть балет, а вы всё ещё сидите. Что с вами, уж не объелись ли вы?» — «Ваше величество, — говорю я, — отрубите мне голову, но подо мной мокро». Его величество изволил рассмеяться и приказал мне встать. Я встал — и что же? Кругом хохот! Благородные доны, я весь обед просидел на ромовом торте! Его величество изволил очень смеяться. «Рэба, Рэба, — сказал, наконец, он, — это всё ваши шутки! Извольте почистить благородного дона, вы испачкали ему седалище!» Дон Рэба, заливаясь смехом, вынимает кинжал и принимается счищать торт с моих штанов. Вы представляете мое состояние, благородные доны? Не скрою, я трясся от страха при мысли о том, что дон Рэба, униженный при всех, отомстит мне. К счастью, всё обошлось. Уверяю вас, благородные доны, это самое счастливое впечатление моей жизни! Как смеялся король! Как был доволен его величество!(С)
"…Я нахожу свое кресло, мы стоим, входит король, садится, садимся и мы. Обед идет своим чередом. И вдруг, представьте себе, дорогие доны, я чувствую, что подо мной мокро… Мокро! Ни повернуться, ни поерзать, ни пощупать рукой я не решаюсь. Однако, улучив момент, я запускаю руку под себя — и что же? Действительно мокро! Нюхаю пальцы — нет, ничем особенным не пахнет. Что за притча! Между тем обед кончается, все встают, а мне, представьте себе, благородные доны, встать как-то страшно… Я вижу, что ко мне идет король — король! — но продолжаю сидеть на месте, словно барон-деревенщина, не знающий этикета. Его величество подходит ко мне, милостиво улыбается и кладет руку мне на плечо. «Мой дорогой дон Тамэо, — говорит он, — мы уже встали и идем смотреть балет, а вы всё ещё сидите. Что с вами, уж не объелись ли вы?» — «Ваше величество, — говорю я, — отрубите мне голову, но подо мной мокро». Его величество изволил рассмеяться и приказал мне встать. Я встал — и что же? Кругом хохот! Благородные доны, я весь обед просидел на ромовом торте! Его величество изволил очень смеяться. «Рэба, Рэба, — сказал, наконец, он, — это всё ваши шутки! Извольте почистить благородного дона, вы испачкали ему седалище!» Дон Рэба, заливаясь смехом, вынимает кинжал и принимается счищать торт с моих штанов. Вы представляете мое состояние, благородные доны? Не скрою, я трясся от страха при мысли о том, что дон Рэба, униженный при всех, отомстит мне. К счастью, всё обошлось. Уверяю вас, благородные доны, это самое счастливое впечатление моей жизни! Как смеялся король! Как был доволен его величество!(С)
Билл Баклуши
Мастер
4/26/2015, 4:24:14 PM
(ЛЕОНИД ОМ @ 26.04.2015 - время: 03:51)
(Билл Баклуши @ 25.04.2015 - время: 12:17)
Спасибо. Однако это ни как не меняет положения, по мнению Конфуция, раб не может быть "благородным" . То есть его заранее лишают каких либо моральных качеств, он и жаден и коварен и долга у него нет. Как то такое выборочное благородство мне лично претит.
(Билл Баклуши @ 25.04.2015 - время: 12:17)
Здесь ключевое слово - идеальный человек. А если они вообще на Земле - идеальные люди? Я - сомневаюсь... Теперь непосредственно о Конфуции. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. То есть все качества могли проявлять только высокорожденные, раб например, "благородным" быть не мог. И в свою очередь "благородный " мог убить раба совершенно спокойно. Так, что определения Конфуция хороши конечно, но ...
А вот здесь Вы переносить в Китай право и нравы античного общества. На самом деле тут сравнение не в пользу рыжеволосый варваров, как в Китае именовали европейцев в более позднюю эпоху. Правовое положение раба, личнонесвободного (так по законам династии Тан их насчитывалось 10 категорий, из которых 6 числились за государством) было намного лучше, нежели в древнем Риме или в древней Греции. За убийство раба полагалась уголовная санкция, правда, с минусом, более мягкая, но все равно. Совершенно спокойно убить было никак нельзя даже раба в частном владении.
Спасибо. Однако это ни как не меняет положения, по мнению Конфуция, раб не может быть "благородным" . То есть его заранее лишают каких либо моральных качеств, он и жаден и коварен и долга у него нет. Как то такое выборочное благородство мне лично претит.
Sarita
Акула пера
4/26/2015, 5:10:45 PM
(ЛЕОНИД ОМ @ 26.04.2015 - время: 04:39)
А вы читали Бусидо...?
Зря Вы так относительно актуальности. Бусидо целестен и органичен в японской культуре. Именно поэтому кажущиеся архаизмы про то, как надлежит с лошади сбежать и прочее, в нем органичны. Хотя бы большая часть населения современной Японии на лошадях и не ездит, но все равно. Без этого целостностьутрачивается. А если нет целостной картины, что может быть актуального?
А вы читали Бусидо...?
ЛЕОНИД ОМ
Грандмастер
4/26/2015, 9:58:44 PM
(Sarita @ 26.04.2015 - время: 15:10)
Если честно, то нет. Русскоязычные переводы Конфуция и конфуцианской канонической литературы с академическими комментариями читал, но не полностью. А вот Бусидо так и не довелось. Только о нем читал. Хотя всегда интересовался наряду с китайской и японской культурой.
А вы читали Бусидо...?
Если честно, то нет. Русскоязычные переводы Конфуция и конфуцианской канонической литературы с академическими комментариями читал, но не полностью. А вот Бусидо так и не довелось. Только о нем читал. Хотя всегда интересовался наряду с китайской и японской культурой.
Sarita
Акула пера
4/27/2015, 5:56:59 AM
Почитайте. Тогда вопрос про соотношение целостности и архаичности отпадет сам собой. Там действительно есть сугубо практические аспекты, которые на сам дух трехкнижия не влияют.