Символы Христианства

Шалунья
11/1/2004, 5:32:30 PM
Те, кто видел икону Рублева "Троица" и слышал пояснения о значении символов, наверняка помнят, что изображенные предметы или цвета что-то означают, это помогает лучше понять Христианство.
В этой теме предлагаю описывать символы, думаю, что это будет познавательно.
Шалунья
11/1/2004, 5:58:27 PM
Первый очерк о Добродетелях.

Понятие "Добродетели", взятое из словаря

ДОБРОДЕТЕЛЬ, буквально - деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Добродетель существенными являются следующие признаки:
1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;
2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя;
3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определённостью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека;
4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесённости с принятыми в обществе образцами поведения;
5) выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;
6) деятельно противостоит пороку.
Шалунья
11/1/2004, 5:59:13 PM
В христианском искусстве персонифицированные символические образы "трех теологических добродетелей" (вера, надежда и любовь) и "четырех главных добродетелей" (мужество, справедливость, рассудительность и умеренность), которые вместе составляют семеричность.
"Теологические добродетели" означаются как дочери св.Софии (мудрости), и их важнейшими атрибутами являются:
вера - пламенное сердце, крест, свеча и книга (Библия);
надежда - якорь, голубь, корабль, рог изобилия;
любовь (любовь к ближнему) - хрисмон, агнец, дети, пеликан, хлеб.
Атрибутами "четырех главных добродетелей" являются:
мужество - вооруженный всадник - (рыцарь), львиная шкура, меч и щит, столп Самсона, знамя;
справедливость - весы, угольник, земной шар, книга законов;
рассудительность - змея ("будь мудрым, как змея"), зеркало, факел, гроб (мысль о смерти);
умеренность - два сосуда для смешивания воды и вина, верблюд и слон как животные для верховой езды, песочные часы, ветряная мельница.
Персонифицируются также и другие добродетели: терпение - волами, кротость - ягненком; смирение - голубем; послушание - верблюдом; выдержка - сидящей на яйцах курицей; целомудрие - лилией или единорогом; мир или единодушие (согласие) - оливковой ветвью или голубиной парой. Все эти добродетели изображаются большей частью в виде молодых женщин в длинных одеждах, нередко борющихся с пороком (душевная борьба). Символическими растениями отдельных добродетелей являются, в частности, кедр (смирение), пальма (мудрость), кипарис (набожность), виноградные усики (умеренность), розовый куст с шипами (мужество).
Шалунья
11/1/2004, 6:01:58 PM
Порок
Из словаря:
ПОРОК, противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, проявление морального зла в индивидуальном сознании и поведении. Русское слово "П." восходит к общеславянскому корню rok (rek; rъk), от которого происходит современное слово "речь", и первоначально означало "порицание", "упрёк", "укор". Термин "Порок" характеризуется двумя взаимоисключающими признаками: обозначает качество, которое вполне вменяемо индивиду и, в то же время, является по отношению к нему вредным, разрушительным. Таковы, например, чревоугодие, зависть и т.п.
В Новом Завете в качестве пороков выделяются три наиболее опасные для нравственной жизни христианина склонности: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская".

7-ми главным добродетелям противопоставляют 7 смертных грехов: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние
Шалунья
11/1/2004, 6:05:36 PM
Пороки - дурные наклонности, главные грехи в изобразительном искусстве часто символизируются по преимуществу безобразными человеческими образами и нередко изображаются в борьбе с добродетелями, причем количество, выбор и атрибутика пороков колеблются.
Важнейшими из этих персонификаций являются:
высокомерие - коронованная женщина с крыльями летучей мыши, скачущая верхом на льве, со скипетром в руке;
зависть - всадница на собаке, которая несет в зубах кость;
невоздержанность - всадница на лисице с гусем в зубах;
корыстолюбие или скупость - мужчина, сидящий на сундуке с деньгами, часто с барсуком;
леность - спящий мужчина на осле, гнев - мужчина, который рвет свою одежду, или два человека, сражающиеся на мечах,
сладострастие - всадница на свинье, или козел, или сирена (водяное существо), которая оба своих рыбьих хвоста держит в руках (однако это изображение является также амулетным образом, оберегающим от злых сил);
неверие - люди перед идолом,
сомнение - вешающийся мужчина (Иуда),
сумасбродство - мужчина, кусающий камни,
трусость - мужчина, убегающий от зайца
Шалунья
11/1/2004, 6:32:20 PM
Троица Андрея Рублева
image
laeda
11/1/2004, 6:37:14 PM
интерессная темка...
Я как-то пытался разыскать все пояснения на иконы и тому подобное... но быстро отказался от этого...
спасибо за интерессный экскурс, это действительно кое что проясняает в иконописи и пр.
жаль, что примеров у меня нет..)
Шалунья
11/1/2004, 6:59:32 PM
Самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублёва-была написана мастером предположительно в первой четверти XV столетия. Эта икона входит в состав Троицкого иконостаса.
Икона Троицы переписывалась три раза. Вопрос о времени исполнения иконы "Троица" теснейшим образом связан с вопросом о том, для какого храма она предназначалась- для построенной в 1411 году над могилой Сергия Радонежского деревянной церкви или для возведенного в 1423-1424 годах каменного собора.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену:
image
три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства! Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое древо. Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.
Шалунья
11/1/2004, 7:45:03 PM
Троица - соединение в едином существе Божием трех лиц: Бога-Отца, Сына Божия и Духа Святого. Учение о Троице составляет один из основных догматов христианской религии, установленный на Никейском соборе.
Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа).

Число Три.
Означает множественность, творческую силу, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Три - первое число, которому присвоено слово "все", "триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец" (Аристотель).
Число Три в Христианстве: Троица, душа, единство тела и души в человеке и Церкви. Три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве. Три образа Преображения, три искушения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три дня смерти Христа, три явления после смерти, три Марии, три качества, или богословских добродетели: Вера, Надежда, Любовь.
Не стоит путать понятия "Троица" и "триада", последняя отличается от троицы тем, что троица является тремя-в-одном, в то время как члены триад отличны друг от друга.
Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), позволившая соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.
Шалунья
11/1/2004, 7:54:21 PM
Ипостаси Святой Троицы на иконе Рублева следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры.
Первый Ангел является первой ипостасью - Бога Отца, второй, средний, - Сына, и правый - ипостасью Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.

Три ангела Рублёва едины не потому, что тождественны, а потому, что связаны единым ритмом, движением в круге. Это первое, что сразу и властно захватывает при созерцании рублёвской "Троицы". Внутренний взор невольно фиксирует на иконе круг, хотя насамом деле его нет. Он образуется позами, движениями ангелов, соотнесённостью их фигур. Мотив кругового движения- средство художественного выражения единства ангелов, а индивидуальность каждой фигуры мастер подчёркивает позой, жестом, положением в иконном пространстве, наконец- цветом.

На иконе Рублёва тема среднего ангела-Христа-неразрывно связана с темой чаши, которая возникает в композиции несколько раз. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног крайних ангелов. Наконец, когда взгляд скользя по силуэтам боковых фигур, переходит к осмыслению иных величин, снова возникает образ большой чаши, в которую погружён средний ангел-Христос.

Ангелы сидят за столом-престолом, в центре которого - Евхаристическая чаша (чаша Причастия) с головой жертвенного тельца; над ней простерта рука среднего ангела - Бога-Сына, одновременно благословляющая и принимающая эту жертву. На иконе наглядно сопоставляются Ветхозаветная жертва с Новозаветной -телец и Ангел-Христос. Причем, телец - это не только угощение Авраамом путников "теленком нежным и хорошим", но это еще и тот самый жертвенный ягненок, кровью которого спаслись евреи в Египте в момент Исхода из страны рабства и национального унижения. Но если ветхозаветный ягненок спас только еврейский народ из плена, то новозаветный Агнец Божий - Христос спас все человечество из плена смерти и небытия. Так, трапеза-угощение трех ангелов в Ветхом завете вырастает до символа Новозаветной Евхаристии - таинства Причащения к плоти и крови Спасителя, встреча Авраамом трех ангелов превращается в вечную встречу человека с триединосущным Богом, открывающимся в Евхаристии.
Шалунья
11/1/2004, 9:26:20 PM
Небольшое отступление: текст Библейского сюжета "Гостеприимство Авраама"

"... И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли.
3 И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего.
4 И принесут немного воды, и омоют ноги ваши: и отдохните под сим деревом.
5 А я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади него.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных; и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарелась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "Неужели я действительно могу родить, когда я состарелась?"
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи, и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли.
19 Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем"
Шалунья
11/1/2004, 9:31:19 PM
Средний ангел - Бог-Сын, второе лицо Троицы, представлен в земных одеждах Иисуса Христа: вишнево-коричневом хитоне (рубахе) с золотистым клавом (вставкой на плече) и синем гиматии (плаще). Каждый из этих цветов имеет глубокую символику и одинаково трактуется в религиозной живописи всех ветвей христианства - католицизме, православии и протестантизме. Золотой цвет - знак самого Господа, его вечности ("предвечности"), совершенства и нетленности. Красный (в данном случае - его вариант - вишнево-коричневый) и синий цвета имеют двойной смысл, в равной степени значимый для религии. Один из них - более простой и очевидный - в концентрированном виде воплощает для верующих весь путь Христа от Рождества до Вознесения. Его смысл запечатлен в "Символе Веры":
Сын Отца Небесного (синий цвет указывает на его изначальную бесплотность, место пребывания - небо и является знаком посланничества), спустившийся с небес "ради человеков" и воплотившийся, принявший на себя грехи человечества, пострадавший за него и искупивший их (красный цвет) и вознесшийся-возвратившийся к своему Отцу (синий цвет). Для неграмотного средневекового мирянина живопись была "Библией в красках", способной наглядно и доходчиво донести до него сложный богословский смысл.
Другая, более сложная смысловая трактовка этих цветов имеет религиозно-нравственное значение. В этом случае красный цвет - символ царственности. Христос - царский сын со стороны, как Отца, так и матери-Богородицы. Вспомним, что в момент Въезда его в Иерусалим на осле (праздник Вербного Воскресенья в православии) встречавший его народ кричал: "Осанна, Сыну Давидову!", приветствуя в его лице потомка легендарного царя Давида по материнской линии. Синий цвет - знак смирения, кротости. И действительно, Христос - царь вдвойне(!), но вел себя совершенно иначе, разрушая все традиционные представления о поведении лиц такого ранга.
Всей своей земной жизнью он последовательно демонстрировал иное - сердечную отзывчивость и предельный демократизм (не отказывался от общения с людьми любого рода-племени и звания). Высшая степень проявления его смиренности представлена в сюжетах Омовения ног апостолам перед Тайной Вечерей и казни через распятие - самой позорной из расправ того времени, которой подвергали людей социального "дна" - рабов и преступников. Сам факт того, что Христос принял именно такую казнь - свидетельство его желания быть до конца с любым из людей, даже самым падшим, и факт бесконечной любви Бога к человеку, стремление разделить с ним все страдания до конца. Это "выпадение" Христа из канонов поведения царственных особ и послужило поводом для обвинения его в самозванстве и лжепророчестве, поскольку евреи ждали Мессию - посланника небесного, спасителя, но, согласно описаниям иудаизма, он должен был явиться во всей своей царской славе - на белом коне, в белоснежных одеждах и со знаками власти. Но Спаситель пришел в обличии нищего странника, не был узнан и потому казнен...
Принципиально важен для нравственной идеи христианства и порядок цветов в одежде: красный (хитон) - снизу, синий (гиматии) - сверху. Таким образом проводилась мысль огромной этической силы: кто бы ни был ты по своему рождению или положению, всем поведением своим являй высшую нравственность ("Если - Я, кого вы называете Господом своим и Учителем, не гнушаюсь мыть вам ноги, то как же должны вы поступать друг с другом?!"). Подобная позиция получила в христианстве название "кеносис" - самоумаление Бога, его готовность стать вровень с человеком, но всем своим поведением показать ему подлинный уровень взаимоотношений и таким образом, дав пример для подражания, поднять до себя.


Изображенное над средним ангелом дерево соответствует Мамврийскому дубу библейского рассказа и одновременно символизирует Древо Жизни и Древо Распятия. Значение Древа огромно и его мотив чрезвычайно важен для всей Библии. Его присутствие в Ветхом и Новом Завете не случайно и придает всей его идее и композиции особую философскую завершенность. Именно Древо стало причиной грехопадения первочеловека (запретный плод с Древа Познания добра и зла) и потери им райского бессмертия и совершенства. Через него же ( в казни через распятие на Деревянном кресте) человек должен получить прощение-искупление, вновь обрести возможность вечной жизни через победу над тленом-смертью и воссоединения со своим Творцом. Сам факт того, что под этим Древом сидит Бог-Сын неслучаен: на него возложена миссия спасения человека; он, соединивший в себе земное и божественное, способен и должен показать человеку путь победы Духа над плотью. В его лице Бог являет свою высшую ответственность за людей: он сотворил их, наказал за непослушание и теперь показывает путь возвращения к Отцу через обожение-возвышение.
Шалунья
11/1/2004, 9:40:02 PM
Одежды ангела справа (по отношению к смотрящим на икону, "предстоящим" перед ней), отождествляемого с третьим лицом Святой Троицы - Святым Духом - светло-зеленые. Они символизируют вечное обновление и возрождение жизни Святым Духом. На синем хитоне этого ангела также дан намек на клав (синего цвета) - знак посланничества.
Ангел слева, облаченный в светло-лиловый, с голубыми пробелами гиматии и золотой хитон, отождествляется с Богом-Отцом. Лиловый цвет - вариант красного как царственного. Верховенство этого персонажа иконы подчеркивается позами двух других ангелов-ипостасей Святой Троицы - их лики обращены к нему в почтительном поклоне: ОНИ ЕГО ПОСЛАНЦЫ в МИР.

Над головой ангела - Святого Духа изображена гора, знаменующая духовное восхождение как преодоление самого себя. Над Богом-Отцом - здание, которое одновременно и дом ветхозаветного Авраама, и образ земной Церкви, и символ Бога - Создателя всего сущего.
Аббат
12/24/2004, 4:03:05 AM
..Конечно радует, что работа иконописца была признана настолько...но не надо забывать, что это аллегория, .. а трактовка иногда бывает очень даже и спорной.
Ты правильно прочла о триединстве - с этим кстатье много в мире аллегорий..
Если так сильно углублятся в эту тему, то можно дойти до поражающих открытий, ..но это дело, не пугайтесь, окультизма -- эта наука дает для жаждущего знаний обьективные ответы, которые дают обьяснение вот таким вот аллегориям, которые потом получаются и канонами (официльными законами), и ересью....