О французском шансоне

Format C
Format C
Грандмастер
4/30/2010, 10:22:20 PM
Проще всего было бы начать с таких громких имен как Адамо, Ж. Беко, Азнавур... но стоит ли? Мы ж после них так называемый новый французский шансон (Nouvelle Chanson), возможно, и слушать не захотим. А поговорить о нем хочется. Пролистывая время от времени бесплатные газеты, пачками лежащие возле станций метро, я чуть ли не всякий раз натыкаюсь на новые имена, экспериментирующие в этом Nouvelle Chanson жанре, после чего придирчиво просматривую их композиции на ю-тюбе... иногда выбираюсь на их концерты (стоит то недорого или вообще бесплатно, если играют в "рамках" уличного музыкального фестиваля).
И есть тут важный момент, который надо учитывать - сия незатейливая эксперементаторская музыка музыка, все-таки, воспитана на ВЕЛИКИХ традициях французского шансона!

Перевод из Википедии (на русском этой статьи пока нет):
"Nouvelle Chanson (Новый Шансон) - появившееся недавно название нового музыкального направления, преимущественно во Франции и франкоговорящих странах, сформировавшееся на традициях классического Французского Шансона и продолжающее его, в измененном виде. Принципиальное влияние на это новое направление оказало творчество таких "авангардистов" прошлого как Serge Gainsbourg, Fontaine, Greco и Brassens.
Nouvelle Chanson известен как жанр развивающийся, поэтому нет пока четкого его описания и нет полной ясности кто из современных артистов принадлежит этому направлению, а кто нет.
Элементы современной музыки, такие как рок" и электроника, оказывают на это направление свое влияние. Есть так же тенденция к "театрализации" и интенсивному использованию современной поэтической лирики - с метафорами и элементами сюрреализма. Приветствуется так же тонкий интеллегентный юмор.
Это новый жанр (равно как и шансон традицицонный) сфокусирован на французский язык и французскую культуру. Артисты часто имеют академическое музыкальное образование, что придает этому жанру некий "интеллектуальный вектор", отличный от рока и поп-музыки.
Помимо традиционного французского шансона, на него оказывают влияние электронная музыка (Trip-Hop), Bossa Nova, Samba....
Далее в статье приведен список имен из разных стран, примерно тридцать современных певцов - с краткой характеристикой каждого"

Нe хочу представлять имена, известные лишь в узком кругу, буду придерживаться всем известной википедии.

Группа "Les Blaireaux". Bыпустила свой первый альбом в 2000 году.
"мальчики-мажоры" - лучшей характеристики им не придумаешь.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Les_Blaireaux ((я конечно, могу ошибаться... но мне не удалось найти в Вики оних даже английской странички)
На сегодняшний день, дискография группы содержит 6 альбомов... равно как и шесть "бойцов" в группе
Они из Лилля (Франция)
Ну, посмотрите - чем не "Одесса-Мама"... тока поют по-французски:





В этой песне группа обыгрывала интернациональное междометие "пом-пом-пом-пом", перекликающееся с "le pomme" (яблоко), трансформированное в "le pomme de terre" ("земляное яблоко", т.е. - картошка) и, финально, в "картошку-фри". Действие происходит, как вы поняли - в ресторане.

Еще пара "забойных песен этой группы:

Les Blaireaux. Balance l'info!: https://www.youtube.com/watch?v=ePaiVOcFkNc

Les blaireaux : le fou du village: https://www.youtube.com/watch?v=NmmW-AQ3rnc

---

ну, и что б нам понятнee стало что за "зверь" этот Nouvelle Chanson и какой у него "диапазон",
вклячая имеющиеся на сегодняшний день средства электроники, акустики и... скажем так - "клип-мейкерства" (искуcство делать оригинальные клипы),
посмотрим на еще одну исполнительницу.


Еmilie Simon - современная молодая певица, композитор, автор текстов (родилась в 1978 году в Монпелье, Франция) - музыкой интересовалась с детства, проводя часы напролет в звукозаписывающей студии отца, оборудованной прямо в доме. С семи лет училась в консерватории. Окончив школу, девушка поступила на факультет музыковедения в универститет Монпелье. Потом она получила степень магистра в Сорбонне и училась дополнительно на факультете звукорежиссыры в парижском IRCAM... что оказало влияние на ее любовь к электронным эффектам и необычной акустике.
У нее очень мягкий и красивый голос, похожий на детский.
В декабре 2003 года был издан первый полнометражный альбом певицы, названний ее именем - "Emile Simon". Этот альбом, являющийся образцом электронной музыки на традициях французского шансона, был встречен критикой доброжелательно и имел коммерческий успех. В рекламных целях, были срежессированы, сняты и показаны по телевидению клипы с двумя песнями из нового альбома. Один из этих клипов назывался Desert.

Emilie Simon - Desert:





В альбоме Vegetale, выпущенном в 2006 году, Эмили Симон использовала натуральные звуки растений и свои стихи, посвященные флоре.
Сейчас она живет в Нью-Йорке и довольно успешно продвигается на американском континенте... Только вот песен, соизмеримых по красоте и оригинальности с Desert - имхо, пока не слышно.
Format C
Format C
Грандмастер
5/4/2010, 12:45:04 AM
а что, собственно, такое традиционный шансон -
песни средвековых французских артистов, где текст играет доминирущую (ведущую) роль?
по большому счету, любая песня на "франсэ" - это уже "шант".
Но специалисты, все таки, выделяют две главные вехи французского шансона - уличное пение в позднее средневековье и эстрадное пение в стиле "кабаре" в конце 19- начале 20-го веков.

А как же Ив Монтан, Эдит Пиаф, и т.д.???
Угу, это тоже французский шансон - там, у них, текстовая составляющая тоже играет важную роль.

И у меня даже есть сугубо-личное мнение:
начинаешь вслучиваться в слова, в экспрессию голоса - это уже "шансон"

---

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Вообще говоря, шансон (представляющий собой, как следует из перевода, просто светскую... т.е. не религиозную и не военную ... песню) - вещь довольно старая, известная еще со средневековых времен.
Ранние шансон развились из одноголосных светских песен труверов (от глагола trouver — находить, изображать, сочинять).
Труверы очень часто они были жонглерами или менестрелями, то есть сочинителями и исполнителями одновременно. Их песни были незамысловаты по языку и по форме - песни о любви, о природе, о тяжелой жизни, плясовые и т.д.
В 13-м веке поэзия труверов усложняется, приобретает куртуазный характер и потепенно теряет анонимность.
А еще позднее, с появлением городского сословия, в торговых и промышленных центрах Франции появляются особые организации (puys) - что то типа поэтических цехов.
Первым значительным автором шансон был поэт и композитор 14 века Гильом Де Машо.
В середине 15 века образовалась парижская школа шансонa (Сермизи, Жанекен...)
после чего к данному направлению присоединились многие известные композиторы различных школ Европы.

---

Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце 19 — первой половине 20 века (Брюан, Мистингетт...).
Кабаре представляло собой небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоялa из пения, танцев, одноактных пьес, объединённых выступлениями конферансье.
Из кабаре данная модификация шансонов перешла в современную французскую эстрадную музыку.
Наряду с жанром кабаре в 20 веке во Франции существовало и направление реалистической песни (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами (Дамиа, Фреель, Э.Пиаф...)

--

Шансон в Квебеке ( (la chanson canadienne d'expression française) опирается на традиции французского народного пения, к которому в ходе исторического развития добавились шотландские и ирландаские мотивы.
Hародные традиции помогли квебекцам сохранить свое лицо и свою культуру в тяжелые времена середины 20 века (1920-1945), когда франко-канадцы выдерживали мощную англоязычную экспансию и под угрозой было само существовавание нации.
В это время в Квебеке появились выдащиеся шансонье (Bolduc, и др.), известные за пределами своей Родины. Во второй половине столетия их сменила новая, еще более мощная волна артистов.

Жил Виньо (Gilles Vigneault) - любимeц квебекских националистов:



Format C
Format C
Грандмастер
5/4/2010, 2:16:55 AM
хоть это и не регламентировано законами жанра, но настощий шансонье является и автором своих песен.
Пронзительно-лиричная композиция партиарха французской песни (продолжающего свою жизнь на сцене) - Сальвадоре Адамо
(думаю, это имя не нуждается в доп. комментариях):

Сальвадоре Адамо - "Падает Снег"



Odesssa
Odesssa
Удален
5/5/2010, 7:44:08 PM
Вот что интересно, Жан Татлян и Шарль Азнавур это бесспорно шансон. И даже удостоины на этой доске именных топиков. А вот Джо Дассена к этой компании никто не причисляет. Почему?

Кроме такого явления как русский шансон, существует ли ещё какой-то шансон за пределами Франции, кроме приведённого примера из Канады?

Можно ли отнести к шансону А. Вертинского с его романсами?
Format C
Format C
Грандмастер
5/5/2010, 10:28:31 PM
(Odesssa @ 05.05.2010 - время: 07:44) существует ли ещё какой-то шансон за пределами Франции, кроме приведённого примера из Канады?

В общем то, Сальвадоре Адамо итальянец по национальности.
А не менее известный (причем известный как типичный шансонье!) Жак Брель - бельгиец.
А одна из самых популярных его песен про Амстердам:





Начиная с 1952 г. Жак сочиняет песни, которые он исполняет в семейном кругу или на вечеринках в брюссельских кабаре. В 1953 г. выходит первая пластинка на 78 оборотов — её ждал провал. Вскоре после этого Брель уезжает в Париж по приглашению известного деятеля культуры Жака Канетти, открывшего талант молодого бельгийца. В 1955 г. жена с детьми переезжает к Жаку во Францию...

--

имхо, y Джо Дассена есть ряд песен, которые можно вполне назвать шансоном.
Format C
Format C
Грандмастер
5/6/2010, 12:53:39 AM
Тут и выяснилось, что по французским меркам шансоном вполне может называться авторская песня вообще, даже с эстрадным уклоном...
...
Говорить о рамках жанра «французский шансон» трудно, границы его очень размыты. Для примера — имена некоторых исполнителей: Морис Шевалье, Жорж Брассенс, Жак Брель, Шарль Трене, Эдит Пиаф, Ив Монтан, Лео Ферре, Барбара, Борис Виан, Клод Нугаро, Серж Реджиани, Серж Гейнсбур, Жильбер Беко — это уже ушедшее поколение.
Живущие ныне «патриархи» — Шарль Азнавур, Анри Сальвадор, Жан Ферра, Ги Беар, Жюльетт Греко, Адамо, Ален Сушон, Мишель Жонас, Серж Лама, Мишель Сарду.
И среди молодого поколения есть продолжатели традиции французского шансона. 
К жанру шансона смело можно отнести «эстрадных» Джо Дассена, Далиду, Мирей Матье, Патрика Брюэля, Патрисию Каас...

"Что понимают под шансоном во Франции?":
https://dcp.sovserv.ru/audio/2007/10/31/frantsuzkii/
Odesssa
Odesssa
Удален
5/7/2010, 2:24:24 AM
(Format C @ 05.05.2010 - время: 19:28) В общем то, Сальвадоре Адамо итальянец по национальности.

А у Джо Дассена родители- венгры, и родился он в Нью Йорке. И кто он после этого по национальности?
Format C
Format C
Грандмастер
5/7/2010, 10:03:34 PM
(Odesssa @ 06.05.2010 - время: 14:24) (Format C @ 05.05.2010 - время: 19:28) В общем то, Сальвадоре Адамо итальянец по национальности.

А у Джо Дассена родители- венгры, и родился он в Нью Йорке. И кто он после этого по национальности?
кто по национальности - не суть важно (Жарль Азнавур вообще армянин).
важнее к какой культуре певец себя причисляет и в как это отражается в его песнях.
Адамо принадлежит французской культуре, хоть в его песнях, имхо, проскальзывают элементы итальянского пения ("Падает Снег", например)
Format C
Format C
Грандмастер
5/7/2010, 10:16:29 PM
В продолжение "географической" темы, подспудно возникшей в этом топике, предлагаю довольно старую песню французского певца и артиста Рене Бержерона.
Песня называется "QUEBEC MA BELLE"
(в клипе использованы современные фотографии города Квебека):



Format C
Format C
Грандмастер
5/7/2010, 10:58:12 PM
A вот как современный французский певец Jean Medelgi
исполняет известного песню из классики квебекского шансона середины прошлого века
(автор Феликс Леклерк Felix Leclerc - человек на своей Родине настолько популярный что ему стоят памятники и его именем называют улицы и автотрассы).
Песня очень легкая, приятная, называется "Le petite bonheur":

https://www.youtube.com/watch?v=qZKwpawgo4E

И как, совершенно по другому, звучит эта песня в исполнении Далиды:



Format C
Format C
Грандмастер
5/9/2010, 4:13:10 AM
в порядке музыкального оффтопа: короткий (1 мин.) клип, посвященный 2-годичной давности снегопадам (за кадром голос Dominique Michel):

https://www.youtube.com/watch?v=xj55LxWgtA0

----------

A вот, смотрите, как элегантно в наше время совмещается традиционный французский шансон c испанскими мотивами и с роком, то есть то во что трансформировались кабаре 50-х годов.
Поют Dominique A и весьма эктравагантная певица Françoiz Breut
(хотя, если честно, мне показалось что эту песню "сделали" гитаристы)





В том эта певица не лишена экстравагантности (особенно, когда постарше стала) можно заметить по многим ее клипам и песням: "Nébuleux Bonhomme" , "L'Étincelle ou la contrainte du feu", etc.
А молоденькой была сама невинность
Format C
Format C
Грандмастер
5/9/2010, 6:43:56 AM
Вернемся к именам, которые принес нам XXI век и новому шансону.
Количество имен, конечно, слегка зашкаливает, по сравнению с качеством самих песен. Но выбор таки есть.

Имхо, любопытная певица -
Olivia Ruiz (настоящее имя Olivia Blanc, псевдоним "Ruiz" является девичьей фамилией ее бабушки - наверно, ей просто это слово по звучанию понравилось)
Родилась в семье музыкантов. C 2001 года начала появлятся на французском телевидении в различных шоу и участвовать в певческих конкурсах, считалась одной из наиболее быстро прогрессирующих "здездочек" на французской сцене.
Участвовала в так называемой "Star Academy" - французском аналоге нашей "Фабрики Звезд".
Записала 5 долгоиграющих дисков, два из которых (по крайней мере) имели коммерческий успех, a альбом La Femme Chocolat был признан во Франции в 2007 году лучшим женским студийным альбомом и считается "бриллиантовым" диском - продано свыше 750 000 экземпляров.
Согласно «Figaro Magazine», её доходы за 2007 год составили 880000 евро, что сделало её третьей по доходам французской певицей (после Zazie и Ванессы Паради).
Ей сейчас 30 лет и она продолжает жить во Франции, вместе со своей дочкой.

"Thérapie de groupe" - тут и ретро, и Бог знает что еще ... но песня 2-летней давности:



Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 6:03:09 AM
Еще одна представительница нового французского шансона (Nouvelle Chanson) -
певица Camille Dalmais (чаще называемая просто Сamille) -
Родилась в Париже. Окончила престижный лицей, где получила степень бакалавра в литературе. Благодаря своей матери, учительнице английского языка, она уже в раннем возрасте научилась бегло говорить по английски.
С детства интересовалась босса-новой и американскими мюзиклами, училась балету.
Свою первую песню написала в 16 лет. В 2000-м году выступала в джаз-клубе и снималась в кино, где тоже пела свои песни. Первый ее альбом появился в 2002 году.

Сamille является, одновременно, и автором большинства своих песен - правда, этим не удивишь, практически все рок-музыканты пишут сами.
Она еще известна тем, что отлично владеет английским (благодаря матери - учительнице английского языка); многие песни поет и сочиняет на нем, используя, тем не менее, традиции французского шансона.
Инструментал не богат, порой ограничивается одним только пианино.

В 2005 году она выпустила альбом Le Fil ("Нить"), в котором содержался авангардистский элемент - все песни альбома были объединены общим фоновым звуком, нитью продолжающемся от начала до конца. Мелодии песен строились на голосе с минимальным сопровождением контрабаса и клавишных. Le fil быстро стал золотым альбомом.

Ее композиция "Pale September" посвящена ужасным событиям 11 сентября в Нью-Йорке:
"Mais qui est cet homme qui tombe de la tour? Mais qui est cet homme qui tombe des cieux? Mais qui est cet homme qui tombe amoureux?"
"Но кто этот человек, прыгающий с башни? Но кто этот человек, падающий с неба? Но кто этот человек (falling in love)?"
Это был призыв вспомнить о любви за несколько секунд до смерти!


Camille -- Paris





а вот еще одна ее песня
да, инструментал минимален
но знаете - есть в этой "упрощенности" какая то магия:

Camille -- 1, 2, 3: https://www.youtube.com/watch?v=E9PjEOAKAqA
Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 6:30:41 AM
Benjamin Biolay - 37 летний французский певец, автор текстов, композитор и музыкальный продюссер, родился в 1973 году во Франции.
Его считают одной главных фигур "нового шансона".
Артист довольно-таки харизматичный, снимается в кино, является экс-супругом Chiara Mastroianni, дочери великих артистов Катрин Денев и Мастрояни.
С 2001 года вышло семь альбомов певца.

Benjamin Biolay - La superbe





В дополнение сказанному, он является автором подавляющего большиства песен своей сестры Сoralie Clement
Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 9:45:10 AM
Eще одна "звездочка" - Сoralie Clement

На ю-тюбе практически нет нормальных клипов с ее участием - возможно оттого, что сама она не особо стремится к "коммерциализации"... хотя, имхо, имеет шанс неплохо продать (или, если хотите - "преподнести") на рынке свою внешность.
дискография пока небольшая - 3 альбома.

"Корали родилась в 1982 году в Руане, Франция.
Жанры: French Pop, Chanson, Bossa Nova

Pодилась в семье музыкантов (отец - кларнетист) и с шести лет училась играть на скрипке, но потом бросила это занятие.
Ее брат Benjamin Biolay - певец. Она записала вместе с ним свой первый альбом, будучи студенткой исторического факультета Универститета.
Альбом вышел в 2001 году и назывался "Salle des Pas Perdus".
(большинство песен было написано и аранжировано ее братом... как ,впрочем, и в последующих двух ее дисках, сделанных в 2005 и 2008 годах)

имхо, относительный коммерческий успех пришел благодаря ее брату - продюссеру, человеку известному в шоу-бизнесе.

Coralie Clement -- Bientôt:





Coralie Clement - Je ne sais pas pourquoi: https://www.youtube.com/watch?v=eGBIp9Hdgz4
(помню, когда я на нее накнулся в инете случайно, во время работы... чего то программировал... эта песня на компе, наверное, целый час играла не переставая - зациклилась, а я даж не заметил... голос сексуальный)
Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 10:32:54 AM
B схожей манере работает
Keren Ann (полное имя: Keren Ann Zeidel) родилась в Израиле (отец - русский еврей), но становление ее как певицы произошло во Франции, куда она переехала в возрасте 11 лет.
Играет на гитаре, пианино, кларнете, руководит и пишет партии для хора и музыкальные аранжировки.
Cовместно работает со многими известными музыкантами из разных стран.
Часто бывает и записывается в Нью-Йорке. Один из ее альбомов - Nolita - посвящен Манхеттену и спет наполовину по английски, наполовину по французски.

Keren Ann - Midi dans le salon de la duchesse:



Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 10:48:42 AM
Anaïs родилась в 1976 году в Гренобле (Франция)
С 2004 года записала четыре альбома.
Неплохой голосовой диапазон.
Она так же известна имитацией голоса и матеры исполнения франкоязычных певцов прошлогои настоящего. Блестяще воспроизводит многие диалекты, от типичного шотландского до квебекского и ново-орлеанского.
Anais начала петь еще в деском хоре и всегда мечтала стать актрисой.
Ее музыкальный стиль является удивительной смесью шансона, фолка, блюза, рэпа и хэви-металла.
До 2002 года она выступала с группрй Opossum и была ее лидером и автором песен.
Несмотря на то что Anais изучала в детстве теорию музыки и играла будучи маленькой девочкой на скрипке, сейчас она признается что способна только играть на гитаре собственные песни и не знает даже имен аккордов. Этот факт является частью ее имиджа. Во время концертов она показывает блестящее чувство юмора.

Anaïs - J'sais pas:



Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 10:58:36 AM
Pauline Croze родилась в 1979 году во Франции и свой первый альбом записала в 2005 году.
Аккомпонемент ее песен, как правило, довольно скуден - традиционные гитара, пианино. Что, однако, создает свою романтическую атмосферу.
Иногда сама себе аккомпонирует.
Эту певицу называют продолжательницей традиционного шансона,
она и в самом деле мало экспериментирует... зато много целуются в этом клипе: 00037.gif

Pauline Croze - "Baiser d'adieu":





Pauline Croze - T'es Beau



Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 10:46:19 PM
Emily Loizeau - певица, автор и композитор - появилась в шоу-бизнесе года четыре назад... Родилась в предместьи Парижа. Отец француз, мать англичанка. В пятилетнем возрасте начала играть на пианино. Училась композиторскому искусству. Три года работала в театре, помошницей композитора и менеджера театра.
Прекрасно владеет несколькими языками и пишет на них тексты. Ее кумирами в популярной музыке являются Боб Дилан и Битлз. В классической - Бах, Шуберт и Renaud.
В 26-летнем возрасте решила посвятить свою жизнь пению.
Записала много песен в традиционной (неавангардной) манере французского шансона.

Emily Loizeau : Je suis jalouse:



Format C
Format C
Грандмастер
5/10/2010, 10:49:25 PM
Мужчины со звуком тоже экспериментируют
(просто я, как вы уже поняли, в таком неоднозначном жанре, как то больше милым дамам симпатизирую)

Pascal Parisot - певец и композитор, c молодости он увлекся музыкой, слушая шансон, босса-нову и песни протеста Бернара Лавилье. Четыре года обучался в консерватории на отделении классической гитары, выступал в барах и клубах восточной Франции, а иногда и соседней Германии, исполняя классический репертуар — Генсбура, Ферре, Пиаф.
Постепенно Паризо начал сочинять и самостоятельные произведения, включая свои работы в концертный репертуар, проверяя свои песни на публичных выступлениях.
В конце 90-х музыкант решил попробовать себя на столичной сцене и отправился в Париж...
...
Начиная с 2000 года записал четыре альбома.

Pascal Parisot-ça alors (vidéo):

Полная версия: https://www.youtube.com/watch?v=g1sWXItZQig
но там нет нет мультиплиокации (видео), а клип с мультипликацией интересен... хоть и начинается с середины песни:





-----

На этом, наверное, следует остановится - список французских артистов, работающих в жанре Nouvelle Chanson можно продолжать до бесконечности
и, как я уже говорил в самом начале темы -
газеты практически еженедельно обозначают новые имена, которые пока еще не попали в энциклопедии.
Перейдем к современным исполнителям, которые работают в традиционной манере.