Новости Шаманизма
РоМАЧО
Мастер
5/12/2008, 1:12:47 PM
Привлечь удачу помогут шаманы
Уже традиционным становится обряд, который в третий раз проводит местная организация шаманов "Тэнгэри" (Улан-Удэ) на месте поклонения "Пять пальцев" в окрестностях села Галтай. В прошлом году для того, чтобы принять участие в тайлагане, к памятнику приехало более трех тысяч человек.
Уже традиционным становится обряд, который в третий раз проводит местная организация шаманов "Тэнгэри" (Улан-Удэ) на месте поклонения "Пять пальцев" в окрестностях села Галтай. В прошлом году для того, чтобы принять участие в тайлагане, к памятнику приехало более трех тысяч человек.
Напомним, что недалеко от села Галтай находится памятник природы "Пять пальцев" — древнейшее место поклонения племен, проживавших на территории Бурятии еще с гуннских времен. Шаманы уверяют, что это не просто причудливое каменное изваяние, а правая кисть руки человека, выросшая из земли и просящая отца-неба счастья, благополучия и удачи. Причем на каждом пальце имеются линии, и каменная ладонь очень похожа на человеческую. В дореволюционные времена на этот молебен собиралось более 20 тысяч человек со всей этнической Бурятии, устраивались празднества, соревнования по традиционным видам спорта.
Особенно любят посещать святое место "Пять пальцев" люди, имеющие денежные затруднения. Привлекать удачу, богатство сюда приходили люди и во времена Чингисхана. Ходят легенды, что с помощью шаманов молитвы "простых смертных" у чудодейственного камня творят настоящие чудеса.
Ходят слухи, что после участия в этом обряде у многих участников улучшилось благосостояние, кто-то нашел работу, у кого-то пошел в гору бизнес, другие приобрели жилье, автомобиль, в бездетных семьях появились дети.
В этом году поклонение "табан хурган" будет 15 июня с 9.00. Перевозка всех желающих до места проведения обряда будет осуществляться по маршруту с 8:00 с ул. Свердлова, 20. В программе предусмотрены соревнования по национальной борьбе, концерт. Здесь же будут работать позная и магазин.
Уже традиционным становится обряд, который в третий раз проводит местная организация шаманов "Тэнгэри" (Улан-Удэ) на месте поклонения "Пять пальцев" в окрестностях села Галтай. В прошлом году для того, чтобы принять участие в тайлагане, к памятнику приехало более трех тысяч человек.
Уже традиционным становится обряд, который в третий раз проводит местная организация шаманов "Тэнгэри" (Улан-Удэ) на месте поклонения "Пять пальцев" в окрестностях села Галтай. В прошлом году для того, чтобы принять участие в тайлагане, к памятнику приехало более трех тысяч человек.
Напомним, что недалеко от села Галтай находится памятник природы "Пять пальцев" — древнейшее место поклонения племен, проживавших на территории Бурятии еще с гуннских времен. Шаманы уверяют, что это не просто причудливое каменное изваяние, а правая кисть руки человека, выросшая из земли и просящая отца-неба счастья, благополучия и удачи. Причем на каждом пальце имеются линии, и каменная ладонь очень похожа на человеческую. В дореволюционные времена на этот молебен собиралось более 20 тысяч человек со всей этнической Бурятии, устраивались празднества, соревнования по традиционным видам спорта.
Особенно любят посещать святое место "Пять пальцев" люди, имеющие денежные затруднения. Привлекать удачу, богатство сюда приходили люди и во времена Чингисхана. Ходят легенды, что с помощью шаманов молитвы "простых смертных" у чудодейственного камня творят настоящие чудеса.
Ходят слухи, что после участия в этом обряде у многих участников улучшилось благосостояние, кто-то нашел работу, у кого-то пошел в гору бизнес, другие приобрели жилье, автомобиль, в бездетных семьях появились дети.
В этом году поклонение "табан хурган" будет 15 июня с 9.00. Перевозка всех желающих до места проведения обряда будет осуществляться по маршруту с 8:00 с ул. Свердлова, 20. В программе предусмотрены соревнования по национальной борьбе, концерт. Здесь же будут работать позная и магазин.
РоМАЧО
Мастер
5/12/2008, 1:14:20 PM
В рамках «Алтарганы» для VIP-гостей на Ольхоне проведут шаманский обряд
Шаманский обряд пройдет 2 июля на острове Ольхон в рамках внепрограммных мероприятий международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана». Об этом сообщил директор ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса», секретарь оргкомитета фестиваля Александр Амагзаев. По его словам, принять участие в обряде смогут только руководители делегаций и VIP-гости.
- Сначала было желание пригласить на остров как можно больше участников фестиваля, но, к сожалению, весь вопрос упирается в пропускную способность паромной переправы. По решению оргкомитета, вопрос о проведении на острове шаманского обряда поручено проработать руководителям структурных подразделений администрации Иркутской области, отметил Амагзаев.
На проведение на Ольхоне шаманского обряда и концерта, а также на «эстафету огня» от Шаман-камня на Байкале до Иркутска потребуется от 1,5 до 2 млн. рублей. Эти средства не заложены в смету фестиваля, поэтому организаторы намерены привлечь деньги спонсоров.
Кроме того, Александр Амагзаев рассказал, что после фестиваля «Алтаргана» все желающие смогут побывать на Ольхоне. На расширенном заседании оргкомитета руководителю агентства по туризму Иркутской области Ирине Рютиной поручено совместно с туроператорами региона проработать вопрос об организации в местах проведения мероприятий фестиваля широкой продажи путевок на остров Ольхон.
Справка: Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана – 2008» пройдет 3 – 5 июля 2008 года в Иркутской области (Иркутск, Иркутский район, Ангарск, Шелехов, п. Усть-Ордынский, Ольхонский район). Впервые «Алтаргана» прошла в Монголии в начале 90-х г. XX века. Первоначально фестиваль был только песенным. В настоящее время «Алтаргана» является фестивалем песенного искусства, народного творчества и спортивного мастерства. В Монголии проводился четырежды: в 1994 г. – Дадал сомон Хэнтэйского аймака, в 1996 г. – Биндэр сомон,в 1998 г. – Батширээт сомон,
в 2000 г. – Дашибалбар сомон Восточного аймака. В 2002 году фестиваль проходил в РФ на территории Агинского Бурятского автономного округа. В 2004 году – вновь в Монголии, в г. Чойбалсан. И в 2006 году фестиваль приняла Республика Бурятия.
Шаманский обряд пройдет 2 июля на острове Ольхон в рамках внепрограммных мероприятий международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана». Об этом сообщил директор ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса», секретарь оргкомитета фестиваля Александр Амагзаев. По его словам, принять участие в обряде смогут только руководители делегаций и VIP-гости.
- Сначала было желание пригласить на остров как можно больше участников фестиваля, но, к сожалению, весь вопрос упирается в пропускную способность паромной переправы. По решению оргкомитета, вопрос о проведении на острове шаманского обряда поручено проработать руководителям структурных подразделений администрации Иркутской области, отметил Амагзаев.
На проведение на Ольхоне шаманского обряда и концерта, а также на «эстафету огня» от Шаман-камня на Байкале до Иркутска потребуется от 1,5 до 2 млн. рублей. Эти средства не заложены в смету фестиваля, поэтому организаторы намерены привлечь деньги спонсоров.
Кроме того, Александр Амагзаев рассказал, что после фестиваля «Алтаргана» все желающие смогут побывать на Ольхоне. На расширенном заседании оргкомитета руководителю агентства по туризму Иркутской области Ирине Рютиной поручено совместно с туроператорами региона проработать вопрос об организации в местах проведения мероприятий фестиваля широкой продажи путевок на остров Ольхон.
Справка: Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана – 2008» пройдет 3 – 5 июля 2008 года в Иркутской области (Иркутск, Иркутский район, Ангарск, Шелехов, п. Усть-Ордынский, Ольхонский район). Впервые «Алтаргана» прошла в Монголии в начале 90-х г. XX века. Первоначально фестиваль был только песенным. В настоящее время «Алтаргана» является фестивалем песенного искусства, народного творчества и спортивного мастерства. В Монголии проводился четырежды: в 1994 г. – Дадал сомон Хэнтэйского аймака, в 1996 г. – Биндэр сомон,в 1998 г. – Батширээт сомон,
в 2000 г. – Дашибалбар сомон Восточного аймака. В 2002 году фестиваль проходил в РФ на территории Агинского Бурятского автономного округа. В 2004 году – вновь в Монголии, в г. Чойбалсан. И в 2006 году фестиваль приняла Республика Бурятия.
РоМАЧО
Мастер
5/12/2008, 1:15:41 PM
Выставка «Сибирские шаманы: мифы и реальность» в Иркутске
Костюмы шаманов, бубны, ритуальные предметы 19 века будут представлены на выставке в Музейной студии.
Выставка «Сибирские шаманы: мифы и реальность» откроется в мае в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Как сообщили Телеинформу в музее, выставка посвящена Году культуры в Иркутской области. Она представляет культуру шаманизма 19-го века в Забайкалье, Тофаларии, Бурятии. Планируется показать публике шесть костюмов шаманов, бубны, ритуальные предметы, обереги, датируемые 19 веком.
Костюмы шаманов обильно украшены металлическими и бронзовыми деталями, поэтому вес одного костюма может достигать до 15 кг. Каждая деталь, будь то, украшение костюма или сопутствующие предметы - бубен или посох – означают определенную стадию посвящения шамана (один из этапов его развития). Экспозицию костюмов и ритуальных предметов дополнят картины иркутских художников, созданные на темы шаманизма.
В музее считают, что экспозиция привлечет внимание гостей города. Сотрудники музея отметили, что туристы, посещающие Музейную студию, больше всего интересуются традициями и религиями местных народов. В настоящее время выставка уже вызвала интерес у туристов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Костюмы шаманов, бубны, ритуальные предметы 19 века будут представлены на выставке в Музейной студии.
Выставка «Сибирские шаманы: мифы и реальность» откроется в мае в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Как сообщили Телеинформу в музее, выставка посвящена Году культуры в Иркутской области. Она представляет культуру шаманизма 19-го века в Забайкалье, Тофаларии, Бурятии. Планируется показать публике шесть костюмов шаманов, бубны, ритуальные предметы, обереги, датируемые 19 веком.
Костюмы шаманов обильно украшены металлическими и бронзовыми деталями, поэтому вес одного костюма может достигать до 15 кг. Каждая деталь, будь то, украшение костюма или сопутствующие предметы - бубен или посох – означают определенную стадию посвящения шамана (один из этапов его развития). Экспозицию костюмов и ритуальных предметов дополнят картины иркутских художников, созданные на темы шаманизма.
В музее считают, что экспозиция привлечет внимание гостей города. Сотрудники музея отметили, что туристы, посещающие Музейную студию, больше всего интересуются традициями и религиями местных народов. В настоящее время выставка уже вызвала интерес у туристов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Tuyan
Акула пера
9/2/2013, 6:49:03 PM
Первый в мире храм для шаманистов появится в Бурятии
Религиозная организация шаманов «Тэнгэри» начала возведение в Улан-Удэ республики уникального храма для верующих
скрытый текст
В настоящее время организация объявила о сборе добровольных пожертвований на строительство будущего храма. Предполагается, что это будет целый комплекс, состоящий из площадок для обрядов и гостиницы. В ней смогут останавливаться верующие шаманисты со всех уголков земного шара.
- Нами уже утвержден проект будущего храма. Построен он будет на Новой Комушке, по улице Барнаульская, 164а. Называние у храма «Тэнгэрин Ордон», что в переводе означает «Дворец неба», - говорит Баир Цырендоржиев, председатель правления местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри».
В организации сообщили, что проектная документация главного храма шаманского комплекса «Тэнгэри» уже подготовлена подрядной организацией. На его возведение потратят около 63 миллионов рублей. При этом большую часть средств составят добровольные пожертвования.
Не осталось в стороне и правительство республики, выделив на возведение здания более миллиона рублей. После этого начались строительные работы, под будущий храм уже вырыт котлован. По словам председателя организации, появление религиозного храма придаст Улан-Удэ статус мировой столицы всех шаманистов.
- По проекту храм будет состоять из трехуровневой юрты. В диаметре она будет достигать 18 метров, а в высоту - 9 метров. Первый уровень административный, второй станет местом для молебнов, а на третьем уровне будут размещены статуи 13 хатов — «сыновей неба», которые являются шаманскими божествами. Всего же у нас 99 тенегри. Главными являются Буха-Ноен, Буха-Баатор, Эмниг Сагаан Ноен. Примерно после 14 сентября состоится закладка первого камня в новый храм, - сообщил Баир Цырендоржиев.
В организации шаманов уверены, что появление религиозного храма продиктовано временем.
- Наше время требует такого подхода. Мы создаем религиозный институт шаманизма, занимая свою нишу среди других мировых религий. Шаманизм должен находиться на одном уровне с другими мировыми конфессиями, ведь в той или иной форме все народы изначально исповедовали шаманизм, - сообщили в «Тэнгэри».
Добровольные пожертвования на постройку храма продолжают приниматься. В организации сообщили, что собранной суммы пока не достаточно для завершения строительства.
©
- Нами уже утвержден проект будущего храма. Построен он будет на Новой Комушке, по улице Барнаульская, 164а. Называние у храма «Тэнгэрин Ордон», что в переводе означает «Дворец неба», - говорит Баир Цырендоржиев, председатель правления местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри».
В организации сообщили, что проектная документация главного храма шаманского комплекса «Тэнгэри» уже подготовлена подрядной организацией. На его возведение потратят около 63 миллионов рублей. При этом большую часть средств составят добровольные пожертвования.
Не осталось в стороне и правительство республики, выделив на возведение здания более миллиона рублей. После этого начались строительные работы, под будущий храм уже вырыт котлован. По словам председателя организации, появление религиозного храма придаст Улан-Удэ статус мировой столицы всех шаманистов.
- По проекту храм будет состоять из трехуровневой юрты. В диаметре она будет достигать 18 метров, а в высоту - 9 метров. Первый уровень административный, второй станет местом для молебнов, а на третьем уровне будут размещены статуи 13 хатов — «сыновей неба», которые являются шаманскими божествами. Всего же у нас 99 тенегри. Главными являются Буха-Ноен, Буха-Баатор, Эмниг Сагаан Ноен. Примерно после 14 сентября состоится закладка первого камня в новый храм, - сообщил Баир Цырендоржиев.
В организации шаманов уверены, что появление религиозного храма продиктовано временем.
- Наше время требует такого подхода. Мы создаем религиозный институт шаманизма, занимая свою нишу среди других мировых религий. Шаманизм должен находиться на одном уровне с другими мировыми конфессиями, ведь в той или иной форме все народы изначально исповедовали шаманизм, - сообщили в «Тэнгэри».
Добровольные пожертвования на постройку храма продолжают приниматься. В организации сообщили, что собранной суммы пока не достаточно для завершения строительства.
©
Tuyan
Акула пера
9/22/2013, 12:55:41 PM
Бурятия может стать центром мирового шаманизма
Шаманизм - древнейшая религия мира. Тем не менее храмов, где бы проходили молебны духам предков и силам природы, в нашей стране ранее не было. Изменить стереотипы решили шаманы Бурятии, взявшись за строительство уникального религиозного комплекса в Улан-Удэ
Что послужило причиной такого решения, рассказывает Баир Цырендоржиев, председатель правления местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри».
Шаманизм - древнейшая религия мира. Тем не менее храмов, где бы проходили молебны духам предков и силам природы, в нашей стране ранее не было. Изменить стереотипы решили шаманы Бурятии, взявшись за строительство уникального религиозного комплекса в Улан-Удэ
Что послужило причиной такого решения, рассказывает Баир Цырендоржиев, председатель правления местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри».
скрытый текст
- Баир Жамбалович, ранее шаманских храмов не было. Откуда возникла такая идея?
- Такая необходимость продиктована временем. Когда я ездил на конференцию в Южную Корею, посетил там два шаманских центра. Кроме того, с древности существовали величественные шаманские храмы народов майя и ацтеков в Центральной и Южной Америке. Об этом нам поведали и шаманы Перу, приезжавшие на большой тайлган на Ольхоне.
Сегодня крупные шаманские центры в России есть в Туве, Якутии, а также в Бурятии и ряде других регионов. Однако повсюду только дома, в которых шаманы принимают прихожан. Как такового храма, посвященного божествам и родовым духам, не было нигде. Тем не менее идея строительства храма приходит не только нам.
В прошлом году я побывал в Монголии, где встретился с господином Батмунхом, лидером шаманистов Монголии. Сегодня там начался активный процесс централизации шаманского движения, и они уже задумываются над тем, чтобы построить религиозный храм.
- И что уже сделано в плане строительства?
- Построено чуть менее половины. По проекту храм будет состоять из трехуровневой юрты. В диаметре она будет достигать 18 метров, в высоту - 9 метров. Первый уровень административный, второй станет местом для молебнов, а на третьем уровне будут размещены статуи 13 хатов - «сыновей неба», которые являются шаманскими божествами. Храм планируем освятить в 2015 году, а к 2017 году сдать весь комплекс.
В прошлые выходные состоялся большой тайлган, посвященный закрытию «небесных врат». Мы установили памятный камень, посвященный началу строительства. Кроме того, на возведенной горе были установлены три камня драгоценности, символизирующие отца-«небо», мать-«землю» и родовое начало. Однако средств на строительство не хватает, поэтому 12 октября пройдет благотворительный концерт. Кроме того, 26 октября нашей организации «Тэнгэри» исполняется десять лет.
- Чего вашей организации удалось достичь за эти годы?
- Сегодня в нашей организации состоят 67 шаманов. Еще около 40 кандидатов. Это очень большое число, притом что проводится очень строгий отбор. Весной этого года мы совместно с правительством республики и ученым сообществом проводили вторую конференцию, посвященную шаманизму. На ней была принята историческая резолюция о создании в нашей стране единой централизованной шаманской организации. Объединиться решили шаманские организации Иркутска, Читы и Бурятии.
Одобрили такое решение и шаманские организации Москвы, Омска Астрахани, Калмыкии и других регионов. У нас есть представительства за рубежом, например, в Германии. В настоящее время готовятся документы на создание межрегионального шаманского центра, который получит название «Хан Тэнгэри». Думаю, со временем Бурятия может стать центром мирового шаманизма.
- Вернемся к храму. Почему же все-таки местом для храма выбран Улан-Удэ, а, к примеру, не Ольхон?
- На данный момент столица республики подходит для этого больше всего. Кроме того, в Конституции Бурятии указано, что шаманизм является одной из традиционных религий. Улан-Удэ – центр бурятского народа, для которого шаманизм остается самой первой религией. Вообще бытует мнение, что Иркутская область должна занимать лидирующее место. Это все голословно.
Шаманизм сохранился и одинаково развивается как у восточных, так и у западных бурят. Могу сказать, что в первозданном виде шаманизм сохранился лишь у тех бурят, которые выехали за границу еще до революции.
- Многие считают, что шаманы не должны иметь храмы и что религиозные обряды должны проходить только на природе.
- Эти разговоры - пережиток вчерашнего дня. Еще наш великий предок Чингисхан покровительствовал шаманам. У его шамана Тэб Тэнгэри был свой храм-дворец для поклонения тэнгэри – «вечному небу». Чингисхана всегда сопровождала большая юрта на колесах. В ней проходили молебны. Это указано как в «Сокровенном сказании», так и хрониках «Алтан Тобши» и других источниках.
Сегодня, если существует религиозная организация, она должна иметь то место, где бы ее служители могли проводить молебны. Новое поколение бурят стало активно изучать свою родословную, возвращаться к религии предков, что стало еще одной причиной строительства храма.
- Как вы, в прошлом атеист, стали шаманом?
- Шаманству не учат. Человек может только родиться с этими генами. Мы молимся своим предкам - тем, кто вошел в историю. Вызывая их духов, тем самым мы молимся своим генам. У человека открывается тот потенциал, которым обладали его великие предки. Сам я шаман по отцовской линии. С детства чувствовал в себе необычное, что отличало от остальных. Тем не менее воспитывался, как и все, был пионером, кандидатом в члены партии, окончил сельхозинститут. Долгое время работал ветеринарным врачом в Агинском округе.
Только в 1993 году принял посвящение в шаманы. Вообще это решение просто не далось. Я ведь тогда сильно заболел. Просто наступила пора принять решение: верить или нет. И вдруг после этого ты начинаешь выздоравливать и приходить в себя. Появилась другая логика. Есть такое понятие, как «шаманская болезнь».
- Некоторые люди говорят, что существуют «белые» и «черные» шаманы. Это правда?
- Это разделение утрировано и недостоверно. Само понятие «черный шаман» появилось совсем недавно и связано с черной магией и колдовством. Каждый человек, становясь шаманом, является духовным лицом - проводником между духами земли, божествами неба и людьми. В старину существовало два типа шаманов.
Первые берут родовое начало по отцовской стороне – «халун», что дословно означает «горячие», отсюда, может, и белые. Вторые – с материнской стороны – назывались «хари», откуда и пошло «хара», то есть черные. Но между ними нет никакой разницы, все они служат во благо людей.
- Существуют ли вообще отличия?
- Буддизм и его ламаистское течение, распространенное в Бурятии, очень многое взяло из шаманизма - тэнгэрианства. По крайней мере, большое сходство имеют ритуалы и обряды. В России распространено тэнгэрианство монголоязычных народов. К ним относятся монголы, буряты, калмыки и остальные родственные им народы.
Минимальны отличия у нас и с традиционными верованиями американских индейцев, хотя это уже другое направление. В целом вся языческая система, распространенная по всему миру, схожа. Поэтому шаманизм является мировой религией. Остров Ольхон - сакральное место для шаманов - сегодня становится мировым центром. Поэтому в будущем, возможно, и там появится шаманский храм.
- Спасибо за беседу.
Газета "Информ-полис"©
- Такая необходимость продиктована временем. Когда я ездил на конференцию в Южную Корею, посетил там два шаманских центра. Кроме того, с древности существовали величественные шаманские храмы народов майя и ацтеков в Центральной и Южной Америке. Об этом нам поведали и шаманы Перу, приезжавшие на большой тайлган на Ольхоне.
Сегодня крупные шаманские центры в России есть в Туве, Якутии, а также в Бурятии и ряде других регионов. Однако повсюду только дома, в которых шаманы принимают прихожан. Как такового храма, посвященного божествам и родовым духам, не было нигде. Тем не менее идея строительства храма приходит не только нам.
В прошлом году я побывал в Монголии, где встретился с господином Батмунхом, лидером шаманистов Монголии. Сегодня там начался активный процесс централизации шаманского движения, и они уже задумываются над тем, чтобы построить религиозный храм.
- И что уже сделано в плане строительства?
- Построено чуть менее половины. По проекту храм будет состоять из трехуровневой юрты. В диаметре она будет достигать 18 метров, в высоту - 9 метров. Первый уровень административный, второй станет местом для молебнов, а на третьем уровне будут размещены статуи 13 хатов - «сыновей неба», которые являются шаманскими божествами. Храм планируем освятить в 2015 году, а к 2017 году сдать весь комплекс.
В прошлые выходные состоялся большой тайлган, посвященный закрытию «небесных врат». Мы установили памятный камень, посвященный началу строительства. Кроме того, на возведенной горе были установлены три камня драгоценности, символизирующие отца-«небо», мать-«землю» и родовое начало. Однако средств на строительство не хватает, поэтому 12 октября пройдет благотворительный концерт. Кроме того, 26 октября нашей организации «Тэнгэри» исполняется десять лет.
- Чего вашей организации удалось достичь за эти годы?
- Сегодня в нашей организации состоят 67 шаманов. Еще около 40 кандидатов. Это очень большое число, притом что проводится очень строгий отбор. Весной этого года мы совместно с правительством республики и ученым сообществом проводили вторую конференцию, посвященную шаманизму. На ней была принята историческая резолюция о создании в нашей стране единой централизованной шаманской организации. Объединиться решили шаманские организации Иркутска, Читы и Бурятии.
Одобрили такое решение и шаманские организации Москвы, Омска Астрахани, Калмыкии и других регионов. У нас есть представительства за рубежом, например, в Германии. В настоящее время готовятся документы на создание межрегионального шаманского центра, который получит название «Хан Тэнгэри». Думаю, со временем Бурятия может стать центром мирового шаманизма.
- Вернемся к храму. Почему же все-таки местом для храма выбран Улан-Удэ, а, к примеру, не Ольхон?
- На данный момент столица республики подходит для этого больше всего. Кроме того, в Конституции Бурятии указано, что шаманизм является одной из традиционных религий. Улан-Удэ – центр бурятского народа, для которого шаманизм остается самой первой религией. Вообще бытует мнение, что Иркутская область должна занимать лидирующее место. Это все голословно.
Шаманизм сохранился и одинаково развивается как у восточных, так и у западных бурят. Могу сказать, что в первозданном виде шаманизм сохранился лишь у тех бурят, которые выехали за границу еще до революции.
- Многие считают, что шаманы не должны иметь храмы и что религиозные обряды должны проходить только на природе.
- Эти разговоры - пережиток вчерашнего дня. Еще наш великий предок Чингисхан покровительствовал шаманам. У его шамана Тэб Тэнгэри был свой храм-дворец для поклонения тэнгэри – «вечному небу». Чингисхана всегда сопровождала большая юрта на колесах. В ней проходили молебны. Это указано как в «Сокровенном сказании», так и хрониках «Алтан Тобши» и других источниках.
Сегодня, если существует религиозная организация, она должна иметь то место, где бы ее служители могли проводить молебны. Новое поколение бурят стало активно изучать свою родословную, возвращаться к религии предков, что стало еще одной причиной строительства храма.
- Как вы, в прошлом атеист, стали шаманом?
- Шаманству не учат. Человек может только родиться с этими генами. Мы молимся своим предкам - тем, кто вошел в историю. Вызывая их духов, тем самым мы молимся своим генам. У человека открывается тот потенциал, которым обладали его великие предки. Сам я шаман по отцовской линии. С детства чувствовал в себе необычное, что отличало от остальных. Тем не менее воспитывался, как и все, был пионером, кандидатом в члены партии, окончил сельхозинститут. Долгое время работал ветеринарным врачом в Агинском округе.
Только в 1993 году принял посвящение в шаманы. Вообще это решение просто не далось. Я ведь тогда сильно заболел. Просто наступила пора принять решение: верить или нет. И вдруг после этого ты начинаешь выздоравливать и приходить в себя. Появилась другая логика. Есть такое понятие, как «шаманская болезнь».
- Некоторые люди говорят, что существуют «белые» и «черные» шаманы. Это правда?
- Это разделение утрировано и недостоверно. Само понятие «черный шаман» появилось совсем недавно и связано с черной магией и колдовством. Каждый человек, становясь шаманом, является духовным лицом - проводником между духами земли, божествами неба и людьми. В старину существовало два типа шаманов.
Первые берут родовое начало по отцовской стороне – «халун», что дословно означает «горячие», отсюда, может, и белые. Вторые – с материнской стороны – назывались «хари», откуда и пошло «хара», то есть черные. Но между ними нет никакой разницы, все они служат во благо людей.
- Существуют ли вообще отличия?
- Буддизм и его ламаистское течение, распространенное в Бурятии, очень многое взяло из шаманизма - тэнгэрианства. По крайней мере, большое сходство имеют ритуалы и обряды. В России распространено тэнгэрианство монголоязычных народов. К ним относятся монголы, буряты, калмыки и остальные родственные им народы.
Минимальны отличия у нас и с традиционными верованиями американских индейцев, хотя это уже другое направление. В целом вся языческая система, распространенная по всему миру, схожа. Поэтому шаманизм является мировой религией. Остров Ольхон - сакральное место для шаманов - сегодня становится мировым центром. Поэтому в будущем, возможно, и там появится шаманский храм.
- Спасибо за беседу.
Газета "Информ-полис"©
Tuyan
Акула пера
12/17/2013, 4:41:45 PM
Межрегиональный центр шаманов «Хаан Тэнгэри» в Бурятии утвердил график обрядов с 21 декабря 2013 года по 23 февраля 2014 года.
Как сообщили в организации, первый обряд Хиhаан Улаан Тэнгэри - поклонение красному раскаленному божеству, дарующее семью и детей пройдет 21 декабря 2013 года, а также 26 января и 23 февраля 2014 года. Обряд Бурхан сагаан гарбал - поклонение божественному белому старцу, дающее благополучие, здоровье, исцеление состоится 4 января и 6 февраля. Арын 13 ноед - поклонение 13 хатам соединяющее с родовыми божествами, дарующее покровительство Вечно Синему небу запланирован на 12 января и 9 февраля. Дархан Тэнгэри - поклонение Кузнечным божествам, открывающее творческий потенциал, мужское начало пройдет 18 января и 15 февраля.
Как отмечают в организации, сегодня многие люди идут к шаманам не только лечиться, но и за благословением, советом, предсказанием и прогнозам. У шаманизма нет ни расовых, ни национальных границ. Поэтому к шаманам может обратиться любой, кому нужна помощь, и он ее получит, так как шаман не имеет право отказать, и обязан помочь. Основными целям организации являются возрождение религиозных шаманских традиций и обычаев бурятского народа, проведение шаманских обрядов и молебнов, помощь людям в решении их проблем.
В «Хаан Тэнгэри» подчеркивают, что шаманизм не приемлет таких понятий как тариф за свои услуги. Настоящий шаман не берет определенную сумму денег за оказанную помощь или проведенный обряд - каждый дает столько сколько может. ©
Как сообщили в организации, первый обряд Хиhаан Улаан Тэнгэри - поклонение красному раскаленному божеству, дарующее семью и детей пройдет 21 декабря 2013 года, а также 26 января и 23 февраля 2014 года. Обряд Бурхан сагаан гарбал - поклонение божественному белому старцу, дающее благополучие, здоровье, исцеление состоится 4 января и 6 февраля. Арын 13 ноед - поклонение 13 хатам соединяющее с родовыми божествами, дарующее покровительство Вечно Синему небу запланирован на 12 января и 9 февраля. Дархан Тэнгэри - поклонение Кузнечным божествам, открывающее творческий потенциал, мужское начало пройдет 18 января и 15 февраля.
Как отмечают в организации, сегодня многие люди идут к шаманам не только лечиться, но и за благословением, советом, предсказанием и прогнозам. У шаманизма нет ни расовых, ни национальных границ. Поэтому к шаманам может обратиться любой, кому нужна помощь, и он ее получит, так как шаман не имеет право отказать, и обязан помочь. Основными целям организации являются возрождение религиозных шаманских традиций и обычаев бурятского народа, проведение шаманских обрядов и молебнов, помощь людям в решении их проблем.
В «Хаан Тэнгэри» подчеркивают, что шаманизм не приемлет таких понятий как тариф за свои услуги. Настоящий шаман не берет определенную сумму денег за оказанную помощь или проведенный обряд - каждый дает столько сколько может. ©
Tuyan
Акула пера
1/16/2014, 8:05:27 PM
В честь нового по восточному календарю - Сагаалаган – шаманский центр «Хаан Тэнгэри» в Бурятии проведет обряд очищения «Угаал».
Eго смысл в том, чтобы люди оставили проблемы и невзгоды и в новый год вошли с чистой совестью и помыслами.
Для этого верующим нужно обтереть салфеткой все больные места и принести на обряд. Во время него будет зажжен ритуальный костер, в котором и сгорят все недуги и негатив, копившиеся в течение года. Также на обряд с собой нужно взять две пустые емкости для аршана, чай, молоко, печенье и конфеты для того, чтобы взять удачу (Далга) на весь следующий год, объясняют шаманы.
Обряд «Угаал» состоится 29 января в 17 на территории храмового комплекса «Хаан Тэнгэри».
В день встречи Сагаалгана уже 31 января также пройдет молебен. В ходе него высшими божествами шаманского пантеона (13 северных хатов) будет дан астрологический прогноз на следующий год деревянной синеватой лошади. Начало – в 5 ч утра.©
Eго смысл в том, чтобы люди оставили проблемы и невзгоды и в новый год вошли с чистой совестью и помыслами.
Для этого верующим нужно обтереть салфеткой все больные места и принести на обряд. Во время него будет зажжен ритуальный костер, в котором и сгорят все недуги и негатив, копившиеся в течение года. Также на обряд с собой нужно взять две пустые емкости для аршана, чай, молоко, печенье и конфеты для того, чтобы взять удачу (Далга) на весь следующий год, объясняют шаманы.
Обряд «Угаал» состоится 29 января в 17 на территории храмового комплекса «Хаан Тэнгэри».
В день встречи Сагаалгана уже 31 января также пройдет молебен. В ходе него высшими божествами шаманского пантеона (13 северных хатов) будет дан астрологический прогноз на следующий год деревянной синеватой лошади. Начало – в 5 ч утра.©
Tuyan
Акула пера
1/28/2014, 1:31:07 PM
Предсказания шаманов на год Лошади
В 2014 году успех ждет молодежь и стариков, а также тех, кто любит рисковать. Чего стоит ждать жителям Бурятии от года синеватой деревянной Лошади, рассказывает верховный шаман централизованной религиозной организации «Хаан Тэнгэри» Баир Цырендоржиев
- Лошадь во все времена считалась другом и верным спутником человека где бы то ни было, от обычной работы до походов и сражений, - рассказывает Баир Жамбалович. – В плане природных катаклизмов 2014 год не предвещает серьезных бедствий для Бурятии. Вообще же лошадь очень динамичная и быстрая, поэтому в первую очередь успех и достижение намеченных целей ждет людей трудолюбивых и целеустремленных.
Молодежь и старики на коне
Тем же, кто ждет каких-либо чудес и подарков от наступающего года, надеяться особо будет не на что. Ведь лошадь животное трудолюбивое и работоспособное и принесет удачу людям, родившимся в годы Тигра и Собаки. Для них он пройдет под покровительством лошади.
В 2014 году успех ждет молодежь и стариков, а также тех, кто любит рисковать. Чего стоит ждать жителям Бурятии от года синеватой деревянной Лошади, рассказывает верховный шаман централизованной религиозной организации «Хаан Тэнгэри» Баир Цырендоржиев
- Лошадь во все времена считалась другом и верным спутником человека где бы то ни было, от обычной работы до походов и сражений, - рассказывает Баир Жамбалович. – В плане природных катаклизмов 2014 год не предвещает серьезных бедствий для Бурятии. Вообще же лошадь очень динамичная и быстрая, поэтому в первую очередь успех и достижение намеченных целей ждет людей трудолюбивых и целеустремленных.
Молодежь и старики на коне
Тем же, кто ждет каких-либо чудес и подарков от наступающего года, надеяться особо будет не на что. Ведь лошадь животное трудолюбивое и работоспособное и принесет удачу людям, родившимся в годы Тигра и Собаки. Для них он пройдет под покровительством лошади.
скрытый текст
Однако что касается возраста, то ждать благоприятных изменений стоит не всем.
- Предстоящий год станет трудным для людей среднего возраста. Возможны разные трудности, связанные с психологическим состоянием и личной жизнью. Но очень хорошим год станет для молодых и пожилых людей, - говорит Баир Цырендоржиев.
По мнению шамана, в год синеватой деревянной Лошади нужно быть осторожным и людям, родившимся в год Мыши. Связано это с тем, что лошадь и мышь являются антагонистами и несовместимы друг с другом. Так как нынешний год окрашен в синеватые цвета, олицетворяющие отца - вечно синее небо, то и весь 2014 год люди будут жить под покровительством небес.
Кроме того, наступившее время будет проходить под покровительством дерева, которое является символом жизни. Значит, серьезных природных катаклизмов ждать особо не придется. Сельское хозяйство ожидают высокие урожаи, так как выпадет большое количество осадков. Обратной стороной медали станут возможные сильные паводки и наводнения.
Как отметили в центре шаманов «Хаан Тэнгэри», говорить об окончательных прогнозах пока рано.
- Только 31 января, в день празднования Сагаалгана, наступления нового года по лунному календарю, шаманы нашей организации проведут обряд, после которого можно будет точно подводить окончательные прогнозы, - говорит Денис Илыгеев, представитель информационного центра «Хаан Тэнгэри». – К примеру, в прошлом году наши шаманы предсказали, что для Бурятии 2013 год станет спокойным с точки зрения природных катаклизмов. И то, что они станут возможны на востоке и западе от нашей республики, мы тогда озвучивали.
В целом же 2014 год будет ровным и спокойным. Для тех же людей, кто захочет добиться от жизни лучшего, год синеватой Лошади станет динамичным. Но чтобы позитивные перемены не заставили себя долго ждать, предстоит упорно работать засучив рукава и набраться больше терпения.
Время рисковых денег
Однако не все шаманы считают, что нынешний год станет позитивным для наших граждан. О том, что 2014 год станет неспокойным, сообщил изданию «РБК daily» официальный представитель верховного шамана Тывы Андрей Дондуков.
- В 2014 году Сатурн потерял свою власть, уступив ее Юпитеру. Между тем Юпитер - это планета радикалов, новых начинаний. Именно они получили импульс энергии, и это скажется не только на политике, - предупреждает Дондуков.
По словам представителя верховного шамана Тывы, изменения произойдут в экономике и, в частности, могут пострадать накопления граждан.
- Вклады в банках являются консервативным способом сохранения денег. Сохранять и сберегать накопленное за прошлые годы при Юпитере будет очень сложно, ведь время консерватизма закончилось. Теперь надо не сохранять, а вкладывать, - советует шаман.
По словам Дондукова, деньги, которые будут в движении, в ближайшее время, в 2014 - 2017 годах, принесут максимальный доход.
- Не бойтесь рисковать - пришло время тех, кто рискует. Они будут выигрывать, - уверен он. - Если вы упустите это время, то после 2017 года, когда Юпитер потеряет свою силу, исчезнут и шансы значительно приумножить капитал.
Кроме того, в год синеватой Лошади звезды обещают передел собственности во всем мире, перераспределение сфер влияния и войну элит. И только с 2017 года начнется тенденция на удержание захваченного в этих конфликтах.
- Сейчас радикалы начнут брать свое. К власти придут новые люди. Радикалам станет все под силу. А вот для удерживающих власть и капиталы начинаются не самые лучшие времена - они могут лишиться всего, что у них есть, - отметил Андрей Дондуков.
Тем не менее, по мнению всех шаманов, обычным гражданам год синеватой деревянной Лошади принесет больше положительных моментов, нежели наоборот.©
- Предстоящий год станет трудным для людей среднего возраста. Возможны разные трудности, связанные с психологическим состоянием и личной жизнью. Но очень хорошим год станет для молодых и пожилых людей, - говорит Баир Цырендоржиев.
По мнению шамана, в год синеватой деревянной Лошади нужно быть осторожным и людям, родившимся в год Мыши. Связано это с тем, что лошадь и мышь являются антагонистами и несовместимы друг с другом. Так как нынешний год окрашен в синеватые цвета, олицетворяющие отца - вечно синее небо, то и весь 2014 год люди будут жить под покровительством небес.
Кроме того, наступившее время будет проходить под покровительством дерева, которое является символом жизни. Значит, серьезных природных катаклизмов ждать особо не придется. Сельское хозяйство ожидают высокие урожаи, так как выпадет большое количество осадков. Обратной стороной медали станут возможные сильные паводки и наводнения.
Как отметили в центре шаманов «Хаан Тэнгэри», говорить об окончательных прогнозах пока рано.
- Только 31 января, в день празднования Сагаалгана, наступления нового года по лунному календарю, шаманы нашей организации проведут обряд, после которого можно будет точно подводить окончательные прогнозы, - говорит Денис Илыгеев, представитель информационного центра «Хаан Тэнгэри». – К примеру, в прошлом году наши шаманы предсказали, что для Бурятии 2013 год станет спокойным с точки зрения природных катаклизмов. И то, что они станут возможны на востоке и западе от нашей республики, мы тогда озвучивали.
В целом же 2014 год будет ровным и спокойным. Для тех же людей, кто захочет добиться от жизни лучшего, год синеватой Лошади станет динамичным. Но чтобы позитивные перемены не заставили себя долго ждать, предстоит упорно работать засучив рукава и набраться больше терпения.
Время рисковых денег
Однако не все шаманы считают, что нынешний год станет позитивным для наших граждан. О том, что 2014 год станет неспокойным, сообщил изданию «РБК daily» официальный представитель верховного шамана Тывы Андрей Дондуков.
- В 2014 году Сатурн потерял свою власть, уступив ее Юпитеру. Между тем Юпитер - это планета радикалов, новых начинаний. Именно они получили импульс энергии, и это скажется не только на политике, - предупреждает Дондуков.
По словам представителя верховного шамана Тывы, изменения произойдут в экономике и, в частности, могут пострадать накопления граждан.
- Вклады в банках являются консервативным способом сохранения денег. Сохранять и сберегать накопленное за прошлые годы при Юпитере будет очень сложно, ведь время консерватизма закончилось. Теперь надо не сохранять, а вкладывать, - советует шаман.
По словам Дондукова, деньги, которые будут в движении, в ближайшее время, в 2014 - 2017 годах, принесут максимальный доход.
- Не бойтесь рисковать - пришло время тех, кто рискует. Они будут выигрывать, - уверен он. - Если вы упустите это время, то после 2017 года, когда Юпитер потеряет свою силу, исчезнут и шансы значительно приумножить капитал.
Кроме того, в год синеватой Лошади звезды обещают передел собственности во всем мире, перераспределение сфер влияния и войну элит. И только с 2017 года начнется тенденция на удержание захваченного в этих конфликтах.
- Сейчас радикалы начнут брать свое. К власти придут новые люди. Радикалам станет все под силу. А вот для удерживающих власть и капиталы начинаются не самые лучшие времена - они могут лишиться всего, что у них есть, - отметил Андрей Дондуков.
Тем не менее, по мнению всех шаманов, обычным гражданам год синеватой деревянной Лошади принесет больше положительных моментов, нежели наоборот.©
Tuyan
Акула пера
3/12/2014, 5:07:23 PM
В Бурятии начато строительство первого в России шаманского храма «Тэнгэрин Ордон».
Как сообщила религиозная организация шаманов «Тэнгэри», на средства, выделенные правительством республики, спонсоров и верующих возведен цокольный этаж. Напомним, храм располагается в п. Новая Комушка в Улан-Удэ.©
Как сообщила религиозная организация шаманов «Тэнгэри», на средства, выделенные правительством республики, спонсоров и верующих возведен цокольный этаж. Напомним, храм располагается в п. Новая Комушка в Улан-Удэ.©
Tuyan
Акула пера
10/6/2014, 5:46:23 PM
10 октября в 15:00 в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова состоится открытие выставки "Шаман: посредник между мирами". Посетители смогут представить духовный мир наших предков, живших в согласии с Природой. Шаман, призывая духов предков, соединял цепь событий в жизни человека, навеки объединяя его с его прошлым, настоящим и будущим невидимой нитью, сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на пресс-службу Минкульта Бурятии.
В музее хранится уникальная коллекция предметов по бурятскому шаманизму. На выставке будут представлены фотографии шаманов начала XX века их атрибуты – амулеты, конные трости, зеркала, камни метеоритного происхождения, онгоны – вместилища духов, а также полное облачение шамана.©
В музее хранится уникальная коллекция предметов по бурятскому шаманизму. На выставке будут представлены фотографии шаманов начала XX века их атрибуты – амулеты, конные трости, зеркала, камни метеоритного происхождения, онгоны – вместилища духов, а также полное облачение шамана.©