Великие деятели Буддизма
Tuyan
Акула пера
4/3/2014, 1:25:23 PM
Великие личности в истории Буддизма
Tuyan
Акула пера
4/3/2014, 1:29:32 PM
Агван Доржиев
Агван Доржиев - лама, ученый, дипломат, просветитель, учитель Далай-ламы XIII и его представитель в России, настоятель Санкт-Петербургского дацана - все это написано об одном человеке, Агване Доржиеве. Он - одна из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века. Высокообразованный ученый, он проявил себя и как лингвист- реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку. Он был составителем бурятского письма вагиндра, точно передававшего транскрипцию русских слов, которое активно использовалось в 1905-1910 гг. Род Доржиевых происходит из хоринских бурят. Агван Доржиев родился в местности, где сейчас расположены села Ацагат и Хара-Шибирь Заиграевского района Бурятии. На территории Ацагатского дацана существует теперь его дом-музей.
Леонтьева Е.В., буддолог: "В раннем возрасте, примерно лет в 13 или 14, он покинул Забайкалье и отправился получать буддийское образование в Ургу, столицу Монголии - совр. Улан-Батор, затем паломником он прибыл в Лхасу, столицу Тибета, учился в Гоман-дацане при монастые Дрепунг и достиг там такого высокого уровня постижения Дхармы, что спустя какое-то время стал учителем 13-го Далай-ламы. Это исключительная история, чтобы бурятский лама учил Его Святейшество Далай-ламу в Тибете".
В 1888 году он окончил высшую буддийскую школу, получил высокую ученую степень "Лхарамба" и был назначен Цаннид-Хамбо (Наставником) молодого Далай ламы XIII в числе семи высших ученых лам. Он обучал юного иерарха Тибета буддийской философии и литературе и был его партнером по философскому диспуту (цэншапа). Это впоследствии позволило им сблизится, и стать друзьями. Агван Доржиев долгое время был советником и доверенным лицом Далай ламы XIII, он стал крупной фигурой в тибетском теократическом государстве. С родной страной Агван Доржиев тоже не утратил связь, и способствовал сближению Тибета и России. В 1896 году император Николай II удостоил его награды, подарил часы с монограммой в знак признательности за помощь посланникам Петра Бадмаева (бурятского врача, лечившего царскую семью), которые путешествовали в Лхасу. В 1898 году он был командирован в Китай, Россию и Францию для ознакомления с их государственным устройством и жизнью.
В столице Российской империи Санкт-Петербурге Агван Доржиев собирал пожертвования на дацан (монастырскую школу), и познакомился тогда с князем Э.Э.Ухтомским, ориенталистом, известным своим глубоким увлечением Востоком. Он был приблеженным Николая II и лично представил Агвана Доржиева императору.
А во Франции при поддержке Буды Рабданова Агван Доржиев провел первый в этой стране хурал (буддийскую службу), на котором присутствовали Александра Давид-Неэль, а также Иннокентий Анненский, посвятивший этому событию стихотворение "Буддийская месса в Париже", вошеднее в "Кипарисовый ларец". Также Агван Доржиев прочитал лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме. В этой поездке гидом ламы по Парижу стал русский поэт Максимилиан Волошин.
По возвращении в Тибет Агван Доржиев был возведен в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. Позже Агван Доржиев стал много путешествовать с посольской миссией, представляя интересы Тибета в мире. Он был инициатором сближения России и Тибета. Ездил с дипломатическими поручениями в Россию, Тибет и Монголию, побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании.Агван Доржиев много сделал для развития буддизма в России. Он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство буддийской литературы в Санкт-Петербурге, типографию в Ацагатском дацане. Он инициировал строительство дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, в районе Старой Деревни, за Черной речкой, ставшего первым буддийским храмом в европейской части России. Строительство велось с 1909-1915 гг, первая буддийская служба и церемония освящения состоялась в 1913 году, ее провел XII Пандито Хамбо лама Итигэлов. А торжественное открытие дацан отметил в 1915 году. Агван Доржиев стал настоятелем дацана в столице Российской империи. Во время хаоса революции 1917 года дацан был разграблен, были сожжены тибетские манускрипты и бесценные архивы, собранные Агваном Доржиевым за 30 лет, дацан сильно пострадал, были вынесено все, от предметов искусства и мебели до дверных ручек и шпингалетов. Но и тогда Агван Доржиев не сдавался, ему удалось реставрировать храм вопреки царившей кругом разрухе. Он пытался как и в прежние времена дипломатически наладить диалог с властью, на этот раз в лице Ленина и Луначарского. Устремления ламы оставались прежние: свобода вероисповедания, поддержание культуры, необходимые для процветания государства и его граждан. В 1921 году Доржиев написал автобиографию, изложив ее в стихотворной форме на монгольском языке. Рукописная копия ее сохранилась и находится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.В 20-е годы XX века он посвятил себя политической деятельности и пытался реформировать буддизм, чтобы сохранить Дхарму в новых условиях социализма. Однако вскоре ситуация еще более ухудшилась, в 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена антирелигиозным законом, в 30-е гг начались массовые аресты лам Калмыкии и Бурятии. Леонтьева Е.М.: " Финальный страницы биографий бурятских лам того времени очень схожи: даты смерти у всех - 1937-38 годы. Агван Доржиев погиб в возрасте 85 лет, в 1938-м году, в тюремной больнице Верхнеудинска (совр. Улан-Удэ), и место захоронения его не известно. Это трагическая страница в истории российского буддизма".
В память об этом выдающемся человеке, деятельном, мудром и неустрашимом, сейчас созданы музеи и мемориалы.
Ему посвящена одна из пяти ступ Иволгинского дацана в Бурятии. В юбилейный год - 150-летия со дня рождения Агвана Доржиева, настоятеля Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, на внутренней стороне ограды храма в 2004 году была установлена памятная доска работы архитектора В.Бухаева и скульптора Д. Намдакова. В Бурятии есть Ацагатский дацан, гостеприимно принявший на своей территории старый бревенчатый дом, где жил этот выдающийся человек и лама, сейчас там государственный музей Агвана Доржиева. В музее можно увидеть восковые фигуры самого Агвана Доржиева, его ученика - 13-й Далай-ламы, нашего современника - 14-й Далай-ламы, посетившего Ацагатский дацан, и фигуру Хамбо ламы Шойнзона Иролтуева, который был настоятелем Ацагатского дацана.©
Агван Доржиев - лама, ученый, дипломат, просветитель, учитель Далай-ламы XIII и его представитель в России, настоятель Санкт-Петербургского дацана - все это написано об одном человеке, Агване Доржиеве. Он - одна из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века. Высокообразованный ученый, он проявил себя и как лингвист- реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку. Он был составителем бурятского письма вагиндра, точно передававшего транскрипцию русских слов, которое активно использовалось в 1905-1910 гг. Род Доржиевых происходит из хоринских бурят. Агван Доржиев родился в местности, где сейчас расположены села Ацагат и Хара-Шибирь Заиграевского района Бурятии. На территории Ацагатского дацана существует теперь его дом-музей.
Леонтьева Е.В., буддолог: "В раннем возрасте, примерно лет в 13 или 14, он покинул Забайкалье и отправился получать буддийское образование в Ургу, столицу Монголии - совр. Улан-Батор, затем паломником он прибыл в Лхасу, столицу Тибета, учился в Гоман-дацане при монастые Дрепунг и достиг там такого высокого уровня постижения Дхармы, что спустя какое-то время стал учителем 13-го Далай-ламы. Это исключительная история, чтобы бурятский лама учил Его Святейшество Далай-ламу в Тибете".
скрытый текст
В 1888 году он окончил высшую буддийскую школу, получил высокую ученую степень "Лхарамба" и был назначен Цаннид-Хамбо (Наставником) молодого Далай ламы XIII в числе семи высших ученых лам. Он обучал юного иерарха Тибета буддийской философии и литературе и был его партнером по философскому диспуту (цэншапа). Это впоследствии позволило им сблизится, и стать друзьями. Агван Доржиев долгое время был советником и доверенным лицом Далай ламы XIII, он стал крупной фигурой в тибетском теократическом государстве. С родной страной Агван Доржиев тоже не утратил связь, и способствовал сближению Тибета и России. В 1896 году император Николай II удостоил его награды, подарил часы с монограммой в знак признательности за помощь посланникам Петра Бадмаева (бурятского врача, лечившего царскую семью), которые путешествовали в Лхасу. В 1898 году он был командирован в Китай, Россию и Францию для ознакомления с их государственным устройством и жизнью.
В столице Российской империи Санкт-Петербурге Агван Доржиев собирал пожертвования на дацан (монастырскую школу), и познакомился тогда с князем Э.Э.Ухтомским, ориенталистом, известным своим глубоким увлечением Востоком. Он был приблеженным Николая II и лично представил Агвана Доржиева императору.
А во Франции при поддержке Буды Рабданова Агван Доржиев провел первый в этой стране хурал (буддийскую службу), на котором присутствовали Александра Давид-Неэль, а также Иннокентий Анненский, посвятивший этому событию стихотворение "Буддийская месса в Париже", вошеднее в "Кипарисовый ларец". Также Агван Доржиев прочитал лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме. В этой поездке гидом ламы по Парижу стал русский поэт Максимилиан Волошин.
По возвращении в Тибет Агван Доржиев был возведен в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. Позже Агван Доржиев стал много путешествовать с посольской миссией, представляя интересы Тибета в мире. Он был инициатором сближения России и Тибета. Ездил с дипломатическими поручениями в Россию, Тибет и Монголию, побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании.Агван Доржиев много сделал для развития буддизма в России. Он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство буддийской литературы в Санкт-Петербурге, типографию в Ацагатском дацане. Он инициировал строительство дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, в районе Старой Деревни, за Черной речкой, ставшего первым буддийским храмом в европейской части России. Строительство велось с 1909-1915 гг, первая буддийская служба и церемония освящения состоялась в 1913 году, ее провел XII Пандито Хамбо лама Итигэлов. А торжественное открытие дацан отметил в 1915 году. Агван Доржиев стал настоятелем дацана в столице Российской империи. Во время хаоса революции 1917 года дацан был разграблен, были сожжены тибетские манускрипты и бесценные архивы, собранные Агваном Доржиевым за 30 лет, дацан сильно пострадал, были вынесено все, от предметов искусства и мебели до дверных ручек и шпингалетов. Но и тогда Агван Доржиев не сдавался, ему удалось реставрировать храм вопреки царившей кругом разрухе. Он пытался как и в прежние времена дипломатически наладить диалог с властью, на этот раз в лице Ленина и Луначарского. Устремления ламы оставались прежние: свобода вероисповедания, поддержание культуры, необходимые для процветания государства и его граждан. В 1921 году Доржиев написал автобиографию, изложив ее в стихотворной форме на монгольском языке. Рукописная копия ее сохранилась и находится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.В 20-е годы XX века он посвятил себя политической деятельности и пытался реформировать буддизм, чтобы сохранить Дхарму в новых условиях социализма. Однако вскоре ситуация еще более ухудшилась, в 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена антирелигиозным законом, в 30-е гг начались массовые аресты лам Калмыкии и Бурятии. Леонтьева Е.М.: " Финальный страницы биографий бурятских лам того времени очень схожи: даты смерти у всех - 1937-38 годы. Агван Доржиев погиб в возрасте 85 лет, в 1938-м году, в тюремной больнице Верхнеудинска (совр. Улан-Удэ), и место захоронения его не известно. Это трагическая страница в истории российского буддизма".
В память об этом выдающемся человеке, деятельном, мудром и неустрашимом, сейчас созданы музеи и мемориалы.
Ему посвящена одна из пяти ступ Иволгинского дацана в Бурятии. В юбилейный год - 150-летия со дня рождения Агвана Доржиева, настоятеля Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, на внутренней стороне ограды храма в 2004 году была установлена памятная доска работы архитектора В.Бухаева и скульптора Д. Намдакова. В Бурятии есть Ацагатский дацан, гостеприимно принявший на своей территории старый бревенчатый дом, где жил этот выдающийся человек и лама, сейчас там государственный музей Агвана Доржиева. В музее можно увидеть восковые фигуры самого Агвана Доржиева, его ученика - 13-й Далай-ламы, нашего современника - 14-й Далай-ламы, посетившего Ацагатский дацан, и фигуру Хамбо ламы Шойнзона Иролтуева, который был настоятелем Ацагатского дацана.©
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.