Великий пост 2014
Реланиум
Удален 2/26/2013, 2:11:46 AM
Со вчерашнего дня начались три подготовительные недели перед Великим постом, цель которого - помочь человеку прийти к покаянию:
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о Страшном суде
Сырная неделя (Масленица) - сплошная, последняя неделя перед Великим постом: 11 марта - 17 марта 2013.
Великий пост 2013: 18 марта - 4 мая 2013 года.
Неделя о мытаре и фарисее
Поста в среду и пятницу нет, поэтому неделя называется "сплошной седмицей".
На Литургии читается притча "О мытаре и фарисее", в которой церковь напоминает верующим о смирении, с которого начинается путь покаяния.
Неделя о блудном сыне
В среду и пятницу пост.
Притча о блудном сыне показывает, как широко Милосердие Божие ко всем искренне кающимся грешникам.
Неделя о страшном суде
Неделя мясопустная - постепенно вводятся постные ограничения, уже нельзя есть мясо до конца Великого поста.
В субботу этой недели (Вселенская родительская суббота) совершается поминовение усопших и тех, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
Последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресение.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Поэтому в это воскресенье принято просить друг у друга прощения.
А что для Вас Великий пост?
Как к нему готовитесь?
Как собираетесь его провести?
Какие цели себе ставите и как их придерживаетесь?
Предлагаю посетить следующие темы, касающиеся Великого поста:
Великий пост: будете поститься?
Православный стол: рецепты постных и праздничных блюд
Великий пост 2014
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о Страшном суде
Сырная неделя (Масленица) - сплошная, последняя неделя перед Великим постом: 11 марта - 17 марта 2013.
Великий пост 2013: 18 марта - 4 мая 2013 года.
Неделя о мытаре и фарисее
Поста в среду и пятницу нет, поэтому неделя называется "сплошной седмицей".
На Литургии читается притча "О мытаре и фарисее", в которой церковь напоминает верующим о смирении, с которого начинается путь покаяния.
скрытый текст
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Луки 18:10-14)
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Луки 18:10-14)
Неделя о блудном сыне
В среду и пятницу пост.
Притча о блудном сыне показывает, как широко Милосердие Божие ко всем искренне кающимся грешникам.
скрытый текст
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лука 15:10-32)
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лука 15:10-32)
Неделя о страшном суде
Неделя мясопустная - постепенно вводятся постные ограничения, уже нельзя есть мясо до конца Великого поста.
В субботу этой недели (Вселенская родительская суббота) совершается поминовение усопших и тех, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
Последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресение.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Поэтому в это воскресенье принято просить друг у друга прощения.
А что для Вас Великий пост?
Как к нему готовитесь?
Как собираетесь его провести?
Какие цели себе ставите и как их придерживаетесь?
Предлагаю посетить следующие темы, касающиеся Великого поста:
Великий пост: будете поститься?
Православный стол: рецепты постных и праздничных блюд
Великий пост 2014
VIP
панда
supermoderator
2/26/2013, 2:52:53 AM
Хочу попробовать в этом году выдержать Великий пост..
Буду рада любой информации о нем..Что можно, а что нельзя..
Буду рада любой информации о нем..Что можно, а что нельзя..
Аnimus
Мастер
2/27/2013, 11:47:58 PM
А вот можно спросить верующих нашего форума, многие ли отказываются от мяса в сыропустную неделю. У меня ни разу не получилось. Часто она совпадает с 8 марта или 23 февраля. в общем корпаративка на работе.
Реланиум
Удален 2/28/2013, 12:05:33 AM
Я еще никогда не постился, поэтому никогда и не отказывался :)
Так что, у меня все впереди!
Так что, у меня все впереди!
Vano29
Новичок
3/3/2013, 1:49:17 AM
Пост это в первую очередь усиление внимания в борьбе с грехом. А пищевое воздержание - всего лишь средство. Христос сказал " сей же род изгоняется только молитвою и постом". Вот по примеру нашего Спасителя мы и усиливаем борьбу с помыслами молитвой и постом. Святые отцы говорят нам что чревоугодие есть начало многих грехов, и тот, кто постоянно борется с этим грехом и побеждает его, может господствовать и над другими грехами.
Если вы никогда не постились, не стоит сразу себя загонять в жесткие рамки Церковных правил. Во всем надо знать меру, а то можно и надорваться.
Попробуйте сначала, соблюдать молитвенные правила (утро,вечер перед и после еды). Стараясь читать со вниманием. А из еды я например буду ограничиваться так (для меня тоже первый великий пост): первую неделю поста - полное соблюдение поста, причастие. Далее из мяса кушать буду рыбу, кроме среды и пятницы. Молочку - полный отказ(самое трудное). И в последнюю неделю поста - полное соблюдение поста, причастие.
Стараться читать душеполезные книги. Из последнего,что я начал читать толкования Фиофилакта Болгарского - многое из Священного Писания становиться понятно.
Если вы никогда не постились, не стоит сразу себя загонять в жесткие рамки Церковных правил. Во всем надо знать меру, а то можно и надорваться.
Попробуйте сначала, соблюдать молитвенные правила (утро,вечер перед и после еды). Стараясь читать со вниманием. А из еды я например буду ограничиваться так (для меня тоже первый великий пост): первую неделю поста - полное соблюдение поста, причастие. Далее из мяса кушать буду рыбу, кроме среды и пятницы. Молочку - полный отказ(самое трудное). И в последнюю неделю поста - полное соблюдение поста, причастие.
Стараться читать душеполезные книги. Из последнего,что я начал читать толкования Фиофилакта Болгарского - многое из Священного Писания становиться понятно.
Vano29
Новичок
3/3/2013, 1:55:29 AM
Ещё Батюшка советует, отказаться от любимого развлечения на период поста.
Я наверное забью на качалку. :) Ну или так для противоодряхления буду физкультурничать. Идеально, когда "развлечение" - это чтение Библии, Святых отцов или молитва. :)))
Да и про добрые дела надо вспоминать почаще. Милостыня, или помощь малоимущим, сиротам. Главное постоянно "ходить перед Богом".Сопоставлять свои поступки, с тем как поступил бы Христос и выправлять свой вектор воли параллельно с волей Божией.
Как хорошо написал, осталось только самому до конца соответствовать :))
Ещё могу сказать, что настоящее открытие для меня в пост - это кальмар и соевый протеин...
Я наверное забью на качалку. :) Ну или так для противоодряхления буду физкультурничать. Идеально, когда "развлечение" - это чтение Библии, Святых отцов или молитва. :)))
Да и про добрые дела надо вспоминать почаще. Милостыня, или помощь малоимущим, сиротам. Главное постоянно "ходить перед Богом".Сопоставлять свои поступки, с тем как поступил бы Христос и выправлять свой вектор воли параллельно с волей Божией.
Как хорошо написал, осталось только самому до конца соответствовать :))
Ещё могу сказать, что настоящее открытие для меня в пост - это кальмар и соевый протеин...
Реланиум
Удален 3/3/2013, 7:34:16 PM
Vano29, на форуме запрещен мультипостинг - написание более трех постов подряд. Я Ваши посты отредактировал.
Vano29
Новичок
3/3/2013, 7:37:34 PM
(Реланиум @ 03.03.2013 - время: 15:34)
Спасибо Реланиум, не знал. МультиПОСТинг - Смешно :)) Прям по теме
Vano29, на форуме запрещен мультипостинг - написание более трех постов подряд. Я Ваши посты отредактировал.
Спасибо Реланиум, не знал. МультиПОСТинг - Смешно :)) Прям по теме
alim
Мастер
3/7/2013, 10:34:41 AM
(Vano29 @ 02.03.2013 - время: 21:55)
Напрасно, мне кажется. Если конечно Вами не владеет страсть к самолюбованию, т.н. "культ тела".
А физические нагрузки в разумных пределах никак не мешают очищению души, наоборот весьма способствуют. А вот лень точно мешает. Впрочем точно подсказать может только личный духовник. Духовник иногда может лучше разглядеть опасные страсти, чем даже сам человек. В любом случае: помоги Вам Господь!
Ещё Батюшка советует, отказаться от любимого развлечения на период поста.
Я наверное забью на качалку. :)
Напрасно, мне кажется. Если конечно Вами не владеет страсть к самолюбованию, т.н. "культ тела".
А физические нагрузки в разумных пределах никак не мешают очищению души, наоборот весьма способствуют. А вот лень точно мешает. Впрочем точно подсказать может только личный духовник. Духовник иногда может лучше разглядеть опасные страсти, чем даже сам человек. В любом случае: помоги Вам Господь!
Vano29
Новичок
3/10/2013, 3:45:53 AM
(alim @ 07.03.2013 - время: 06:34)
(Vano29 @ 02.03.2013 - время: 21:55)
Спасибо alim за совет.Хорошо бы духовника найти - надо помолиться об этом.
Во время Рождественского поста - у себя наблюдал упадок физических сил. Может из-за не хватки белка. Может вы и правы- надо на время поста веса поубавить или с собственным весом на брусьях и перекладине поработать.
Период самолюбования прошел в подростковом возрасте :) Сейчас короткие вспышки гордости конечно остались, но есть и другой - полезный эффект от спорта: Когда тело измотано, меньше плотских восстаний и тяги на грех. А болею меньше, да и энергии на работе прибавляется.
Конечно здорово как Святые отцы - поддерживаемые Святым Духом, выносили физические и духовные испытания при скудном телесном питании. Но мне грешнику только мечтать о таком...
(Vano29 @ 02.03.2013 - время: 21:55)
Ещё Батюшка советует, отказаться от любимого развлечения на период поста.
Я наверное забью на качалку. :)
Напрасно, мне кажется. Если конечно Вами не владеет страсть к самолюбованию, т.н. "культ тела".
А физические нагрузки в разумных пределах никак не мешают очищению души, наоборот весьма способствуют. А вот лень точно мешает. Впрочем точно подсказать может только личный духовник. Духовник иногда может лучше разглядеть опасные страсти, чем даже сам человек. В любом случае: помоги Вам Господь!
Спасибо alim за совет.Хорошо бы духовника найти - надо помолиться об этом.
Во время Рождественского поста - у себя наблюдал упадок физических сил. Может из-за не хватки белка. Может вы и правы- надо на время поста веса поубавить или с собственным весом на брусьях и перекладине поработать.
Период самолюбования прошел в подростковом возрасте :) Сейчас короткие вспышки гордости конечно остались, но есть и другой - полезный эффект от спорта: Когда тело измотано, меньше плотских восстаний и тяги на грех. А болею меньше, да и энергии на работе прибавляется.
Конечно здорово как Святые отцы - поддерживаемые Святым Духом, выносили физические и духовные испытания при скудном телесном питании. Но мне грешнику только мечтать о таком...
Реланиум
Удален 3/10/2013, 11:56:09 PM
Сегодня началась неделя о Страшном суде
(неделя в Богослужебном уставе - это воскресение, неделя в нашем понимании - это седмица).
Это последняя подготовительная неделя перед постом. В эту неделю уже нельзя есть мясо (заговление на мясо).
Завтра начинается масленичная неделя, которая завершится Прощенным воскресением, после которого и начнется Великий пост.
(неделя в Богослужебном уставе - это воскресение, неделя в нашем понимании - это седмица).
Это последняя подготовительная неделя перед постом. В эту неделю уже нельзя есть мясо (заговление на мясо).
Завтра начинается масленичная неделя, которая завершится Прощенным воскресением, после которого и начнется Великий пост.
Реланиум
Удален 3/14/2013, 2:03:42 AM
Я решил немножко систематизировать информацию о Великом посте. Возможно кому-то это будет полезно и поможет понять внутреннюю логику поста, а так же поможет самому приступить к посту или хотя бы определиться, с чего начать.
В подготовке этого текста я опирался на работу протопресвитера Александра Шмемана "Великий пост". Спасибо ему за его труд.
Начало и необходимое условие христианской жизни - покаяние. Первое слово, с которого Христос начал свое служение: "Покайтесь, ибо грядет Царствие небесное" (Мф. 4:17). Великий пост - это настоящая школа покаяния, когда Церковь не только в подготовительных неделях, но и в самом богослужебном строе открывает нам весь смысл Поста.
Великий пост - это духовное путешествие, и цель этого путешествия - Пасха. Пасха - это не просто праздник, это центр христианской жизни; Пасха - это дар новой жизни, который дает нам право утверждать: "Смерти нет!" Но, погруженные в ежедневные заботы, мы часто забываем об этом и живем так, будто Христос никогда не приходил. Это и есть настоящая трагедия. Поняв это, мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед нею необходим Пост. И все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует для того, чтобы помочь нам заново открыть для себя эту Новую жизнь.
До начала Поста Церковь зовет нас вступить в подготовительный период. Это характерная черта православной литургической традиции. в которой скрыто глубинное понимание человеческой природы. Зная сильное "омирщвление" нашей жизни, Церковь понимает, что измениться мгновенно, перейти из одного духовного состояния в другое мы не можем. Для этого и нужны подготовительные недели.
1. Желание. Неделя о Закхее.
Закхей был мал ростом и для того, чтобы увидеть Христа, вынужден был залезть на дерево. Христос ответил на его желание и вошел в его дом. Этот рассказ говорит нам о том, что, если мы и вправду сильно желаем Бога, то он нам ответит.
2. Смирение. Неделя о мытаре и фарисее.
Смирение - это то, с чего начинается покаяние. Бог сам показывает нам пример смирения.
Накануне этого дня в субботу на вечерне впервые открывается Триодь Постная - книга богослужений Великого поста.
3. Возвращение в отчий дом. Неделя о блудном сыне.
Третья неделя - неделя о блудном сыне. Притча рассказывает о человеке, который ушел в "далекую страну" и там истратил все, что имел. Далекая страна - это состояние, в котором пребывает человек, находясь вдали от Бога. Неделя о блудном сыне - это неделя возвращения в Отчий дом.
4. Страшный суд.
Начинается частичный пост - воздержание от мяса. Это завершение подготовки к подвигу Поста. Накануне этого дня в субботу совершается всеобщее поминовение усопших. Для понимания этой молитвы надо помнить, что христианство - это религия любви, и в молитве за ушедших членов Церковь высказывает свою любовь. Любя Христа, мы любим всех, кто в Нем, это - закон Церкви и объяснение молитв за умерших.
Воскресное евангельское чтение посвящено притче Спасителя о Страшном суде, которая говорит, что единственный закон, по которому нас будет судить Христос, когда настанет этот день, это закон Любви! мы будем судимы за то, проявили ли мы любовь или отказали в ней, потому что "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.." (МФ. 25:40).
Среда и пятница этой недели уже совершенно "великопостные", так как в эти дни нельзя служить Божественную литургию.
5. Прощение.
Последний день перед Великим постом называется Прощенным воскресением. Второе литургическое название этого дня - Изгнание Адама из рая. Это название подводит итог всем подготовительным неделям: мы знаем, что человек был создан для жизни в раю. для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой возможности. и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за ним, и Церковь показывает нам красоту Его царства, превращая нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.
Сначала мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху.
Первое условие этого - освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Второе условие - прощение. Пост по настоящему начинается с вечерни этого воскресения! Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина. В конце службы молящиеся просят прощения сначала у священника, потом друг у друга. Поста начинается именно этим актом единения и любви, а хор поет пасхальное песнопение. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце пути сияет свет Пасхи, свет Царства Христова!
В подготовке этого текста я опирался на работу протопресвитера Александра Шмемана "Великий пост". Спасибо ему за его труд.
Начало и необходимое условие христианской жизни - покаяние. Первое слово, с которого Христос начал свое служение: "Покайтесь, ибо грядет Царствие небесное" (Мф. 4:17). Великий пост - это настоящая школа покаяния, когда Церковь не только в подготовительных неделях, но и в самом богослужебном строе открывает нам весь смысл Поста.
Великий пост - это духовное путешествие, и цель этого путешествия - Пасха. Пасха - это не просто праздник, это центр христианской жизни; Пасха - это дар новой жизни, который дает нам право утверждать: "Смерти нет!" Но, погруженные в ежедневные заботы, мы часто забываем об этом и живем так, будто Христос никогда не приходил. Это и есть настоящая трагедия. Поняв это, мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед нею необходим Пост. И все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует для того, чтобы помочь нам заново открыть для себя эту Новую жизнь.
До начала Поста Церковь зовет нас вступить в подготовительный период. Это характерная черта православной литургической традиции. в которой скрыто глубинное понимание человеческой природы. Зная сильное "омирщвление" нашей жизни, Церковь понимает, что измениться мгновенно, перейти из одного духовного состояния в другое мы не можем. Для этого и нужны подготовительные недели.
1. Желание. Неделя о Закхее.
Закхей был мал ростом и для того, чтобы увидеть Христа, вынужден был залезть на дерево. Христос ответил на его желание и вошел в его дом. Этот рассказ говорит нам о том, что, если мы и вправду сильно желаем Бога, то он нам ответит.
2. Смирение. Неделя о мытаре и фарисее.
Смирение - это то, с чего начинается покаяние. Бог сам показывает нам пример смирения.
Накануне этого дня в субботу на вечерне впервые открывается Триодь Постная - книга богослужений Великого поста.
3. Возвращение в отчий дом. Неделя о блудном сыне.
Третья неделя - неделя о блудном сыне. Притча рассказывает о человеке, который ушел в "далекую страну" и там истратил все, что имел. Далекая страна - это состояние, в котором пребывает человек, находясь вдали от Бога. Неделя о блудном сыне - это неделя возвращения в Отчий дом.
4. Страшный суд.
Начинается частичный пост - воздержание от мяса. Это завершение подготовки к подвигу Поста. Накануне этого дня в субботу совершается всеобщее поминовение усопших. Для понимания этой молитвы надо помнить, что христианство - это религия любви, и в молитве за ушедших членов Церковь высказывает свою любовь. Любя Христа, мы любим всех, кто в Нем, это - закон Церкви и объяснение молитв за умерших.
Воскресное евангельское чтение посвящено притче Спасителя о Страшном суде, которая говорит, что единственный закон, по которому нас будет судить Христос, когда настанет этот день, это закон Любви! мы будем судимы за то, проявили ли мы любовь или отказали в ней, потому что "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.." (МФ. 25:40).
Среда и пятница этой недели уже совершенно "великопостные", так как в эти дни нельзя служить Божественную литургию.
5. Прощение.
Последний день перед Великим постом называется Прощенным воскресением. Второе литургическое название этого дня - Изгнание Адама из рая. Это название подводит итог всем подготовительным неделям: мы знаем, что человек был создан для жизни в раю. для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой возможности. и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за ним, и Церковь показывает нам красоту Его царства, превращая нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.
Сначала мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху.
Первое условие этого - освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Второе условие - прощение. Пост по настоящему начинается с вечерни этого воскресения! Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина. В конце службы молящиеся просят прощения сначала у священника, потом друг у друга. Поста начинается именно этим актом единения и любви, а хор поет пасхальное песнопение. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце пути сияет свет Пасхи, свет Царства Христова!
Реланиум
Удален 3/15/2013, 3:39:04 AM
Великопостные богослужения
Для многих Пост - это формальные правила и ограничения, большей частью отрицательные: ограничение в еде, развлечениях и тд. В связи с этим надо подчеркнуть, что цель Поста не в том, чтобы принудить человека к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы "смягчить" человеческое сердце так, чтобы он могло воспринимать духовные реальности, ощутить скрытую до этого жажду общения с Богом.
Эта атмосфера Поста создается главным образом богослужениями и различными изменениями, введенными на период Поста в литургическую жизнь. Они позволяют нам почувствовать светлую печаль, в которой подлинный дух и дар Поста. Именно глубокое понимание человеческой души позволило Святым Отцам создать Постную Триодь, разработать структуру постных богослужений и придать Литургии Преждеосвященных Даров свойственную ей красоту.
Общее впечатление от великопостных служб - настроение светлой печали. Службы становятся более монотонными, кажется, что ничего не происходит. Но потом мы сознаем, что такая продолжительная, единообразная служба необходима, чтобы мы почувствовали тайну этого богослужения. Теперь мы понимаем, что совершенно невозможно сразу перейти из состояния нашей души, наполненного спешкой и суетой. в иной мир, где можно успокоиться, восстановиться.
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
Молитва святого Ефрема Сирина действительно можно назвать великопостной молитвой по тому, как она выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот ее текст:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
В этой молитве перечислены все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов.
Основной недуг - праздность. Плод праздности - уныние. Любоначалие - любовь к власти как следствие праздности, лени и уныния. И последнее- празднословие.
Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Поэтому первая часть молитвы - это крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям. Их тоже четыре.
Целомудрие - целостность, противоположность изломанности человеческого духа, духовный контроль.
Смирение - сам Бог явил нам пример наивысшего смирения. Бог смирене, потому что Он - Совершенен!
Терпение. Падший человек - нетерпелив! Он скор на суд и осуждение других. Бог терпелив не потому, что Он снисходителен к нам, а потому, что Он видит самую глубину вещей. Чем ближе м к Богу, тем терпимее мы становимся, тем бережнее становится наше отношение к другим.
И венец и плод всех добродетелей - Любовь.
Чтения Ветхого Завета.
Nак как Великий пост - это путь к Пасхе, Новой жизни, можно сказать, что на время Поста человек и Церковь как бы возвращаются в состояние Ветхого Завета.
Чтения Ветхого Завета во время богослужений совершаются двояко: это удвоенное чтение Псалтири и чтение по порядку и целиком трех ветхозаветных книг Бытия, Исаии и Притч Соломоновых.
Бытие дает нам основную рамку верований Церкви, содержит историю сотворения мира, грехопадение и обещание спасения. Исаия - величайший из пророков, и чтение его пророчеств открывает нам тайну спасения через страдание и жертву Христа. и книга Притч - итог нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости.
Для многих Пост - это формальные правила и ограничения, большей частью отрицательные: ограничение в еде, развлечениях и тд. В связи с этим надо подчеркнуть, что цель Поста не в том, чтобы принудить человека к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы "смягчить" человеческое сердце так, чтобы он могло воспринимать духовные реальности, ощутить скрытую до этого жажду общения с Богом.
Эта атмосфера Поста создается главным образом богослужениями и различными изменениями, введенными на период Поста в литургическую жизнь. Они позволяют нам почувствовать светлую печаль, в которой подлинный дух и дар Поста. Именно глубокое понимание человеческой души позволило Святым Отцам создать Постную Триодь, разработать структуру постных богослужений и придать Литургии Преждеосвященных Даров свойственную ей красоту.
Общее впечатление от великопостных служб - настроение светлой печали. Службы становятся более монотонными, кажется, что ничего не происходит. Но потом мы сознаем, что такая продолжительная, единообразная служба необходима, чтобы мы почувствовали тайну этого богослужения. Теперь мы понимаем, что совершенно невозможно сразу перейти из состояния нашей души, наполненного спешкой и суетой. в иной мир, где можно успокоиться, восстановиться.
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
Молитва святого Ефрема Сирина действительно можно назвать великопостной молитвой по тому, как она выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот ее текст:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
В этой молитве перечислены все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов.
Основной недуг - праздность. Плод праздности - уныние. Любоначалие - любовь к власти как следствие праздности, лени и уныния. И последнее- празднословие.
Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Поэтому первая часть молитвы - это крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям. Их тоже четыре.
Целомудрие - целостность, противоположность изломанности человеческого духа, духовный контроль.
Смирение - сам Бог явил нам пример наивысшего смирения. Бог смирене, потому что Он - Совершенен!
Терпение. Падший человек - нетерпелив! Он скор на суд и осуждение других. Бог терпелив не потому, что Он снисходителен к нам, а потому, что Он видит самую глубину вещей. Чем ближе м к Богу, тем терпимее мы становимся, тем бережнее становится наше отношение к другим.
И венец и плод всех добродетелей - Любовь.
Чтения Ветхого Завета.
Nак как Великий пост - это путь к Пасхе, Новой жизни, можно сказать, что на время Поста человек и Церковь как бы возвращаются в состояние Ветхого Завета.
Чтения Ветхого Завета во время богослужений совершаются двояко: это удвоенное чтение Псалтири и чтение по порядку и целиком трех ветхозаветных книг Бытия, Исаии и Притч Соломоновых.
Бытие дает нам основную рамку верований Церкви, содержит историю сотворения мира, грехопадение и обещание спасения. Исаия - величайший из пророков, и чтение его пророчеств открывает нам тайну спасения через страдание и жертву Христа. и книга Притч - итог нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости.
Реланиум
Удален 3/15/2013, 2:40:36 PM
Литургия преждеосвященных даров
Изо всех богослужебных правил, относящихся к Великому посту, очень важно одно, так как оно объясняет богослужебное предание Поста. Это запрещение совершения Божественной литургии в будние дни в течение Великого поста. Устав ясно гласит, что ни в коем случае нельзя совершать Божественную литургию от понедельника по пятницу включительно, кроме как если Благовещение приходится на один из этих дней.
Однако по средам и пятницам совершается особое богослужение - Литургия преждеосвященных даров.
Значение этого правила: совершение Евхаристии несовместимо с Постом! В этом отличие православного богослужения от католического; в православии Евхаристия - всегда праздник!
Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных даров - вечернее богослужение, т.е. это причащение после вечерни.
Православное предание требует совершения поста перед Евхаристией. Этот принцип объясняется тем, что Евхаристия не имеет своего часа и совершается в разное время суток в зависимости от дня, в который ее служат. Так по большим праздникам Евхаристию служат рано, так как всенощное бдение заменяет собой пост перед Евхаристией. Но когда нет всенощного бдения евхаристия свершается позже, т.е. в обычные дни она заканчивается где то в 12 часов.
Другими словами, Евхаристия - всегда завершение приготовления к ней, а потому час совершения Евхаристии связан с постом, приготовляющим к ней. А так как в Великий пост среда и пятница являются днями совершенно воздержания, то они и служат тем самым постом перед Евхаристией, что делает возможным проведение Литургии Преждеосвященных даров на вечерней в эти дни.
Надо отметить, что православное богослужение не знает поклонения Святым дарам, кроме как во время причастия. Это существенное отличие от католической церкви. Таким образом православная церковь избежала западного опасного сакраментального рационализма. желая подтвердить - против протестантов - реальное присутствие Христа в Святых дарах, католики на самом деле отделили поклонение святым дарам от причастия. Протестанты со своей стороны, боясь всякого мистического истолкования таинств, отрицают присутствие в них Тела и Крови Христовых до самого момента Причастия. В православной церкви, однако, запасных Святые дары хранятся для причащения больных, и этим опять восстанавливается равновесие.
Изо всех богослужебных правил, относящихся к Великому посту, очень важно одно, так как оно объясняет богослужебное предание Поста. Это запрещение совершения Божественной литургии в будние дни в течение Великого поста. Устав ясно гласит, что ни в коем случае нельзя совершать Божественную литургию от понедельника по пятницу включительно, кроме как если Благовещение приходится на один из этих дней.
Однако по средам и пятницам совершается особое богослужение - Литургия преждеосвященных даров.
Значение этого правила: совершение Евхаристии несовместимо с Постом! В этом отличие православного богослужения от католического; в православии Евхаристия - всегда праздник!
Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных даров - вечернее богослужение, т.е. это причащение после вечерни.
Православное предание требует совершения поста перед Евхаристией. Этот принцип объясняется тем, что Евхаристия не имеет своего часа и совершается в разное время суток в зависимости от дня, в который ее служат. Так по большим праздникам Евхаристию служат рано, так как всенощное бдение заменяет собой пост перед Евхаристией. Но когда нет всенощного бдения евхаристия свершается позже, т.е. в обычные дни она заканчивается где то в 12 часов.
Другими словами, Евхаристия - всегда завершение приготовления к ней, а потому час совершения Евхаристии связан с постом, приготовляющим к ней. А так как в Великий пост среда и пятница являются днями совершенно воздержания, то они и служат тем самым постом перед Евхаристией, что делает возможным проведение Литургии Преждеосвященных даров на вечерней в эти дни.
Надо отметить, что православное богослужение не знает поклонения Святым дарам, кроме как во время причастия. Это существенное отличие от католической церкви. Таким образом православная церковь избежала западного опасного сакраментального рационализма. желая подтвердить - против протестантов - реальное присутствие Христа в Святых дарах, католики на самом деле отделили поклонение святым дарам от причастия. Протестанты со своей стороны, боясь всякого мистического истолкования таинств, отрицают присутствие в них Тела и Крови Христовых до самого момента Причастия. В православной церкви, однако, запасных Святые дары хранятся для причащения больных, и этим опять восстанавливается равновесие.
Реланиум
Удален 3/15/2013, 5:52:54 PM
Постные богослужения
Великий канон
Великий пост - это духовное странствие, цель которого - новое духовное состояние. Поэтому великопостное богослужение имеет свой особый ритм. В самом начале исходный тон Посту задает Великий канон св. Андрея Критского. Он разделен на 4 части и читается за великим повечерием первые четыре дня поста. Это покаянный плач, раскрывающий нам суть нашего греха. Цель и значение канона - явить нам наш грех и привести к раскаянию.
Великопостные субботы
Суббота имеет особое положение в церковном уставе, суббота не есть постный день, а день праздника, установленный самим Богом. Суббота - день творения мира, стала - во Христе - днем ожидания, предшествующим Дню Господню. В Великую и Святую субботу Господь почил во гробе, чтобы на следующий день Жизнь воссияла из гроба. В этом новом дне участвует Церковь, но все еще живя и странствуя в мире сем, который в своей мистической глубине стал днем субботним. Это объяснение двойного смысла субботы: праздника и дня смерти. Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя субботами: воскрешение Лазаря и Великой и Светлой субботой Пасхи, когда смерть стала побеждена и стала переходом в новую жизнь.
Воскресения Великого поста
Воскресения Великого поста так же имеют два значения. Одно из них - это поддержание ритма Поста, другое - празднование исторических событий, выпавших на эти воскресения.
Так в первое воскресение Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством.
Первое и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтении Апостола и евангелия.
Половина поста. Крест.
Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. На всенощной этого дня после великого славославия Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту.
Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, то теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в уразумение и освоение Тайны Креста и Воскрешения. Смысл нашего подвига раскрывается теперь как участие в этой Тайне.
Шестая и последняя неделя поста называется Вербной. На протяжении шести дней перед Лазаревой субботой церковное богослужение дает нам следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, в затем начинает восхождение в Вифанию и Иерусалим. В течение этой недели мы духовно созерцаем встречу Христа со смертью: сначала Лазаря, а затем своей собственной. Последняя неделя поста есть по сути празднование этих двух дней: Лазаревой субботы и Вербного воскресения, и в этом раскрывается последнее откровение поста.
Великий пост состоит из двух частей: до Крестопоклонного воскресения Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе; после Крестопоклонного воскресения сосредоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и Смерти.
Последняя седмица этого приготовления - Страстная седмица, когда мы творим память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости.
Великий канон
Великий пост - это духовное странствие, цель которого - новое духовное состояние. Поэтому великопостное богослужение имеет свой особый ритм. В самом начале исходный тон Посту задает Великий канон св. Андрея Критского. Он разделен на 4 части и читается за великим повечерием первые четыре дня поста. Это покаянный плач, раскрывающий нам суть нашего греха. Цель и значение канона - явить нам наш грех и привести к раскаянию.
Великопостные субботы
Суббота имеет особое положение в церковном уставе, суббота не есть постный день, а день праздника, установленный самим Богом. Суббота - день творения мира, стала - во Христе - днем ожидания, предшествующим Дню Господню. В Великую и Святую субботу Господь почил во гробе, чтобы на следующий день Жизнь воссияла из гроба. В этом новом дне участвует Церковь, но все еще живя и странствуя в мире сем, который в своей мистической глубине стал днем субботним. Это объяснение двойного смысла субботы: праздника и дня смерти. Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя субботами: воскрешение Лазаря и Великой и Светлой субботой Пасхи, когда смерть стала побеждена и стала переходом в новую жизнь.
Воскресения Великого поста
Воскресения Великого поста так же имеют два значения. Одно из них - это поддержание ритма Поста, другое - празднование исторических событий, выпавших на эти воскресения.
Так в первое воскресение Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством.
Первое и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтении Апостола и евангелия.
Половина поста. Крест.
Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. На всенощной этого дня после великого славославия Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту.
Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, то теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в уразумение и освоение Тайны Креста и Воскрешения. Смысл нашего подвига раскрывается теперь как участие в этой Тайне.
Шестая и последняя неделя поста называется Вербной. На протяжении шести дней перед Лазаревой субботой церковное богослужение дает нам следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, в затем начинает восхождение в Вифанию и Иерусалим. В течение этой недели мы духовно созерцаем встречу Христа со смертью: сначала Лазаря, а затем своей собственной. Последняя неделя поста есть по сути празднование этих двух дней: Лазаревой субботы и Вербного воскресения, и в этом раскрывается последнее откровение поста.
Великий пост состоит из двух частей: до Крестопоклонного воскресения Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе; после Крестопоклонного воскресения сосредоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и Смерти.
Последняя седмица этого приготовления - Страстная седмица, когда мы творим память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости.
Реланиум
Удален 3/15/2013, 6:28:42 PM
Что делать в Великий пост?
Итак, Великий пост - это приготовление к Пасхе!
В богослужебном плане человек как бы возвращается в свое "ветхозаветное" состояние. Мы вспоминаем историю грехопадения, понимаем свой грех и в результате готовы участвовать в радости Пасхи.
Таким образом, Пост - это не время ограничений, это возможность для нас, духовный призыв Церкви, на который мы должны ответить.
Именно для этой цели установлены подготовительные недели.
Участие в богослужениях
Хочется сразу сказать, что рецептов или "минимума" существовать не может, но его можно предложить.
1. Вечерня в Прощеное воскресение.
2. первая неделя поста. Один или два раза послушать Великий канон Андрея Критского. Смысл этой недели - ввести нас в состояние "светлой печали", в ритм Великого поста.
3. Обязательно нужно поприсутствовать на Литургии Преждеосвященных даров (среды и пятницы великого поста).
"Молитвою и постом"
тут будет про еду, куда ж без нее.
Без пощения - нет поста.
Адам "нарушил пост" в раю, съел запрещенный плод. земной мир и пища сделались его богами. Христос - новый Адам - начинает свое служение с поста. Христос сам постился 40 дней в результате чего стал искушаем самим дьяволом. Голод - это состояние, в котором мы сознаем нашу зависимость от пищи, твоя жизнь зависит от пищи. И Адам поверил Сатане и стал есть, Христос же отверг искушение и сказал "Не хлебом единым жив человек, но Богом", таким образом Христос отверг всемирную ложь Сатаны о том, что человеческая жизнь зависит от пищи, и восстановил правильный баланс между пищей, жизнью и Богом.
И наш пост - это участие в постном опыте самого Христа!
Но пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без второй составляющей - духовной стороны. "Постом и молитвою". Это означает, что без духовного усилия, без осознания Божественной реальности физический пост может стать вреден.
Надо понимать, что пост - это пост. Как бы мал он ни был, он поведет к искушениям, к сомнениям, к слабости и раздражительности; он будет борьбой, в которой мы ни раз будем побеждены. Но возрастание христианской жизни невозможно без ошибок и падений. Между удачей и разочарованием лежит добродетель терпения. Поэтому начинать надо с минимума и постепенно усиливать пост.
Хочу пожелать удачи всем, кто будет поститься в этом году!
Итак, Великий пост - это приготовление к Пасхе!
В богослужебном плане человек как бы возвращается в свое "ветхозаветное" состояние. Мы вспоминаем историю грехопадения, понимаем свой грех и в результате готовы участвовать в радости Пасхи.
Таким образом, Пост - это не время ограничений, это возможность для нас, духовный призыв Церкви, на который мы должны ответить.
Именно для этой цели установлены подготовительные недели.
Участие в богослужениях
Хочется сразу сказать, что рецептов или "минимума" существовать не может, но его можно предложить.
1. Вечерня в Прощеное воскресение.
2. первая неделя поста. Один или два раза послушать Великий канон Андрея Критского. Смысл этой недели - ввести нас в состояние "светлой печали", в ритм Великого поста.
3. Обязательно нужно поприсутствовать на Литургии Преждеосвященных даров (среды и пятницы великого поста).
"Молитвою и постом"
тут будет про еду, куда ж без нее.
Без пощения - нет поста.
Адам "нарушил пост" в раю, съел запрещенный плод. земной мир и пища сделались его богами. Христос - новый Адам - начинает свое служение с поста. Христос сам постился 40 дней в результате чего стал искушаем самим дьяволом. Голод - это состояние, в котором мы сознаем нашу зависимость от пищи, твоя жизнь зависит от пищи. И Адам поверил Сатане и стал есть, Христос же отверг искушение и сказал "Не хлебом единым жив человек, но Богом", таким образом Христос отверг всемирную ложь Сатаны о том, что человеческая жизнь зависит от пищи, и восстановил правильный баланс между пищей, жизнью и Богом.
И наш пост - это участие в постном опыте самого Христа!
Но пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без второй составляющей - духовной стороны. "Постом и молитвою". Это означает, что без духовного усилия, без осознания Божественной реальности физический пост может стать вреден.
Надо понимать, что пост - это пост. Как бы мал он ни был, он поведет к искушениям, к сомнениям, к слабости и раздражительности; он будет борьбой, в которой мы ни раз будем побеждены. Но возрастание христианской жизни невозможно без ошибок и падений. Между удачей и разочарованием лежит добродетель терпения. Поэтому начинать надо с минимума и постепенно усиливать пост.
Хочу пожелать удачи всем, кто будет поститься в этом году!
Реланиум
Удален 3/15/2013, 6:32:25 PM
Ссылки о Великом посте:
https://azbyka.ru/tserkov/o_postah/
https://www.pravoslavie.ru/put/34088.htm с каноном св. Андрея Критского
https://azbyka.ru/tserkov/o_postah/
https://www.pravoslavie.ru/put/34088.htm с каноном св. Андрея Критского
Реланиум
Удален 3/18/2013, 5:54:48 AM
Сегодня начался Великий пост.
Всем удачи!
Главные службы Великого поста в 2013 году
1. Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 18 по 21 марта, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.
2. По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров.
После литургии Преждеосвященных Даров 23 марта будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона.
3. В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 24 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.
4. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста, (30 марта, 6, 13 апреля), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас.
5. Третье воскресенье Великого поста, 7 апреля, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.
6. В среду 5 седмицы Великого поста, 17 апреля, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей.
7. В пятницу на той же неделе, 19 апреля, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери.
8. 28 апреля — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим). На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица.
©
Всем удачи!
Главные службы Великого поста в 2013 году
1. Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 18 по 21 марта, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.
2. По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров.
После литургии Преждеосвященных Даров 23 марта будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона.
3. В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 24 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.
4. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста, (30 марта, 6, 13 апреля), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас.
5. Третье воскресенье Великого поста, 7 апреля, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.
6. В среду 5 седмицы Великого поста, 17 апреля, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей.
7. В пятницу на той же неделе, 19 апреля, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери.
8. 28 апреля — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим). На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица.
скрытый текст
Страстная седмица
В понедельник, 29 апреля, начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
29, 30 апреля, 1 мая совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья (28 апреля) и до вторника (30 апреля) на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи».
Вечером в среду 1 мая, на утрене Великого Четверга, читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
Великий Четверг, 2 мая, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии..
Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних.
Великая Пятница, 3 мая — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы.
Утром в Великую Субботу, 4 мая, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох. В этот день разрешается вкушение вина.
В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов.
Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня.
Сорок мучеников Севастийских
22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти, несмотря на то, что он выпадает в этом году на четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни.
Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки».
Благовещение в 2013 году
В 2013 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, совпадает с неделей Крестопоклонной.
Значение праздника Благовещения настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста.
Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба.
Строгий пост
Первые два дня Великого Поста, 18-19 марта, соблюдаются особенно строго: согласно Типикону, в эти дни вообще не полагается трапеза. На практике степень поста следует должна определяться по трудам и состоянию здоровья постящегося. Лучше посоветоваться с духовником.
Еще одно устрожение поста происходит после недели Крестопоклонной: с 7 по 20 апреля, на четвертой, «средней» седмице Четыредесятницы (среда, 10 апреля — преполовение Четыредесятницы).
Великая Пятница — день строгого поста. Как минимум до выноса Плащаницы не поставляется трапеза. Кому позволяют силы и здоровье, не едят до окончания Литургии Великой Субботы.
В понедельник, 29 апреля, начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
29, 30 апреля, 1 мая совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья (28 апреля) и до вторника (30 апреля) на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи».
Вечером в среду 1 мая, на утрене Великого Четверга, читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
Великий Четверг, 2 мая, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии..
Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних.
Великая Пятница, 3 мая — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы.
Утром в Великую Субботу, 4 мая, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох. В этот день разрешается вкушение вина.
В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов.
Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня.
Сорок мучеников Севастийских
22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти, несмотря на то, что он выпадает в этом году на четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни.
Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки».
Благовещение в 2013 году
В 2013 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, совпадает с неделей Крестопоклонной.
Значение праздника Благовещения настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста.
Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба.
Строгий пост
Первые два дня Великого Поста, 18-19 марта, соблюдаются особенно строго: согласно Типикону, в эти дни вообще не полагается трапеза. На практике степень поста следует должна определяться по трудам и состоянию здоровья постящегося. Лучше посоветоваться с духовником.
Еще одно устрожение поста происходит после недели Крестопоклонной: с 7 по 20 апреля, на четвертой, «средней» седмице Четыредесятницы (среда, 10 апреля — преполовение Четыредесятницы).
Великая Пятница — день строгого поста. Как минимум до выноса Плащаницы не поставляется трапеза. Кому позволяют силы и здоровье, не едят до окончания Литургии Великой Субботы.
©
Реланиум
Удален 3/18/2013, 6:01:02 AM
Сегодняшнюю вечерню, к сожалению, пропустил - был в дороге.
Эта неделя одна из самых строгих. Хочу обязательно сходить послушать Великий канон св. Андрея Критского.
В пятницу схожу на Литургию Преждеосвященных даров. Хочу причаститься, но надо выбрать день для исповеди.
Эта неделя одна из самых строгих. Хочу обязательно сходить послушать Великий канон св. Андрея Критского.
В пятницу схожу на Литургию Преждеосвященных даров. Хочу причаститься, но надо выбрать день для исповеди.
JULSi
Мастер
3/18/2013, 6:14:21 PM
Хорошая молитва, спасибо за напоминание.
Мне очень нравится молитва Оптинских старцев на начало дня, она актуальна не только в пост, но и в любой другой день
Мне очень нравится молитва Оптинских старцев на начало дня, она актуальна не только в пост, но и в любой другой день
скрытый текст
Молитва Оптинских старцев на начало дня
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.