Синтоизм "путь богов" - религия японии
laeda
Любитель
4/16/2005, 2:47:08 PM
СИНТОИЗМ, синто ("путь богов") - национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности, объединившая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством ("ками") синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. "Ками" породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.
DELETED
Акула пера
3/19/2007, 4:27:08 PM
Жизнь японского народа неотделима от главных принципов Синтоизма – патриотизма и преданности. Артур Мэй Кнапп (Arthur May Knapp) как-то заметил: «читая Ветхий завет зачастую очень сложно понять, идет ли речь о Боге или об его избранном народе, о Небесах или об Иерусалиме, только о Мессии или обо всем народе» (Feudal and Modern Japan, Бостон, изд. J. Knight Co, 1897, т. 1, с. 183). Аналогичная двойственность присуща и мировоззрению японцев. Я использовал слово «двойственность», поскольку оно наиболее точно отражает его суть, которая не базируется на какой-то конкретной форме философии или религии. Эта идея или иными словами национальное самосознание полностью нашло свое отражение в Бусидо в виде преданности суверену и патриотизма к стране. Но эти чувства есть не только в Синтоизме, но в Христианской церкви, приверженцам которой вменяется в обязанность не «сredenda» (лат. - в веру верить), а «веры придерживаться».
DELETED
Акула пера
3/21/2007, 2:17:52 PM
Синтоизм
Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто, или синтоизме, как называют её европейцы, к числу божеств, именуемых ками, относятся божественные предки японского народа; духи гор, рек , камней, деревьев, огня, ветра; божества-покровители отдельных местностей и ремёсел; божества, олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду участвуют во всём происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.
Само название религии "синто" состоит из двух иероглифов: "син" и "то". Первый переводится как "божество" и имеет ещё другое прочтение- "ками", а второй означает "путь". Таким образом, дословный перевод "синто"- "путь богов". Что же стоит за столь необычным названием? Строго говоря, синто- языческая религия. Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. Синто- национальная религия, адресованная не всему человечеству, а только японцам. Она возникла в результате объединения верований, распространённых в отдельных местностях Японии, вокруг культа, который сложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами- предками императорского дома.
В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм (почитание отдельных животных в качестве покровителей), фетишизм (верование в сверхъестественную силу амулетов и талисманов). В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного основателя- человека или божество. В этой религии вообще отсутствуют какие - либо чёткие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут с ними в одном мире и могут переходить в разряд ками после смерти. Поэтому не обещает спасения в каком-то другом мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.
Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменеий на протяжении веков. В то же время догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. Вначале в синто не было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.
В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представления о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался",т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - "цуми", и за подобный грех человеку придётся платить и после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное существование в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где - то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров.
От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храмов. Вполне достаточно участия вхрамовых праздниках и исполнениях традиционных обрядов, связанных с важными событиями в жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных событий и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию, даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очент немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.
Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто, или синтоизме, как называют её европейцы, к числу божеств, именуемых ками, относятся божественные предки японского народа; духи гор, рек , камней, деревьев, огня, ветра; божества-покровители отдельных местностей и ремёсел; божества, олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду участвуют во всём происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.
Само название религии "синто" состоит из двух иероглифов: "син" и "то". Первый переводится как "божество" и имеет ещё другое прочтение- "ками", а второй означает "путь". Таким образом, дословный перевод "синто"- "путь богов". Что же стоит за столь необычным названием? Строго говоря, синто- языческая религия. Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. Синто- национальная религия, адресованная не всему человечеству, а только японцам. Она возникла в результате объединения верований, распространённых в отдельных местностях Японии, вокруг культа, который сложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами- предками императорского дома.
В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм (почитание отдельных животных в качестве покровителей), фетишизм (верование в сверхъестественную силу амулетов и талисманов). В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного основателя- человека или божество. В этой религии вообще отсутствуют какие - либо чёткие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут с ними в одном мире и могут переходить в разряд ками после смерти. Поэтому не обещает спасения в каком-то другом мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.
Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменеий на протяжении веков. В то же время догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. Вначале в синто не было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.
В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представления о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался",т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - "цуми", и за подобный грех человеку придётся платить и после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное существование в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где - то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров.
От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храмов. Вполне достаточно участия вхрамовых праздниках и исполнениях традиционных обрядов, связанных с важными событиями в жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных событий и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию, даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очент немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.
DELETED
Акула пера
3/21/2007, 10:57:44 PM
Происхождение и сущность синтоизма
Синтоизм, национальная религия японцев, испытал сильное влияние со стороны буддизма, конфуцианства и, в последнее время, христианства. Учение «синто» (буквально - путь богов) представляет собой сочетание множества концепций; практика и философия синтоизма многовариантны. Поэтому общая характеристика синтоизма как вероучения может оказаться весьма приблизительной.
Синтоизм как таковой - неразвитая религия, по большей части заключающаяся в поклонении духам природных стихий и обожествлённым людям. Синтоисты не называют ни основателя своей веры, ни пророков, они не знают Спасителя, у них нет формальной, канонической основы учения. Определяющая идея синтоизма - поклонение Ками, совокупному представлению о богах, природных стихиях, сверхъестественных силах и обожествлённых людях. Ками - это всё сущее, и всё сущее есть Ками. Это некое божественное сознание, пронизывающее вселенную, жизненная сила мира. Синтоизм, таким образом, по своей сути пантеистичен; в нём не проводится чёткой границы между созданием и Создателем.
Происхождение этой древней религии неясно. Название её состоит из двух китайских слов: «шен» (дух) и «тао» (путь). Существует и японское название синтоизма - «ками но мичи», что, примерно, означает «путь богов». Только после того, как буддизм начал вытеснять национальную религию японцев, они позаботились записать древние мифы и предания.
Буддизм проник в Японию в 522 г. по Р.Х. из Китая и Кореи. Приблизительно через 200 лет, в результате реакции на буддизм, появились две книги священных текстов синтоистов: «Кодзики» («Хроники древности») - в 712 г.!.-и «Нихонги» («Японские хроники») - в 720 г.
В книгах этих повествуется, что после образования неба и земли два божества Идзанаки и Идзанами стояли на парящем небесном мосту. Идзанаки, скучая, играл копьём и мутил им воды океана. Когда Идзанаки поднял копьё, с него упали капли, образовавшие остров Авадзи. Изанаги и Идзанами сошли на этот остров, соединились там и породили остальные Японские острова. От них произошли, кроме того, другие божества и весь японский народ. Одно из основных божеств, появившихся в результате этого союза, - богиня Солнца Аматэрасу. Внук Аматэрасу по имени Дзимму Тэнно сошёл с небес на священные острова Японии и стал первым микадо (императором) этой страны в 660 г до Р.Х. Японская традиция утверждает, что все императоры этой страны происходят по прямой линии от первого микадо; с этим связано весьма распространённое в Японии поклонение императору. Так как личность всякого императора божественна, каждый японец обязан беспрекословно ему подчиняться.
Синтоисты настаивают на любви и преданности японской нации к её императору-микадо. Ярко выраженный национализм делает учение «синто» чисто японской религией. «Чтобы стать синтоистом, нужно быть японцем», - говорят синтоисты.
Синтоисты считают, что спасение достигается соблюдением множества общественных и индивидуальных табу, которые стали органической частью жизни большинства японцев. Ритуальная чистоплотность (омовение тела и аккуратность в быту) при этом имеет огромное значение, так как синтоисты верят, что чистота отпугивает злых духов.
Кроме того, синтоисты умилостивляют богов и духов предков приношениями пищи и рисовой водки (сакэ). Жрецы синто совершают регулярные ритуалы в более чем 100.000 святилищ. В каждом святилище находится «шинтай» (священное изображение или символ Ками), который могут видеть только жрецы. Поблизости от святилища почти всегда находится «тори» (особого рода деревянная арка). В доме каждого синтоиста тоже есть святилище, называемое «камидана», здесь хозяин дома приносит жертвоприношения и молится. Домашнее святилище - это обычно просто невысокая полка, на которой расставлены изображения богини Солнца и других божеств.
Спасением синтоисты называют такое состояние, в котором человек недосягаем для злых духов и несчастий этого мира. У них нет ясной концепции греха и праведности. Человек хорош постольку, поскольку он создан богами, - считают синтоисты. Поэтому тот, кто умилостивляет богов и духов умерших, в 'точности соблюдает все табу и поклоняется Ками, обретает покой и бессмертие, соединяясь с духами предков в бестелесной субстанции Ками.
Синтоизм испытал сильнейшее влияние буддизма и конфуцианства. Собственно учение синто не содержит какой-либо этической системы. Этическое учение синтоисты переняли у конфуцианцев (сыновнее почтение и 5 принципов правильного поведения) и буддистов.
Буддисты, постепенно насаждавшие своё учение в Японии с 800 до 1700 гг. от Р.Х. в форме Махаяны, не отвергли синтоистских божеств и включили их в свою систему, отождествляя каждое с различными Буддами и Бодхисатвами. Такую смешанную с буддизмом форму синто называют «Рёву» (двойственный).
Но взрыв национализма в Японии привёл к возрождению синтоизма в его первоначальной форме и к ослаблению позиций буддистов. В 1882 году император Мейдзи официально провозгласил «синто» государственной религией. Синтоизм стал политической силой, с помощью которой подогревались идеи превосходства японской нации и божественного предназначения Японской империи. Были учреждены государственные храмы общенационального значения. До Второй мировой войны и во время её всем японским учащимся и студентам внушались синтоистские представления о происхождении мира, поклонении императору и государству. Синтоистское государство стало одной из движущих сил мировой войны. Поэтому, когда 1 января 1946 года император Хирохито отказался от обожествления своей личности, основы синтоизма пошатнулись. Синтоизм как государственная религия был отменён, но народные и сектантские формы его сумели пережить падение богоподобного императора.
Народная форма синто, городские и семейные святилища всё ещё существуют. Кроме 'того, насчитывается почти 150 различных синтоистских сект, некоторые из которых пытаются приобрести последователей в странах с не японским населением. Синтоисты-сектанты, как правило, отличаются большей активностью и религиозностью, чем приверженцы народных верований. В массовой форме синтоизм сводится к обычаям и нормам поведения, но сектанты убеждены в исключительности и превосходстве своей религии. В отличие от «народных синтоистов», сектанты называют основателей своих течений, имеют систему авторитетов и программу действий.
Синтоистское государство отошло в прошлое, но националистические идеи «священной земли» и «священной нации» не исчезли, а только видоизменились. С другой стороны, характерное для большинства современных японцев стремление к урбанизации, индустриализации и научному образованию подрывает влияние синтоизма с его поклонением предкам и духам стихий, с его примитивной мифологией.
Синтоизм, национальная религия японцев, испытал сильное влияние со стороны буддизма, конфуцианства и, в последнее время, христианства. Учение «синто» (буквально - путь богов) представляет собой сочетание множества концепций; практика и философия синтоизма многовариантны. Поэтому общая характеристика синтоизма как вероучения может оказаться весьма приблизительной.
Синтоизм как таковой - неразвитая религия, по большей части заключающаяся в поклонении духам природных стихий и обожествлённым людям. Синтоисты не называют ни основателя своей веры, ни пророков, они не знают Спасителя, у них нет формальной, канонической основы учения. Определяющая идея синтоизма - поклонение Ками, совокупному представлению о богах, природных стихиях, сверхъестественных силах и обожествлённых людях. Ками - это всё сущее, и всё сущее есть Ками. Это некое божественное сознание, пронизывающее вселенную, жизненная сила мира. Синтоизм, таким образом, по своей сути пантеистичен; в нём не проводится чёткой границы между созданием и Создателем.
Происхождение этой древней религии неясно. Название её состоит из двух китайских слов: «шен» (дух) и «тао» (путь). Существует и японское название синтоизма - «ками но мичи», что, примерно, означает «путь богов». Только после того, как буддизм начал вытеснять национальную религию японцев, они позаботились записать древние мифы и предания.
Буддизм проник в Японию в 522 г. по Р.Х. из Китая и Кореи. Приблизительно через 200 лет, в результате реакции на буддизм, появились две книги священных текстов синтоистов: «Кодзики» («Хроники древности») - в 712 г.!.-и «Нихонги» («Японские хроники») - в 720 г.
В книгах этих повествуется, что после образования неба и земли два божества Идзанаки и Идзанами стояли на парящем небесном мосту. Идзанаки, скучая, играл копьём и мутил им воды океана. Когда Идзанаки поднял копьё, с него упали капли, образовавшие остров Авадзи. Изанаги и Идзанами сошли на этот остров, соединились там и породили остальные Японские острова. От них произошли, кроме того, другие божества и весь японский народ. Одно из основных божеств, появившихся в результате этого союза, - богиня Солнца Аматэрасу. Внук Аматэрасу по имени Дзимму Тэнно сошёл с небес на священные острова Японии и стал первым микадо (императором) этой страны в 660 г до Р.Х. Японская традиция утверждает, что все императоры этой страны происходят по прямой линии от первого микадо; с этим связано весьма распространённое в Японии поклонение императору. Так как личность всякого императора божественна, каждый японец обязан беспрекословно ему подчиняться.
Синтоисты настаивают на любви и преданности японской нации к её императору-микадо. Ярко выраженный национализм делает учение «синто» чисто японской религией. «Чтобы стать синтоистом, нужно быть японцем», - говорят синтоисты.
Синтоисты считают, что спасение достигается соблюдением множества общественных и индивидуальных табу, которые стали органической частью жизни большинства японцев. Ритуальная чистоплотность (омовение тела и аккуратность в быту) при этом имеет огромное значение, так как синтоисты верят, что чистота отпугивает злых духов.
Кроме того, синтоисты умилостивляют богов и духов предков приношениями пищи и рисовой водки (сакэ). Жрецы синто совершают регулярные ритуалы в более чем 100.000 святилищ. В каждом святилище находится «шинтай» (священное изображение или символ Ками), который могут видеть только жрецы. Поблизости от святилища почти всегда находится «тори» (особого рода деревянная арка). В доме каждого синтоиста тоже есть святилище, называемое «камидана», здесь хозяин дома приносит жертвоприношения и молится. Домашнее святилище - это обычно просто невысокая полка, на которой расставлены изображения богини Солнца и других божеств.
Спасением синтоисты называют такое состояние, в котором человек недосягаем для злых духов и несчастий этого мира. У них нет ясной концепции греха и праведности. Человек хорош постольку, поскольку он создан богами, - считают синтоисты. Поэтому тот, кто умилостивляет богов и духов умерших, в 'точности соблюдает все табу и поклоняется Ками, обретает покой и бессмертие, соединяясь с духами предков в бестелесной субстанции Ками.
Синтоизм испытал сильнейшее влияние буддизма и конфуцианства. Собственно учение синто не содержит какой-либо этической системы. Этическое учение синтоисты переняли у конфуцианцев (сыновнее почтение и 5 принципов правильного поведения) и буддистов.
Буддисты, постепенно насаждавшие своё учение в Японии с 800 до 1700 гг. от Р.Х. в форме Махаяны, не отвергли синтоистских божеств и включили их в свою систему, отождествляя каждое с различными Буддами и Бодхисатвами. Такую смешанную с буддизмом форму синто называют «Рёву» (двойственный).
Но взрыв национализма в Японии привёл к возрождению синтоизма в его первоначальной форме и к ослаблению позиций буддистов. В 1882 году император Мейдзи официально провозгласил «синто» государственной религией. Синтоизм стал политической силой, с помощью которой подогревались идеи превосходства японской нации и божественного предназначения Японской империи. Были учреждены государственные храмы общенационального значения. До Второй мировой войны и во время её всем японским учащимся и студентам внушались синтоистские представления о происхождении мира, поклонении императору и государству. Синтоистское государство стало одной из движущих сил мировой войны. Поэтому, когда 1 января 1946 года император Хирохито отказался от обожествления своей личности, основы синтоизма пошатнулись. Синтоизм как государственная религия был отменён, но народные и сектантские формы его сумели пережить падение богоподобного императора.
Народная форма синто, городские и семейные святилища всё ещё существуют. Кроме 'того, насчитывается почти 150 различных синтоистских сект, некоторые из которых пытаются приобрести последователей в странах с не японским населением. Синтоисты-сектанты, как правило, отличаются большей активностью и религиозностью, чем приверженцы народных верований. В массовой форме синтоизм сводится к обычаям и нормам поведения, но сектанты убеждены в исключительности и превосходстве своей религии. В отличие от «народных синтоистов», сектанты называют основателей своих течений, имеют систему авторитетов и программу действий.
Синтоистское государство отошло в прошлое, но националистические идеи «священной земли» и «священной нации» не исчезли, а только видоизменились. С другой стороны, характерное для большинства современных японцев стремление к урбанизации, индустриализации и научному образованию подрывает влияние синтоизма с его поклонением предкам и духам стихий, с его примитивной мифологией.
Uraniuss
Мастер
12/25/2008, 9:03:51 PM
В настоящее время информационный материал размещается в статьях Форума.
Тема остаётся для вопросов, ответов на них и обсуждения.
Тема остаётся для вопросов, ответов на них и обсуждения.