Сатана, слуги сатаны. в худ. литературе
Коури
Мастер
10/5/2008, 10:34:12 PM
"Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", — этот ответ Мефистофеля на вопрос Фауста: "...так кто ж ты, наконец?" — М.А. Булгаков сделал эпиграфом к роману, как будто сразу высказывая своё отношение к Воланду. Но понять эти слова можно только в контексте трагедии Гёте.
Почему Мефистофель так себя рекомендует? Действительно ли чёрт (а точнее, злая сила, частью которой он является) совершает благо для людей? Тогда в разряд "сатанистов" можно записать и Гёте.)) А может, Мефистофелю надо просто привлечь Фауста, очаровать его, чтобы обмануть?
Конечно же, Мефистофель лжёт; уточним: думает, что лжёт. На протяжении всей трагедии этот умный, язвительный, обаятельный чёрт только и ждёт подходящего случая, чтобы погубить Фауста, заставить его произнести условленную фразу: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" — и завладеть его душой.
Здесь возможно обсудить произведения Гетте "Фауст " и Булгакова "Мастер и Маргаритта".. ИМХО. Есть множество произведений , которые здесь можно обсудить..
Почему Мефистофель так себя рекомендует? Действительно ли чёрт (а точнее, злая сила, частью которой он является) совершает благо для людей? Тогда в разряд "сатанистов" можно записать и Гёте.)) А может, Мефистофелю надо просто привлечь Фауста, очаровать его, чтобы обмануть?
Конечно же, Мефистофель лжёт; уточним: думает, что лжёт. На протяжении всей трагедии этот умный, язвительный, обаятельный чёрт только и ждёт подходящего случая, чтобы погубить Фауста, заставить его произнести условленную фразу: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" — и завладеть его душой.
Здесь возможно обсудить произведения Гетте "Фауст " и Булгакова "Мастер и Маргаритта".. ИМХО. Есть множество произведений , которые здесь можно обсудить..
DELETED
Акула пера
10/5/2008, 11:15:00 PM
Интересная тема.
Размышлял о Воланде, как он описан у Булгакова. Этот образ на мой взгляд, воплощение чаяний автора о наказании его реальным врагам за те обиды которые он притерпел в жизни: за мытарства с квартирой, за гонения от критиков да и за многое другое. Почитайте литературу по исследованиям жизни Булгакова-там много таких реалий найдено. И Булгаков, понимая что в жизни он увы проиграл быту и создал образ справедливого зла, которое справедливо аж до чертиков, а уж шарм то в нем какой.
Размышлял о Воланде, как он описан у Булгакова. Этот образ на мой взгляд, воплощение чаяний автора о наказании его реальным врагам за те обиды которые он притерпел в жизни: за мытарства с квартирой, за гонения от критиков да и за многое другое. Почитайте литературу по исследованиям жизни Булгакова-там много таких реалий найдено. И Булгаков, понимая что в жизни он увы проиграл быту и создал образ справедливого зла, которое справедливо аж до чертиков, а уж шарм то в нем какой.
karakorum
Мастер
10/8/2008, 12:10:37 AM
(Товарищ Барон @ 05.10.2008 - время: 19:15) Интересная тема.
Размышлял о Воланде, как он описан у Булгакова. Этот образ на мой взгляд, воплощение чаяний автора о наказании его реальным врагам за те обиды которые он притерпел в жизни: за мытарства с квартирой, за гонения от критиков да и за многое другое. Почитайте литературу по исследованиям жизни Булгакова-там много таких реалий найдено. И Булгаков, понимая что в жизни он увы проиграл быту и создал образ справедливого зла, которое справедливо аж до чертиков, а уж шарм то в нем какой.
Можно попробовать проанализировать его "Мастера и Маргариту", можно почитать грамотные рецензии. Уверен, что будет интересно. Одно могу сказать точно - подтекста там очень и очень много. Только вдумываться надо. Булгаков он вообще любитель подтекста. Вспомните "Собачье сердце" или "Роковые яйца"....
Особенно внимательно нужно читать начальную сцену на Патриарших Прудах....
Размышлял о Воланде, как он описан у Булгакова. Этот образ на мой взгляд, воплощение чаяний автора о наказании его реальным врагам за те обиды которые он притерпел в жизни: за мытарства с квартирой, за гонения от критиков да и за многое другое. Почитайте литературу по исследованиям жизни Булгакова-там много таких реалий найдено. И Булгаков, понимая что в жизни он увы проиграл быту и создал образ справедливого зла, которое справедливо аж до чертиков, а уж шарм то в нем какой.
Можно попробовать проанализировать его "Мастера и Маргариту", можно почитать грамотные рецензии. Уверен, что будет интересно. Одно могу сказать точно - подтекста там очень и очень много. Только вдумываться надо. Булгаков он вообще любитель подтекста. Вспомните "Собачье сердце" или "Роковые яйца"....
Особенно внимательно нужно читать начальную сцену на Патриарших Прудах....
DELETED
Акула пера
10/8/2008, 3:08:43 AM
Вот Булгаков как раз и писал апокрифические мотивы. Все знаю что такое апокрифы? Это те книги с библейскими сюжетами из жизни Христа, которые не вошли в Библию, по причине, что были "надиктованы самим Сатаной"
Не укладывались они в общий формат Как по мне, то это произведение было направлено на то, что бы заставить народ задуматься, вернуться к религии. Вспомните когда писалась "Мастер и Маргарита"? Во времена воинствующего атеизма, а также в этой книге есть много моментов, когд прямо говорится, что не все в Библии соотвествует действительности, что правда была искажена с какими-то целями..
З.Ы. Мн очень нравится Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", национальный колорит плюс мистика в сочетании с потрясающим чувством юмора И получается, что не такой уж и страшен чорт, как его малюют
Не укладывались они в общий формат Как по мне, то это произведение было направлено на то, что бы заставить народ задуматься, вернуться к религии. Вспомните когда писалась "Мастер и Маргарита"? Во времена воинствующего атеизма, а также в этой книге есть много моментов, когд прямо говорится, что не все в Библии соотвествует действительности, что правда была искажена с какими-то целями..
З.Ы. Мн очень нравится Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", национальный колорит плюс мистика в сочетании с потрясающим чувством юмора И получается, что не такой уж и страшен чорт, как его малюют
erga
Удален 10/8/2008, 11:03:37 PM
Мне очень нравится Булгаков!
И в вечерней школе по "МиМ" я писал сочинение, озаглавленное следующим образом:
Переосмысление евангельских мотивов в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Персонификация потустороннего.
Естественно пришлось проштудировать массу рецензий, комментариев, бонусов, чтобы не выглядеть неосведомлённым, несведущим, профаническим)
И в вечерней школе по "МиМ" я писал сочинение, озаглавленное следующим образом:
Переосмысление евангельских мотивов в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Персонификация потустороннего.
Естественно пришлось проштудировать массу рецензий, комментариев, бонусов, чтобы не выглядеть неосведомлённым, несведущим, профаническим)
erga
Удален 11/1/2008, 11:27:41 PM
(erga @ 08.10.2008 - время: 18:03) Мне очень нравится Булгаков!
И в вечерней школе по "МиМ" я писал сочинение, озаглавленное следующим образом:
Переосмысление евангельских мотивов в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Персонификация потустороннего.
Естественно пришлось проштудировать массу рецензий, комментариев, бонусов, чтобы не выглядеть неосведомлённым, несведущим, профаническим)
Yeah!
Всем фиолетовы, походу, мои потуги литературные:(
И тем не менее рискну похвастаться выложив заключительную часть выдержек из собственного, удачного на мой взгляд, школьного сочинения.
Итак,
Персонификация в романе Булгакова
...Потустороннее у Булгакова тесно сплетено, трансплатировано в реалии московского быта, где два атеиста на квадратный метр жилой площади составляли оппозицию не только Богу, но и дьяволу;
а появление мессии, равно как и материализация чёрта, было б воспринято с общим, организованным недоумением...
Поэтому Воланд далёк от антропоморфного образа евангельского сатаны; чуть родственен воображению еретика и республиканца Мильтона;
его философия зла и пролегомена теней близка Мефистофелю;
жажда познаний, сравнений и опыта под стать Фаусту...
Воланд- более чем респектабельный господин:
он "невменяемый" иностранец, которому простительны некоторые аристократические замашки...
И в то же время Воланд- это блистательная, полутаинственная личность и этим он схож с ещё одним персонажем- с князем Лючио Риманцем из романа Брема Стокера( 1847-1912 ) "Скорбь Сатаны":
всё та же величественная фигура, всё тот же богоподобный вид, всё та же страшная поза, полная вызова и протеста, всё тот же мертвенный глаз, в котором, можно поклясться, мгновенье назад блестела слеза...
Свита Воланда- это беспрецендентная шайка отъявленных "негодяев", чьи имена, прозвища, манера поведения и облик исподволь напоминают об историко-культурных, историко-религиозных традициях различных этносов персонифицированных в романе Булгакова.
Откровенная теология, пожалуй, была бы скучна и нелепа, но там, где появляется эта приблизительная компания нас удивляет бесцеремонность, живость и странная роль ревнителей справедливости этих внушавших когда-то трепет стигматозавров средневековой схоластики.
Некто Коровьев, он же Фагот, он же самозванный кривляка регент выступает в роли секретаря некоего артиста Воланда, или же адьютанта при сатане. Этот персонаж, наружно гадкий, длинный, скользкий, в плечах узкий, словом- змеевидный, есть аналог искусителю прачеловека, "срыватель масок" и обличитель людских пороков.
Бегемот- это имя присутствует в библии как "непостижимо божественное творение", величественное, монолитное с миром. Демонологи, восприняв эту характеристику как нечто богомерзкое, языческое "открестили" за данным именем приспешника сатаны, демона неутомимых желаний желудка.
По Булгакову же это огромных размеров антропоморфный кот, склонный к зауми шут, балагур, сопящий мародёр, бесцеремонный кавалер и мягкий агрессор:)
Служанка Воланда Гелла фигурирует в европейском фольклоре как ведьма, казнённая когда-то за неумеренное распутство или чрезмерную красоту, или как вампир, живой труп, сосущий кровь живых, чтобы сохранить жизнеспособность и привлекательность.
Азазелло- итальянизированная форма имени Азазель, демона "безводной пустыни", первоначально- "козёл отпущения".
Этот катастрофический отпрыск ветхозаветной истории предстаёт у Булгакова как хмурый рецидивист, коренастый рыжий еврей с обезображенной физиономией... персонаж, исполняющий свою роль убийцы с каким-то маниакальным наслаждением....
Ну и в заключение- Иешуа, который Га-Ноцри, -безвестный нищий из Эн-Сариба... куда ж без него в романе Михал Афанасьича?!
Булгаковский герой до нелепицы человечен:
он не творит чудес, не кормит с ладони народы, он не эссенция Святого Духа, а представитель земного мира, обычный человек принявший муку за свои убеждения, за свою веру...
И в вечерней школе по "МиМ" я писал сочинение, озаглавленное следующим образом:
Переосмысление евангельских мотивов в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Персонификация потустороннего.
Естественно пришлось проштудировать массу рецензий, комментариев, бонусов, чтобы не выглядеть неосведомлённым, несведущим, профаническим)
Yeah!
Всем фиолетовы, походу, мои потуги литературные:(
И тем не менее рискну похвастаться выложив заключительную часть выдержек из собственного, удачного на мой взгляд, школьного сочинения.
Итак,
Персонификация в романе Булгакова
...Потустороннее у Булгакова тесно сплетено, трансплатировано в реалии московского быта, где два атеиста на квадратный метр жилой площади составляли оппозицию не только Богу, но и дьяволу;
а появление мессии, равно как и материализация чёрта, было б воспринято с общим, организованным недоумением...
Поэтому Воланд далёк от антропоморфного образа евангельского сатаны; чуть родственен воображению еретика и республиканца Мильтона;
его философия зла и пролегомена теней близка Мефистофелю;
жажда познаний, сравнений и опыта под стать Фаусту...
Воланд- более чем респектабельный господин:
он "невменяемый" иностранец, которому простительны некоторые аристократические замашки...
И в то же время Воланд- это блистательная, полутаинственная личность и этим он схож с ещё одним персонажем- с князем Лючио Риманцем из романа Брема Стокера( 1847-1912 ) "Скорбь Сатаны":
всё та же величественная фигура, всё тот же богоподобный вид, всё та же страшная поза, полная вызова и протеста, всё тот же мертвенный глаз, в котором, можно поклясться, мгновенье назад блестела слеза...
Свита Воланда- это беспрецендентная шайка отъявленных "негодяев", чьи имена, прозвища, манера поведения и облик исподволь напоминают об историко-культурных, историко-религиозных традициях различных этносов персонифицированных в романе Булгакова.
Откровенная теология, пожалуй, была бы скучна и нелепа, но там, где появляется эта приблизительная компания нас удивляет бесцеремонность, живость и странная роль ревнителей справедливости этих внушавших когда-то трепет стигматозавров средневековой схоластики.
Некто Коровьев, он же Фагот, он же самозванный кривляка регент выступает в роли секретаря некоего артиста Воланда, или же адьютанта при сатане. Этот персонаж, наружно гадкий, длинный, скользкий, в плечах узкий, словом- змеевидный, есть аналог искусителю прачеловека, "срыватель масок" и обличитель людских пороков.
Бегемот- это имя присутствует в библии как "непостижимо божественное творение", величественное, монолитное с миром. Демонологи, восприняв эту характеристику как нечто богомерзкое, языческое "открестили" за данным именем приспешника сатаны, демона неутомимых желаний желудка.
По Булгакову же это огромных размеров антропоморфный кот, склонный к зауми шут, балагур, сопящий мародёр, бесцеремонный кавалер и мягкий агрессор:)
Служанка Воланда Гелла фигурирует в европейском фольклоре как ведьма, казнённая когда-то за неумеренное распутство или чрезмерную красоту, или как вампир, живой труп, сосущий кровь живых, чтобы сохранить жизнеспособность и привлекательность.
Азазелло- итальянизированная форма имени Азазель, демона "безводной пустыни", первоначально- "козёл отпущения".
Этот катастрофический отпрыск ветхозаветной истории предстаёт у Булгакова как хмурый рецидивист, коренастый рыжий еврей с обезображенной физиономией... персонаж, исполняющий свою роль убийцы с каким-то маниакальным наслаждением....
Ну и в заключение- Иешуа, который Га-Ноцри, -безвестный нищий из Эн-Сариба... куда ж без него в романе Михал Афанасьича?!
Булгаковский герой до нелепицы человечен:
он не творит чудес, не кормит с ладони народы, он не эссенция Святого Духа, а представитель земного мира, обычный человек принявший муку за свои убеждения, за свою веру...
Jasson
Профессионал
11/2/2008, 12:14:08 AM
Браво erga, давно не читал о Булгакове столь содержательного текста.
Но если честно, я вообще их не читаю. К чему вообще разжевывать шедевры?
Впрочем, к вам это не относится.
Но если честно, я вообще их не читаю. К чему вообще разжевывать шедевры?
Впрочем, к вам это не относится.
DELETED
Акула пера
11/11/2008, 5:26:10 AM
(erga @ 01.11.2008 - время: 20:27) пролегомена теней
а что это означает?
а что это означает?
панда
supermoderator
12/12/2010, 3:40:47 PM
Устарела тема.Закрываю.