Великие и малые праздники православия

DELETED
2/1/2008, 4:05:25 AM
Праздники...
Светлое ХРИСТОВО Ввоскресенье. Пасха
Старый стиль 14 апреля..
Новый стиль 27 апреля 2008г. Воскресенье.

Двунадесятые непереходящие
* Благовещение Пресвятой Богородицы Март.................... 25
* Введение во храм Пресвятой Богородицы Ноябрь........... 21
* Воздвижение Креста Господня Сентябрь.......................... 14
* Крещение Господне Январь................................................ 6
* Преображение Господне Август......................................... 6
* Рождество Пресвятой Богородицы Сентябрь.................... 8
* Рождество Христово Декабрь.............................................25
* Сретение Господне Февраль.............................................. 2
* Успение Пресвятой Богородицы Август............................. 15

Двунадесятые переходящие
* Вознесение Господне Май................................................. 23
* Вход Господень в Иерусалим Апрель.................................. 7
* День Святой Троицы. Пятидесятница Июнь....................... 2
* Обрезание Господне Январь............................................... 1
* Покров Пресвятой Богородицы Октябрь............................ 1
* Рождество Иоанна Предтечи Июнь................................... 24
* Святых первоверховных апостолов Петра и Павла Июнь.. 29
* Усекновение главы Иоанна Предтечи Август..................... 29

dimm
2/9/2008, 6:35:08 PM
День преподобного Ефрема Сирина
10 февраля

.image

Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии. Он родился в царствование Константина Великого от христианских родителей и дожил до царствования Феодосия Великого.
Еще в юных годах святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте.
Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа.
Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал: Кто может принять и сохранить этот свиток? Голос свыше отвечал ему: Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.
Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем вскоре после этого начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг.
Преподобный отец Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих ко спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа.
dimm
2/9/2008, 6:54:48 PM
Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия
13 Февраля.


Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклетиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом.
Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна.
Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
dimm
2/12/2008, 3:35:13 AM
День святого мученика Трифона
14 февраля


image

Святой мученик Трифон (†250) родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.
dimm
2/12/2008, 3:43:00 AM
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
15 февраля

image

Сретение по-славянски означает «встреча». Двунадесятый праздник Сретения Господня установлен в память о важном событии в земной жизни Иисуса Христа. В этот день, на 40-й день по рождении Иисуса, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы принести за своего первого ребенка жертву Богу. В это время в храме находился праведный Симеон – один из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык. Симеон усомнился в словах пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы, и тогда явившийся ему ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение пророчества. Духовно узрев в Младенце Иисусе Спасителя, Симеон взял Его на руки и произнес: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Об этом свидетельствовала и жившая при храме престарелая вдова Анна-пророчица.
Сретение – это встреча Ветхого и Нового Завета.
Праздник веры, веры человека, праведного Симеона, много-много лет с надеждой и упованием ждавшего исполнения слов, реченных ему через Духа Святого о пришествии в мир Спасителя, дарующему всему человечеству жизнь вечную. Ждал Симеон, что и ему самому, очень старому человеку, утомившемуся уже от земной жизни, даст, наконец, Господь разрешение отойти в иной мир и увидеть явно, что жизнь прожита со смыслом великим, что все злое, печальное, все болезни, несправедливости, которые пришлось ему перенести, были неслучайны, все было промыслительно послано Богом для познания того, зачем человек живет. Такая вера, конечно, не терпит ни суеты, ни малодушия, ни уныния, ни отчаяния. С трепетом принял в свои старческие объятия благочестивый Симеон сорокадневного Богомладенца, Господа нашего Иисуса Христа под сводами величественного Иерусалимского Храма.
Святой Симеон Богоприимец указывает нам на три условия, выполнив которые, и мы призваны принять Господа не на руки только, а в самое сердце. Подобно святому Симеону мы должны быть праведны, то есть и словом, и делом любить ближних, никого не огорчать и не обижать. Должны быть благочестивы, то есть иметь ум и сердце обращенными к Богу в непрестанной молитве; чаять Утехи Израилевой, иными словами, веровать во Христа — Сына Божия, всю надежду возлагая на даруемую Им благодать Святого Духа, чтобы наша вера молитвами святых была укреплена и наше упование на Господа никогда не могло бы поколебаться никакими несчастьями, никаким злом, никакими клеветами, чтобы мы с чистой совестью вслед за святым праведным Симеоном и всеми уповающими на Господа в мире могли сказать с благодарностью, что Господь отпускает нас в вечный путь с этой земли: "Ныне отпущаеши раба Твоего..."
dimm
2/15/2008, 2:28:18 AM
Неделя о мытаре и фарисее.
17 февраля

Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».
Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» — принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
В этот же день - память преп. Кирилла, Новоезерского чудотворца.
Ему молятся об исцелении от слепоты.
Прп. Кирилл родился в благочестивой боярской семье в городе Галиче. Двадцатилетним юношей тайно покинул родительский дом, принял постриг в обители прп. Корнилия и начал совершать подвиги иноческого бытия. Родители его также вскоре удалились в монастырь.
Стремясь к высшему совершенству, Кирилл решил вести отшельническую жизнь среди лесов, и по Божьему указанию поселился на Красном острове озера Нового. Со временем вокруг преподобного собралось много братии, и на острове основалась Новоезерская обитель (Кирилло-Новоезерский монастырь). Св. Кирилл был награжден Господом даром прозорливости и чудотворения.
dimm
2/15/2008, 11:55:45 PM
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский
22 февраля

image

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле.
Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру.
После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении.
Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру.
Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий.
DELETED
2/21/2008, 12:41:55 PM
Приближается Великий праздник : Благовещение Пресвятой Богородицы, который пройдет 25 Марта...С чем всех и поздравляю. hug.gif 0090.gif
Luna1933
2/22/2008, 1:26:21 AM
(Nika-hl @ 21.02.2008 - время: 09:41)Приближается Великий праздник : Благовещение Пресвятой Богородицы, который пройдет  25 Марта...С чем всех и поздравляю.  hug.gif  0090.gif
Хочу уточнить 25 марта по старому стилю, 7 апреля по новому стилю
dimm
2/28/2008, 3:03:28 AM
24 февраля, воскресенье – Неделя о блудном сыне.

Второе приготовительное к Великому посту воскресенье именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Осознав свою неблагодарность, он со страхом возвращается в отчий дом. Но отец ждет его и выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни, свободой воли – и тем не менее далеко не всегда употребляющий эти дары так, как должно, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности нашей жизни, желания «возвратиться к отцу». И если это желание будет подкреплено делом, то Бог вновь принимает нас, как отец с радостью принял своего блудного сына.
Сегодня же - память священномученика Власия, епископа Севастийского.
Ему молятся при болезнях горла и при опасности удавления костью.
С юных лет св. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, высоко ценя подобные качества, выбрали его в епископы. Во время жестоких гонений Диоклетиана Власий утешал страждущих и гонимых, посещал темницы.
В царствование Ликиния св. Власий скрывался в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, вознося непрестанные молитвы. Однако языческие воины обнаружили святого, и за отказ принести жертву идолам после великих мучений он был обезглавлен. Еще при жизни прославился чудотворными исцелениями не только людей, но и животных.

dimm
2/28/2008, 3:12:11 AM
Праздник в честь Иверской иконы Божией Матери
25 Февраля


image

Иверская икона Божией Матери, одна из особо почитаемых образов Царицы Небесной, чествуется 25 февраля (в 2007 году празднование переносится на субботу, 24 февраля). Пресвятая Владычица за молитвы пред Ее Иверской иконой всегда скоро помогала людям в бедах, напастях и болезнях. И сегодня великая благодать изливается от чудотворных списков образа. Иверская икона Пресвятой Богородицы пребывает в Екатерининской церкви, Сретенском храме города Петрозаводска, в храме во имя Рождества Иоанна Предтечи поселка Шуя.
Иверская икона Пресвятой Богородицы (этот образ сейчас пребывает на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Икона, стоя на воде, приплыла к одному из монастырей Святого Афона – Иверскому. Монахи этой обители нашли святой образ и с благоговением поместили его в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в церкви, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла св. Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона еще называется Портаитиссою, Вратарницею. И, находясь при вратах монастырских, образ часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех.
В соборном храме Иверского монастыря висит большая неугасимая лампада, которую называют «Лампада Вратарницы». Она чудесно качается по горизонтали ритмично в определенные дни. По великим праздникам – во время Богослужения, а по будним дням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Святогорцы рассказывали: перед тем, как турецкие войска напали на Кипр, лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край. То же происходило накануне американо-иракской войны. Качалась лампада и перед землетрясением в Армении. Эта лампада Вратарницы – одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица постоянно пребывает с нами.

dimm
2/28/2008, 3:16:55 AM
Память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.
25 Февраля

Святитель Алексий происходил из знатного боярского рода. В 15 лет он уже был иноком Московского Богоявленского монастыря и после многих лет монашеского делания в 1354 году стал митрополитом Московским, предстоятелем Русской Церкви. В этой многотрудной должности он прилагает огромные усилия для объединения Руси, для примирения русских князей, имея главной целью освобождение Руси от монголо-татарского ига. Глубокая духовная дружба связывала святителя с преподобным Сергием Радонежским. Достигнув старости, он преставился ко Господу и был погребен в основанном им Чудовом монастыре в Московском Кремле. Через 50 лет были чудесно обретены его святые мощи, которые почивают в Богоявленском соборе в Москве.
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
dimm
2/28/2008, 3:22:54 AM
Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский.
27 февраля


image

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы - Константин), и старший брат его Мефодий (память 6 апреля) по происхождению славяне, родились в Македонии, в городе Солуни. Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора.
Он рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолгое время.
Оба брата были посланы в 857 году императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере.
Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми отпущенными пленниками.
В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке.
Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.
Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.

В этот же день – память преп. Марона, пустынника Сирийского.
Ему молятся в горячке, лихорадке, припадках, а также бесновании.
Преподобный Марон избрал себе подвиги бескорыстного жития, для чего поселился на вершине горы. Еще при жизни прославился как чудотворец, одной только молитвой исцеляющий самых разных больных. Основал множество обителей и подвигами поста многих иноков сделал угодными Богу. После кратковременной болезни мирно скончался в конце IV века.

dimm
2/28/2008, 3:29:20 AM
Виленская икона Божией Матери
28 февраля

image

Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе.
В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III(1462 - 1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра.
В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля.
Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.


dimm
2/28/2008, 3:34:06 AM
1 МАРТА – Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

В этот день, как бы в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву обо всех умерших в вере от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и всех вообще христианах, в истинной вере скончавшихся. Именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ потому, что день субботы, как день покоя, по самому своему назначению наипримечательнейший для моления – упокоить умерших со Святыми.
Нынешним молением об упокоении усопших Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытания, чтобы подготовить к подвигам предстоящего спасительного поста.
dimm
2/28/2008, 3:46:12 AM
День священномученика Ермогена, патриарха Московского.
2 Марта


image

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября), скончавшегося в Москве в ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного в Казани у церкви во имя святителя Николая. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген поставил их в Свияжском Успенском монастыре.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.
В 1595 году при деятельном участии Святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (†1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
3 июля 1606 года митрополит Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (†21 декабря 1326), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? ...Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога...».
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором; его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского Царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.
dimm
2/28/2008, 4:32:14 AM
2 МАРТА — воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде.

Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа — судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.

Преставление преподобного Космы на реке Яхроме в обители его.
Преподобный Косма принял иночество в Киево-Печерском монастыре, но спустя некоторое время, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и отправился на реку Яхрому, где невдалеке от Суздаля основал Успенский монастырь. Избранный настоятелем обители, прп. Косма проводил самую строгую подвижническую жизнь, с любовью принимал странников и подавал благие советы и наставления ищущим спасения. Преподобный скончался в глубокой старости, в 1492 году. Многие исцеления у гроба его ознаменовали святость усопшего угодника. Мощи его захоронены под спудом в Успенской церкви основанной им обители.
dimm
3/2/2008, 10:29:21 PM
3 МАРТА — начинается сырная седмица (МАСЛЕНИЦА).

Церковь постепенно готовит верующих к Великому посту, поэтому согласно Устава седмица перед ним является сырной, т. е. в эту неделю запрещается вкушение мясной пищи, дозволяется пища молочная, сыр, яйца, потому в народе эта неделя получила название масляной недели или масленицы.
Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа — судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
С понедельника начинается «сырная» седмица – масленица, на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это время издревле отмечали приближащийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали отдавали нищим — на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе.
«Широкая масленица» — изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме “Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные “картинки” народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления “пред очами векового Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая “старая русская традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

dimm
3/2/2008, 10:39:58 PM
4 МАРТА — Память святителя Льва Катанского.
Он славился добротой и милосердием, имел дар врачевания и чудотворения. В те времена в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Прежде он был христианином, но отрекся от Христа. Святитель часто убеждал чародея отстать от злых дел и обратиться в истинную веру, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что зашел в храм и вовремя Богослужения начал волховать, чем произвел сильнейшее смятение в народе. Видя беснующихся по повелению Илиодора людей, еп. Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он вышел из алтаря, обвязал шею Илиодора омофором и вывел из храма. На площади святитель повелел развести костер и вступил в огонь с чародеем, удерживая его омофором. Илиодор сгорел в огне, еп. Лев силою Божией остался невредим.

Память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.
Св. Корнилий родился во Пскове в 1501 году. Он принял монашеский постриг в юности, в небольшом Псково-Печерском монастыре, и в 28 лет стал его настоятелем. За годы игуменства преп. Корнилия обитель преобразилась: число братии увеличилось с 15 до 200 человек, были воздвигнуты величественные храмы и стены.В 1570 году обитель посетил царь Иоанн Грозный. Когда игумен Корнилий с крестом в руках вышел за монастырские ворота на встречу царя, тот, разгневанный ложным наветом на святого, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и сам на руках отнес тело преподобного в монастырь.
Lady Mechanika
3/3/2008, 3:28:54 AM
(dimm @ 02.03.2008 - время: 19:29) ... дозволяется пища молочная, сыр, яйца, потому в народе эта неделя получила название масляной недели или масленицы.

3 марта (дата для 2008г.)

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры.

Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.