Упанишады

Бестя
6/26/2007, 11:20:31 PM
Упанишады индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы. Термин "У." (санскр., буквально - сидение (ученика) подле (учителя)) понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7-3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов
Бестя
6/26/2007, 11:22:22 PM
УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. иногда называются ведантой ("конец Вед"), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti - освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв.

Из основных У. наиболее ранний слой образуют: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Катха", "Иша", "Шветашвара", "Мундука". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Мандукья". Уходя корнями в древневедийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "Души" и "Эго" (Атмана). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, "огненного зерна" человека). У. развивают учение о Пуруше (Вселенском Человеке, ср. каббалистический Адам-Кадмон); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (prana) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека:
1) бодрствование
2) сон
3) глубокий сон без сновидений
4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью.
У. формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений.

Важное место в У. занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., - единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в "Бхагавад-Гите". Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи.

Бестя
6/26/2007, 11:23:12 PM
Согласно Блаватской, слово "У." переводится как "эзотерическая доктрина", или толкование "Вед" с помощью методов "Веданты". У. - третье подразделение "Вед", добавленное к "Брахманам" и рассматриваемое как часть "Шрути", или "открытого" слова. Все же, как записи, они намного старше "Брахман" - за исключением двух, все еще сохранившихся, приложенных к "Риг-Веде" айтарейинов. Индусские пандиты объясняют термин "У." как "то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение" духа, путем познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И вы будете знать истину, и истина освободит вас" ("От Иоанна", XIII, 32). Именно из У., которые сами суть отголоски первичной Религии Мудрости - и выросла система философии Веданты.

Все же, сколь бы древними У. не были, востоковеды не признают за старейший из них происхождении ранее 600 до Р.Х.
Бестя
6/26/2007, 11:23:23 PM
Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне приблизительно не более двадцати остались неискаженными. Они касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как происхождение Вселенной; природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов; связь, основная и первичная, духа и материи; универсальность ума и природа человеческой "Души" и "Эго". У. должны быть намного древнее времен Буддизма, так как они ни высказывают предпочтения, ни отстаивают превосходство браминов как касты. Напротив, в наиболее древних из них возвышается именно (теперь) вторая каста, Кшатрии, класс воинов. Как утверждает профессор Коуэлл в "Истории Индии" Эльфинстона: "от них веет свободою духа, чуждой всем ранним трудам, за исключением "Риг-Веды" ... Великие учителя высшего знания и брамины постоянно изображаются, как идущие к Царям Кшатриям, чтобы стать их учениками". "Цари-Кшатрии" в древности, подобно Царям-Иерофантам Египта, были хранителями высочайшего божественного знания и мудрости, Избранными и инкарнациями первичных божественных Наставников - Дхиани Будд и Кумар. Было время, эоны до того, как брамины стали кастой, или даже были написаны У., - когда на земле были лишь одни "уста", одна религия и одна наука, а именно, речь богов, Религия Мудрости и Истина. "Это было до того, - отмечает Блаватская, - как прекрасные просторы последней, опустошенные народами, говорящими на многих языках, заросли сорняками умышленного обмана, а народные верования, порожденные самолюбием, жестокостью и самостью, разбили единую священную Истину на тысячи осколков".

Shishat
VIP
8/25/2007, 12:53:24 PM
(Bestiana @ 26.06.2007 - время: 19:23) Индусские пандиты объясняют термин "У." как "то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение" духа, путем познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И вы будете знать истину, и истина освободит вас" ("От Иоанна", XIII, 32).

"Тот, кто знает обоих вместе — и знание и незнание, Переправившись через смерть с помощью незнания, достигает бессмертия с помощью знания."
(ИША УПАНИШАДА)
Мы спим