Верования сикхов

DELETED
8/25/2006, 6:24:50 PM
Расскажите пожалуйста, кто знает.
tantrik
8/27/2006, 2:47:09 PM
В целом, разновидность ниргуна-бхакти. Они считают, что самое главное - достичь любви к Богу, но считают Бога лишенным непосредственно воспринимаемых качеств. Собственно, Нанак был знаком с Чайтаньей, но начал развивать именно теорию ниргуна-бхакти в отличие от сагуна-бхакти Шри Чайтаньи (Бог имеет четко представляемый облик и этот облик - Шри Кришна), которую за полвека до этого порповедовал Кабир. При этом Кабир в общем и целом остался в рамках индуизма, а Нанак вышел за эти рамки и создал религию сикхов (сам он об этом так и не узнал).
DELETED
9/1/2006, 1:55:10 PM
Просто я увидел статистику по религиозным группам Британии и удивился, что сикхов выделяют в отдельную группу. Ранее, по незнанию, я просто думал, что это одно из индийских племён. Да и духовная музыка у индусов и сикхов довольно различна на слух.
Бестя
3/10/2007, 5:33:51 PM
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СИКХИЗМА
Тревожным и смутным был для Индии XV век. Делийский султанат - одно из крупнейших азиатских государств средневековья - в этом столетии поистине не знал покоя. Менялись династии, новые правители приходили один за другим, уничтожая своих предшественников и всё, что было связано с их памятью. Не случайно XV век учёные называют «глухим столетием» индийской истории: слишком мало дошло до нас докумен¬тов (хроник, биографий мусульманских правителей), созданных в Индии именно в этот период. В 1451 г. на смену четырём тюркским династиям, правившим в Дели с начала XIII в., пришла афганская династия Лоди. Но и ей суждено было продержаться немногим более полувека.
Не было покоя и в духовной жизни. Индуизм - религия, исповедуемая большинством населения Индии, переживал очень сложный этап своей истории. В его рамках возникло религиозно-реформаторское движение бхакти, основанное на любви к Богу, доходящей до экстаза; особое распространение оно получило на севере страны. Последователи этого движения - бхакты - не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов - высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма.
Официальной религией Индии, религией двора делийского султана, в то время был ислам. Уже в конце I тыс. н. э. Северная Индия получила представление об одном из «опальных» направлений в исламе - суфише. Изгнанные из Ирана и других стран мусульманского мира, суфийские проповедники находили пристанище в Уче и Мултане (paйоны на северо-западе Индостана). Там в XI-XII вв. даже существовали суфийские государства. Постепенно суфии продвигались дальше на восток, вплоть до Дели (впрочем, делийские султаны их тоже не жаловали). Суфии полагали, что конечная цель человека - общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников - шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши. Дервиши (члены суфийских орденов, которых на территории Индии насчитывалось более десятка) проповедовали те же идеи, что и бхакты, - они говорили о необходимости всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка, что, конечно же, находило отклик в кастовом индийском обществе.
Таковы были условия, предшествовавшие возникновению на северо-западе Индии нового религиозного течения - сикхизма, вобравшего многие черты как бхакти, так и суфизма.
Оформилось оно в Пенджабе ( от перс. «пандж аб» - «пять рек» или «пятиречье») - так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж; и это произошло не случайно. Пенджабу в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севера и северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких, но тоже труднопроходимых гор. Индийский океан, омывающий Индию с юга, юго-зaпадa и юго-востока, также оставлял мало надежд завоевателям. Немногие решались пересекать раскалённую пустыню Тар на западе. Желающим попасть в страну сказочных богатств оставался единственный путь - через северо-западный «угол» Индии, северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками. Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели обращаться с оружием; когда возникала нужда, сражались с врагами и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь становились крестьянами, мирно трудясь на своих полях.
В конце II - начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию пришли арии. Жители Пенджаба первыми познакомились также с саками, кушанами и другими выходцами из стран Ближнего и Среднего Востока. Позднее через Пенджаб проходили жестокие эфталиты (белые гунны). С VII в. н. э. началось проникновение мусульман в Южную Азию, и Пенджаб вновь выступил в роли своеобразного «буфера», теперь уже между двумя крупнейшими религиями Востока - индуизмом и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям». К середине XV в. Пенджаб представлял собой бур¬лящий котёл идей, в разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом фоне и возника¬ет здесь новое религиозное течение. Основы его были заложены человеком по имени Гуру Нанак. Последователи Гуру Нанака стали называть себя сикхами - «учениками», а религия, основанная им, получила название «сикхизм».

ОСНОВАТЕЛЬ СИКХИЗМА

Гуру Нанак родился в апреле 1469 г. в деревушке Раи Бхои ди Талванди на западе Пенджаба. Нанак рос и воспитывался в индуистской семье и с раннего детства заметно выделялся среди своих сверстников. С момента его рождения в округе ходили слухи об исключительности мальчика, о его врождённой мудрости. Рассказывали, что, когда Нанаку исполнилось семь лет, его отвели к учителю-пандиту, чтобы научить читать и писать, и он на удивление быстро освоил пенджабскую грамоту. Тогда мальчик был отправлен в мусульманскую школу медресе, чтобы изучить персидский язык (в то время государственный язык Индии); благодаря этому он со временем смог бы занять место своего отца - учётчика земли в деревне. Обучение тонкостям сложнейшего персидского языка прошло у Нанака очень легко, и учёба в медресе также завершилась в считанные месяцы.
Когда Нанаку исполнилось девять лет, он должен был пройти индуистский обряд, дающий право носить священный шнур (привилегия высших каст в индуизме). Но, к удивлению и ужасу родных, в кульминационный момент этой необычайно торжественной церемонии мальчик отказался от шнура, заявив, что преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере, а шнур здесь ни при чём. Позже эта идея ляжет в основу его учения.
В детстве друзьями Нанака были дети из бедных семей, причём кaк индуисты (в основном низших каст), так и мусульмане. В юношеские годы он много общался с аскетами-индуистами и мусульманскими дервишами, жившими в лесах неподалёку от деревни, вёл с ними долгие религиозно философские беседы, пытаясь постичь их образ мысли и жизни. Легенды рассказывают о том, что у Нанака был чрезвычайно красивый и мелодичный голос; он нередко впадал в транс и исполнял гимны и тут же сочинённые им песни, посвящённые некоему божеству, пронизанные идеей страстной любви к Всевышнему.
Несколько лет Нанак пробыл на службе у правителя Даулат-хана Лоди в Лахоре, столице Пенджаба. Однажды утром, как гласит предание, он совершал своё обычное омовение в ближайшей реке. На глазах у многих людей он нырнул, но так и не показался вновь на поверхности воды; и лишь спустя три дня, когда все считали его погибшим, он появился в городе. Но, как рассказывает легенда, это был уже совершенно другой человек. Его глаза излучали таинственный свет, над головой мерцал нимб, от всей фигуры исходило божественное сияние, и он хранил молчание. Когда же через несколько дней он заговорил, то прежде всего сказал: «Нет индусов и нет мусульман», а спустя немного вре¬мени произнёс: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми». Таковы были основополагающие идеи сик¬хизма, высказанные теперь уже Гуру Нанаком, посланником Бога.
После чудесного воскресения Гуру Нанак покинул службу при дворе Даулат-хана и отправился странствовать. Он побывал почти во всех наиболее важных местах, священных для индуистов, мусульман и буддистов. Гуру посетил Курукшетру и Панипат, Айодхью и Варанаси, Хардвар и Аллахабад, а также многие другие места, где, согласно преданию, разворачивались события великих индийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», места, где и сегодня в дни индуистских праздников собираются десятки и сотни тысяч паломников. Он побывал в Бодх-Гае - месте просветления Будды, совершил путешествие в Мекку и Медину, к главным мусульманским святыням. Об этих его странствиях повествует множество легенд, в которых трудно отделить вымысел от правды.
Существует, например, рассказ о том, как в Мекке сторож обнаружил Нанака спящим в мечети; к тому же он лёг ногами к мусульманской святыне Каабе. Растолкав его, сторож закричал: «Как смеешь ты спать, расположившись не головой к Богу, а ногами». Но Гуру Нанак спокойно сказал ему: «Добрый человек, тогда покажи мне ту сторону, где нет Бога», и мусульманин не нашёлся, что ответить.
Из Мекки Гуру Нанак отправился в Медину, по пути беседуя с паломниками, рассказывая им о своём учении и расспрашивая об их собственных духовных воззрениях. Обратный путь, как гласят легенды, лежал через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан, Сайидпур (ныне город Эминабад в Пакистане).
В странствиях прошло почти 30 лет; во многих местах Индии и за её пределами у Гуру появилось большое количество последователей и почитателей, желавших посетить своего Учителя. И в жизни Гуру Нанака, которому к этому времени исполнилось 50 лет, началась новая страница, связанная с созданием общины сикхов его учеников.
На правом берегу реки Рави великого притока Инда, на участке земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру, он основывает город Картарпур («крепость Всевышнего») и резко меняет свой образ жизни. Вместо одежд паломника Гуру Нанак облачается в одежду простого пенджабского крестьянина и вместе с женой и сыновьями трудится на своей земле. Этим же занимаются поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами. Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В общине существует общая трапезная - гуру-ди-лангар (в буквальном переводе - «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне зависимости от его социального статуса или касты - неслыханное поведение для индуистов, по представлениям которых даже тень человека из более низкой касты, упавшая на пищу или воду, может осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и поныне. Они есть и в маленьких деревенских общинах, и при главных сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными лепёшками (чапати) и острейшей гороховой похлёбкой (дал) накормят любого - сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.
После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять гуру, последним из которых в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх. По традиции все они считаются десятью воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, - как огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи, зажигающиеся одна от другой.


Бестя
3/10/2007, 5:42:35 PM
СУЩНОСТЬ ВЕРОВАНИЙ СИКХОВ
На протяжении всей жизни общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.
Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх», выглядит следующим образом (она написана на пенджаби):
Звучит она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi».
В переводе это означает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру».
В этом кратком изречении изложена суть учения Нанака.
Итак, сикхизм - религия, отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя встречается наибо¬лее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.
Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун («на- делённый качествами», «имеющий качества» ). Главное Его состояние - ниргун; это сущность, лишённая каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состояние сагуна (что совершенно не связано с приобретением видимого облика, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К божеству в состоянии сагуна и взывает человек, общаясь с Всевышним во время медитации, при пении гимнов.
В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие индуистским богам Брахме, Вишну и Шиве), Он всемогущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне времени» ), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».
Бог - вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у Него не существует зримых воплощений, как у индуистских богов; Он никогда не принимает видимого облика. Его невозможно описать, Он непостижим, непознаваем и невидим, Он необъясним с помощью произнесённого или написанного слова. в книге «Гуру Нанак» приводится такой гимн:
Тысячи глаз являются твоими глазами,
Но ты не имеешь ни одного.
Тысячи ликов - твои лики,
Но ты не имеешь своего.
Тысячи стоп являются твоими,
Но ты не имеешь ни одной.
Тысячи носов - твои,
Но ты не имеешь носа.
(Перевод К. Ашрафян)

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.
Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово («шабд»). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.
Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий «сат» - «истинный», «сач» - «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») - одно из основных понятий в сикхизме.
Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим ученикам путь к спасению. В одном из сикхских гимнов говорится:

Те, кто пpиoбщились к мудрости Гуру,
Чисты сердцем и речь их чиста.
Без Гуру, поучающего нас,
Мы блуждали бы в потёмках.
Слово Гуру - это свет.
Свет его слова ведёт к истине.

Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т. е. выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.
Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.
Там, где есть «я»,
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
«Я» - там нет.

При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аске¬тизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходи¬мости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми».
Неотступное следование этим принципам должно привести в конце концов к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.
Вызовом индуизму является важнейшая идея учения Нанака - равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При Нанаке была введена особая форма богослужения - сангат, предполагавшая совместное присутствие сикхов (независимо от касты) на проповеди гуру, совместное исполнение гимнов. Несколько позже, при третьем Гуру Амар Дасе - стали проводиться совместные трапезы - пангат (дословно это означает «линия», «ряд», на которых присутствовали и, сидя в ряд, пе¬редавали из рук в руки чашу с водой все члены общины - также независи¬мо от касты и положения в обществе. Именно поэтому и сегодня при вступлении новых членов в сикхскую общину посвящаемые должны отпить амриты («напитка бессмертных») из общей чаши и отведать пахаль. А кинжал, которым размешивается вода, - символ культа оружия, существующего у воинственных сикхов. Поэтому он непременно присутствует в ритуале посвящения.

LinaMalina
5/13/2007, 12:13:23 AM
Сейчас идеи сикхизма продолжает так называемый путь "Сант Мат", т.н. Сурат Шабд Йога.

Почитать можно здесь.
ffrrssss
8/2/2011, 3:10:11 AM
Так получается Сикхизм и сант-мат одно и то-же?
tantrik
1/19/2014, 6:29:52 PM
(ffrrssss @ 01.08.2011 - время: 23:10)
Так получается Сикхизм и сант-мат одно и то-же?

Не совсем. Сан Мат - это... как бы... сикхизм для людей запада.