Что есть молитва?
Сэр Джимми Джойс
Мастер
6/29/2005, 3:29:44 AM
Эта тема является скорее информационной, чем дискуссионной, однако, если найдутся желающие разносторонне обсудить этот вопрос, будет даже интереснее.
Начнем с того, что молитва относится к мистическому опыту, который дает нам соприкосновение с духовным Божественным миром, а также особое духовное постижение нашего природного мира. Мистический опыт необходимо отличать от простого настроения и воображения, которое в православии не только не приветствуется, но и всячески изгоняется. Православная мистика чужда чувственности и отличается трезвенностью, в отличие от католичества, где существуют чувственные культы адорации святых даров вне причащения, культ сердца Иисусова, культ пяти ран и т.д.
Православная молитва и богомыслие не должны стремиться к человеческому боговоображению, которым человек чувственно пытается пережить духовное и, которое отягчено его субъективностью, но если только сам Бог не возбуждает образа в человеке (видения пророков, видение Моисея на горе Синай). Эти образы не галлюцинаторны, а являются действительным переживанием внутреннего чувства человека. Вспомним Павла, который пережил встречу с Христом на пути в Дамаск. Спутники его, которые не увидели самого Христа, тем не менее, слышали Его голос, отчего находились в недоумении.
Итак, мистический опыт в православии безобразен, т.е. лишен всяческого образа, а путь достижения этого опыта – молитва.
Главным значением в молитве является призываемое Имя Божие. Поэтому содержание молитвы отпадает на второй план, будь то молитва просительная, покаянная или благодарственная, как не значащее для Бога, знающего все наши нужды и дающего все необходимое. Это обстоятельство сильно разнит православие от протестанства, в котором содержанию молитв придается краеугольное значение. По протестанскому учению молитва должна идти от сердца, поэтому не приветствуются заученные формулы, а текст молитвы выдумывается на ходу. Такое душевное понимание молитвы приводит как раз к развитию чувственности, придает молитве вид задушевной речи и низводит ее духовное значение до уровня обывательского.
Самая универсальная молитва в православии – Иисусова. Ее сила не в особом содержании (Господи Иисусе Сыне Божий, помилуй меня грешного), которое просто и ясно (молитва мытаря), а в самом сладчайшем имени Иисусовом. Эта молитва может повторяться бесчисленное количество раз, она входит в обязательное монашеское правило и ею могут заменяться, по необходимости, и богослужение и всякое другое молитвенное правило. Таково ее универсальное значение.
Имя Иисуса имеет в себе силу присутствия Божия. Им Бог не только призывается, но и присутствует в самом призывании. Конечно, это можно сказать и о любом другом Имени Божьем, но в исключительном смысле это сказано относительно богочеловеческого имени Христа, которое есть Имя Бога и человека. Имя – единое и для человечества и для божества Христова имеет в себе силу боговоплощения, в котором Иисус – единая ипостась для божеского и человеческого естества.
Одним словом, Имя Иисусово, содержащееся в сердце человека, сообщает ему силу обожения, дарованную Искупителем.
Молитва Иисусова имеет три ступени:
1.Устная молитва.
Когда подвизавшийся совершает усилие иметь непрерывную молитву на устах и в уме. Разумеется, все это при условии определенной душевной настроенности: в любви и мире со всеми, в соблюдении заповедей, в целомудрии и смирении и т.д. На этой ступени молитва является тяжелейшим трудом и кажется бесполезным усилием, без вознаграждения.
2.Умственная или душевная молитва.
Здесь ум входит в состояние непрестанной молитвы и сосредотачивается на Имени Иисусовом, которое раскрывает перед подвижником таящуюся в этом имени силу Христову. Ум освобождается от своего внутреннего блуждания и остается во «внутренней клети» - богомыслии.
3.Духовная или сердечная молитва.
Иначе называется «умное делание». Оно совершается в духе человека и проникает внутреннее существо человека. Подвижник в изумлении видит себя в Божественном свете, а молитва уже творится сама собой, непрерывно и без всякого усилия. Свет Имени Иисусова через сердце начинает озарять и всю вселенную.
Таково, в общих чертах, делание молитвы в православии. Путь молитвы не только труден, но и опасен, потому что на нем могут быть духовные прельщения и повреждения. Поэтому наибольшее практическое осуществление «умного делания» нашлось в монастырях под руководством более опытных наставников.
Начнем с того, что молитва относится к мистическому опыту, который дает нам соприкосновение с духовным Божественным миром, а также особое духовное постижение нашего природного мира. Мистический опыт необходимо отличать от простого настроения и воображения, которое в православии не только не приветствуется, но и всячески изгоняется. Православная мистика чужда чувственности и отличается трезвенностью, в отличие от католичества, где существуют чувственные культы адорации святых даров вне причащения, культ сердца Иисусова, культ пяти ран и т.д.
Православная молитва и богомыслие не должны стремиться к человеческому боговоображению, которым человек чувственно пытается пережить духовное и, которое отягчено его субъективностью, но если только сам Бог не возбуждает образа в человеке (видения пророков, видение Моисея на горе Синай). Эти образы не галлюцинаторны, а являются действительным переживанием внутреннего чувства человека. Вспомним Павла, который пережил встречу с Христом на пути в Дамаск. Спутники его, которые не увидели самого Христа, тем не менее, слышали Его голос, отчего находились в недоумении.
Итак, мистический опыт в православии безобразен, т.е. лишен всяческого образа, а путь достижения этого опыта – молитва.
Главным значением в молитве является призываемое Имя Божие. Поэтому содержание молитвы отпадает на второй план, будь то молитва просительная, покаянная или благодарственная, как не значащее для Бога, знающего все наши нужды и дающего все необходимое. Это обстоятельство сильно разнит православие от протестанства, в котором содержанию молитв придается краеугольное значение. По протестанскому учению молитва должна идти от сердца, поэтому не приветствуются заученные формулы, а текст молитвы выдумывается на ходу. Такое душевное понимание молитвы приводит как раз к развитию чувственности, придает молитве вид задушевной речи и низводит ее духовное значение до уровня обывательского.
Самая универсальная молитва в православии – Иисусова. Ее сила не в особом содержании (Господи Иисусе Сыне Божий, помилуй меня грешного), которое просто и ясно (молитва мытаря), а в самом сладчайшем имени Иисусовом. Эта молитва может повторяться бесчисленное количество раз, она входит в обязательное монашеское правило и ею могут заменяться, по необходимости, и богослужение и всякое другое молитвенное правило. Таково ее универсальное значение.
Имя Иисуса имеет в себе силу присутствия Божия. Им Бог не только призывается, но и присутствует в самом призывании. Конечно, это можно сказать и о любом другом Имени Божьем, но в исключительном смысле это сказано относительно богочеловеческого имени Христа, которое есть Имя Бога и человека. Имя – единое и для человечества и для божества Христова имеет в себе силу боговоплощения, в котором Иисус – единая ипостась для божеского и человеческого естества.
Одним словом, Имя Иисусово, содержащееся в сердце человека, сообщает ему силу обожения, дарованную Искупителем.
Молитва Иисусова имеет три ступени:
1.Устная молитва.
Когда подвизавшийся совершает усилие иметь непрерывную молитву на устах и в уме. Разумеется, все это при условии определенной душевной настроенности: в любви и мире со всеми, в соблюдении заповедей, в целомудрии и смирении и т.д. На этой ступени молитва является тяжелейшим трудом и кажется бесполезным усилием, без вознаграждения.
2.Умственная или душевная молитва.
Здесь ум входит в состояние непрестанной молитвы и сосредотачивается на Имени Иисусовом, которое раскрывает перед подвижником таящуюся в этом имени силу Христову. Ум освобождается от своего внутреннего блуждания и остается во «внутренней клети» - богомыслии.
3.Духовная или сердечная молитва.
Иначе называется «умное делание». Оно совершается в духе человека и проникает внутреннее существо человека. Подвижник в изумлении видит себя в Божественном свете, а молитва уже творится сама собой, непрерывно и без всякого усилия. Свет Имени Иисусова через сердце начинает озарять и всю вселенную.
Таково, в общих чертах, делание молитвы в православии. Путь молитвы не только труден, но и опасен, потому что на нем могут быть духовные прельщения и повреждения. Поэтому наибольшее практическое осуществление «умного делания» нашлось в монастырях под руководством более опытных наставников.
Волчица мать
Мастер
6/30/2005, 3:25:39 AM
Интересная статья, а можно узнать откуда она???
Сэр Джимми Джойс
Мастер
6/30/2005, 6:05:13 AM
Это оригинал, написанный специально для форума. Источниками, которыми пользовались при составлении, являются книги по катехизису и закону Божьему. Также использованы материалы различных брошюр по православному учению. Секретов никаких, в любой православной книжной лавке можно найти много такого добра.
DELETED
Акула пера
7/2/2005, 2:28:38 PM
Сэр Джимми Джойс, некогда религия давала сверхъестественные объяснения природным явлениям. Будучи вынуждена отступить перед научным познанием, она продолжает давать фантастические объяснения феноменам, до познания сущности которых современная наука пока не дошла.
Вы приписываете духовные плоды Иисусовой молитвы действию таинственной благодати Божией, описывая, однако ж, ни что иное, как упражнение, требующее концентрации, постоянства, систематичности. Точно также, пост и молитва, как приемы духовной практики, известны практически всем религиям и эзотерическим учениям, однако западные религии склонны считать результаты этих упражнений «милостью Божией», действием благодати.
Эзотерики считают «душу» психическим телом человека, которое наличествует у человека наряду с еще несколькими телами. Строение этих тел было изучено в ходе многотысячелетних экспериментов; описаны энергетические центры ауры с указанием привязки к нервным сплетениям в физическом теле; изучены характеристики этих центров, разработаны упражнения для их активизации и описаны результаты работы с ними.
Если христианин, фактически практикуя концентрацию на сердечном центре, соответствующем психическому телу, которое на западе именуют душой, пробуждает этот центр и получает соответствующие ему переживания, он интерпретирует их в духе церковных догматов. Но факт остается фактом – он упражнялся и достиг раскрытия одного из латентных доселе энергетических центров собственного тела. Эти упражнения описаны, как в йоге, так и в других системах духовного развития, которые, вместо заумных и велеречивых рассуждений о таинственной благодати, которая осеняет подвижников веры, предлагают комплексы упражнений по практическому овладению энергиями тонких тел человека. Но, в отличие от религии, которая требует веры в свои догматы, эзотерика предлагает вместо веры – практику, вместо попыток снискать благодать – упражнения, вместо чуда – описанный и предсказуемый результат этих упражнений, но, прежде всего эзотерика предполагает личное познание того, что религия объявляет непознаваемым.
Вы не согласны? Что ж, позвольте спросить, почему, в своем описании практики Иисусовой молитвы, вы упомянули сердце? Более того, я приведу выдержку из описания этой практики у православного философа А.Ф.Лосева:
«Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже. Молитвенным и аскетическим опытом доказано на Востоке, что привитие молитвы в каком-либо другом месте организма всегда есть результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным пробуждением и разгорячением нижней части сердца»
(Очерки античного символизма и философии, Социальная природа платонизма, 15. Платонизм и латинство. М., «Мысль», 1993, стр. 886).
Что это за низшая и высшая части сердца? Не будете же вы утверждать, что речь идет о желудочках, предсердиях или чем-то подобном? Очевидно, речь идет не о физическом, а о психическим строении человека, об органах не физического тела, но психического. И практика по развитию этих центров при помощи «усиленной молитвы», поста и т.п. фактически есть то же самое, что практика йоги или аналогичных систем других традиций, только с надуманным в духе христианских догматов объяснением.
Вы приписываете духовные плоды Иисусовой молитвы действию таинственной благодати Божией, описывая, однако ж, ни что иное, как упражнение, требующее концентрации, постоянства, систематичности. Точно также, пост и молитва, как приемы духовной практики, известны практически всем религиям и эзотерическим учениям, однако западные религии склонны считать результаты этих упражнений «милостью Божией», действием благодати.
Эзотерики считают «душу» психическим телом человека, которое наличествует у человека наряду с еще несколькими телами. Строение этих тел было изучено в ходе многотысячелетних экспериментов; описаны энергетические центры ауры с указанием привязки к нервным сплетениям в физическом теле; изучены характеристики этих центров, разработаны упражнения для их активизации и описаны результаты работы с ними.
Если христианин, фактически практикуя концентрацию на сердечном центре, соответствующем психическому телу, которое на западе именуют душой, пробуждает этот центр и получает соответствующие ему переживания, он интерпретирует их в духе церковных догматов. Но факт остается фактом – он упражнялся и достиг раскрытия одного из латентных доселе энергетических центров собственного тела. Эти упражнения описаны, как в йоге, так и в других системах духовного развития, которые, вместо заумных и велеречивых рассуждений о таинственной благодати, которая осеняет подвижников веры, предлагают комплексы упражнений по практическому овладению энергиями тонких тел человека. Но, в отличие от религии, которая требует веры в свои догматы, эзотерика предлагает вместо веры – практику, вместо попыток снискать благодать – упражнения, вместо чуда – описанный и предсказуемый результат этих упражнений, но, прежде всего эзотерика предполагает личное познание того, что религия объявляет непознаваемым.
Вы не согласны? Что ж, позвольте спросить, почему, в своем описании практики Иисусовой молитвы, вы упомянули сердце? Более того, я приведу выдержку из описания этой практики у православного философа А.Ф.Лосева:
«Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже. Молитвенным и аскетическим опытом доказано на Востоке, что привитие молитвы в каком-либо другом месте организма всегда есть результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным пробуждением и разгорячением нижней части сердца»
(Очерки античного символизма и философии, Социальная природа платонизма, 15. Платонизм и латинство. М., «Мысль», 1993, стр. 886).
Что это за низшая и высшая части сердца? Не будете же вы утверждать, что речь идет о желудочках, предсердиях или чем-то подобном? Очевидно, речь идет не о физическом, а о психическим строении человека, об органах не физического тела, но психического. И практика по развитию этих центров при помощи «усиленной молитвы», поста и т.п. фактически есть то же самое, что практика йоги или аналогичных систем других традиций, только с надуманным в духе христианских догматов объяснением.
Сэр Джимми Джойс
Мастер
7/2/2005, 7:52:10 PM
Ура! Наконец-то появился собеседник. У вас очень хорошие вопросы и я готов ответить.
Сэр Джимми Джойс, некогда религия давала сверхъестественные объяснения природным явлениям. Будучи вынуждена отступить перед научным познанием, она продолжает давать фантастические объяснения феноменам, до познания сущности которых современная наука пока не дошла.
Чтобы не повторяться, сошлюсь на свой пост в разделе «Атеизм» в теме «Atheisme», адресованный вам же. Там я все сказал о богословии и о том, как церковь строит объяснения.
Вы приписываете духовные плоды Иисусовой молитвы действию таинственной благодати Божьей, описывая, однако ж, ни что иное, как упражнение, требующее концентрации, постоянства, систематичности. Точно также, пост и молитва, как приемы духовной практики, известны практически всем религиям и эзотерическим учениям, однако западные религии склонны считать результаты этих упражнений «милостью Божией», действием благодати.
Вы очень хорошо разбираетесь в наших Писаниях, поэтому должны помнить послание к Римлянам:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им;
Ибо невидимое Его, вечная смла Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны.
Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце:
Называя себя мудрыми, обезумели
И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела;
Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства…
…Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Рим. 1:18-32 (с сокращением)
Знаете о чем здесь написано? Если знаете, то скажите и обсудим это.
Эзотерики считают «душу» психическим телом человека, которое наличествует у человека наряду с еще несколькими телами. Строение этих тел было изучено в ходе многотысячелетних экспериментов; описаны энергетические центры ауры с указанием привязки к нервным сплетениям в физическом теле; изучены характеристики этих центров, разработаны упражнения для их активизации и описаны результаты работы с ними.
Как я писал в первом посте этого топика, православию чуждо воображение. Только в трех случаях существуют наглядные образы: в изображении образа Божьего, запечатленного в угодниках (речь об иконографии, причем изображение не должно быть слишком реалистичным и живописным и не должно возбуждать в человеке чувственность и восхищение), в изображении орудия Христова – креста, как символа торжества над злом и, наконец, образа Слова Божия, написанного буквами на страницах Библии. Три образа, которые не препятствуют духовному восприятию в православии.
Картинки и схемы, встречаемые мной на страницах эзотерической литературы, не могут описывать действительные аспекты духовности, т.к. являются образами. Любой образ стремится к чувственности. Если же утверждается, что эти картинки изображают действительность, то я могу сомневаться в их духовной ценности.
Православие различает три состояния человека: телесное, душевное и духовное. Телом мы принадлежим миру земному, духом - миру Божественному, а душа происходит из мира Божественного и является «витальной силой» для тела. Первое состояние достоверно может быть названо «телом», т.к. тела обычно находятся в пространстве, т.е. существуют в своем мире. Для человека, очевидно, это мир земной. Относительно духа мы не можем сказать «тело», т.к. нет конкретной области его пребывания. Дух неограничен такими понятиями. Душа же человека следует за духом и телом.
Все движения души переплетены и трудноуловимы, но для удобства различения и совершенно очевидно мы можем назвать мысли, чувства и желания. Отдельно я хочу сказать о чувствах, которые являются мерилом всего того, что нам приятно и неприятно. Чувства могут проникать в душу извне, так и происходят из души вовне. Эти движения души ощущаются в прямом смысле в области сердца и потому названы «сердцем», но не являются собственно органом какого-либо тела.
Вы не согласны? Что ж, позвольте спросить, почему, в своем описании практики Иисусовой молитвы, вы упомянули сердце?
Теперь я объяснил, что подразумевается под сердцем. Вдобавок вспомним, что в Писаниях часто встречаются такие выражения, как «рука Божья» или «глас Божий». Они не означают конкретно часть тела или звук голоса, а имеют цель обозначить действия по аналогии с нашим миром. Не хотите ли вы возразить, что и Бог имеет тело?
«Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже. Молитвенным и аскетическим опытом доказано на Востоке, что привитие молитвы в каком-либо другом месте организма всегда есть результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным пробуждением и разгорячением нижней части сердца»
(Очерки античного символизма и философии, Социальная природа платонизма, 15. Платонизм и латинство. М., «Мысль», 1993, стр. 886).
Что это за низшая и высшая части сердца? Не будете же вы утверждать, что речь идет о желудочках, предсердиях или чем-то подобном? Очевидно, речь идет не о физическом, а о психическим строении человека, об органах не физического тела, но психического. И практика по развитию этих центров при помощи «усиленной молитвы», поста и т.п. фактически есть то же самое, что практика йоги или аналогичных систем других традиций, только с надуманным в духе христианских догматов объяснением.
Я не знаю, каким образом определяется вверх или низ «сердца» и имеет ли это знание практическое значение, но слова философа могу прокомментировать.
Я писал в первом посте о чувственном отличии католицизма от православия. Это обстоятельство и порождает ту долю эротизма, присущую католичеству. Самый банальный пример рыцарский культ Богородицы, как Дамы, распространенный в средние века. В православии же отрицается всякий эротизм в богослужении.
Если христианин, фактически практикуя концентрацию на сердечном центре, соответствующем психическому телу, которое на западе именуют душой, пробуждает этот центр и получает соответствующие ему переживания, он интерпретирует их в духе церковных догматов. Но факт остается фактом – он упражнялся и достиг раскрытия одного из латентных доселе энергетических центров собственного тела. Эти упражнения описаны, как в йоге, так и в других системах духовного развития, которые, вместо заумных и велеречивых рассуждений о таинственной благодати, которая осеняет подвижников веры, предлагают комплексы упражнений по практическому овладению энергиями тонких тел человека. Но, в отличие от религии, которая требует веры в свои догматы, эзотерика предлагает вместо веры – практику, вместо попыток снискать благодать – упражнения, вместо чуда – описанный и предсказуемый результат этих упражнений, но, прежде всего эзотерика предполагает личное познание того, что религия объявляет непознаваемым.
Результатов этих упражнений может быть великое разнообразие, при различных техниках. Человек не механизм, который работает с заданной ему точностью. Существуют иллюзии практического осуществления молитвы, называемые прелестью. Все это происходит по гордому убеждению в собственной силе и из-за отрицания сил зла. Зло – это тоже дух, причем дух нечистый, т.е. помимо своих духовных признаков, содержащий в себе противоречие воли Божьей. Влияние этого духа на человека неотвратимо, поэтому нельзя преуменьшать опасность прельщения. Результатом этого влияния может стать то, что Божья благодать или участие Бога в процессе духовного становления сводится по вашим словам к «упражнениям и описанному и предсказуемому результату этих упражнений». А следствием и признаком выступает описанное в послании к Римлянам. Кроме того, прочитайте из этого послания список, который я пропустил точками (…) и сравните наедине с собой, все ли пункты вы одолели в своем духовном восхождении.
В православной духовной практике стяжание благодати не самоцель. Целью является духовная близость Богу, на это делается упор в практике.
Сэр Джимми Джойс, некогда религия давала сверхъестественные объяснения природным явлениям. Будучи вынуждена отступить перед научным познанием, она продолжает давать фантастические объяснения феноменам, до познания сущности которых современная наука пока не дошла.
Чтобы не повторяться, сошлюсь на свой пост в разделе «Атеизм» в теме «Atheisme», адресованный вам же. Там я все сказал о богословии и о том, как церковь строит объяснения.
Вы приписываете духовные плоды Иисусовой молитвы действию таинственной благодати Божьей, описывая, однако ж, ни что иное, как упражнение, требующее концентрации, постоянства, систематичности. Точно также, пост и молитва, как приемы духовной практики, известны практически всем религиям и эзотерическим учениям, однако западные религии склонны считать результаты этих упражнений «милостью Божией», действием благодати.
Вы очень хорошо разбираетесь в наших Писаниях, поэтому должны помнить послание к Римлянам:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им;
Ибо невидимое Его, вечная смла Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны.
Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце:
Называя себя мудрыми, обезумели
И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела;
Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства…
…Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Рим. 1:18-32 (с сокращением)
Знаете о чем здесь написано? Если знаете, то скажите и обсудим это.
Эзотерики считают «душу» психическим телом человека, которое наличествует у человека наряду с еще несколькими телами. Строение этих тел было изучено в ходе многотысячелетних экспериментов; описаны энергетические центры ауры с указанием привязки к нервным сплетениям в физическом теле; изучены характеристики этих центров, разработаны упражнения для их активизации и описаны результаты работы с ними.
Как я писал в первом посте этого топика, православию чуждо воображение. Только в трех случаях существуют наглядные образы: в изображении образа Божьего, запечатленного в угодниках (речь об иконографии, причем изображение не должно быть слишком реалистичным и живописным и не должно возбуждать в человеке чувственность и восхищение), в изображении орудия Христова – креста, как символа торжества над злом и, наконец, образа Слова Божия, написанного буквами на страницах Библии. Три образа, которые не препятствуют духовному восприятию в православии.
Картинки и схемы, встречаемые мной на страницах эзотерической литературы, не могут описывать действительные аспекты духовности, т.к. являются образами. Любой образ стремится к чувственности. Если же утверждается, что эти картинки изображают действительность, то я могу сомневаться в их духовной ценности.
Православие различает три состояния человека: телесное, душевное и духовное. Телом мы принадлежим миру земному, духом - миру Божественному, а душа происходит из мира Божественного и является «витальной силой» для тела. Первое состояние достоверно может быть названо «телом», т.к. тела обычно находятся в пространстве, т.е. существуют в своем мире. Для человека, очевидно, это мир земной. Относительно духа мы не можем сказать «тело», т.к. нет конкретной области его пребывания. Дух неограничен такими понятиями. Душа же человека следует за духом и телом.
Все движения души переплетены и трудноуловимы, но для удобства различения и совершенно очевидно мы можем назвать мысли, чувства и желания. Отдельно я хочу сказать о чувствах, которые являются мерилом всего того, что нам приятно и неприятно. Чувства могут проникать в душу извне, так и происходят из души вовне. Эти движения души ощущаются в прямом смысле в области сердца и потому названы «сердцем», но не являются собственно органом какого-либо тела.
Вы не согласны? Что ж, позвольте спросить, почему, в своем описании практики Иисусовой молитвы, вы упомянули сердце?
Теперь я объяснил, что подразумевается под сердцем. Вдобавок вспомним, что в Писаниях часто встречаются такие выражения, как «рука Божья» или «глас Божий». Они не означают конкретно часть тела или звук голоса, а имеют цель обозначить действия по аналогии с нашим миром. Не хотите ли вы возразить, что и Бог имеет тело?
«Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже. Молитвенным и аскетическим опытом доказано на Востоке, что привитие молитвы в каком-либо другом месте организма всегда есть результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным пробуждением и разгорячением нижней части сердца»
(Очерки античного символизма и философии, Социальная природа платонизма, 15. Платонизм и латинство. М., «Мысль», 1993, стр. 886).
Что это за низшая и высшая части сердца? Не будете же вы утверждать, что речь идет о желудочках, предсердиях или чем-то подобном? Очевидно, речь идет не о физическом, а о психическим строении человека, об органах не физического тела, но психического. И практика по развитию этих центров при помощи «усиленной молитвы», поста и т.п. фактически есть то же самое, что практика йоги или аналогичных систем других традиций, только с надуманным в духе христианских догматов объяснением.
Я не знаю, каким образом определяется вверх или низ «сердца» и имеет ли это знание практическое значение, но слова философа могу прокомментировать.
Я писал в первом посте о чувственном отличии католицизма от православия. Это обстоятельство и порождает ту долю эротизма, присущую католичеству. Самый банальный пример рыцарский культ Богородицы, как Дамы, распространенный в средние века. В православии же отрицается всякий эротизм в богослужении.
Если христианин, фактически практикуя концентрацию на сердечном центре, соответствующем психическому телу, которое на западе именуют душой, пробуждает этот центр и получает соответствующие ему переживания, он интерпретирует их в духе церковных догматов. Но факт остается фактом – он упражнялся и достиг раскрытия одного из латентных доселе энергетических центров собственного тела. Эти упражнения описаны, как в йоге, так и в других системах духовного развития, которые, вместо заумных и велеречивых рассуждений о таинственной благодати, которая осеняет подвижников веры, предлагают комплексы упражнений по практическому овладению энергиями тонких тел человека. Но, в отличие от религии, которая требует веры в свои догматы, эзотерика предлагает вместо веры – практику, вместо попыток снискать благодать – упражнения, вместо чуда – описанный и предсказуемый результат этих упражнений, но, прежде всего эзотерика предполагает личное познание того, что религия объявляет непознаваемым.
Результатов этих упражнений может быть великое разнообразие, при различных техниках. Человек не механизм, который работает с заданной ему точностью. Существуют иллюзии практического осуществления молитвы, называемые прелестью. Все это происходит по гордому убеждению в собственной силе и из-за отрицания сил зла. Зло – это тоже дух, причем дух нечистый, т.е. помимо своих духовных признаков, содержащий в себе противоречие воли Божьей. Влияние этого духа на человека неотвратимо, поэтому нельзя преуменьшать опасность прельщения. Результатом этого влияния может стать то, что Божья благодать или участие Бога в процессе духовного становления сводится по вашим словам к «упражнениям и описанному и предсказуемому результату этих упражнений». А следствием и признаком выступает описанное в послании к Римлянам. Кроме того, прочитайте из этого послания список, который я пропустил точками (…) и сравните наедине с собой, все ли пункты вы одолели в своем духовном восхождении.
В православной духовной практике стяжание благодати не самоцель. Целью является духовная близость Богу, на это делается упор в практике.
adolf33
Новичок
7/30/2005, 1:20:13 AM
Приветствую Вас сер Джойс .
Низкий вам поклон от слуг ваших.
С нетерпением ждали вашего возвращения в Россию.
Как отдохнули, как ваша семья, как бизнес.
Низкий вам поклон от слуг ваших.
С нетерпением ждали вашего возвращения в Россию.
Как отдохнули, как ваша семья, как бизнес.
Lem0nti
Специалист
7/30/2005, 3:38:21 AM
А вы никогда не думали о том, что молитва это пошлость? Да-да, именно пошлость... Ведь всемогущий бог, итак знает когда мы хотим что-то попросить - прощения там, силы или ценностей. И он также знает когда нам это дать, а когда нет. А если нам для этого надо молиться, то это уничижает значимость бога как такового. Ведь если надо потешить его самолюбие, то это не бог, а ... (не буду писать это слово) из уважения к настоящему богу, а не тому, которому нужны ритуалы.
Верьте, люди, верьте... Но ни в коем разе не в книгу, не в слова, не в молитвы - ВЕРЬТЕ ТОЛЬКО В БОГА!!!
Верьте, люди, верьте... Но ни в коем разе не в книгу, не в слова, не в молитвы - ВЕРЬТЕ ТОЛЬКО В БОГА!!!
adolf33
Новичок
7/31/2005, 3:49:11 AM
Я думаю что более эффективнее для россиян будет молится на нашего президента. Все-таки Бог далеко, а В.В.П. близко.
adolf33
Новичок
7/31/2005, 3:55:01 AM
Прямой вопрос серу Джойсу.
Верите-ли вы в Иисуса Христа, и как он вас благодарит за вашу веру.
У вас много детей и вы удачливый человек по жизни?
Верите-ли вы в Иисуса Христа, и как он вас благодарит за вашу веру.
У вас много детей и вы удачливый человек по жизни?
Сэр Джимми Джойс
Мастер
7/31/2005, 4:11:56 AM
(adolf33 @ 29.07.2005 - время: 21:20) Приветствую Вас сер Джойс .
Низкий вам поклон от слуг ваших.
С нетерпением ждали вашего возвращения в Россию.
Как отдохнули, как ваша семья, как бизнес.
Ну вот, обзавелся уже собственными слугами...
Низкий вам поклон от слуг ваших.
С нетерпением ждали вашего возвращения в Россию.
Как отдохнули, как ваша семья, как бизнес.
Ну вот, обзавелся уже собственными слугами...
Сэр Джимми Джойс
Мастер
7/31/2005, 4:18:03 AM
(adolf33 @ 30.07.2005 - время: 23:55) Прямой вопрос серу Джойсу.
Верите-ли вы в Иисуса Христа, и как он вас благодарит за вашу веру.
У вас много детей и вы удачливый человек по жизни?
Я верю в Бога, который пришел в наш мир в образе Христа.
Насчет благодарности с Его стороны отвечу, что сами не знаете о чем спрашиваете. Если бы знали, то не спрашивали бы.
У меня пока один ребенок, я только, можно сказать, начал. А там, как Бог на душу положит...
Считаю себя очень везучим. Что такое удача, я не совсем понимаю. На мой взгляд, в это слово можно вложить много значений.
Еще вопросы есть?
Верите-ли вы в Иисуса Христа, и как он вас благодарит за вашу веру.
У вас много детей и вы удачливый человек по жизни?
Я верю в Бога, который пришел в наш мир в образе Христа.
Насчет благодарности с Его стороны отвечу, что сами не знаете о чем спрашиваете. Если бы знали, то не спрашивали бы.
У меня пока один ребенок, я только, можно сказать, начал. А там, как Бог на душу положит...
Считаю себя очень везучим. Что такое удача, я не совсем понимаю. На мой взгляд, в это слово можно вложить много значений.
Еще вопросы есть?
adolf33
Новичок
8/2/2005, 11:09:26 AM
Доброе утро сер Джойс.
Извените что задержал с ответом.
Рад что вы не равнодушны к судьбе России.
Всё прочитал и всё понял.
У РЕРИХА есть картина Агни- Йога называется.
Там, как все знают, женщина трясёт простынёй с красными пятнами.
Из под кого эти пятна Рерих не уточнил, но извесно что он очень дорожил этой картиной и считал что она ответ на вопрос , что есть человек.
Извените что задержал с ответом.
Рад что вы не равнодушны к судьбе России.
Всё прочитал и всё понял.
У РЕРИХА есть картина Агни- Йога называется.
Там, как все знают, женщина трясёт простынёй с красными пятнами.
Из под кого эти пятна Рерих не уточнил, но извесно что он очень дорожил этой картиной и считал что она ответ на вопрос , что есть человек.
adolf33
Новичок
8/2/2005, 11:18:18 AM
В своё время эта простыня, достаточно недавно, болталась в Гос.Думе России, но была там снята по приказу Владимира Вольфовича.Что ему не понравилась в этом иносказательном знаке он не уточнил.
Хочу вас спросить сер Джойс , что обозначает эта картина, Святую Троицу, три красных пятна в круге, или что-то непотребное для христиан?
С уважением.
Хочу вас спросить сер Джойс , что обозначает эта картина, Святую Троицу, три красных пятна в круге, или что-то непотребное для христиан?
С уважением.
Сэр Джимми Джойс
Мастер
8/2/2005, 12:48:14 PM
(adolf33 @ 02.08.2005 - время: 07:18) В своё время эта простыня, достаточно недавно, болталась в Гос.Думе России, но была там снята по приказу Владимира Вольфовича.Что ему не понравилась в этом иносказательном знаке он не уточнил.
Хочу вас спросить сер Джойс , что обозначает эта картина, Святую Троицу, три красных пятна в круге, или что-то непотребное для христиан?
С уважением.
Вы случаем раньше здесь не появлялись, но под другим именем?
Я понятия не имею о значении картины Рериха, одно могу сказать, если это изображение Троицы, то оно не соответствует канонической иконографии, соответсвенно для христиан понимается как искажение Божьего образа. Да и не думаю я, что Рерих, в силу своих верований, признавал бы значение Троицы в том виде, в каком оно существует в христианстве.
Вообще, вопрос вы могли задать и по РМ, а то тут тема несколько иная...
Хочу вас спросить сер Джойс , что обозначает эта картина, Святую Троицу, три красных пятна в круге, или что-то непотребное для христиан?
С уважением.
Вы случаем раньше здесь не появлялись, но под другим именем?
Я понятия не имею о значении картины Рериха, одно могу сказать, если это изображение Троицы, то оно не соответствует канонической иконографии, соответсвенно для христиан понимается как искажение Божьего образа. Да и не думаю я, что Рерих, в силу своих верований, признавал бы значение Троицы в том виде, в каком оно существует в христианстве.
Вообще, вопрос вы могли задать и по РМ, а то тут тема несколько иная...
adolf33
Новичок
8/3/2005, 3:36:51 AM
Прочитал, всё понял.
Что касается молитвы, тобишь обращение к Богу, то могу сказать одно.
Любая молитва есть неро-лингвистическое програмирование личности для достяжения поставленной цели.
Я сомневаюсь что Великому Богу интересны стенания людей любых взглядов и убеждений.
Будь то молитва людей типа чикатило или молитва людей типа Серафима Соровского.
С уважением.
Что касается молитвы, тобишь обращение к Богу, то могу сказать одно.
Любая молитва есть неро-лингвистическое програмирование личности для достяжения поставленной цели.
Я сомневаюсь что Великому Богу интересны стенания людей любых взглядов и убеждений.
Будь то молитва людей типа чикатило или молитва людей типа Серафима Соровского.
С уважением.
Воланд
Мастер
8/5/2005, 4:02:32 AM
Вот как говорится о молитве в книге Закон Божий. Первая книга о православной вере. YMCA-PRESS, Paris"
/////COLOR]Молитва - это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища - все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда мы в чем нуждаемся, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Молиться Богу можно везде, потому, что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед и после еды, перед началом и по окончании всякого дела.
/////COLOR]Во время молитвы мы должны свой ум направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, и чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.
/////COLOR]Для выражения наших чувств к Богу и к святым Его угодникам Церковью даны нам разные молитвы.
/////COLOR]Молитва - это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища - все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда мы в чем нуждаемся, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Молиться Богу можно везде, потому, что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед и после еды, перед началом и по окончании всякого дела.
/////COLOR]Во время молитвы мы должны свой ум направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, и чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.
/////COLOR]Для выражения наших чувств к Богу и к святым Его угодникам Церковью даны нам разные молитвы.
Сэр Джимми Джойс
Мастер
8/5/2005, 10:42:00 AM
Я сомневаюсь что Великому Богу интересны стенания людей любых взглядов и убеждений.
Будь то молитва людей типа чикатило или молитва людей типа Серафима Соровского.
Бог действительно не нуждается в том, чтобы люди обращались к Нему с молитвами, потому что Он вообще ни в чем не нуждается, в отличие от нас. Казалось бы, при этом Бог должен быть равнодушен к человеческим мольбам, однако, это не так. Бог любит нас и ради Христа долготерпит наши несовершенные молитвы. Это подобно огороднику, который так любит живые растения, что даже сорняки оставляет расти.
К сожалению, наша ответная любовь не такая, как у Бога. Если мы могли бы любить Бога также, как Он любит нас, то необходимость в молитвах отпала бы. Но как сложно любить Того, кого никогда не видел, не знаешь и не чувствуешь. И чтобы обрести подобное знание, необходима молитва. Вы утверждаете, будто молитва связана лишь с нашим сознанием и речью, но ее действие простирается намного дальше, в иные сферы человеческого бытия. Молящийся постоянно имеет Бога в сердце, беспрестанно о Нем вспоминая. Перед ним открываются истинные причины его поступков и поступков других людей, а также появляется знание того, как надо поступать в согласии с Божественным порядком. Также у молящегося пробуждаются дремавшие в нем силы для свершения благих дел; более того, душа его не будет иметь покоя, если он их все не переделает. Происходит как бы внутреннее преображение молящегося человека и эти изменения становятся заметны окружающим. Молитва приближает человека к Богу, к осознанию его единства с Ним, является началом и выражением любви к Нему.
Сила молитвы у разных людей разная. Это зависит от степени бескорыстных побуждений. Люди, имеющие корыстные побуждения, как правило, в молитве разочаровываются, потому что в них она не оказывает должного действия. Необходимо помнить, что в момент молитвы, мы как бы принимаем Бога в свое сердце, которое должно быть свободно и чисто от всяких мирских забот и помыслов, от суеты и похоти. Цель любой молитвы – духовная близость Богу, ради любви к Нему, а не ради каких-то корыстных целей. Как написано в Новом завете, Бог наперед знает все наши нужды, поэтому не имеет смысла обращаться к нему со множеством просьб, подобно молитвам язычников. Но, к сожалению, подобные представления о молитве все еще бытуют в основной массе верующих.
Будь то молитва людей типа чикатило или молитва людей типа Серафима Соровского.
Бог действительно не нуждается в том, чтобы люди обращались к Нему с молитвами, потому что Он вообще ни в чем не нуждается, в отличие от нас. Казалось бы, при этом Бог должен быть равнодушен к человеческим мольбам, однако, это не так. Бог любит нас и ради Христа долготерпит наши несовершенные молитвы. Это подобно огороднику, который так любит живые растения, что даже сорняки оставляет расти.
К сожалению, наша ответная любовь не такая, как у Бога. Если мы могли бы любить Бога также, как Он любит нас, то необходимость в молитвах отпала бы. Но как сложно любить Того, кого никогда не видел, не знаешь и не чувствуешь. И чтобы обрести подобное знание, необходима молитва. Вы утверждаете, будто молитва связана лишь с нашим сознанием и речью, но ее действие простирается намного дальше, в иные сферы человеческого бытия. Молящийся постоянно имеет Бога в сердце, беспрестанно о Нем вспоминая. Перед ним открываются истинные причины его поступков и поступков других людей, а также появляется знание того, как надо поступать в согласии с Божественным порядком. Также у молящегося пробуждаются дремавшие в нем силы для свершения благих дел; более того, душа его не будет иметь покоя, если он их все не переделает. Происходит как бы внутреннее преображение молящегося человека и эти изменения становятся заметны окружающим. Молитва приближает человека к Богу, к осознанию его единства с Ним, является началом и выражением любви к Нему.
Сила молитвы у разных людей разная. Это зависит от степени бескорыстных побуждений. Люди, имеющие корыстные побуждения, как правило, в молитве разочаровываются, потому что в них она не оказывает должного действия. Необходимо помнить, что в момент молитвы, мы как бы принимаем Бога в свое сердце, которое должно быть свободно и чисто от всяких мирских забот и помыслов, от суеты и похоти. Цель любой молитвы – духовная близость Богу, ради любви к Нему, а не ради каких-то корыстных целей. Как написано в Новом завете, Бог наперед знает все наши нужды, поэтому не имеет смысла обращаться к нему со множеством просьб, подобно молитвам язычников. Но, к сожалению, подобные представления о молитве все еще бытуют в основной массе верующих.
adolf33
Новичок
8/8/2005, 1:57:57 PM
Как я понял уважаемый сер Джойс, ваши возрения скорее близки к бубдизму нежели к христианству. Это там у них самокопание в душе человеческой, а у христиан фанатичная вера в Великого Бога. Как у мусульман в Аллаха.
С уважением.
С уважением.
DELETED
Акула пера
8/9/2005, 2:59:27 AM
(adolf33 @ 08.08.2005 - время: 09:57) Как я понял уважаемый сер Джойс, ваши возрения скорее близки к бубдизму нежели к христианству. Это там у них самокопание в душе человеческой, а у христиан фанатичная вера в Великого Бога. Как у мусульман в Аллаха.
Самокопания хватает везде, даже среди материалистов, а вот "фанатичная вера в Великого Бога" - это уже чересчур, и слишком сильно сказано для христиан.
Сэр Джимми, так вы бубдизт? Вот ужас то...
Самокопания хватает везде, даже среди материалистов, а вот "фанатичная вера в Великого Бога" - это уже чересчур, и слишком сильно сказано для христиан.
Сэр Джимми, так вы бубдизт? Вот ужас то...
Сэр Джимми Джойс
Мастер
8/9/2005, 4:05:42 AM
(gayatri @ 08.08.2005 - время: 22:59) Сэр Джимми, так вы бубдизт? Вот ужас то...
Представьте, я и сам не знал...что я такой... :)
Не соглашусь с вами, adolf33, что в христианстве нет глубокого познания человеческой природы. Вы просто мало общались с глубоко верующими людьми (от слова "глубоко" а не от слова "фанатично").
Представьте, я и сам не знал...что я такой... :)
Не соглашусь с вами, adolf33, что в христианстве нет глубокого познания человеческой природы. Вы просто мало общались с глубоко верующими людьми (от слова "глубоко" а не от слова "фанатично").