Санскрит, мантры, янтры

IronMarcus
3/26/2007, 11:45:20 PM
Санскрит, язык на котором представлены основные духовные книги Индии. До сих пор этот язык используется индийскими учеными в различных областях знаний. Считается, что этот язык лежит в основе древнеидийского языка. Следует заметить, что Веды написаны на ведическом(лингвисты говорят ведийском) санскрите. Временем его становления считают времена написания Вед, то есть I-II тысячелетие до нашей эры. С середины I тысячелетия до н.э. по III - IV века н.э. складывались индийские эпические поэмы Махабхарата (mahaabhaarata) - "Великая (битва) потомков Бхараты" и Рамаяна (raamaayaNa) - "Странствия Рамы". Древнеиндийский язык этих поэм называют эпическим санскритом.
Большинство санскритских памятников было создано на классическом санскрите - языке IV - VII веков. Это художественная литература разных жанров: проза - сборники рассказов и басен Панчатантра (pa~ncatantra) - "Пять руководств", Хитопадеша (hitopadesha) - "Доброе наставление" и другие, а позже - средневековые индийские романы Дандина, Субандху и Бана; лирическая поэзия, стихотворные афоризмы и поэмы; драматургия - пьесы Бхасы (III в.), Шудраки
(V в.), Калидасы (IV - V вв.); произведения Бхартрихари (V - VI вв.) и другие.
На классическом санскрите сохранилась разнообразная научная литература: труды по философии - изложение шести ортодоксальных систем индийской философии, трактаты по поэтике и теории драмы, шастры (shaastra) - сборники заповедей по разным отраслям знания, в которых зафиксированы этические и правовые нормы общества древней и средневековой Индии.
На санскрите писались труды по естественным наукам - по медицине, математике, астрономии и астрологии, по химии.
Особое место среди памятников на древнеиндийском занимают труды по языкознанию - лексикографические работы, описания звукового состава и грамматического строя языка. Работы многочисленных грамматистов были в V - IV вв. до н.э. систематизированы ученым Панини (paaNini) в трактате "Восьмикнижие" (aSTaadhyaayi). В труде Панини зафиксированы языковые нормы, соблюдение которых позже становится обязательным в литературных произведениях на классическом санскрите.

Термин "санскрит" употребляется в узком и в широком смысле. В узком смысле он подразумевает эпический и классический язык, в широком смысле (включая ведийский) употребляется как синоним древнеиндийского.

Санскрит как литературный язык на протяжении многих веков сосуществовал и взаимодействовал с другими индийскими языками - с поздним ведийским, со среднеиндийскими языками, с дравидийскими языками (языки Юга Индии). На среднеиндийских языках пали (paali) и пракритах (praakR^ita - букв. необработанный, естественный") проповедывались учения неортодоксальных
философских(религиозных) систем Индии - буддизма (на пали) и джайнизма. Дреднеиндийские языки уступали санскриту как выразителю более древней и богатой культурной традиции и подвергались его мощному воздействию. Санскритизация среднеиндийских языков привела к созданию буддийского гибридного санскрита и джайнского санскрита. Они, как и формы позднего санскрита, представляют собой явления псевдоисторической эволюции языка.


пост разделен на 3 части для удобства чтения.
Бестя
3/26/2007, 11:58:48 PM
Ведический санскрит очень отличается от классического и эпического. Этот язык очень архаичен. Есть временные формы, которые исчезают в классическом санскрите и очень тесно связаны с ведической философией, а значит с йогой и ее чисто практическими аспектами. В Ведах существует огромное количество слов и грамматических форм, чье значение позже было утеряно. Есть слова, чье значение совершенно очевидно изменилось позже. С неправильными значениями слов очень многие гимны Вед теряют всякий смысл, а значит теряется доступ к йогическому опыту.

Разберем, зачем санскрит нужен йоге. Это единственный язык, где есть термины без которых сложно описать и понимать процессы, происходящие при йогической практике. Но это не единственное, для чего нужен санскрит. Звуки санскрита, его слова и фразы, влияют на внутренне состояние человека. Влияют, потому что являются воплощением вибраций, сил и процессов, которые являются частью йоги. Когда йогин достигает определенной ступени, он начинает чувствовать вибрации, стоящие за санскритскими звуками и тогда он может произносить слова так, чтобы они давали свой волшебный эффект. Очень многие люди, которые никогда не занимались йогой, начинают чувствовать почти магическое ощущение, исходящие от звуков санскрита, если они произносятся йогиным, достигшим этой ступени.
Слова и фразы санскрита, предназначенные для йогических целей называются мантрами. Это не молитвы, как думают многие. Если произносить слова правильно, мантра - это ключ к определенной йогической реализации или цели. Есть аналогичный зрительный способ, когда вибрация выражается в картинке, узоре, рисунке. Такая картинка называется янтрой.

Есть очень много документально подтвержденных случаев, когда произнесенная мантра вылечивала за несколько часов тяжелые болезни, такие, как лихорадка, которая часто встречается в Индии. Гимны, записанные в Ведах, являются мантрами, предназначенными для получения сакрального знания напрямую, минуя процесс логического осмысления.

Разберем, звук ОМ, который, я полагаю, известен многим. Если произносить этот звук правильно и следовать его вибрации, открывается перемычка в макушке головы и человек чувствует, что над головой у него расцветает яркое солнце. Естественно, что физически это не так, но все ощущения солнца, его жар, его свет, его давление присутствует в полной мере. Разные йогические и религиозные системы конструируют свои мантры, куда входит этот звук. И это приводит к различных реализациям, которые отличаются йогические системы друг от друга.

Бестя
3/26/2007, 11:58:57 PM
Мадонна, как известно, попыталась исполнять песни на санскрите, также как и несколько других исполнителей. Я не почувствовал в ее исполнении тех вибраций, которые должны присутствовать в санскрите. Однако, позже Enya выпустила песню под названием Om Namo Bhagavate, где я ощутил те вибрации, ту силу, с которой живу большую часть своей жизни. Эта мантра принадлежит йоге Шри Ауробиндо. Разумеется, это мое субъективное восприятие, поэтому у Вас оно может быть иным.

Еще немного моего субъективного мнения о санскрите. Язык этот все равно архаичен и во многом чужд современному человеку, хотя для меня, он является таким же притягательным, как и огонь для бабочки. Все же я думаю, если когда-нибудь в далеком будущем количество людей, занимающихся йогой, станет достаточно велико и они продвинутся туда, куда дошли риши, то они создадут свой язык, который будет иметь преимущества санскрита, но не будет иметь его недостатков.

Пара примеров о недостатках(или сложностях?) санскрита.
В нем существует двоичная числовая форма, то есть, единственное число(я), двоичное(я и ты) и множественное. Хотя может быть я не прав и это, наооборот, правильно?
Кроме того, в этом языке существует три залога:
действительный (parasmaipada), средний (aatmanepada) и страдательный.
Parasmaipada значит "слово, выражающее действие по отношению к другому",
aatmanepada значит "слово, выражающее действие по отношению к самому себе".
Рассмотрим, например, употребление глагола pac "печь, варить, готовить (пищу)". Форма parasmaipada - janaH pacati "человек готовит (пищу)" - значит, что он готовит пищу для кого-то другого. Форма aatmanepada - janaH pacate "человек готовит (пищу)" - показывает, что он готовит пищу для самого себя. Употребление parasmaipada или aatmanepada определенным образом связывается с семантикой глагола. Одни глаголы функционируют только в parasmaipada, другие - только в aatmanepada. Имеются глаголы, употребление которых оказывается возможным в обоих залогах, ubhayapada.
Письмо санскрита devanaagarii(означает небесное письмо) очень неприятно для чтения и написания, хотя выглядит само по себе красиво.
И это только начальные сложности при изучении санскрита, чем дальше в глубь, тем их больше. Санскрит - это синтетический язык, слова там образуются также, как и в русском, методом сочетания корней, суффиксов и приставок. Однако, сложность этого, количество корней и всего остального на порядок выше по сравнению с русским. Честно говоря, мне кажется, что для тех, кто знает только английский, изучение этого языка должно представлять себе огромную сложность.
Хотя Шри Ауробиндо его превзошел сам, в то время, как бенгали, язык его нации, ему пришлось учить с учителем.
Бестя
3/26/2007, 11:59:50 PM
Уважаемый IronMarcus
Просьба не делать такие длинные посты, они неудобны для чтения.
DELETED
3/27/2007, 1:44:22 AM
Позновательно rolleyes.gif
IronMarcus
3/28/2007, 1:56:45 AM
Еще о мантрах. Мантра это производное от двух санскритских корней. Ман, что обычно переводится, как мысль, хотя в последнее время мне все больше и больше начинает казаться, что на самом деле в Ведах этот корень, как раз, и означал вибрацию. И корень tra, означающий инструмент. Так что, приблизительный перевод мог бы быть "инструмент мысли" или "воплощение вибрации".
Читать мантру следует в состоянии полной внутренней тишины(саматха), чтобы ничего не могло помешать вибрации, которую несет мантра. Есть мантры, которые помогают научиться достигать само состояние полной внутренней тишины, но это все равно не избавляет от усилий по достижению этого состояния.
Из моего опыта следует, что возможны звуки, описывающие вибрации, которые альтернативны санскритским. На самом деле звуки любого языка влияют на наш разум и, возможно, являются одной из тех составляющих, что формируют менталитет данного народа.
IronMarcus
3/28/2007, 2:06:41 AM
Мудры(mudras) еще один аналог мантр. На сей раз, выраженный через позу или жест. Мудра действует аналогично мантрам и может дополняться мантрой. Если в хатха-йоге мудра это способ управления праной, энергией тонкого тела, то в остальных видах йог это еще один способ добиться йогического состояния. Отмечу, что здесь имеется параллель с восточными единоборствами, например, карате, где есть способы специально складывать пальцы определенным образом для достижения состояния в котором следует заниматься боевым искусством с одной стороны и перераспределением энергии с другой стороны.
Shishat
VIP
4/17/2007, 12:00:59 PM
Полный эффект мантры зависит от правильного воздействия на рефлексогенные точки языка и полости рта. Поэтому следует уделять пристальное внимание произношению и точным движениям языка.
В Кундалини-йоге ( я её практикую) существуют несколько видов мантр.
Первый тип — это биджа мантры, которые можно уподобить семени или зерну (биджа на санскрите означает семя). Это — имя Бога, которое мы помещаем в свое сердце, где оно будет расти и распространять свое излучение во всей ауре.
Ей предваряется другой тип мантры - аштанга мантра. Аштанга означает "состоящий из восьми частей". Эта восьмичастная вибрация действует как стимул, синхронизирующий работу всего мозга.
Примером аштанга-мантры может служить Ади Шакти мантра( 8 слогов:Эк О(н) Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру).
Пример биджа мантры - Сат Нам. Она используется в Кундалини йоге чаще всего.
Иногда может использоваться восьмитактовая аштанга-мантра, состоящая из биджа мантр (смешанный тип.)Например мантра Вахе Гуру(повторяется 4 раза - 8 слогов), она часто используется в криях развивающих целнтельские способности и имеет ритм, соответствующий Лайя йоге
Мы спим
IronMarcus
4/17/2007, 12:24:54 PM
(Shishat @ 17.04.2007 - время: 08:00) Полный эффект мантры зависит от правильного воздействия на рефлексогенные точки языка и полости рта. Поэтому следует уделять пристальное внимание произношению и точным движениям языка.

Если мантра произносится вслух.
Произносить мантры внутри сознания, не используя язык, на порядок сложнее. Для этого практикующий должен очень хорошо ощущать вибрацию мантры, в этом случае язык уже не имеет такого значения, да и Высшее само направит язык правильным образом .