Тантрический буддизм

DELETED
3/17/2007, 2:39:04 AM
В начале второй половины I тысячелетия н. э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна («Колесница»), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине — в Индии.
Слово ваджра, входящее в название «Ваджраяна», первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса — ведийского бога Индры, однако постепенно его смысл изменился. Дело в том, что одно из значений слова «ваджра» — «алмаз», «адамант». В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой — само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня — упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница», «Громовая Колесница» и т. п. Первый перевод наиболее распространен.
Элементы тантрической практики, существовавшие в буддизме с древности, начали оформляться в особую йогическую систему — Ваджраяну.
DELETED
3/17/2007, 3:55:28 AM
Практикующий йогин должен научиться представлять того или иного Будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать. Обычно визуализация божеств сопровождается рецитацией посвященных ему мантр.
Очень важным положением буддизма Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела и сознания. Вообще, сознание занимает центральное место в учении Ваджраяны: и сансара, и нирвана — не что иное, как два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение — постижение природы сознания как такового, то есть как пустотного и недвойственного гносиса-блаженства.
Следует отметить, что упражнения такого рода предполагают определенную подготовку, тренировку в двигательной и, особенно, дыхательной гимнастике, а также умение визуализировать систему каналов. Данная практика, как и аналогичная индуистская, включает в себя и упражнения с чакрами (чакра — дословно: «колесо»), энергетическими центрами организма, локусами схождения каналов-нади. В буддийской тантре обычно используются три чакры, соотносимые с Тремя Телами Будды (иногда к ним добавляется четвертая, «тайная», чакра; видимо, центр у основания позвоночника), а также с Мыслью, Речью и Телом Будд (Тело — верхний, мозговой центр, Нирманакая, Речь — средний, горловой центр, Самбхогакая и Мысль — нижний, сердечный центр, Дхармакая).
DELETED
3/17/2007, 3:58:25 AM
Интересно, что в отличие от индуизма высшее состояние ассоциируется здесь не с головным (сахасрара; ушниша), а с сердечным (анахата; хридая) центром. Любопытной параллелью здесь может быть «умная молитва» восточнохристианских монахов-исихастов, произносимая именно из ума, помещенного в сердце.
Чакрам и их элементам соответствуют определенные семенные мантры (биджа мантра), буквенная запись которых может визуализироваться йогином в соответствующих центрах (размер, толщина и цвет букв строго регламентируются).
Тантрический буддизм фактически стал ведущим направлением поздней индийской Махаяны эпохи правления царей династии Палов, последних буддийских монархов Индии (VIII — начало XIII вв.), и был в таком же статусе заимствован формировавшейся синхронно тибетской традицией. Тантрическую йогу практиковали и такие известные мыслители, как Дхармакирти. По существу, логико-эпистемологическая ветвь йогачары в философии и тантра в буддийской практике и определяли специфику буддизма последнего периода его существования на его родине (хотя отдельные буддийские йогины-тантрики жили и в XV и даже в XVI веках, но после мусульманского завоевания Бенгалии и Бихара в XIII веке буддизм как организованная религия в Индии исчезает). Оба эти направления — философия и логика поздней йогачары и Ваджрая — на во многом определили специфику тибетского буддизма (а потом и монгольского, заимствованного также народами России — бурятами, калмыками и тувинцами).
Напротив, на Дальнем Востоке тантра получила относительно незначительное распространение (хотя она и повлияла довольно сильно на иконографию китайского буддизма). Даже в Японии, где благодаря замечательной личности Кукая (Кобо Дайси, 774-835 гг.) тантрическая школа йога-тантр Сингон достаточно сильна, влияние тантры заметно уступало влиянию таких школ, как Чистая Земля, Нитирэн-сю, Дзэн или даже Тэндай. Это во многом объясняется тем, что китайский буддизм ко времени расцвета Ваджраяны уже практически сформировался (новая волна интереса к тантрам привела в XI веке к переводу ряда аннутара йога-тантр, но эти переводы сопровождались значительными купюрами и редакторской цензурой текстов). Кроме того, культурно-экологическая ниша Ваджраяны была во многом занята в Китае даосизмом. Тем не менее Ваджраяна и поныне остается чрезвычайно актуальным для центральноазиатского буддизма и весьма интересным для религиоведения феноменом духовной жизни народов Востока.

Предлагаю обсудить это направление буддизма, возможно среди нас есть практики, интересно было бы выслушать мнение.
DELETED
3/18/2007, 1:21:41 AM
Спосибо я очень много узнал и понял 0090.gif
Бестя
3/18/2007, 4:37:40 AM
Тантрический буддизм
Легкий экскурсс в историю.... rolleyes.gif

С глубокой древности и до наших дней ходят легенды о Тибете и его жителях. Во многих крупных научных работах, фильмах рассказывалось о чудесах, которые совершают тибетские монахи: ходят по воздуху, обладают ясновидением, общаются друг с другом за много километров и т. д. Многие ученые-физики, химики, биологи отправлялись в Тибет, чтобы добыть сокровенные знания, которые якобы еще сокрыты от науки. Проводимые ими исследования действительно подтверждали наличие этих сверхъестественных явлений. Что же лежит в основе этих чудес? Давайте кратко остановимся на общих чертах этого направления. Итак, тантра, давшая название этому направлению буддизма, означает в переводе с древнего языка санскрита «сокровенное учение о двойственной природе мира». Разработанная в нем система ваджраяна (алмазная колесница) провозглашает возможность просветления уже в этой жизни. Для этого человеку необходимо созерцать изображения божеств, мысленно сливаясь с ними, используя для этого ритуальные жесты, и читать мантры. В отличие от других буддийских направлений, тибетцы поклоняются целой системе богов. На первой ступени их иерархии стоят небесные будды, на второй — земные, на третьей — идамы — боги-покровители разных учений тантр, на четвертой — бодхисатвы, те, кто достиг просветления, но не желают уйти из этой жизни, пока есть еще непросветленные; на пятой ступени — дакини, обнаженные женские божества, открывающие людям учение, на шестой — дхармапасы — демоны, злые духи, хранящие учение; на седьмой — локапасы — духи священных мест; на восьмой — наги, полулюди-полузмеи.Не имея возможности перечислить все тибетские обряды, приведем описание лишь одного, который является самым распространенным. Называется он «чод», или принесение себя в жертву. «Обряд чод проводится человеком в одиночестве, ночью, в таком месте, о котором идет страшная молва, часто — на кладбище. Аскет, решившийся на этот обряд, созывает кровожадных демонов на пир, при этом произносятся магические слова призыва, сопровождаемые бешеным танцем, в котором он кружится под оглушительный барабанный бой и звуки трубы, сделанной из человеческой берцовой кости. Наконец, когда духи собираются вокруг него, он предлагает им угощение, говоря: «Как я брал у различных существ их тело себе в пищу, так теперь я отдаю вам свою плоть». При этом аскету действительно представляется, что демоны пожирают его тело.
Бестя
3/18/2007, 4:38:26 AM
image
Как государственная религия, буддизм появился на Тибете при царе Сронценгамбо (613—649 гг. по Р. Хр.). Огромную роль в его становлении и развитии сыграл Падмасамбхава, живший в VIII в. по Р. Хр. Именно он заложил основы тибетской философии, или точнее будет сказать, что через него темные силы сделали это. Итак, он проповедовал: «Просветление и освобождение через самоосуществление, через проявление всех своих инстинктов во всех формах, через проявление и удовлетворение всех своих внутренних желаний, вплоть до влечения к преступлению». Он усиленно изучал астрологию, алхимию, магию и колдовство, в своих работах и опытах Падмасамбхава устанавливает теснейшие связи с демонами, которые оказывают ему всяческую поддержку. С их помощью он творит величайшие чудеса, которые подробно зафиксированы в истории того времени, изумляя всех и убеждая в том, что это не являлось пустым шарлатанством. «Падмасамбхава… был постоянно окружен женщинами и рекомендовал половые сношения как путь к достижению просветления». Он совершил множество преступлений, в том числе и убийств, но творимые им чудеса заставляли замолчать пострадавших или недовольных. Утверждая, что Бог не создавал наш мир, Падмасамбхава многими чудесами пытался повторить чудеса, описанные в Библии (вызывал воду из скалы, как Моисей, и т. д.), что сильно тормозило проповедь христианства на Востоке.

«Падмасамбхава выступает в многочисленных обрядах как гуру, как колдун, как огненно-красный вызывающий ужас демон, часто в сексуальном соединении с одной из диких дакини». Таков был один из главных основателей тибетской философии и государства. На протяжении последующих веков были разработаны магические и колдовские обряды с использованием многочисленной символики: мандалов (представление о вселенной), ваджры, колокольчиков, четок, молитвенных мельниц, ступ, колеса сансары, лотоса и т. д. Эти символы, формулы, построенные на открытом оккультизме, вызывании духов и демонов, путешествиях и встречах с давно умершими людьми являют собой чистой воды сатанизм.

DELETED
3/20/2007, 7:38:57 PM
Добавлю еще кое что rolleyes.gif
Все своеобразие Алмазной Колесницы связано с ее методами (упая), хотя цель применения этих методов все та же - обретение состояния Будды для блага всех живых существ. Ваджраяна утверждает, что главное преимущество ее метода - его чрезвычайная эффективность, “мгновенность”, позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трех неизмеримых (асанкхея) мировых циклов-кальп. Следовательно, адепт тантрического пути может быстрее выполнить свой обет бодхисаттвы - стать Буддой для избавления всех существ, утопающих в болоте циклического существования рождений-смертей. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчеркивали, что этот путь является и самым опасным, подобным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Малейшая ошибка на этом пути приведет незадачливого йогина к безумию или рождению в особом “ваджрном аду”. Гарантией успеха на этом опасном пути является приверженность идеалу бодхисаттвы и стремление обрести состояние Будды как можно быстрее, чтобы скорее получить способность спасать живые существа от страданий сансары. Если же йогин вступает на Колесницу Грома ради собственного преуспеяния, в погоне за магическими силами и могуществом, его конечное поражение и духовная деградация неотвратимы. Поэтому тантрические тексты считались сокровенными, а начало практики в системе Ваджраяны предполагало получение специальных посвящений и соответствующих им устных наставлений и разъяснений от достигшего реализации Пути учителя. Вообще же роль учителя, гуру, в тантрической практике чрезвычайно велика и иногда молодые адепты тратили много времени и прилагали огромные усилия, чтобы найти достойного наставника. В силу этой сокровенности практики Ваджраяны ее также называли Колесницей Тайной Тантры или просто тайным (эзотерическим) учением (кит. ми цзяо).
DELETED
3/20/2007, 7:44:45 PM
Все тантры, то есть доктринальные тексты Ваджраяны, представляющие собой, подобно сутрам, наставления, вложенные авторами тантр в уста самого Будды-Бхагавана, делились на четыре класса: крия-тантры (тантры очищения), чарья-тантры (тантры действия), йога-тантры (йогические тантры) и аннутара йога-тантры (тантры наивысшей йоги), причем последний, или высший класс также делился на материнские тантры (если в них делался упор на мудрость- праджню и женское начало), отцовские тантры (если в них особое значение придавалось методу-упае и мужскому началу) и недвойственные тантры (если эти два принципа играли одинаковую роль).
DELETED
3/20/2007, 7:46:18 PM
Правда, следует добавить, что окончательно стандартная классификация тантр утвердилась достаточно поздно, не ранее XI века, и не в Индии, а в Тибете (возможно, что ее автором является Бромтонпа, 992-1074, ученик знаменитого проповедника буддизма в Стране Снегов Атиши). Каждому типу тантр соответствовали свои методы: в крия-тантрах преобладают внешние формы практики, прежде всего, различные мистические ритуалы, в чарья-тантрах появляются элементы внутренней, созерцательной практики, в йога-тантрах она преобладает, а аннутара йога-тантры уже исключительно относятся к внутренней психопрактике. Впрочем, аннутара йога-тантрам присущ и ряд весьма специфических черт, которые достаточно отчетливо отличают этот тип тантрических текстов от текстов других классов. Основные методы, предлагаемые первыми тремя классами тантр, могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение, ритуалов-литургий и к практике мантр, технике визуализации (мысленного воспроизведения образов) божеств и созерцанию мандал.
прим.
Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.
Мандала символизирует сферу обитания божеств. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса.
image
DELETED
3/20/2007, 8:18:38 PM
-Kassandra- а если Гуру нет, мегитировать не умею, сил своих расчитать не могу, даже с вашей иформацией, её надо ещё много раз прочитать, что-бы прийти к своему выводу. Одного желания, как я понимаю мало ? Одна интуиция работает.
angel_hypocrite.gif
DELETED
3/20/2007, 8:28:19 PM
(Mangust27 @ 20.03.2007 - время: 17:18) -Kassandra- а если Гуру нет, мегитировать не умею, сил своих расчитать не могу, даже с вашей иформацией, её надо ещё много раз прочитать, что-бы прийти к своему выводу. Одного желания, как я понимаю мало ? Одна интуиция работает.
angel_hypocrite.gif
ну, то что интуиция работает, это уже хорошо, я бы сказала замечательно victory.gif
медетировать, пока рано, не торопитесь.
по поводу информации, я еще не все выложила, на самом деле ее очень много, терминология сложная, как раз сейчас обдумываю как бы все попонятней изложить.
ps. а желание, как говорится, лишь бы было biggrin.gif
DELETED
3/20/2007, 9:00:18 PM
(-Kassandra- @ 20.03.2007 - время: 17:28) ну, то что интуиция работает, это уже хорошо, я бы сказала замечательно victory.gif
медетировать, пока рано, не торопитесь.
по поводу информации, я еще не все выложила, на самом деле ее очень много, терминология сложная, как раз сейчас обдумываю как бы все попонятней изложить.
ps. а желание, как говорится, лишь бы было biggrin.gif
Спасибо за добрые слова 0090.gif , очень вдохновляет, появилась уверенность в себе. rolleyes.gif Очень много материала на форуме, постоянно читаю и анализирую read.gif
DELETED
3/20/2007, 11:45:35 PM
я продожу angel_hypocrite.gif
следует заметить, что метод тантр, хотя и приводит, согласно традиции, к тому же результату, что и метод сутр классической Махаяны, тем не менее, по своему характеру он прямо противоположен тому. Махаяна (да и Хинаяна) прежде всего работала с сознанием, с тем тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие методов Махаяны затрагивает более глубокие слои и пласты психики, очищая и преобразуя их.Иное дело Ваджраяна. Она прямо сразу начинала работать с темными пучинами бессознательного и бессознательного, того “тихого омута”, в котором “черти водятся”, используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей - которые могли и не осознаваться самим практикующим, бомбардируя однако его сознание “изнутри”. Затем только наступала очередь сознания, преображающего вслед за очищением темных глубин подсознательного. Большую роль в определении гуру конкретной практики для каждого ученика играло выяснение базового для его психики аффекта (клеши): является ли он гневом, страстью, невежеством, гордыней или завистью. Поэтому тексты Алмазной Колесницы неустанно повторяют, что аффекты должны не искореняться или уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться, пресуществляться в пробужденное сознание подобно тому, как в процессе алхимической трансмутации алхимик превращает железо и свинец в золото и серебро.
DELETED
3/21/2007, 12:12:24 AM
Извените, за невежественность и наглость ,с вами поспорить, не хочу вдоватся в подробности, но из моего опыта на ноль умножай, ноль и получишь, так что просветление думаю удел не многих.
Поптавте меня пожалуйсто если я что-то не понял или сужу со своей колокольни.
DELETED
3/21/2007, 2:13:42 AM
(Mangust27 @ 20.03.2007 - время: 21:12) Извените, за невежественность и наглость ,с вами поспорить, не хочу вдоватся в подробности, но из моего опыта на ноль умножай, ноль и получишь, так что просветление думаю удел не многих.
Поптавте меня пожалуйсто если я что-то не понял или сужу со своей колокольни.
один мой хороший друг как то сказал, как ни старайся все равно выше головы не прыгнешь

но попробовать стоит cool.gif
DELETED
3/21/2007, 2:37:27 AM
(-Kassandra- @ 20.03.2007 - время: 20:45) я продожу angel_hypocrite.gif
следует заметить, что метод тантр, хотя и приводит, согласно традиции, к тому же результату, что и метод сутр классической Махаяны, тем не менее, по своему характеру он прямо противоположен тому. Махаяна (да и Хинаяна) прежде всего работала с сознанием, с тем тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие методов Махаяны затрагивает более глубокие слои и пласты психики, очищая и преобразуя их.Иное дело Ваджраяна. Она прямо сразу начинала работать с темными пучинами бессознательного и бессознательного, того “тихого омута”, в котором “черти водятся”, используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей - которые могли и не осознаваться самим практикующим, бомбардируя однако его сознание “изнутри”. Затем только наступала очередь сознания, преображающего вслед за очищением темных глубин подсознательного. Большую роль в определении гуру конкретной практики для каждого ученика играло выяснение базового для его психики аффекта (клеши): является ли он гневом, страстью, невежеством, гордыней или завистью. Поэтому тексты Алмазной Колесницы неустанно повторяют, что аффекты должны не искореняться или уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться, пресуществляться в пробужденное сознание подобно тому, как в процессе алхимической трансмутации алхимик превращает железо и свинец в золото и серебро.
Жду продолжения, если это вас не затруднит 0090.gif Мне очень интересно и позновательно angel_hypocrite.gif
Shariputra
3/25/2007, 1:56:14 AM
(<Kassandra> @ 17.03.2007 - время: 00:58)

Предлагаю обсудить это направление буддизма, возможно среди нас есть практики, интересно было бы выслушать мнение.
Среди нас нет таких. Иначе он бы ответил. Насколько мне известно, Ваджраяна, довольно-таки не простое направление Буддизма и вряд ли можно его успешно практиковать новичкам. А продвинутым на Пути необходим учитель, иначе это может быть небезопасным, как для начинающих не рекомендуется изучение и практикование визуализации "Чистых полей Будды Амитаюса". А кому повстречался такой учитель? no_1.gif
вик11
7/19/2007, 5:51:17 PM
Послушайте внимательно путь тантр это не вопрос вашего желания или не желания практиковать его и даже не вопрос такого блестящего интеллектуального анализа который демонстрирует Кассандра это вопрос связи с ваджарным мастером или реализованным учителем который мог бы дать вам передачу методы и наставления Есл у вас есть такая связь и у вас есть к этому предрасположенность учитель даст вам эти метода Если нет то лучше не забивать себе голову лишними идеями которые в конечном счете ничего не дадут Кассандра респект за анализ тантр все проавильно помни только тибетскую притчу об ученом монахе который провалился в ад так как земля не выдержала его учености
zugan
7/22/2007, 8:22:34 PM
как я понимаю - в практике тантрического буддизма большой упор делается на визуализацию различных божеств,нередко в гневной форме(даже в наше время различных фильмов ужасов кому-то может сделатся жутковато,не знаю как средневековым тибетцам),визуализации могут быть многочасовыми,так изо дня в день годами,что в конце-концов и должно менять психику
в связи с этим,если не в тему - удаляйте,вспоминается,как волею судеб трудился в типографии,и там одна женщина перевелась на другую специальность - разматывать втулки,через дня три она сказала,что эти втулки ей уже по ночам снятся
вобщем мысль такая - за три дня подобных практик - она,наверное,увидала бы Амитабху,или что-то подобное,на что другие потратят годы
короче говоря,к таким вот визуализациям надо подходить осторожно,голова - предмет темный..
вик11
7/24/2007, 2:49:51 AM
Термин визаулизация не совсем правилен на самом деле не глаза видят а ум знает Смысл тантрической практики не в том что бы что то увидеть а в том чтобы раскрыть в себе качества того или иного будда аспекта стать им на самом деле а не смотреть очередную картинку