Секты и так далее

Василий из Хохляндии
3/23/2005, 10:36:46 PM
Вот для меня стал актуальным вопрос: борьба с сектами разного толка. Названивают моей матери домой и капают по мозгам. Простые просьбы к звонящим свидетелям иеговы не звонить больше успеха не имеют. Сейчас я им пригрозил, что если еще раз позвонят, то я за них возьмусь всерьез. Уже кое-какие планы есть. А кто-то из вас попадал в такую ситуацию? Попадали ваши знакомые-родственники в секты? Что из этого получалось? Как вы с этим боролись? И боролись ли вы с ними и к чему это привело?

Сразу говорю, что возможно есть действительно организации религиозного толка, которые не назойливы и не коммерческие проекты. Но в данном случае это оказались уроды, которые начинают мне угрожать.

Я никому из них не верю сегодня, потому что почти все они кричат что "все в гавне, одни мы в белых фраках." Я не хочу искать хороших и плохих среди них - они мне не нужны, но задевающих меня я хочу поставить в шкуру жертвы.
Есть мысль разорить их.
Итак, какие есть предложения?
MaxiJazz
3/24/2005, 6:33:58 AM
Фу блин, смотрел тут по ОРТ съемки с разных сектантских сходок...там люди в трансе такое вытворяли..бррр. Типа счастливые люди.

Бороться конечно надо, только если в одиночку, то лучше заставить их понять, что от вас не будет никакого толку...и опасности тоже, что не маловажно.
"RadogoR"
4/8/2005, 4:20:41 AM
Эта тема задела меня за живое, Меня просто в жар от злости бросает, когда какой-нибудь сектант пытается завлечь меня в свою секту. С сектами однозначно нужно бороться, но это практически не возможно, уж сильно крупные фигуры заинтересованы в этом.
Маленькая да Удаленькая
4/8/2005, 1:43:14 PM
Мои друзья попали в секту!Не буду говорить в какую...Я хотела бы их вытащить оттуда,но что я могу сделать одна?!Попала как-то случайно на их собрание-ЖУТЬ!!!!!!!Ну что это за воспевание Господу под ритмичную музыку!?!Ну там всё напрягало!Не понимаю,как нормальные,умные мальчишки,могли в такое ввязаться?!Что с нимим делать?!
Василий из Хохляндии
4/8/2005, 4:30:26 PM
В принципе понятно, что очень многие к сектам относятся негативно. Но как им можно противодействовать? Я задавал этот же воапрос в других форумах. Юристы мне только умняки бросали всяческие: мол вы сами виноваты, что они вам звонят и т.п.Но конкретных предложений не дали. Ссылки некоторые мне дали, но все они сводятся в одном мнении, что борьба с сектами практически бессмысленна.
Но я так не считаю.
Пока я названивавшим пригрозил (благо есть возможности достаточно большие это осуществить), что возьмусь за них всерьез. Пока звонки прекратились. Я не думаю что они испугались, просто они ищут пока более легкую добычу. Они поняли, что с моей матерью у них не выйдет втягивание в секту. В нашем случае было названивание домой. Я дал понять, что они занимаются телефонным хулиганством. Соответственно, за это звонящий может получить срок (пусть и небольшой).
Однако плохо то, что я не читал Библию и мало чего знаю оттуда. Я не могу с ними спорить. Но когда я пытался с сектантами говорить о своих принципах жизненных, они все пытались что-то другое мне доказывать. Поэтому их вопросы и цепляния ко мне лично я стал игнорировать или задавать абсолютно неадекватные вопросы, начинаю их раздражать. Или говорю "Иншалла". Можно еще стравить их скажем с другой сектой.
Ну есть еще кое-какие мысли, но может позже и попробую, если придется.
Что можете добавить?
The Dude
4/8/2005, 10:08:48 PM
Спроси какие у них есть скидки в секте. Скажи что в другой секте тебе предложили больше и вообще у тех фирма серьезнее. Обчищают до гола не за 3 месяца, а за 5.
По ночам пишу код.
Василий из Хохляндии
4/8/2005, 11:13:25 PM
Да она говорит, что нечего названивать. А они "Хорошо, а вот если вы к нам придете..." и т.д. Кладет мать трубку. Они снова через день звонят и по новой. Опять кладет трубку. И снова через день и так уже пару месяцев было. Пока я не нагрубил немного. Делают вид, что не понимают, что их посылают. Но начали действовать на нервы нам.
"RadogoR"
4/9/2005, 4:47:57 AM
Ну так может тебе стоит нагрубить так, что бы они поняли и несмогли отвертется.
Power0
4/18/2005, 5:56:03 PM
Мое мнение такое:
Поведение должно разрывать их шаблон.
Начиная с вопросов о групповухах на их сходняках и кончая колективными попойками. В общем из набора секс - наркотики - рок-нрол. gun_rifle.gif drinks_cheers.gif russian.gif Любое что не укладывается в рамки нормального, и соответственно любой религией не одобряется. А еще узнать о них максимум информации и делать все с точностью до наоборот. Тогда сами отстанут. Но это уже для экстремалов.
А так просто не стоит пытаться разговаривать если нет уверенности в том что дальнейшее развитие ситуации не выйдет из под контроля. gun_rifle.gif gun_rifle.gif
Можно всю беседу построить на стебе, тогда не смогут/трудно применить технику на основе гипноза и НЛП. Смех вообще очень хорошо помогает башку на место во время промывки поставить. lol.gif lol.gif lol.gif
Tigris
6/18/2005, 12:12:08 AM
Power0,
очень похоже на правду.
Пример из жизни: мой муж (ну оочень жизнерадостный человек) как то тоже наткнулся на вербующих сектантов (мормонов, кажется). Минут 5 их послушал, а потом выдал: "Что это вы, типо, ребята, всё в белых рубашках, в галстуках с рюкзачками по жаре - не запарились, нет? Давайте-ка двинем в Гидропарк, пивасика с водочкой попьём, за жисть поговорим, там классные дискотеки есть. Оттянемся, короче, друг друга лучше поймём".
Как они от него улепётывали - ЭТО НАДО БЫЛО ВИДЕТЬ!))))))))))))))
Сокол&Incorp
6/18/2005, 5:08:59 AM
От сект по возможности надо держаться подальше. Опасно всётки.
Волчица мать
6/27/2005, 2:25:29 AM
Чуть сама не попала в одну. Ну когда училась в университете, прочитав одно объявление, что воть будет семинар о любви, философии любви, то я решила пойти, ну и что вы думаете, как только я пришла с подругой на семинар, то через 15 минут мы поняли, что это секта, где-то еще 30 мин сиделим в зале и смеялись, после чего сразу же ушли! devil_2.gif
omaterasu
7/24/2005, 1:34:24 AM
(Tigris @ 17.06.2005 - время: 20:12)Power0,
очень похоже на правду.
Пример из жизни: мой муж (ну оочень жизнерадостный человек) как то тоже наткнулся на вербующих сектантов (мормонов, кажется)..........- ЭТО НАДО БЫЛО ВИДЕТЬ!))))))))))))))
Кстати о мормонах - на сегдняшний день это самое успешно коммерческое предприятие, которое финансирует вся Россия. Объясняю тем кто не знает: Американские мормоны владеют маркой "ВимБильДанн" - т.о. покупая Сок J7, чудо йогурт, "Домик в деревне", "Милую Милу" "Веселый молочник" и т.д. и т.п. мы все дружненько отдаем наши кровные денюжки проклятым сектантам. Вот так вот. gun_rifle.gif
DELETED
10/26/2005, 2:42:04 PM
Протестанскую церковь у нас в стране считают сектой. Как же отличить секту от не секты?
Ремарк
11/20/2005, 5:13:56 PM
Увы. Единственным действенным средством против них недавно были национально-патриотические организации, упорно преследуемые властями всех уровней( и болльшинством населения) и в последнее время практически сошедшие на нет. За что боролись, на то и напоролись.
Aaarrrgh!!!!
11/20/2005, 8:26:18 PM
Предлагаю начать с РПЦМП!
crist-al
12/4/2005, 8:24:44 PM
По опыту пребывания в одной из религиозных организаций рекомендую следующее:
1. Если тебя пытаются пригласить:
а. Сьехать на отсутствие времени;
б. Ни в коем случае не оставлять телефон
в. При встрече с нехристианскими орг-циями представиться например "Свидетелем" или "Членом Церкви Христа" (в последней организации был) - Кришнаиты, например, улепетывали ун-моменто

2. Если начинают названивать и доставать - попробуйте отморозиться, что уже ходите в другую церковь (по местности сориентируетесь) - как правило, отметаются

3. Если родственники уже посещают, то в принципе все культы делятся на 2 группы - 1. С которыми можено мириться (т.е. не требуют окромя 10%) сдавать там квартиру/машину/дачу.... - тогда можно считать, что это просто член семьи нашел себе клуб по интересам; 2. Там, где начинают напрягать всякими непонятными сборами а кроме этого - напрягать окружающих. Тут метода сложная, но в принципе все решаемо тоже.

Некоторые ссылки:
Механизмы контроля в Церкви Христа

Психология культов и сект

crist-al
12/4/2005, 8:28:41 PM
(riper @ 26.10.2005 - время: 09:42) Протестанскую церковь у нас в стране считают сектой. Как же отличить секту от не секты?
Попытаюсь вычитать эту статью, чтобы ответить на твой вопрос
Разговор идет от имени человека

"Пять признаков нездоровой церкви"
- я удалил многое, оставил выжимки.



СМЕРТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ДУХА

Печальная правда в том, что многие церкви {религиозные орг-ции} сегодня сражаются с различной степенью нездорового контроля, что может привести к уничтожающему духовному злоупотреблению, если не будет исправлено. Это злоупотребление проявляется во многих тысячах раненых и разочарованных людей, которые полагают, что были обожжены учреждением, предназначенным в мире для помощи людям.

Вот пять предупреждающих признаков:

1. Позиция власти. Определенно есть место библейскому учению о духовной власти. Но если пастор проповедует на эту тему каждое воскресенье, постоянно напоминая каждому, что он на попечении, можете быть уверены, что проблема близко.

В нездоровой церкви пастор в действительности начинает занимать место Иисуса в нашей жизни. Иными словами, до тех пор, пока человек не получит разрешения пастора, Бог не благословит его. Контролирующие духовные лидеры используют такой тип убеждения, чтобы манипулировать людьми. Мы должны понимать процесс, через который проходит церковь, чтобы достичь такой точки обмана. Из-за того, что у пасторов кроме показателя посещаемости церкви нет другого способа измерить свой успех, они могут разочароваться, если люди покидают их церковь. Если они неуверенны, они могут даже создать учение, чтобы остановить людей. Они могут проповедовать о безусловной верности, используя библейские истории Давида и Ионафана, Елисея и Илии.

Используя подобные примеры, лидер может даже получить “библейское” основание для контроля частных сфер своих прихожан. Контролирующий лидер может также пытаться внушить чувство “обязанности”, напоминая соей конгрегации обо всем, что он для них сделал.

Такой тип проповеди вынуждает членов церкви искать расположения у пастора вместо того, чтобы соответственно желать “угодить Богу, а не человеку” (см. Деян. 5:29). Иисус также осуждал такое лицеприятие, когда говорил фарисеям: “Я пришел во имя Моего Отца, и вы не принимаете Меня… Как можете верить вы, которые получаете награду один от другого, и не ищете награды, которая приходит от Бога?” (Ин.:43-44, NKJV).

Когда мы ищем награды от людей, мы делаем это от недостатка взаимоотношений с Ним. Постепенно люди займут место Бога в нашей жизни. Создается нездоровая душевная связь, и наше чувство уверенности определяется нашей позицией по отношению к группе лидеров. Такой тип контроля разрушит людей духовно!

Здоровая церковь не позволит, чтобы истинная пасторская забота превратилась в манипуляцию или контроль. Истинный пастырь будет использовать свое влияние, чтобы привести членов церкви к более тесным отношениям с Иисусом, который единственный “глава церкви” (Еф. 5:23). Истинный пастырь осознает, что люди в его конгрегации не принадлежат ему – они Божье стадо.

2. Атмосфера секретности. Когда член церкви подпадает под систему контроля, лидер дает ограниченную информацию каждому человеку, тщательно наблюдая за всеми взаимоотношениями. В результате каждый член может относиться к другим, основываясь только на информации, которую получил от лидера.

Таким образом, если пастор или церковный штат определяет одного из членов как “угрозу”, у них есть стратегия по поддержанию контроля, который, по их мнению, необходим. Следовательно, церковь при необходимости может разорвать взаимоотношения и держать этот процесс покрытым вуалью секретности.

В нездоровой конгрегации секретность может также покрывать сферу финансов. Пастора могут делать бесстыдные призывы к пожертвованиям, при этом они не заверяют, что финансы церкви расходуются с ответственностью и честностью.

Я слышал, как пасторы говорят своей конгрегации, что они не делают финансовых решений церкви достоянием общественности потому, что “конгрегация не имеет духовной проницательности или зрелости, чтобы понять динамику церковных финансов”. Вы когда-нибудь слышали подобные объяснения раньше?

Некоторые пасторы проповедуют: “Не имеет значения, что мы делаем с вашими деньгами. Ваша ответственность - просто давать”. Однако Библия говорит нам быть хорошими служителями, и часть хорошего служения - удостовериться, что надлежащие системы ответственности для сбора десятин и пожертвований установлены.

3. Элитарное отношение. Эта черта производит менталитет “мы и они”. Это церковь, которая полагает, что никто кроме них в действительности не проповедует евангелие. Или, по крайней мере, никто не проповедует его также эффективно как они!

Элитарный дух отговаривает членов церкви от посещения других церквей или получения совета от кого-то, кто не посещает их церковь. Если кто-то посещает другую церковь, то он рассматривается как диссидент. “Все, в чем вы нуждаетесь, вы можете найти внутри нашей группы”, говорит этот дух, добавляя “все, что вам нужно знать, вы получите от пастора и из его учения”. Следовательно, здесь мало уважения, если оно вообще есть, к другим деноминациям.

Здоровая церковь уважает и приветствует другие проявления многочисленного Тела Христа. Церковь, сконцентрированная на Иисусе, осознает, что ни одна деноминация или поместная церковь не может завоевать город, несмотря на то, насколько она велика. Сконцентрированные на Христе лидеры, одетые в смирение, осознают, что маленькие церкви не менее важны, чем большие, баптисты такие же живые, как и харизматы, и каждая расовая группа имеет свое место на вечере Господа.

Здоровая церковь будет продвигать другие церкви в городе, а не просто все время рекламировать свои собственные события и планы. Здоровая церковь будет приветствовать духовное обновление во всех церквях, а не распространять идею, что она имеет некоторое доктринальное преимущество. Здоровая церковь будет излучать отношение, описанное в Филиппийцам 2:3-4: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других”.

4. Акцент на исполнении. Возможности служить во многих церквях присутствуют в избытке. Все же в контролирующей церкви эти сферы более не являются возможностями послужить. Они становятся необходимыми, чтобы доказать свою преданность организации. Верное ли это посещение служений поклонения или работа в каком-то отделе, преданность становится ключом.

Очевидно, что посещаемость церкви жизненно необходима для духовного роста. Но если мы обнаруживаем, что посещаем церковь потому, что можем завоевать расположение пастора или заработать его доверие, тогда мы упускаем что-то важное. Галатам 2:16 говорит нам, что “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”. Мы не может заработать небеса или Божью любовь. Послание Божьей благодати не отменяет необходимости служить, но объясняет “почему” мы должны служить.

Даже хотя нам указывается определенная дисциплина в христианской жизни, эта дисциплина не является средством получения Божьего принятия. Подразумевается, что она является ответом на Его безусловную любовь и милость.

5. Мотивация страха. Когда пастор говорит своей конгрегации, что те, кто покидает его церковь или не подчиняется его власти, находятся в опасности Божьего гнева, вы можете быть уверены, что этот человек оперирует в духе контроля. Он пытается использовать страх, как плотское средство удержания людей в своей церкви. Это обычно происходит так: “Если вы уйдете из нашей церкви, Божье благословение будет забрано из вашей жизни, и вы пропустите Божью волю”. Другой вариант говорит: “Если вы покинете нашу церковь, вы будете в бунте, и сатана будет волен принести опустошение в вашу жизнь”.

Мотивация здесь – страх, а не любовь. Вы можете быть уверены, что такой тип убеждения не от Бога. Иисус никогда не мотивировал людей страхом. В контролирующей церкви страх – форма манипуляции. Что не было восполнено любовью и служительностью, контролирующая церковь пытается восполнить через манипуляцию. Это прямое противоречие 1 Ин.4:18, где говорится: “В любви нет страха; но совершенная любовь изгоняет страх”.



С) Перепечатка по материалам журнала "Charisma"
© 2005 Перевод Ольги Щетенко
Copyright © 2005, uucyc-cnacaem.narod.ru
url: https://www.pastor.ru/articles/article.asp?...1&cs=B01&Id=950
Сайт www.pastor.ru разместил статью Майка Фехлауэра от 18/04/2005
перепечатка с ученики.ру https://ucheniki.org/forum/viewtopic.php?t=4227 (Anatoly Kozlovsky)

НАРОД, ВЫКИНУЛ МНОГО, ЕСЛИ БУДУТ ВОПРОСЫ -КО МНЕ В ПМ
crist-al
12/4/2005, 8:39:02 PM
Рекомендации бывших членов религиозных сект

В результате проведенного опроса бывших членов религиозных сект появилась своеобразная инструкция "как избежать психологического насилия со стороны адептов деструктивных сект и культов". Ниже приведен ее текст, состоящий из двух частей.



I. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С АДЕПТАМИ

ПРАВИЛО 1: Не разговаривайте с незнакомыми людьми если даже с виду они внушают доверие.

Если Вы опрометчиво остановились и заинтересовались, то как минимум 30 минут Вашего драгоценного времени уйдет на то, чтобы выслушать, что:
каждый, кто не крещен, идет в ад после смерти;
богу угодно чтобы большинство людей попали в рай;
их религия единственная правильная из всех;
Бога как-то зовут (например Иегова).

ПРАВИЛО 2: Не вступайте с ними в полемику, если Вы один.

Помните: вы один, а их несколько, им не составит труда вас втянуть в спор.

Их цель - подсадить вас на свои ложные доводы. И в конце эти люди обязательно пригласят Вас на какое-нибудь собрание, беседу, дискуссионный клуб, и т.д. Вероятно, предложат Вам "заниматься Библией" и, скорее всего у вас дома.

ПРАВИЛО 3: Не пускайте в дом незнакомых людей.

Если Вы не подумав позволили им придти к Вам домой на эти "занятия", то запомните, что:
Придет несколько человек;
Вы будете вынуждены, не перебивая слушать все, что наперебой будут рассказывать эти люди - в основном это реклама их секты, мнимые доказательства того, что их секта - идеальна;
Вы будете вынуждены терпеть их, пока им у Вас не надоест
На каждый Ваш аргумент в дискуссии - они приведут 10 своих "непоколебимых";
Они подготовлены лучше Вас;
После их ухода Вы не будете застрахованы от пропажи чего-либо;

ПРАВИЛО 4: Не доверяйте кому попало!

Главное для них - чтобы Вы купились на их слова. Подобную тактику используют воры - аферисты, которые работают на человеческом доверии. Но вор - украл и исчез, а секты превращают людей в зомби, которые, не осознавая, что они делают, сеют споры распрей и непонимания среди людей вплоть до физического истребления "иноверцев", как например "ваххабиты", и преумножают богатства верховных жрецов секты, паразитирующих на религиозных чувствах людей, подменяя их веру в бога своими доктринами.

К великому сожалению в секты попадает немало приличных людей, но так как они лишены индивидуальности, безвольны и инфантильны, то их сущность требует "родителя" с кнутом и пряником, строгого и заботливого, который будет командовать, и поощрять за послушание, а также наказывать за неповиновение.

В качестве такого "родителя" и выступает секта, а наставники становятся посредниками якобы между самым правильным и единственным настоящим божеством и Вами, и навязывает Вам на самом деле свою концепцию и трактовку религиозной конфессии путем ловкого манипулирования отрывками из святых писаний.

ПРАВИЛО 5: Не дружите с членами религиозных сект.

Их цель - сформировать у Вас зависимость от себя, чтобы Вас затем втянуть в секту в ее ценности, а затем, когда, Вы чуточку отступите от устава секты - вас можно было наказать отлучением, изгнанием из секты. Ваша личная точка зрения, отличная от точки зрения лидеров по некоторым вопросам - наказуема по всей строгости закона секты.

ПРАВИЛО 6: Не оставляйте номера своего телефона, адреса, имени!

Так как после этого Вам будут названивать каждый день, в надежде попасть на Ваше подходящее настроение, зазывая на сборища, воздействовать на Ваше сознание незаметно для Вас. Или через справочные агентства подстроят "неслучайную встречу" (якобы по воле бога).

ПРАВИЛО 7: Не выкладывайте всю подноготную о себе малознакомым, а тем более первому встречному!

Секте выгодно знать о Вас все до мелочей, чтобы при необходимости использовать Ваши откровения против Вас же.

Будьте готовы к тому, что через определенное время вашего "медового месяца" пребывания в секте, начнется "суровый быт":

Вам обязательно будут внушать, что в раю места мало и туда попадут не все, а лишь избранные. И чтобы туда попасть, необходимо: быть самым примерным, самым горячим, самым лучшим (примерным сектантом).

Секте необходимо держать Вас в страхе - страхе того, что если Вы не станете поступать так, как Вам велят ваши наставники - бог рассердится и не пустит Вас в рай. Ведь все ваши наставники якобы богом поставлены и желают вам только добра! Поэтому в секте наставники назначаются всегда сверху а не выбираются снизу, то есть реально в секте нет никакого плюрализма и никакой демократии. Если кто-либо из подопечных недоволен, то он объявляется грешником, вероотступником, с ним начинаются разборы как с покусившимся на святое.

ПРАВИЛО 8: Не делитесь мыслями с членами сект!

Иначе о ваших мыслях будет знать вся секта. Так как в сектах, как малых группах дефицит информации в силу их ограниченности. Поэтому сплетни и болтливость - обычные для секты вещи. Их цель - подменить Ваши ценности своими, навязать их вам с помощью специальных психологических приемов.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА РЕЛИГИЯ

Самое умное, что Вы можете сделать в этой ситуации - пойти в Библиотеку и взять соответствующую литературу. Желательно как можно более свежую, если хотите чтобы она была информативна и объективна. Если же по ходу изучения этой литературы, у Вас будут возникать вопросы, попробуйте обсудить их с несколькими людьми, которым Вы доверяете, которых Вы давно знаете и в чьей порядочности Вы уверены. Не желательно обращаться к людям, принадлежащим к каким - либо религиозным организациям, так как они вряд ли будут объективны. Прочитайте им непонятный Вам отрывок, а затем обсудите его вместе. И Вы будете застрахованы от неприятных неожиданностей и получите удовольствие от теплой дружеской компании. Если же Вы не компанейский человек, и не любите дружеских бесед, то не забывайте, что существуют книжные магазины, книжные ярмарки и психологи!
crist-al
12/4/2005, 8:54:58 PM
Что нужно знать о "промывании мозгов"


Во время войны США с Кореей в 1951 году многие американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных, которыми управляли китайские коммунисты. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. Красные китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую "мягкую политику", тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить, что произошло. Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во второй мировой войне. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Журналист Эдвард Хантер, описывая то, как пленные внезапно изменяли свои ценности, как они убеждались в том, что виноваты в вымышленных военных преступлениях, создал термин "промывание мозгов", переведя с китайского "hsi nao", "мыть мозг".

Американские солдаты были обучены не сообщать ничего, кроме своего имени, звания и порядкового номера. Как же их смогли заставить без физических пыток выдавать военную информацию, предавать своих товарищей, публично осуждать свою страну?

Китайский ответ был прост: начинать с небольшого и увеличивать. Например, заключенных часто просили делать слегка антиамериканские или прокоммунистические утверждения ("Соединенные Штаты несовершенны", "В коммунистической стране безработица - не проблема".).

Но когда человек соглашался с тем, что США несовершенны, его могли попросить указать, в чем именно. Когда он это объяснял, его могли попросить составить список "проблем Америки" и подписаться под ним. Позже его могли попросить зачитать этот список в группе заключенных. Еще позже его могли попросить написать сочинение с подробным обсуждением проблем из его списка.

Затем китайцы могли использовать это сочинение в антиамериканской радиопередаче, транслируемой не только на весь лагерь, но и во всех других лагерях военнопленных и для американских вооруженных сил в северной Корее.

Вдруг человек оказывался "предателем", оказав помощь противнику. После этого, осознавая, что он написал это сочинение без принуждения, человек часто изменял свое представление о себе и еще больше сотрудничал с противником. Таким образом, только немногие смогли полностью избежать предательства.

Термин "промывание мозгов" вызывает образ насильственного изменения взглядов под пытками. Однако перестройка мышления - гораздо более тонкий и сложный процесс.

Например, группа студентов-психологов однажды сговорилась испробовать техники изменения поведения на своем преподавателе. Во время лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда он переходил влево. Когда он переходил вправо, студенты делали вид, что им скучно. Скоро профессор начал дрейфовать влево, и через несколько занятий он читал лекции, опираясь на левую стену.

Но когда студенты признались профессору в шутке, он настаивал, что ничего такого не было. Он не видел ничего странного в том, чтобы облокачиваться на стену, и со злостью настаивал, что это его профессиональный стиль - что он это делал сам по своей воле.

Одно дело - целенаправленное психологическое воздействие на не подозревающую об этом личность. Но зачастую личность сама активно участвует в своем "порабощении", в том что попадает под контроль других людей. В частности, это происходит в группах с сильным психологическим воздействием.

Их можно называть по-разному: культами, религиями, сектами, движениями, партиями, бандами и так далее. Объединяет их то, что личность испытывает сильное групповое давление и невольно изменяется в желаемом для группы направлении, не замечая этого.

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р.Дж.Лифтона, изложенная в работе "Реформирование мышления и психология тоталитарности" (Lifton, R. J. Thought Reform and the Рsychology of Totalism, 1961).

Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:

Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. Сюда входит: занимающая все свободное время деятельность в группе, пространственная изоляция от мира в отдаленном месте, правила, исключающие общение с какими-то людьми, например, смотрение телевизора или чтение "морально разлагающей" литературы. "Правильный" участник группы должен заниматься только санкционированной практикой "школы". Спрашивать о "технологии" можно только у руководителя.

Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются "нисхождением святого духа". Выступление капельки крови на темени может истолковываться как "установление связи с высшим миром", онемение каких-то частей тела как "поступление энергии". Требование особой "чистоты" - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Тоталитарная секта - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное". Группа единственная и исключительная, ее учение доступно только избранным.

Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. У человека не должно быть никаких тайн, никакого собственного пространства. Он должен быть полностью открыт группе, чувствуя неоплатный долг перед ней. Любой другой участник "школы" считает себя вправе спрашивать о самом сокровенном и получать полный ответ. "Грехи" объясняются "происками дьявольских сил", "недостаточным уровнем" или "недостаточной посвященностью".

"Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. Тот, кто не знает информации школы, ущербный, обделен и не может практиковать "правильно", претендовать на полноценные знания. "Науки" школы более чем достаточно, чтобы объяснить все что угодно. Эта наука "секретна", ее корни уходят в глубь веков, огромного объема, ее не может вместить "простой смертный".

Нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. Человек часто теряет способность полноценно общаться вне группы.

Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. Любое внутреннее противоречие с доктриной - показатель "незрелости", внутренних недостатков.

Распределение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т. е. "цель оправдывает любые средства". Группа - "Богом избранный народ", остальные "идут к гибели".

Это методы контроля, чаще всего используемые явно или скрыто. В некоторых группах может не быть некоторых методов, или могут быть свои методы воздействия. Результат - личность, идеально вписывающаяся в шаблон культа.

Сами шаблоны могут быть самыми разными, от совка до фашиста, от клуба вегетарианцев до любителей современных наркотиков или психотехник.

Полезно различать влияние отдельной "харизматической" личности, которая умеет вызывать доверие и которая действительно обладает определенными способностями и умениями; и влияние слившейся в одно целое толпы, когда люди теряют индивидуальность и разум, даже не подозревая об этом.

"Учитель" в воздействии на "ученика" отслеживает, чего он хочет достичь и что происходит. А толпа часто становится бесконтрольным сгустком, которым управляют только подсознательные влечения и стремление группы к самосохранению. Лидер в таком случае становится лишь частью этой толпы, теряя всякий контроль над ситуацией, становясь заложником созданного им монстра.

Известны печальные истории лидеров, которые невольно превратились в идолов своих групп, потеряв всякую связь с реальностью. Немногие люди проходят испытание "медными трубами", властью и поклонением им.

Большинство попавших в культовую группу задерживаются в ней только на короткое время. Получив какие-то знания и опыт в группе, они переходят к достижению своих новых целей.

Другие "застревают" в группе в качестве "добровольных рабов". Бывает, что некоторые сохраняют контакт с группой, в то же время осознавая намеренное "порабощение" новичков.

Культовая группа действительно может приносить пользу, особенно на начальных этапах. Но дело в том, что со временем начинает преобладать польза для группы, а не польза для личности.

Наглядный пример: вы летите на самолете в Париж. По просьбе пилота вы садитесь в кресло и пристегиваете ремень. Если оказывается, что ремень расстегнуть нельзя, это уже подозрительно. Если вам начинают показывать виды Магадана, это странно. А если пилот заявляет, что он лучше вас знает, куда вам лететь, это опасно. Если оказывается, что вы теперь всю жизнь будете лететь на ТУ-154 к Альфа Центавре, есть повод задуматься.

Так что стоит помнить о том, для чего вы пришли в группу, проверять достижение этого и после достижения перейти к достижению чего-то нового. Группа, как правило, с целью самосохранения создает бесконечную программу того, что нужно сделать. Но человек устроен так, что наибольший эффект дают первые секунды, часы, дни определенной практики. Открывается новое окно в мир. Затем упражнение становится автоматическим, отшлифовываются его детали, оно усваивается как привычка.

Бывает полезно полностью менять само направление практики, переходя в совершенно новую область, конечно сохраняя и обогащая приобретенное до этого.

Анализируя опыт быстро и успешно прошедших через излишнюю вовлеченность в культы, можно выделить то, что помогло им сохранить свободные взгляды:

большое количество источников информации, друзей и знакомых по изучаемой теме. Например, доступ к компьютерной сети Internet, изучение аналогичных групп, изучение критики данной группы.

возможность читать материалы в оригинале, знание иностранных языков и хорошее образование. В том числе развитое логическое мышление, дающее возможность замечать очевидную несуразицу и противоречия. занятость во многих областях, вовлеченность в разнообразные виды деятельности.

последовательность в переходе к следующему этапу развития, в переходе к следующей области. Четкие временные сроки участия и критерии достижения желаемой цели.

как ни странно, активное позиция в культовой группе, ответственное отношение к участию в группе, самостоятельная инициатива. Из группы выходят те, для кого стали тесны ее узкие рамки, и кто способен расширять свои взгляды.

Остановимся еще на вопросе безопасности вовлечения в культы. По мнению психиатра профессора Кондратьева, несмотря на активную пропаганду тоталитарных сект, в секты уходят в основном два типа личностей, имеющих разную мотивацию:

амбициозные, ищущие признания, авторитета, власти, и

личности психастенического склада, с семейно-бытовыми проблемами, с невротическими расстройствами, одинокие, социально дезадаптированные, личностно незащищенные.

У личностей первого типа психических нарушений не наблюдалось. У личностей второго типа в результате психологической обработки в тоталитарных сектах легко развиваются такие новые психические качества, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как "Расстройства зрелой личности" и перечислены в рубрике F60.7 "Зависимое расстройство личности". В частности, это проявляется в несопротивляемости к культивируемым в секте приемам психологической обработки и формирует факторы риска развития индуцированного психоза. Все большая потеря своего "Я", подчинение своей воли воле "учителя" делают этих лиц по существу не поддающимися попыткам их ресоциализации.

Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то развитие у них обострений исходной патологии (в первую очередь, шизофрении) наблюдалось во многих случаях.

Эти данные говорят о многом. По-видимому, для безопасности практики существенно сохранение связи между насущными потребностями и практикой. (Практикую не для того, чтобы практиковать, а для решения реальной жизненной задачи). Практика должна быть способом удовлетворения реальных жизненных потребностей.

Зависимый от группы ходит в нее ради своей зависимости, увеличивая ее еще больше. Тот, кто взаимодействует с группой, участвует в ней осознанно для достижения конкретных целей. (Хожу в группу не для того, чтобы там потусоваться, а для того чтобы изменить в желаемом направлении себя и группу).

В идеале группа исходит из сегодняшних потребностей своих участников. Каковы ваши сегодняшние взгляды? Помните ли вы, как они возникли? Какие потребности привели вас к тому, чем вы занимаетесь? Удовлетворяете ли вы эти потребности? В чем ваша система взглядов помогает вам, и в чем ограничивает?

От ответов на эти вопросы зависит, будет ли человек развиваться в группе, или постепенно нивелироваться как идеальный "винтик" отлаженного механизма. Зная эти ответы, можно с максимальной пользой использовать наработки любых групп, не увязая в их языке и не теряя индивидуальности. В этом и состоит здоровая исследовательская позиция человека, который с юмором и любопытством относится к жизни.