Как правильно нужно читать.

DELETED
9/5/2007, 9:52:52 PM
АЛЬ ТЭВАШЕЛЬ ГЕДИ БА ХАЛЕВ ИМО
или же
АЛЬ ТЭВАШЕЛЬ ГЕДИ БА ХЭЛЕВ ИМО

Слова ХАЛЕВ и ХЭЛЕВ на иврите пишутся одинаково, ввиду отсутствия гласных:
חלב
А смысл имеют разный. В первом случае имеем: "Не вари ягнёнка в молоке его матери". Во втором: "Не вари ягнёнка в жиру его матери".

В первом случае имеем малопонятный кулинарный рецепт, из которого впрочем выросла традиция раздельного питания.
Во втором случае имеем моральный посыл: "Не веди дитя с матерью вместе на бойню", из которого, впрочем, пока ещё ничего не выросло.

Что же, интересно, всё-таки Бог хотел нам сказать?
ronal197
9/6/2007, 4:24:01 AM
млеко имеется ввиду
zLoyyyy
9/12/2007, 4:14:34 AM
(Гадкий Крыс @ 05.09.2007 - время: 17:52) "Не вари ягнёнка в жиру его матери"...

имеем моральный посыл: "Не веди дитя с матерью вместе на бойню"
Непонятно, как Вы пришли к такому выводу?
DELETED
9/13/2007, 5:01:22 AM
(zLoyyyy @ 12.09.2007 - время: 00:14) (Гадкий Крыс @ 05.09.2007 - время: 17:52) "Не вари ягнёнка в жиру его матери"...

имеем моральный посыл: "Не веди дитя с матерью вместе на бойню"
Непонятно, как Вы пришли к такому выводу?
Для того чтобы приготовить ягнёнка в жиру его матери нужно забить обоих, по очереди, одного на глазах у другого. А это жестоко не правда ли? Иудаизм же религия моральная. Добрый Бог учит евреев также быть добрыми. Поэтому что его должно волновать больше диета или деяния? Отсюда кашрут мог возникнуть в результате ошибочного прочтения святого текста.
zLoyyyy
9/16/2007, 2:39:21 PM
(Гадкий Крыс @ 13.09.2007 - время: 01:01) Для того чтобы приготовить ягнёнка в жиру его матери нужно забить обоих, по очереди, одного на глазах у другого. А это жестоко не правда ли?
Не знаю. Не такая уж это проблема забить их раздельно - в разных помещениях.
ronal197
9/17/2007, 3:51:04 AM
тора запрещает прячмым текстом забой родителя и потомсва в один день
DELETED
9/18/2007, 2:20:49 PM
(zLoyyyy @ 16.09.2007 - время: 10:39) (Гадкий Крыс @ 13.09.2007 - время: 01:01) Для того чтобы приготовить ягнёнка в жиру его матери нужно забить обоих, по очереди, одного на глазах у другого. А это жестоко не правда ли?
Не знаю. Не такая уж это проблема забить их раздельно - в разных помещениях.
Можно было бы их вообще послать на разные мясокомбинаты. Однако в библейские времена, по-моему, всё это делалось на открытом воздухе. Да и Б-г, насколько я его знаю, любит выражаться иносказательно. Дабы избранный народ, задумавшись над чувствами одной твари, наполнил свои сердца состраданием и к прочим божьим созданиям.
DELETED
9/18/2007, 2:30:21 PM
(ronal197 @ 16.09.2007 - время: 23:51) тора запрещает прячмым текстом забой родителя и потомсва в один день
Это даже укрепляет версию о том, что не следует варить ягнёнка именно в жиру его матери, а не в молоке. Ведь в Торе часто встречаются повторения. Злые языки при этом утверждают, что была она составлена из разных источников, написанных в разное время. Добрые же им возражают тем, что важные вещи Б-г по нескольку раз напоминает своему, не всегда понятливому, народу.
ronal197
9/19/2007, 1:51:14 AM
таки вы не правы,Гадкий Крыс , три раза встречается в торе фраза ал тевашел гди бэхалв эмо - "Не вари ягнёнка в молоке его матери, и отсюда учат вполне конкретные вещи - разные запреты на басар бэ халав, смесь мяса и молока
DELETED
9/19/2007, 2:18:38 PM
(ronal197 @ 18.09.2007 - время: 21:51) таки вы не правы,Гадкий Крыс , три раза встречается в торе фраза ал тевашел гди бэхалв эмо - "Не вари ягнёнка в молоке его матери, и отсюда учат вполне конкретные вещи - разные запреты на басар бэ халав, смесь мяса и молока
Я ж писал в самом начале, что на иврите "халав" - молоко и "хэлэв" - жир пишется абсолютно одиниково. Тора писалась без огласовок, в отличии от современного её варианта. Так что читать можно и так и так. Вопрос в том, что же на самом деле хотел сказать автор.
ronal197
9/20/2007, 3:37:48 AM
читать я умею, не уподобляйтесь католикам, ато получите рогатого моисея
DELETED
9/20/2007, 3:41:18 PM
(ronal197 @ 19.09.2007 - время: 23:37) читать я умею, не уподобляйтесь католикам, ато получите рогатого моисея
Раз по существу возразить нечего, значит Вы согласны с моей аргументацией.
ronal197
9/21/2007, 3:46:26 AM
не передергивайте, не надо говорить за меня то чего я не имеел даже ввиду
zLoyyyy
9/21/2007, 4:01:53 AM
(Гадкий Крыс @ 19.09.2007 - время: 10:18) Тора писалась без огласовок, в отличии от современного её варианта.
А как же Устная Тора ?
DELETED
9/22/2007, 8:29:42 PM
(zLoyyyy @ 21.09.2007 - время: 00:01) (Гадкий Крыс @ 19.09.2007 - время: 10:18) Тора писалась без огласовок, в отличии от современного её варианта.
А как же Устная Тора ?
А что гласит устная Тора, особенно, если принять во внимание то, что иудаизм на пртяжении своей истории испытывал серьёзные потрясения? Устная традиция ведь при этом может сильно меняться, не так ли?
zLoyyyy
9/23/2007, 12:58:12 AM
(Гадкий Крыс @ 22.09.2007 - время: 16:29) А что гласит устная Тора, особенно, если принять во внимание то, что иудаизм на пртяжении своей истории испытывал серьёзные потрясения? Устная традиция ведь при этом может сильно меняться, не так ли?
Устная Тора гласит, что имелось в виду молоко.

Мне, вообще-то, непонятно, почему Вы считаете, что Учителя приложили все усилия к тому, чтобы ни одна буква Письменной Торы не подверглась изменениям, но в то же время считаете, что подобных усилий для сохранения Устной Торы они не приложили?
DELETED
9/23/2007, 4:13:47 AM
(zLoyyyy @ 22.09.2007 - время: 20:58) (Гадкий Крыс @ 22.09.2007 - время: 16:29) А что гласит устная Тора, особенно, если принять во внимание то, что иудаизм на пртяжении своей истории испытывал серьёзные потрясения? Устная традиция ведь при этом может сильно меняться, не так ли?
Устная Тора гласит, что имелось в виду молоко.

Мне, вообще-то, непонятно, почему Вы считаете, что Учителя приложили все усилия к тому, чтобы ни одна буква Письменной Торы не подверглась изменениям, но в то же время считаете, что подобных усилий для сохранения Устной Торы они не приложили?
Буква в камне или папирусе может сохраняться тысячелетиями, а люди часто меняются, играя порой в испорченный телефон.
zLoyyyy
9/23/2007, 10:30:21 PM
(Гадкий Крыс @ 23.09.2007 - время: 00:13) (zLoyyyy @ 22.09.2007 - время: 20:58)
Мне, вообще-то, непонятно, почему Вы считаете, что Учителя приложили все усилия к тому, чтобы ни одна буква Письменной Торы не подверглась изменениям, но в то же время считаете, что подобных усилий для сохранения Устной Торы они не приложили?
Буква в камне или папирусе может сохраняться тысячелетиями, а люди часто меняются, играя порой в испорченный телефон.
Неужели Вы видели собственными глазами свитки, записанные лично Моше-рабейну ?
zLoyyyy
9/23/2007, 10:32:03 PM
(Гадкий Крыс @ 22.09.2007 - время: 16:29) иудаизм на пртяжении своей истории испытывал серьёзные потрясения?
Кстати, серьёзные потрясения испытывал еврейский народ на протяжении истории, а не иудаизм.
DELETED
9/24/2007, 2:24:08 AM
(zLoyyyy @ 23.09.2007 - время: 18:30) (Гадкий Крыс @ 23.09.2007 - время: 00:13)
Буква в камне или папирусе может сохраняться тысячелетиями, а люди часто меняются, играя порой в испорченный телефон.
Неужели Вы видели собственными глазами свитки, записанные лично Моше-рабейну ?
Нет, но рукописи Мёртвого моря вполне читаемы.


Кстати, серьёзные потрясения испытывал еврейский народ на протяжении истории, а не иудаизм.

Ну почему же. Во время Вавилонского пленения Иудаизм тесно столкнулся с Зороастризмом и пополнился многими его идеями, как то загробная жизнь, конец света, роль пророков. Потом было влияние эллинизма, и Аристотелевой философии. После разрушения Второго храма иудаизм преобразовался из храмового в равинатский, где место жертвоприношения заняла молитва. Кроме этого было мессианство, мистицизм, реформизм, хасидизм, сионизм...
Так что Иудаизм - это живая, изменяемая религия.