Учения Конфуция
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:05:23 PM
Собственно все об этом...)))
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:06:25 PM
УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные услов-ные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуциан-стве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Учение о человеке
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе лич-ного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жиз-недеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, вы-раженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природ-ным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творе-ний за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подража-ния двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные услов-ные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуциан-стве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Учение о человеке
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе лич-ного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жиз-недеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, вы-раженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природ-ным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творе-ний за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подража-ния двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:07:50 PM
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благо-родный муж думает прежде всего о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, что-бы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необ-ходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справед-ливости, когда есть возможность извлечь пользу".
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, ма-териальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспо-коится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Каки-ми же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фак-тора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно пе-ревести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отно-шению друг к другу является одним из основных положений учения Конфу-ция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как под-виг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полно-ценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь” человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”. Благородный муж должен иметь богатую внутрен-нюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, по-лучается дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций пони-мал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизне-способность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе есте-ственные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной кате-гории? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противопо-ложного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький че-ловек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ”.
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изре-чений Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив”.
“Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может сле-довать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ".
"Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями".
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, ма-териальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспо-коится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Каки-ми же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фак-тора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно пе-ревести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отно-шению друг к другу является одним из основных положений учения Конфу-ция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как под-виг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полно-ценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь” человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”. Благородный муж должен иметь богатую внутрен-нюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, по-лучается дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций пони-мал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизне-способность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе есте-ственные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной кате-гории? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противопо-ложного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький че-ловек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ”.
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изре-чений Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив”.
“Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может сле-довать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ".
"Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями".
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:08:32 PM
"Багородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие”.
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятель-ность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло Жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицатель-ные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему ска-тится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знамени-тый русский ученый-востоковед Алексеев: " Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавании и из-мерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное ес-тество. Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Не-бесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягиваю-щий не противящуюся ему человеческую душу".
Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех ве-щей. Таким образом Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао”. Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что че-ловек - центр всего его учения.
Учение об обществе
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доно-сов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распростране-ние доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родите-лей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляю-щего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между по-колениями, обеспечить полную связанность современного общества с преды-дущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и люб-ви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древ-ность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современ-ников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятель-ность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло Жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицатель-ные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему ска-тится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знамени-тый русский ученый-востоковед Алексеев: " Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавании и из-мерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное ес-тество. Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Не-бесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягиваю-щий не противящуюся ему человеческую душу".
Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех ве-щей. Таким образом Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао”. Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что че-ловек - центр всего его учения.
Учение об обществе
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доно-сов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распростране-ние доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родите-лей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляю-щего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между по-колениями, обеспечить полную связанность современного общества с преды-дущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и люб-ви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древ-ность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современ-ников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:09:09 PM
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведен-ческий блок “ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с "жэнь". “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь”. Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и го-сударство, соединив две важные части своего учения.
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он гово-рил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших состав-ных частей здоровья общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано ра-ционально относится к природе.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости обра-зованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и до-полняет его.
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими уче-ниями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процес-сы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.
3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расто-чительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в це-лом.
4) Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.
Учение о государстве
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и прин-ципах руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенство-ванию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обяза-тельный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуе-мые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он гово-рил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших состав-ных частей здоровья общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано ра-ционально относится к природе.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости обра-зованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и до-полняет его.
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими уче-ниями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процес-сы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.
3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расто-чительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в це-лом.
4) Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.
Учение о государстве
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и прин-ципах руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенство-ванию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обяза-тельный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуе-мые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:09:38 PM
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина непри-ятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособ-но эффективно функционировать. Каркас модели государственного устрой-ства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.
К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, что-бы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориента-цией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе лю-дей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их вы-сокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государ-стве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо ре-шений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение на-рода правителю.
2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответствен-ность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чув-ством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был против-ником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничи-вал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных про-блем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, ко-торой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэф-фективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества.
К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, что-бы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориента-цией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе лю-дей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их вы-сокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государ-стве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо ре-шений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение на-рода правителю.
2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответствен-ность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чув-ством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был против-ником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничи-вал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных про-блем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, ко-торой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэф-фективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества.
DELETED
Акула пера
5/30/2007, 10:10:18 PM
Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по не-которым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отноше-ний и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это со-мнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного на-чала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой чело-век. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим че-ловеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, не-известных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической куль-туры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального че-ловека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему вос-точным учениям, Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - го-сударство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобре-тающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций соз-дал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Та-ким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерва-тизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблю-сти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаи-моотношениях страны с небом и, от имени неба, с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло создан-ный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варва-ров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и соци-альных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинт-эссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет кон-фуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерва-тизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблю-сти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаи-моотношениях страны с небом и, от имени неба, с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло создан-ный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варва-ров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и соци-альных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинт-эссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет кон-фуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.
ЛЕОНИД ОМ
Грандмастер
12/11/2009, 8:13:17 AM
Учение Конфуцмя многоуровневое. И суть там о встрече мудрого сановника с совершенномудрым монархом, которая при жизни учителя Кун не произошла